Главная страница
Навигация по странице:

  • 1959;

  • Львов М.Р. словарь-справочник. Справочник по методике русского языка Учеб пособие для студентов пед интов по спец.


    Скачать 2.51 Mb.
    НазваниеСправочник по методике русского языка Учеб пособие для студентов пед интов по спец.
    АнкорЛьвов М.Р. словарь-справочник.doc
    Дата15.12.2017
    Размер2.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛьвов М.Р. словарь-справочник.doc
    ТипСправочник
    #11541
    страница27 из 32
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32

    словарно-орфографическая работаизучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звуко-буквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и пр.

    Лит.: Миллер Ц. Г. Словарно-орфографические упражнения. – М., 1976.

    словарный диктант – вид слухового или зрительного диктанта. Его отличительная черта: диктуются слова, а не предложения или текст. Используется в тех случаях, когда орфограмма может быть проверена без опоры на контекст: безударные гласные в корне слова, правописание приставок, суффиксов, написание непроверяемых слов и пр. С. д. может быть предупредительным, объяснительным, проверочным. Он позволяет экономить время, концентрировать внимание учащихся на нужных орфограммах, обогащать и активизировать словарь учащихся. С. д. может использоваться как контрольный; его размеры: в IV классе – 15 – 20 слов, в V – 20 – 25, в VI – 25 – 30, в VII – 30 – 35 и в VIII – 35 – 40 слов. Контрольный С. д. обычно проверяет усвоение слов с непроверяемыми или труднопроверяемыми орфограммами. Недостатком С. д. является искусственный характер языкового материала: предложение или текст в этом смысле ценнее.

    Лит.: см. статью Диктант.

    словарь учащегося – тот объем словарного запаса, которым учащийся владеет на определенной ступени обучения. Обычно исследуется усредненный С. у.: количество слов, отдельно – используемых активно; тематические группы слов; разнообразие употребляемой лексики, владение синонимами и другими группами лексики, умение выбрать слово, наилучшим образом передающее замысел говорящего или пишущего; грамматические характеристики словаря, т. е. употребление имен существительных, глаголов и других частей речи, их форм; типы и частотность лексических ошибок и недочетов. (См. статью Речь учащихся средней школы.)
    Словесное лото 192

    Лит. Ягодовская В. К. Словарь учащихся I класса.- – М , 1954; Дьяконова Т. Г Словарь письменной речи учащихся I – И классов. – М., 1958; Баранов М. Т., Мамушин В. Е. Вопросы изучения лексики русского языка в восьмилетней школе / Под ред. Г. П. Фирсова // Изв. АПН РСФСР – М., 1962. – Вып. 124; Львов М. Р. Речь учащихся средней школы. Статья 1. Общая характеристика лексики // Рус. яз. в школе – 1981 – № 6.

    словесное лото – одна из увлекательных лексических игр. Правила игры: клетки большой карты закрываются маленькими карточками, которые заданным образом комментируются: указывается часть речи, объясняется орфограмма, переводится слово на изучаемый язык и пр. Бывает орфографическое лото, двух-, трех- и четырехъязычное лото и пр. Используется в кружковой работе, в группах продленного дня, в домашних занятиях и т. д.

    словообразование в курсе русского языка – один из разделов. Изучается в IV (V) классе – окончание и основа слова; корень, суффикс, приставка; чередование звуков при образовании слов и др.; в V (VI) классе – основные способы образования слов. Изучение С. создает основу для усвоения правописания слов, поэтому в связи с темами по С. обычно даются орфографические правила правописания приставок, суффиксов, чередующихся гласных, слитного и раздельного написания и др. Трудности усвоения: учет чередований при С. и правописание чередующихся гласных в корне; правописание приставок, суффиксов, особенно приставок на з- и с-. Использование в речи учащихся слов усложненного состава; морфологическая сложность употребляемых учащимися слов от класса к классу растет. Так, слова, имеющие приставки, составляют в III классе 12% общего числа словоупотреблений, в VIII – 15%, в X около 20%; слова с суффиксами в III классе – 22%, в VIII – 30%, в X – 42%; слова с двумя суффиксами в V классе – 0,7%, а в X – около 5%.

    Лит.: Жуковская О. А., Шаповалова Т. А. Изучение словообразования в восьмилетней школе. – М., 1983.

    словообразовательные упражнения: обнаружение в тексте слов с производными основами, анализ состава этих слов и их значения; подбор родственных слов, выявление способов образования слов; сопоставление значений слов в гнездах родственных слов, выявление постоянных значений, придаваемых словам одними и теми же аффиксами – приставками, суффиксами; пользование словообразовательными словарями, самостоятельное построение словообразовательных рядов (по образцам словообразовательного словаря), образование рядов новых слов; построение предложений и связного текста с употреблением образованных слов; орфографический и грамматический анализ образованных слов, их
    193 Слуховая память

    проговаривание и запись, обнаружение в них орфограмм и объяснение правильного их написания, а также произношения. С. у. комбинируются с грамматическими, фонетическими, орфографическими, словарными и другими упражнениями.

    словообразовательный разбор – вид языкового анализа; состоит в выяснении, является ли данное слово производным или первообразным, если производным – каков способ словообразования (префиксальный, суффиксальный и пр.). С. р. предполагает построение словообразовательных цепей, гнезд, ступеней образования слова: пис-а-ть за-пис-а-ть за-пис-к-а. В школе вводится с IV класса; в начальных классах – анализ состава слова, выяснение, от какого слова образовалось, подбор родственных слов. С. р. создает предпосылки для элементов исследовательской работы учащихся, для создания проблемных ситуаций.

    Лит: Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973; Тихонов А. И. Школьный словообразовательный словарь. – М., 1978, Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 1987.

    слоговые методы обучения грамоте – методы, в системе которых за единицу анализа, синтеза и чтения берется не буква, не звук, не целое слово, а слог. В современном звуковом аналитико-синтетическом методе обучения грамоте значительное место отводится слоговой работе и единицей чтения с самого начала является слог, но единицей анализа и синтеза служит звук.

    сложное синтаксическое целое – компонент целого текста, превышающий своими размерами одно предложение и обладающий, помимо смысловых, грамматическими средствами связи и, следовательно, синтаксической структурой. С. с. ц. – это единица речи, состоящая из двух или нескольких предложений, связанных между собой по смыслу и структурно, и выполняющая композиционно-стилистическую функцию в тексте.

    С. с. ц. в школьную программу не входит. Однако в процессе языкового анализа выявляются связи между предложениями в тексте, что служит основой редактирования текста сочинения самими учащимися, укрепления внутренней связности текста. Теория С. с. ц. используется для устранения некоторых типов речевых ошибок, например повторов за счет введения местоимений.

    Лит: Фигуровский И. А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы. – М., 1961; Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика. – М., 1973; Величко Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка, – М., 1983.

    слуховая память – вид памяти, способность запоминать звуковые комплексы и воспроизводить их. С. п. наиболее нужна в музыке;
    Слуховой диктант 194

    в обучении русскому языку С. п. необходима для усвоения интонаций, орфоэпии, выразительного чтения, орфографии. Развивается с помощью специальных упражнений: слушания образцового чтения и речи, тренировки в устном рассказывании и выразительном чтении, звукового и интонационного анализа слов и текстов и пр.

    слуховой диктант – вид диктанта, грамматико-орфографическое упражнение, опирающееся на слуховое восприятие предназначенного для записи текста, на соотнесение звукового состава слова с графическим составом и состоящее в правильной записи текста. С. д. вырабатывает умения и навык постоянного звуко-буквенного анализа при письме, соотношения орфоэпии и орфографии, восприятия интонаций для соблюдения пунктуации. В работе над С. д. учащийся пользуется правилами орфографии и пунктуации, а для правильного их применения прибегает к морфологическому и синтаксическому разбору, С. д. подразделяются на предупредительные, объяснительные и контрольные (проверочные). Для С. д. могут быть использованы связные тексты, отдельные предложения и слова. Основная задача С. д. – орфографическая, но он может сопровождаться грамматическими или иными заданиями: подчеркнуть те или иные грамматические формы, выделить синонимы и пр.

    содержание обучения русскому языку в школе – см. Программы учебные по русскому языку, Учебник русского языка, Умения учащихся по русскому языку, Знания учащихся по русскому языку.

    сообщение нового материала по русскому языку – часть процесса обучения: передача учащимся новых знаний по изучаемой теме. В практике школы используются следующие способы С. н. м.: анализ текстов или слов, сопровождающийся эвристической беседой и подводящий учащихся к выводу новых знаний, нового правила и пр.; объяснение нового материала учителем – на примерах, с элементами беседы, разбора и т. п.; лекция учителя; самостоятельное изучение нового материала по учебнику, с помощью устно или письменно сформулированных вопросов учителя, плана и пр., с последующей беседой, с выполнением упражнений и другими формами контроля учителя; самостоятельная работа учащихся над новой темой с помощью программированных материалов и пр. В современной методике отдается предпочтение тем методическим приемам, которые обеспечивают высокую познавательную активность и самостоятельность школьников в учебном процессе. С. н. м. предваряется тематическим повторением с целью укрепления базы для усвоения нового. С. н. м. осуществляется также и в процессе закрепления, тренировочных упражнений, повторения, например при закреплении темы «Отри-
    195 Сочинение школьное

    дательные наречия» вводится материал о правописании не- и ни- в наречиях.

    сознательность обучения русскому языку – дидактический принцип, предполагает единство преподавания (деятельности учителя) и учения (деятельности учащегося). Поэтому обычно принцип С. о. объединяется с активностью (см.) учащихся в познавательном процессе, и принцип получает название: «Принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя». С. о. предполагает не только понимание, глубокое осознание изучаемого материала, но и понимание путей познания, активное участие школьника в познании: наблюдение над фактами языка, анализ языковых образцов, доступная исследовательская работа, решение проблемных задач, вывод правил и закономерностей, обобщение, систематизация и пр. С. о. относится главным образом к усвоению знаний, однако С. о. повышает качество усвоения умений и навыков в области речи (устной и письменной), чтения, письма. С. о. исключает механическое усвоение, зубрежку, отрывочность знаний.

    Лит: Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1973; Основы методики русского языка в 4 – 8 классах / Под ред А. В. Текучева, М. М. Разумовской, Т. А. Ладыженской. – М., 1978; Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1983.

    сочинение-миниатюра – небольшое по размерам сочинение учащегося, которое пишется обычно на уроке грамматики в связи с изучаемой темой. Чаще всего это пейзажная зарисовка, эпизод, юмореска. Малые размеры такого сочинения позволяют проводить его часто, 2 – 3 раза в неделю. М. называют также изложения малого объема, проводимые на уроках русского языка.

    сочинение школьное – самостоятельная письменная работа учащегося, изложение им собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений. С. ш. – учебная работа, упражнение в развитии связной речи, в построении текста; в то же время оно является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира. Б этом смысле С. ш. – творческая работа и средство воспитания, формирования личности школьника, его общественной активности. С. ш. отличаются большим разнообразием, они классифицируются по характеру материала и по тематике – на литературные темы, на основе собственного жизненного опыта учащихся, по картинам и пр.; по типам текста – повествование, описание, рассуждение; по жанрам – очерки, рецензии, статьи в газету, письма, рассказы и пр.; по степени самостоятельности и формам подготовительной работы – на заданную или свободную тему, с длительной подготовкой или без нее;
    Списывание 196

    по стилю – художественные, публицистические и пр. Проводятся также С. ш. по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии с прочитанным рассказом, с грамматическими заданиями и пр. В современной методике определены конкретные умения, которые должны быть усвоены учащимися: умения, связанные с пониманием темы, ее границами, раскрытием темы; умения, связанные с накоплением материала для сочинения, его отбором, систематизацией; умения, связанные с составлением плана и письмом по плану; умения, связанные с языковой подготовкой текста; умение выразить в сочинении свою позицию, передать идею; умение создавать текст и записывать его; умение совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочеты.

    Лит.: Никольский В А. Сочинения в средней школе. – М., 1954; Система обучения сочинениям в 4 – 8 классах. – М., 1978; Ходякова Л. А. Использование живописи в преподавании русского языка. – М, 1983; Пичугов Ю. С. Обучение сочинениям на свободную тему – М , 1986.

    списывание – один из наиболее употребительных видов письменных упражнений; используется: при обучении технике письма и каллиграфии; при обучении орфографии и грамматике – как правило, с дополнительными заданиями. Различают два основных вида С.: списывание неосложненное (с готового текста) и С. осложненное, т. е. с дополнительными заданиями. Наиболее часто употребляемые задания: списать и подчеркнуть изучаемые формы; списать и вставить пропущенные буквы, объясняя орфограммы или вводя проверочные слова; списать и изменить текст – изменить лицо глаголов, их время, число имен существительных и т. п.; выборочное С. – выписываются из текста лишь отдельные, нужные слова, словосочетания; списывание по вопросам, заданным к прочитанному, хорошо известному учащимся произведению литературы; списывание-самодиктант, или творческое С.; – школьник передает содержание списываемого текста своими словами. Упражнения в С., наряду с диктантами различных видов, – распространенный вид письменных работ на уроках русского языка.

    Лит.: Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1960.

    сравнение и сопоставление в обучении русскому языку – прием обучения и мыслительная операция. С. высоко ценил К. Д. Ушинский: он считал, что вся познавательная деятельность учащегося опирается на сравнение уже известного с неизвестным, на выделение неизвестных элементов и их усвоение. В обучении русскому языку, помимо указанного, С. широко используется в проверке правописания слов путем их сопоставления с родственными словами, с аналогичными формами; прием противопоставления используется для выяснения смысловых различий
    197 Средства обучения русскому языку

    между словами и оборотами речи, в изучении грамматических форм, в лексике. С используется также в обучении сочинениям – сравнительное описание является одним из важных видов сочинения. Операция С. отрабатывается у учащихся начиная с I класса.

    Лит.: Блинов Г. И. Сопоставление при обучении пунктуации. – М., 1959; Сергиевский А. П. Сопоставление при повторении орфографии. – М., 1966.

    сравнительное описание – один из видов сочинения-описания, устного и письменного; упражнение в связной речи; опирается на мыслительную операцию сопоставления, выделения сходств и различий предметов, например: «Бабочки», «Букет полевых цветов», «В деревне» (поездка из города в деревню), «Кошка и собака", «В лесу» (зимние воспоминания о лете в лесу). С. о. удобно для обучения школьников основам композиции, построению плана сочинения-описания. С. о. дает возможность для введения в текст синонимов и антонимов, для построения антитез. С. о. вводится в простейших вариантах с I класса, широко используется в различных вариантах до VII класса.

    средства обучения русскому языку складываются из трех компонентов: а) учебного, дидактического материала, составляющего содержание обучения: языковые понятия и термины, входящие в школьную программу, их определения, правила, примеры языковых единиц, употребляемые в процессе обучения для иллюстрации определений и правил, для упражнения, примеры употребления языковых единиц в речи, т. е. тексты; б) методов и приемов обучения – как при усвоении языковой теории, так и формировании речевых умений и навыков говорения, чтения, письма, аудирования; в) организации учебно-воспитательной работы по русскому языку, таких ее форм, как уроки и их системы, лабораторные занятия, экскурсии, внешкольные и внеклассные занятия, самостоятельные домашние занятия или занятия в группе продленного дня и пр. Особо выделяются материальные С. о. р. я.: а) учебные комплексы (комплекты): учебники, учебные пособия, сборники упражнений, словари, карточки, таблицы, картины, звукозаписи, кино- и телефильмы и др.; б) аппаратура ТСО для воспроизведения звучащей и письменной речи; в) контрольно-обучающие устройства, принадлежности письма и пр., лингафонные кабинеты, кабинеты русского языка и пр. Некоторые авторы относят к числу С. о. также методические пособия для учителей, рассматривая их как средство обучающего труда учителей.

    Лит.: Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1973; Зельманова Л. М. Кабинет русского языка в средней школе. – М., 1981; Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. – М., 1982;
    Статистика в методике русского языка 198

    Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка. – М., 1984.

    статистика в методике русского языка – один из точных методов исследования. Например, на протяжении длительного времени фиксируются сведения о типичных орфографических и пунктуационных ошибках в письменных работах учащихся. Сопоставление статистических материалов по годам позволяет получить наглядное представление о тенденциях роста (или снижения) грамотности учащихся как в целом, так и по отдельным типам орфограмм (пунктограмм). С. применяется также в изучении навыка чтения – определяется скорость чтения, количество слов (или знаков) в минуту; то же о скорости письма, об аудировании – восприятии речи, о темпе говорения, т. е. собственной речи учащихся. С. широко применяется в исследованиях речи учащихся. Статистическими методами определяются размеры употребляемых предложений, соотношения частей речи и их форм, соотношение простых и сложных предложений, а также их видов и мн. др. На статистической основе составляются частотные словари для учащихся, что особенно важно при обучении русскому языку как неродному. Применение С. в м. р. я. служит основой для диагностики и прогнозирования. Так, на основе статистического изучения ошибок учащихся могут быть предугаданы трудности в усвоении тех или иных тем.

    Лит.: Головин Б. Н. Язык и статистика. – М., 1971; Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся. – М., 1978. – Вып. 1; М., 1979. – Вып. 2; Особенности детской речи и пути ее развития. – М., 1983.

    статья – вид сочинения, газетный жанр. Отличается широтой обобщения, содержит разработку вопросов значительных, например нравственного поведения, трудовых успехов и пр. Используется преимущественно во внеклассной работе учащихся, в школьной стенгазете. Включается в список видов сочинения, которым обучает школа обычно в VI классе, но пишется и ранее.

    Лит.: Богданов И. Г. Газетная заметка. – Л., 1961; Гуревич С. М. Репортаж в газете, – М., 1963; Гринина-Земскова А. М. Сочинения в газетных жанрах (4 – 8 классы). – М., 1977.

    стилистика в школе. С. – раздел языкознания, в котором исследуется функционирование (способы использования) языковых единиц и категорий в рамках литературного языка в соответствии с его функциональным расслоением в различных условиях языкового общения. С. изучает также функционально-стилевую систему литературного языка в его современном состоянии и в историческом развитии. В современной школе изучается: а) функциональная стилистика (в IV – VIII классах знакомство с научным, публицистическим, художественным, официально-деловым
    199 Стилистические сшибки учащихся

    стилями; стилистическая дифференциация в развитии собственной связной речи учащихся – сочинения, близкие к научному стилю, к публицистическому стилю и пр.; оценка лексики и грамматических форм с точки зрения функциональной стилистики); б) стилистика художественной речи – языковой анализ литературно-художественных произведений, изучение изобразительных средств языка на уроках русского языка и литературы; в старших классах – знакомство с особенностями индивидуальных стилей писателей; в) практическая стилистика – прикладная наука, дающая рекомендации в области использования синонимических средств языка, колеблющихся, не устоявшихся форм, в соответствии с требованиями культуры речи, с коммуникативной целесообразностью. Материал по С. не выделен в виде отдельного раздела, а разбросан в учебниках, введен в различные темы и упражнения, что дает учителю возможность широкого выбора средств. Важным является вопрос о стилистической характеристике устной и письменной речи учащихся старших классов, а также о формировании их индивидуальных стилей. В настоящее время, в связи с введением стилистической дифференциации в развитие связной речи, изучаются результаты этой дифференциации.

    Лит.: Голушкова Е. А. Практическая стилистика на уроках русского языка. – М., 1967; Шаповалова Т. А. Стилистические упражнения на уроках русского языка. – М., 1967; Пленкин Н. А. Стилистика русского языка в старших классах. – М., 1975; Иконников С. Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. – М., 1977; Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка. – М., 1979; Кожина М. Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.

    стилистические ошибки учащихся – речевые ошибки (недочеты), состоящие в употреблении слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике всего текста. Например, неоправданное употребление диалектного слова в литературном тексте; употребление архаичного слова рать в тексте о современной Советской Армии; употребление слова, имеющего отрицательную оценочную характеристику, в положительном контексте и пр. Различают лексико-стилистические, морфолого-стилистические, синтаксико-стилистические и логико-стилистические ошибки. Пример синтаксико-стилистической ошибки: многократное, неоправданное употребление причастных оборотов в художественном тексте; пример морфолого-стилистической ошибки: использование народно-поэтической формы деепричастия на -учи в деловом, научном тексте. В школьной практике нередко любые речевые ошибки называют С. о., что неверно. (См. статью Речевые ошибки учащихся.)

    Лит.: Сулименко Н. Е. Стилистические ошибки учащихся и их предупреждение. – М., 1966; Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1982.
    Стилистические умения учащихся 200

    стилистические умения учащихся – один из видов умений по русскому языку. В IV – VIII классах формируются следующие С. у. у.: а) определять стиль готового текста на основе его синтетического

    (целостного) восприятия и на основе анализа его признаков; 6} производить стилистический анализ готового текста, т. е. выделять те языковые средства, которые характерны для данного стиля и содействуют решению коммуникативной задачи; в) совершенствовать стиль данного текста; г) строить текст заданного стиля, соответствующего ситуации и коммуникативной задаче. Эти умения формируются на основе усвоения минимума теоретических сведений по стилистике практическим путем, посредством работы над текстами и в упражнениях по развитию речи самих учащихся.

    Лит.: Иконников С. Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. – М., 1977; Капинос В. И. Стилистика // Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1980.

    стилистические упражнения: обнаружение и анализ стилистических средств лексики, грамматики, фразеологии, стилистических фигур в художественном или ином тексте, выяснение целесообразности их использования; изучение стилистических помет в толковых, синонимических, фразеологических и иных словарях и приводимых в словарях примеров использования средств языка, обладающих определенной стилистической принадлежностью; подбор слов, имеющих заданные стилистические свойства; сопоставление оборотов речи, оптимальных с точки зрения решения коммуникативных задач; анализ текстов, принадлежащих к различным функциональным стилям, указание тех средств, которые создают определенную стилистическую принадлежность текста; использование средств языка, обладающих стилистическими свойствами, в собственной речи учащихся – в связном тексте; составление собственного текста в том или ином стилистическом ключе: текст научный, художественный; анализ ученических текстов и обнаружение в них стилистических ошибок, объяснение причин этих ошибок, их исправление, в частности замена слов одного стиля синонимами другого стиля. С. у. комбинируются с лексическими, грамматическими и иными упражнениями.

    Лит.: Щербатский Б. М. Занятия по стилистике в старших классах средней школы. – М., 1951; Шаповалова Т. А. Стилистические упражнения на уроках русского языка. – М., 1967; Сборник упражнений по синтаксической стилистике и культуре речи / Под ред. В. Д. Бондалетова. – М., 1978; Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка. VII – VIII классы. – М, 1979.

    стилистический анализ текста – один из видов языкового анализа. Его цель: установление зависимости между особенностями текста и той ситуацией, той установкой автора, создавшего текст, которая осознается учащимися на основе синтетического, целостного
    201 Ступенчатость

    восприятия текста, на основе языкового чувства. Полный С. а. т. предполагает: характеристику целевой установки автора (его коммуникативной задачи); указание общих характеристик: непринужденность – официальность, эмоциональность – бесстрастность, образность – ее отсутствие, призывность речи – отсутствие призывности и т. п.; указание языковых средств – слов, грамматических форм, с помощью которых создаются особенности стиля; вывод о принадлежности текста к тому или иному стилю.

    Лит.: Капинос В. И. Стилистика // Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1980; Виды разбора на уроках русского языка / Под ред. В. В. Бабайцевой. – М., 1985.

    стиль речи учащихся. По данным А. Н. Гвоздева, ребенок, поступающий в школу, владеет основными средствами языка в пределах разговорно-бытового стиля. Другими стилями он не владеет. Следовательно, к ним учащегося приобщает школа, что сопровождается постепенным разрушением того специфического «стиля» детской речи, который привлекал внимание таких исследователей, как К. И. Чуковский, Н. А. Рыбников, Е. И. Тихеева. Особенности детской речи полностью исчезают к VI – VII классам; примерно в это же время начинают достаточно отчетливо обнаруживаться индивидуальные различия в речевом развитии, что позволяет говорить о начале формирования индивидуальных стилей. В то же время наблюдается сдвиг в речи учащихся от разговорных стилей к научным под влиянием учебных книг, языка газет и журналов, радио и телевидения. Устная речь учащихся, звучащая на уроках и во внеклассной работе, в сущности, представляет собой озвученную письменную речь (доклады учащихся, ответы на уроках и пр.). Стиль письменных сочинений по количественным характеристикам (размер предложений, употребление частей речи и их форм) приближается к публицистическому стилю. Имеются убедительные свидетельства того, что стиль образцов научного и публицистического, а отчасти – и официально-делового характера оказывает на речь учащихся старших классов значительно большее влияние, чем стиль образцов художественных.

    Лит.: Головин Б. Н. Язык и статистика. – М., 1971; Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся. – М., 1979. – Вып. 2.

    ступенчатость – способ построения учебных программ по русскому языку; характеризуется совмещением линейного и концентрического принципов; использован в современной программе, особенно в начальных и IV – V классах. Ступенчатое расположение материала предполагает постепенное «наращивание» материала по теме; так, материал об имени существительном (см.) имеется
    Существительное в курсе русского языка

    202
    в I, во II, в III, IV и V классах. С., по мнению современных методистов, обеспечивает преемственность и повышает качество усвоения материала.

    существительное в курсе русского языка – одна из важнейших тем. В I классе происходит знакомство со словами, обозначающими предметы; во II классе – рассматривается общее понятие о С., род, изменение по числам; в III классе – склонение С.; правописание падежных окончаний; в IV классе – одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, три склонения имен С.; множественное число имен С.; в V классе изучают разносклоняемые и несклоняемые имена С., С. общего рода, словообразование имен С., правописание суффиксов имен С.; в VI классе дается обобщающее повторение темы. Программа изучения С. построена ступенчато. Трудности усвоения темы в школе: разносклоняемые С., С. общего рода; правописание безударных падежных окончаний; правописание некоторых суффиксов: -ик-, -ек-, -ск-; -о- после шипящих в суффиксах; не с именами С.; глагольное управление предложное и беспредложное. В речевом развитии ребенка имена С. появляются рано, в речи школьников занимают неизменно основное место: 40% всего числа словоупотреблений в I классе; 36% – в III классе; 30 – 32% – в VI – X классах. Основные тенденции использования имей С. в речи учащихся: быстрый рост употребления С. с абстрактным значением; рост использования имен С. в формах косвенных падежей; уменьшение числа и почти полное исчезновение к старшим классам имен С. с суффиксами оценки.

    Лит.: Озерская В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе. 4 класс. – М., 1978; 5 класс. – М., 1979; 6 класс. – М., 1981.

    схемы по русскому языку – средство обобщения, моделирования и наглядного изображения материала по грамматике и другим разделам курса. От таблиц отличаются большей степенью отвлечения от конкретного. Широко применяются при изучении разных тем, на разных этапах учения – и как наглядное пособие, и как самостоятельное моделирование (в основном при обобщении и повторении). Так, С. удобны для моделирования состава слова, синтаксических конструкций. Примеры С.:

    а) С. состава слова:


    прист.

    корень

    суфф.

    оконч.

    основа








    б) С. сложного предложения – с однородным соподчинением
    Очень важно, чтобы С. составлялись самими учащимися в коллективной работе класса и индивидуально: это повышает познавательную активность учащихся в процессе обучения. По данным С. синтезируются слова, предложения, С. издаются в виде наглядных пособий, помещаются в учебниках русского языка, в частности С. разбора, что дает возможность самоконтроля, самостоятельной работы по учебнику. (См. статьи Модели..., Таблицы...)

    Лит.: Московкина Р. А. Изучение сложного предложения в школе. – М., 1981; Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка. – М, 1984.

    сценарий – вид изложения прочитанного, упражнение, текстовой эквивалент кинофильма, телепередачи, иного театрализованного действия. Учащиеся составляют С. прочитанного рассказа по воображению, получив задание: «Как бы вы поставили кинофильм по этому рассказу?» Удобнее всего взять рассказ, богатый диалогами, например «Бежин луг» И. С, Тургенева. Учитель следит, чтобы учащиеся бережно обращались с авторским текстом. С. не всегда используется для инсценирования, он используется в устной или письменной форме как самостоятельное упражнение по развитию связной речи учащихся,

    сюжет – система событий, составляющая содержание действия литературного произведения, а также ученического сочинения. В основе С. последнего обычно лежит действительное событие, С. прочитанного произведения, С., подсказанный картиной или серией картин. Анализируя и пересказывая прочитанные произведения, школьники учатся сжато передавать С., перестраивать его. Это первые шаги к умению строить собственный С., затем учащиеся разрабатывают С. на основе творческого воображения. Сюжетные сочинения пользуются любовью учащихся.
    Т
    таблицы учебные по русскому языку – традиционный, весьма распространенный вид печатных пособий, реализующий зрительную наглядность. Т. у. подразделяются на демонстрационные (на-
    Тавтология (повтор)

    204
    стенные или помещаемые в учебнике) и составляемые самими учащимися. Первые обычно имеют шрифтовые и цветовые выделения, подчас содержат рисунки, иллюстрации; используются при изучении нового материала, служат ориентировочной основой действий по правилу. Как правило, Т. у. посвящена одной теме, содержит материал для анализа, так построенный и сопровождаемый такими вопросами, что подводит учащихся к правильному выводу; нередко дается формулировка вывода, правила, определения.

    Пример Т. у.: «Правописание приставок на з-»:


    из-

    ис-

    воз-

    вос-

    вз- б, в, г, д, ж, з,

    вс- п, ф, к, т, ш,

    без- л, м, н, р

    бес- с,х, ц, ч, щ

    раз-

    рас-

    низ –

    нис-

    Пример обобщающей Т. у., составляемой самими учащимися, на тему «Употребление ь в разных частях речи»:


    Части речи

    ь пишется

    ь не пишется

    Существительное Прилагательное Глагол Наречие







    Свободные разделы заполняются учащимися, которые не только воспроизводят изученный материал, но и обобщают его.

    Лит.: Лепешев И. Я. Изготовление и использование таблиц по русскому языку. – Минск, 1966; Баев П. М. Грамматика в таблицах и вопросах. – Л., 1968; Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка. – М., 1984.

    тавтология (повтор) – вид речевых ошибок, состоит в непреднамеренном повторении одних и тех же или однокоренных слов, сходно звучащих слов. Причины: психологическая – индуцированность употребленного слова, тенденция к его повторному использованию; языковая – бедность словаря, неумение пользоваться синонимами. Т. – очень частая и устойчивая ошибка не только в начальных, но и в старших классах. В процессе редактирования текста устраняется сравнительно легко. Т. используется также преднамеренно, как стилистическая фигура, например: Дорого вовремя время. (С. Маршак.)
    205 Творческий пересказ, творческое изложение

    творческая деятельность учащихся по русскому языку – совокупность тех видов работ, в которых проявляется наиболее высокая их самостоятельность; упражнения, в которых учащиеся создают новый текст, составляют устные и письменные рассказы, очерки, зарисовки, юморески, статьи, отчеты, сообщения о результатах наблюдений, исследований. В творческих работах учащихся отражается личность школьника, его чувства, взгляды, его жизненная позиция. Творческие работы – сильное воспитательное средство. К числу творческих работ относят не только сочинения, но и те виды изложений и пересказов, в которых есть элемент творчества: изложения с изменением лица рассказчика, с изменениями сюжета, с дополнениями; различные виды драматизации (от чтения по ролям до постановок на сцене); импровизации учащихся, иллюстрирование сочинений, использование музыкальных моментов, лучшие образцы выразительного чтения. Творчество учащихся – это создание образов, оригинальное использование тропов, иносказаний, антитез и пр. Безусловно, высшей формой творчества учащихся являются их первые литературные попытки – стихи, проза, выпускаемые газеты и журналы, а также личные дневники, переписка и пр. Творческой является также исследовательская деятельность учащихся: изучение местных топонимов, фразеологии, фамилий, местного диалекта и пр.

    Лит.: О творческих работах в средней школе. – М., 1962; Тамбовки-на Т. И. Развитие творческой активности учащихся на уроках русского языка. – Калининград, 1974; Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1976; Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют? – М., 1978; Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям // Избр. пед. соч.: В 3 т. – М., 1979. – Т. 3.

    творческий диктант – вид упражнения в развитии самостоятельной связной речи учащихся; используется также для активизации лексики и для усвоения орфографии. Под названием «Т. д.» подразумеваются разные упражнения. Один вариант: в соответствии с изучаемой грамматико-орфографической темой подбираются и разбираются слова; с ними составляются предложения и связный текст на заданную тему; эти слова могут употребляться как в исходной, так и в заданной форме. Другой вариант: прочитывается текст, разбирается, выделяются обязательные для использования слова; затем текст записывается учащимися свободно, творчески, но указанные слова должны быть употреблены. Т. д. имеет много общего с изложением по опорным словам, со свободным диктантом.

    Лит.: Виды работ по развитию речи на уроках русского языка. – М., 1963; Ульченко З. Ф. Диктанты с изменением текста. – М., 1982,

    творческий пересказ, творческое изложение – вид устного пересказа или письменного изложения, характеризующийся изменениями
    Тезис 206

    и дополнениями в тексте. Возможные творческие изменения и дополнения: изменение лица рассказчика (от изменения личной формы глагола до пересказа от лица одного из персонажей); продолжение сюжета, продолжение судьбы героя; развитие какого-либо эпизода, введение новых эпизодов, пейзажных зарисовок и пр.; перестройка сюжетного произведения, содержащего диалоги, в драматическую форму (драматизация) или составление киносценария; составление рассказа по аналогии с прочитанным. Т. п. проводится обычно во II – VIII классах.

    тезис. 1. Структурный элемент рассуждения (см.): сочинение-рассуждение обычно начинается с части, содержащей мысль, которая будет доказываться (например, в сочинении «Лучшая профессия»: Учитель самая лучшая, самая благородная профессия). Это Т., который развивается и аргументируется, доказывается в сочинении. Не всегда Т. стоит в самом начале сочинения, не всегда он формулируется прямолинейно; но всегда определяет основную линию развития идеи сочинения-рассуждения, придает ему композиционную стройность. В тексте сочинения Т. связан с аргументами (см.) и с выводами (см.).

    2 Во множественном числе – тезисы: вид учебной письменной работы, которая используется, применяется на уроках по различным учебным предметам преимущественно в старших классах школы; состоит в формулировании по пунктам и обычно под порядковыми номерами основных идей, положений какого-либо научного труда, статьи, книги, публицистического произведения и т. п. Способствует формированию у учащихся краткой, лаконичной речи, умения схватывать и формулировать главное. Т. – вид краткого (сжатого) изложения (см.). Т. служат также средством подготовки собственного сочинения, доклада, отчета, собственной статьи и пр. В системе обучения сочинению применяется такой вариант, когда учащиеся не пишут текста своего сообщения, доклада, репортажа и пр., а ограничиваются составлением Т. По ним впоследствии может быть сделан устный доклад, устное выступление по радио и пр.

    текст – продукт, результат речевой деятельности, произведение речи – устное или письменное. Обычно указывается, что Т. по объему больше одного предложения. Т. – синоним термина высказывание, а также термина связная речь во втором значении. Т., как правило, обладает единством темы и замысла, относительной законченностью, внутренней структурой – синтаксической (на уровне сложного синтаксического целого и предложений), композиционной и логической. В Т. реализуются функциональные возможности языка, закономерности его синтаксиса, лексики, стилистики. Т. всегда характеризуется отнесенностью к тому или иному стилю – научному, публицистическому, раз-
    207 Текстовые упражнения

    говорно-бытовому и пр. Не следует отождествлять Т. с произведением литературы: можно сказать Текст рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок», но нельзя «Пишем изложение текста «Прыжок» Л. Н. Толстого». Т. – это термин, обозначающий языковую ткань литературного произведения – статьи, повести, ученического сочинения, «снятый момент языкового творческого процесса» (И. Р. Гальперин). Школьники овладевают умениями в области создания текста практически, в работе над пересказами, изложениями, сочинениями и другими текстовыми упражнениями. В современном курсе родного языка даются некоторые теоретические сведения о тексте: само понятие текст, типы текста (повествование, описание, рассуждение), абзац, тема, средства связи предложений в тексте и пр. Отдельные сведения по теории Т. сообщаются на уроках литературы (понятия темы, композиции).

    Лит.: Ладыженская Т. А. Связная речь//Методика развития речи. – М., 1980; Лосева Л. М. Как строится текст. – М., 1980; Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы ее понимания. – М., 1982; Величко Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М., 1983.

    текстовые упражнения – вид упражнений по русскому языку. Т. у., в отличие от фонетических, лексических, грамматических упражнений, опираются не на отдельные языковые единицы, а на текст, как на результат речевой деятельности. Лингвистической основой Т. у. служат современная теория текста, теория речевой деятельности, синтаксис текста (сложного синтаксического целого). Т. у. подразделяются на: а) работы учащихся с готовым текстом; б) составление текста самими учащимися. Т. у. обладают тем преимуществом, что в них изучаемая языковая единица выступает в своей функциональной роли, текст помогает полнее понять ее значение и назначение, школьники получают образец для развития собственной речи. Виды упражнений с готовым текстом: различные виды языкового анализа текста, выделение из текста сложных синтаксических целых и работа с ними, обнаружение в тексте изучаемых единиц языка и объяснение их значений и целесообразности употребления, перестройка текста, его пересказ и письменное изложение, составление плана и т. п. Виды упражнений в создании собственного текста: определение темы, замысла сочинения, сбор материала на выбранную тему, его отбор в соответствии с замыслом, составление плана сочинения, отработка микротем, составление сложных синтаксических целых и отработка внутренних связей в них, письмо текста сочинения, совершенствование (редактирование) написанного текста и т. п. Упражнения в сочинении подразделяются по видам текста (описание, повествование, рассуждение), по стилям и жанрам; могут быть устными и письменными, классными и домашними, коллективными и индивидуальными.
    Телепередачи, телеурок, телекурс по русскому языку 208

    Лит.: Никитина Е. И. Связный текст на уроках русского языка. – М., 1966; Исследования по развитию связной речи учащихся / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1974; Методика развития речи учащихся на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1980.

    телепередачи, телеурок, телекурс по русскому языку – вид учебной работы с учащимися, используется в настоящее время во внеклассной работе; в перспективе предполагается ввести Т. в урок и даже строить уроки па их основе. Методика телеурока пока в стадии разработки. Т. широко используется для развития речи учащихся; для бесед, сочинений, изложений (передача сюжета, описания, сочинения-рецензии и пр.). Телекурсы по русскому языку для иностранцев уже разработаны и используются, например учебный телекурс «Мы говорим по-русски» Г. Г. Городи-лова и др. (30 фильмов. – М.: Гостелерадио, 1978).

    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32


    написать администратору сайта