Главная страница

_Малкина-Пых И.Г., Телесная терапия. Справочник практического психолога И. Г. Малкина Пых Телесная терапия предисловие


Скачать 4.83 Mb.
НазваниеСправочник практического психолога И. Г. Малкина Пых Телесная терапия предисловие
Анкор_Малкина-Пых И.Г., Телесная терапия.doc
Дата19.02.2018
Размер4.83 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла_Малкина-Пых И.Г., Телесная терапия.doc
ТипСправочник
#15706
страница49 из 60
1   ...   45   46   47   48   49   50   51   52   ...   60

5.4.1. Работа с опорами (заземление)



Концепция «заземления», введенная в телесную терапию А. Лоуэном, подробно рассмотрена в разделе 3.1 главы 3.

Потенциально проблема опоры присуща всем рассмотренным типам характера (см. раздел 2.2.3 главы 2). Лоуэн (2000) показал, что каждому типу характера соответствует определенный вид страха падения, хотя он не использовал там этот термин.

Структура шизоидного характерапредставлена страхом распасться на куски.Если термин «распасться на куски» понимать буквально, это значит, что для человека с шизоидным характером процесс падения мог бы привести к разделению на части, к разрушению целостности личности. Поэтому мы полагаем, что в этой структуре характера будет присутствовать интенсивный страх падения. Это тот случай, когда беспокойство выходит на поверхность, как это происходит случайно в снах.

Для нарциссического характерастрах падения связан с беспокойством, что он будет одинок, когда отстанет от всех или уступит. Если ноги его подведут, он будет похож на маленького ребенка, который вдруг сел, когда ноги перестали держать, и обнаружил, что родители ушли и его некому поднять.

В психопатическом характерестрах падения является страхом неудачи. Пока этот человек находится на ногах, он на вершине мира. Падение означает поражение, которое открывает другим возможность его использовать.

Для мазохистского характерападение означает выпадение основания. Это может означать конец его мира или отношений. Этот страх также носит анальную окраску. Если мазохист позволит дну выпасть (процесс дефекации), то все испортит, и на этом роль хорошего маленького мальчика закончится.

Для ригидного характерападение означает потерю гордости. Он упадет лицом вниз, и его Эго может быть уничтожено.

5.4.2. Работа с границами



Граница между организмом и средой более или менее четко переживается нами как граница между тем, что внутри нашего тела, и тем, что вне его, но это весьма и весьма относительно. Два феномена связаны с границей Эго: это идентификация и отчуждение.

Установление границ своего «Я», связанное с границами тела, является важным условием различных видов поведения, посредником в их осуществлении. Необходимость такого определения границ проистекает из потребности в личной идентичности, интегрированности. До тех пор, пока индивид «не знает» границы своего тела и не может точно различить его от не тела, он не обладает важным элементом для структурирования других систем, которые он мог бы использовать для понимания и оценки своего телесного опыта (Быховская, 2000).

Фундаментальная важность процесса формирования границ признана во всех основных концепциях развития. Все психотерапевтические школы сходятся в том, что первой ступенью индивидуализации является осознание границ своего тела. Таким образом, формированию «Я» предшествует ступень телесного выделения. Работы ряда исследователей свидетельствуют, что осознание личностью этих границ оказывает влияние на различные аспекты принятия решений, на общую способность адаптироваться и на другие формы социального поведения (Witkin etal,1962).

Граница «Я» – это граница того, что человек допускает при контакте. Она состоит из целого спектраграниц контакта и определяет действия, идеи, ценности, установки, образы, воспоминания – все, что человек свободно выбирает, чтобы быть полностью вовлеченным в окружающую действительность и одновременно откликаться на свои внутренние реакции.

Выбор формы контакта определяется индивидуальными границами «Я» и образом жизни человека. Это выбор друзей, работы, места проживания, любимого человека, фантазий и многое другое. Способность сохранять ощущение границ позволяет человеку допускать или блокировать поведение на границах контакта. Для его жизни это важнее, чем получение удовольствия, планы на будущее, практические проблемы или что либо другое.

Границы «Я» можно описать со следующих основных позиций: телесные границы; границы ценностей; границы доверия; границы проявлений; границы открытости.

Развитие основных соматических функций и типов реагирования связано с предпосылкой эмоционально телесного взаимодействия матери и ребенка в раннем симбиозе, в ходе которого ребенок интериоризует установки и поведение матери по отношению к нему, развивая тем самым соматическое «Я». Это позволяет ребенку с помощью самой ранней границы «Я» – соматической – осуществить первое различение внешнего мира и внутреннего. Тем самым, с одной стороны, возникает чувство «Я» – как восприятие собственного соматического существования, с другой же – появляется предпосылка для формирования активной направленной коммуникации, то есть развитие и дифференцирование функций «Я». Формирование границы «Я» как процесса отграничения «Я» в симбиозе является решающей фазой развития «Я» и идентичности. Это возникновение границы «Я», способствующее различению «Я» и «не Я» и формированию идентичности, становится возможным благодаря первично заложенным функциям «Я» ребенка. Здесь особую роль играют конструктивная агрессия и креативность, понимаемые как центральные функции «Я». Нарушения на ранних стадиях симбиотического взаимодействия ведут к психопатологическим синдромам, которые характеризуются, с одной стороны, неспособностью различать «Я» и «не Я», поскольку нарушается формирование границы «Я», с другой же стороны, усилившейся деструктивной агрессией, поскольку речь идет о патологической деформации центральных функций «Я» (Аммон, 2000).

При этом структурный дефицит границы «Я» есть следствие нарушения взаимоотношений ребенка с матерью (или следствие ее отсутствия) и первичной группой. Ребенок становится жертвой неспособности окружающих удовлетворять его потребности, в форме открытого отвержения или просто безразличия, что вызывает экзистенциальный страх быть покинутым. Слабым границам его «Я» угрожает уничтожение из за наплыва внутренних и внешних импульсов, чуждых «Я» и ведущих к дезинтеграции чувства «Я». Под действием незрелой защиты от этой опасности – вместо отграничения с помощью «Я идентичности», обеспечивающей гибкую коммуникацию внешнего мира с внутренним, – происходит отщепление всей затронутой зоны переживаний, накопленных «Я», и отрицание соответствующей зоны реальности. Возникают «белые пятна» на карте «Я», зоны, в которых «Я» ребенка лишено опыта восприятия внешнего и внутреннего мира, поскольку соответствующие ситуации связаны с первичной экзистенциальной тревогой. Эти «белые пятна» будут позднее отрицаться и отщепляться как чуждые для «Я». Так возникает «дыра» в «Я», структурный нарциссический дефект в формировании границы «Я». Затронутые зоны жизненного опыта не могут быть подключены к дальнейшему развитию. Ребенок остается в диффузной зависимости от недифференцированных объектов, воспринимаемых как разрушительные и угрожающие жизни, что запускает защитный механизм отщепления (Аммон, 2000).

Проведенные многочисленные исследования (Fisher, Cleveland, 1958) образа тела с точки зрения его границ показали высокую корреляцию между степенью определенности границ тела и личностными характеристиками человека. Например, высокий уровень определенности границ устойчиво связан с такими характеристиками, как более стабильная адаптация, сильная автономия, выраженное стремление к эмоциональным контактам. Низкая же степень оределенности границ коррелирует со слабой автономией, высоким уровнем личностных защит, неуверенностью в социальных контактах.

По всей видимости, границы физического «Я» также связаны с границами личной зоны каждого человека, и эта связь может быть эффективно использована в процессе психотерапии. Вне зависимости от того, насколько ограниченно окружающее пространство, у каждого человека имеется личная зона или территория – та область, которую он старается сохранить от внешнего вторжения. Способы охраны границ личной зоны и признание нерушимости чужих границ определяют характер наших взаимоотношений с другими людьми. Человек определенным образом реагирует на пространство, окружающее его, и определенным образом использует это пространство, что само по себе передает информацию другим людям. Использование пространства имеет решающее значение для взаимоотношений, и прежде всего – для выяснения степени близости между людьми. У каждого человека есть свои территориальные потребности. Выделяются четыре ярко выраженные зоны, внутри которых действует человек: интимной близости; личной близости; социального контакта; общественной дистанции. Расстояние между людьми от одной зоны к другой возрастает по мере того, как степень близости уменьшается (Фаст, 1997).

Чтобы проверить, в какой степени реакция на вторжение в личное пространство зависит от характера человека, было проведено много исследований. Так, выяснилось, что при разговоре интроверты соблюдают большую дистанцию от собеседника, чем экстраверты. Типы характеров, для которых проблема границ является одной из базовых, – это характеры орального уровня: шизоидный, нарциссический и параноидный (см. раздел 2.2.3 главы 2).

5.4.3. Работа с межличностными отношениями



Исследования показывают, что ритмодвигательная психотерапия помогает установить или восстановить межличностную коммуникацию. Например, исследования Кендона по синхронности движения основываются на предпосылке, что существует некая нейрофизиологическая связь организации речи и телодвижений в человеческой коммуникации (Фельденкрайз, 1997). Повышение синхронности, наблюдающееся во время общения, облегчается совместным движением. Ритмодвигательная психотерапия может помочь развитию этого базисного уровня коммуникации, так как она непосредственно использует ритм и кинестетические паттерны. Переход от «Я» к «Я в отношении с другими» происходит естественным образом, благодаря работе в группе.

Координация – необходимое условие для достижения удовлетворительной социальной интеракции. Люди, имеющие нарушения социальной коммуникации, способны научиться необходимому поведению (ритмической координации с другими), которое затем можно перенести в другие социальные окружения. В результате ритмодвигательной терапии большинство клиентов выходят на более глубокий уровень общения, выражая чувства через движения тела под общий ритм.

Мысли и чувства другого человек может понять настолько, насколько он сам пребывает в контакте с собственными мыслями и чувствами и способен представить реакцию другого человека в такой ситуации.

Группа ритмодвигательной терапии, так же как и любая пси хокоррекционная группа, – это микрокосм различных социальных ситуаций, благодаря чему клиенты учатся адекватнее воспринимать себя и других и расширяют спектр поведенческих возможностей.

Полноценное общение невозможно без так называемой «обратной связи». Человеку всегда важно знать, насколько его поняли, насколько его приняли со всей информацией, которую он хочет донести, насколько он сам правильно понял, увидел, услышал то, что ему сообщили. Часто при общении принимается во внимание только вербальный компонент, однако человек всегда что то говорит еще и телом. И именно этот «невербальный» язык может быть информативнее и даже правдивее (в случаях, когда вербальные и невербальные проявления расходятся или противоречат друг другу). Что хочет сказать человек своей походкой, своей позой, своими жестами? Каким образом его телодвижения подтверждают то, что он говорит словами?

По этимологии слово «эмоция» произошло, скорее всего, в XVII веке от французского слова «mouvior», что значит «приводить в движение». А латинское слово «emovere» означает «волную». Таким образом, мы видим смысловую связь слов «эмоция» и «движение». Чарльз Дарвин в 1872 году в работе «Выражение эмоций у человека и животных» исследовал эмоции человека, анализируя средства их выражения. Наряду с культурно опосредствованными Дарвин выделил врожденные эмоции. К ним относятся: горе, радость, злость, страх, презрение, стыд, удивление. Эти эмоции имеют типичные формы выражения, которые узнаваемы людьми из самых разных культур, включая изолированные и неграмотные народы.

Люди, страдающие от сильного горя,часто ищут облегчения в резких, почти неистовых движениях. Но когда страдание несколько смягчается, люди больше не хотят двигаться, становятся неподвижными и пассивными или иногда покачиваются. Циркуляция крови замедляется, они становятся вялыми, лицо бледнеет, голова повисает на вогнутой грудной клетке, губы, щеки, нижняя челюсть – все опускается вниз под тяжестью собственного веса, Таким образом, все черты как бы удлиняются.

Если радость – сильная, она вызывает хаотичные движения. Человек может пританцовывать, хлопать в ладоши, топать ногами и громко смеяться. Смех, по мнению Дарвина, является первичным выражением радости и счастья.

Гнев.Возбуждение усиливает мышечное напряжение и в то же время рождает ощущение прилива энергии. Тело выпрямляется, готовое к немедленному действию, но иногда оно наклоняется вперед по направлению к обидчику. Рот обычно сжат, демонстрируя тем самым определенные намерения, зубы стиснуты. Характерным является такой жест: руки со сжатыми кулаками поднимаются, как будто готовятся ударить обидчика. Желание ударить становится настолько сильным, что оказавшиеся под рукой предметы рискуют быть разбитыми, брошенными на пол; но очень часто бывает, что движения становятся бесцельными. Маленькие дети могут неистово кататься по полу на спине или животе, крича, пинаясь, царапаясь, ударяя все, что оказывается поблизости.

Страх:дрожь в теле, холодный пот (испарина), бледность, широко открытые глаза, расслабление большей части мышц, съеживание всего тела или неподвижность.

Наиболее частый способ выражения презрения – это движения в области носа и рта. Фырканье является универсальным способом выражения презрения или отвращения.

При остром чувстве стыдавозникает сильное желание спрятаться. Мы поворачиваем все тело, особенно лицо, пытаясь как то спрятаться. Человек, который испытывает чувство стыда, едва ли выдержит встречи взглядами с теми, кто находится рядом, и он всегда будет опускать глаза или смотреть искоса.

Широко раскрытые глаза и рот обычно выражают удивлениеили изумление. Можно сделать заключение, что поднятие бровей является врожденным или инстинктивным импульсом. Когда мы изумляемся, то открываем рот, чтобы слышать буквально каждый звук, мы даже задерживаем дыхание или дышим как можно тише, а тело остается неподвижным.

Кроме основных, врожденных эмоций, Дарвин выделял еще и сложные эмоции. Последние известны людям в каждой культуре, но они не имеют врожденных поведенческих паттернов. Он выделил такие сложные эмоции, как ревность, зависть, скупость, мстительность, лживость, лукавство, вина, тщеславие, самодовольство, честолюбие, гордость, скромность.

Выразительные движения человека – неотъемлемый компонент эмоций. Нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. Здесь под выразительными движениями подразумеваются не только мимика, жесты рук, ног, головы, туловища, позы человека, характер его перемещений относительно других людей, но также и непроизвольные реакции его тела – такие, как: напряжение или расслабление мускулатуры, глубина или поверхностность дыхания, его темп и т. п. Через собственные выразительные движения человек может осмыслить свое внутреннее состояние, сообщить другому о своих переживаниях, намерениях, ожиданиях и пр. В связи с этим можно говорить о языке тела, языке выразительных движений, которые применяются как средство коммуникации с окружающими, средство самопознания и понимания другого.

Типы характеров, для которых проблема коммуникации является одной из базовых, – это характеры орального уровня: шизоидный, нарциссический и параноидный (см. раздел 2.2.3 главы 2).

5.4.4. Работа с избыточным контролем



Существуют два вида контроля. Один – контроль извне: я нахожусь под контролем других людей, порядка, окружения и т. п.; и другой – контроль, встроенный в каждый организм и являющийся его собственной природой.

Анархия, которой обычно боятся люди, склонные к преувеличенному контролю, означает, что организм предоставлен сам себе, чтобы о себе позаботиться, без вмешательства извне. Осознание как таковое может излечивать этот страх, потому что оно позволяет организму действовать без вмешательства извне, позволяет человеку полагаться на мудрость организма. Манипуляцию человека самим собой обозначают словом «сознание». В древние времена считалось, что сознание создано Богом. Иммануил Кант полагал, что сознание подобно вечной звезде, как один из двух абсолютов. Фрейд думал, что сознание не что иное, как фантазия: интроекция и развитие образов родителей. Некоторые считают, что интроекция – это супер Эго, которое стремится к чрезмерному контролю.

Перлз выделил «собаку сверху» – супер Эго и «собаку снизу» – Ид, которое в той же степени личность, что и «собака сверху». «Собака сверху» обычно всегда праведна и авторитарна. Она лучше знает. Она права иногда, но всегда праведна. «Собака сверху» безупречна и орудует лозунгами «Ты должен» и «Ты не должен». «Собака сверху» манипулирует требованиями и угрозами катастрофы, например: «Если ты не… тебя не будут любить, ты не попадешь в рай, ты умрешь» и т. п. (Перлз, 2000).

«Собака снизу» манипулирует с помощью защит и извинений, изображает хныкающее дитя и т. д. Она говорит так: «Я стараюсь изо всех сил»; «Посмотри, я пробую снова и снова, я не могу ничего поделать, ничего не получается»; «Что делать, если я забыл твой день рождения…»; «У меня такие хорошие намерения». Как видно, «собака снизу» очень хитра; она обычно выигрывает у «собаки сверху», потому что она не такая примитивная. Таким образом «собака сверху» и «собака снизу» борются за контроль. Как каждый родитель и ребенок, они борются за контроль. Человек разделен на «контролирующего» и «контролируемого». Этот внутренний конфликт между ними никогда не кончается, потому что они оба борются за жизнь.

Такова основа для известной игры в самоистязание. Обычно мы безоговорочно принимаем, что «верхняя собака» права, и во многих случаях «верхняя собака» требует невозможных изменений на пути к самосовершенствованию. Образ идеала – это та метла, которая всегда дает возможность запугивать и подавлять себя, сурово осуждать себя и окружающих. Поскольку это – идеал, его все равно никогда не достичь.

Если все время стараться соответствовать перфекционист ским требованиям «собаки сверху», требованиям идеального самосовершенствования, то это приводит к нервным срывам или уходу в болезнь. Последнее – один из инструментов «собаки снизу».

Многие люди посвящают свою жизнь тому, чтобы быть такими, как надо, вместо того чтобы максимально проявиться такими, какие они есть. Эта разница между актуализацией себя и актуализацией образа себя очень важна. Многие люди живут только ради своего образа. Там, где у некоторых людей находится «Я», у большинства людей пустота, потому, что они слишком заняты проектированием себя в соответствии с неким образом. Это – проклятие идеала. Проклятие заключается в том, что человек не может быть тем, кем он является.

Тело, свободное от моральных указаний супер Эго (будь воспитанным, слушай отца и мать, не поднимай руки на родителей и т. п.), свободно от напряжения. В нашей культуре принято приучать детей контролировать свои чувства. Это отражается в популярной поговорке: «Не теряй головы и не дай взять верх эмоциям». Определенная доля самоконтроля, конечно, нужна, однако когда контроль становится подсознательным, он проявляется хроническим напряжением мышц. Напряжение, связанное с опасением, что мы «потеряем голову», часто ведет к остеохондрозу шейного отдела позвоночника и к головным болям. Хроническое мышечное напряжение у основания поясницы, в том месте, где она соединяется с крестцом, является причиной большинства болей в поясничной области. Это хроническое напряжение, особенно мышц, соединяющих таз с ногами, обездвиживает таз настолько, что он не в состоянии двигаться спонтанно (Лоуэн, 1997).

Любой внешний контроль, даже интернализированный внешний контроль – «Ты должен», мешает здоровой работе организма. Единственное, что должно контролировать человека, – это ситуация.

Типы характеров, для которых одной из базовых является проблема избыточного контроля, – это характеры анального уровня: психопатический и обсессивно компульсивный (см. раздел 2.2.3 главы 2).

5.4.5. Работа с агрессией



Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Бэрон, Ричардсон, 1999). Это определение включает два разных типа агрессии. Оба они свойственны животным: это социальная агрессия, для которой характерны демонстративные вспышки ярости, и молчаливая агрессия, подобная той, что проявляет хищник, когда подкрадывается к своей жертве. Социальная агрессия и молчаливая агрессия связаны с функционированием разных отделов мозга (Майерс, 1998). У людей различают два типа агрессии: враждебная агрессия и инструментальная агрессия. Источник враждебной агрессии – это злость. Ее единственная цель – причинить вред. В случае инструментальной агрессии причинение вреда не самоцель, но средство достижения какой либо иной позитивной цели.

Зильманн (Zillmann, 1979) заменил термины «враждебная» и «инструментальная» на «обусловленная раздражителем» и «обусловленная побуждением». Агрессия, обусловленная раздражителем, относится к действиям, которые предпринимаются прежде всего для устранения неприятной ситуации или ослабления ее вредного влияния. Агрессия, обусловленная побуждением, относится к действиям, которые предпринимаются прежде всего с целью достижения различных внешних выгод.

Додж и Койи (Dodge Coie, 1987) предложили использовать термины «реактивная» и «проактивная» агрессии. Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Проактивная агрессия, как и инструментальная, порождает поведение (например принуждение, влияние, запугивание), направленное на получение определенного позитивного результата.

Анализируя причины враждебной и инструментальной агрессии, социальные психологи выдвинули три важных теоретических концепции: 1) существуют врожденные агрессивные побуждения (теории побуждения); 2) агрессия – естественная реакция на фрустрацию (теории фрустрации – агрессии); 3) агрессивное поведение является результатом научения (теории социального научения).

Фрейд (Майерс, 1998) полагал, что источник человеческой агрессии – перенесение индивидом энергии примитивного влечения к смерти (которое он называл «инстинктом смерти») с самого себя на внешние объекты. Лоренц, изучавший поведение животных, рассматривал агрессию как адаптивное, а не как саморазрушительное поведение. Но оба ученых единодушны в том, что агрессивная энергия имеет инстинктивную природу. По их мнению, если она не находит разрядки, то накапливается до тех пор, пока не взрывается или пока подходящий стимул не выпустит ее наружу. Лоренц также считал, что у нас нет врожденных механизмов торможения агрессии, так как они сделали бы нас беззащитными.

Критика всех эволюционных теорий агрессии основывается на таких аргументах: не обнаружено генов, напрямую связанных с агрессивным поведением; все доводы основываются на наблюдениях за поведением животных; вызывает сомнение сама логика рассуждений о проявлениях адаптивности какого либо поведения.

Тем не менее, хотя склонность людей к агрессии не обязательно квалифицировать как инстинкт, агрессия все таки обусловлена биологически. И у животных, и у человека учеными обнаружены участки нервной системы, отвечающие за проявление агрессии. При активации этих структур мозга враждебность возрастает; дезактивация их ведет к уменьшению враждебности. Также и темперамент – то, насколько мы восприимчивы и реактивны, дан нам от рождения и зависит от реактивности симпатической нервной системы. Химический состав крови – еще один фактор, влияющий на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии. Находящихся в состоянии алкогольного опьянения гораздо легче спровоцировать на агрессивное поведение. На агрессивность также влияет мужской половой гормон тестостерон.

Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является в первую очередь вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшее распространение среди теорий этого направления получила теория фрустрации – агрессии, предложенная несколько десятилетий тому назад Доллардом и его коллегами (Бэрон, Ричардсон, 1999). Существующая теория фрустрации – агрессии предназначена для объяснения враждебной агрессии, а не инструментальной. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию (т. е. блокирование целенаправленного поведения), возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный порыв встречает какие то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако и в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут нацелены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно, т. е. в этом случае может появиться смещенная агрессия.

Когнитивные модели агрессии рассматривают процессы (эмоциональные и когнитивные), лежащие в основе этого типа поведения. Согласно теориям данного направления, характер осмысления и интерпретации человеком чьих то действий, например, как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее влияние на его чувства, поведение. В свою очередь, степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой человеком, влияет на когнитивные процессы оценки угрожающей опасности. У каждого человека существуют устойчивые шаблоны реализации агрессии, то есть принципы сортировки. Это зоны значения. Для сортировки окружающего человек использует «Я концепцию»: только с помощью последней сигнал из внешнего мира вызывает резонанс так называемых «струн души».

И последнее теоретическое направление рассматривает агрессию прежде всего как явление социальное, а именно – как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения. В соответствии с теориями социального научения, глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при оценке того: 1) каким путем агрессивная модель поведения была усвоена; 2) какие факторы провоцируют ее проявление; 3) какие условия способствовали закреплению данной модели. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также пассивного наблюдения. Если агрессия – это инстинкт или побуждение, это значит, что на соответствующее поведение человека толкают внутренние силы либо внешние стимулы (например, фрустрация). Теории же социального научения утверждают, что агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях.

Все многообразие форм агрессивности можно также разделить на гетероагрессию (направленность на других) и аутоагрес сию (направленность на себя). В свою очередь, и гетеро– и ауто агрессия подразделяются на прямую и косвенную формы. Прямая гетероагрессия – это убийство, изнасилование, нанесение побоев и т. д.; косвенная гетероагрессия – угрозы, имитация убийства, оскорбление, ненормативная лексика и т. д. Крайнее проявление прямой аутоагрессии – самоубийство. К категории косвенной аутоагрессии следует отнести все психосоматические заболевания, болезни адаптации, все неспецифические заболевания внутренних органов, имеющих гладкую мускулатуру и вегетативную иннервацию.

Некоторые авторы ставят в соответствие понятиям враждебности, гнева и агрессии три аспекта психических явлений: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, соответственно. Аффективный (или эмоциональный) компонент включает ряд взаимосвязанных эмоций: гнев, раздражение, обиду, негодование, отвращение и т. п. Когнитивный компонент включает негативные убеждения в отношении человеческой природы в целом (цинизм) и в недоброжелательности других людей по отношению к субъекту (враждебные атрибуции, недоверие). Наконец, поведенческий компонент включает в себя разнообразные формы проявления враждебности в поведении, часто скрытые: агрессию, негативизм, нежелание сотрудничать, избегание общения и т. д. Все три компонента враждебности, по мнению Barefoot, необходимо изучать отдельно – из тех соображений, что они связаны с психическим и физическим здоровьем посредством принципиально различных механизмов. Данное определение охватывает как устойчивую, так называемую личностную враждебность, так и разнообразные ситуативные комплексы враждебных установок или предиспозиций по отношению к конкретным людям в конкретных условиях (Садовская, 2000).

Согласно теории враждебности, связанной с восприятием и активно разрабатываемой в различных психологических школах, в процессе накопления субъективного опыта у человека постепенно формируется внутренний мир представлений об окружающей действительности, о себе и других людях (Садовская, 2000). Враждебность, таким образом, может быть одной из базовых характеристик объектов такого субъективного мира. Представления об окружающем мире как о враждебном формируются с первых дней жизни ребенка под влиянием целого ряда факторов: наследственных, семейных, социальных. Помимо этого, они могут сформироваться уже в зрелом возрасте вследствие психической травмы, когда картина мира претерпевает катастрофические изменения. Говоря об агрессии, следует учитывать также ряд взаимосвязанных характеристик субъективного мира представлений – таких, как справедливость, контролируемость, предсказуемость и др. Взаимодействие этих характеристик дает нам весь спектр поведенческих проявлений так называемой «враждебной картины мира», примерами которых могут служить высокая агрессивность, заболевания психосоматического круга, избегание социальных контактов, депрессия и др.

Типы характеров, для которых проблема агрессии является одной из базовых, – это характеры анального уровня: психопатический и обсессивно компульсивный (см. раздел 2.2.3 главы 2).

5.4.6. Работа с «Я образом»



«Я концепция» – это система, состоящая из представлений человека о себе и его отношения к этим представлениям. Описательную составляющую «Я концепции» чаще всего называют «Я образом» или «картиной Я». Оценочную составляющую – «самооценкой». То есть «Я концепция» – это совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой. «Я концепция», в сущности, определяет не просто то, что собой представляет человек, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свою деятельность и возможность развития в будущем.

Таким образом, в «Я концепции» выделяют три элемента:

1. «Я образ» – представление человека о себе, то есть убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным;

2. Самооценку – то или иное отношение к конкретным чертам «Я образа», то есть эмоциональное отношение к этому убеждению. Конкретные черты «Я образа» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальные действия человека, направленные на изменение или поддержку «Я образа» в соответствии с самооценкой.

«Я образ» – это то, что я знаю о себе. Самооценка – хочу или не хочу быть таким. Потенциальное поведение – потенциальное «действие». Так, например, человек может думать: «Я – умный, общительный, находчивый („Я образ“), и меня это радует (самооценка), но я – толстый и ношу очки („Я образ“), и мне это неприятно (самооценка)».

Предметом восприятия и самооценки человека могут, в частности, стать его тело, способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений, вклад которых в «Я концепцию» мы рассмотрим в дальнейшем.

Когда У. Джемс определил самооценку с помощью оригинальной формулы: САМООЦЕНКА = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЯ, – он фактически указал на два пути повышения самооценки. В самом деле, человек может улучшить представление о себе либо увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро заметил Джемс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить».

Попробуем ввести понятие «идеала» в структуру «Я концеп ции». Получим еще один вариант модели «Я концепции». В нее войдут:

• реальное «Я»,

• идеальное «Я»,

• зеркальное «Я».

Реальное «Я» – это та часть «Я концепции», в которой находит свое отражение восприятие человеком его реальных объективно существующих свойств, то есть того, каков он на самом деле. Идеальное «Я» – это представления человека о том, каким он хотел бы быть. Зеркальное «Я» – это представление человека о том, каким его видят другие. Тогда самооценка – это «Я об раз» в сопоставлении с идеалом.

Кроме компонентов нашего «Я образа», которые существуют сейчас, сегодня, есть еще «развертка» нашего «Я образа» во времени. Это, во первых, «идущие из прошлого» «Я образы», в первую очередь это образы «Родитель» и «Ребенок». А также это «Я образы», обращенные в будущее, то есть то, как мы оцениваем возможности своего развития и насколько возможной нам представляется реализация нашего идеального «Я», которое по определению отнесено в будущее.

Идеальное «Я» складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления, эти представления бывают оторваны от реальности. Идеальное «Я» отражает цели, которые человек связывает со своим будущим.

Возможное «Я» – это представление человека о том, каким он может стать, каким он хотел бы стать и каким он боится стать. Оно не равно идеальному «Я», заданному социальными нормативами, потому что включает в себя негативные самохарактеристики.

Наше зеркальное «Я» называется также «Я» социальным. Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой – как друг, в третьей – как начальник, т. е. выступать в разных ролях и занимать несколько позиций.

Еще одна составляющая «Я концепции» – физическое «Я» или образ нашего тела.

Понятие «образ тела» ввел Шилдер, определяя его как субъективное переживание человеком своего тела, то есть как психический пространственный образ, который, по мнению Шилдера, складывается в межличностном взаимодействии (Томэ, Кэхеле, 1996). Образ тела – это изменчивый психический конструкт. На протяжении жизни образ тела неоднократно перестраивается в контексте социального взаимодействия, поэтому для Шилдера образ тела – это прежде всего явление социальное. Формирование образа тела начинается на ранних этапах развития «Я» ребенка, и конструирование образа тела тесно связано с нейрофизиологической схемой тела. Однако субъективный образ тела, объединяющий в себе все богатство репрезентаций сознательных и бессознательных идей, включает в себя и такие репрезентации, которые конкурируют с физиологическими функциями тела, даже игнорируют их. Таким образом, приемлемый образ тела для человека – это такой образ его телесного «Я», в котором адекватно соотносятся репрезентации нейрофизиологичес ки сформированной схемы тела с инстинктивными побуждениями и сознательными идеями, являющимися полярными по отношению к схеме тела (Филозоп, 2002).

Однако образ тела или образ «Я» – это не только то, что человек видит, когда смотрит на себя, но и то, как ощущает части тела и управляет ими. В него входят психические, эмоциональные и исторические аспекты: что человек чувствует, что думает о своей внешности, и то, как сформировал его весь предыдущий опыт – и болезненный, и приятный, похвала или осуждение. В восприятие тела входит все – физические ощущения, идеи, эмоции, проекции и ожидания.

Каждый человек поступает в соответствии с этим «Я образом». Человек себя с этим образом отождествляет. Например, если человек почему либо усвоил, что тело – это нечто низкое или плохое, что не следует исследовать тело и получать от него удовольствие, то это выльется в негативный «Я образ». Возможно, ему будет неловко или стыдно за телесные действия. У него не будет даже опыта прикосновения к себе, необходимого для формирования самой простой карты тела. По этим и другим причинам тело превращается в подозрительного и таинственного незнакомца, и человек ему не доверяет. У него нет точной картины тела: некоторые части отсутствуют, другие ощущаются неотчетливо или даже искаженно. В свою очередь, негативный или неполный образ тела может привести к таким серьезным последствиям, как депрессия, переедание или недоедание, низкая самооценка, подавление сексуальности и страхи.

По словам Фрейда, «Я есть прежде всего телесное выражение „Я“. Однако по мере развития „Я“ противопоставляется телу, его значимость противопоставляется значимости тела. На уровне тела человек – это животное, ориентированное на удовольствие и удовлетворение своих потребностей. На уровне „Я“ существование человека рационально и созидательно, он – социальное создание. В норме „Я“ и тело работают в теснейшей связи. Функционирование „Я“ здорового человека – это продолжение принципа удовольствия тела. При эмоциональном отклонении „Я“ доминирует над телом и утверждает, что его ценность превышает ценность тела. В результате единство организма распадается, а тесное взаимодействие переходит в открытый конфликт.

Исходя из представления о том, что «Я» есть сумма описаний (контекстов), можно обнаружить тесную связь «Я концепции» с телом, при этом описания тела встраиваются в «Я образ». Соответственно значимые изменения в структуре «Я» приводят к соматическим реакциям. Многочисленные исследования, направленные на выявление взаимосвязи между телесным восприятием и «Я концепцией», показали тут устойчивые значения корреляции (Fisher, Clevelend, 1958). В норме образ – это отражение реальности, ментальная конструкция, которая дает человеку возможность ориентироваться, делая действия более эффективными.

Типы характеров, для которых одной из базовых является проблема диффузности «Я образа», – это характеры гениталь ного уровня: истероидный, мазохистский и маниакально депрессивный (см. раздел 2.2.3 главы 2).

5.4.7. Общая работа с блоками



Мышечное напряжение представляет собой телесную сторону процесса вытеснения и основу его длительного сохранения.Напряжение никогда не охватывает отдельные мышцы, это всегда происходит с мышечными комплексами, образующими функциональное единство.Если, например, подавляется импульс плача, то судорожно сокращается не только нижняя губа, но и вся мускулатура рта и челюсти, а также соответствующая шейная мускулатура, то есть мышцы, действующие при плаче как функциональное единство (Райх, 1997).

О блоках и мышечном панцире см. раздел 1.2 главы 1 и главу 3.

У каждого человека своя конфигурация – каких то блоков больше, каких то меньше, чего то больше. По Райху, прямая разблокировка зажима ведет к выявлению проблем и избавлению от них, к осознанию.

Первая задача – найти, где блокируется энергия. Вторая задача – сделать блок рыхлым. Появляются воспоминания, проблему можно вывести на уровень осознания – тогда блок не вернется.

5.4.8. Структурная интеграция



Задача любой терапевтической работы – интеграция. Структурная динамика позволяет нам понять феномен расщепления – это серьезное телесное нарушение, которое может соответствовать значительным расстройствам психики. То, что люди страдают от расщепления, не является новой идеей. Некоторые люди как бы содержат несколько маленьких субличностей. При этом расщепления должны быть представлены в теле в такой же степени, в какой они проявляются в психологии человека. Такая диссоциация возможна, так как тело человека разделено на три главных отдела: голову, грудную клетку и таз. Расщепление наступает тогда, когда нарушается чувство единения между ними. Есть много людей, у которых голова не соединена с сердцем, а сердце – с гениталиями. Во всех этих случаях можно найти соответствующее напряжение в мышцах шеи и талии, ограничивающее протекание возбуждения между участками тела.

Выделяется несколько категорий событий и процессов, которые приводят к потере контакта с собственным телом (см. предисловие).

Расщепление возникает также в результате конфликта между рациональным началом и животной природой, между стремлением к доминированию и потребностью в подчинении. Эти конфликты коренятся в человеческой природе. Результат подобного конфликта зависит от его остроты, а также от того, насколько глубоко расщепление. Существенное влияние оказывает также то, как окружающее человека общество справляется с собственными противоречиями между культурой и природой. Расщепление в обществе, перенесенное на семейную территорию, становится войной между мужем и женой, родителями и детьми. В этой ситуации ребенок часто разделяется на две части. Пока конфликт не слишком острый, а обе его стороны слишком сильны, ребенок может сохранять определенную интеграцию с помощью напряжения мышц. Появляющаяся «жесткость» обычно охватывает шею и талию. В большинстве случаев это напряжение не является столь острым, чтобы стать медицинской проблемой, хотя может вызывать страдания, которые со временем потребуют медицинского вмешательства. Снижение гибкости в шее может привести к артрозу межпозвонковых суставов и вызывать боль при поворотах головы. Подобное напряжение в талии отражается на состоянии поясничных позвонков, проявляясь пояснично крестцовыми болями, раздражением нервных корешков, а также выпадением дисков. Важно понять, что эта жесткость является защитной реакцией. Человек говорит языком тела: «Нет, вам не удастся меня сломать или расщепить». К сожалению, жесткость появляется после того, как ребенок уже в полной степени ощутил расщепление. Жесткость действует как шина, которая предотвращает перерождение небольшой трещины в перелом.

Ниже приводятся ключевые слова и общие утверждения, определяющие те нефизические уровни, которые ассоциируются с некоторыми частями тела, а также различными полюсами тела и сознания (http://www.temenos.ru).

Левый правый, передний задний, верхний нижний, голова тело, конечности туловище. Каждому полюсу соответствует определенный аспект жизни. Проблема возникает с появлением блоков, которые создают определенные разрывы (границы) между этими аспектами, что вызывает доминирование одного уровня над другим. Такое доминирование порождает определенные стереотипы в поведении, которые могут ограничивать рост и развитие.

Правый и левый.Правая сторона тела мужская, активная, действенная, рационально мыслящая, внешняя, контролирующая. Характеризуется настойчивостью, авторитарностью, серьезностью и агрессивностью, диктует отцовские поступки, отвечает за деловые качества, является нашей взрослой половиной. Энергия ян.

Левая сторона женская, пассивная, восприимчивая, эмоциональная, духовная. Осуществляет связь с самим собой, обеспечивает целостность восприятия. Диктует материнские поступки: забота, созидание. Артистичная, игривая. Энергия инь.

Границу между правым и левым аспектами можно рассматривать как разрыв между:

• действием и существованием;

• мужским (внешним) и женским (внутренним);

• «внутренним мужем» и «внутренней женой»;

• мной и другими.

Передний и задний.Перед – видимый, явный, выставляемый напоказ, ухоженный, представляющий, артистичный. Это то, что мы видим, с чем знакомы. Уязвимый. Спина – невидимая неявная, скрываемая. Темная сторона, «дальняя комната», бессознательное. Панцирь, защита, стойкость. Сдерживание, отступление, принуждение.

Границу между передним и задним аспектами можно рассматривать как разрыв между:

• сознательным и бессознательным;

• видимым и невидимым;

• ядром и скорлупой.

Неприятие темных, нежелательных сторон (т. е. аспектов, связанных с нашей задней частью – спиной) приведет к разрыву между передним и задним аспектами и делает человека неспособным принять самого себя. Закрывая глаза на отрицательные стороны, отбрасывая нежелательное, человек создает условия для возникновения боли в спине. Не разрешая проблемы, он может просто рухнуть от их груза.

Верхний и нижний.Верхняя часть тела – «над столом». Видимая, демонстрируемая. Поддержка, действие. Контакт, общение. Речь, слух, зрение. Стремление, легкость. Мышление, наблюдение, выражение.

Нижняя часть тела – фундамент – «под столом». Опора, устойчивость, равновесие, контакт с землей, «ствол и корни». Менее видимая, скрываемая, личная, интимная, сексуальность. Движение, ходьба, осанка. Перемены.

Грань между верхней и нижней частями тела можно рассматривать как разрыв между:

• «над столом» и «под столом»;

• небеса и земля;

• общественное и личное.

В благоприятных обстоятельствах человек чувствует себя одинаково хорошо в обоих аспектах – свободно переходит от общественного к личному, от основы к выражению и т. д. Когда человек зажат, он бывает привязан к одному доминирующему аспекту, который создает дисбаланс и как результат – раздражение.

Голова и туловище.Голова – лидер, взрослый, верх. Интеллект, логика, идеи, фантазии. Хранитель. Место нахождения органов чувств – глаз, ушей, рта и носа. Лицо – открытое, видимое, доступное для восприятия. Маска, социальное, конфликт. Сражение внутреннего, интимного. Выразительность, уязвимость. Связь с рождением. Небеса.

Туловище – эмоции, личное. Чувства, интуиция, инстинкт, импульс. Материалистическая реальность, конкретная форма, связь с землей, опора, ощущение удобства неудобства. Движение. Страсть, желание. Ребенок, старик.

Грань между головой и туловищем можно рассматривать как разрыв между:

• небесами и землей;

• правителем и подданным;

• интеллектом и чувством;

• разумом и импульсом.

Нарушение связи между головой и туловищем, то есть между интеллектом, с одной стороны, и страстями и физическими ощущениями – с другой, встречаются наиболее часто.

Отношение к телу как к грешному и нечистому складывалось веками, и потому так глубоко сидит в каждом из нас страх перед страстями и желаниями. Этот страх лишает человека радости, является причиной внешних и внутренних разрушений. Наиболее частый результат борьбы между головой и туловищем (разумом и страстями) – болезнь.

Размышляя о грани между головой и туловищем, помните о том, насколько важна шея. Когда голова и туловище разделяются, мост, соединяющий их, превращается как бы в ворота со стражей или «пограничниками», чтобы устанавливать статус кво. Прилив крови, сужение сосудов, пониженный иммунитет, повреждение суставов – вот лишь некоторые проявления, указывающие на возможный блок в этой области.

Для людей, страдающих таким разделением, характерны некоторые общие черты. Первое – это страх. Большинство их в результате сильных травм совершенно забыли тело: «Из за него у меня вечно какие то неприятности». Эти люди очень часто обладают высоким интеллектом, у них имеются строгие моральные устои, четкое понятие о том, что следует делать, а чего не следует. И, наконец, им проще принять боль и грубость в обращении, чем удовольствие и нежность. Привыкшие бороться со сложностями, они теряются перед простотой, нежностью и любовью. Они живут в состоянии конфликта: с одной стороны, они жаждут теплоты и нежности, с другой – они испуганы.

Грань между туловищем и конечностями. Конечности – оформляют внешнюю форму, поверхность. Ответственность за исполнение, управление, движение. Прикосновение, фиксация, защита, забота, общение, невербальное выражение. Служители и законодатели ядра.

Туловище – основа, сущность, центр, бытие. Прочность, поддержка, серьезность, глубина. Уязвимость, восприимчивость, чувствование, запас энергии для конечностей.

Грань между конечностями и туловищем можно рассматривать как разрыв между:

• краем и серединой;

• действием и существованием;

• движением и состоянием покоя;

• действием и чувством.

Очень часто эта грань видна визуально. У человека с нарушением этого рода туловище большое, а конечности короткие, или наоборот. В некоторых случаях эта грань не наблюдается внешне, а проявляется при массаже: вы можете обнаружить блок в верхней части рук и в плечах. Такой клиент очень часто не может выразить свои чувства. Когда эмоции и энергия, созданные в ядре, начинают выходить во внешний мир, они останавливаются, входя в руки. Жесткость в этой области может закончиться сердечными нарушениями.

Голова – мышление, логика, контроль, осторожность, управление, зарождение ассоциаций, близость, видение, слух. Контролирует то, что происходит в теле. Рассчитывает баланс между чувствами и эмоциями. «Не теряй голову. Имей голову на плечах».

Шея и горло – контроль, «брать» или «не брать» в голову, желание – нежелание. Дыхание, глотание. Невербальное одобрение, указание, крик, смех, голос. Мост между чувствами и мыслями.

Плечи – осанка, ответственность, груз, работа. Поддержка, прочность, самозащита, контроль. Связь с действиями рук и ног. Выражение вызова. Бессилие – сила, агрессия – мягкость, доверие – недоверие. Ранимость.

Руки и кисти – действие. Невербальное выражение. Отдают берут, держат, бросают, наносят удар, создают что либо, приветствуют, участвуют в игре, самозащите. Передают внешнему миру свои чувства – или отказ их выразить. Канал между внутренним и внешним миром.

Грудь – поддержание жизни, прочность. Дыхание. Принятие и отдача. Жизнеутверждение, самоутверждение, превосходство. Желание жить. Экспрессия, желание, любовь. Честность, терпение, мягкость, доверие – недоверие. Страх, неполноценность. Создание конфликтов и контроль над ними. Развитие эго. Сексуальные нарушения.

Наличие блока в конечностях свидетельствует о глубоком конфликте между сильным побуждением к какому либо действию и противостоящим ему внутренним запретом.

Существование блоков в руках может говорить о подавленной агрессии, о невыраженной сексуальности, о нереализованных творческих наклонностях – желании рисовать, писать, играть на музыкальных инструментах.

Те напряжения, которые возникают в ногах, часто связаны с использованием ног в качестве инструмента агрессии, особенно в ранние годы жизни, а также являются последствиями физических травм.

В терапевтической работе важно понимать, что эмоции могут быть «наслоены» друг на друга: та, которую выразить проще, может быть использована, чтобы спрятать другую эмоцию, которую выразить трудно или невозможно. Терапевтический принцип в данном случае – выявление более глубокой эмоции. Так, гнев часто прячет страх, страх может скрывать гнев, а печаль – гнев или удовольствие. Если за гневом стоит страх или стыд, а условий их безопасного проживания не создано, процедура отреагирования может оказаться в лучшем случае нетера певтичной, а в худшем – разрушительной.

Помимо экспрессивных движений, важным контактным каналом является голос. При работе с голосом важно помнить о связи между мышечным тонусом и голосом. Высвобождение голоса связано с улучшением мышечного тонуса. Звучание способствует заземлению и интеграции.


1   ...   45   46   47   48   49   50   51   52   ...   60


написать администратору сайта