Главная страница
Навигация по странице:

  • Упражнение 14. Расслабление лежа

  • Упражнение 15. Диалог с напряженной частью тела

  • Упражнение 16. Динамическая йога

  • Упражнение 17. Покачиваем ногами

  • Упражнение 1. Части и целое

  • Упражнение 2. «Кормовая рубка»

  • Упражнение 1. Напряженные позы

  • Упражнение 2. «Оживление тела»

  • Упражнение 3. Разматывание клубка

  • Упражнение 4. «Электрический ток»

  • Упражнение 6. «Потянулись сломались»

  • Упражнение 7. Марионетки

  • Техника 8. Структурная интеграция РАЗМИНКАУпражнение 1. «Тропа танца», или Танец пяти движений

  • Упражнение 2. «Атмосфера»

  • Упражнение 3. Эмоция по кругу

  • Упражнение 4. Психологический жест

  • Упражнение 5. «Закрытие»

  • Упражнение 6. «Раскрытие»

  • Упражнение 1. Тонирование

  • Упражнение 2. «В стиле рэп»

  • Упражнение 3. Ритм по кругу

  • Упражнение 4. Борьба ритмов

  • Упражнение 5. Танец четырех стихий

  • Упражнение 6. Осознание экзистенциальной ситуации

  • _Малкина-Пых И.Г., Телесная терапия. Справочник практического психолога И. Г. Малкина Пых Телесная терапия предисловие


    Скачать 4.83 Mb.
    НазваниеСправочник практического психолога И. Г. Малкина Пых Телесная терапия предисловие
    Анкор_Малкина-Пых И.Г., Телесная терапия.doc
    Дата19.02.2018
    Размер4.83 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла_Малкина-Пых И.Г., Телесная терапия.doc
    ТипСправочник
    #15706
    страница57 из 60
    1   ...   52   53   54   55   56   57   58   59   60

    Упражнение 13. «Ртуть»

    Инструкция ведущего: «Представьте себе, что ваше тело – старый, застоявшийся механизм. Он пока еще не сломан, он просто нуждается в смазке. Сейчас у вас есть возможность хорошо разработать все части вашего тела, все его суставы. В указательный палец правой руки вам будет введено волшебное смазочное вещество, одной капли которого достаточно, чтобы привести механизм вашего тела в рабочее состояние. Перегоняя это вещество из одной части тела в другую, не упустите ни одного отдела. Закройте глаза. Начинайте работу. Не торопитесь. Промазав одну часть (например, руки), проверьте, как она работает (вся рука в целом, отдельно пальцы). Работу можно считать оконченной, когда все тело будет смазанным, разогретым».

    Упражнение 14. Расслабление лежа

    Закройте глаза. Прислушайтесь к звукам за окном. Шелест ветра, пение птиц, голоса. Что еще? Прислушайтесь к звукам, наполняющим это здание (источники которых за пределами комнаты). Прислушайтесь к звукам, наполняющим эту комнату. Прислушайтесь к тому, что происходит в вашем теле. Прислушайтесь к своему дыханию. Какое оно? Не задерживайте и не убыстряйте его. Не надо ничего менять, просто прислушайтесь. Услышьте биение вашего сердца. Услышьте пульсацию в других частях вашего тела.

    Ваше тело может находиться в состоянии усталости или бодрости, напряжения или расслабленности, болезни или здоровья. Как бы то ни было, оно может вам многое рассказать о себе и о вас. Поблагодарите его за первый контакт с вами и, когда будете готовы, почувствуйте себя лежащим на полу в этом зале. Откройте глаза.

    Упражнение 15. Диалог с напряженной частью тела

    Инструкция ведущего: «Закройте глаза. Мысленным взором пройдите по всему вашему телу, отмечая напряженные и расслабленные участки. Сосредоточьтесь на наиболее напряженной части вашего тела (может быть, этот зажим вы ощущаете всегда; может быть – в трудных для вас ситуациях; может быть, вы осознали его, делая одно из предыдущих упражнений). Почувствуйте эту часть вашего тела, будьте внимательны к любым ощущениям. Ничего не придумывайте, отдайтесь на свободное течение образов (зрительных, слуховых, кинестетических). Что за образы возникают, когда вы сосредотачиваетесь на своем зажиме? Если это зрительный образ, рассмотрите его внимательнее. Что это (или кто это)? Какого он цвета? Это что то теплое или холодное? Приблизьтесь к нему. Спросите, чего он от вас хочет.

    Обратитесь к своей памяти, попытайтесь вспомнить моменты своей жизни, когда вы чувствовали себя абсолютно счастливым. Что происходит с образом? Пропустите через все тело ощущение абсолютного благополучия, особенно направляя его на проблемные участки тела. Что происходит? Представьте и почувствуйте, как все болезни и недомогания исчезают под воздействием сил, идущих от переживания полного телесного благополучия».

    Упражнение 16. Динамическая йога

    Инструкция ведущего: «Для выполнения упражнения встаньте на четвереньки так, чтобы спина была прямой, руки и бедра – вертикально прямыми. Взгляд устремлен прямо вперед.

    На выдохе поднимите правую руку, выпрямленную вперед, до высоты плеча, а левую выпрямленную назад ногу – до высоты крестца. Удержите руку и ногу в этом положении на протяжении двух вдохов и выдохов.

    Опустите ногу и руку на пол и отдохните на протяжении двух вдохов и выдохов. Затем вдохните.

    На выдохе повторяйте то же упражнение с выведением вперед левой руки и назад – правой ноги.

    Каждое упражнение делается три раза».

    Упражнение 17. Покачиваем ногами

    Работа в парах. Один лежит на спине, поднимает ноги и держит 15 минут (что очень трудно). Можно чуть чуть покачивать ногами из стороны в сторону. Партнер подбадривает лежащего. Затем они меняются.

    Упражнение 18. Бежим

    Работа в парах. Один лежит на спине, ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу. «Бежим» 15 минут. Партнер подбадривает лежащего. Затем они меняются.
    БЫСТРАЯ ЧАСТЬ

    В той же последовательности, что и разминка, работа с блоками в быстрых, достаточно простых ритмических движениях.

    Упражнение 1. Части и целое

    1. Движение «частями»

    Все тело пребывает в полном покое, и лишь кисть одной руки ритмически двигается. Вы не напряжены, движется только кисть. Двигайтесь по отдельности всеми частями тела: предплечьями, плечами, бедрами и т. д. Вам следует научиться такой степени владения своим телом, чтобы мог двигаться даже один палец, даже одна фаланга.

    2. Комбинации частей

    Сочетайте движение частей тела в произвольной форме. Например: двигается левая кисть и правая стопа, голова и два пальца на правой руке, пальцы обеих ног и левое плечо. Это поначалу довольно сложно, но достижимо – и приводит к удивительному уровню осознанного управления телом.

    Упражнение 2. «Кормовая рубка»

    Расставьте ноги чуть больше, чем на ширину плеч, слегка согните их в коленях. Выполняйте движения типа «хула хуп». Начинайте вращательное движение бедрами вправо назад влево вперед, завершая полный круг. Сохраняйте удобный для вас постоянный ритм.

    Упражнение выполняйте медленно, но с большим усилием, бедра выносятся в стороны, назад и вперед с максимальной амплитудой.

    Упражнение 3. «Насос»

    Руки на поясе, дыхание медленное и ровное. Покачайте тазом назад вперед. Ноги слегка согнуты в коленях. Стопы на ширине плеч. Движение таза вперед и назад должно быть легким, с небольшой амплитудой. По мере выполнения может появиться дрожь в ногах. В этом случае попытайтесь расслабить всю область таза, и ощущение дрожи поднимется с ног в ягодицы, в живот и в спину. Постарайтесь увеличить время «качаний» до двух минут.

    Упражнение 4. Брейк

    В упражнении использованы элементы брейк аэробики.

    1. И. п. (исходное положение) – стоя, ноги на ширине плеч, руки на талии. Наклоны головы вправо влево.

    2. И. п. – то же. Движения головой вправо влево (как в восточных танцах). Внимание на области шеи: ведь только за счет сокращения мышц шеи голова движется в непривычном направлении. 8 16 раз.

    3. И. п. – то же. Потянитесь носом вперед, вытягивая шею, скругляя спину, но не наклоняя при этом голову; вернитесь в и. п. Потянитесь, слегка прогибаясь, затылком назад; и. п. 8 раз.

    4. И. п. – о. с. (основная стойка – как в пункте 1). Поднимание и опускание плеч. Добивайтесь большой амплитуды движения. 8 раз.

    5. То же, поднимать и опускать плечи, выводя правое вперед, а левое отводя назад. По 8 раз каждым плечом.

    6. И. п. – стойка ноги врозь, левая рука внизу, правая на голове. Поднимите плечи вверх так, чтобы казалось, будто ваша голова «вошла» в плечи (шея укорачивается, и вы становитесь меньше ростом). Теперь снимите правую руку с головы, «надавите» пальцами на правое плечо, опуская его вниз, затем на левое. 8 раз.

    7. И. п. – широкая стойка ноги врозь. 1–2 – наклон влево, приседая на двух ногах, левая рука вверх (слегка округлена), правая обхватывает туловище; 3–4 – держать. То же в другую сторону. По 4 раза в каждую сторону.

    8. И. п. – широкая стойка ноги врозь, руки вверх. 1 – наклоны вперед прогнувшись (спина параллельна полу, прямая); 2 – наклон вперед, касаясь руками пола. 8 раз.

    9. И. п. – глубокий присед в широкой стойке ноги врозь. Наклониться вперед, обхватить руками голени. Пружинить 8 раз.

    10. И. п. – стойка ноги врозь, руки согнуты, локти вперед. 1 – 2 – поворот туловища направо, локти в стороны; 3–4 – и. п. То же в другую сторону. По 8 раз в каждую сторону.

    11. И. п. – стойка на левой, правая согнута, опора на полупальцы левой ноги, руки согнуты перед грудью, пальцы соединены в замок. 1 – перекатом через стопу встать на правую, левая согнута с опорой на полупальцы, руки вперед; 2 – и. п.; 3–4 – то же, что 1–2, но руки выпрямляются вверх. 16 раз (рис. 5.22).



    12. И. п. – о. с. 1 – слегка сгибая ноги, шаг правой в сторону на всю стопу; и – как бы отталкиваясь правой стопой от пола, приставить правую к левой; 3–4 – то же с левой ноги. По 16 раз с каждой ноги.

    13. И. п. – руки в стороны, ноги на ширине плеч, стопы параллельно друг другу. Согните пальцы левой руки (большой палец прижат к ладони). Движение должно начинаться с первых фаланг пальцев и выполняться последовательно, пальцы как бы скручиваются в кулак. Не разгибая пальцев, опустите кисть вниз. Теперь согните руку в локтевом суставе, предплечье опущено вниз. В следующий момент разогните пальцы, опуская локоть вниз, поднимая вверх левое плечо. Рука как бы «выталкивает» плечо вверх. Опуская левое плечо, поднимите вверх правое, слегка округляя локоть. Опуская правое плечо вниз, передайте волновой импульс через локоть, кисть, пальцы правой руки: локоть поднимайте вверх, предплечье при этом опущено вниз; опуская локоть вниз, отстающим движением кисти разогните пальцы и закончите волну. Аналогичным движением исполняется волна, «перекатывающаяся» с правой руки на левую.

    Волна может выполняться с сильным сгибанием разгибанием в суставах – это будет собственно волна, а может и с небольшой амплитудой – полуволна.

    Соединить упражнения 12 и 13. И. п. – о. с., руки в стороны. 1–2 – шаг правой в сторону, волна правой рукой от кончиков пальцев к плечу; 3–4 – приставляя правую к левой, волна правой рукой от кончиков пальцев к плечу; 5–6 – шаг левой в сторону, волна левой рукой от плеча к кончикам пальцев; 7–8 – приставляя левую к правой, волна левой рукой от кончиков пальцев к плечу. 1 6 раз.

    14. И. п. – широкая стойка ноги врозь, полуприсед, колени в стороны, стопы наружу, руки в стороны предплечьями вверх, кисти от себя. 1 – сохраняя полуприсед, предплечья перевести в положение вниз перпендикулярно полу, кисти рук от себя; 2 – вернуть руки в и. п.; 3–4 – повторить 1–2. 5 – то же, что 1, но вниз опустить только правую руку (положение то же); 6 – то же, что 1, но левой рукой; 7 – то же, что 2, но правой рукой; 8 – то же, что 2, но левой.

    15. И. п. – то же. 1 – поворот головы направо, повернуть кисть правой руки пальцами к себе; 2 – голова прямо, повернуть пальцы рук от себя; 3–4 – повторить 1–2; 5–8 – то же, в левую сторону. По 4 раза (рис. 5.23).



    Рис. 5.23
    16. Шаги в стиле «робот». И. п. – о. с. Резко согните правую ногу с одновременной постановкой ее на полупальцы. Правую ногу, согнутую в колене, вперед, стопа параллельна полу; шаг правой вперед с постановкой на всю стопу. Перенося тяжесть тела на правую, левую согнуть с одновременным подъемом на полупальцы; согнутую левую вперед, шаг левой вперед с постановкой на всю стопу. Продолжайте движение (рис. 5.24).



    17. «Лунная походка». Представьте себе, что законы гравита– ции на вас не действуют. Вы скользите по паркету легко, непринужденно. Левой ногой выполните скольжение назад: сначала всей стопой, затем, постепенно отрывая пятку от пола, скользите полупальцами по полу и приставляйте левую ногу к правой.

    Затем медленно, с сопротивлением, левая нога опускается на всю стопу, а правая нога скользит назад. Главное – скоординировать и совместить два последних движения.

    Для выполнения шагов с продвижением назад следует придвигать стопу не к носку опорной ноги, а к пятке.

    А теперь – скользящие шаги вперед. Сначала всей стопой, затем, постепенно отрывая пятку от пола, делайте шаг правой ногой вперед с остановкой на полупальцах опорной – правой ноги; опускаясь с сопротивлением на всю стопу, скользящий шаг левой ногой вперед.

    Разучив шаги на месте, с продвижением вперед назад, соедините их в любой последовательности.

    18. И. п. – стопы вместе, правая рука согнута перед грудью. Поверните голову направо, туловище при этом прямо, правая нога скользящим движением по полу назад поднимается на полупальцы, таз прямо, плечи выполняют поворот направо, согните левую руку. Перенося тяжесть тела на правую ногу, правое бедро разверните (колено наружу), затем левое бедро присоедините к правому, плечи продолжают поворот направо; опускаясь на всю стопу правой, затем левой ноги, выпрямите колени и левую руку, поворот закончен. Выполните последовательно несколько поворотов.

    19. Скачок на правую ногу (правая нога ставится крест накрест перед левой), перескок на левую. Повторите несколько раз, затем то же с другой ноги.

    Скачок на правую ногу (крест накрест перед левой), скачок на левую, скачок на правую в сторону, скачок на левую (крест накрест перед правой), скачок левой в сторону. Соедините эти движения.

    20. И. п. 1 – шаг правой вперед (колено согнуто), левая выпрямлена, левая рука согнута в сторону – вперед; 2 – шаг левой вперед (колено согнуто), правая выпрямлена, левую руку вниз, правую согнуть в сторону – вперед; 3 – шаг правой назад (колено согнуто), левая выпрямлена, правую руку вниз, левую согнуть; 4 – шаг левой назад (колено согнуто), колено правой ноги выпрямлено, правая рука согнута, левая вниз. Упражнение выполняется с небольшим движением таза вправо – шаг вперед, шаг назад – таз влево и наоборот. 16 раз.

    21. И. п. – о. с. И – небольшой полуприсед на левой, правая стопа отрывается от пола; 1 – выпрямляя левую ногу, шаг правой в сторону; и – небольшой полуприсед на правой ноге, стопа левой ноги приподнята над полом; 2 – приставить левую к правой, выпрямить правую ногу; 3–4 – то же влево. 16 раз.

    22. И. п. – стойка ноги вместе, руки к плечам. 1 – полуприсед с небольшим поворотом туловища налево (правое плечо вперед), рывковым движением руки назад; 2 – вернуться в и. п.; 3–4 – то же с поворотом туловища направо. 16 раз.

    23. И. п. – о. с. И – мах согнутой левой ногой вперед, согнуть левую руку; 1 – опустить левую ногу носком на пол, левую руку вниз; и – вновь мах левой ноги вперед; 2 – приставить левую ногу к правой; 3–4 – то же с другой ноги. 16 раз.

    24. И. п. – ноги вместе, руки перед грудью, пальцы соединены в «замок». 1 – мах левой согнутой ногой в сторону, небольшой наклон вперед, руки вниз; 2 – и. п.; 3 – мах согнутой правой ногой в сторону (колено вниз), стараться носком коснуться локтя; 4 – и. п.; 5–8 – то же с другой ноги. 32 раза (рис. 5.25).



    Рис. 5.25

    25. Подскоки на двух ногах, постепенно приседая и вставая, колени то вправо, то влево. 1 6 раз.

    26. И. п. – о. с. 1 – скачок на левой, правую согнуть вперед; 2 – скачок на левой, правую согнуть назад (колено внутрь); 3–4 – то же с другой ноги. 16 раз.

    27. И. п. – о. с. 1 – скачок на левой, правую вперед – в сторону – вниз, руки в стороны, небольшой наклон вправо; 2 – скачок на левой, правую согнуть, колено у колена опорной, правую руку назад, левую согнуть перед грудью; 3–4 – то же с другой ноги. 16 раз.

    28. И. п. – о. с., руки в стороны. Скачки с поворотами коленей вправо влево. 16 раз.
    29. То же, что упражнение 28, но стойка ноги врозь. 16 раз.

    30. Бег высоко поднимая колени. 32 раза.

    31. И. п. – о. с. 1 – подняться на полупальцы правой ноги, левую ногу вперед, руки влево; 2 – небольшой полуприсед на двух, руки вниз; 3 – подняться на полупальцы, руки согнуты перед грудью, локти вниз; 4 – небольшой полуприсед на двух, руки вниз; 5–8 – то же с другой ноги. 16 раз (рис. 5.26).



    Рис. 5.26
    32. И. п. – о. с. Махи в стороны: 8 раз согнутой правой ногой, 8 раз прямой правой. То же левой ногой (рис. 5.27).



    33. Волна вперед сверху. Небольшой наклон туловища вперед с прогнутой спиной, голова слегка наклонена вперед. Поднимите голову, прогнитесь в грудном отделе позвоночника, сводя при этом лопатки, затем прогнитесь в поясничном отделе, после чего в движение последовательно включайте таз и колени.
    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    Упражнение 1. Напряженные позы

    Высвобождение мышечного напряжения через дрожь и непроизвольные движения.

    Инструкции ведущего: «Обратное кольцо:лягте на ковер. Согните колени и расставьте ноги на расстояние 30 см. Прогните спину, притягивая себя к лодыжкам руками. Только макушка, плечи и ступни касаются пола. Положите кулаки под пятки, колени выдвигаются вперед. Глубокое дыхание, максимально расслабьте ягодицы. Таз начинает дрожать. Для усиления ощущения качните таз вверх вниз несколько раз.

    Прогиб назад с опорой:наклонитесь назад и для баланса слегка обопритесь руками на стоящий позади стул, разведите колени. Дышите глубоко, покачайтесь на пятках. Через 2–3 мин. таз начнет двигаться вверх и вниз. Упражнение необходимо для снятия тазовых напряжений.

    Стойка на одной ноге:стойте на одной ноге до полного утомления мышц, изнеможения. Внимание можно сосредоточить на любом воображаемом объекте – например, совершите весь путь из дома в институт, вспоминая возникавшие по пути мысли и чувства. Это отвлечение удлиняет процесс. В таком состоянии мышцы не могут удерживать имеющиеся в них напряжения, происходит их ослабление, что ощущается через вибрации мышц.

    Падение:предлагаемые падения на спортивный мат не разучиваются. Надо встать перед матом, закрыть глаза и резко ослабить все мышцы. В следующий раз это можно проделать с открытыми глазами. Упражнение полезно для тех, кто имеет навык расслабления. После падения – перевернуться на спину и полежать 2–3 мин. в расслабленном состоянии».

    Упражнение 2. «Оживление тела»

    Хронические мышечные напряжения снимаются благодаря освобождению сознания.

    Первый этап:после расслабления (мышечная гимнастика) участники лежат на полу, дыхание глубокое, на «внутреннем экране» – черное ночное небо без звезд и просветов, полная темнота. С каждым вдохом чернота и холод ночи втягиваются в легкие, а с выдохом распространяются по телу, начиная с ног (холод доходит до щиколоток, колен, паха и т. д.).

    Критерием правильности выполнения упражнения является дрожь, которую можно ощутить, если слегка прикоснуться к телу в любом месте. Ведущий должен следить, чтобы мелкая дрожь не превратилась в сильный озноб: в этом случае участнику нужно помочь перейти к выполнению следующего этапа.

    Второй этап:черное небо на «внутреннем экране» начинает светлеть. Участникам нужно сказать, что начинается рассвет. Чем светлее и голубее небо, тем больше тепла втягивается в легкие с воздухом и распространяется по телу, начиная с пальцев ног. Тело согревается, при этом наступает полное расслабление, теплота и легкость (или, наоборот, тяжесть – это индивидуальные проявления расслабления) в мышцах. Участник, выполнивший упражнение успешно, может уснуть.

    Упражнение 3. Разматывание клубка

    Участники садятся на корточки, обхватывают колени руками, голова прячется в колени.

    Инструкции ведущего: «Вы – клубок ниток, вас разматывают, кто то тянет за нить и заставляет кувыркаться вперед и назад и в стороны с разной скоростью и в различных направлениях. Клубок становится все меньше и меньше (перекаты и кувырки не менее 3 мин.), пока не разматывается в нить; участники лежат на спине. Эта нить состоит из двух волокон (правая половина тела – одно волокно, левая – другое). Кто то дергает за волокна, туда и обратно. Импульс движения задают ноги, колени прямые. Две половины тела как бы сдвигаются относительно друг друга (3–5 мин.). Естественное после кувырков головокружение и напряжение мышц в первой и второй фазах упражнения ведут к глубокому бессознательному расслаблению после прекращения движений».

    Упражнение 4. «Электрический ток»

    Последовательное освобождение групп мышц от напряжения, энергизация тела.

    Участники стоят «стайкой». Руки опущены вдоль тела. В пальцах рук начинаются вибрации, как будто бьет электрический ток, через минуту вибрации распространяются на всю кисть, затем с интервалом в минуту они будут захватывать руку до локтя, плеча, верхнюю половину туловища и, наконец, все тело.

    Участникам можно предложить иначе оправдать вибрации по собственному выбору (одни дрожат от холода, другие воображают себя каким нибудь предметом и т. д.). Упражнение имеет ярко выраженный физиологический эффект: ощущение тепла, покалывание кожи, автоматическая концентрация внимания на внутренних ощущениях (если нет специального задания – другого объекта); снимаются также и психические блокировки.

    Упражнение 5. Качание

    Исходное положение такое же. Движение начинается также с пальцев рук и распространяется подобным образом, но вибрации в этом случае заменяются свободным качанием. Импульс движения исходит из верхней точки кисти, локтя, плеча, головы соответственно.

    Упражнение 6. «Потянулись сломались»

    Исходное положение – стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше… Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)… А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол… Лежим расслабленно, безвольно, удобно… Прислушайтесь к себе. Осталось ли где напряжение? Сбросьте его!»

    Упражнение 7. Марионетки

    Участникам предлагается представить себе, что они куклы марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу.

    Инструкции ведущего: «Представьте себе, что вас подвесили за руку, за палец, за шею, за ухо, за плечо и т. д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное расслабленно болтается».

    Упражнение выполняется в произвольном темпе, можно с закрытыми глазами. Ведущий следит за степенью расслабленности участников

    Техника 8. Структурная интеграция
    РАЗМИНКА

    Упражнение 1. «Тропа танца», или Танец пяти движений

    Выделяется пять первичных ритмов движения, которые присутствуют во всех культурах и являются репрезентациями онтологических качеств.

    Flowing – плавные, мягкие, округлые и текучие движения; движения «женской» энергии.

    б1асса1о – резкие, сильные и четкие движения, «мужские» движения.

    Chaos – хаотические движения.

    Lirical – тонкие, изящные движения, «полет бабочки» или «падающего листа».

    Stillness – движение в неподвижности, наблюдение за первичными импульсами движения, «пульсирующая статуя».

    Подбирается музыка для каждого типа движений, каждая стадия длится около пяти минут. Перед началом процесса проводится инструктаж, после процесса – проговор. «Танец пяти движений» рекомендуется проходить с закрытыми глазами, полностью отдаваясь, включаясь всем телом в каждый из ритмов.

    Эти модальности, или ритмы, движения в контексте терапии и личностного исследования являются репрезентациями ведущих характеристик личности. Клиент или участник тренинга может не принимать определенных движений. Так, достаточно часто женщины среднего возраста не принимают «мужские», резкие и сильные движения. «Я не такая, мне это не нравится», – говорят они. Одновременно с этим они жалуются на недостаток внимания в семье, невозможность выражать свои чувства, положение жертвы. В процессе работы выявляется, что именно ясное, яркое и четкое выражение своих желаний помогает изменять ситуацию. Источник силы часто находится там, куда нам страшно и непривычно пойти.

    Другим распространенным «черным пятном» являются хаотические движения, что неудивительно для заключенного в рамки многочисленных личностных и социальных стереотипов современного городского жителя. Яркость и непредсказуемость хаоса пугают, и становится ясно, насколько мы не привыкли и не умеем «отпускать» себя, насколько мы лишаем себя непосредственности и спонтанности.

    После «танца пяти движений» участникам предлагают ответить на несколько вопросов: какой из ритмов был наиболее приятным, а какой давался труднее всего, при каком движении вы занимали больше пространства, а какое могли выражать только в небольшом объеме и т. п. В целом это дает человеку достаточно ясную диагностическую картину.

    Предложенная техника может выполнять несколько функций.

    Диагностическая. Человек обнаруживает «освоенные и неосвоенные» качества и то, как это связано с его жизнью. Он может сделать осознанный выбор – освоить определенную зону своей жизни, до этого незнакомую или даже запретную.

    Тестовая. Если проводить эту технику в начале и в конце тренинга, то многие люди ясно воспринимают степень и качество наступивших личностных изменений.

    Терапевтическая. В сочетании с другими техниками осознания и трансформации «Тропа танца» позволяет человеку найти способы выражения себя, расширить диапазон реакций и форм взаимодействия. Кроме того, само по себе движение, к тому же наполненное личностным смыслом, оказывает положительное психофизиологическое действие.

    Упражнение 2. «Атмосфера»

    Наши движения, речь, манера держаться, интонации, настроения, чувства, нередко и мысли, меняются, когда мы попадаем в сильную, захватившую нас атмосферу.

    Инструкция ведущего: «Закройте глаза. Представьте себе пространство вокруг вас, наполненное атмосферой. Представьте, что вокруг вас атмосфера радости, она заполняет всю комнату, охватывает вас… А теперь представьте, что атмосфера радости покидает комнату, и на смену ей приходит атмосфера ненависти, и теперь она окружает вас со всех сторон».

    Далее идет смена контрастных атмосфер, например: чуда – апатии – восторга – упрямства – благоговения – одиночества – радостного предчувствия… На каждую атмосферу дается 15–30 секунд. Оканчивать эту часть упражнения необходимо на «нейтральной» или «положительной» атмосфере.

    «А теперь выберите атмосферу, которая наполнит пространство вокруг вас. Она неторопливо сменяет предыдущую атмосферу и окутывает вас. Побудьте в ней. Почувствуйте себя в ней… Сделайте легкое движение в гармонии с ней… Подвигайтесь… Какие ощущения в теле возникают? Что с вашим дыханием? Какие образы возникают?

    Разбейтесь на две группы. Первая группа выбирает атмосферу и погружается в нее. Не надо обсуждать, кто как будет действовать, просто почувствуйте себя в выбранной атмосфере. Начинайте движения, созвучные атмосфере. Другая группа пытается «увидеть» созданную атмосферу.

    Разбейтесь на три группы.

    Первый этапупражнения. Первая и вторая группы (по секрету от третьей) выбирают две противоположные, враждебные между собой атмосферы и погружаются в них.

    Второй этапупражнения. Участники обеих групп (вразбивку, по одному) входят в комнату, где находится третья группа, садятся, ходят, делают что то созвучное их атмосферам. Участники третьей группы стараются «проникнуть» в атмосферы, которые приносят с собой входящие. Каждый участник третьей группы выбирает для себя одну из этих атмосфер и присоединяется к соответствующей группе.

    Третий этапупражнения. Две вновь образовавшиеся группы (вместе с примкнувшими участниками третьей) постепенно отделяются друг от друга, несколько секунд наблюдают за «носителями» иной атмосферы, затем начинают безмолвную борьбу силами своих атмосфер (известно, что две противоположные атмосферы не уживаются друг с другом)».

    Упражнение 3. Эмоция по кругу

    Участники по очереди «передают» друг другу эмоцию при помощи прикосновения. Существует несколько вариантов упражнения.

    Вариант 1.Первый участник настраивается на передачу эмоции, передает ее. Второй принимает. Происходит обмен впечатлениями. После этого второй участник настраивается на передачу своей эмоции и передает ее третьему. И т. д.

    Вариант 2.Этот вариант напоминает детскую игру «испорченный телефон». Первый участник настраивается на передачу эмоции, все остальные – на прием. Первый участник передает свою эмоцию второму, второй передает то, что он принял, третьему и т. д. Обсуждение происходит, когда эмоция обошла весь круг.

    Необходимо отметить, что опыт, полученный в упражнении, существенно различается в зависимости от условий, например:

    • участники сидят в кругу с открытыми глазами;

    • участники сидят в кругу с закрытыми глазами;

    • участники лежат «звездой» (головы во внутреннем круге);

    • участники лежат «звездой» (головы во внешнем круге).

    Упражнение 4. Психологический жест

    Что происходит в нас, когда мы впадаем в отчаяние, рвем отношения, ускользаем от ответственности, схватываем мысль, переживаем инсайт, уходим в себя, пьянеем от счастья?

    Душевные или психологические жесты являются источником жестов физических. Как распознать за телесной жестикуляцией психологическую? Если мы прячем, подавляем наши чувства, пробудить их поможет опять таки наше тело. Усиливая те или иные физические жесты и ощущения (особенно те, которые неконгруэнтны произносимым словам, выполняемым действиям, занимаемым позам и т. д.), мы можем добраться до чувств, которые прячутся за ними.

    Инструкции ведущего: «Встаньте, руки опущены вниз, близко к телу, напряжены. Голову опустите. Прямые ноги плотно прижаты друг к другу. Каковы ваши ощущения? Образы? Воспоминания? Резко расслабьте руки, бросьте их вниз. Что для вас значит этот жест? Каким движением хочется его продолжить или заменить? Сделайте это. Что произошло?»

    Упражнение 5. «Закрытие»

    Инструкции ведущего: «Вам предлагается психологический жест – „закрытие“. Фраза: „Я хочу остаться один“.

    Сделайте частный жест, соответствующий «закрытию». Какая окраска возникла (покой? настойчивость? подавленность? безразличие? что то еще?)? Я буду давать команды для изменений позы, а вы, выполняя их, прислушиваетесь к ощущениям в теле:

    – слегка наклоните голову вперед;

    – слегка согните колено правой ноги;

    – скрестите руки;

    – поднимите скрещенные руки к подбородку;

    – поднимите голову, подбородок вперед, чуть вверх;

    – ладони поверните от себя;

    – чуть наклоните голову в сторону, немного приподняв плечо с этой стороны;

    – прислушивайтесь ко всем незначительным изменениям, происходящим в вас!

    Сделайте любое созвучное вам движение, соответствующее «закрытию». Закройтесь. Побудьте наедине с собой».

    Упражнение 6. «Раскрытие»

    Инструкции ведущего: «Слушая музыку и прислушиваясь к себе, раскройтесь. Не торопитесь. В вашей груди находится центр, излучающий жизненные потоки. Они устремляются в голову, руки, ноги».
    БЫСТРАЯ ЧАСТЬ

    Применяемое тут упражнение построено с использованием элементов диско гимнастики. Движения рук и ног сочетаются на основе перекрестной координации (правая рука – левая нога, и наоборот), то есть включают движения, пересекающие среднюю линию тела (границу между левой и правой половинами). Ведущий механизм «единства мысли и движения», лежащий в основе этих упражнений, способствует совершенствованию и интеграции связей между правым и левым полушариями головного мозга. Считается также, что развитие навыков билатерального движения необходимо для усиления чувства автономии (Деннисон, 1998).

    Упражнение 1. «Диско»

    1. И. п. – о.с. (основная стойка: ноги вместе, стопы параллельно, живот подтянут, ягодичные мышцы напряжены). 1 – шаг правой вперед, колено согнуто, колено левой ноги выпрямлено, левая рука согнута в сторону – вперед; 2 – шаг левой вперед, колено левой ноги согнуто, правой – выпрямлено, левую руку вниз, правую согнуть в сторону – вперед; 3 – шаг правой назад, колено правой ноги согнуто, левой – выпрямлено, правую руку вниз, левую согнуть; 4 – шаг левой назад, колено согнуто, правое колено выпрямлено, правая рука согнута, левая вниз. Упражнение выполняется с небольшим движением таза вправо, влево – шаг вперед, назад – таз влево, и наоборот (рис. 5.28).



    Рис. 5.28

    2. И. п. – о. с. 1 – 2 – шаг правой в сторону, согнутую левую вперед на носок, правая рука согнута вперед, левая вниз; 3–4 – то же.

    3. Движение аналогично предыдущему, но исполняется с небольшим пружинистым полуприседом. И – небольшой полуприсед на левой, правая стопа отрывается от пола; 1 – выпрямляя левую ногу, шаг правой в сторону; и – небольшой полуприсед на правой ноге, левая стопа приподнята над полом; 2 – приставить левую к правой, выпрямить правую ногу; 3–4 – то же влево.

    4. И. п. – ноги вместе, руки перед грудью, пальцы в «замок». 1 – согнуть правую ногу с опорой на пол полупальцами; 2 – выпрямляя правую и опускаясь на всю стопу, согнуть левую, руки вверх; 3–4 – то же с другой ноги. Выполняется мягким перекатом.

    5. И. п. – о. с, ноги вместе, руки вниз в «замок». 1 – подскок на левой ноге, правую согнутую в сторону; 2 – подскок на левой ноге, разогнуть правую в сторону. То же на правой (рис. 5.29).



    Рис. 5.29

    6. И. п. – стойка ноги вместе, руки к плечам, 1 – полуприсед с небольшим поворотом туловища налево (правое плечо вперед), рывковым движением руки назад; 2 – вернуться в и. п.; 3–4 – то же с поворотом туловища направо.

    7. И. п. – ноги вместе, руки в стороны. И – мах согнутой левой ногой вперед, согнуть левую руку; 1 – опустить левую ногу носком на пол, левую руку вниз; и – вновь мах левой ногой вперед; 2 – приставить левую ногу к правой; 3–4 – то же с другой ноги.

    8. И. п. – ноги вместе, руки перед грудью, пальцы в «замок». 1 – мах левой согнутой ногой в сторону, небольшой наклон вперед, руки вниз; 2 – и. п.; 3 – мах согнутой правой ногой в сторону (колено вниз), стараться носком коснуться локтя; 4 – и. п.; 5–8 – то же с другой ноги.

    9. Подскоки на двух ногах, постепенно приседая и вставая, колени то вправо, то влево.
    10. И. п. – о. с. 1 – скачок на левой ноге, согнутую правую вперед; 2 – скачок на левой, правую согнуть (колено внутрь); 3–4 – то же с другой ноги.

    11. И. п. – о. с. 1 – скачок на левой, правую вперед – в сторону – вниз, руки в стороны, небольшой наклон вправо; 2 – скачок на левой, правую согнуть, колено у колена опорной, правую руку назад, левую согнуть перед грудью; 3–4 – то же с другой ноги (рис. 5.30).



    12. Скачки с поворотами коленей вправо, влево.

    13. То же, что упр. 12, но в стойке ноги врозь.

    12. И. п. – о. с. 1 – толчком двух ног прыжок вверх, правую ногу согнуть; 2 – приземлиться на две ноги; 3–4 – то же с другой ноги.

    15. И. п. – о. с. 1 – скачок на левой ноге, правую согнуть вперед; 2 – скачок на левой, правую разогнуть; 3–4 – то же с другой ноги.

    16. И. п. – о. с. 1 – подняться на полупальцы правой ноги, левую ногу вперед, руки влево; 2 – небольшой полуприсед на



    двух ногах, руки вниз; 3 – подняться на полупальцы, руки согнуты перед грудью, локти вниз; 4 – небольшой полуприсед на двух, руки вниз; 5–8 – то же с другой ноги (рис. 5.31).

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    Упражнение 1. Тонирование

    Один из простых способов успокоить мозг, стабилизировать ритмы организма – тонирование. Тонирование представляет собой произнесение или пение длинных гласных звуков. Оно может служить для улучшения ритма и углубления дыхания, снижения частоты сердечных сокращений и повышения чувства благополучия. Все приведенные ниже звуки произносятся с одновременным движением под ритмичную музыку.

    Звук первый – «м м м»

    В течение пяти минут попробуйте «жужжать» («мычать»). Не старайтесь воспроизводить какую то мелодию, а просто найдите тон, при котором вы чувствуете себя комфортно. Расслабьте челюсти и ощутите энергию «мычания» внутри организма.

    Звук второй – «а а а»

    Если вы испытываете сильный стресс или напряженность, уделите несколько минут расслаблению челюсти и произнесите негромкое «а а а».

    Звук третий – «и и и»

    Это самый сильный стимулятор из всех гласных звуков. Он может «разбудить» дух и тело, действуя наподобие звукового кофеина.

    Звук четвертый – «о о о»

    Пять минут произнесения этого звука меняют температуру кожи, мышечный тонус, волны мозга, ритм дыхания и сердечных сокращений. Это очень мощное средство мгновенной настройки организма.

    Упражнение 2. «В стиле рэп»

    Попросить участников составить рэп, отражающий их состояние, например: просто дрянь  

    вот мне каково.

    Разве им не видно,

    что мои дела дрянь?

    Пусть услышат хоть чуть чуть,

    что я им сейчас говорю,

    и мне не будет так плохо

    каждый день и всегда.

    Упражнение 3. Ритм по кругу

    Группа собрана полукругом. Ведущий отстукивает в ладони какой либо ритм. Участники внимательно слушают и по команде ведущего его повторяют (все вместе или по отдельности). Когда ритм освоен, участники получают команду: «Давайте отстучим этот ритм следующим образом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку. Слева направо». Затем следующий участник выжидает короткую паузу и начинает сначала; и так до команды ведущего: «Стоп!»

    Упражнение 4. Борьба ритмов

    Для выполнения упражнения нужно приготовить две фонограммы с записью различных, но близких по характеру ритмов.

    Группа делится на две части – племена «ту» и «та», которые будут танцевать свои ритуальные танцы. Начинает одно из племен, напевая соответственно: «Ту ту ту» или: «Та та та». Громкость фонограммы минимальная. Появляется второе племя со своим танцем и ритмом звучания, их громкость больше. Громкость первой фонограммы увеличивается, начинается борьба ритмов. Каждое племя должно удержать свой ритм. С нарастанием громкости наступает момент, когда ритмы фонограмм сливаются и почти неразличимы, в этой какофонии нужно не потерять свой ритм.

    Упражнение 5. Танец четырех стихий

    Одной из наиболее известных и продуктивных метафор развития и единства и взаимосвязи человека с окружающим его миром является система четырех стихий. Предлагаемая техника работы со стихиями решена в жанре «динамической визуализации» или «визуализации в движении» (Гиршон, 2000).

    Данное упражнение – это пять процессов, каждый из которых состоит из последовательности четырех техник (пятый процесс проходит по особой схеме, оговариваемой отдельно). Каждый из четырех процессов посвящается одной из стихий и является «путешествием» в мир этой стихии; пятый процесс – интегрирующий – собственно «танец четырех стихий» в их единстве и взаимопереходе. Последовательность техник внутри четырех первых процессов: телесный ключ доступа – образное пространство – проживание качеств – получение дара и имени.

    Процесс начинается с принятия удобного положения. Предлагается сосредоточиться на одном из телесных ключей доступа – телесном качестве, символически репрезентирующем одну из стихий.

    Для стихии земли таким ключом доступа является ощущение всего тела, тела как такового, с его весом, плотностью, формой. Для стихии воздуха ключ доступа – дыхание, поток воздуха, проходящий сквозь тело. Для стихии воды – течение крови и других жидкостей внутри тела (чувствуемых или представляемых), а также текучесть тонких ощущений. Для стихии огня ключом доступа являются внутренние ритмы – ритм сердца, пульсация крови. Каждый из этих ключей доступа становится одновременно отправной точкой и гидом в этих внутренних путешествиях.

    Следующий шаг – визуализация образного пространстваодной из стихий и проживание его в движении и танце, отождествление с различными элементами этих стихий в танце.

    Например (инструкция ведущего): «Начните свое путешествие в многообразный мир стихии земли. Земля, почва под ногами, какой разной она может быть… Неподвижный камень и сыпучий песок, плодородные почвы и могучие горы. Почувствуйте себя разными проявлениями земли. Земля постоянно рождает новые и новые формы. Из земли растет трава. Цветы и травы, кусты и деревья – все растет из земли. Почувствуйте жизнь этих проявлений земли, протанцуйте их танец всем телом, всем своим существом. Земля дает жизнь всему живому. Все, что растет и движется, является частью стихии земли. Жуки и гусеницы, муравьи и змеи, ящерицы… Бесконечные проявления земли… Почувствуйте их, проживите их танец, дайте им свое тело! Все животные – это воплощения земли. У каждого свой танец, свои движения. Проживите их, эти разные танцы. Побудьте разными животными: оленем и черепахой, волком и буйволом, обезьяной и медведем… многими, многими животными… На земле всем есть место, есть место для всех танцев. Земля рождает и питает все формы. Танцуйте танцы земли!»

    Визуализация остальных стихий строится подобным образом (см. таблицу). Уровень детализации тут зависит от образовательных, национальных и т. п. особенностей группы и стиля ведущего. Важно, чтобы образное пространство было достаточно «широким» и тем самым позволило включиться в процесс всем участникам. Уже внутри первой стадии закладывается переход к следующей – переход к архетипическим качествам стихии.

    Архетипические качества в равной степени представлены в мире природы, мире социума и мире личности. Это те «подводные течения», что позволяют воспринимать мир единым, живым и одухотворенным. Участникам предлагается прожить эти качества в танце,как качества движения, полностью прочувствовать их через танец. Важно предложить достаточно большой и неоднозначный (амбивалентный) набор качеств.

    Следующий шаг в этом путешествии – поиск дара, дара этой стихии. Участникам предлагается почувствовать «зов» стихии и найти этот дар, выраженный образом или качеством. После получения дара участникам предлагается найти, почувствовать и принять имя, которое дает им эта стихия. Получение даров и именот различных сил достаточно распространено в магических и духовных традициях. Это ритуал, закрепляющий связь человека с конкретной силой (стихией) и утверждающий изменение этих отношений.

    Процесс заканчивается ритуальным называнием даров и имен в круге. Например: «Мой дар земли – надежность, мое имя земли – Цветок»; или: «Мой дар воды – текучесть, мое имя воды – Анабис».

    В этом ритуале называния даров и имен очень часто видно, что люди действительно прикасаются к каким то глубоким слоям психики: особые «другие» голоса, особая атмосфера глубины и сосредоточенности, каждое произнесенное слово значимо и неожиданно. Упражнение выполняется при минимальном освещении, с закрытыми глазами или в повязках, под музыку, соответствующую характеру стихии (см. таблицу). Важен постепенный и мягкий выход из процесса. 5 10 минут, проведенных в молчании, наедине с самим собой. Самоотчет лучше проводить в письменной форме.

    Последний, завершающий процесс – повторение и объединение всех качеств четырех стихий, переход на более глубокий уровень – в точку, откуда рождаются все стихии. В этом процессе ключами доступа будут «дары» и «имена», полученные в предыдущих танцах, а также зоны пространства кинесферы. На уровне визуализации образы – это краткое «припоминание» предыдущих путешествий и протанцовывание их и образов перехода между стихиями. Например, воздух/вода – дождь; земля/вода – туман, пар; земля/огонь – вулкан. В тексте визуализации важно сделать акцент на взаимопроникновении, взаимоперетекании всех стихий.

    Завершение – собирание опыта и качеств в тело, в различные зоны пространства тела и нахождение точки объединения всех стихий. Если пользоваться традиционной картографией, то зона земли находится внизу (ноги, таз, живот), зона воздуха – вверху (голова, руки), вода и огонь – соответственно левая и правая половины тела. Точка их соединения – область солнечного сплетения.

    Завершающий танец рождается из импульсов, идущих из этой точки. По контексту – это танец воли, рождающей мир, мир стихий, мир во всех его многообразных проявлениях.


    Упражнение 6. Осознание экзистенциальной ситуации

    Инструкции ведущего: «Произвольно перемещаясь по залу, вы должны найти свое место – это место, которое комфортно для вашего тела.

    Закройте глаза, чтобы лучше почувствовать свое тело. Прислушайтесь к импульсам, которые есть в теле, и примите позу, которую хочет принять ваше тело. Вы позволили телу принять ту позу, которое оно хочет.

    Оставаясь в этой позе, вы с закрытыми глазами ждете появления чего то: чувств, ощущений, образов. После того как появился какой то достаточно устойчивый образ или чувство, побудьте в этом образе и почувствуйте, что там произойдет. Если это получилось, вы можете внутри себя задать вопрос: «Что я сейчас хочу? что мне сейчас нужно?»


    1   ...   52   53   54   55   56   57   58   59   60


    написать администратору сайта