Главная страница

Культурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.. Солонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган


Скачать 2.31 Mb.
НазваниеСолонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган
АнкорКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
Дата05.03.2017
Размер2.31 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
ТипУчебник
#3400
КатегорияИскусство. Культура
страница19 из 38
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   38
Обобщающая схема строения культуры
ная песня, военный марш, ораторское искусство политика), синтез философии и искусства (от мифов до философских пьес, притч, сти­
хов мыслителей Нового времени); в переходной зоне оказываются испробованными все градации соотношения философского и худо­
жественного потенциалов, т.е. происходит движение от доминиро­
вания одного к преобладанию другого через их относительное рав­
новесие. Существует также третья ситуация, при которой культура соединяет духовное и материальное начала без посредства художе­
ственной образности. В качестве примера можно привести обозна­
чение в знаковой, символической форме связи здания с происходя­
щими в нем духовными процессами: атрибуты государственной вла­
сти указывают на работу парламента, знаки церковной иерархии — на деятельность религиозного учреждения и т.д.
Так культура заполняет все «пустоты», образующиеся между ее различными формами, демонстрируя тем самым действие одного из главных законов ее функционального бытия — все, что человек создает и что он привносит в обустраиваемую им бытийную «нишу» из природной и социальной среды, необходимо как можно более пол­
но осмысливать, ценностно осваивать, одухотворять, очеловечивать.
Получив, таким образом, общее представление о культуре, мож­
но перейти к анализу ее отношений с другими формами бытия, а именно с человеком, обществом и природой. Взаимодействие с ними обусловливает ее функционирование и развитие.

222 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
10. 3. Культура и натура (природа, космос)
В наши дни история человечества пришла к тому, с чего она] начиналась несколько миллионов лет тому назад, —- к конфликту
культуры и натуры, и вопрос о том, чем завершится современное I противостояние двух начал, пока остается открытым. Задача куль- i турологической науки — теоретически осмыслить оба конфликта Щ
тот длительный исторический процесс, который их разделяет.
Когда древний мудрец назвал культуру «второй природой», он метко определил и ее происхождение, и форму ее бытия, и ее функ­
цию в человеческой жизни. Быть «природой», пусть даже «второй»,: означает иметь основные природные свойства и главное из них — материальное существование. Отсутствие материальности сделало бы проблематичным само существование духовного состояния, по­
скольку никто, кроме самого его носителя, не мог бы судить о нем.
Это происходило бы как во сне — о сновидении как о явлении культуры можно говорить только тогда, когда его содержание рас­
сказано, т.е. объективировано, опредмечено, значит, материализова­
но, так как это единственный способ вывести увиденное из недр психики и сделать его всеобщим достоянием. Так, последователи
3. Фрейда, А. Адлера и других корифеев психоанализа, придавая большое значение интерпретации снов, могут оперировать их со­
держанием только тогда, когда они рассказаны, т.е. отделены от
: психики тех, кто их видел, и зафиксированы в материально-пред­
метной форме звучащего словесного текста.
Уподобляя свое реальное существование бытию природных объек­
тов, культура становится формой бытия, приобретает онтологический статус и тем самым, подобно явлениям и предметам природы, стано­
вится доступной экспериментальному и теоретическому изучению.
Эпитет же «вторая», подчеркивающий ее отличие от «первой»,' изначальной и подлинной природы, содержит .намек на искусствен­
ное происхождение культуры — намек, развернувшийся в вербаль­
ную оппозицию «естественное — искусственное», практически си­
нонимичную оппозициям «натура — культура» и «природа — вто­
рая природа». Поскольку очевидно, что «вторую природу» человек создает из материала природы «первой», постольку еще одним си­
нонимом культуры становится «очеловеченная природа», или «оду­
хотворенная природа». Видимо, наиболее точным с онтологической точки зрения было бы определение культуры как «инобытия при­
роды», так как она является результатом преобразования природ­
ных форм в объекты, природе неведомые: леса •— в парк, камня в обелиск, деревьев — в дом, воды — в фонтан, физиологической.

10.3. Культура и натура (природа, космос) 223 эмоции — в духовное чувство, инстинктивной «модели потребного будущего» — в проект и идеал, звуковых сигналов — в словес­
ную речь, крика — в пение, стихийных телодвижений — в язык жестов, размножения — в любовную связь, стада — в общество.
Как видно из приведенных примеров, культурное преобразова­
ние природы происходило и продолжает происходить на двух уров­
нях: 1) внешней по отношению к человеку, природной данности и
2) собственно человеческих структур — телесной и психической.
Исходным был первый уровень, на котором камень превращался в рубило, нож, наконечник стрелы или серп; шкура убитого зверя — в одежду, и т.д.; в ходе же производственных действий, какими бы примитивными они нам сегодня ни казались, изменялись анатомия кисти, строение позвоночника, мышечная система, развивалась функ­
циональная асимметрия мозга, а вместе с нею и вся структура пси­
хики. Скульптурные реконструкции лиц и тел гоминид позволяют проследить воздействие культуры на. их анатомическую структуру, а история языка, изобразительных искусств, жилищ, охоты, захороне­
ний рассказывает о преобразованиях, происходивших во внутрен­
ней жизни наших далеких предков, в строении и'содержании их психики. В гл. 2 отмечалось, что интеллект, духовность и другие фундаментальные качества культуры человека не возникли «из ничего», не были даром богов или инопланетян и не содержались
«в готовом виде» в биологии животных, но были плодами ради­
кального, качественного преобразования культурой натуры живот­
ных предков человека. Теперь мы возвращаемся к этой проблеме в другом контексте, рассматривая ее не со стороны человеческих культурных обретений, а со стороны той природы: и биологической, и физической, которая на протяжении всей истории подвергалась куль­
турному воздействию, превращаясь в синтетическое природно-куль- турное образование. Уже сейчас можно сделать важный в теорети­
ческом отношении вывод: сводить культуру к одним только «памят­
никам культуры» музейного типа или исключительно к психическим и поведенческим «новациям» — мифам, обрядам, ценностям, симво­
лам, украшениям, играм — значит абсолютизировать ту или иную сторону целостного процесса превращения одной формы бытия в другую, утрачивая при этом самое существенное — взаимосвязь этих сторон, их взаимопревращения, а значит, неотрывность одной от дру­
гой. Так целостный процесс культурогенеза.отвоевывал у природы, вокруг человека и в самом человеке все более широкие простран­
ства для создания оптимальных условий существования и развития каждой популяции на всех ступенях ее истории и в специфических обстоятельствах природной среды ее обитания.

224 . Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза
Развивавшееся воздействие культуры на человеческую натуру одним из своих значимых последствий имело формирование на природной, биогенетической этнической почве такого нового куль­
турного образования, как нация. Эта проблема заслуживает особого внимания и потому, что в литературе понятия «этнос» и «нация» употребляются как синонимы, и потому, что в наше время вопросы национальной идентичности и национальных отношений приобрели- особую остроту в связи с развитием процессов глобализации, вызы­
вающей широкое сопротивление националистического свойства.
Этнические характеристики народов проявляются в особенно­
стях анатомического строения тела, своеобразии нейродинамиче- ской системы, темперамента, психологических особенностях. Они имеют биологическое происхождение, доказательством чего явля­
ется их врожденность у каждого представителя той или иной этни­
ческой группы. Соответственно принадлежность к этносу не зави­
сит от желания и поведения индивида — русским, китайцем или бушменом человек рождается и умирает. Между тем принадлеж­
ность к культуре этнически не обусловлена. Классические приме­
ры: А.С. Пушкин, осознававший свои африканские корни и даже гордившийся ими, стал классиком русской культуры; и дети рус­
ских эмигрантов, выросшие во Франции, Германии, США, которые не знают русского языка и психологически неотделимы от своих свер­
стников с иными этническими корнями. И.С. Тургенев однажды сказал полушутя, полусерьезно: «Поскребите любого русского — вы найдете татарина». Более того, этнические корни личности чаще все­
го неизвестны; о национальности человека говорят не они, не генети­
чески передающиеся черты лица, цвет глаз, темперамент и т.д., а род­
ной для него язык; воспринятые с детства бытовые традиции; лите­
ратура, сформировавшая его мироощущение музыка, ставшая «родной»; пища, способствовавшая формированию определенных вкусовых при­
страстий; природная среда, неразделимая с его жизнью и вызываю­
щая ностальгические чувства при расставании с нею...
Хотя в большинстве случаев нации как носители определенной культуры вырастали на почве определенного этноса, что создавало этническую предопределенность национального характера, образа мыслей и чувств, идеалов и вкусов, история знает немало вырази­
тельных примеров полиэтничных наций — едва ли не самым яр­
ким из них является американская нация, которая культурно, соци­
ально-психологически, духовно объединила представителей не толь­
ко европейских, но и африканских этносов, а в наше время все шире вбирает в свою культуру выходцев с Востока. Этот пример особен­
но важен для осмысления, потому что закономерно усиливающаяся

10.3. Культура и натура (природа, космос) 225 тенденция межэтнической гибридизации народов поведет человече­
ство по тому же космополитическому пути: в каждом конкретном случае будет находиться лишь определенная мера соотношения на­
ционально-специфического и общечеловеческого. Способом дости­
жения диалектического единства двух названных начал станет диа­
лог культур — замечательное явление, теоретически обоснованное в XX в. М.М. Бахтиным, М. Бубером, B.C. Библером и др.
Знаменательно, что в последнее время понятие «диалог» широко применяется и в исследованиях современных отношений культу­
ры и природы, где оно интерпретируется как «диалог с природой».
На первый взгляд это выражение абсурдно — диалог является меж­
субъектной связью, природа же выступает для человека объектом
его научной и производственной деятельности, а не субъектом — во всяком случае для взрослого человека, сознание которого, как некогда сознание человечества, выросло из «пеленок» язычески- мифологического одухотворения природы. Но в действительности выражение «диалог с природой» имеет глубокий смысл, так как оно фиксирует — разумеется, метафорически — такую форму отноше­
ния культуры к натуре, которая по сути своей подобна диалогу,
Потому что наше отношение к природе может быть двояким: к ней можно относиться с позиций научного познания и технического преобразования или утилитарного потребления, когда явления при­
роды воспринимаются как объекты, с которыми человек-субъект,
руководимый собственными интересами, может совершать какие- либо действия: разрушать в эксперименте, изменять формы при­
родного существования, делать чучела, музейные экспонаты, укра­
шения своего бытия, наконец, просто убивать и поедать. Но мы можем относиться к этим же явлениям и как к субъектам, пре­
красно сознавая при этом, что подлинными субъектами они не яв­
ляются, — таково искусство, которое в басне, сказке, стихотворении и повести может приписывать зверю, растению и даже вещи чело­
веческие способности, например способность к диалогу. Поскольку в сказке в отличие от мифа мы видим вымысел, а не высшую, сверхопытную реальность, художественный образ природного явле­
ния становится не подлинным субъектом, а квази-субъектом, т.е.
объектом, воспринимаемым нами как субъект.
Присвоив себе звание «царя природы», человек решил, что он имеет «законное» право не только на ее познание, но и на манипу­
лирование ею, простирающееся вплоть до уничтожения конкретных природных объектов. Когда выяснилось, что им был совершен не­
признанный природой акт самозванства и что дальнейшее насилие над нею угрожает его собственному существованию, человек ока-
8 Культурология

226 Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза зался перед необходимостью радикально изменить свое отношение к природе, как к внешней для него географической среде, так и к своему внутреннему природному содержанию — духовной и теле­
сной сторонам его собственного бытия. В XX в. 3. Фрейд открыл глубинный внутренний конфликт между природой и культурой в человеческой психике, который порождает различные формы пси­
хических расстройств. Не касаясь эффективности предложенных основоположником психоанализа методов лечения этих расстройств, следует подчеркнуть, что и в такой тончайшей области бытия, как психика человека, спасительным может быть только диалогичес­
кий контакт сознания и подсознания, врожденных физиологичес­
ких влечений организма, в том числе либидо, и воспитанных куль­
турой нравственных принципов.
Сложнейший аспект взаимоотношений культуры и натуры в са­
мом человеке — педагогический. Отечественной теоретической мыс­
лью и, что несравненно хуже, педагогической практикой нашей со­
временной школы игнорируется принципиальное различие между образованием и воспитанием. Между тем образование есть процесс
передачи знаний, а воспитание — процесс приобщения к ценнос­
тям. Мы имеем дело с двумя различными ситуациями. Передача знаний может осуществляться на школьном уроке, в университет­
ской лекции, с помощью учебника, обращенного к еще большему чис­
лу получающих информацию, — в данном случае преподаватель не принимает во внимание индивидуальных особенностей психики каж­
дого ученика и передает им объективно-безличные знания, которые воспринимаются безличным, одинаковым по сути его деятельности абстрактным мышлением. Воспитание же может быть эффектив­
ным только тогда, когда Учитель как «Значимый другой» передает ценности каждому индивидуально на том основании, что ценност­
ные установки, воспринимаемые воспитуемым, должны синтезиро­
ваться с его уникальными в своей целостности природными данны­
ми, «натурой», врожденными чертами темперамента, характера, нервной системы. Вот почему талант воспитателя встречается неизмеримо реже, чем дар преподавателя — первый предполагает наличие у ро­
дителей и профессиональных педагогов «ощущения индивидуаль­
ности» воспитуемого, особого рода интуиции, близкой к интуитивно­
му озарению художника.

Глава 11
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ
11 Л. Культура и человек
Приступая к рассмотрению вопроса о соотношении культуры и человека, необходимо прежде всего предостеречь от частой теоре­
тической ошибки — отождествления понятий «человек» и «лич­
ность». «Человек» обозначает род Нотб sapiens, т.е. общие свой­
ства данного вида живых существ, а «личность» — единичного пред­
ставителя этого вида, индивида. При этом «личность» не является синонимом «индивида» — не всякий индивид является личностью: принципиальное различие содержания данных понятий состоит в том, что индивидом человек рождается, а личностью становится (или не становится) в силу определенных объективных и субъективных условий. «Индивид» — понятие, характеризующее отличительные черты каждого конкретного человека, животного и даже молеку­
лярного соединения (в естествознании используется понятие «хи­
мический индивид»), тогда как «личность» — понятие, неизвестное ни химии, ни биологии, поскольку оно обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной сре­
де его жизни, разумеется, во взаимодействии с его врожденными ана- томо-физиологическим и психологическими качествами.
Реальное значение различения смысла этих понятий обнаружива­
ется при разных подходах: педагогическом, социально-историческом, культурологическом. Начавшись с растворенности «Я» в «Мы», исто­
рия человечества в той или иной мере сохраняет «безличность» инди­
вида на протяжении всего времени существования традиционного об­
щества и традиционной культуры — они потому и. называются тради­
ционными, что основаны на господстве традиций, т.е. независящих от индивида, транслируемых из поколения в поколение стабильных форм

228 • Глава 11. Антропологические аспекты культуры мышления, поведения, деятельности. Высшим нравственным, религиоз­
ным, политическим, правовым законом является здесь принцип «так мыслили и верили, поступали и действовали отцы и деды, поэтому так должны мыслить и верить, поступать и действовать ты, твои дети и внуки». Новый тип культуры, который зародился в Европе в середине' второго тысячелетия и определил судьбу всей западной цивилизации, от России до Америки (в отличие от упорно сохраняющего традицио­
налистский характер Востока, не говоря уже об африканском Юге и канадско-российском Севере), называют персоналистским, личностно- креативным или индивидуалистическим, потому что он провозгласил, утвердил и юридически узаконил права личности, иначе говоря, право индивида быть личностью, не подчиняясь власти традиций. «Знако­
вой» фигурой стал в силу этого «герой своего времени» Наполеон
Бонапарт — безродный корсиканский офицер, вознесшийся до импе­
ратора Франции; «знаковой» социальной ситуацией стала Великая фран­
цузская революция, в ходе которой народ низверг монархию и затем вернул ее в новом качестве, доказав тем самым, что он как «коллек­
тивная личность» может избирать свой общественный строй; «знако­
вым» эстетическим явлением стал Романтизм, признавший художни­
ка свободной от власти классических традиций личностью, Творцом, подобным Богу, демиургом, создания которого даже более совершенны, чем мир, им сотворенный. А в XX в. проблемой бытия человечества, разрешавшейся в ходе революций и войн, прежде всего беспримерной по своему кровопролитию Второй мировой войны, стало соотношение личности и массы, «Я» и классового (расового, религиозного) «Мы», идеалов индивидуализма и социализма, Западного и Восточного ти­
пов цивилизации. Вывод из этого трагического опыта делается людь­
ми непросто, и все же постепенно они приходят к осознанию того, что необходимо искать пути преодоления крайностей во взглядах, в син­
тезе разных позиций как единственной возможности самосохранения человечества в условиях нарастающего экологического кризиса.
Таким образом, нужно различать проблемы «культура и .чело­
век» и «культура и личность». Содержание первой — вневремен­
ное, внерегиональное и внесоциальное, оно состоит в выявлении роли человека как творца культуры.и роли культуры как творца человека или, точнее, всего человеческого в человеке. Содержание второй проблемы *— конкретно-историческое, социально-историчес­
кое и регионально-специфическое, особенно актуальное в совре­
менных условиях в нравственном, эстетическом, художественном, педагогическом отношениях. Это заключается в установлении осо­
бых качеств, которые порождают в культуре самосознание личнос­
ти и потребность ее самовыражения, т.е. тех качеств личности, кото­
рые формирует в ней современная культура.

11.1. Культура и человек 229
Этот аспект культурологической мысли будет освещен при рас­
смотрении современного этапа истории культуры. Сейчас следует остановиться на более общих закономерностях взаимоотношений куль­
туры и бытия человека в его родовых качествах, т.е. на той пробле­
матике, которая находится на стыке философии культуры и философ­
ской антропологии. Поскольку человек творит культуру именно в этом модусе своего бытия, определяющими тут являются такие его качества, которые обеспечивают культурогенез: интеллект, духовность, свобода, творческий характер деятельности. Рассмотрим все эти ат­
рибутивные качества человека более внимательно.
Если психика как способ мозгового управления поведением свой­
ственна уже высшим животным в связи с усложнением их поведе­
ния по сравнению с образом жизни насекомых, пресмыкающихся, рыб, то интеллект является таким уровнем работы психики, который достигается только человеком. Поскольку он формируется в процес­
се практической деятельности человека ив соответствии с ее нуж­
дами, интеллект должен быть признан феноменом культуры. Такой вывод находит свое подтверждение в онтогенезе: ребенок от рожде­
ния обладает психикой, как высшие животные, но интеллект форми­
руется у него в процессе инкультурации— обучения речи и счету, чтению и общению со взрослыми и далее в ходе образования в средней и высшей школе. В филогенезе развитие интеллекта лежит в основе истории культуры. Эта психическая сила осуществляла познание мира и самопознание человека, породила мифологические представления о бытии, а затем поднялась на уровень научного, худо­
жественного и философского постижения действительности, сформи­
ровала систему образования — одним словом, поднимала человече­
ство из темной первобытности на высокий уровень цивилизации.
К сожалению, понятие «интеллекта не разработано ни в культу­
рологии, ни в философии, ни даже в отечественной психологии, которая устремлена к изучению отдельных механизмов психики
(мышления, созерцания, памяти, эмоций и т.д.). В зарубежной пси­
хологической науке «интеллект» является операциональным поня­
тием, но в его трактовке сталкиваются две позиций: распростра­
ненная точка зрения, согласно которой под интеллектом понимает­
ся «общая умственная способность», которая «наследуется или, по крайней мере, врожденна, а не обязана обучению или тренировке» и которую можно измерять с помощью широко применяемого
IQ-теста; и противоположная позиция, представленная в работах
М. Коула, американского ученого, известного в России благодаря переводу его фундаментального труда «Культурно-историческая пси-. хология». Суть своих взглядов М. Коул определил в тезисе «струк­
тура и развитие психических процессов человека порождаются

230
Глава 11. Антропологические аспекты культуры культурно опосредованной исторически развивающейся практичес­
кой деятельностью», относимом им в первую очередь к интеллек­
ту: один из разделов вышеназванной монографии этого ученого имеет название «Интеллект и культура», а одна из глав — «Поме­
щая культуру в центр». (Примечательно, что взгляды М. Коула сформировались в большой мере под влиянием русского психоло­
га А.Р. Лурия.)
Системный взгляд на строение, функционирование и развитие пси­
хики позволяет увидеть в ней объединяющую все ее составные части целостность, образуемую связью, взаимодействием и взаимосодействием этих частей. Изучение этих связей и порождаемого ими психического эффекта осуществляется в рамках психологической науки. Культуро­
логия же со своих позиций может лишь заключить, что культура как системное целое является результатом деятельности интеллекта как системной целостности и потому, что человеческая психика отличает­
ся от психики ближайших предков и родственников человека в ре­
зультате преобразования исходной психофизиологической данности силами культуры, и потому, что необходимость в разных психических энергиях приводит к их воплощению в предметном бытии культуры.
Понятие «культура» шире по своему содержанию, чем понятие «ин­
теллект», поскольку оно включает в себя и действие иррациональных, подсознательных, психических сил, а «интеллект», по традиционной се­
мантике, обозначает только рациональный, сознательный, мироосмыс- ляющий уровень работы психики; однако не подлежит сомнению, что основными своими достижениями история культуры обязана интел­
лекту, а не мистическим прозрениям, фантазированию и бреду. Этот факт приобретает особое значение в наше время, когда в силу ряда социально-исторических причин человеческое общество вступило в пору тяжелого духовного кризиса: расцветают разнообразные прояв­
ления мистики, в средствах массовой информации систематически дискредитируется научное миропонимание и реабилитируется религи­
озно-мифологическое фантазирование, многие представители интел- лектуалистской по своим эллинско-римским и ренессансным тради­
циям культуры .Запада призывают ориентироваться на доинтеллекту- альную культуру Востока, религия играет несвойственную ей роль в политической жизни общества. В таких условиях безмерно возраста­
ет значение философско-культурологической апологии интеллекта, поскольку если человечество сможет спасти себя от надвигающейся экологической катастрофы, опаснейших экспериментов генной инже­
нерии и безрассудного мусульманского терроризма, то оно сделает это не посредством астрологических пророчеств, мистических гаданий и коленопреклоненных молитв, а только благодаря могуществу челове­
ческого интеллекта.

11.1. Культура и человек 231
Рядом с интеллектом и во взаимосвязи с ним в истории культу­
ры сформировалась и другая синтетическая энергия человеческой психики — энергия духа.
В психологической, культурологической и философской мысли ей повезло не многим больше, чем интеллекту, хотя явления эти в известном смысле противоположны друг другу — его основа раци­
ональная, ее основа эмоциональная, развитие интеллекта связано с историей науки и образования, история духовных интенций культу­
ры — с религией и искусством. Однако современная культура, аб­
солютизирующая ценность самобытия личности, изолирующей себя от всего сверхперсонального — и социально-организующего, и на­
учно-познавательного, и трансцендентно-религиозного, — оказыва­
ется в равной степени удаленной от обоих, полярных направлений человеческих интересов. Тем острее необходимость изучения проис­
хождения, назначения и истории духовности, которая наряду с интел­
лектом является одним из двух психических «устоев» культуры.
Различия между интеллектом и духом состоят в том, что интел­
лект лежит в основе познания мира — природы, общества, человека — и претворения приобретаемых знаний в практические действия — производственные, социально-организационные и дезорганизацион- ные, революционные, военные, медицинские; дух же проявляется в отношении человека к другим людям, а затем и ко всей реальности, естественной и созидаемой людьми, когда ее явления и предметы уподобляются человеку и оцениваются с человеческих позиций.
Так, трезво-прагматическое, научное отношение к природе осно­
вывается на знании того, что у нее нет ни души, ни языка и т.п.
Духовное же восприятие природы предполагает обратное. Такое ви­
дение воплощено в знаменитом стихотворении Ф.И. Тютчева:
Не то, что мните вы, природа —
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык... в таких, например, строках М.Ю. Лермонтова:
У Казбека с Шат-горою
Был великий спор, или
, | И звезда с звездокз говорит...
Духовность в отношении к природе составляет свойство ис­
тинной поэзии. И именно благодаря духовному, поэтическому пе­
реживанию изображаемых предметов, как, например, на полотнах

232
Глава 11. Антропологические аспекты культуры
Ж. Б. Шардена и В. Ван Гога, И. Машкова и К. Петрова-Водкина, живописный натюрморт становится подлинным произведением ис­
кусства, а не подобием рекламного щита овощного магазина. Такое восприятие, сформированное культурой, само становится феноме­
ном культуры и формирует культуру зрителя и читателя. Натура­
листический иллюзионизм («Как живое!» — восхищается человек с неразвитым эстетическим сознанием) лишен художественной цен­
ности, потому что изображение предметов на картинах такого рода не одухотворено, чисто «технологично».
Подобно интеллекту духовные чувства, установки, потребности не врожденны индивиду, а вырабатываются прижизненно: в опыте его деятельности, в общении с другими людьми и в ходе освоения куль­
турного наследия, сохраняющего экзистенциальный опыт предшеству­
ющих поколений. Человек унаследовал от своих предков агрессив­
ность как инстинкт жизнеобеспечения, поскольку уничтожение, убий­
ство ради поедания является биологическим законом бытия — в первоначальной форме он проявился в травоядении, т.е. в уничтоже­
нии животными растений, в развитом виде — в убийстве и пожира­
нии одними животными других. Он же действует при противоборстве самцов за самку и за предводительство в стаде. Биологический закон заключается, следовательно, во власти силы, ограничиваемой лишь зап­
ретом на убийство в пределах каждого вида. Особенностью челове­
ческого бытия, ставшей одним из маркирующих признаков культуры, явилось подавление агрессивности путем табуирования определен­
ных форм поведения внутри родоплеменной общины, преодоления кан­
нибализма и вытеснения военного способа разрешения межплемен­
ных противоречий мирными соглашениями, достигавшимися в ходе диалогов вождей за символической «трубкой мира». Однако силовые
, методы — войны, бунты, революции — были основным и наиболее действенным средством разрешения социальных, а нередко и идеоло­
гических (религиозных) противоречий на протяжении всей человечес­
кой истории и остаются таковыми по сей день — столь сильным оказалось биологическое наследие. В противовес им культурой «изо­
бретены» мирные, бескровные дипломатические и реформистские, т.е. диалогические, способы достижения целей, которые применяются все шире и все более успешно и в наше время представляют собой аль­
тернативу самоуничтожению человечества. Их суть состоит в выте­
снении нравственно-духовным отношением человека к человеку от­
ношения потребительского, прагматического, экономического и поли­
тического, расистского и националистического. >
Действительно, первоначально отношение к Другому как к Дру­
гу, — согласно И. Канту, нравственное отношение — было ограни-

11.1. Культура и человек. 233 чено рамками общины, в которой «Мы-сознание», объединяя ее чле­
нов, противопоставляло им всех «они»; представители других об­
щин — «они» воспринимались Как «чужаки»; «не мы» — «немые», т.е. не владеющие «нашей» речью, в конечном счете — «нелюди».
Хотя такая форма сознания сохранилась по сей день в форме наци­
онализма, шовинизма, расизма, сословного герметизма, «классового подхода» большевиков, клановой психологии, религиозной нетерпи­
мости, тендерного и возрастного противостояния, она все же посте­
пенно оттеснилась расширявшимся отношением «Я» к «Ты» за пре­
делами группового «Мы». Восприятие Другого как «Ты», т.е. как рав­
ного по человеческому «статусу» — представителя иной расы, нации, конфессии, профессии, социальной категории, возрастной группы и т.д. — породило форму ценностного сознания — нравственность.
Оно же в свою очередь имело в своей основе духовность — беско­
рыстное отношение к Другому как «к цели, а не средству» (И. Кант), иными словами, не как к объекту, а как к субъекту, равноценному и равноправному участнику совместной деятельности во всех ее фор­
мах: от труда до игры.
Духовная активность человека была необходимым условием объ­
единения людей, потребовавшегося после утраты ими генетически- инстинктивной регуляции поведения. Без неё человечество не мог­
ло бы объединиться ни в пространстве, ни во времени, т.е. ни в совместных действиях, ни в бескорыстной передаче накопленного опыта следующим поколениям. В невозможности оставаться в рам­
ках внутреннего мира индивида, в нацеленности на объединение людей, проявилось важное отличие духовности от инстинктивности. Ду­
ховная сфера культуры началась с функционирования человеческого словесного языка, который закрепился в качестве основного сред­
ства обмена интеллектуальной информацией, «существующей для дру­
гого, и лишь тем самым для меня самого» (К. Маркс и Ф. Энгельс).
Действие названного принципа — существования для других — име­
ет не узкий лингвистический и не более широкий семиотический, а общекультурологический масштаб, ибо всякая духовная активность, какими бы средствами она ни осуществлялась, объективно и имма­
нентно, независимо от того, осознается ли это самим действующим лицом, является действием-для-других, а потому требует «овнешне- ния» и, следовательно, материализации.
Религиозно-мифологическое сознание стало «превращенной фор­
мой» (Г. Гегель) духовности и потому, что любовь к Богу не вполне бескорыстна (она таит в себе надежду на посмертное вознагражде­
ние за праведную жизнь), и потому, что это чувство выражает не равенство человека с Богом, а подчинение «раба Божьего» своему

234
Глава 11. Антропологические аспекты культуры
«Господину», доходящее до фанатического самоотречения и самопо­
жертвования, тогда как духовное отношение исключает насилие и подчинение даже в «малых сих» — в ребенке, в собаке, в дереве, в вещи; оно противостоит и эгоистической радости обладания, под­
чинения своей власти, и рабской покорности ребенку, собаке, доро­
гой вещи как своему господину.
Закономерен вопрос: почему и как возникла способность психи­
ки человека продуцировать духовную энергию? Самое простое ре­
шение его .содержится в мифологии и признавшей ее фантазии реальностью религиозной философии: духовность человека — дар
Бога. Противоположный ответ дает позитивистски ориентирован­
ное мышление: так, по мнению П. Кропоткина, основой духовности человека служит его альтруизм, существование которого вытекает из обнаруженного ученым «альтруистического поведения» живот­
ных. Оба эти объяснения представляются неубедительными: пер­
вое может удовлетворить только верующих и биологов-«креациони- стов», второе противоречит таким фактам, как невсеобщий характер альтруистической мотивации человеческих поступков и историче­
ская пульсация альтруизма. Единственно разумным представляется выведение всех аспектов духовности, включая альтруизм, из характе­
ра человеческой практики и ее исторической эволюции.
Под практикой, как убедительно показал К. Маркс, нужно пони­
мать не деятельность абстрактно взятого индивида, а общественное производство и определяемую его требованиями социально-орга­
низационную деятельность. Когда практика была основана на труде рабов, крепостных крестьян и наемных рабочих, деятельности чи­
новничьего аппарата, состоящего из несвободных исполнителей чужой, высшей воли, она не могла стать источником ничьей духов­
ности — ни господ и управителей, ни несвободных тружеников и бюрократических исполнителей. На протяжении всей мировой ис­
тории культуры человечество мечтало о свободном труде, о равен­
стве людей, независимом от их социального положения. Отраже­
ние этой мечты присутствует, в частности, в сказках о простом крестьянине, становящемся мужем царской дочери, в повествова­
ниях о потустороннем мире, в котором все будут равны и навсегда избавлены от тяжкого труда. Формирование такого демократичес­
кого типа сознания происходило в русле отрицания реальной прак­
тики: и мифология, и религия, и искусство конструировали модели бытия, «негативные» по отношению к социальной реальности.
В этих сферах культуры зарождалась и развивалась духовная энер­
гия человека, первоначально связанная с действием фантазии. По­
этому воплощением духовности человека должен был стать Бог.
Вытеснение же религиозного сознания светским заставило людей

11.1. Культура и человек 235 задуматься о том, как в этом, посюстороннем, мире добиться торже­
ства духа, воплощенного в «свободе, равенстве и братстве» всех людей на Земле?
Общественная мысль ищет ответ на этот вопрос как на протяже­
нии всей своей истории, так и в наши дни, поскольку идеи револю­
ционеров оказались неприемлемыми, а надежды гуманитариев на перевоспитание человечества — иллюзорными. В этом случае на­
учный подход требует обратиться к современной практике,и выяс­
нить, существуют ли в ней процессы, которые вызывают к жизни духовные регуляторы человеческого поведения.
История капитализма показала, что его движущие силы были — и остаются! — диаметрально противоположными духовным импуль­
сам. Это закономерно: следование закону конкуренции,'повелеваю­
щему не останавливаться перед разорением соперника, стремление к извлечению максимальной прибыли (часто с применением нече­
стных способов достижения этой цели), индивидуалистически-эго­
истическое сознание предпринимателя, торговца, бизнесмена — все это противоречит интересам человеческого духа. Человечество оказывается перед альтернативой: либо смириться с гибелью духа и воцарением тотального прагматизма, либо приступить к поискам тех сил в современном практическом бытии, которым необходима духовная поддержка, — не в древнем, мифологическом, мистичес­
ком, религиозном виде, а в новом культурном облике, который не противоречит данным научного мышления, а вполне с ними согла­
суется и тем самым способен и науку, и технику, и организацион­
ные формы бытия общества сделать одухотворенными, укрепляющи­
ми духовные стимулы человеческого существования и общественно­
го развития. Такой формой духовности является нравственность — единственная форма ценностного сознания, которая объединяет людей независимо от их каких бы то ни было мировоззренческих и пове­
денческих различий: политические убеждения, религиозная вера, понимание смысла жизни, так называемые «экзистенциальные цен­
ности» —
:
эстетические вкусы, художественные пристрастия — все разделяет людей, кроме кантовского «нравственного императива».
Нравственность потому и не противоречит научному познанию и его техническим воплощениям, что подобно им, но на своем ценно­
стном языке духовно объединяет людей. Духовное единство чело­
вечества в нашу эпоху жизненно необходимо — эта мысль получи­
ла повсеместное распространение. Атомная бомбардировка Хиро­
симы и Нагасаки, Чернобыльская катастрофа, первые опыты генной инженерии, вторгшейся в «святая святых» — генофонд человече­
ства, террористический акт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., то­
тальное потепление климата на планете и т.д. доказывают, что из-

236 Глава 11. Антропологические аспекты культуры бежать гибели мировой культуры и ее создателей можно только силами объединенного интеллекта человечества, т.е. самой культу­
ры, если она сумеет и успеет придать своему духовно-нравствен­
ному потенциалу необходимую для этого энергию.
Еще один потенциал культуры — свобода. В этом понятии сле­
дует усматривать не одну его составляющую — политическую сво­
боду, а общую для всех форм деятельности человека, его самосозна­
ния и самооценки возможность действовать в соответствии с соб­
ственными потребностями, интересами, желаниями, а не с приказами неких внешних сил. Свобода индивида, группы, народа неизбежно сталкивается с потребностями, интересами, желаниями других ин­
дивидов, групп и народов. Это лишает ее абсолютности, ставит пе­
ред необходимостью соотносить и уравновешивать свободу каждо­
го со свободой других: с помощью табуирования, на основе неписа­
ных обычаев и норм народной жизни, посредством юридических установлений и т.д. Конкретные исторические периоды, социальные и культурные системы, сферы деятельности — скажем, учение и армейская служба, работа и общественная деятельность, лечение и игры — диктуют разные способы установления относительной сво­
боды, но этот процесс происходит всегда и повсюду, поскольку сво­
бода атрибутивна деятельностному бытию человека так же, как ин­
теллект и дух. Ж.-П. Сартр сказал однажды, что человек «пригово­
рен к свободе», — метафора классика французского экзистенциализма точно определяет место этого культурного потенциала в многоран- но-сложном человеческом бытии.
Биологическая форма жизни не знает свободы, потому что это свойство не нужно ни растению, ни животному. Растение прикова­
но корнями к одной точке пространства, и его активность проявля­
ется лишь в росте: оно может тянуться вверх, к свету и теплу, стелиться по земле или огибать встречающиеся на его пути препят­
ствия. В отличие от растения животное не имеет корневой связи с землей, что открывает перед ним возможность движения в каждый момент его бытия — в любом направлении и с любой скоростью — или неподвижного состояния — стоя или лежа. Однако выбор этот нельзя назвать свободным, потому что он строго предопределен
«сшибкой» инстинктов и победой одного из них — голода, страха, потребности в отдыхе, исследовательского, сексуального инстинк­
тов. У человека же поведение в каждый данный момент определя­
ется сознательным или интуитивным выбором того или иного дей­
ствия или полного бездействия. Его решения могут быть любыми, но в той мере, в какой они принимаются добровольно, не под давле­
нием извне, они ведут к ответственности за произведенные дей­
ствия (бездействие). Это делает человеческий выбор нередко мучи-

11.1. Культура и человек
237 тельно сложным; неудивительно, что подчас люди отказываются от свободы и идут туда, где не надо принимать серьезных самостоя­
тельных решений, например в монастырь. Однако в целом цен­
ность свободы очень высока для человечества. Как показала исто­
рия XX в., при всех издержках свободного выбора оно отвергает тоталитарные режимы с их попытками уничтожить это завоевание цивилизации, открывшее путь развитию личностного начала в че­
ловеке. Вместе с тем в обществах, избравших разные варианты демократического устройства жизни, остается нерешенной пробле­
ма соотнесения свободы личности и интересов социального целого, противопоставляющего демократию как тоталитаризму, так и инди­
видуалистической анархии.
Еще одно существенное отличие людей от животных, участвую­
щее в порождении и развитии культуры, — творческий потенциал.
В этой связи следует вспомнить проницательное замечание К. Маркса о том, что и животные, например пчелы и пауки, способны создавать
«нечто» (можно добавить: муравьи строят муравейники, птицы — гнезда, бобры — плотины), однако эта работа не является творче­
ством в силу двух причин: она, во-первых, реализует врожденные инстинкты, являясь для каждого вида животных таким же спонтан­
ным жизнепроявлением, как, например, дыхание, питание или раз­
множение, а во-вторых, является миллионократным повторением одной и той же модели, структура которой задана каждой особи данного вида генетически. Созидательная деятельность человека становится творчеством, потому что ее программы генетически не кодируются, а вырабатываются каждым человеком в процессе его жизни в культуре, и не являются повторением одного и того же образца, а всякий раз в той или иной степени обновляются, видоиз­
меняются, совершенствуются. Различия между умелым в опреде­
ленном виде деятельности работником, способным рационализато­
ром, талантливым изобретателем и гениальным первооткрывате­
лем состоят в степени творческого начала в их деятельности.
Между тем границы эти зыбки: одна мера креативности обычно переходит в другую — и прогрессивно, и регрессивно. В принципе каждый человек является потенциальным творцом, так как генети­
ческая незапрограммированность деятельности делает необходимым сознательный поиск и новых объектов, и средств, и способов рабо­
ты с ними, именно поэтому история человечества оказалась снача­
ла медленным, а затем все убыстряющимся обогащением искусст­
венной среды его бытия новыми предметами и технологиями их из­
готовления, новыми социальными институтами и способами организации общественной жизни, новыми идеями, научными теория­
ми, художественными творениями, верованиями, играми... Перефра-

238
Глава 11. Антропологические аспекты культуры зируя приведенные выше слова Ж.-П. Сартра, можно сказать, что человек — это существо, приговоренное к творчеству.
Понятны сомнения Н.А. Бердяева при решении вопроса о том, что надо считать отличительным качеством человека — свободу' или творчество, потому что оба компонента являются его атрибутами,, двумя аспектами человеческой сущности. Однако ни взятые вместе, ни объе­
диненные со всеми другими его атрибутами, они не характеризуют с полнотой сущность человека как носителя культуры.
Существует еще один нужный компонент, являющийся основой и условием предыдущих фундаментальных качеств культуры, —
общение людей.
В гл. 2 говорилось о том, что все три подсистемы культуры — духовная, материальная и. художественная — непременно включа­
ют в себя общение людей как способ их самоорганизации в случа­
ях коллективного решения сложных задач. Уточняя вышесказан­
ное, следует указать на существенное различие часто отождествля­
емых видов деятельности — общения и коммуникации, поскольку это принципиально важно для теории культуры. Если коммуника­
ция — это процесс передачи информации от того, кто ею владеет, тому (или тем), у кого ее нет, то общение есть совместная выработ­
ка содействующими лицами — партнерами — общей для них ин­
формации. Кроме того, если коммуникация осуществляется интел­
лектуальными, преимущественно вербальными действиями — в сред­
ствах связи, от телеграфных посланий до телевизионных, в школьном обучении и т.д., — то в. общении задействуются все языки духов­
ной и художественной ^культуры и все доступные людям практи­
ческие средства материальной практики (в физическом общении строителей дома; солдат, идущих в разведку; футболистов на игро­
вом поле; танцоров в групповых танцах и др.). В структуре исто­
рического времени коммуникация осуществляется как «голос из прошлого», информирующий нас о чем-то некогда происходившем или узнанном, а общение с прошлым является вовлечением в со­
временную жизнь Софокла, Галилея, Бетховена, Чаадаева, Достоевс­
кого, Ленина и т.д. и т.п., до бесконечности, в этом процессе мы воспринимаем их как наших современников, спорим с ними, словно с живыми людьми, делаем их нашими собеседниками.
Одно из величайших «изобретений» культуры состоит в том, что безвозвратно ушедшее прошлое превращается в настоящее — пусть иллюзорное, но воспринимаемое как реальное и участвующее в жизни человека как квазинастоящее. Что же касается подлинно настоящего, то его представители, объединяясь для решения общих задач производственного, организационного, интеллектуального, ху­
дожественного, спортивного характера, образуют определенную общ-

11.2. Культура и общество 239 ность — практическую, духовную, художественную; она может рас­
ширяться от семьи и дружеского коллектива до национальной, а в конечном счете — общечеловеческой общности.
Неудивительно, что понятие «диалог», еще недавно, в XIX веке, имевшее узкий лингвистический и литературоведческий смысл, в
XX столетии приобрело широкое этическое, эстетическое, культу­
рологическое, наконец, философско-антропологическое значение. Это переосмысление отвечало росту осознания обществом необходи­
мости формирования единства человечества на всех уровнях бытия как условия его выживания и культурного развития.
11.2. Культура и общество
Культура и общество — системы до такой степени близкие, что их содержание нередко или вообще не различается, или представ­
ляется таким образом, что одна понимается как часть, раздел, аспект другой. Между тем эти системы различны, в известной мере авто­
номны и развиваются каждая по своим законам.
Прежде всего нужно учесть существенные расхождения в фи­
лософии и в самой социологии трактовок понятия «общество»: в свое время К. Маркс полемизировал с теми социологами, которые видели в обществе «сумму индивидов», и противопоставлял этой точке зрения понимание общества как «суммы тех связей и отно­
шений, в которых... индивиды находятся друг к другу», или как единство «базиса» и «надстройки». В наше время одни ученые — как в России, так и на Западе — разделяют этот подход, а другие оспаривают (с кругом научных мнений можно ознакомиться в мо­
нографии Е.П. Черняка «Цивилиография: наука о цивилизации» (М.,
1996), где охарактеризованы и представлены в виде таблицы «ос­
новные концепции социальной реальности», начиная со взглядов
О. Конта и К. Маркса и заканчивая теориями современных запад­
ных социологов и философов).
П. Монсон, характеризуя современное состояние западной социо­
логической мысли, выделил четыре основных теоретических направ­
ления: структурализм, феноменологию, теорию действия и марксизм, принципиальные различия между которыми, по его мнению, состоят в самом понимании общества. «Дебаты между структуралистами и феноменологами, — пишет ученый, — часто ведутся о том, следу­
ет ли понимать общество как надиндивидуальную объективную социальную структуру или как человеческий мир жизни, заполнен­
ный собственно человеческой культурой и собственно человече­
ским содержанием».

240 • Глава 11. Антропологические аспекты культуры
Мы будем исходить из того понимания общества и его соотно­
шения с культурой, которое вытекает из системного анализа бы­
тия: человеческое общество есть реальная и всегда конкретная
среда функционирования и развития культуры. Культура и об­
щество живут по внеприродным, внебиологическим, внегенетичес- ким законам: общество — по закону смены одного состояния дру­
гим, культура — по закону накопления ценностей, делающему воз­
можным функционирование в одну и ту же эпоху созданий прошлого и современности. Однако они всегда активно взаимодействуют друг с другом: общество предъявляет к культуре определенные требова­
ния — одни ее деятели им отвечают, другие противостоят, а третьи вообще уклоняются от какого-либо участия в решении социальных проблем, — а культура, независимо от того, в какой мере это осозна­
ется ее деятелями, влияет на жизнь общества и на направление его развития. Такие понятия, как «тенденциозность» и «аполитичность»,
«гражданственность» и «безыдейность», «социальная ответственность» и «эскейпизм», «критический реализм» и «искусство для искусства», достаточно отчетливо говорят об интенсивности взаимоотношений между этими двумя сферами бытия.
В истории человечества различаются три способа организации жизни общества, характеризующиеся разными формами отношений индивидов и социума, к которому они принадлежат, а тем самым и разными типами культуры. В первобытном, архаическом обществе индивид был «растворен» в своей родоплеменной группе в такой степени, что, как говорят социальные психологи, у него еще не суще­
ствовало сознания себя как «Я» — он осознавал себя как «Мы»
(все члены общины имели одно имя — тотемное имя этого «Мы»).
Следующий исторический способ организации жизни общества, со­
ответственно, породивший второй тип культуры, был основан на сословном, или клановом, расслоении социума, потребовавшем об­
разования государства как института, который своей властью скре­
пил бы разнородное социальное целое и узаконил Не только от имени светского Властителя, но и от имени богов иерархические отношения между членами общества. Рождение государств и осу­
ществление ими возлагавшихся на них задач произошло в монар­
хически-императорских странах Востока, позднее в Древнем Риме, затем в средневековой Европе и в России: все члены общества независимо от их места в социальной иерархии — от первого ми­
нистра до последнего слуги — стали подданными олицетворенного
Верховным правителем государства; размеры последнего значе­
ния не имели — это могла быть и грандиозная Римская империя, и миниатюрное Мекленбургское княжество. Такой тип общества с

11.2. Культура и общество 241 необходимой ему политической и религиозной культурой господ­
ствовал на протяжении нескольких тысяч лет и затем утратил свое влияние. В XX в. в России, Германии, Италии, под давлением СССР в Восточной Европе и на Востоке (в Китае, странах Индокитая,
Корее) предпринимались попытки erq восстановления по сути уже в ином виде — без монархической формы и традиционного рели­
гиозного освящения абсолютной власти некоронованных монархов, однако эти опыты оказались недолговременными. В наши дни он сохраняется в небольшом числе стран в рудиментарных и декора­
тивных формах. На авансцену истории вышел третий, демократи­
ческий, способ организации жизни общества с соответствующим его нуждам типом культуры. Возникнув в древнегреческом поли­
се, просуществовав недолгое время в ДревнемРиме, возродившись из феодального пепла, в Новое время он окончательно укрепился в европейских городах-коммунах на почве буржуазного производства в демократически самоорганизовывавшихся государствах Европы как общество граждан, инымисловами, гражданское общество.
Гражданское общество — это такой строй общественных от­
ношений, который возникает в ходе самоорганизации членов об­
щества, осознающих себя не «подданными», а свободными граждана­
ми, соглашающихся при этом с определенными формами организа­
ции своей совместной жизни и деятельности, чтобы, говоря языком синергетики, хаос не разрушил ту упорядоченность общественного бытия, которую вносит в него культура. Эпитет «гражданское» оз­
начает высшее в истории проявление экономической, политичес­
кой и правовой культуры. Таким образом, гражданское общество по самому его определению есть плод совместного творчества об­
щества и культуры.
Роль культуры в этом синтетическом образовании сказалась на всех уровнях его существования и осознания им особенностей своего исторического бытия — экономическом, политическом, пра­
вовом, а затем и философском, научном, коммуникативном, педагоги­
ческом, художественном. Только при поверхностном понимании гражданского общества можно сводить его сущность к первой три­
аде, полное и адекватное представление о нем может быть получе­
но только при условии обязательного выявления роли форм духов­
ного и практически-духовного (художественного) самоосознания
реальной практики гражданских отношений, ею порожденных
и ее обслуживающих.
До тех пор пока иерархическая организация общественного бы­
тия была основана на силовом обеспечении господства и подчине­
ния, сохранялся этот, биологический по своему происхождению, спо-

242 Глава 11. Антропологические аспекты культуры соб жизнеобеспечения, и сами достижения культуры выступали ору-. диями насилия — это наиболее ярко проявлялось в войне как по­
стоянном способе разрешения социальных противоречий. Между тем гражданское общество, вытеснявшее сословно-иерархический принцип организации социальной жизни с имманентным этому
принципу — а не общественному бытию как таковому! — насили­
ем человека над человеком, сословия над сословием и народа над народом, строило отношения людей как граждан, имеющих равные права в их совместном бытии, не на основе силы, а на основе со­
трудничества, общения, торгового обмена, диалога, т.е. собственно культурных практик, неизвестных биологической форме бытия жи­
вых существ.
В России до Февральской революции 1917 г. сохранялась фео­
дально-иерархическая организация Общественного бытия; государ­
ство не успело создать прочной экономической почвы для демокра­
тического переустройства жизни, и его гражданское общество на­
ходилось только в зародыше, но было задушено в годы «военного коммунизма», едва возродилось в условиях нэпа и вновь попало под пресс «военного коммунизма». Только в наши дни напряжен­
ные поиски пути в демократическое- бытие сделали возможной и необходимой закладку фундамента гражданского общества.
В XX в. драматично складывалась судьба не только российского гражданского общества. Проблема становления и развития этого социально-исторического образования приобрела особую актуаль­
ность во всем мире. Это было вызвано, с одной стороны, трагиче­
скими последствиями тоталитарных режимов, стремившихся под­
чинить себе культуру, не останавливаясь перед грубым насилием и физическим уничтожением инакомыслящих в ходе сталинского террора, гитлеровского геноцида, маоцзедуновской «культурной ре­
волюции», полпотовского истребления национальной интеллигенции и т.д., а с другой — драматическим конфликтом культуры и приро­
ды, получившим название «экологический кризис».
В наше время произошла своего рода инверсия во взаимоотно­
шениях общества и культуры: если на протяжении всей предше­
ствующей истории человечества характер культуры непосредственно зависел от общественного строя, который управлял ею (в тотали­
тарных обществах — императивно и репрессивно, в демократичес­
ких — либерально, но не менее решительно), то в XX в. соотноше­
ние сил двух сторон социокультурной сферы бытия изменилось:
общественные отношения стали зависеть от состояния ма­
териальной и духовной культуры. Примечательный факт: про­
шлые, состояния общества определялись по отношениям собствен­
ности — рабовладельческое, крепостническое (феодальное), капи-
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   38


написать администратору сайта