Культурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.. Солонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган
Скачать 2.31 Mb.
|
1 0 * • • ; ' . , • 292 Глава 12. Типологические характеристики культур ствующие им типы и подтипы культуры не могут с полным правом считаться образцами и формами проявления масскульта. «Сверхзадачей» масскульта не является провоцирование массо вых движений, спонтанных многомиллионных выступлений. Он не «выражает дух массы» или «дух массового сознания». Напротив, массовая культура выполняет очень важное социальное задание, связанное с реальным устранением массы, нейтрализацией исходя щей от нее угрозы, ее рассечением и рассредоточением. В извест ной формулировке 3. Фрейда любая культура представляет собой систему запретов добровольно налагаемых обществом на самого себя, чтобы не погибнуть в «войне всех против всех». Такой сис темой является и массовая культура — механизм защиты от тех деструктивных тенденций, которые обрели угрожающий характер в XX в. Различия массо- Описание массовой культуры будет неполным, вой и немассовой если обойти молчанием проблему границ, преде- культур лов, в которых это феномен существует, а также механизмов и способов трансформации немас совой культуры в массовую. В историческом измерении существование массовой культуры ограничено отрезком примерно в последние сто лет, когда на соци альной арене находилась такая форма общности, как масса. Обо всех прецедентах в более отдаленных исторических периодах можно говорить только как о «предмасскульте», «протомасскульте», неких отдельно взятых фактах. Допустимо вести речь о народной, кресть янской культуре, о культуре низов либо, напротив, о культуре арис тократических артистических кругов, других привилегированных слоев общества. Можно противопоставлять культуры социальных фаворитов и аутсайдеров. Но массовая культура не сопрягается ни с какой другой социальной формой общности, кроме массовой. Мас- скульт не «вырабатывается» ни в народе, ни в крестьянской или рабочей среде — он существует помимо и «поверх» данных соци альных образований. Формальные пределы масскульта безграничны — он пронизы вает все культурное пространство. Научные исследования, религи озные акции, повседневность, художественные представления, мо ральные и экономические требования, даже труд могут иметь как масскультовый, так и немасскультовый облик. Если в историче ском ракурсе отличить культуры массовую и немассовую не со ставляет особого труда, то в формально-логическом сделать это намного труднее. Сто минувших лет — это все же не эпоха полно- 12.6. Массовая и немассовая культуры 293 го и безраздельного торжества масс и массовой культуры. Если сегодня мы с полным правом констатируем, что масскульт стал доминирующим, то еще пятьдесят лет тому назад немасскультовые формы могли составить ему существенную конкуренцию. Культу ре массы и для масс противостояли иные культуры, отличавшиеся от нее не только социально-исторически, но и формально. Как массовая, так и немассовая культуры опираются на некото рые архетипические формы, вводят в действие некие структуры, присутствующие в человеке и в обществе. Однако праобраз, или архетип, в масскульте «работает» по-другому. Он представлен здесь в виде сжатой формулы или недвусмысленного приказа. Массовая культура оперирует чистыми, прозрачными, внятными, кажущимися примитивными формами архетипических состояний. Предметы масскульта действуют прямо и открыто, очень агрессивно. Но не поддаться их обаянию весьма трудно, потому что они вводят в дей ствие глубинные, архаические, неосознаваемые структуры челове ка. Немасскультовая же практика опирается на «загрязненные» ком муникативными «шумами» сообщения. Если относительно предметов, которые прямо и открыто заявля ют о своей принадлежности к масскульту, сомнений не возникает, то с предметами, исторически и идеологически причисляемыми к немасскультовым, дело обстоит намного сложнее. По старой памя ти очень многие явления масскульта продолжают причислять к «под линным произведениям искусства», уводящим в мир «вечных цен ностей». Альбомы с репродукциями картин, научно-популярные пе редачи и циклы, концерты «классической музыки» на громадных стадионах, Интернетовские музейные сайты, туристические марш руты по «культурным местам» и пр. противопоставляют масскуль ту. Однако это неверно, так как во всех перечисленных случаях нарушается режим презентации и восприятия. Культура есть не только культурные формы, но и соответствующие каналы коммуни кации, по которым эти формы циркулируют, и особый «взгляд на предмет», нормы и правила его восприятия, и нормативные смыслы, которыми этот предмет наделяется. Нарушение любого из компо нентов культурного ансамбля немедленно влечет за собой тран- формацию всего облика культуры. Предметы, оставаясь вроде бы теми же, что и сто лет тому назад, при изменении социально.-куль- турного контекста начинают иначе циркулировать, выполнять дру гие функции, порождать новые смыслы. С предметами, скроенными не по масскультовой «канве», могут происходить разные метамор фозы: они либо расчленяются на отдельные фрагменты, которые в результате технологической обработки сопрягаются в другие пос- / 294 Глава 12. Типологические характеристики культур ледовательности, либо доводятся до состояния гиперреальности, ста новятся «простыми и чистыми», лишаются «шумов» и превращают ся в одномерные с кальки самих себя. Поясним сказанное на примере научного или научно-популяр ного фильма о жизни и творчестве какого-нибудь художника. В данном случае зритель сталкивается не с самим творением, но с некоторой коммуникативной, прошедшей технологическую обработку последовательностью. В результате перед адресатом возникает не великое произведение во всем объеме, а некое его подобие, да еще в сопровождении «посредников», комментаторов, всех тех, кто уча ствовал в создании фильма. Не стоит забывать, что нарушается и режим восприятия. Перед зрителем предстает не великая картина, а некая аудиовизуальная форма, использующая элементы картины в качестве элементарного материала. Таким образом, он обречен «вживаться» не в живописный шедевр, а «в кинокамеру». Так про исходит процедура «рассечения». Исключающая всякие помехи цифровая CD-аппаратура, совер шенное,.превосходящее воспринимающую способность человеческого глаза изображение DVD-систем, компьютерные технологии, позво ляющие лицезреть предмет в таких деталях, в каких это невоз можно сделать при традиционном экспонировании, не только не «улучшают» предмет, но напротив, «подавляют», уничтожают, дела ют его гиперреальной копией самого себя. Звук лучше, чем на «жи вом» концерте, изображение лучше, чем в действительности, убива ют реальность и музыкального шедевра, и художественного полот на, превращают их в характернейшие образцы масскульта. Теперь можно сделать выводы. Принципиально массовая куль тура не отличается от немассовой европейской культуры Нового времени: она столь же архетипична и целенаправленно коммуника тивна; не меньшее значение придает налаживанию контролируемой циркуляции людей и вещей. Различие касается характера воздей ствия на человека.Домассовая культура использовала «загрязнен ные» формы и тем самым оставляла достаточно большой простор для инициативы субъекта, предполагала его активное вмешатель ство. Она, безусловно, и опекала, и надзирала, и наказывала, и вменя ла в обязанность, но редко содержала полный перечень рекоменда ций на каждый день, предоставляя человеку право выбора в кон кретных жизненных обстоятельствах. Метафорически выражаясь, немассовая культура действовала на уровне «общих указаний». Массовая же культура кропотливо отслеживает всякий шаг чело века, услужливо подсказывая ему то или иное решение или предпи сывая, как необходимо поступать, обязывая определенным образом 12 6. Массовая и немассовая культуры 295 говорить, думать, ощущать, реагировать в конкретных случаях. Она и моделирует ситуации, и распределяет роли. Масскульт буквально «ведет» человека по жизни. Он неусыпно «следит» за ним, но в то же время «поддерживает» его. Лишая возможности выбора, массовая культура избавляет от мук сомне ний. Колебания, сложности выбора чреваты остановкой, срывом, а значит, возникновением угрозы социального хаоса. Революций в минувшем веке мир знал немало, и, как любые социальные крупно масштабные изменения, они принесли неисчислимые страдания. Мас скульт избавляет нас от подобных эксцессов, выступая гарантом, в некоторых случаях единственным, социального спокойствия. Глава 13 ЭТНИЧЕСКАЯ, НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЗАЦИЯ КУЛЬТУР 13.1. Народ, этнос, нация В понятии «народ» часто объединяются представления о таких социальных группах, как племя, народность, национальность, нация. Оно далеко не столь простое, как может показаться. Что объединя ет людей в народ? В качестве факторов, обусловливающих существование народа как социальной общности людей, прежде всего, упоминают един ство происхождения, места проживания, языка, культуры. Однако ни один из них сам по себе еще не является необходимым и достаточ ным. Понять, что скрепляет народ в одно целое, можно только на основе исторического подхода, т.е. рассматривая его в процессе исторического развития. Характеристики народа при его развитии изменяются. Но сам исторический процесс их трансформации и обусловливает его сохраняющееся единство. Что общего между стариком и тем ребенком, которым он когда-то был? И все же это один и тот же человек! Объединяющим фактором является запе чатленная в его памяти биография. По тому же принципу происхо дит объединение народа — он цементируется в единое целое своей историей, которая сохраняется в социальной памяти (культуре). Важным элементом этой памяти выступает, в частности, самоназ вание: оно выделяет представителей народа среди других людей и позволяет им фиксировать различие между «Мы» и «Они»/С само названием связано и самосознание — сознание своей принадлеж ности к «Мы», к данному народу. Исторический подход приводит к необходимости выделить по крайней мере два различных значения, которые приобретает поня- 13.1. Народ, этнос,-нация 297 тие «народ» в разных контекстах: народ как этническая (этногене- тическая) общность и народ как этносоциальная общность. Этногенетическая общность, или этнос, — это социальная групйа, членов которой объединяет этническое самосознание — сознание сво ей генетической связи с другими представителями этой группы. Этни ческое самосознание индивида строится на его представлениях о своем происхождении. Он сознает себя принадлежащим к определенному этносу потому, что полагает себя потомком ряда предшествующих поко лений предков, принадлежавших к этому этносу. Из поколения в поко ление передается память о предках. В результате образуется историчес кая наследственность, которая и определяет целостность этноса. Следует отметить, что здесь имеется в виду не столько действи тельная генетическая связь, сколько представление о ней. Для этни ческого самосознания важно, чьим потомком считает себя человек, а не чьим потомком он является на самом деле. Поскольку любой этнос объединяет в себе генетически разнородные семьи, роды, пле мена (иногда даже из разных рас) и постоянно пополняется за счет межэтнических браков и ассимиляции пришельцев из других эт носов, постольку расистские попытки делить людей по «чистоте крови», различать «чистых» и «нечистых» представителей этноса, «настоящих арийцев» и «неполноценных бастардов» и т.д. совер шенно бессмысленны. Этническая общность основана не на «кро ви», а на самосознании людей, а потому есть понятие не биологиче ское, а социальное, или биосоциальное. . • Исторические изменения в жизни этносов переплетаются с со циально-экономическими и политическими процессами, происходя щими в мировой истории. Их сочетание и взаимодействие обус ловливает своеобразие исторических судеб народов и стран. В больших этносах нередко возникают субэтносы, отличающиеся специфическими чертами быта, языка, религии (например, в составе русского народа — казаки, поморы, староверы). С другой стороны, разные этносы, вовлеченные в какой-либо общий социально-исто рический процесс, образуют метаэтнические общности, или супер этносы (например,славянский, христианский, мусульманский). Исторические условия, в которых существуют этносы, порождают различного рода социальные связи, объединяющие людей не по этни ческим признакам: государственно-политические, хозяйственно-эконо мические, религиозные и т.д. В результате над этногенетическими общностями надстраиваются этносоциальные общности. Народ как этносоциальная общность может складываться из одного или несколь ких этносов и включать в себя людей различного этнического про исхождения, поскольку факторы, обеспечивающие его единство, не сводятся к представлению о генетическом родстве. 298 Глава 13. Этническая, национальная и. региональная типологизация культур Нация является этносоциальной общностью. Становление совре менных наций связано с преодолением феодальной раздробленнос ти, развитием индустриальной экономики и торгово-промышленных отношений, ростом просвещения и культуры. Немаловажную роль в этом процессе сыграло образование национальных государств. Для каждой нации характерно создание единого семиотического поля — системы известных всем ее представителям знаковых средств (языка, традиционных форм поведения, символики — бы товой, художественной, политической и пр.), которые обеспечивают их взаимопонимание и повседневное взаимодействие. Как этническая, так и национальная принадлежность человека определяется его самосознанием. Но если этническое самосознание зависит от происхождения человека, то национальное — от его вклю ченности в семиотическое поле национальной культуры и чувства причастности к ней. Обычно национальное самосознание обусловле но этническим. Но нередко — особенно в нашу эпоху — этниче ское и национальное самосознание не совпадают: в современных нациях (прежде всего в" таких, которые, подобно русской или амери канской, образовались в многонациональных государствах) есть мно жество людей разного этнического происхождения — «русские аме риканцы», «обрусевшие немцы», «русские евреи», «сибирские украин цы» и т.д. Для обозначения этнической принадлежности людей, где бы они ни жили, пользуются термином «национальность» 1 13. 2. Этническая культура Этнические (народные) культуры возникли в древности вместе с этносами. Их исторически первая форма — племенная культура. Этническая культура несет в себе традиции предков, охватыва ющие главным образом сферу труда и быта: ее черты проявля ются в особенностях пищи и одежды, фольклора, народных промыс лов, народной медицины и т.д. Обычно она складывается как куль тура устная, но с распространением грамотности постепенно облекается в письменные формы. 1 Как в повседневной речи, так и в научной литературе до сих пор не сложи лось единообразное и однозначное употребление этнической терминологии Наро ды, живущие в условиях доиндустриальной экономики, обычно называют народно стями. Таким образом именуют и просто малые по численности этнические груп пы. Слово «нация» часто обозначает то же, что и «национальность»: этническое происхождение человека. Вместе с тем им пользуются для обозначения государ ства или его населения в целом (например, в названии «Организация Объединен ных Наций»). - 13.3. Национальная культура 299 Специфика этнической культуры в значительной мере обуслов лена природной средой 1 . В ней выражается вековой народный опыт жизни и рационального ведения хозяйства в данных условиях при роды. Поскольку в наше время такой опыт востребуется главным образом в сельскохозяйственной деятельности, она сохраняется в большей мере в деревне, чем в городе. Консерватизм, преемственность, берущая начало- в далеком прошлом, ориентация на сохранение «корней» — характерные чер ты этнической культуры. Некоторые ее элементы являются симво лами самобытности народа и патриотической привязанности к его истории: березы, самовар и сарафан у русских; овсяная каша и ле генды о привидениях в замке у англичан; клетчатая юбка у шот ландцев; сосиски с капустой у немцев; спагетти у итальянцев. По добные этнические символы есть у любого народа. 13.3. Национальная культура В культуре развитой нации всегда присутствует культура этно сов (одного или нескольких), из которых эта нация образовалась. Этническая (народная) культура — наиболее древний слой нацио нальной культуры. Но национальная культура не сводится к этни ческой. Ее богатство преумножается на основе письменности и образования и воплощается в литературе и искусстве, науке и фи лософии, социально-политическом и технологическом развитии об щества. Лучшие достижения национальной культуры — это про дукт творчества наиболее талантливых представителей нации, про свещенных, эрудированных людей. Ее средоточием является не столько деревня, сколько город с его театрами, музеями, библиотека ми, учебными заведениями. Овладение национальной культурой не дается само собой — оно достигается в процессе образования и самообразования и требует серьёзных интеллектуальных усилий. ' Поэтому у народов, живущих в сходных природных условиях, обнаруживается много общего в культуре. Так, жители Швейцарии и Непала принадлежат к разным расам и находятся на разных уровнях социально-экономического развития, но, в силу того что обе' эти страны расположены в горах, их культуры близки. Дома в них очень похожи: двухэтажные (занимают меньшую площадь), с двускатными вы сокими крышами (меньше залеживается снег), большими печами (в горах бывает холодно). Способы организации хозяйства, уклад жизни тоже сходны: в частности, важную роль играют общие собрания: на них решают, где и сколько скота пасти, когда и где заготовлять лес; большим уважением пользуются старики — их автори тет поддерживает строгую дисциплину среди жителей, что очень важно в горных условиях. Аналогичные черты можно заметить в культурах горных народов Пире неев, Анд, Кавказа и т.д. 300 Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур Известный русский лингвист, литературовед и психолог Д.Н. Овся- нико-Куликовский писал: «Национальность есть явление по пре имуществу интеллектуального порядка. Поэтому интеллигенция пол нее других слоев населения выражает национальную "подоплеку" народа» 1 Этническая культура — исходный базис национальной культу ры. Она источник народного языка (который становится в нацио нальной культуре литературным языком). Из нее писатели заим ствуют сюжеты и образы, композиторы — мелодии и ритмы, архи текторы — стили и приемы оформления построек. От ее древних, веками складывавшихся традиций во многом зависит своеобразие и неповторимость «лица» любой национальной культуры. Однако взаимоотношения между национальной культурой в це лом и этнической культурой как ее наиболее древним компонентом весьма сложны и противоречивы. Этническая культура консервиру ет архаичные, во многом уже не отвечающие современным услови ям нормы жизни, ей чужды какие-либо перемены и новшества; национальная — полна движения и изменения,* живет созиданием нового. Этническая культура тяготеет к замкнутости, страдает ксе нофобией, т,е. неприязнью ко всему чужому и незнакомому; наци ональная, напротив, по мере своего развития все больше открывает ся для контактов с другими культурами и становится богаче, впи тывая в себя их достижения. Этническая культура стремится сохранить различия между локальными, местными, свойственными отдельным группам населения особенностями быта, поведения, про изношения и т.д.; в национальной культуре эти различия нивели руются и с развитием ее постепенно исчезают. В истории наций были периоды, когда расхождение между этни ческой культурой «низов» (крестьянской, «простонародной», «мужиц кой») и культурой образованных слоев («высокой», «аристократи ческой») доходило почти до разрыва и антагонизма. В России в XVIII—XIX вв. между культурой дворянской знати и культурой «простого народа» образовалась настоящая пропасть: многие пред ставители высшей аристократии, свободно владея французским, с трудом изъяснялись по-русски; язык, нравы и обычаи настолько различались, что иному русскому дворянину легче было понять чу жеземца, чем собственного крепостного. Чтобы «навести мосты» через эту пропасть, понадобились и гений Пушкина, сумевшего в своем творчестве сочетать «простонародное» начало с аристокра тической образованностью, и страстные выступления славянофи- 1 Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология национального. СПб., 1922. С. 6. 13.3. Национальная культура 301 лов в защиту «русского народного духа», и «хождение в народ» интеллигенции. В наше время, безусловно, верная мысль о необходимости куль турного подъема России нередко трансформируется в призывы к «возрождению русской культуры». Находится немало ультрапатри отов, которое под этим лозунгом ратуют за возрождение русской этнической культуры. Некоторые доходят даже до того, что призы вают возвратиться к «истокам русского духа», имея в виду дохрис тианскую, языческую религию древних славян. Учитывая место и роль этнической культуры в культуре национальной, подобные взгля ды нельзя считать приемлемыми. Следование им привело бы не к подъему, а к упадку культурного уровня русского народа. Уходят из народной жизни лапти, кочерга, гадание у омета соломы, обычай умыкать девиц на «играх межи селы» (т.е. в поле между селами) и прочие «приметы старины глубокой». Этническая культура все больше переселяется в музеи. Ее надлежит изучать и знать, но не рассматривать как среду существования сегодняшнего человека. Конечно, не все в современной культуре может нам нравиться и не все плоды древней народной мудрости должны быть исключе ны из нее. Но забота о сохранении или даже восстановлении не заслуженно забытого должна диктоваться не стремлением во что бы то ни стало сберечь специфику, отличающую данный народ от других, а желанием способствовать прогрессу национальной куль туры. Любовь к прошлому прекрасна, когда она вдохновляется лю бовью к будущему. Патриотизм идет на пользу народу только тог да, когда нацелен не на бдительную охрану «истоков», «почвы», «чи стоты крови», а на процветание народа. Культурный прогресс нации — не только победы и приобрете ния. Он полон противоречий и утрат. Как человек, взрослея, переста ет довольствоваться детскими наивными радостями, так и народ, раз вивая культуру, неизбежно лишается многого того, в чем находили отраду предки. Мы получили возможность летать на авиалайнерах, но перестали путешествовать на лихих ямщицких тройках. У нас в домах появились видеомагнитофоны, но канули в прошлое тихие домашние вечера под пение сверчка. Культурный прогресс сближает народы и выравнивает, во многом даже унифицирует и стандартизи рует условия их культурной жизни. Техника производства и быта, обувь и одежда, основные права личности и принципы правопоряд ка, научные знания — в этом и многом другом страны с развитой современной культурой мало отличаются друг от друга. Можно со жалеть об утрате национальной специфики, но вряд ли целесообраз но только ради ее сохранения отказываться от благ цивилизации. 302 Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур 13.4. Региональная типологизация культуры Характерной чертой региональных культур является то, что каждая из них существует в определенном географическом ареа ле. Масштабы ареала региональной культуры могут быть очень разными. Региональные культуры меньшего масштаба могут вхо дить в региональные культуры большего масштаба (например, куль тура Индокитая есть одна из составляющих культуры Южной Азии, а та, в свою очередь, — культуры Востока). В некоторых случаях можно говорить о региональных культурах, охватывающих один народ, т.е. совпадающих с его национальной культурой (такова, например, культура Кореи). Однако, какправило, они представляют собой кон гломерат различных культур, создаваемых несколькими народами, населяющими регион. Наличие сходных природных условий жизни в этом ареале и территориальные связи обеспечивают родство между культурами народов, обитающих рядом друг с другом. В ходе истории состав народов, населяющих регион, может ме няться. Но поскольку продолжают существовать одни и те же гео графические, климатические и другие особенности жизни людей в данном регионе, постольку пришельцы так или иначе воспринима ют формы жизни и обычаи местного населения, и в результате образуется историческая преемственность, сохраняющая специфи ку данной региональной культуры. Так произошло, например, в Индии: культуры разных народов, поселявшихся на индийской зем ле, впитывали в себя древние традиции, до сих пор составляющие специфический колорит жизни этой страны. Когда какая-либо региональная культура вторгается в области, занятые другой региональной культурой, она или претерпевает там значительные изменения, ассимилируется и сливается с последней (как негритянская культура в Северной Америке или западная куль тура в Японии), или вытесняет оттуда местную культуру (как про изошло с культурой американских или австралийских аборигенов при захвате их земель европейцами). Таким образом, ареал регио нальной культуры может расширяться или сужаться. Самыми крупномасштабными регионами Земли, в которых исто рически сложились культуры, значительно различающиеся между собой, являются Запад и Восток, а также Север и Юг. |