_Малкина-Пых И.Г., Телесная терапия. Справочник практического психолога И. Г. Малкина Пых Телесная терапия предисловие
Скачать 4.83 Mb.
|
Архетип женственности.Все мы сочетаем в себе женскую и мужскую энергии, которые имеют различные проявления – инь и янь, магнитное и электрическое, отрицательное и положительное или рецептивное и утверждающее. Женская энергия формирует взаимоотношения. Это течение и красота жизни. Энергия инь является интуитивной, рецептивной и восприимчивой. Она может как взрастить, так и разрушить. Женское начало таинственно. Это врата, в которые мы хотим войти. Это энергия рождения, поэтому в церемониальном танце используются движения раскрытия завесыи пересечения порогов.Женская энергия – энергия вдохновения, интуиции и творчества. В любой деятельности, требующей воображения и творчества, используется энергия инь. Архетип мужественности.Мужские архетипические энергии также присущи обоим полам. Это силы отеческой заботы, утверждения, созидания, руководства, организации и строительства. Это агрессивная, утверждающая и проницательная энергия. Она побуждает нас к действию. Энергия ян помогает довести начатую работу до конца. Это сила решительности и хорошей ориентации. Это энергия, которую необходимо активизировать в тех случаях, когда нужно принимать решения. Мужская энергия инициирует, открывает новые возможности для роста. Танец с использованием линейных движений – прямых и ровных. Исполните пантомиму переступания через черту и утверждения себя в новых сферах жизни. Исполните танец посева семян или, например, ритуал высаживания саженцев. Ростки должны символизировать то, чему вы хотите положить начало в своей жизни. Архетип героя.Каждый из нас является главным действующим лицом своей жизни. Нам приходится один на один встречаться с трудностями и преодолевать их. Если мы все время боремся и преодолеваем препятствия, значит, необходимо воспользоваться силой архетипа героя. Помните, мы должны выиграть, ведь мы сами можем запрограммировать себя на победу или поражение. Исполните танец сражения, в котором вы одерживаете победу, используя щиты для своей защиты. Исполните пантомиму приобретения новых знаний, исцеления с помощью учителя или надежного друга. Архетип соперника.Эта энергия побуждает нас к приобретению новой силы, новых целей и реализации своих возможностей. Неприятности и соперники являются частью этого архетипа. Он помогает нам отыскать новые творческие пути преодоления препятствий. Помните, что любое препятствие или помеху нельзя преодолеть силой или противоборством. Сказано, что хаос ведет к созиданию, такова энергия этого архетипа. Жизнь – это поток перемен. Соперник – действующая сила перемен, которая заставляет нас повернуться лицом к трудностям. Соперник разрушает старое, чтобы на его месте могло вырасти новое. Это энергия страха, гнева, сильных эмоций. Он заставляет нас воспользоваться творческими силами архетипа героя для достижения новых успехов. Многие энергии соперника в нашей жизни едва различимы. Часто это ограничения, которые мы накладываем на себя или которые позволяем наложить на нас другим. В какой то момент жизни мы должны снять эти ограничения. Танцы пробуждения архетипа героя и архетипа соперника наиболее эффективны, когда включают в себя пантомиму, имитирующую сражение с воображаемым драконом. Перед началом танца создайте образ, который воплощал бы то, что вы хотите побороть. Это могут быть отрицательные эмоции. Выберите образ, который вы с легкостью можете представить, а затем вообразите себя героем, побеждающим его в смертельной схватке. Исполните пантомиму ритуального сражения с соперником или отрицательной эмоцией. Ваши движения и позы должны быть движениями и позами торжествующего героя. Разыграйте сценку трудного подъема на высокую гору за наградой или призом. Архетип смерти и возрождения.Жизнь состоит из перемен. Все находится в состоянии движения. Когда то наступает момент, когда мы чувствуем необходимость перемен. Архетип смерти и возрождения начинает этот процесс. Он символизирует завершение одного жизненного этапа и начало нового. Мы умираем для того, чтобы родиться вновь, и рождаемся для того, чтобы умереть. Любые перемены, кризисы, смерть и рождение отражают этот архетип. Сумев распознать характер перемен, мы сможем управлять ими. Исполните пантомиму смерти и воскресения. Пантомима, изображающая физическую смерть и воскресение, – эффективный способ исцеления. Архетип путешествия.Жизнь – это также путешествие по пути эволюции. Все, что нам встречается на этом пути, является неотъемлемой частью этого путешествия. Жизнь – непрестанное движение и развитие, строительство, надстройка над тем, что появилось ранее, открытие новых направлений. Мы часто не в состоянии найти свой жизненный путь. Порой нам все понятно, а иногда кажется, что мы бесцельно существуем в этом мире. Исполните пантомиму – путешествие по жизни, изобразите взлеты и падения, преграды и достижение цели. Исполните пантомиму – путешествие по лабиринту». Техника 7. Общая работа с блокамиРАЗМИНКА Упражнение 1. Разминка суставов Последовательная работа стопой, коленом, тазобедренным суставом, туловищем, кистями рук, плечами, головой. Упражнения для суставов рук и ног 1. Стопы:а) тянем носок (на себя и от себя), совершая небольшие колебательные движения; б) топчемся, переминаясь с ноги на ногу: на наружных краях стоп; на внутренних краях стоп; на пальцах; на пятках; в) поочередно каждой стопой совершаем круговые (в обе стороны) движения. 2. Коленные суставы(работаем стоя, плечи прямые): а) совершаем коленями круговые движения, сначала вовнутрь, затем – наружу (кисти рук расположены на коленях и как бы помогают движениям); б) ноги сгибаются и разгибаются (как бы пружиня). 3. Тазобедренные суставы:а) отводим ногу в сторону (примерно на 45°) и делаем легкое колебательное движение, стремясь увеличить угол; б) ходим на выпрямленных ногах, опираясь на всю стопу и работая только тазом. 4. Вращение туловища.Талией делаете круг в горизонтальной плоскости, вращая среднюю часть туловища. 5. Кисти:а) сжать разжать (несколько раз, быстро); б) повращать в обе стороны в лучезапястном суставе; в) кисти (с выпрямленными пальцами) сгибаются вправо влево, вперед назад. 6. Локтевые суставы(«Арлекин»). Плечи и плечевые суставы неподвижны, руки свисают. Локти свободно (как на шарнирах) совершают колебательные движения. 7. Плечевые суставы(«Пропеллер»). Рука свободно опущена, затем начинаем ее вращать во фронтальной плоскости (вы – самолет, рука – ваш пропеллер). Ускоряем темп до появления чувства тяжести (особенно в кисти). Торс чуть подается вперед, чтобы рука не задевала грудь. Тренируем поочередно оба плеча. Каждую руку вращаем по часовой стрелке, затем – в обратную сторону. 8. Наклоны и повороты головой:а)«Черепаха»: голова плавно откидывается назад и касается затылком спины; в такой позиции пытаемся втянуть ее в плечи по вертикали; затем следует плавный наклон головы вперед; точно так же (строго по вертикали) тянем ее на себя; подбородок прижат к груди, его сверхзадача – коснуться пупка; поначалу работаем без усилий, затем с легким напряжением; делаем 10–15 движений в каждом направлении. б) «Сова»: голова поставлена ровно (в одной плоскости со спиной); медленно уводим взгляд вправо или влево и поворачиваем за ним голову (до упора, как бы стараясь увидеть, что там за нами творится); с каждым разом пытайтесь отвоевывать по миллиметру другому, но без особых усилий, не забывая, что вы всетаки не сова; в каждую сторону делаем 10–15 движений. в) «Нахмуренный ежик»: плечи – вперед, подбородок подтянут к груди, руки сцеплены перед собой (ладони охватывают локти). Поясница неподвижна; подбородком достигаем груди, тянем его к пупку; верхняя часть позвоночника должна прогнуться, как лук; в это же время ровно поставленные плечи идут, чуть чуть напрягаясь, вперед – навстречу друг другу: представляем, что на спине у нас – от шеи до лопаток – выскочили иголки; ежику что то не нравится, он ощетинился; все внимание – верхнему грудному отделу позвоночника; стараемся его получше прогнуть. К обратному движению переходим без остановки. Голова откидывается, затылок идет к спине. Тянем голову, одновременно стараясь свести за спиной лопатки, ни в коем случае не поднимая плеч. В этом положении стараемся прогнуть верхнюю часть спины. г) Подъемы и опадания плеч: голова неподвижна, спина прямая, руки по швам; опуская плечи, тянем руки вниз и добавляем небольшое усилие. Затем поднимаем плечи до упора и опять добавляем усилие в последний момент; через 5–6 занятий амплитуда движений возрастет, вы в этом убедитесь на деле. д) «Большие весы»: левая рука – на затылке, правая – вдоль тела; в этом положении делаем наклоны вправо, затем аналогичным образом – влево, каждый раз прилагая дополнительные усилия. е) «Осмотр пяток»: обернувшись через левое плечо и чуть прогнувшись назад, начинайте колебательные движения, стремясь увидеть правую пятку с наружной стороны; ноги неподвижны; аналогичным образом «производим осмотр» левой пятки; делаем два поворота в каждую сторону (по 15 движений); дышим свободно. ж) «Скрутки»: в работе участвует весь позвоночник; работаем как по часовой стрелке, так и против нее. Изначальное положение – стоя. Уводим взгляд в сторону, за ним следом – голову, шею, плечи, весь позвоночник. Таз, ноги и стопы – недвижны. Кисти на предплечьях. Колени слегка пружинят. Несколько добавляем усилия. С наклоном вперед. Спина прямая, голову не вскидываем, чтобы не деформировать ось позвоночника. Ноги – шире плеч, лопатки чуть сводим, локти слегка уходят назад. С наклоном назад. Приняли положение «мостик» и «закрутились». Сначала в одну сторону, затем – в другую. Боковая простая. Наклонились вправо и «закрутились» вправо. Аналогично делаем левую скрутку. Взгляд идет снизу назад. Боковая обратная. Наклонились вправо, а «закрутились» влево. Взгляд скользит к потолку и дальше назад. Упражнение 2. Мышечная гимнастика Инструкция ведущего: «Как при напряжении, так и при расслаблении мышц должно сохраняться глубокое брюшное дыхание. 1. Лицо:поднимите брови максимально и держите их в этом состоянии до полного изнеможения задействованных в этом движении мышц, остальные мышцы свободны. Далее сильно зажмурьте глаза, затем расслабьте их. 2. Рот:улыбка до ушей (время напряжения здесь и далее определяется полным изнурением мышц), губы целуют, нижняя челюсть максимально «брошена» вниз, циклы «напряжение – расслабление» делаются последовательно по каждому заданию. 3. Плечи:дотянитесь плечом до мочки уха, голова не наклоняется. Расслабьтесь. То же самое – со вторым плечом. Появилось ощущение тяжести в плечах, плечи становятся все тяжелее. 4. Руки:обе кисти крепко сожмите в кулаки. Задержитесь в таком положении. Расслабьтесь. Должны появиться теплота и покалывание в пальцах. 5. Бедра и живот:сидя на стуле, поднимите ноги перед собой. Напряжение в бедрах до изнеможения. Расслабьтесь. Противоположная группа мышц напрягается зарыванием ступней в землю. Зарывайте тверже! Расслабьтесь. Расслабление чувствуется в верхней части ног, сосредоточьтесь на этом. 6. Ступни:ноги плотно стоят на полу, упражнение выполняется сидя. Поднимите пятки высоко вверх. Только пятки! Должно появиться напряжение в икрах и ступнях. Расслабьтесь. Поднимите носки. Напряжение в ступне и передней части ног. Расслабьтесь. При выполнении всего упражнения, начиная с лица, необходимо держать внимание на ощущениях в мышцах. Следующий этап:напрягать отдельные группы мышц, не совершая движений, а лежа, пользуясь памятью ощущений. Дыхание брюшное». Упражнение 3. Лицевая гимнастика Инструкция ведущего: «Массаж глазных яблок:выбрать объект перед собой, расслабиться. Глубокое брюшное дыхание. Спустя 2 минуты, после глубокого вдоха, сделать резкий активный выдох, направив энергию выдоха в глаза; глазные яблоки, как от толчка, должны устремиться вперед на объект. Сделать 8 10 таких выдохов. Затем выбрать объекты последовательно справа и слева от себя, а также под ногами. Сделать по 5 движений на каждый объект, чередуя их. Импульс движения глазных яблок начинается в брюшной полости вместе с выдохом. Массаж губ:аналогичная процедура, может использоваться «циферблат», но обязательно с активным выдохом на каждое движение. Общий массаж лица:дыхание такое же, как в предыдущих вариантах, но на выдохе все лицо, включая нос и рот, должно искривиться в маску гнева, неприязни или страха. Сделать 10 активных движений. Туловище и шея должны оставаться расслабленными. Затем можно разрядиться криком, челюсть падает, рот открывается. Упражнение лучше проводить лежа». Упражнение 4. Положение в пространстве Инструкция ведущего: «Заморозьте ту позу, в которой вы находитесь, т. е. сидите так, как вы сидите, ничего не изменяя. Обратите внимание на то, как именно вы сидите, как держите руки. Через минуту найдите точки, где происходит соприкосновение двух частей тела, или места, где тело соприкасается с чем то внешним. Например, рука и подбородок. Дайте своему сознанию войти в руку, затем в подбородок. Попробуйте провести между ними беседу». Упражнение 5. Обострение ощущений Инструкция ведущего: «Сосредоточьтесь на своих телесных ощущениях в целом. Дайте своему вниманию блуждать по различным частям тела, „пройдите“ вниманием все тело. Какие части у себя вы чувствуете? Отметьте боли и зажимы, которых вы обычно не замечаете. Какие мышечные напряжения вы чувствуете? Не старайтесь их расслабить, дайте им продолжиться. Постарайтесь определить их точное местоположение. Обратите внимание на ощущение кожи. Чувствуете ли вы свое тело, связь головы с туловищем, ваши конечности? Полностью ли вы осознаете себя? Какие „белые пятна“, „пустоты“ отмечаете в своем теле?» Упражнение 6. Огонь – лед Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде «Лед» участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой. Упражнение 7. Растем Участники в кругу. Исходное положение – сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Ведущий: «Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста». Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность «роста» до 10 – 20 «стадий». Упражнение 8. Насос и надувная кукла Участники разбиваются на пары. Один – надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит совершенно расслабленно на полу. Другой – «накачивает» куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед, произносит звук «с с с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец кукла надута. Дальнейшая накачка ее воздухом опасна: кукла напрягается, деревенеет, может лопнуть. Накачку необходимо вовремя закончить. Время окончания накачки участник с «насосом» определяет по напряжению тела куклы. После этого куклу «сдувают», вынимая из нее насос. Воздух постепенно выходит из куклы, она «опадает». Это прекрасное упражнение на расслабление напряжение, а также на парное взаимодействие. Упражнение 9. Объяснение позы Участники ходят по кругу. По хлопку ведущего каждый должен принять неожиданную для себя позу. Для каждой позы должно быть подобрано объяснение. Инструкция ведущего: «Представьте себе, что вы совершали какое то осмысленное действие… По команде „Отомри“ продолжайте это действие. Мы должны понять, что вы делаете. Постарайтесь не придумывать банальных оправданий, которыми можно объяснить любую позу. Ищите действия, соответствующие именно тому положению вашего тела, в котором вы замерли, – только ему и никакому другому». Упражнение 10. Тарабарщина 10 14 минут все участники разговаривают на несуществующем языке, как можно шире раскрывая рот. Потом они ложатся на спину и слушают тело. Упражнение 11. Контрастное напряжение Инструкция ведущего: «Напрягите правую руку. Почувствуйте, как она становится тяжелой, как будто в нее перемещается центр тяжести вашего тела. Усиливайте напряжение, утрируйте его, доводя до предела. Сбросьте напряжение. Проделайте то же самое с левой рукой. Напрягите плечи. Если чувствуете, что вам это не удается, немного надавите пальцами на плечи, почувствуйте напряжение. Усильте его, доводя до предела. Сбросьте. Напрягите заднюю часть шеи… Всю спину… Поясницу… Обе ноги… Правую ногу… Левую ногу… Низ живота. Верх живота. Что происходит с вашим дыханием? Оно становится поверхностным, нижняя часть легких не заполняется. Сбросьте напряжение. Напрягите грудь. Обратите внимание на дыхание. Сбросьте напряжение. Напрягите все тело целиком. Расслабьте. Напрягите, расслабьте». При выполнении этого и следующего упражнений участников необходимо предупредить, что, если у кого то из них были физические травмы, переломы, пострадавшие участки тела должны работать в щадящем режиме, в этом случае усиление напряжения должно быть воображаемым. Упражнение 12. Перекат напряжения Инструкция ведущего: «Напрягите до предела правую руку. Постепенно расслабляя ее, переведите напряжение выше в плечо (как будто центр тяжести вашего тела перемещается из руки в правое плечо)… в оба плеча. Доведите напряжение в плечах до предела. Постепенно освобождая плечи, переведите напряжение в левую руку (переместите в нее центр тяжести тела). Постепенно расслабляя левую руку, переведите напряжение вверх через левое плечо в заднюю часть шеи. Доведя напряжение в шее до предела, переведите его в верхнюю часть спины в область лопаток… ниже… в поясницу… в область таза… в правую ногу… из правой ноги через поясницу в левую ногу… из левой ноги вверх в нижнюю часть живота… в верхнюю часть живота… в грудь… в правую руку. Сбросьте напряжение». |