Культурология - Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.. Солонин Ю. Н., доктор философских наук, профессор, декан философского фта спбГУ, зав кафедрой философии культуры и культурологии Каган
Скачать 2.31 Mb.
|
(?) Контрольные вопросы 1. Каковы основные положения циклической концепции Вико? 2. Каковы основные идеи эволюционизма о развитии культуры? 3. В чем состоит многообразие локальных цивилизаций? 4. Что такое культурно-исторический тип? 5. Каковы взаимоотношения культуры и цивилизации по О. Шпенглеру? 6. Каково обоснование преимуществ художественного познания по сравнению с научным в рамках «философии жизни»? 7. В чем заключается новизна проблем, которые решаются философами Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне? 8. В чем выражается эволюция культурфилософских идей представи телей франкфуртской школы? 9. Какие трактовки соотношения модерна и постмодерна вам известны 1 10. Почему возникла необходимость формирования нос ой терминов- гии для отражения современной культурной ситуации? 11. Почему искусство можно рассматривать в качестве модели ми^. модернистской ситуации в культуре? Ш Литература 1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической вос производимости. Избранное эссе. М., 1996. 2. Вико Дж. Основания Новой науки об общей природе наций. М., 1994. 3. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. 4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. 5. Дилыпей В. Введение в науки о духе. Сила поэтического воображе ния. Начала поэтики //Зарубежная эстетика и теория литературы XIX— XX веков. М., 1987. 6. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998. 7. Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994. 8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 9. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. 10. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философ ские фрагменты. М. — СПб., 1997. П. Шпенглер О. Закат Европы. В 2 т. Т.1. М„ 1993. Т. 2. 1998. Словарь терминов Аккультурация — процесс взаимовлияния культур, в резуль тате чего культура одного народа полностью или частично воспри нимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической^ консоли дации. Термин впервые был использован американскими культур- антропологами в 1930-х гг. Аксиология — теория ценностей, философское учение о приро де ценностей, их месте в социальной действительности и о струк туре ценностного мира. Анимизм (от лат. anima — душа) — 1. Одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в оду шевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных и растений. 2. Философское учение, возводящее душу в принцип жизни. Аномия (от франц. anomie — отсутствие закона) — отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры (Э. Дюркгейм), вследствие которого жизненный опыт людей пере стает соответствовать нормам общественной жизни. Аппроксимация — поэтапное приближение к нормальной грамматике через серии творческих проб и ошибок. Артефакт — 1. Процесс или образование, не свойственные объек ту в нормальном для него состоянии и возникающие обычно в ходе его исследования. 2. Произведение искусства. Архетип — прообраз, первичная форма, образец. В широкий обо рот термин ввел К.Т. Юнг, для которого архетип — врожденные психические структуры, которые являются результатом историче ского развития человечества. Архетип соотносится с коллектив ным бессознательным. Согласно Юнгу он выступает основой твор чески-продуктивной деятельности человека, в том числе и художе ственного воображения. Ассимиляция — процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с кото рой они находятся в непосредственном контакте. 19 Культурология 538 Словарь терминов Атараксия (от греч. ataraxia — невозмутимость) — состояние душевного покоя, к которому должен стремиться человек. Бифуркация — стадия процесса развития, характеризующаяся образованием двух или нескольких возможностей дальнейшего движения процесса. Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — теорети ческое направление в психологии, возникшее в конце XIX — нача ле XX в. и сделавшее основным предметом изучения поведение организма в среде. Поведение в целом рассматривается как сово купность реакций, формирующихся во взаимодействии организма со средой и являющихся непосредственным следствием воздействия на него внешних стимулов. Боди-арт (от англ. body art — телесное искусство) — художе ственное направление, использующее в качестве «материала» тело, телесность, позу, жест. Верификация (от лат. verificatio — доказательство, подтверж дение верности или истинности чего-либо) — установление истин- • иости тех или иных суждений (утверждений и отрицаний) о куль туре в знании о культуре. Вестернизация (от англ. west — запад) — процесс экспансии экономической модели развития, ценностей, стиля и образа жизни, свойственных западным промышленно развитым странам. Видео-арт (от лат. video — вижу) — одна из форм современ ной художественной жизни. Возник в 1960-е гг. Продуктами явля ются не материальные предметы, а визуальные или аудиовизуаль ные «не-объекты», создаваемые с помощью телевизионной техники, лазерных или голографических установок. Виртуальная реальность — искусственно созданная компью терными средствами среда, в которую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступать в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами. Вторичные моделирующие системы («вторичные языки куль туры», «культурные коды») — языки, «надстраивающиеся» над пер вичными знаковыми системами культуры и образующие семиоти ческие системы более высокого уровня. Ими являются языки та ких форм культуры, как мифология и религия, философия и наука, право и политика, спорт, реклама, телевещание, Интернет и др. Генезис (от греч. genesis — происхождение, возникновение),— процесс образования и становления развивающегося явления: Вхо- Словарь терминов 539 дит в состав таких сложных слов, как «культурогенез», «социоге- нез», «антропосоциогенез», «антропогенез» и др. Герменевтика — традиция и способы толкования многознач ных или не поддающихся уточнению текстов. В эпоху Возрожде ния герменевтика выступала как искусство перевода памятников античной культуры. 1. Теория и методология истолкования текстов. 2. Течение в философии. Гиперреализм — художественное направление в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом воспроизведении дей ствительности, стремящееся восстановить утраченную в модерниз ме жизненную конкретность художественного языка за счет ими тации образов фотографии. Глобализация (от лат. globus — шар) — процесс перераста ния какого-либо явления в явление мирового масштаба и его транс формации во всемирную целостную среду. Деконструкция — преодоление доминировавших в западной культуре более двух тысячелетий метафизических оппозиций ре альности и знака, вещи и образа, природы и культуры и т.д. с целью выявления опорных понятий бытия. Одно из ключевых понятий постструктурализма и постмодернизма. Денотация — предметное значение имен, смысловое содержа ние знаков (символов). Дискурс (от лат. discursus — рассуждение) — какая-либо фи лософская или научная концепция, обращенная к читателю или слу шателю. Дискурс означает единство мысли и слова, значения и зна ка, знания и его словесного выражения, которое приобретает смысл лишь в деятельности. Д и ф ф у з и о н и з м — теоретическая модель историко-культурно го процесса; методология культурологических, культурантрополо- гических и этнографических исследований. Е в р а з и й с т в о — направление русской социально-философской и культурологической мысли 1920—1930-х гг., возникшее в среде эмигрантской научной интеллигенции. Пафос теоретической дея тельности представителей евразийства заключался в выявлении своеобразия «культурной личности» России. Европоцентризм — культурфилософская и мировоззренческая установка, которая основывается на идее исключительности, превос ходства ценностей европейской культуры над другими. Естественные знаки — вещи или явления природы, которые используются для получения информации о других, причинно свя занных с ними, вещах и явлениях («знаки-признаки»). 1 9 » ' • . - . 540 Словарь терминов Западничество — направление русской общественной мысли середины XIX в., представители которого считали, что развитие куль туры России должно идти по западноевропейскому пути. Знак — материальный объект (артефакт), выступающий в ком муникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством куль туры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивиду альной и общезначимой информации о человеке и мире в культур ных текстах. Знаковая система — совокупность знаков, обладающая внут ренней структурой, явными (формализованными) или неявными пра вилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов. '.'/ ! Идентичность — психологическое представление человека о своем «Я», характеризующееся субъективным чувством индивиду альной самотождественности и целостности. Иконические знаки — «знаки-образы», обладающие сходством с предметами, которые они обозначают. Инкультурация — процесс приобщения индивида (или груп пы) к культуре, усвоения существующих привычек, норм и паттер нов поведения, свойственных данной культуре. Интеграция культурная — процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, этнокуль турными группами и историко-культурными образованиями. Интернет — глобальная система коммуникации, передачи и хра нения информации, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства. Информационная культура — 1. Совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе. 2. Понятие, характеризующее культуру с точки зрения аккумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках ин формации. Катарсис (от греч. katharsis — очищение) — 1. В «Поэтике» Аристотеля — возвышенное удовлетворение и просветление, кото рое испытывает зритель, пережив вместе с героем трагедии стра дание и освободившись от него; позже — духовное очищение и внутреннее освобождение, которые испытывает человек в процес се общения с высшими образцами культуры. 2. Один из методов психотерапии. Кинетическое искусство (от греч. kinesis — движение) — художественное течение, возникшее в 1950-х гг., ориентирующееся Словарь терминов 541 на пространственно-динамические эксперименты с нетрадиционными материалами. Коммуникация социокультурная — процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью переда чи или обмена информацией посредством принятых в данной куль туре знаковых систем. Конвенциональные знаки — искусственно созданные знаки, которым «по условию» приписывается определенное значение. Коннотация — вторичный язык по отношению к первичному языку денотации. Коннотация дает возможность обозначить в яв лениях культуры и искусства не только основные, явно присутству ющие значения, но и такие сопутствующие значения, которые неяв но функционируют в сознании общества в виде образов и образ цов (символических, аллегорических, метафорических по форме). Контркультура — направление развития современной культу ры, противостоящее атмосфере современного индустриального об щества, которое получило распространение среди части молодежи западных стран с конца 1960-х гг. Креационистский подход — подход в понимании происхож дения культуры, в основе которого лежит представление о боже ственном или ином сверхъестественном творении, что свойствен но теологическому взгляду на культуру. Культурантропология, культурная антропология — одно из направлений философской антропологии (учения о природе че ловека), ориентирующееся на построение теории человека как субъек та культуры. В рамках культурантропологии учитывается изменчи вость сущности человека в конкретно-историческом многообразии культур, что предполагает опору не только на биологию и психоло гию, но и на историю, социологию, теологию, искусствоведение и другие гуманитарные науки. Культурные ареалы — зоны территориального распростра нения определенных локальных культурных типов и черт. Куль турные ареалы могут охватывать и зоны межэтнического распро странения каких-либо элементов специализированных культур. Культурогенез — процесс зарождения культуры. Легитимация (от лат. legitimus — согласный с законом, закон ный, должный, надлежащий) — процесс социального или культур ного «узаконивания». Маргинальность культурная — 1. Положение и особеннос ти жизнедеятельности групп и отдельных индивидов, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистека- 542 i Словарь терминов ющими из них требованиями, но ни в одну из данных систем не интегрированы полностью. 2. Асоциальные, акультурные, контркуль турные проявления. Ментальность, менталитет (от франц. mentalite) — миро ощущение, мировосприятие) — глубинный психологический уро вень коллективного или .индивидуального сознания. Менталитет формируется в культуре под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой сово купность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Он объединяет ценностные формы сознания с бессознательными психическими состояниями, определяя тем са мым целостный образ жизни человека или социальной группы. Минимализм (от англ. minimal art — минимальное искусст во) — художественное течение, исходящее из минимальной транс формации используемых в процессе творчества материалов, про стоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоог раничения художника. Артефакт в минималистской концепции искусства — определенный заранее результат процесса его произ водства. Наибольшее распространение получил в живописи, скульп туре, музыке, театре, кинематографе. Модерн, модернизм — одно из главных направлений европей ской культуры сер. XIX — нач. XX в. Вместе с декадансом /дека- дизмом и символизмом выступает в виде специфического культур но-исторического комплекса, обладающего и стилистическим, и идео логическим внутренним единством- Модерн рубежа XIX—XX в. может считаться последней по времени монологичной культурно- исторической эпохой с отчетливо выраженной системой иерархи чески-ценностных установок, проявляющейся во всех сторонах че ловеческой деятельности. Модернизм — термин, который служит для обозначения всего комплекса авангардных явлений в культуре первой половины XX в. Наиболее активно им пользовались в советской эстетике и искус ствознании, где модернизм являлся объектом не столько научного анализа, сколько всеобъемлющей критики или даже огульной бра ни с позиций консервативной линии в традиционной культуре по отношению ко всему новаторскому. При таком подходе под модер низмом могли пониматься самые разные течения и направления художественной практики, часто очень несхожие между собой, ме ханически и формально объединенные в одно целое лишь благода ря их общей негативной установке к традиционным для новоевро пейской культуры художественным опытам, открыто заявившим об его неприятии. Модернизм критиковали за отход от традиции, Словарь терминов - 543 антиреализм, эстетство, пессимизм, формализм, за демонстрант пренебрежение «партийным принципом в искусстве» и т.д. Морфология культуры — раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строения отдельных артефактов и их объединений в синхронном и диахронном планах их существова ния, закономерности строения и процессы формообразования ис кусственных объектов. Мульти (от лат. multum — многое) — часть сложных слов, указывающая на множественность или многократность. Научно-техническая революция — понятие, исполь для обобщающей характеристики ряда процессов в развитии на уки и техники, а также инициированных ими социальных процессов современной цивилизации, основное содержание которых своди превращению науки в решающий фактор социокультурного pi тия. Начало НТР принято относить к сер. 1940-х — нач. 1950 Неогегельянство — течение в философии конца XIX - XX вв., для которого характерно стремление к созданию целостного монистического мировоззрения на основе обновленной интерир'-м ции философии Гегеля. Неокантианство — ведущее направление .философской МЫ Германии сер. XIX — нач. XX в., решавшее основные вопросы фи лософии путем нового истолкования учения И. Канта. Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — 1. Полное отрицание общепризнанных культурных ценностей, идеалов, моральных норм 2. Идейное течение европейской культуры конца XIX — нач. XX • Ноосфера (от греч. noos — ум, разум и греч. sphaira — шар) - эволюционное состояние биосферы, при котором разумная дем ность человека становится решающим фактором ее развития ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с зак" мышления и с социально-экономическими законами. Близки содержанию понятия — техносфера,, антропосфер'а, социосфера. Отчуждение — процесс и результат превращения продухiпи человеческой деятельности, а также свойств и способностей Л1 в нечто независимое от них и господствующее над ними. Отчужде ние означает, превращение каких-либо явлений и отношении чем они не являются сами по себе, искажение и извращение. Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — совокуп ность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач. Признанное в научное достижение, которое в течение определенного времен: | научному сообществу модель постановки проблем и их решении |