Главная страница
Навигация по странице:

  • Тенденция к экспрессивности и стандарту.

  • Особенности словообразования.

  • Морфологические особенности

  • Изобразительно-выразительные средства

  • 6.2. Публицистический стиль

  • Введенская

  • Волков А.А.

  • Костомаров В.Г.

  • Львов М.Р.

  • русский язык и культура речи. Современный русский литературный язык социальная и функциональная дифференциация


    Скачать 2.42 Mb.
    НазваниеСовременный русский литературный язык социальная и функциональная дифференциация
    Анкоррусский язык и культура речи.doc
    Дата13.12.2017
    Размер2.42 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файларусский язык и культура речи.doc
    ТипДокументы
    #11302
    страница9 из 40
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   40
    Глава 6

    ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

    6.1.Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле

    Публицистический стиль это стиль, обслуживающий сферу общественно-политических, общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений.

    Основные функции публицистического стиля — информационная и воздействующая; основные формы речи — устная и письмена, типичный вид речи — монолог.

    Публицистический стиль считается весьма сложным явлением вследствие «неоднородности его задач и условий общения и в целом особенностей экстралингвистической основы» [53, с. 179].

    Подстили и жанры. п Характерные особенности этого стиля — актуальность проблематики, образность, острота и яркость изложения — обусловлены социальным назначением публицистики: передавая информацию, произвести на адресата (часто — массового) определенное воздействие, сформировать общественное мнение по той или иной проблеме.

    Основные подстили данного стиля:

    1. газетно-публицистический (язык газеты);

    2. агитационный (призывы, воззвания, листовки, прокламации и т.д.);

    3. официальный политико-идеологический (партийные постановления и т.п.);

    4. массово-политический (выступления на митингах, собраниях и т.п.).

    Жанрами публицистического стиля являются: передовая статья, теоретико-политическая статья, морально-этическая статья, международный обзор, корреспонденция, репортаж, фельетон, памфлет, очерк, заметка, спортивные обозрения, выступления на собраниях политического характера и др.

    __________________________________________________________________________

    Публицистика (от лат. publicus — общественный), род произведений, посвященных актуальным вопросам и явлениям текущей жизни общества и содержащих фактические данные о различных ее сторонах. Содействуя формированию общественного мнения, взглядов, интересов и стремлений людей, влияя на деятельность социальных институтов, публицистика играет важную политическую и идеологическую роль в жизни общества.

    Публицистика содержит огромный документальный материал о самых разных явлениях социальной жизни, поэтому для последующих поколений произведения публицистики выступают как летопись общественно-политической борьбы, исторический источник, содержащий обширные данные, характеристики позиций различных социальных систем, образные зарисовки событий, характеров, быта, све­дения о культуре и т.д.

    Истоки публицистики восходят к ораторскому искусству античности: Демосфен, Цицерон, Аристофан, Ювенал, Лукиан, Геродот, Плутарх, Ораторские формы публицистики получили развитие в религиозном и церковно-политическом красноречии.

    Русская публицистика ведет начало от «Слова о законе и благодати» (XI в.), проповедей Кирилла Туровского (XII в.), обличительных произведений Максима Грека (XVI в.), Ивана Пересветова (XVI в.). Остропублицистический характер носит переписка Ивана IV и Андрея Курбского. В XVIII в. высокое гражданственное звучание научных трудов и поэзии М.В. Ломоносова обусловило их просветительское и патриотическое значение; антикрепостническая направленность отличала публицистические произведения Н.И. Новикова, А.Н. Радищева.

    Публицистические выступления Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко оказали сильное влияние на духовную русского общества.

    ___________________________________________________________________________

    Наиболее полно и широко по всем разнообразии жанров публицистический стиль представлен на газетной полосе — это постановления и приказы, политические доклады и речи и т.д. Поэтому понятия «язык газеты» и «публицистический стиль» нередко рассматриваются как тождественные или близкие.

    В газете весьма ощутимы переходные, межстилевые влияния. Так, постановления и приказы, где бы они ни были опубликованы, относятся к официально-деловому стилю. В аналитических проблемных статьях на научные и экономические темы, публикуемых в газетах, сказывается воздействие научного (научно-популярного, научно-публицистического) стиля. Стихотворение или рассказ, опубликованные в газете, тем не менее относятся к художественному стилю.

    Тенденция к экспрессивности и стандарту. Важным лингвистическим признаком публицистического стиля является совокупность двух тенденций — к экспрессивности и к стандарту [56, с. 90-179].

    В зависимости от жанра на первое место выступает то экспрессия, то стандарт.

    Если основной целью сообщаемой информации является эмоциональное воздействие на адресата, то публицист в явной форме выражает свое отношение к сообщаемому (при этом отношение к высказываемому не является сугубо индивидуальным; оно выражает мнение определенной социальной группы, партии и т.д.). В этом случае преобладает экспрессия. Это наблюдается в таких жанрах, как памфлет, фельетон и др. В жанрах передовой газетной статьи, хроникальной заметки, репортажа, стремящихся к максимуму информативности и быстроте передачи информации, преобладает тенденция к стандарту.

    Стандартными считаются такие языковые средства, которые часто воспроизводятся в определенной речевой ситуации и — шире — в определенном функциональном стиле. К числу стандартных для газетно-публицистического под стиля относятся: трудовая вахта, новые рубежи, живой отклик, горячая поддержка, неуклонный рост, обострение обстановки, политика диалога.

    Приведем фрагмент статьи «Фирмы-однодневки уйдут в прошлое» из газеты «Комсомольская правда»:

    1 января 2003 года МНС закончило перерегистрацию фирм, созданных до 1 июля 2002 года. Те из них, которые так и не подали признаков жизни, будут ликвидированы через суд. Перепись фирм налоговики объявили не для того, чтобы осложнить предпринимателям жизнь. А чтобы составить Единый госреестр и отсечь фирмы- однодневки, химичащие с обналичкой и прячущие деньги в офшорах. Результат получился удивительным. Официальных сведений пока нет, но, по оценкам экспертов, «за бортом» оказалось более миллиона фирм. Причем в это число попали и «случайные жертвы» — те, кто просто не успел переоформиться...» (Комсомольская правда. № 5 от 14.01.2003 г.).

    В этом фрагменте использованы стандартные для газетно-публицистического стиля выражения: официальные сведения, по оценкам экспертов, фирмы-однодневки, случайные жертвы, а также языковые стандарты официально-делового стиля: перерегистрация фирм, будут ликвидированы через суд, офшоры. Но встречаются разговорные и даже просторечные слова и выражения: налоговики, отсечь, химичащие, обналичка. Экспрессивность создается также образными средствами выражения: не подали признаков жизни, случайные жертвы, за бортом.

    Таким образом, публицистический стиль обладает одновременно экспресивностью и подвижностью. Как отмечал известный французский лингвист Ш. Балли, «язык газет переполнен штампами — да иначе и не может быть: трудно писать быстро и правильно, не прибегая к газетным выражениям» [5, с. 109]. С другой стороны, воздействующая функция публицистического стиля требует все новых изобразительно-выразительных средств, которые извлекаются из художественной и разговорной речи.

    Публицистический стиль имеет свои специфические особенности в лексике, фразеологии, морфологии, синтаксисе.

    Особенности лексики. Публицистический стиль отражает социальную многоплановость современного русского литературного языка. В нем используются книжная, разговорная, просторечная и диалектная лексика и фразеология. Публицистика тяготеет к применению языковых средств, обладающих эмоционально-экспрессивной окраской, оценочной (коннотативной) семантикой. Именно они составляют лексический и фразеологический запас тех стандартизированных единиц, употребление которых в языке массовой коммуникации позволяет экономными средствами и быстро достичь понимания авторской мысли массовым адресатом.

    Для публицистического стиля наиболее специфична общественно-политическая лексика — именно с ней связано само формирование публицистического стиля: общество, свобода, демократия, патриотизм, конституция, парламент, гражданин, департамент, консенсус, легитимный. Наряду с нейтральными среди лексических средств публицистического стиля отмечаются слова, имеющие стилистическую окраску и дающие социальную оценку: авангард, созидание, свершения, дерзать, вещать, труженик, инициатор, коррупция, терроризм, военщина, насаждать. Многие слова приобретают окраску публицистического стиля, когда они употребляются не в прямом, а в переносном значении: атмосфера (дружеская атмосфера), уровень (переговоры на уровне глав государств), вахта (трудовая вахта), платформа (политиче­ская платформа), негатив (в ряде статей отражен негатив...), пакет (пакет предложений).

    В последние годы публицистический стиль активно обогащается научной терминологией, выходящей за рамки узкоспециального употребления: Интернет, сканер, принтер, инвестиция, холдинг, маркетинг, мониторинг, бренд.

    Среди стилистически окрашенной лексики особое место в публицистическом стиле принадлежит книжным пластам, откуда заимствуются эмоционально-экспрессивные слова, имеющие торжественную, патетическую, риторическую или поэтическую ок­раску: самопожертвование, благотворительность, милосердие, держава, отчизна, отечество, служение, восторжествовать, воздвигать, низвергать, помышлять.

    Значительную роль в публицистическом стиле играет разговорная лексика. Содержащаяся в ней оценка способствует демократизации стиля, обеспечивает необходимый публицистике контакт с адресатом, воздействие на него. Например: шумиха, мужик, коммунальщики, дармовщина, натолкнуть.

    Иногда на газетной полосе встречаются просторечные слова и жаргонизмы, например: денежки, одичать, забегаловка, небось, запросто, круто.

    В качестве оценочного средства в публицистике могут выступать слова пассивного лексического запаса, прежде всего архаизмы: воинство, кончина, страж, ниспадать, воззвать, вояж, зиждется, ратный.

    Для усиления достоверности описания, создания местного колорита в публицистическом стиле могут использоваться варваризмы (иноязычные слова, не до конца освоенные заимствующим языком), например: авеню, денди, миссис, тайм-аут и экзотизмы (слова и выражения, заимствованные из других, часто малоизвестных, языков и подчеркивающие национальную или социальную принадлежность): аул, чум, фазенда, чайхана, гяур.

    Публицистический стиль рождает и культивирует свою фразеологию, позволяющую точно и быстро дать информацию: предвыборная кампания, ратификация договора, политическое мышление, инаугурация президента, ответный визит, выйти на орбиту, вклад в борьбу. Фразеологизмы могут нести в себе позитивную или негативную оценку: сокращение вооружений, гарант безопасности, мирное сосуществование, радикальные перемены, новые русские, с позиций силы, международный экстремизм, гонка вооружений, желтая пресса.

    В публицистическом стиле используются речевые стандарты: гуманитарная помощь, коммерческие структуры, информационные источники, служба занятости населения, работники бюджетной сферы, встать на трудовую вахту, подхватить почин.

    Речевые стандарты, закрепившиеся в публицистическом стиле, следует отличать от речевых штампов.

    Стандарт — это «устойчивое в своем составе и воспроизводимое в готовом виде языковое средство, которое не вызывает негативного отношения, так как обладает четкой семантикой и экономно выражает мысль, способствуя быстроте передачи информации» [53, с. 114].

    Штамп — это шаблонный оборот речи, который не вносит ничего нового в содержание высказывания, а лишь засоряет предложение: на данном этапе, на сегодняшний день, со всей остротой, в деле оказания помощи, в целях распространения, неустанные поиски, добиваться улучшения использования и др.

    Первоначально речевой штамп мог быть свежим, выразительным языковым средством, которое в силу частого и однообразного повторения без учета контекста потеряло оригинальность и стало давать при воспроизведении негативный эффект.

    Особенности словообразования. В области словообразования публицистический стиль характеризуется продуктивностью иноязычных приставок а-, анти-, архи-, нео-, про-, контр-, пост-, транс-, гипер-, ультра-: антивоенный, неонацисты, контрмеры, постсоветский, трансконтинентальный, ультралевый.

    Распространены суффиксальные образования существительных с отвлеченным значением на -ость, -ение, -ство, -щина, - енчество, -ыня: солидарность, освобождение, братство, штурмовщина, иждивенчество, твердыня. Частотны в употреблении суще­ствительные с заимствованными суффиксами -изм, -ация: капитализм, героизм, агитация, нормализация, активизация.

    В публицистическом стиле лицо чаще всего обозначается либо по принадлежности к партии, либо по профессии, роду занятий. Используются суффиксальные образования на -ист, -ец, -щик, -ник, -анин: коммунист, реваншист, борец, аппаратчик, застрельщик, заочник, гражданин.

    Распространены слова, образованные сложением основ либо сложносуффиксальным способом: мировоззрение, благосклонность, автомобилестроение, слаборазвитый, широкомасштабный, животновод, тепловоз.

    В целях экономии речевых средств применяются аббревиатуры: ООН, СНГ, ОАО, ТЭЦ, ЖЭК, ОМОН, ЛДПР и сложносокращенные слова: партстроительство, госконтроль, профсоюз, корпункт, спецназ и др.

    Распространена субстантивация прилагательных и причастий, особенно — в заголовках: «Лучшее — детям»; «Достойных — в народные избранники»; «Несгибаемые».

    Морфологические особенности

    На морфологическом уровне публицистически окрашенных средств сравнительно немного. Здесь можно говорить об отдельных стилистически значимых морфологических формах различных частей речи. Так, для публицистического стиля характерно употребление формы единственного числа имен существительных в значении множественного. Например: «Жилищно-коммунальная реформа ударила по карману налогоплательщика», «Предприятие ориентируется на покупателя со средним уровнем дохода».

    Формы множественного числа существительных приобретают значение совокупности: наши отцы, деды, ветераны; народы; власти. Частной особенностью публицистического стиля является употребление неисчисляемых существительных в форме множественного числа: поиски, настроения, круги, разговоры. В отличие от других стилей в публицистическом чрезвычайно высока частотность употребления родительного падежа: обострение ситуации, разрядка напряженности, партия власти, реформа образования, министр здравоохранения.

    По употреблению временных форм глагола публицистический стиль также отличается от других книжных стилей: ему не свойственно преобладание форм настоящего времени — в равной степени употребляются формы настоящего и прошедшего времени.

    С целью активизации внимания адресата часто используются формы повелительного наклонения: смотрите, вспомните, давайте обсудим и др. Императивные формы — стилеобразующая черта в призывах, воззваниях: «Голосуйте за нашего кандидата!»; «Продолжение читайте в следующем номере журнала».

    Объективности изложения материала способствуют формы страдательного и средневозвратного залогов глаголов. Например: «Обстановка накаляется»; «Военная напряженность обостряется». Активны формы страдательных причастий прошедшего времени: «Весенняя страда завершена»; «Меры по наведению общественного порядка усилены»; «Решение принято». Публицистически окрашенными считаются страдательные причастия настоящего времени с суффиксом -ом: ведомый, влекомый, несомый.

    Экспрессия высокой оценки выражается формами превосходной степени имен прилагательных: самые решительные (меры), сильнейшее (воздействие), глубочайшее (уважение), строжайшая (дисциплина).

    Особенностью публицистического стиля в употреблении служебных частей речи является частотность отрицательных частиц не и ни, усилительной частицы же, разговорных частиц ведь, вот, даже, лишь и др. Широко употребляются производные предлоги: на основе, в области, в свете, в духе, с учетом, по линии, по пути.

    Публицистический стиль отмечен рядом синтаксических особенностей. В этом стиле употребительны эмоционально и экспрессивно окрашенные конструкции: восклицательные предложения, риторические вопросы, предложения с обращением, номинативные предложения, повторы, расчлененные конструкции (вопросно-ответные и др.), обратный порядок слов в предложении (инверсия), введение в авторский текст прямой речи. Стремление к экспрессии обусловливает использование конструкций с разговорной окраской.

    В стилистических целях используются однородные члены предложения (употребление их парами, повторение, градация), обособленные члены предложения.

    Важную стилеобразующую функцию выполняют заголовки, а также зачины текстов: от них во многом зависит, обратит ли читатель внимание на данный текст. Поэтому заголовки одновременно являются рекламой. Они могут быть подчеркнуто утвер­дительными или лозунгово-призывными, содержать вопрос, выражать оценочно-волевое начало, звучать иронически и т.п. Например: «Эта зима — самая холодная»; «Теннисисты — молодцы!»; «Стань звездой!»; «Почему в России женщины живут дольше мужчин?»

    Рассмотрим с точки зрения синтаксиса фрагмент газетной статьи:

    «Здесь начинается русский флот! Отсюда, из-под Воронежа, 3 мая 1696 года по Дону на Азов двинулась русская армада, построенная за дождливую осень и лютую зиму руками согнанных со всех окрестных городов и деревень мужиков, рубивших досель только избы да строгавших немудреные лодки. Большая стройка — большие деньги!.. Но борьба с казнокрадством («нецелевым использованием бюджетных средств» — в современной транскрипции) была провозглашена Петром гораздо позже, когда за спиной была Полтава, когда «ногою твердой» стали у моря, когда в процессе великих свершений и реформ ближайшее окружение государя — Александр Данилович Меншиков и компания! — успели сказочно обогатиться, превратившись из «птенцов гнезда Петрова» в хозяев собственных «гнездовий».

    В начале 90-х теперь уже минувшего столетия Россия переживала потрясения разрушений, схожие по масштабу с потрясениями созидания эпохи Петра. За 10 лет сотня граждан РФ (имена у всех на слуху) заняла строчки в списках богатейших людей планеты» (Е. Толстых Воронежская аномалия // Совершенно секретно. № 1. 2003).

    В этом тексте три восклицательных предложения; большое количество обособленных членов предложения; есть вводные предложения; в первом и втором предложениях — обратный порядок слов (инверсия); встречается синтаксический параллелизм (Большая стройка — большие деньги!), вкрапление в авторский текст цитат и выражений из широко известных литературных произведений (птенцы гнезда Петрова).

    Изобразительно-выразительные средства

    В публицистическом стиле, особенно в художественно-публицистических текстах, используются образные языковые средства — тропы.

    Троп (греч. tropos — поворот) — оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности [125, с. 496]. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые близки в каком-либо отношении.

    Из многообразия видов тропов в газетно-публицистическом стиле чаще встречаются эпитеты, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраза.

    Эпитет художественное, образное определение. Употребление эпитетов способствует созданию экспрессивности текста, так как этот вид тропов содержит в себе позитивную или негативную оценку. Например: добрые традиции, талантливые журналисты, приоритетное направление, народ-победитель, тайное соглашение, малообеспеченные слои населения, агрессивная реклама, обманутые вкладчики, акционер-жалобщик.

    Метафора — употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Например: бюджетный пирог, предвыборная гонка, корни национального конфликта, железнодорожная ветка, град пуль, шлейф дыма.

    Как отмечает В.Г. Костомаров, цель использования метафоры в газетно-публицистическом стиле «не в индивидуально-образном видении мира и поэтическом самовыражении, а в объективной и всесторонней информации, которая должна быть доведена до массового читателя в специфических условиях газетного процесса» [56, с. 166].

    Метафоризация в публицистике способствует расширению лексической сочетаемости слов, пополнению газетной фразеологии.

    Близок метафоре троп — олицетворение (персонификация) — перенос на неживой предмет функций живых существ. Прием используется как в текстах, так и в заголовках, например: Рубль падает; Холод наступает; Лекарство бьет мимо цели.

    Метонимия — употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основе внешней или внутренней связи между ними.

    Для публицистического стиля наиболее характерны следующие модели метонимии:

    (а) место — люди, находящиеся в этом месте. Например: «Москва готовится к Дню города»; «Белый дом дает ответ в связи с заявлением иракского лидера»; «Мир следит за событиями в Афганистане»;

    (б) автор — его произведения. Например: «Читать Набокова»; «Издавать Ключевского».

    Разновидность метонимии — синекдоха — перенос наименования с целого на его часть или наоборот: «Защита (вместо «защитник») требует оправдательного приговора»; «Первая ракетка (вместо «теннисист») мира»; «Борт (вместо «самолет») взял курс на восток».

    В публицистическом стиле для создания экспрессивности нередко используются перифразы (парафразы) — тропы, состоящие в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Например: Страна восходящего солнца (вместо «Япония»); туманный Альбион (вместо «Великобритания»); солнце русской поэзии (вместо «Пушкин»); великий кормчий (вместо «Мао Цзэ-Дун»),

    К перифразам относятся также выражения, являющиеся описательной передачей смысла другого выражения или слова. Например: пишущий эти строки (вместо «я»).

    Для публицистического стиля характерно использование такого языкового приема, как градация — нанизывание синонимов по степени интенсивности признака. Например: «Проделана большая, гигантская, титаническая работа»; «Пришел, увидел, победил»; «Фестиваль произвел яркое, сильное, незабываемое впечатление».

    К стилистическим фигурам, распространенным в публицистике, относится антитеза, основанная на резком противопоставлении понятий, мыслей, образов, что способствует усилению выразительности речи. Например: «Новый режим — старые кадры»; «Мир — хижинам, война — дворцам». С этой же целью публицисты используют оксюморон — стилистическую фигуру, состоящую в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. Например: красноречивое молчание, звонкая тишина, мрачное веселье.

    Изобразительно-выразительные языковые средства не только украшают публицистический текст, но и помогают осмыслить действительность, структурируя ее и смещая акценты.

    Публицистика в значительной степени определяет нормы языка и общения, и тем более велика ее ответственность за то, чтобы эти нормы соответствовали лучшим культурным традициям.

    6.2. Публицистический стиль в устной публичной речи

    Одна из двух основных функций публицистического стиля — функция воздействия.

    Воздействующая, убеждающая речь, произносимая профессионалом речи (оратором) и обращенная к широкой аудитории с целью влияния на ее взгляды, убеждения, настроения, называется ораторской речью.

    Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию данной разновидности речевой деятельности. Это учение называется риторикой. Словари определяют риторику как науку и искусство красноречия, убеждения словом.

    Риторика в европейской культуре берет свое начало от древнегреческих риторических школ, где формировалась как учебный предмет, позднее — как наука. В Древнюю Русь европейская риторическая традиция пришла через Византию и достигла расцвета в XI—XIII вв. Серьезная научная разработка проблем риторики в России началась благодаря М.В. Ломоносову, создавшему «Краткое руководство к красноречию» (1744) и «Риторику» (1748). С тех пор появилось немало исследований по этой дисциплине.

    В советский период риторика, противоречащая сути тоталитарного режима, была под запретом — и как учебный предмет, и как область исследования. Понятие «риторика» связывали с пустословием, краснобайством. В центре внимания оказывалась лишь структура языка, а не его жизнь в речевой деятельности человека. Но даже в самые трудные годы отечественные лингвисты продолжали разрабатывать проблемы риторики. Назовем имена выдающегося лингвиста В.В. Виноградова, философа, знатока античной эстетики А.Ф. Лосева, философа, литературоведа М.М. Бахтина, историка риторики В.П. Вомперского и др. Возрождение демократии в России в конце 80-х и в 90-е годы XX в. способствовало и возрождению риторики.

    Возрождающаяся риторика не есть простое повторение давно известного: новые подходы весьма значительны, нередко они обозначаются обновленным термином — неориторика [69, с. 159].

    Путь современной риторики — это и обращение к риторическому наследию античности, и воскрешение отечественных риторических традиций, и учет опыта западных риторических школ, и обогащение риторики исследованиями по стилистике, прагматике, культуре речи.

    Выделяют общую риторику, рассматривающую этапы и фигуры речи, а также правила их применения, и частные риторики, связанные с процессом общения в какой-либо одной области (риторика научной речи, риторика обыденной речи и т.п.).

    Общая риторика. Центральное место в общей риторике занимает учение об этапах риторической деятельности — пути от мысли к слову. Традиционно риторику делили на пять частей:

    • учение о нахождении — подготовка содержания речи;

    • учение о расположении — композиция воздействующего текста, обычно связанная с речевым жанром;

    • учение о выражении — центральная часть риторического учения — выбор средств языка, стили, культура речи, поэтика;

    • учение о запоминании — развитие профессиональных навыков оратора, связанных с работой памяти;

    • учение о произнесении — безупречное владение речью, мастерство устной выразительности, умение держаться, использование жестов и пр.

    Основные категории классической риторики — этос, логос и пафос.

    Этос — это уместность речи, ее соответствие нравственным ожиданиям слушателей; нравственные качества говорящего, его честность по отношению к слушателям.

    Логос — это словесные, языковые средства; владение логикой и искусством аргументации, используемым для убеждения.

    Пафос — это замысел создателя речи, эмоционально развиваемый перед слушателями.

    Гармоничное сочетание этих трех способов воздействия на аудиторию позволяет сделать речь убедительной и влиятельной.

    Частные риторики. Частные риторики исторически сформировались из разных родов красноречия. Род красноречия — это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки [62, с. 98].

    В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Каждый род объединяет определенные виды речи, классификация которых носит ситуативно-тематический характер, так как учитывается, с одной стороны, ситуация выступления, с другой — его тема и цель.

    К социально-политическому красноречию относят выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, нравственно-этические темы, отчетные доклады на съездах, конференциях, собраниях, выступления по вопросам научно-технического прогресса, политические, дипломатические, военно-патриотические, агитаторские, парламентные, митинговые речи.

    В основе некоторых из названных жанров публичного общения лежат официальные документы, содержащие информацию по политическим, экономическим и другим текущим вопросам или включающие программно-теоретические положения, рекомендации, материалы разъяснительного, призывного характера. Поэтому некоторым видам речей, наряду с элементами публицистического стиля, свойственны черты официального или научного стилей. В митинговых речах, имеющих призывную направленность, для достижения нужного оратору эффекта зачастую используются разговорная лексика и синтаксис.

    К академическому красноречию относятся учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение, научно-популярная лекция. Академическое красноречие способствует формированию научного мировоззрения и отличается научным изложением, четкой аргументированностью, логической культурой. Данный род речи близок научному стилю, но в то же время в нем нередко используются изобразительно-выразительные средства.

    Судебное красноречие — это речи, произносимые участниками судебного процесса — прокурором (обвинителем) и адвокатом (защитником). Этот род речи призван оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. В судебных речах подробно анализируются фактический материал, данные судебной экспертизы, показания свидетелей и т.д. «Выяснить, доказать, убедить — вот три взаимосвязанные цели, определяющие содержание судебного красноречия» [62, с. 102].

    Социально-бытовое красноречие — это приветственная речь; юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или отдельной личности; застольная речь, произносимая на официальных приемах или среди частных лиц; поминальная речь, посвященная ушедшему из жизни.

    Бытовое общение, являясь, на первый взгляд, делом частным, имеет социальную природу, выражающуюся в личных контактах не только в семье, но и за ее пределами. Это общение формирует у человека черты коммуникабельности, умение непринужденно держаться в обществе, смягчать напряженность в отношениях, развивает гибкость пользования языковыми средствами, выразительность речи.

    К духовному (церковно-богословскому) красноречию относятся проповедь — речь, которая произносится в церкви для прихожан и которая соединяется с другими церковными действиями, и речь официальная, адресованная самим служителям церкви. Цель проповеди — воспитание, наставление, и в связи с этим выделяют дидактическое (поучительное) красноречие. Речи, посвященные знаменательным церковным датам или государственным событиям, называют панегирическим красноречием.

    Духовное красноречие изучает гомилетика — наука о христианском церковном проповедничестве.

    В последние годы XX в. стала развиваться этнориторика — наука о национально-культурных особенностях речевого поведения. Для успешного общения разных культур важно учитывать различия этноэтикетов, помнить о возможности запрета на определенные темы разговора и др.

    Основу публичных речей любого рода составляют общеязыковые и межстилевые средства. Однако каждый род красноречия имеет специфические языковые черты, образующие микросистему с одинаковой стилистической окраской.

    Устным выступлениям публицистического характера присуща эмоциональность, которая реализуется (как и в других жанрах публицистики) с помощью оценочных языковых средств: особой фразеологии, риторических вопросов, инверсии, предложений с распространенными обращениями, с именительным темы; разговорной лексики и разговорного синтаксиса.

    Контрольные вопросы

    1. Дайте определение публицистического стиля и его подстилей. Охарактеризуйте основные функции публицистического стиля.

    2. Назовите жанры публицистики.

    3. Сравните понятия «язык газеты» и «публицистический стиль».

    4. Объясните разницу между речевым стандартом и штампом.

    5. Назовите изобразительно-выразительные средства и приведите свои примеры.

    6. Какие основные черты имеет газетно-публицистический стиль и какими языковыми средствами они выражаются?

    7. Какое выступление называется ораторским?

    8. Что такое риторика? На какие традиции она опирается?

    9. Из каких частей состоит классическая риторика?

    10. Какие роды и виды красноречия вы знаете? Что лежит в основе их классификации?

    Литература

    1. Введенская JI.A., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001.

    2. Волков А.А. Основы русской риторики. — М., 1996.

    3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М., 1998.

    4. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. — М., 1971.

    5. Кохтев Н.Н. Риторика. — М., 1994.

    6. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. JI.K. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. — М., 2001.

    7. Львов М.Р. Основы теории речи. — М., 2000.

    8. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. — М., 2002.

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   40


    написать администратору сайта