Главная страница
Навигация по странице:

  • Упражнение 1. «Я люблю себя со всеми своими достоинствами и недостатками»

  • Упражнение 2. «Я – самая красивая» Каждый участник подходит к другим, смотрит в глаза и говорит: «Я – самая красивая (красивый)».Упражнение 3. Ходьба с зажимами

  • Упражнение 4. Звери, птицы, рыбы

  • Упражнение 5. Животные

  • Упражнение 6. Метаморфоза

  • Упражнение 1. «Джаз танец»

  • Упражнение 1. Ум, чувства, тело

  • Упражнение 2. Создание «Я образа» в магическом танце

  • Упражнение 3. Пробуждение архетипов

  • _Малкина-Пых И.Г., Телесная терапия. Справочник практического психолога И. Г. Малкина Пых Телесная терапия предисловие


    Скачать 4.83 Mb.
    НазваниеСправочник практического психолога И. Г. Малкина Пых Телесная терапия предисловие
    Анкор_Малкина-Пых И.Г., Телесная терапия.doc
    Дата19.02.2018
    Размер4.83 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла_Малкина-Пых И.Г., Телесная терапия.doc
    ТипСправочник
    #15706
    страница55 из 60
    1   ...   52   53   54   55   56   57   58   59   60


    Упражнение 3. «Показать когти и зубы»(http://www.chat.ru/

    bodywork)

    Это простое упражнение поможет вам почувствовать себя сильным, продемонстрировать свою силу тому, кто может рассчитывать на вашу слабость. В животных «жестах» и активизации значения когтей, зубов и клыков заключается глубокий смысл, это воздействие на естественные «якоря» самозащиты. Зубы являются не только инструментом питания или речи, но несут и определенный агрессивный смысл. Психологические исследования мимики и жестов обезьян показали, что животный оскал несет также и функцию покорности, преданности, что выражается в появлении у молодых обезьян «улыбки» при глубоком контакте с матерью. Между человеком и его ближайшими предками существует всего около 30 «рисунков» мимики и жестов, совпадающих по функции (смыслу).

    Итак:

    Примите уверенную позу: на вдохе распрямите плечи, разгибайте позвоночник, одновременно поднимая кисти рук к плечам и растягивая углы рта.

    Выдыхая, имитируйте рычание («показать зубы»), почувствуйте напряжение мышц живота, раскройте ладони и максимально согните пальцы («показать когти»), напрягите жевательные мышцы.

    На вдохе вернитесь в исходное положение, запоминая ощущения тела.

    На выдохе сознательно расслабьте те мышцы, которые были задействованы в упражнении.

    Техника 6. Работа с «Я образом»

    Упражнения данного блока позволяют выяснить свой «Я об раз», выявить связанные с ним проблемы и наметить пути их разрешения.
    РАЗМИНКА

    Упражнение 1. «Я люблю себя со всеми своими достоинствами и недостатками»

    Участники становятся в круг. Каждый по очереди делает шаг вперед и говорит: «Я люблю себя со всеми своими достоинствами и недостатками». Следует посмотреть, что происходит: мимика, интонация и т. д. Что было трудно? Где? При проговари вании этой фразы всплывает блок, который связан с проблемой этого человека.

    Упражнение 2. «Я – самая красивая»

    Каждый участник подходит к другим, смотрит в глаза и говорит: «Я – самая красивая (красивый)».

    Упражнение 3. Ходьба с зажимами

    Участники идут друг за другом по кругу.

    Инструкция ведущего: «Продолжая идти, напрягите до предела правую руку… левую руку… всю верхнюю половину тела… левую ногу… правую ногу… обе ноги… всю нижнюю половину тела… поясницу… Представьте себе, что вы – маленькие дети… роботы… старики… Представьте себе, что масса вашего тела увеличилась в два раза… Представьте себе, что ваше тело практически невесомо… Представьте себе, что вам надо торопиться, но делать этого очень не хочется… Представьте себе, что все внутри вас бежит, а вы себя сдерживаете…»
    Упражнение заканчивается ходьбой в свободном темпе.

    Упражнение 4. Звери, птицы, рыбы

    Участники идут друг за другом по кругу.

    Инструкция ведущего: «Представьте себя хищной птицей… маленьким цыпленком… кошкой (домашней или дикой – как вам больше нравится)… слоном… снова птицей… рыбой… бабочкой… Представьте себя любым зверем. Таким, который вам ближе всего, на которого вы похожи, побудьте им. Как он двигается, какие звуки издает? Каково вам в обличье этого зверя… А теперь вы снова – люди. Темп движения – спокойный. Сделайте несколько глубоких вдохов».

    Упражнение 5. Животные

    В этом упражнении участники вступают в творческое взаимодействие в форме ролевой игры, которая к тому же имеет символический смысл.

    Инструкция ведущего: «Выберите по своему желанию любое животное (причина выбора может быть какой угодно): млекопитающее, рептилию, птицу. На следующие 20 минут вам надо стать этим животным, перенять его вид, двигаться так же, как оно, издавать такие же звуки. Помещение будет как бы его территорией, а также местом обитания других животных, выбранных другими участниками группы. Скорее всего, сразу несколько участников выберут животных какого либо одного вида. О своем выборе заранее объявлять не надо. Надо просто двигаться по помещению, уподобясь выбранному животному, и вступать в спонтанные взаимодействия с партнерами. Возможно, вам придется бегать, прыгать, скакать, даже летать. Подойдите к этому творчески и постарайтесь выразить те стороны своей личности, которые другим способом выразить трудно. Издавайте звуки, подобные тем, что издает ваше животное. Проникайтесь чувствами, возникающими у вас в том мире, где вы теперь живете. Это может быть страх, ярость, любовное влечение. Потом уделите несколько минут на то, чтобы обменяться полученными впечатлениями с другими участниками группы».

    Упражнение 6. Метаморфоза

    Основой тут являются движения, имитирующие движения личинки, гусеницы, куколки и, наконец, бабочки. Эти образы выбраны не случайно – жизненный цикл развития бабочки как нельзя лучше символизирует этапы формирования человеческой души.

    Инструкция ведущего: «Начнем со стадии личинки. Сосредоточьтесь на внутреннем ритме. Личинка живет в ограниченном пространстве. Динамика ваших движений тоже строго ограничена – вы совершаете колебательные движения (именно так может двигаться личинка). Подчинитесь им, даже если их ритм не совпадает с музыкальным. Это ваш внутренний ритм, диктующий ваше индивидуальное состояние комфорта. В процессе упражнения следует поразмышлять: „Я – личинка. Какая она? Чего она хочет? Почему хочет именно этого?“

    Следующий этап – стадия гусеницы. Это активные движения, дающие возможность выплеснуть эмоции. Ваш внутренний ритм самопроизвольно согласуется с ритмом музыки. Подумайте о том, как выглядит ваша гусеница, как перемещается.

    Далее следует стадия куколки. Полностью сосредоточьтесь на анализе того, что вы хотите выразить своей пластикой. Сдерживайте амплитуду движений, ведь вы пока куколка. Учитесь понимать язык своих движений, чтобы в дальнейшем, когда ваша бабочка, взмахнув руками крыльями, станцует спонтанный танец чувств и мыслей, вы точно понимали, что именно танцуете.

    Если у вас несколько раз получилось выразить в танце свой восторг и упоение жизнью после «рождения из куколки», поздравляю – вы обрели себя, свое истинное Я. Вас больше не стесняют никакие рамки, ибо танцует ваша душа, свободная и прекрасная. В этот момент происходит самое главное – тают иллюзии, уходят неприятные переживания, воспоминания, и вместе с тем высвобождается колоссальное количество жизненной энергии, те самые силы, которых нам подчас не хватает, чтобы радоваться жизни. Отныне живите в радости и творите ее вокруг себя».

    БЫСТРАЯ ЧАСТЬ Упражнение 1. «Джаз танец»

    1. Исходное положение (и. п.) – стойка ноги врозь, стопы

    параллельно. Наклоны головы вперед назад. По 8 раз. Следите

    за осанкой. Плечи не поднимать.

    2. И. п. – то же. Повороты головы направо налево. По 8 раз.

    3. И. п. – то же. Круговые движения головой. 2 раза вправо, 2 раза влево.

    4. И. п. – то же, руки вниз. Поднимание и опускание плеч. Выполнять движения с максимальной амплитудой. По 8 раз.

    5. И. п. – то же. Поочередное поднимание плеч в сочетании с приседанием: 4 движения то одним, то другим плечом во время сгибания ног, 4 – при разгибании. 4 раза.

    6. И. п. – то же. Выведение одного плеча вперед, другого вверх. 8 раз.

    7. И. п. – то же. 1 – поднять плечи вверх; 2 – «сбросить» плечи вперед (расслабленно опустить, спина слегка округлена); 3 – выпрямляясь, поднять плечи вверх; 4 – «сбросить» плечи назад (опустить вниз с небольшим круговым движением назад, слегка прогибаясь в поясничном отделе позвоночника, лопатки свести) – рис. 5.15.



    Рис. 5.15

    8. И. п. – стойка ноги врозь, руки на голове. Движения грудной клетки вправо влево. Голова неподвижна. 16 раз.

    9. И. п. – то же, но в полуприседе на двух ногах, руки в стороны. 16 раз.

    10. И. п. – полуприсед в стойке ноги врозь, руки на бедрах.

    Движение грудной клетки вперед назад с одновременным све 

    дением и разведением локтей. 16 раз (рис. 5.16).



    Рис. 5.16

    1 1. И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. Движение таза вправо влево, грудная клетка фиксирована. По 8 раз.

    12. И. п. – стойка ноги врозь, но руки вперед. Движение таза вперед назад. По 8 раз.

    13. И. п. – то же. «Рисовать» тазом «восьмерки». 16 раз.

    14. И. п. – широкая стойка ноги врозь, руки вверх, одна ладонь на тыльной стороне кисти другой руки. Сгибая правую ногу, наклон вперед, руки опустить между ног; перенося тяжесть тела на обе ноги и сохраняя положение приседа, пружинящий наклон вперед; перенося тяжесть тела на левую ногу, пружинящий наклон вперед, принять и. п. 8 раз.

    15. И. п. – упор стоя. Поочередное сгибание и разгибание ног. По 8 16 раз каждой ногой.

    16. И. п. – упор стоя ноги врозь. Подъем на полупальцах правой ноги, таз вправо, то же левой. По 8 16 раз.

    17. То же, но подъем на полупальцах обеих ног одновременно.

    18. И. п. – стойка ноги врозь (стопы параллельно) – рис. 5.17.



    Рис. 5.17.

    Такт I. 1 – поднимаясь на полупальцах левой ноги, правую вперед, наперекрест перед левой, слегка согнутые руки вправо; и – немного спружинить на левой ноге; 2 – правую ногу в сторону – назад, таз вправо, слегка согнутые руки влево; 3–4 – повторить 1–2, закончить движение, приставляя правую ногу к левой, руки в стороны вниз.

    Такт II. 5–8 – то же, что такт I, но с другой ноги.

    Такт III. 1 – с поворотом туловища налево, левую ногу назад – полуприсед на правой, руки в стороны; 2 – с поворотом направо (лицом к основному направлению) приставить правую к левой (ноги вместе), небольшой полуприсед на двух ногах, руки на пояс; 3–4 – то же с другой ноги.

    Такт IV – повторить такт III.

    19. И. п. – основная стойка, ноги врозь, стопы параллельно

    (рис. 5.18).

    Такт I. 1 – скачок на левой, согнутую правую в сторону, руки в стороны – вверх, ладонями вперед, пальцы в стороны; 2  


    скачок на две ноги, согнутые руки в стороны; 3–4 – то же с другой ноги.

    Такт II – повторить такт I.

    Такт III. 1 – с поворотом налево скачок на левую ногу, правую согнутую назад, руки влево; 2 – скачок на правую, согнутую левую назад, руки вправо; 3–4 – продолжая поворот, повторить движения счета 1–2.

    Такт IV – повторить такт III.

    Такты V–VIII – то же, но с другой ноги, поворот направо. Повторить комбинацию 4–8 раз.

    20. И. п. – основная стойка, руки на поясе (рис. 5.19).



    Такт I. 1 – с небольшим поворотом туловища налево шаг левой в сторону, правую в сторону на носок; 2 – приставить правую ногу к левой (и. п.); 3–4 – то же с другой ноги.

    Такт II. 5 – с небольшим поворотом туловища налево шаг левой в сторону, правую в сторону на носок, правую руку в сторону; 6 – приставить правую ногу к левой; 7–8 – то же с другой ноги, закончить упражнение – ноги вместе, руки в стороны.

    Такт III. 1 – небольшой выпад влево, правая нога в сторону на носок, левая рука в сторону, правая рука по дуге вверх; 2 – приставить правую ногу к левой, правая рука, продолжая движение по дуге вниз, завершает круг; 3–4 – то же в другую сторону.

    Такт IV. 1 – шаг левой ногой в сторону – назад, руки в стороны; 2 – с поворотом туловища налево приставить правую ногу к левой, руки согнуть (округлить); 3–4 – то же в другую сторону (с правой ноги).

    21. И. п. – основная стойка, руки на поясе.

    Такт I. 1–2 – слегка сгибая правую ногу, таз влево, круг левым плечом назад; 3–4 – то же в другую сторону (круг правым плечом).

    Такт II – повторить такт I.

    Такты III–IV – то же, что такты I–II, но с продвижением вперед. Повторить 4–8 раз с продвижением вперед назад.

    22. И. п. – полуприсед в стойке ноги вместе, спина округлена, руки согнуты, ладони на уровне талии (рис. 5.20).



    Такт I. 1 – не разгибая ног, прогнуться в поясничном отделе позвоночника, правую согнутую руку в сторону (предплечье вверх); 2 – вернуться в и. п.; 3–4 – то же с другой руки.

    Такт II. 5 – шаг правой в сторону в стойку ноги врозь, правая нога слегка согнута, согнутая правая рука в сторону (предплечье вверх), левая рука согнута, ладонь на уровне талии, таз отведен влево; 6 – приставляя левую к правой ноге, и. п.; 7–8 – повторить 5–6.

    Такт III–IV – то же, что такты I–II, но с другой руки, с продвижением влево.

    Такт V. 1 – сохраняя полуприсед в стойке ноги вместе, колени вправо, согнутые руки вправо (на уровне талии); 2 – перевести колени и руки влево; 3–4 – повторить 1–2.

    Такт VI. 5 – сохраняя полуприсед, шагом правой в сторону, стойка ноги врозь, колени вправо, согнутые руки вправо (правая рука на уровне головы, левая – на уровне талии); 6 – перевести колени и руки влево; 7–8 – повторить 5–6.

    Такт VII. И – прыжком поворот кругом; 1–4 – повторить такт VI.

    Такт VIII. И – прыжком поворот кругом в стойку ноги врозь; 5 – руки в стороны, предплечья вверх; 6 – полуприсед на двух ногах, спину округлить, голову наклонить вперед, предплечья опустить вниз; 7 – прогнуться в пояснице, ладони на бедрах, голова прямо; 8 – и. п.

    Повторить 4–8 раз.

    23. И. п. – стойка ноги врозь, руки вверх (рис. 5.21).



    Рис. 5.21

    Такт I. 1 – таз вправо, щелчок пальцами правой руки; 2 – таз влево, щелчок пальцами левой руки; и – соединить руки над головой; 3 – наклон вперед, руки опустить между ног; 4 – вернуться в и. п.

    Такт II – то же, что такт I, но 4 – упор стоя.

    Такт III. 1 – мах правой рукой назад, поворот туловища направо; 2 – упор стоя; 3–4 – то же другой рукой.

    Такт IV. 5 – выпад вправо с наклоном вперед, левая рука согнута, ладонью опирается о колено правой ноги, правая рука назад; 6 – пружинящий наклон вперед с рывковым движением правой руки назад; 7–8 – то же в другую сторону.

    Повторить 4–8 раз.
    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    Упражнение 1. Ум, чувства, тело

    Участник выбирает из группы троих: один будет его «умом», другой – «чувствами», третий – «телом». Затем он придает каждому из них форму, выражающую типичное состояние данной части, а также составляет из них скульптурную группу, отражающую взаимоотношения этих частей. После того как партнеры стали «частями» участника, они делятся с ним своими впечатлениями: каково им быть его чувствами, телом и умом.

    Упражнение позволяет увидеть разницу в степени осознания своих частей. В дальнейшем это может привести к их гармонизации.

    Упражнение 2. Создание «Я образа» в магическом танце

    Вначале встаньте, глядя прямо перед собой. Выберите опорную ногу, поднимите стопу другой ноги назад и возьмитесь за нее рукой. Свободную руку вытяните вперед и поднимите вверх. Смотрите прямо перед собой, это поможет сохранить равновесие. Теперь наклонитесь вперед и поднимите вверх ногу, за которую держитесь, настолько, насколько возможно. Представьте себя танцором, выполняющим прыжки сознания из одной реальности в другую.

    А теперь расслабьтесь и снова встаньте прямо, опираясь на обе ноги. Затем поменяйте ноги, сохраняя равновесие в такой же позе на другой ноге. Вы можете обнаружить, что сохранять равновесие на одной ноге легче, чем на другой. Это указывает на то, что вам следует поработать над достижением гармонии в жизни. Способность подолгу находиться в этой позе позволит вам достичь гармонии.

    Один из наиболее действенных результатов работы над этой позой – создание магического тела. Магическое тело – это идеальное «Я», то новое, более осознанное «Я», которое создается посредством танца. Магическое тело – это «Я», которое способно проявляться наиболее полно и значимо. Это умение действовать, используя необходимую энергию для решения любых жизненных задач.

    Каков ваш идеальный образ себя? Какими чертами и способностями вы бы хотели обладать? Как бы вы хотели выглядеть в глазах окружающих? Как бы в результате этих превращений изменили свою жизнь?

    Явственно представьте это, примите этот образ себя. Если вы в состоянии его представить, значит, это достижимо. Меняя свои представления, вы изменяете свой мир.

    Теперь, принимая эту позу, вообразите, что вы полностью соответствуете своему новому образу. Почувствуйте, как ваша форма становится совершенной, преобразуясь в магическое «Я» – как физическое, так и духовное.

    Упражнение 3. Пробуждение архетипов

    Архетип – это изначальная энергия, которая реализуется в нашей ежедневной жизни. Карл Юнг считал архетипические энергии частью коллективного бессознательного и разделил их на семь основных типов, каждый из которых отражает особые виды энергий, действующих в нашей жизни (Юнг, 1991). Эти семь типов отражаются и проявляются через разнообразные символы, образы и деятельность. Их понимание поможет нам, используя движение и позу, усилить или ослабить их проявление. Включая символические движения, мы высвобождаем силы архетипов.

    Инструкция ведущего: «Архетип самости.Это энергия нашей истинной сущности. Движения и позы, выбранные для этого танца, помогут нам увидеть идеальный образ себя и должны способствовать самосовершенствованию. Танцы – обращения к своему «Я» – это внутренний призыв к работе и росту. Исполните пантомиму обручения, символизируя объединение с вашим идеальным «Я». Исполните пантомиму, в которой вы получаете подарки в каком то конкретном месте. Исполните танец, представляющий, как вы входите в новую жизнь, вылупляясь из яйца или прорастая из семени.
    1   ...   52   53   54   55   56   57   58   59   60


    написать администратору сайта