Главная страница
Навигация по странице:

  • Дильтей

  • Культурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.. Солонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган


    Скачать 2.31 Mb.
    НазваниеСолонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган
    АнкорКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
    Дата05.03.2017
    Размер2.31 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
    ТипУчебник
    #3400
    КатегорияИскусство. Культура
    страница29 из 38
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   38
    L

    462 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
    турным событием истории...; христианство, презиравшее тело, была
    до сих пор величайшим несчастьем человечества»
    1
    . Он говорит о неразделенности души и тела и призывает учиться через тело радо^ сти жизни, превознося поэтому так высоко искусство танца. Лгаты телу — это лгать природе, т.е. жизни. «Больше разума в твоем теле,, чем в, твоей высшей мудрости. И кто знает, к чему нужна твоем: телу,твоя высшая мудрость»
    2
    . Активная, главенствующая роль теле^ сного означает факт непосредственного присутствия человека ш
    мире. Феноменальное тело, «живое тело» привлекает философа своеобразной способностью «мыслить» на довербальном уровне, от-| крытием нового типа мыслительной деятельности «мышления в дви^ жении».
    Ницше свойственно процессуальное видение человека как су-! щего, в котором он особо выделяет необходимость процесса само-1 преодоления. В человеке «есть то, что должно быть сформовано,] сломано, выковано, разорвано, обожжено, закалено, очищено, но в] человеке есть также и творец, ваятель»
    3
    . Процессы совершенство-) вания человека многообразны, в основе их лежит энергийное
    (
    нача ло, проявляющееся в духовной практике. Ницше пишет о том, ч|г необходимы «мастерство и тонкость в войне с собой», «очищени инстинктов». Человек проходит некую иерархическую лестницу,
    1
    ! которую составляют высшие и низшие типы. В равенстве Ницше! усматривает упадок, в то время как «пропасть между человеком Щ
    человеком, сословием и сословием, множественность типов... [все. это] свойственно каждому сильному времени»
    4
    . Можно сказать, что у Ницше сложилась антропологическая модель человека, суть коточ! рой состоит в поступенчатом продвижении к сверхчеловеку. На­
    ряду с комплексной программой человеческого совершенствования,' восхождение к сверхчеловеку трактуется им и как результат се­
    лекции природы. Тем самым он формулирует задачу культурного совершенствования человека, которая направлена на появление н о | вого типа человека, превосходящего по своим морально-интеллек­
    туальным качествам современных людей. Этими идеями был вдох­
    новлен в свое время ранний М. Горький, они нашли отражение а
    творчестве Л. Андреева и др.
    1
    Ницше Ф. Сумерки идолов, или Как философствуют молотом // Ницше Ф.
    Соч.
    В 2 т
    :
    Т. 2. С. 622.
    8
    Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. С. 31.
    3
    Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Соч. В 2 т. Т. 2. С- 346.
    4
    Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом // Ницше Ф.
    . Соч. В 2 т. Т. 2. С. 614.

    18.3. Проблемы культуры в «философии жизни» 463
    Философ отвергает теорию прогресса, разрабатывая концепцию
    «вечного возвращения», которая так и осталась непроясненной.
    Мысль о «вечном возвращении» высказана им в работе «Так гово­
    рил Заратустра», имеются некоторые намеки в «Веселой науке», а также упоминания в «По ту сторону добра и зла» и «Ессе Номо».
    К интерпретации этой идеи обращался М. Хайдеггер, связывая ее с еще одним основополагающим и первичным концептом фило­
    софии Ницше — волей к власти, которая составляет у него главную черту всего сущего. Само это сущее, согласно Хайдеггеру, есть не бесконечное, поступательное движение к какой-то определенной цели, а постоянное самовозобновление воли к власти, восстанавливающей себя в своей природе. Ж. Делёз предлагал иную интерпретацию идеи вечного возвращения, подчеркивая, что она отличается от всех ранее известных циклических моделей тем, что возвращается не то же самое, а только отличное. И Хайдеггер, и Делёза увидели в'кон­
    цепции Ницше высшую форму утверждения жизненной полноты, которая возможна только при повторении, несущем радость разли­
    чия и многообразия самой жизни. Эта и многие другие ницшеан­
    ские идеи получили дальнейшую жизнь в современной культуро­
    логии, философии, художественной практике и искусствоведении.
    В. Дильтей: Примыкает к «философии жизни» и В. Дильтей герменевтика, (1833—1911), однако в отличие от других пред- или искусство ставителей этого направления, например Ницше,
    истолкования «жизнь» у него — это, скорее, жизнь культуры.
    текстов Культура предшествует мышлению и науке, по­
    этому мышление как вторичное и производное духа не может понять чувства, равно как и искусство, религию, филосо­
    фию. Это положение стало исходным в его постановке проблемы о разных типах познания, о различении понятий «объяснение» и
    «понимание». Дильтей отрицает возможность объяснения в гума­
    нитарных науках: «Природу мы объясняем, человека же мы долж­
    ны понять». Понимание достигается путем «вживания», «сопере­
    живания», «вчувствования». Однако одно дело — понять современ­
    ную культуру, и совсем другое — постичь «мертвые» ныне культуры древних инков и египтян. Для постижения культур прошлого он разрабатывает и описывает приемы и методы интерпретации, ко­
    торые он называет герменевтикой, или искусством истолкования, разъяснения и понимания текстов различного содержания. Сам термин «герменевтика» в переводе с древнегреческого означает интерпретацию или истолкование, связанное с пониманием.

    464 Глава 18. Развитие культурологической мысли...
    Первоначально герменевтические приемы и методы интерпрета-: ции возникли из анализа текстов специфического содержания, напри-.i мер текстов Священного Писания, исторических хроник, юридических! актов и пр. До работ Дильтея никто не придавал герменевтическим! методам интерпретации большого методологического значения. Дильтей, справедливо критикуя неадекватный характер позитивистских моде-j лей объяснения гуманитарных процессов, совершенно отказывается оТ1 объяснения как метода социально-гуманитарного познания и выдвигав ет герменевтику в качестве общей методологии наук о духовной дея-> тельности. Для философа и его носледователей понимание связано с субъективно-психологической интерпретацией результатов духовной деятельности человека. Такая интерпретация достигается исключитель­
    но, путем «вживания», или «вчувствования», интерпретатора в духов­
    ный мир автора произведения с помощью воображения и интуиции, с тем чтобы взглянуть на события его глазами. Только через психоло­
    гическую интерпретацию мы можем прийти к пониманию наших пред-
    : ков и нас самих.
    Дильтей, так же как некоторые из его предшественников, напри­
    мер Вико и Гердер, отделяет разрабатываемую им «философию жиз­
    ни» (мы бы уточнили: «философию культуры» — Авт.) от того,! что он называет «систематической философией». На протяжении длительного периода развития европейской культуры осуществля­
    лась отчетливая дифференциация разных дискурсов — философ­
    ского и культурологического, однако только в XX в., в связи с конституированием культурологии как Самостоятельной сферы гу­
    манитарного исследования, эта сопутствующая и пересекающаяся с философией наука получила свою легитимацию. Противопоставляя
    «философию жизни» «систематической философии», Дильтей пи­
    шет: «Жизнь должна быть истолкована из нее самой»
    1
    . Поэтому он предлагает методы для истолкования жизни, отличные от методов, аналитических, сложившихся в философии.
    Герменевтическое понимание, основанное на психологической ин­
    терпретации, по сути.дела, предста'вляет собой непосредственный, интуитивный процесс постижения смысла. Такое понимание игра­
    ет важную роль в обыденном познании, когда речь идет о понима­
    нии намерений и поступков людей, а также в познании продуктов духовной деятельности — произведений искусства. В этих случаях значительна роль сопереживания, соучастия, эмоциональной настро­
    енности и нет необходимости обращаться к логическому анализу, более того, такой анализ только бы затруднил целостное восприя­
    тие. Дильтей занимался проблемами истории литературы и искус-
    1
    Дильтей В. Сущность философии. М., 2001. С. 60.

    18.3. Проблемы культуры в «философии жизни» 465 ства, и герменевтический метод во многих случаях служил ему эф­
    фективным средством интерпретации и понимания шедевров ис­
    кусства. Многие положения теоретической концепции Дильтея раз­
    вивает Г. Зиммель. "
    Г. Зиммель о Г. Зиммель (1858—1918) — всемирно известный сущности культу- мыслитель, автор 30 книг и многочисленных ста­
    ры и значении тей о философии и социологии культуры. Харак- моды в истории терные для его трудов острота творческого ума, культуры широта интеллектуальных интересов, тонкие пси­
    хологические наблюдения, эмоциональная энерге­
    тика стиля изложения и необычные сюжеты и размышления о жиз­
    ни дают мощный импульс для изучения явлений культуры.
    В сферу интересов Г. Зиммеля попадают самые разные эпизоды, по они существуют в жизни, и он стремится дать им философское и культурологическое объяснение. Ему принадлежат статьи о со­
    зерцании природы и смысле путешествий, о роли случая и неожи­
    данных приключений в жизни человека. Глубокого смысла полны статьи о религии и личности. Бога, о философии истории и культу­
    ры, о любви и судьбе. Неожиданны рассуждения о философии де­
    нег и богатстве, о скупости и щедрости, о смерти и бессмертии, о моде и ее непостоянстве, о мужской и женской культуре... Мысли­
    тель обогатил культурологию новыми идеями и пророческими оза-. рениями. Он предложил немало новых и оригинальных проблем культурологических исследований.
    Тайнам творческой индивидуальности и личности гения посвя­
    щены его сочинения о И. Канте и Ф. Ницше, И, Гёте и Микеланд- жело. Г. Зиммель был скорее инициатором философского осмысле­
    ния культуры, нежели последовательным аналитиком. Но научная инициатива обсуждения жизненно важных проблем принадлежала именно ему, и в этом заключается его значение для развития науки.
    Интерес к нему сохраняется вплоть до настоящего времени, хотя не всегда остается одинаковым.
    Из широкого круга проблем философии и социологии /культуры
    Г. Зиммеля сосредоточим внимание на двух вопросах, интересных для культурологии:
    1) определение понятия и сущности культуры; историческое из­
    менение форм культуры; конфликты и кризис культуры;
    2) социальный смысл и значение моды в истории культуры; соотношение традиций и новаторства.
    Философия культуры изложена в статьях Г. Зиммеля «Понятие и трагедия культуры», «О сущности культуры», «Изменение форм

    466 Глава 18. Развитие культурологической мысли... культуры». Динамика ценностей культуры,.противоречия и трудно-' сти культурного процесса рассматриваются в статьях «Кризис куль­
    туры», «Конфликт современной культуры».
    Мыслитель отмечает многозначность понятия культуры. Твор­
    ческая стихия жизни человека создает множество культурных форм: общественное устройство и художественные произведения, религи­
    озные верования и моральные нормы, технические изобретения и научные открытия, гражданские законы и философские трактаты.
    В беспокойном ритме жизни, ее приливах и отливах, ее постоян­
    ном обновлении они обретают устойчивость и начинают существо­
    вать сами по себе. В этом заключается трагедия культуры. «Они лишь оболочка, скорлупа для творческой стихии жизни и для ее набегавших потоков»
    1
    , — пишет Г. Зиммель. Эти явления в момент своего возникновения вполне соответствовали жизни, но постепен­
    но они утрачивают эту связь, застывают, становятся чуждыми и даже враждебными. Жизнь слишком динамична, чтобы удовлетво­
    риться однажды созданной формой. Поэтому жизненные силы всту­
    пают в противодействие, они сопротивляются постоянству пред­
    шествующих ценностей и стремятся к обновлению.
    Эволюция культурных форм является предметом истории. Непре­
    рывная изменчивость содержания отдельных культурных явлений и даже целых культурных стилей есть вполне очевидный результат бесконеч­
    ности творческих усилий человека в созидании культуры. Жизнь дви­
    жется от смерти к бытию и от бытия к смерти, заключает Г. Зиммель.
    Но это противоречие может обратиться в свою противополож­
    ность и недуг культуры. Старый политический режим, когда-то по­
    пулярный, а затем утративший своих сторонников, продолжает дер­
    жаться только силой инерции, чем стимулируется борьба против отживших форм политической жизни, которые ограничивают и даже препятствуют движению вперед. Подобное происходит в такую эпоху, когда прежде возникшие культурные формы выглядят «исто­
    щенными», исчерпавшими свое содержание. Жизнь протестует про­
    тив этих реликтовых, архаичных форм, так как стремится к утверж­
    дению новых культурных норм и ценностей.
    В каждую крупную эпоху исторического развития выдвигается
    «центральная идея», которая обретает особое значение для интел­
    лектуальной жизни и становится «идейным фокусом» культурного стиля. Общая идея или идеал можгут иметь разные способы и фор­
    мы выражения в искусстве, науке, религии, морали, но при этом оставаться «властителем дум» своего времени.
    1
    Зиммель Г. Избранное. В 2 т. Т. i. M., 1996. С. 494

    18.3. Проблемы культуры в «философии жизни» 467
    Для классического греческого мира это была идея бытия, воплощен­
    ного в пластические формы; для христианского Средневековья — идея божества как властелина человеческого существования. В эпоху
    Возрождения высшей ценностью была названа верность природе как идеалу. В конце той эпохи выдвинулась идея индивидуальнос­
    ти личности как нравственной ценности. XIX в-, возвысил значение общества как подлинной реальности, личность оказалась при этом в подчинении.
    На пороге XX в. центральное место в интеллектуальной истории занимает понятие жизни как высшей ценности. Произведения ис­
    кусства, научные открытия, политические движения и юридические законы должны содействовать развитию.и утверждению этой цен­
    ности. Но если они противостоят ей, то должны уйти со сцены, ибо не соответствуют гуманистическим идеалам времени. В преодоле­
    нии этого противоречия и состоит динамика культурного развития.
    Культура возникает как искусственное творение человека, и до определенного времени ее формы тесно связаны с его желаниями и ценностями. Но парадокс культуры, удивительно точно подмечен­
    ный Г. Зиммелем, заключается в том, что она способна «отрывать­
    ся» от жизненного содержания, превращаться в пустую форму, ли­
    шенную смысла. Отдаляясь от реальной жизни, такие формы куль­
    туры становятся чуждыми и даже враждебными. Социальные роли, столь уважаемые в прошлом, становятся безжизненными масками; политическая борьба принимает форму театрального зрелища; лю­
    бовь, лишенная искренности, приобретает формальный характер.
    Трагедия культуры состоит в постоянном возникновении куль­
    турных форм, порождаемых человеком, и столь же последователь­
    ном отчуждении от этих форм, стремлении их преодолеть, «ски­
    нуть», опровергнуть, чтобы они не мешали созданию нового. Жизнь как бы обречена вечно воплощаться в формах культуры, но эти же формы, «застывая», создают препятствия на пути общего, движения.
    В преодолении данного противоречия заключен внутренний импульс развития культуры.
    Другим важным аспектом в философии культуры Г. Зиммеля является соотношение понятий «культуры и культурности». Оба тер­
    мина имеют принципиальное значение в его философии культуры.
    Всевозможные нормы и манеры поведения, этикет и утончен­
    ность вкуса и т.д. составляют лишь внешний и не самый важный признак культуры. По своей форме они бывают далекими от внут­
    ренних помыслов личности, выражая лишь степень необходимой учтивости, подражая общепринятым нормам и отношениям. Внеш­
    ний «рисунок» поведения может служить самым коварным целям

    468 Глава 18. Развитие культурологической мысли... и замыслам. Поэтому «культурность» необходимо сопоставлять и оценивать в зависимости от того, насколько внешние формы пове­
    дения соответствуют душевному состоянию человека, его мотивам' и целям.
    Они могут отлично служить частным целям или иметь косвен-] ное значение для человека. Главное же назначение культуры и] всех ее форм состоит в совершенствовании личности. Это, по сло-1 вам Г. Зиммеля, «путь души к себе самой»'. Все жизненные силы! должны содействовать гармонии человека, когда уравновешивают­
    ся в едином целом элементы культуры. Культура по своему жиз­
    ненному содержанию есть «затянутый узел», в котором взаимно переплетены.субъект и объект.
    Объективной культурой Г. Зиммель называет тот предметный мир, который окружает человека как созданная им среда обитания, результат его творческих усилий, реализации духа, способностей
    1
    , дарований и таланта. Но есть и другая сторона, которую Г. Зиммель называет субъективной культурой. Она включает в себя меру раз­
    вития личности, реальное соучастие душевных процессов человека в усвоении объективных ценностей. Довольно часто можно ветре-; тить в жизни такие факты, когда богатая, насыщенная духовными, ценностями среда вовсе не находит какого-либо отклика в душев­
    ном мире человека.
    Она не только не затрагивает его, но и встречает полное равно-; душие или невежество. Кроме того, сама объективная культура мо­
    жет обрести смысл в себе самой, быть самодостаточной и невост­
    ребованной обществом или группой людей. Мир предметов посто­
    янно увеличивается, приобретает самостоятельное значение, но духовный мир человека становится более примитивным, ограничи- \
    ваясь лишь самым поверхностным приобщением к культуре. В этом также состоит трагедия современной культуры.
    Интересные мысли высказывает Г. Зиммель о соотношении в. культуре творчества и подражания, традиций и новаторства. Каж­
    дая форма культуры обнаруживает по крайней мере две взаимодей­
    ствующие тенденции: стремление к единству, равенству и потреб­
    ность в изменении, создании особенных и неповторимых черт в предметах культуры и личном облике. Каждая из этих тенденций проявляется в истории культуры.
    Подражание поддерживает устойчивость культуры, оно дает уве­
    ренность в том, что человек в своих действиях не одинок, опирается на проверенные жизнью традиции. В повседневном поведении под-
    Зиммель Г. Избранное. В 2 т. Т. 1. С. 481.

    18.3. Проблемы культуры в «философии жизни» 469 ражание освобождает от необходимости делать выбор, определяет границы общности. В любой человеческой индивидуальности всегда можно обнаружить взаимосвязь общего, особенного и единичного.
    Исследуя механизм взаимосвязи творчества и подражания, уни­
    кальности и одинаковости в культуре, Г. Зиммель обращается к феномену моды. Известно, что мода возникла в достаточно отда­
    ленные периоды истории культуры и существовала в различных сферах социальной жизни. Не только оформление внешнего обли­
    ка человека: одежда', грим, прически, украшения — подвержены мод­
    ным влияниям. Мода оказывает воздействие на стиль архитектуры, интерьеры жилых и общественных зданий, марки автомобилей, по­
    суду и ткани, мебель и «планировку городских магистралей, полигра­
    фическое и художественное оформление'книг и журналов, образ жизни и манеру поведения. В духовной жизни во все времена мож­
    но обнаружить модных писателей, поэтов, художников, актеров, ре­
    жиссеров, музыкантов. Нет необходимости продолжать эти пере­
    числения. Это каждому известно.
    Важно обратиться к внутренней динамике моды как явления культуры. Конечно, мода противоречива, капризна, труднопредсказу­
    ема и почти не поддается рациональным объяснениям. И все-таки у нее есть свои траектории зарождения, кульминации и затухания, которые можно назвать закономерностями развития, основанными на повторяемости и цикличности. Мода всегда предполагает взаи­
    мосвязь новаторства и подражания образцу. Она удовлетворяет по­
    требность человека в обновлении и в социальной опоре, потому что создает особый механизм, помогающий идентифицировать, себя с той группой, принадлежность к которой воспринимается как осо­
    бая ценность. Именно данному образцу человек оказывает пред­
    почтение, ибо считает его для себя значимым.
    Наряду с подражанием мода удовлетворяет потребность в раз­
    личии, выделении из общей массы, а мода высшего сословия всегда отличается от моды других слоев. Благодаря достаточно динамич­
    ной смене образцов, мода вчерашнего дня всегда иная, нежели со­
    временная, хотя в повседневной жизни они могут сосуществовать и даже не противоречить друг другу. Но каждая будет выражать свой «знак времени». Поэтому так заметны «ошибки», просчеты в оформлении исторических фильмов, спектаклей, картин художни­
    ков, когда они пренебрегают деталями моды. Точность воспроизве­
    дения моды тех лет становится дополнительным источником ин­
    формации о культуре разных эпох.
    Мода не что иное, «как одна из многих форм жизни, посредством которых тенденция к социальному выравниванию соединяется с

    470 Глава 18. Развитие культурологической мысли... тенденцией к индивидуальному различию и изменению в единой деятельности»
    1
    , — отмечает Г. Зиммель. Историю моды он называ­
    ет историей попыток «умиротворить» эти две противоположные тенденции в индивидуальной и общественной культуре.
    Поскольку мода в истории общества отражает социальное раз­
    деление, то она выполняет двойную функцию: объединение опреде­
    ленной социальной общности и отделение ее от других. Поэтому мода означает, с одной стороны, присоединение к равным по поло­
    жению и, с другой стороны, отличие от тех, кто к этому слою, группе не принадлежит. Знаковая маркировка моды подчеркивает этот ме­
    ханизм единства и дифференциации. «Связывать и разъединять — таковы две основные функции, которые здесь неразрывно соединя­
    ются»
    2
    . В этом смысле мода лишает формы культуры той целесо­
    образности, благодаря которой они первоначально возникали. Сле­
    дует ли носить широкие или узкие юбки, взбитые или гладкие при­
    чески, пестрые или черные галстуки — в этом господствует только мода. Она может стать выразителем уродливого и отвратительного, бессмысленного и несуразного именно потому, что у нее иные функции и цели в культуре.
    Новая мода не просто отвечает изменившимся потребностям, но создается по заказу и тем самым становится частью общественной структуры, а деятельность в области моды приобретает престиж высокооплачиваемой профессии.
    Весь стиль жизни человека постоянно находится под воздей­
    ствием моды. Дифференциация общества поддерживается модой, ибо она самая удобная форма установления внешних различий. Ее не надо долго осваивать, как науку, религию, искусство, образование.
    Моду можно легко «купить» за деньги и присоединиться к кругу избранных. Однако мода не столь демократична, как кажется на первый взгляд. Как только она становится общедоступной, проника­
    ет в низшие слои, высшее сословие, или элита, тут же от нее отка­
    зывается и создает новые образцы для подражания и идентифика­
    ции. Чем ближе различные слои друг к другу, тем стремительнее происходит подражание. Но этот же процесс вызывает ускорение смены моды. В моде очень ценятся экзотические предметы, имею­
    щие высокую цену, сразу создающие барьер недоступности для всех.
    В тех обществах, в которых дифференциация ослаблена и гос­
    подствует тенденция к выравниванию и одинаковости, там цикл движения моды более длителен, модные образцы держатся значи-
    1
    Зиммель Г. Избранное. В 2 т. Т. 2. С. 268.
    2
    Там же. С. 269.

    18.3. Проблемы культуры в «философии жизни»
    471 тельно дольше. Такое общество не поддерживает быстрой смены моды, выдвигает санкционированные государственными учреждени­
    ями образцы, осуждает увлечение «чуждой» модой, переносит оцен­
    ку внешнего облика на внутреннее содержание личности, а в выс­
    ших слоях поддерживает стремление «быть как все».
    В моде как явлении культуры есть еще один немаловажный ас­
    пект, связанный с обновлением. Новая одежда не только изменяет внешний облик, но оказывает влияние на манеру поведения, требует новых впечатлений, делает человека более открытым к новшествам.
    Несмотря на то что мода как социальное явление имеет группо­
    вой характер, она не тождественна всей группе. Моду всегда прини­
    мает только ее часть, но как только она признается полностью всей группой, назначение ее образцов меняется и она утрачивает свои символические черты и свойства.
    Моде присуще стремление к экспансии, движению вширь, захва­
    ту все новых и новых слоев, групп и территорий. Но в процессе этого движения она постепенно угасает. Чем большее число людей ее принимает, тем скорее начинается ее смена. Этот симптом хоро­
    шо известен законодателям моды, владельцам модных салонов, тор­
    говцам. В моде удивительным образом сплетены воедино противо­
    речивые черты: новизна и жажда успеха, привлекательность обнов­
    ления и стремление к стабильности. Но новизна преходяща, а постоянство иллюзорно. Расчет на длительность моды и произве­
    денные затраты на приобретение товаров малообоснованны, ибо то, что было модным, вскоре выходит из моды, стареет морально, не дожидаясь физического износа. Мода ориентирует людей на крат­
    ковременность своего цикла и учит «культуре выбрасывания».
    Господство моды в современной жизни расширяет арену ее дей­
    ствия, вовлекая в этот круговорот огромное число товаров и услуг.
    Мода создает условия и возможности для выделения индивидуаль­
    ности, а также особую привлекательность для тех, кто желает быть замеченным, любит выделиться из толпы. Но «моднику» противо­
    стоит принципиальный противник моды, находящийся к ней в оп­
    позиции. Уже одно отрицание моды также создает эффект индиви­
    дуализации. «Немодность» — своеобразный знак внутреннего про­
    теста, в основе которого лежит стремление иметь особые отличия.
    Принципиальная «немодность» тоже может стать модным отличи­
    ем, демонстрируя отрицание общепринятой моды. Но в том и дру­
    гом случае мода действует так же насильственно, вызывая Желание не смешиваться с толпой и массой.
    Таким образом, мода, с одной стороны, область всеобщего подра­
    жания, освобождение индивида от ответственности за его вкус и

    472 Глава 18. Развитие культурологической мысли... предпочтения, с другой стороны, отличие, подчеркивание своей при­
    частности к определенной группе, знаковой принадлежности к эта­
    лонам современности.
    Мода нередко восполняет социальную незначительность лично­
    сти, ее заурядность и незаметность, неспособность своими достоин­
    ствами подчеркнуть индивидуальность. Она становится заменой и защитным экраном, и ею пользуются как маской. Мода разрешает то, что человек никогда не стал бы делать в одиночку. Она осво­
    бождает от чувства стыда, требуя беспрекословного подчинения, даже если ее требования абсурдны.
    Подводя итог рассуждениям о социальной роли моды в исто­
    рии культуры, Г. Зиммель отмечает, что мода является сложным образованием, в котором своеобразно соединяются различные из­
    мерения жизни. Общий ритм жизни индивидов и групп определя­
    ет их отношение к моде. Массы низших слоев труднее приходят в движение, мода их затрагивает, но поскольку их материальные воз­
    можности весьма ограниченны, то темп перемен замедлен. Высшие слои по-своему консервативны, они настороженно относятся к пе­
    ременам в- моде, которые кажутся подозрительными и опасными покушениями на власть. Они бережно охраняют моду своей груп­
    пы как символ верности ее ценностям. Поэтому пока в истории общества социальная дифференциация довольно четко делила верх­
    ние и нижние слои, смена циклов моды была весьма длительной.
    Совсем иная картина сложилась тогда, когда в истории появился средний класс, который по своему положению отличается ускорен­
    ной вертикальной мобильностью. Именно средний класс нашел в моде подтверждение собственных душевных интересов и устремле­
    ний. Большие города, где сосредоточен средний класс, становятся пи­
    тательной почвой для распространения моды. Быстрому изменению темпа и ритма моды содействовали и экономический подъем в горо­
    дах, стремление к подражанию и внешней символике своей группы.
    Но эта динамичность развития моды вносит существенные измене­
    ния в определение финансовых затрат на создание новых образцов.
    Если прежде дороговизна модных предметов восполнялась длитель­
    ностью их использования ввиду большой временной протяженности модного цикла, то теперь мода ориентируется на более дешевые мате­
    риалы и образцы, которые могут найти спрос у потребителя среднего класса. Массовое производство модных товаров и быстрая смена моды стали типичной ситуацией в XX в.
    Г. Зиммель отмечает существование закономерности в разви­
    тии моды: чем быстрее меняется мода, тем дешевле должны стано­
    виться вещи, принуждая потребителей к их использованию. Но психо-'

    18.3. Проблемы культуры в «философии жизни» 473 логически каждая новая мода воспринимается так, будто она соби­
    рается существовать вечно. Поэтому ее новые образцы кажутся особенно привлекательными, хотя, приобретая их, человек должен понимать, что очень скоро они устареют и потребуют замены.
    В этом водовороте модных перемен относительную устойчивость сохраняет классика. Она представляет собой относительно стабиль­
    ную концентрацию модных элементов «вокруг покоящегося центра».
    Классика гармонична и устойчива, не допускает крайних вариаций и нарушения баланса. Она тоже является модой, но при этом сохраняет свою целостность, не подчиняясь сиюминутному импульсу^
    Мода как социальное явление не только закономерна в жизни, но и вполне естественна, ибо соответствует стремлениям человека к обновлению и обособлению, использованию оригинальности для подчеркивания индивидуальности и принадлежности к определен­
    ной группе. Мода оказывает широкое воздействие на культуру, во­
    влекая в круг перемен различные слои, становясь символом новиз­
    ны в изменяющемся мире.
    А.
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   38


    написать администратору сайта