Главная страница

Культурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.. Солонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган


Скачать 2.31 Mb.
НазваниеСолонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган
АнкорКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
Дата05.03.2017
Размер2.31 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКультурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана..pdf
ТипУчебник
#3400
КатегорияИскусство. Культура
страница30 из 38
1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   38
Бергсон Ярким представителем «философии жизни» являет- о проблемах ся французский мыслитель А. Бергсон (18591941),
культурологии чье учение во многом обозначило проблемы куль­
туры первой половины XX в., существенно опреде­
лило пути развития искусства в модернистский период. Бергсон раз­
мышлял о смысле эволюции, месте человека в меняющемся мире, противоречиях развития науки и техники, об особой форме выраже­
ния духовного содержания, опасностях технократических устремле­
ний в современном обществе. Его воззрения были направлены про­
тив позитивизма, абсолютизировавшего факты, в область которых не попадали такие феномены, как внутренний диалог сознания, авто­
номия ценностей, свобода личности, художественное творчество.
В ранних работах Бергсон рассматривает проблемы культуры в
t
связи с проблемой свободы, которую он трактует как изначальное состояние человека. Только осознавая свое внутреннее «Я», человек может ощутить себя подлинно свободным. Свобода и культура вза­
имно обусловливают друг друга, поскольку культура возникает на основе свободы и без нее невозможна. Бергсон намечает целостное рассмотрение человека и культуры в системе всей реальности: «Фи­
лософия жизни, направления которой мы держимся... представит нам организованный мир как гармоническое целое».
Интеллект характеризуется естественным непониманием жизни, убежден Бергсон. Поэтому особое внимание он уделяет не рацио­
налистическому мышлению, а интуиции — инструменту прямого

474 Глава 18. Развитие культурологической мысли... контакта с вещами и сущностью жизни как длительности. Интуи­
цию он трактует как некую сверхспособность видения, которая осу­
ществляется посредством полного углубления в себя. Поскольку подвластная интеллекту наука направлять интуицию не может, эту| миссию должно выполнить художественное творчество. Искусство объявляется единственным средством миропонимания.
Художественное творчество рассматривается им не в качестве отражения действительности, а как создание самостоятельной, неза­
висимой от внешнего мира системы, заключающей в себе высший*, совершенный порядок, стоящий над хаосом действительности. Та­
ким образом, основанное на интуиции художественное творчество у Бергсона становится мистическим иррациональным актом по­
стижения бытия. Объектом творчебтва становится внутренний мир художника, и проблема заключается в том, как «извлечь» из глубин человеческой души характеристики подлинного бытия. Перенесе­
ние интересов художника из внешнего мира во внутренний, субъек­
тивный мир ознаменовало собой изменение онтологических осно­
ваний искусства. Такая переориентация в художественном творче­
стве оказалась характерной для многих направлений искусства в постмодернистский период: некоторые из них восприняли идеи Бер­
гсона, некоторые же независимо от него пошли по этому пути. Тем самым можно заметить общность исканий в культуре, проявившу­
юся как в философии, так и в искусстве.
Бергсон привнес еще один существенный критерий в художе­
ственную практику своего времени: критерий новизны, которому должно отвечать произведение искусства. Новизна понималась как нечто непредвиденное, как изобретение того, чего в действительно­
сти не существует. Она определялась случайностью, и именно в случайности содержалась художественная ценность произведения.
Такого рода воззрения на роль искусства в познании мира вооду­
шевляли художников, побуждали к самовыражению, к новаторским поискам и тем самым во многом определили многообразие модер­
нистского искусства.
Бергсон — автор своеобразной элитарной концепции культуры, которую он изложил в работе «Два источника морали и религии»
(1932). Сохранение и развитие культуры — дело избранных лич­
ностей, утверждал он, которые являются религиозными и моральны­
ми наставниками человечества, образующего так называемое «от­
крытое общество» с «динамической» моралью и религией. Такое общество руководствуется во всех сферах принципами любви и милосердия. Фундамент «открытого общества» — творческая лич­
ность, его свойство — дух новаторства. Оно отличается интенсив-

18.3. Проблемы культуры в «философии жизни» 475 ной духовной жизнью и культом святости индивидуальной свобо­
ды. Общества, в- которых отсутствуют эти принципы, получили у него название «закрытых обществ», поскольку в них фактически отсутствует свобода и доминирует потребность «связать себя при­
вычками», которые более или менее отвечают потребностям сооб­
щества. «Закрытые общества» утратили стимул к развитию, они статичны, внутри них сосуществуют одни и те же формы и инсти­
туты культуры. Эта концепция Бергсона получила дальнейшее раз­
витие в культурологии.
К направлению «философия жизни» примыкает концепция
О. Шпенглера (1880—1936), которая сложилась под влиянием ран­
них представителей этого направления: Ницше, Бергсона, а также
Шопенгауэра.

Глава 19
ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР
И ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
В конце XIX — начале XX в. на смену эволюционизму была выдвинута теория исторической типологии культур, которая под­
вергла критике идею эволюционизма об однолинейности и стади­
альной последовательности исторического развития культуры. Со­
гласно этому направлению в культурологии реально существует бесконечное многообразие уникальных, непохожих друг на друга и неповторимых культур. В этом состоит богатство культурных до­
стижений и ценностей. Каждый народ имеет свой особенный облик, вносит вклад в развитие культуры человечества. В определенном смысле культуры автономны и единство человечества состоит в многообразии локальных цивилизаций.
Локальные или региональные культуры имеют свои особеннос­
ти и национально-этническое своеобразие, свой путь исторического развития.
Близкие по основным чертам локальные цивилизации объеди­
няются в культурно-исторические типы. Их объединение имеет объективную базу, но критерий объединения цивилизаций может быть различным. Типологическим признаком может быть призна­
на общность природно-климатических условий, образующих свое­
образную экологическую нишу. Горные, степные, речные, лесные, морские цивилизации имеют черты сходства и различия в хозяй­
ственной, социальной и культурной деятельности. Иная культур­
но-историческая типология может быть представлена на основе общ­
ности религии. В зависимости от наиболее распространенного ве­
роисповедания выделяются типы христианской; исламской, буддис­
тской, конфуцианской цивилизации. По хозяйственно-экономичес-

19.1. Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов 477 кому признаку различают цивилизации аграрные, индустриальные, постиндустриальные.
Для характеристики общности культуры и цивилизации исполь­
зуют национально-этнический принцип: американская, русская, мек­
сиканская и т.д. Иногда применяют региональный подход: цивили­
зация Запада и Востока, Севера и Юга.
Обоснование данной культурологической концепции присутствует в трудах Н.Я. Данилевского (1822—1885), О. Шпенглера (1880—
1936), А.Тойнби (1889— 1975)/П.А. Сорокина (1889—1968).
19.1. Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов
Н.Я. Данилевский (1822—1885) — русский ученый, естествоис­
пытатель, историк, культуролог. В основу концепции исторической типологии им положен принцип многообразия локальных цивилиза­
ций, циклического развития культуры. Важно отметить, что Н.Я. Да­
нилевский первым обосновал такой подход к истории мировой куль­
туры. Ученый изложил его в книге «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к герма­
но-романскому» (1871).
Н.Я. Данилевский отстаивал идею самобытности русской куль­
туры, национального характера русского народа и духовных ценно­
стей. Он теоретически обосновал концепцию культурно-историче­
ских типов, законов их движения и развития, возражая против одно­
линейной схемы истории культуры и утверждая идею многообразия культур всех народов, когда каждый этнос вносит значительный вклад в общее богатство культурного наследия.
Ученого волновали будущее славянского культурно-исторического типа, характер православной религиозности, способность к государ­
ственности, отношение к свободе, наукам и искусству, внутренние источники самосознания и духовных сил России, условия возникно­
вения Всеславянской федерации. Он анализировал исторические события, дипломатические и экономические отношения России и европейских стран, различия в образе жизни, культуре, вероиспове­
дании, особенности национального характера.
«Европа» — понятие не столько географическое, сколько куль­
турно-историческое, утверждал Данилевский. Европейская цивили­
зация обладает значительными достоинствами, но вовсе не обяза­
тельно для других народов следовать за нею. Культура каждого

478 Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций народа самоценна, и мнимая привилегия прогрессивности вовсе не составляет какой-либо особенности Европы.
Н.Я. Данилевский опровергал предрассудок, будто только Европа идет по пути прогресса, неустанного совершенствования и движения вперед, а Восток — воплощение застоя и косности. Например, в Ки-1 тае задолго до, Европы были созданы изделия из фарфора, умели ткать шелк и окрашивать ткани. Восток славился лаковыми издели­
ями, рациональным земледелием и садоводством, искусственным - рыбоводством, изобретением пороха, компаса, книгопечатания, писчей бумаги, своеобразной философией и литературой, астрономией и нау­
кой. «Народу, одряхлевшему, отжившему, свое дело сделавшему и' которому пришла пора со сцены долой, ничто не поможет, совершен­
но независимо от того, где он живет — на Востоке или на Западе»'.
В историческом процессе развития отдельных стран можно об­
наружить общие культурно-исторические типы, своеобразные сис­
темы общего религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного развития. Эти культур­
но-исторические типы, или самобытные цивилизации, таковы:
«1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийрко-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический, 4) индийский, 5) иранский,
6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) ново-семитический, или аравийский, и 10) германо-романский, или европейский.
К ним можно еще причислить два американских типа: мексикан­
ский и перуанский, погибшие насильственной смертью и не успев­
шие совершить своего развития»
2
. Формируется самый молодой — славянский — культурно-исторический тип, и ему принадлежит будущее.
Н.Я. Данилевский выделяет культурно-исторические типы «уеди­
ненные», живущие одинокой и изолированной жизнью; и «преем­
ственные», плоды деятельности которых передаются от одного к другому. Каждый из них содействует многосторонности проявле­
ний человеческого духа, и потому оба типа могут быть названы
«положительными деятелями» в истории человечества.
Отдельно ученым рассматриваются племена, составляющие лишь этнографический материал: хотя они и входят в состав культурно- исторических типов, увеличивая их разнообразие и богатство, но сами не достигают исторической индивидуальности, не обладая ни- особой созидательной, ни разрушительной силой. В будущем, воз-*' можно, такие племена еще и разовьют в себе живительные силы.
1
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 74.
2
Там же, С. 88—89.

19.1. Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов 479
На стадию этнографического материала, по его мнению, могут опуститься и те народы, которые некогда были самостоятельными, но уже «умерли и разложились» и находятся в ожидании, пока новый формационный принцип опять их не соединит.
Законы развития Как в развитии человека можно различать возра- культурно- стные периоды — детство, отрочество, молодость, исторического зрелость, старость, дряхлость, так и в жизни наро- типа дов обнаруживаются эти этапы. Если сначала для них характерна живость и энергичность, то затем они дряхлеют, в них остывает огонь юности, они еще сохраняют жизненность, но уже не способны к новым свершениям. Каждый культурно-исторический тип проходит стадиальные фазы развития, которые соответствуют делению на древний, средний и новый пери­
оды. Всем культурам дается определенный срок жизни, по истече­
нии которого наступает смерть.
Н.Я. Данилевский формулирует пять законов движения и раз­
вития культурно-исторического типа, которые одновременно оз­
начают и необходимые условия его возникновения и развития.
Первый закон определяет значение языка в развитии культу­
ры. Именно язык становится средством сплочения народа, открыва­
ет возможность общения, передачи культурного наследия через уст­
ную или письменную традицию.
Второй закон указывает на важность приобретения политиче­
ской независимости, необходимой для поддержания самобытности культуры, предотвращения ее ассимиляции, поглощения другими на­
родами, обращения в орудие для достижения чужих целей.
В третьем законе отмечаются уникальность" культуры, индиви­
дуальная неповторимость, составляющие ее истинную ценность. Эти черты культуры образуют ее духовный облик. Их утрата, искаже­
ние, уничтожение лишают культурно-исторический тип внутренне­
го ядра. Каждый народ самостоятельно «вырабатывает» свою куль­
туру, но это не исключает культурного взаимодействия.
Н.Я. Данилевский называет несколько способов распростране­
ния цивилизации. Простейший из них — пересадка с одного места на другое посредством «колонизации». Так греки передали свою культуру Южной Италии и Сицилии, англичане — Северной Аме­
рике и Австралии. Другая форма передачи цивилизации — «привив­
ка». Греческим «черенком» на египетском «дереве» была Александ­
рия; при этом культура Египта не утратила своей самобытности.
Еще один способ — «улучшенное питание», т.е. внешнее содей­
ствие собственному развитию той или иной культуры. Во всех слу-

480 Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций чаях плодотворным можно считать такое влияние одной культуры на другую, когда соблюдаются принципы сотрудничества, использо­
вания новых технических приемов, обмена опытом, но при этом co-j храняется уникальность обеих сторон.
Четвертый закон гласит о том, что богатство и полнота куль­
турно-исторического типа определяются не унификацией, единооб­
разием «монокультуры», а, напротив, разнообразием составляющих его народов, существующих в благоприятной для поддержания куль­
турной самобытности политической системе федерации.
Пятый закон характеризует время существования культурно- исторического типа. Ход его развития более всего уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, а время цветения и плодоно­
шения относительно коротко и раз и навсегда истощает их жизнен­
ную силу.-
Культурно-исторический тип существует не вечно, его время ог­
раничено рамками жизненного цикла. Цивилизация проходит все периоды от зарождения к расцвету и финишу. Наиболее длитель­
ным бывает подготовительный этап, или этнографический период, который может измеряться тысячелетиями. Он чрезвычайно важен, ибо в это время собирается запас для будущей созидательной дея­
тельности, закладываются особенности мышления, эмоциональной сферы, призванные составить оригинальность и самобытность лю­
дей будущего культурно-исторического типа. Они выражаются в языке, мифологии, эпических преданиях, основных формах быта, от­
ношении к природе, хозяйственном укладе, источниках материаль­
ного существования, нормах и правилах взаимоотношений между людьми. Свойства жизни этноса оказывают влияние на национальный характер народа.
Культура набирает силу, проявляется в различных формах ду­
ховности и практической деятельности, общественного благоуст­
ройства и личного благосостояния. Постепенно ее жизненные силы растрачиваются, и творческий потенциал иссякает. Цивилизация дряхлеет, жизнь оканчивается.
Н.Я. Данилевский называет два симптома старения культурно- исторического типа: апатию самодовольства, которая поражает на­
роды, успокаивающиеся на достигнутом, и апатию отчаяния, когда идеалы и Цели оказываются ложными и наступает разочарование в избранном пути.
Таковы пять законов развития культурно-исторического типа.
Каждый тип отличается достижениями в какой-либо определенной сфере. Греция известна искусством, Рим- — успехами в законода-

19.1. Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов 481 тельстве. При этом невозможно оценивать цивилизации и истори­
ческие периоды по шкале «выше — ниже». Никто не скажет, пи­
шет Н.Я. Данилевский, что ум Кювье лучше устроен, чем ум Арис­
тотеля, или что Лаплас был проницательнее Архимеда, или Кант мыслил лучше Платона, или понимание красоты было выше у Кано- вы и Торвальдсена, нежели у Фидия и Праксителя. Ни одна циви­
лизация не может гордиться тем, что именно она представляет выс­
шую точку развития по сравнению с ее предшественницами или современницами. «Прогресс состоит не в том, чтобы идти всем в одном направлении (в таком случает он скоро бы прекратился), а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще историчес­
кой деятельности человечества, во всех направлениях»'.
Не все культурно-исторические типы проходят этапы своего развития одинаково. Одни подвергаются внешним воздействиям и разрушаются; другие истощают запасы сил и не могут продолжать существование; третьи оказываются слишком односторонними: формы культуры не получают достаточного развития во всем их объеме. Но и завершив жизненный путь, они остаются как «релик­
ты» в памяти народов, ибо вносят достойный вклад в сокровищни­
цу мировой культуры. Жизнь одного культурно-исторического типа конечна, но культура в целом бесконечна, и поступательное движе­
ние человечества не прекращается.
Виды культурной Н.Я. Данилевский отмечает, что локальная циви- деятельности лизация, образующая культурно-исторический тип, состоит преимущественно из четырех видов куль­
турной деятельности.
Первая — деятельность религиозная, объемлющая собой отно­
шения человека к Богу, наличие твердой веры, понятия о судьбе и. определяющая нравственность народа.
Вторая — деятельность культурная, включающая отношения тео­
ретические, научные, эстетические, художественные, технические и промышленные.
Третья — деятельность политическая, определяющая отноше­
ния людей между собой и к другим народам.
Четвертая — деятельность общественно-экономическая, свя­
занная с отношениями людей к условиям пользования предметами внешнего мира, их добывания и обработки.
Многие ранние культуры были слитны, синкретичны, в них от­
сутствовало четкое разделение этих видов деятельности. Н.Я. Да-
1
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. С. 109.
16 Культурология

482 Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций нилевский называет их «первичными, или автохтонными»
1
и отно­
сит к ним египетскую, китайскую, вавилонскую, индийскую и иран­
скую цивилизации.
Последующие цивилизации развивали преимущественно одну из сторон деятельности: еврейская — религиозную, греческая — соб­
ственно культурную, а римская. — политическую. Их ученый име­
нует «одноосновными».
Германо-романский, или европейский, тип совмещал разные виды деятельности, но имел особые достижения в науке и промышленно­
сти. Это «двуосновный» культурно-исторический тип.
Будущий славянский культурно-исторический тип будет «четы­
рехосновным», гармонично сочетающим все виды материальной и духовной деятельности.
Главное назначение культуры состоит в максимальном разви­
тии творческой самобытности народов. Каждая цивилизация вовсе не похожа на «тесный дворик», она скорее напоминает огромный город с проспектами и улицами, исполненными своеобразия и не­
обычайной привлекательности. На историческом поприще посто­
янно появляются новые народы и цивилизации, которые своей дея­
тельностью вносят вклад в развитие культуры.
19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры
Образ, символ и Понимание своей и иной культуры — основа для стиль культуры диалога и взаимодействия народов. Этот процесс требует определенной подготовки, умения прони­
кать в глубинные смыслы культурных явлений. Всемирно извест­
ный немецкий философ, историк, культуролог О. Шпенглер (1880—
1936) в книге «Закат Европы. Очерки морфологии мировой исто­
рии»
2
ставит перед собой поистине глобальные задачи: проследить судьбу европейской культуры, воссоздать историческую картину развития и разработать типологию мировой культуры.
Ключом к пониманию всемирной истории культуры, с точки зре­
ния ученого, выступает символ. Для того чтобы воссоздать дух эпо­
хи, пишет он, недостаточно лишь проиллюстрировать историю теми или другими событиями, памятниками, произведениями искусства.
Необходимо выяснить более глубокую взаимосвязь форм культу-
1
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. С. 472.
2
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. В 2 т. Т.
1.М., 1993.

19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры 483 ры, которые воспринимаются как символы. «Народы, языки и эпохи, битвы и идеи, государства и боги, искусства и произведения искус­
ства, науки, правовые отношения, хозяйственные формы и мировоз­
зрения, великие люди и великие события являются символами и подлежат в качестве таковых толкованию»
1
. К символам культу­
ры относятся античное монетное дело, египетская административ­
ная система, китайское книгопечатание, идея нирваны, погребение или сожжение мертвых, механические часы, дальнобойные орудия, масляная живопись и т.д. В каждой культуре и в каждой истори­
ческой эпохе существует свой символ, представляющий ее знак.
Символы и знаки создают образ культуры, по особым законам скла­
дываются в целое, которое воссоздает облик эпохи.
Судьба культуры разворачивается в пространстве различных территорий и в сочетании одновременности и последовательности.
Все культуры имеют равное значение в общей картине истории.
Древние цивилизации Вавилона и Египта, Индии и Китая нередко превосходят античность, но при этом вовсе не занимают привиле­
гированного положения. Вместо безрадостной картины прямого восхождения перед глазами исследователя развертывается насто­
ящий спектакль множества мощных культур.
Каждая из этих равноценных и равноправных культур имеет
«собственную форму, собственную идею, собственные страсти,
собственную жизнь, волю, чувства, собственную смерть»
2
. У каж­
дой культуры свои возможности выражения, краски, блики света, движения, собственный духовный взор. Есть расцветающие и ста­
реющие культуры, народы, языки, истины, боги, ландшафты. Культу­
ры возникают, созревают, увядают и никогда не повторяются. Они обладают совершенно отличными друг от друга формами: пласти­
кой, живописью, религией, наукой, хозяйством и укладом жизни.
Все культуры характеризуются ограниченной продолжительностью в истории и замкнуты в себе самих.
Восемь великих культурно-исторических типов занимают свое место на карте мировой истории:
1) египетская;
2) вавилонская;
3) индийская;
4) китайская;
5) греко-римская (аполлоновская);
6) византийско-арабская (магическая);
7) западноевропейская (фаустовская);
1
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. С. 129.
2
Там же. С. 151.
1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   38


написать администратору сайта