_Малкина-Пых И.Г., Телесная терапия. Справочник практического психолога И. Г. Малкина Пых Телесная терапия предисловие
Скачать 4.83 Mb.
|
Упражнение 1. Движение в разных ярусах кинесферы Кинесфера – это пространство, в котором тело может двигаться, это понятие заимствовано из танцевально двигательной терапии. Граница кинесферы определяется максимальной амплитудой движения. Практический опыт обучения движению показал ценность следующей классификации зон кинесферы: Три горизонтальных яруса: а) нижний – от бедер до земли и все доступное в движении пространство вокруг ног; приседания, наклоны, переползания и т. д.; б) средний – корпус, руки и их движения ниже уровня плеч; в) верхний – голова, шея и руки в их движении выше уровня плеч; прыжки, «полеты» и т. д. Упражнения проводятся в трех ярусах кинесферы. Все участники группы ложатся на спину, закрывают глаза и определяют у себя положение центра тяжести. Затем положение центра тяжести определяется лежа на животе, сидя и стоя. Найдите центр тяжести тела кошки (т. е. подвигайтесь, как кошка). Где центр тяжести обезьяны? Петуха? Рыбы? Воробья, прыгающего по земле? Выполняя движения и действия, характерные для этих животных, попробуйте на себе все это. Группа разбивается на подгруппы по три человека. Первая тройка начинает движение из одного конца зала в другой в нижнем ярусе кинесферы. Движения участники выбирают самостоятельно – это могут быть: переползание на животе, перекатывание по полу, переползание на спине. Единственное необходимое условие – центр тяжести находится не выше 10 см от пола. Как только первая тройка достигает середины зала, начинают движение следующие три человека, а первые трое, достигнув противоположного конца зала, начинают движение обратно в среднем ярусе кинесферы. Достигнув конца зала, первая тройка начинает движение в обратном направлении в верхнем ярусе кинесфе ры – прыжки, полеты и т. п. Обсудите, какие ощущения возникали при различных типах движения. Как чувствовали себя участники, когда им навстречу двигались люди в другом ярусе? Упражнение 2. Эксперименты с движением Состоит из «широких» движений: широкие махи руками, серии сложных прыжков с поворотами и перемещением в пространстве. Приставной шаг с угловыми перемещениями, V шаг с широкими махами руками. Перед проведением быстрой части всех участников группы просят расположиться в зале на максимальном расстоянии друг от друга. Шаг на месте с правой ноги. Приставной шаг с правой ноги – 8 раз. Двойной приставной шаг – 8 раз. Захлест ноги правая левая нога – 8 раз. «Скрестный» шаг вправо – приставной шаг с поворотом влево на 90°. «Скрестный» шаг влево – приставной шаг с поворотом вправо на 90°. Повторить 8 раз. V шаг с правой ноги вперед назад с широким махом руками. Повторить 8 раз. «Скрестный» шаг вправо – мамба с правой ноги. «Скрестный» шаг влево – мамба с левой ноги. Повторить 8 раз. V шаг с левой ноги вперед назад с широким махом руками. Повторить 8 раз. Поворот на 90°. Приставной шаг с правой ноги – 8 раз. Двойной приставной шаг – 8 раз. Захлест ноги – левая нога – 8 раз. «Скрестный» шаг вправо – «маятник». «Скрестный» шаг влево – «маятник». Повторить 8 раз. V шаг с правой ноги вперед назад с широким махом руками. Повторить 8 раз. «Скрестный» шаг вправо – твист прыжок. «Скрестный» шаг влево – твист прыжок. Повторить 8 раз. V шаг с левой ноги вперед назад с широким махом руками. Повторить 8 раз. Поворот вправо на 90°. Приставной шаг с правой ноги – 8 раз. Двойной приставной шаг – 8 раз. Захлест ноги правая – левая нога – 8 раз. «Скрестный» шаг вправо – «пони». «Скрестный» шаг влево – «пони». Повторить 8 раз. V шаг с правой ноги вперед назад с широким махом руками. Повторить 8 раз. «Скрестный» шаг вправо – мамба с правой ноги. «Скрестный» шаг влево – мамба с левой ноги. Повторить 8 раз. V шаг с левой ноги вперед назад с широким махом руками. Повторить 8 раз. Поворот на 90°. Приставной шаг с правой ноги – 8 раз. Двойной приставной шаг – 8 раз. Захлест ноги правая – левая нога – 8 раз. «Скрестный» шаг вправо – приставной шаг с поворотом влево на 90°. «Скрестный» шаг влево – приставной шаг с поворотом вправо на 90°. Повторить 8 раз. V шаг с правой ноги вперед назад с широким махом руками. Повторить 8 раз. «Скрестный» шаг вправо – мамба с правой ноги. «Скрестный» шаг влево – мамба с левой ноги. Повторить 8 раз. V шаг с левой ноги вперед назад с широким махом руками. Повторить 8 раз. После того как участники группы выучили упражнения, ведущий доступными средствами начинает ограничивать пространство, в котором группа может двигаться. Это может быть символическое ограничение с использованием веревки или скакалок или более реальное ограничение в виде стульев или степ платформ. Затем упражнения повторяются. Далее пространство уменьшается еще раз. Так до тех пор, пока участники группы могут выполнять упражнения, не наталкиваясь друг на друга. Теоретически эти упражнения группа может успешно выполнять в весьма ограниченном пространстве при соблюдении двух условий – высокого уровня синхронизации движений и хорошего чувствования своих и чужих границ. После выполнения упражнения дается время на обсуждение того, какие чувства возникали у участников. Упражнение 3. Танец отождествлений Инструкция ведущего: «Отождествляйте себя последовательно с четырьмя стихиями: воздухом, огнем, землей и водой. Прочувствуйте специфику и энергетику каждой из стихий, отдайтесь ей целиком. Выполняя это упражнение, вы также можете отождествляться с лесом, небом, рекой, травой, любыми, в том числе сказочными, животными, четырьмя сторонами света и т. д. На самом деле, в танце вы можете отождествляться с чем угодно, хоть с дверной ручкой, – это очень способствует размыванию границ Эго, границ нашей привязанности к себе и психологической закрепощенности. Кстати, очень хорошо отождествляться с персонажем музыкального произведения, например песни. Поиграйте с „попсой“ – это отлично развивает способности и уменьшает чувство собственной важности». ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Упражнение 1. Экспериментирование с пространством По краям комнаты, в которой проводятся занятия, ставятся стулья спинками к участникам, таким образом, чтобы стулья очерчивали круг, в котором находятся члены группы. Ведущий за кругом. Звучит музыка, и участники начинают экспериментировать со свободным течением движений – они двигаются спонтанно, свободно передвигаясь в пространстве, взаимодействуя с другими. Постепенно круг, очерченный стульями, сужается. Ведущий, медленно передвигаясь по внешнему кругу, немного сдвигает стулья вперед, к участникам, побуждая их сближаться. Наконец участники зажаты в совсем тесный кружок, а ведущий все продолжает уменьшать пространство. Ведущий просит еще ужаться, возможно, избавившись от кого то из членов группы (выставив его за круг). Примечание.Теоретически упражнение может продолжаться до тех пор, пока в центре круга не останется один человек. В большинстве случаев упражнение можно прекратить уже тогда, когда группа начинает выталкивать кого то из участников или когда члены группы начинают сами покидать группу, чтобы остальным не пришлось делать мучительный выбор. Идеальным вариантом развития событий является тот, когда группа отказывается выполнять упражнение, вступая в конфронтацию с ведущим. Таким образом участники группы берут ответственность за происходящее на себя, приобретая большую групповую автономность, осознавая себя членами чего то большего, чем просто сумма людей. При обсуждении важно дать участникам выразить свои чувства, свое видение происходящего, объяснить себе и другим то, что произошло. Для того чтобы запустить процесс свободного выражения чувств, ведущий сам может рассказать о своих затруднениях, о своем смятении в ситуации, когда он вынужден был «давить» на группу, чтобы она осознала свою целостность. Какова зависимость между межличностной дистанцией и отношением к человеку? Что чувствовали участники, когда в их персональное пространство вторгались другие люди? Одинаково ли они себя ощущали при взаимодействии с разными людьми? Упражнение 2. Тряпичная кукла Инструкция ведущего: «Станьте на колени позади партнера, сидящего на полу, и попросите его прислониться к вам спиной и расслабиться настолько, чтобы вы могли перемещать его в любом направлении. Это упражнение потребует от вас полной концентрации внимания, так как вы все время должны поддерживать партнера. Если какой нибудь участок тела будет „оказывать сопротивление“ вашим действиям, уделите ему особое внимание». Техника 3. Работа с межличностными отношениями Упражнения этого раздела позволяют участникам усовершенствовать навыки эффективной коммуникации, научиться адекватно передавать и получать сообщения, в том числе и невербально. РАЗМИНКА Упражнение 1. Движение – настроение Инструкция ведущего: «Пусть каждый из вас по очереди сделает движение, отражающее его внутреннее состояние, а мы все будем повторять это движение 3–4 раза, стараясь вчувствоваться в состояние человека, понять это состояние». После завершения упражнения можно задать группе вопрос: «Каково, по вашему мнению, состояние каждого из нас?» Когда о состоянии участника высказано несколько гипотез, следует обратиться к нему за объяснением. Упражнение 2. Встречи на улице На первый музыкальный фрагмент участники ходят врассыпную, стараясь не задевать друг друга; при этом они могут контактировать взглядом с ближайшими «прохожими». На второй музыкальный фрагмент (следующий за первым без паузы) все продолжают ходить так же, врассыпную, но при встречах обмениваются рукопожатиями (правой или левой рукой) с обязательным контактом глазами. В процессе обсуждения можно обратить внимание участников на то, что ускоренный темп взаимодействия (как в данном упражнении) провоцирует поспешность, а следовательно, поверхностность общения; при этом сокращаются дистанции между партнерами, которые невольно вторгаются в личные пространства друг друга, в результате создается более или менее ощутимый дискомфорт, проявляющийся внешне как взбудора женность, смешливость. Упражнение 3. Поклоны при встрече В упражнении моделируется ритуальное общение: «светские» приветствия на придворном балу. Участники спокойным шагом двигаются в разных направлениях, каждый сам по себе; слегка разведенные в стороны руки как бы лежат поверх пышных одежд. Такое положение рук «раздвигает» личное пространство каждого. При встрече «приглашенные на бал» раскланиваются друг с другом и затем идут каждый в свою сторону, до встречи с новым партнером. Перед упражнением можно предложить участникам понаблюдать за своими ощущениями во время поклонов, используя разные варианты контакта глазами; например, можно смотреть на партнера в течение всего времени взаимодействия или только до и после поклона (а при самом поклоне опустить глаза вниз). Упражнение 4. Передать шарик Перед началом упражнения половине участников раздаются небольшие пластмассовые шарики. Участники спокойным шагом двигаются в разные стороны, по всему залу. Тот, у кого есть шарик, держит его перед собой на ладони, вытянув руку вперед, тем самым выражая желание «подарить» его другому. При встрече с тем, у кого нет в руке шарика, первый протягивает ему свой, как будто преподносит дар (отдает и идет дальше). Второй, приняв дар, в свою очередь, передает его тому из ближайших участников, у кого руки пусты. И так далее. Примечание.Сложность упражнения в том, чтобы прочувствовать жест преподнесения дара, наполнить его личностным смыслом, при котором передаваемый предмет (шарик) может символизировать душевное тепло, добрую энергию дарителя. Когда тот, кто отдает шарик, проживает это действие как дарение чего то светлого, идущего от души, а принимающий мгновенно понимает это по выразительным микродвижениям. У обоих возникают ощущения душевного соприкосновения. Если же отдающий не проживает свое действие как дарение, то оно теряет смысл и партнеры начинают испытывать взаимную неловкость. Эмоционального проживания «дарения» можно достичь, выстроив определенным образом внешние движения: перенести тяжесть тела на передние части стоп и всем телом тянуться за рукой, на ладони которой лежит шарик; рука при этом смотрит вперед, а подбородок чуть приподнят. Принимающий дар берет шарик очень бережно, как хрупкую драгоценность. При выполнении этих движений у взаимодействующих партнеров, как правило, непроизвольно появляются выразительные движения взаимной благодарности – во взглядах, поклонах, – а также радость и удовольствие. Упражнение 5. Знакомство Основной принцип взаимодействия – партнеры постоянно соприкасаются кончиками пальцев (каждый – либо одной, либо обеими руками) и стараются все время смотреть друг на друга (но не всегда «глаза в глаза»). Ведущий задает движение, ведомый подчиняется его инициативе; в целом их взаимодействие напоминает очень замедленный танец. Например, партнеры, все время сохраняя контакт кончиками пальцев, то неторопливо сближаются, подняв руки, как арку, то отдаляются, едва дотягиваясь руками друг до друга; ведущий поворачивает ведомого, как будто рассматривает его со всех сторон, любуется им, или ведет его за руку то в одну, то в другую сторону и т. п. Упражнение 6. «Музыкант и инструмент» Ведущий в паре – «музыкант» – прикасается к партнеру пальцами рук мягким подталкивающим движением (как бы задевая струну музыкального инструмента): то тронет его руку, то плечо, то голову и т. д. Ведомый – «инструмент», – стоя на месте с закрытыми глазами, откликается на каждое такое прикосновение ответным движением, напоминающим плавный всплеск, который (как звук задетой струны) постепенно затихает, тает («отвечает», главным образом, та часть тела, к которой прикоснулся «музыкант», но «волна» этого отклика, менее заметная, распространяется по всему телу). Задача «музыканта» – выявить возможности «инструмента», чтобы он «зазвучал», показал свою индивидуальность. Задача «инструмента» – чутко откликаться на прикосновения «музыканта», полностью подчиняясь ему, не пытаясь выступать с собственной инициативой или «помогать» партнеру, угадывая следующие его действия; главное – предоставить «музыканту» возможность свободно импровизировать в «игре на инструменте». Упражнение 7. «Зоопарк» Инструкция ведущего: «Найдите себе место в этой комнате, где вам было бы удобно расположиться. Мы – в зоопарке. Представьте себя зверем – своим антиподом (зверем, которого вы менее всего напоминаете, привычки которого противоположны вашим). Станьте этим зверем. Придайте своему телу положение, характерное для него. Клетки раскрылись, звери выбрались на волю и разгуливают по зоопарку. Приглядываются, принюхиваются, взаимодействуют, если хотят. Возможны проявления любопытства, агрессии, самообороны (без прямого контакта). Возможна любая вокализация, кроме слов. Приглядите себе пару – зверя или птицу, с которым вы могли бы находиться рядом, взаимодействовать или просто сосуществовать без взаимного напряжения. Повзаимодействуйте. Вы выразили друг другу доверие. Обсудите с партнером происходившее, свои ощущения, переживания, что то, может быть, неожиданное для вас». Упражнение 8. Почувствовать другого Каждому в группе предлагается почувствовать тех, кто сидит с ним рядом. Что надо сделать, чтобы это получилось? Нужно убрать препятствия. Сначала надо снять все физические «зажимы» – расслабить мышцы, в частности лицевые, глубоко дышать. Затем убрать лишние информативные каналы – отключить речь, закрыть глаза, сосредоточиться только на том, чтобы почувствовать другого. Упражнение 9. Визуальное чувствование Все садятся в круг. Ведущий просит, чтобы каждый внимательно посмотрел на лица остальных участников, а через 2–3 минуты все должны закрыть глаза и попытаться представить себе лица других членов группы. В течение 1–2 минут нужно фиксировать в памяти лицо, которое удалось лучше всего представить. После выполнения упражнения группа делится своими ощущениями и повторяет упражнение. Задание: каждый из участников должен постараться воспроизвести в памяти как можно большее количество лиц партнеров. Упражнение 10. Ощущение энергии другого человека Участники разбиваются на пары. Инструкция ведущего: «Потрите руки, чтобы их разогреть и возбудить в них энергию. Приблизьте ладони очень близко к ладоням партнера (расстояние между ладонями – несколько миллиметров). Ощущайте присутствие партнера. Затем „танец“ руками: один партнер ведет, а другой сопровождает. Движения медленные. Упражнения начинаются с позиции сидя на пятках, а затем партнеры поднимаются и продолжают „танец“ стоя (руки к рукам). Лидер „танца“ может возникнуть спонтанно. Затем обсуждение». Упражнение 11. «Баюшки баю» Все участники образуют полукруг. Один из них встает спиной к остальным в центр полукруга. Все протягивают перед собой руки, на которые выбранный участник опирается. Под музыкальное сопровождение участники передают через прикосновение свое тепло, дружеское отношение к нему. Инструкция ведущего: «Настройтесь на этого человека. Представьте, что это для вас сейчас самый дорогой и близкий человек». Каждый по очереди или по желанию проходит эту процедуру, получая уверенность в поддержке товарищей. Вариант: группа образует круг стоящих людей, в центре которого становится один из участников. Он расслабляется и падает в какую то сторону. Участники группы поддерживают его, и его тело совершает какое то колебательное движение внутри группы. |