Главная страница

Культурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.. Солонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган


Скачать 2.31 Mb.
НазваниеСолонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган
АнкорКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
Дата05.03.2017
Размер2.31 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
ТипУчебник
#3400
КатегорияИскусство. Культура
страница17 из 38
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   38
(?) Контрольные вопросы
1. Что такое культура?
2. Каковы характерис'тики субъекта культуры?
3.. Что такое культурная самоидентичность?
4. Что общего между социализацией и инкультурацией и чем они от­
личаются?
5. В чем состоят особенности информационно-семиотического подхода к культуре?
6. Чем отличаются функциональные знаки от естественных?
7. Что представляют собой вторичные семиотические системы?
8. Что такое социокультурная коммуникация?

202 Глава 9. Культура в социальном пространстве
9. Чем отличается культурная ценность от полезности?
10. В чем состоят социальная и технологическая функции культурных норм и как они связаны между собой?
11. В чем специфика проявлений традиций и инноваций в культуре?
12. Что такое менталитет и как он образуется?
13. Какую функцию выполняют социальные институты в культуре?
Ш Литература .
1. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
/
2. Леви-Стросс К. Неприрученная мысль //К. Леви-Стросс. Перво­
бытное мышление. М,, 1994.
3. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб.,
1998.
4. Коржевская Н. Социальные институты как общественное явление
(социологический аспект). Свердловск, 1983.
5. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда. М., 1997.
6. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2001.
7. Соломоник А. Язык как знаковая система. М., 1992.
8. ХантингтЬн С. Столкновение цивилизаций? //Полис. 1994. № 1.
9. Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

Раздел III
ОНТОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Глава 10
ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ПРОЦЕССА КУЛЬТУРОГЕНЕЗА
10.1. От биологической формы бытия — к антропо-социо-культурной
Проблема происхождения культуры — одна из самых сложных в науке, потому что ее решение основывается на очень небольшом, случайно дошедшем до нае археологическом материале, который время от времени пополняется новыми фактическими данными, тре­
бующими кардинального пересмотра всех теоретических построе­
ний. Характерный пример: недавняя сенсационная находка черепа древнейшего предка человека, жившего 7 млн лет назад, который является в два раза более древним, чем все до сих пор известные останки существ, представляющих переходные формы от животно­
го к человеку, что заставило ученых изменить многие устоявшиеся представления о происхождении человека, а вместе с тем и о за­
рождении культуры. В дополнение к сведениям из области архео­
логии и антропологии историки культуры обычно привлекают бо­
гатейший этнографический материал, однако он используется очень осторожно, со многими оговорками: самые древние из известных этнографам племена находятся на гораздо более высоких ступенях развития, чем существа переходного типа, а так называемый «снеж­
ный человек» все еще остается, а может быть, всегда будет всего лишь мифом...
Еще одну опору культурологов составляют материалы из жизни ребенка, его сознания, поведения, речи, рисунки, поскольку по откры­
тому физиологом Э. Геккелем в XIX в. биогенетическому закону онтогенез повторяет филогенез, т.е. развитие индивида изоморфно

206 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
(структурноподобно) развитию вида. Но сходство двух разномас­
штабных процессов — онтогенеза и филогенеза — сопряжено с их не менее существенным различием. Эту диалектику общего и специ­
фического важно иметь ввиду. Наблюдая за развитием младенца, про­
ходящего путь от изначального «животного» состояния к культурно­
му поведению, мы имеем возможность по аналогии воссоздать
MHOI гие процессы превращения животного в человека, которые протекали миллионы лет тому назад. Однако при этом нельзя не учитывать принципиальных различий между тем и другим, главное из которых заключается в том, что онтогенез направляется родителями и учите­
лями, а филогенез происходит стихийно.
Тем не менее в распоряжении науки и опирающейся на нее философии и сегодня имеется достаточнре количество прочного и аутентичного материала' для формулирования главной мысли: н определенной ступени развития природы на нашей планете дей ствие биологического закона наследования каждым новым поколе­
нием программ поведения предков оказалось недостаточным для бытия одного из видов высокоразвитых животных — обезьянопо­
добных существ. Вытесненные из лесов на равнины, они вымирали пока ими не была найдена замена генетического способа передачи; поведенческой информации иными — генетически некодируемыми и нетранслируемыми — способами деятельности. Скачок живых: существ на новый уровень бытия получил название культуры; су-' щество, произведшее этот скачок, было названо человеком, а скла-( дывавшаяся при этом организация совместного деятельного бытия людей — обществом. Понятие «антропо-социо-кулътурное» фик­
сирует рождение и развитие сверхприродного типа бытия. Три ча­
сти термина соответствуют трем формам этого бытия, а дефисы, разделяющие и связывающие части в одно слово, указывают на TOJ что единство форм предполагает их своеобразие, отличие каждой составляющей от двух других. Конкретная специфика форм будет рассматриваться ниже, в ходе теоретического анализа культуры, а здесь, в контексте генетического рассмотрения, важно подчеркнуть
одновременное и совместное формирование триединой целост­
ности человека, общества и культуры, — вырывающейся из- под абсолютной власти законов природы.
Академик Н.Н. Моисеев, один из крупнейших современных уче­
ных, участвующих в освоении синергетическои методологии анализа процессов развития, описал данный процесс кратко и выразительно:
«Как утверждают климатологи, в начале четвертичного периода про­
изошло резкое похолодание климата и, как следствие, аридизация (т.е. засуха. —
:
Авт.) обширных зон нашей планеты. Значительно умень­
шилась площадь тропических лесов, что резко обострило конкурен-

10.1. От биологической форы бытия — к антропо-социо-культурной 207 цию различных видов за ресурсы. Началась полная перестройка жизни, установившейся в третичном периоде. В результате предки челове­
ка — австралопитеки — были вытеснены в саванну более приспо­
собленными для жизни в лесу человекообразными обезьянами»; од­
нако «вместо того, чтобы погибнуть в опасной саванне, предок чело­
века встал на задние лапы, освободив передние, научился использовать искусственные орудия и превратился из мирного вегетарианца в.аг­
рессивного хищника. Мозг и рождающийся разум стали главными гарантами гомеостаза этого вида, а следовательно, и его развития»; в этом процессе естественный отбор «привел к тому, что из многочис­
ленных видов потомков австралопитеков, способных претендовать на право быть предками современного человека, к концу палеолита остались только кроманьонцы»'.
Эту "лаконичную характеристику грандиозного исторического процесса «перестройки» бытия, как назвал его Н.Н. Моисеев, необ­
ходимо развернуть в культурологическом аспекте. Природа, обес­
печивает стабильность существования всех своих чад благодаря жесткой охране видового генофонда от воздействия благоприобре- таемого индивидами разнообразнейшего жизненного опыта; тем самым каждый вид растений и животных, сложившись в опреде­
ленных условиях природной среды и климата, остается неизмен­
ным безграничное время, если только внешние силы — природные катаклизмы или поведение людей — не уничтожают или радикаль­
но Не деформируют его. Это значит, что биологическая форма бы­
тия на уровне существования вида неисторична, изменчива только жизнь индивида'— его путь от рождения к смерти, однократный у животных и циклически многократно повторяющийся у растений.
Появление на Земле нового биологического вида — человека — было сопряжено с качественным сокращением сферы действия вы­
шеописанного генетического механизма: человек сохранил способ­
ность кодировать и транслировать из поколения в поколение (или через поколения и при корректирующем действии разного рода му­
таций) структурные — анатомо-физиологические — качества в един­
стве с их различными модификациями — расовыми, этническими и потомственно-родственными, но утратил способность кодировать и транслировать функциональные качества человека — программы его деятельности и поведения. В силу этого индивид перестал по­
лучать от рождения в виде унаследованного комплекса
1
инстинк­
тов какую-либо программу действий, которая обеспечила бы его выживание, добывание пищи, устройство жилья и организацию от­
ношений с другими людьми в их совместной жизни. Человек ока-
1
Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М., 200!. С. 72—75.

208
Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза зался безоружным перед лицом если не враждебной, то равнодуш­
ной к нему природы. По совершенно справедливому замечанию этнологов и классиков современной философской антропологии, например А. Гелена, человек пришел в мир своеобразным «пасын­
ком природы», неприспособленным к существованию и обреченным на вымирание.
В большинстве' случаев поиск эффективного — культурного — способа выживания, по-видимому, оказывался неудачным. Популя­
ции гоминид вымирали; не находя выхода к новому — внебиологи- ческому и более сложному, чем биогенетический, — способу орга­
низации своего бытия, который позволил бы людям противостоять природе и подчинять ее потребностям своего существования. Спа­
сительным путем явилось создание людьми искусственных орга­
нов, способных преодолеть природную слабость органов естествен­
ных (благодаря многократному умножению физической силы руки, интеллектуального потенциала мозга и коммуникативной энергии средств общения) и одновременное «изобретение» искусственного способа передачи из поколения в поколение поведенческих про­
грамм, компенсирующего утрату генетически-инстинктивного спо­
соба их кодирования и трансляции. Нельзя не согласиться с лауре­
атом Нобелевской премии биологом Дж. С. Экклесом, что «исто­
рия эволюции гоминид, превратившихся в Homo sapiens sapiens, — это самая чудесная история изо всех нам известных». Какова, же конкретная «системно-синергетическая логика» рождения новой, сверхприродной формы бытия?
Выживали те группы предлюдей, которые не ограничивались удов­
летворением сиюминутных потребностей средствами собиратель­
ства и несложной охоты на мелких животных, а шли по наиболее трудному пути — занимались облавной охотой на крупного зверя, поскольку именно она требовала от людей тех качеств, которые не были даны им генетически, а именно применения искусственных орудий и «технологий» (дубин, факелов, ям-ловушек, загонов) и кол­
лективных согласованных действий (достаточных для того, чтобы противостоять мощи мамонта, бизона,.медведя). Для всего этого нужна была неизвестная животному миру особенность психики —'способ­
ность проектировать результаты и способы данных неинстинктив­
ных действий, опирающаяся на познающее реальность мышление и творческое воображение, попросту говоря, смекалка.
Это стало возможным благодаря сформировавшейся у человека функциональной асимметрии мозга. Неизвестное психике живот­
ных левополушарное абстрактное мышление оказалось способным познавать законы бытия с помощью такого великого изобретения культуры, как слово (греч. «логос» означало одновременно и «мысль»,

10.1. От биологической форы бытия — к антропо-социо-культурной 209 и «слово»). Воображение, оперирующее правополушарными чувствен­
ными образами, позволило проектировать еще не существующее, или мыслимое существующее (в мифах). Синтез двух новорожден­
ных способностей психики — абстрактного мышления и воображе­
ния — определил строение культуры — соединение материально- преобразующей природу практики со сверхприродной, специфичес­
ки человеческой, т.е. культурной, духовной энергией. Она порождает культурную по ее происхождению и функциям деятельность со­
знания, которую можно называть проективной, предвосхищающей или предвидящей. Дж. С. Экклес пишет о ней так: «Чтобы создать хотя бы самый примитивный топор, нужно иметь предварительно представление о конечном продукте. Поэтому можно заключить, что уже homo habilis обладал, по крайней мере, до известной степе­
ни этой способностью предвосхищения». П.К. Анохин назвал эту способность психики «опережающим отражением», а другой выда­
ющийся отечественный физиолог Н.А. Бернштейн —• созданием
«моделей потребного будущего». Известно рассуждение К. Маркса в «Капитале», четко охарактеризовавшего качественное отличие двух типов созидания — чисто природного и культурного: соглас­
но Марксу, чисто природный тип порождается генетически тран­
слируемым Инстинктом (созидание пчелу или паука), а культур­
ный выражается в том, что человек, прежде чем что-либо создать практически, делает это «в своей голове», и потому «в конце про­
цесса труда получается результат, который уже в начале этого про­
цесса имелся в представлении человека, т.е. идеально»; этот иде­
альный прообраз предмета, т.е. его проект, создаваемый воображе­
нием, порождается «сознательной целью» человека, «которая, как закон, определяет характер и способ его действий»
1
Видимо, неслучайно культура преобразовывала в аналогичном направлении и другие стороны телесного и духовного бытия чело­
веческих предков. Асимметрия является более сложной формой организации, чем симметрия: она развилась в ходе антропогенеза в соотношении передних и задних конечностей, правой и левой руки, зрительного и слухового рецепторов, в соотношении «языков» человеческого общения. В самом деле, существеннейшее значение для процесса культурогенеза име.ло превращение четырех симмет­
ричных лап звериного предка человека в асимметричную биокуль­
турную систему «руки — ноги» — превращение это, анатомически закрепившееся в филогенезе и повторяющееся в развитии каждо­
го ребенка как чисто культурный феномен, было порождено потреб­
ностью освободить передние конечности от функций средств пе-
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 189.

210 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза редвижения, идентичных у животных функциям задних конечное-* тей, чтобы стало возможным необходимое для выживания человека рукомесло (это прекрасное русское слово объединяет в одном noJ нятии «руку» и «ремесло»). Другое выразительное слово — «приру­
чить» — точно фиксирует роль руки в отношениях человека и природы: именно рукою человек овладевал природой, приручая н<1 только животных, но и дикорастущие злаки, становившиеся куль­
турными растениями, камень, превращавшийся в орудие и оружие, огонь, делавшийся средством утепления, освещения, охоты и приго­
товления пищи, обеспечивавшим первобытному человеку возмож­
ность выживания и дальнейшего развития.
Функционально-деятельностная потребность формировавшейся, культуры определила асимметричное строение кисти руки челове­
ка и его стопы: отстоявший большой палец кисти рук и остальные ее четыре длинных и гибких пальца отвечали необходимости дер­
жать орудие труда (оружие), а строение стопы соответствовало ее культурной функции обеспечения устойчивости всего тела, необхо­
димой для работы и удобства передвижения на двух ногах. Асим­
метрия правой и левой рук была также явлением культуры, ибо она] была порождена перекрестной связью рук с работой правого и Ля вого полушарий мозга. Согласно данным антропологии, которые приводит М.Ф. Нестурх, большинство людей — правши, левшей насчитывается не более 5%, а «обезьяны бывают, как правило, амби- декстрами», т.е. пользуются в равной мере правой и левой передни­
ми конечностями; и ребенок в первые полгода своей жизни явля­
ется «обоеруким». О значении данной асимметрии говорит — и это особенно интересно с культурологической точки зрения — метафо­
рическое перенесение пространственного положения рук на ценно­
стное определение поведения в быту, в нравственной и познава­
тельной деятельности: онтологическая противоположность «правое — левое» стала аксиологической в терминах «правда», «правильно», человек «прав» или «неправ», в юридическом понятии «право», в обозначении политических течений как «правых» и «левых».
Когда познававшее реальность мышление делало первые шаги в ходе активизации работы левого полушария, воображение слабо контролировалось мышлением и мощь фантазии оказывалась без­
граничной; поэтому изначально мифология, а не наука стала господ­
ствующей формой общественного сознания. Поскольку же эти пло­
ды деятельности фантазии были эмоционально окрашены и обра­
щены к переживанию, неотделимому от понимания, они становились художественными образами. В сущности, мифология есть не что иное как художественно-образный способ освоения действительно­
сти, воспринимаемый, однако, как ее адекватное описание — по ве-

10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 211 ликолепному определению К. Маркса, миф есть «бессознательно- художественное», т.е. неосознаваемое в своей фантастичности, ос­
воение действительности народной фантазией. Примечательно, что и в данном отношении онтогенез повторяет филогенез — у ребен­
ка художественно-образное мышление опережает развитие абст­
рактного левополушарного, мифологическим же оно не становится только потому, что этому мешают разъяснения рационалистически мыслящих взрослых.
Таким образом, в результате длительнейшего — на протяжении нескольких миллионов лет — процесса развития в бесконечном пространстве природы и в конечном пространстве Земли на одном ее небольшом «участке» биологическая форма материального бытия преобразовалась в антропо-социо-культурную, т.е. в такую, в кото­
рой новое живое существо, живущее не в стаде и не в стае, а в стихийно самоорганизовавшемся обществе, — Человек — создал для себя искусственную среду обитания — «вторую природу» — ив ходе этой творческой деятельности обрел необходимые для него ин­
теллектуальные и духовные качества -— наследственно непереда­
ваемые, формируемые у каждого индивида прижизненно и потому не стабильные, как психические реакции животных, а меняющиеся по
содержанию из поколения в поколение, постепенно все более раз­
нообразные у разных представителей одного поколения. Совокуп­
ность этих качеств, реализующихся в совместной созидательной де­
ятельности и воплощающихся в ее предметных плодах, и является культурой в широком философском смысле этого понятия.
Отсюда следует неосновательность утверждения Ч. Дарвина, что человек отличается от своих животных родственников «степенью» развития тех же самых качеств, «а не сутью» — именно сутью, и суть эта есть культура.
10. 2. Место культуры в системе бытия и ее строение
Культура — сверхсложная система, исторически образовавшая­
ся и исторически изменяющаяся многосторонняя целостность спе­
цифически человеческих духовных качеств. Это значит, что культу­
ра является подсистемой двух более широких систем: она входит в
антропо-социо-культурную сферу бытия, а также, вместе с нею и во взаимоотношениях с природой, — в бытие, рассматриваемое
во всей его полноте и целостности.
Исходным в материалистически трактуемой онтологии являет­
ся бытие природы, или «самобытие». Вторым названием подчер­
кивается несотворенность и вечность природы, хотя и она должна

212 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   38


написать администратору сайта