Главная страница
Навигация по странице:

  • Упражнение 13. «Групповой эгоизм»

  • Упражнение 14. Учитывайте возможности партнера

  • Упражнение 15. «Сиамские близнецы»

  • Упражнение 16. «Жизнь эмоций»

  • Упражнение 17. «Встретились два существа»

  • Упражнение 18. Дискуссия

  • Упражнение 1. Танец с приветствиями

  • Упражнение 2. Танец с хлопками

  • Упражнение 3. «Детский круг»

  • Упражнение 4. Рок н ролл

  • Упражнение 1. «Скульптор и глина»

  • Упражнение 2. Групповая скульптура – I

  • Упражнение 3. Групповая скульптура – II, или «Темп – жанр – скульптура»

  • Упражнение 4. Групповая динамическая скульптура

  • Упражнение 5. Скульптура «Доверие», «Недоверие», «Опасность»

  • Упражнение 2. «Муха в плену»

  • Упражнение 3. «Пластилиновый человек»

  • _Малкина-Пых И.Г., Телесная терапия. Справочник практического психолога И. Г. Малкина Пых Телесная терапия предисловие


    Скачать 4.83 Mb.
    НазваниеСправочник практического психолога И. Г. Малкина Пых Телесная терапия предисловие
    Анкор_Малкина-Пых И.Г., Телесная терапия.doc
    Дата19.02.2018
    Размер4.83 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла_Малкина-Пых И.Г., Телесная терапия.doc
    ТипСправочник
    #15706
    страница53 из 60
    1   ...   49   50   51   52   53   54   55   56   ...   60

    Упражнение 12. «Эгоизм»

    Участники фушты: разбиваются на пары и прислоняются спинами друг к другу. Задача каждого участника – встать так, чтоб было удобно «себе». Обсуждается умение заявить о себе, найти свою нишу и устроиться в ней. Позволить телу найти свое удобное положение. Думать о себе (внутренняя любовь к себе).

    Упражнение 13. «Групповой эгоизм»

    То же самое, что и предыдущее, в группе. Сначала спинами соединяются два участника. После этого к ним начинают по очереди «пристраиваться» остальные. Задача та же – каждый должен встать и облокотиться на партнеров максимально удобно для себя. Если человек устает – значит, он неудачно встал в группу, он забывает о себе и думает о тяжести. Его выбор – остаться в той роли, которая нравится другому, или в роли, которая нравится ему самому.

    Упражнение 14. Учитывайте возможности партнера

    Инструкция ведущего: «Сядьте лицом друг к другу и соедините ступни слегка согнутых в коленях ног. Затем наклонитесь вперед, возьмитесь за руки и, упираясь ступнями, одним движением поднимите ноги вверх. Оставайтесь в таком положении как можно дольше, затем опустите ноги и расслабьтесь».

    Упражнение 15. «Сиамские близнецы»

    Участники разбиваются на пары. Ведущий предлагает каждой паре представить себя сиамскими близнецами, сросшимися любыми частями тела. «Вы вынуждены действовать как одно целое. Пройдитесь по комнате, попробуйте сесть, привыкните друг к другу. А теперь покажите нам какой нибудь эпизод из вашей жизни: вы завтракаете, одеваетесь и т. д.».

    Упражнение 16. «Жизнь эмоций»

    Группе предлагается передать с помощью выразительных движений не менее четырех эмоций (на выбор: интерес, удивление, радость, печаль, гнев, страх) – но не изолированно, а последовательно, чтобы каждая последующая эмоция вытекала из предыдущей (очередность их определяется общим замыслом участников). При этом каждую эмоцию интересно передать в развитии: ее зарождение, нарастание, кульминацию и спад (или внезапный переход в другую эмоцию). Вместо музыкального сопровождения используются шумовые и голосовые импровизации (звукоподражания, вокализации и пр.).

    Предпочтительней не показывать конкретные события с конкретными персонажами, а по возможности абстрагировать, символизировать ситуацию, чтобы эмоции предстали как бы «в чистом виде»: как некие субстанции или стихии. Однако право выбора, каким образом воплотить замысел, остается за группой.

    Можно разбить группу на подгруппы в 10–15 человек, каждая из которых разрабатывает свой замысел, а затем они по очереди «выступают» друг перед другом.

    Упражнение 17. «Встретились два существа»

    Перед группой ставится задача: придумать и показать ситуацию (сценку), как встретились два (три) фантастических существа и чем это закончилось. Условие: каждое существо воплощается несколькими участниками. При этом надо показать пластические особенности каждого существа, их реакцию друг на друга, взаимодействие, используя выразительные движения, шумы и вокализации, которые и составят естественное «музыкальное» сопровождение данного упражнения.

    Упражнение 18. Дискуссия

    Группа разбивается на тройки. В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, жесты, мимика; второй участник играет роль «глухого и паралитика»: он может говорить и видеть; третий – «слепой и немой»: он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например договориться о месте, времени и цели встречи.
    БЫСТРАЯ ЧАСТЬ

    Упражнение 1. Танец с приветствиями

    Танцующие, взявшись за руки, двигаются вправо по кругу на первые четыре такта. На пятый шестой такты они сходятся сначала к центру круга, говоря: «Здравствуйте!» – а потом «растягивают» круг до первоначальной позиции со словами: «До свидания!» На седьмой восьмой такт все делают поворот на месте (четыре шага). Можно помахивать одной или двумя поднятыми вверх руками.

    Упражнение 2. Танец с хлопками

    На первые четыре такта танцующие, взявшись за руки, двигаются по кругу направо (восемь шагов, начиная с правой ноги), потом – налево (восемь шагов – с левой ноги), затем сближаются к центру (четыре шага – с правой ноги) и возвращаются, двигаясь спиной, в прежнюю позицию (четыре шага – с правой ноги). На девятый – двенадцатый такты вежливо кланяются соседу справа и хлопают три раза в ладоши, приседают и снова хлопают в ладоши, затем ритуал повторяется по отношению к соседу слева. На тринадцатый – пятнадцатый такты – удар по коленям и три хлопка в ладоши, а на шестнадцатый – три притопа. Затем движения девятого – шестнадцатого тактов повторяются.

    Упражнение 3. «Детский круг»

    Упражнение усложняется за счет движения, называемого у хореографов «пекке»: когда носок прямой ноги легко касается пола, а нога будто отскакивает. На первый – четвертый такты танцующие, взявшись за руки, делают четыре шага вправо, начиная с правой ноги. Левая нога, оказавшись на носке, «открывает» движение в левую сторону. На этот раз от пола «отскакивает» правая нога. Так повторяется два раза. На пятый – восьмой такты делаются только «пекке»: правая нога опускается на носок, перекрещивая левую, и наоборот. Всего четыре движения.

    На девятый – двенадцатый такты танцующие, начиная с правой ноги, двигаются направо (восемь шагов). Левая нога, оказываясь на носке, завершает движение в одну сторону и «открывает» в другую: с левой ноги влево (восемь шагов). Если постепенно увеличивать темп танца, возникает потрясающее ощущение «кругового единства».
    Упражнение 4. Рок н ролл

    Это парный танец, требующий координации движений с партнером. Основное движение рок н ролла занимает полтора такта и состоит из 6 элементов.
    Партнер

    Такт 1 – шаг левой ногой назад (можно приподнять левую ногу и опустить, т. е. сделать шаг на месте);

    2 – шаг правой ногой на месте;

    3 – поднять согнутую в колене левую ногу и вынести ее крест накрест перед правой на уровне колена, т. е. выполнить мах с левой ноги (рис. 5.1);

    4 – возвратить левую ногу в исходное положение;

    5 – поднять согнутую в колене правую ногу и занести ее



    крест накрест перед левой на уровне колена, т. е. выполнить мах с правой ноги;

    6 – возвратить правую ногу в исходное положение.

    Партнерша выполняет зеркальные движения.

    Существует и второй вариант исполнения рок н ролла, когда движение мах делается на 4 м и 6 м шаге.

    Партнер

    Такт 1 – шаг левой ногой назад (можно приподнять левую ногу и опустить, т. е. сделать шаг на месте);

    2 – шаг правой ногой на месте;

    3 – левую ногу приставить к правой;

    4 – поднять согнутую в колене правую ногу и вынести ее крест накрест перед левой на уровне колена, т. е. выполнить мах с правой ноги;

    5 – возвратить правую ногу в исходное положение;

    6 – поднять согнутую в колене левую ногу и вынести ее крест накрест перед правой на уровне колена, т. е. выполнить мах с левой ноги.

    Партнерша выполняет зеркальные движения.

    БОЛЛ ЧЕЙНДЖ Партнер

    Такт 1 – сделать мах от колена левой ногой, стопа примерно в 15 см от пола;

    2 – в конце счета поставить левую ногу на носок с частичным весом;

    3 – шаг правой ногой на месте, вес корпуса на правой ноге, колено правой ноги смягчено.

    Партнерша выполняет зеркальные движения.

    Болл чейндж можно использовать вместо движения рок (шаги 1–2 основного хода).

    ВЫПАД В СТОРОНУ Партнер

    Такты 1–2 – шаг основного хода (рок); 3 – сделать левой ногой легкий мягкий шаг влево, приседая на ней, корпус слегка повернуть и наклонить вправо, одновременно правую ногу поставить на каблук, вес корпуса на левой ноге (рис. 5.2);

    4 – возвратиться в основную позицию;

    5 – сделать правой ногой легкий мягкий шаг вправо, приседая на ней, корпус слегка повернуть и наклонить влево, одновременно левую ногу поставить на каблук, вес корпуса на правой ноге;

    6 – возвратиться в основную позицию.

    Партнерша выполняет зеркальные движения.



    Рис. 5.2
    ПРИТОПЫ

    И. п. (исходное положение) – лицом друг к другу, взявшись за руки, согнутые в локтях; стопы параллельно.

    Партнер

    Такт 1 – поднять оба носка и удерживать равновесие на каблуках, движение бедрами назад;

    2 – опуститься на обе ступни;

    3 – вынести левую ногу вперед, сгибая колено перед правой ногой;

    4 – возвратить левую ногу в исходное положение;

    5 – вынести правую ногу вперед, сгибая колено перед левой ногой;

    6 – возвратить правую ногу в исходное положение;
    МАХ

    Такт 1 – соскок на подушечку левой ступни, одновременно мах правой ногой вперед (рис. 5.3);

    2 – соскок на подушечку левой ступни, одновременно мах правой ногой в сторону;

    3 – соскок на подушечку левой ступни, одновременно мах правой ногой назад;

    4 – соскок на обе ноги, согнув колени. Повторить движение с другой ноги.



    Рис. 5.3

    Движения можно варьировать, комбинируя предлагаемые по своему желанию, исполнять в любой последовательности и в различных направлениях. Например, танцующие могут продвигаться вперед или поворачиваться друг к другу то правым, то левым плечом, могут расходиться в разные стороны, приближаться, идти друг за другом, обходить друг друга, идти рядом вперед по линии танца или в любом другом направлении и т. д. (рис. 5.4).


    ЗАКРУЧИВАНИЕ

    Фигура построена на основных движениях рок н ролла.

    И.п. – партнеры стоят лицом в одном направлении. Правая рука партнера и левая рука партнерши соединены. Свободные руки на уровне талии.

    Полтора такта (шаги 1–6) партнер исполняет основное движение на месте, помогая партнерше выполнить поворот влево, «подтягивая» ее рукой. Партнерша исполняет основное движение и на 3 м шаге начинает поворот влево к партнеру, «накручиваясь» на его правую руку. Правая рука партнерши должна оказаться сверху соединенных рук. Позиция «бок о бок».
    РАСКРУЧИВАНИЕ

    Полтора такта (шаги 1–6) партнер исполняет основное движение на месте, он помогает партнерше возвратиться на свое место, давая ей необходимый толчок для правого поворота. Партнерша исполняет основное движение и на 3 м шаге начинает поворот вправо от партнера, «раскручиваясь» с его правой руки.

    Раскручивание может быть выполнено в другую сторону.

    Полтора такта (шаги 1–6). Позиция «бок о бок». Партнеры соединяют свободные руки и одновременно освобождают соединенные. Партнерша выполняет поворот в левую сторону, выходя в позицию с левой стороны партнера.

    Фигуру можно соединить с основным движением, исполняя их поочередно: основное движение, закручивание, основное движение, раскручивание.

    Все эти движения могут выполняться и в противоположном направлении.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    Упражнение 1. «Скульптор и глина»

    Группа разбивается на «скульпторов» и «комочки глины». Упражнение идет в несколько этапов.

    1 этап.Участники, выполняющие роль глины, расходятся по комнате, садятся, закрывают глаза. Скульпторы выбирают себе комочек глины, с которым будут работать. Участник, выполняющий роль глины, не знает, кто из скульпторов будет работать с ним, глаза его закрыты. Глина – податлива, расслаблена, принимает и держит форму, которую придает ей скульптор. Последний лепит из глины скульптуру того самого человека, который исполняет роль глины. Скульптура называется «Имярек (т. е. имя участника) и его проблема». Когда скульптура полностью завершена, она застывает на несколько секунд. Участник, исполняющий роль глины, прислушивается к своим ощущениям, не открывая глаз.

    2 этап.Этот же скульптор из того же кусочка глины лепит скульптуру этого же человека, но теперь это «Имярек без его проблемы». Когда скульптура полностью окончена, она застывает на несколько секунд.

    3 этап.Участники, исполнявшие роль глины, снова становятся кусочками глины. Скульпторы выбирают себе новый материал и снова лепят две скульптуры (человека с проблемой и без нее).

    4 этап.Участники, исполнявшие роль глины, делятся впечатлениями или записывают их. Желающие продолжить работу выбирают, с каким скульптором они хотели бы работать.

    5 этап.Скульптор творит свою первую скульптуру «Имярек и его проблема» (повторяет то, что было сделано раньше). Отличие от 1 – го этапа упражнения заключается в том, что «глина» теперь сопротивляется и «не хочет», чтобы из нее лепили «проблему». Если скульптору все же удается придать ей какое то положение, она его «принимает». Скульптор может привлекать к работе помощников из числа незанятых участников.

    6 этап.Участник, выполняющий роль глины (из положения полностью законченной скульптуры), может «сбросить» свою проблему, освободиться от нее и сам вылепить из себя скульптуру «без проблемы» (она не обязательно должна повторять вариант скульптора). Теперь сопротивляется скульптор, он никак не хочет, чтобы его творение было разрушено.

    7 этап.Участники записывают свои переживания и, если хотят, могут обсудить их на группе.

    Упражнение 2. Групповая скульптура – I

    8 этом упражнении каждый участник одновременно является и скульптором, и глиной. Он находит свое место в общей скульптурной композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый участник (желающий или назначенный ведущим) и принимает какую то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей для первых двоих композиции. Выполняя это упражнение, необходимо: 1) действовать в довольно быстром темпе; 2) следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур. Вариант: «застывшая» скульптура может «ожить».

    Упражнение 3. Групповая скульптура – II, или «Темп – жанр – скульптура»

    Группа разбивается на три части.

    Первая – будет строить скульптурную композицию. Каждый ее участник найдет свое место в общей скульптурной группе. Тему общей композиции задает вторая подгруппа, жанр (или атмосферу) – третья.

    Вся работа происходит в полном молчании. Ведущий объявляет: «Сейчас вашему вниманию будет представлена скульптурная композиция первой подгруппы на тему X, выполненная в жанре Y». В центр выходит первый участник первой подгруппы и принимает какую то позу, которая созвучна теме и жанру. К нему по очереди присоединяются остальные. Когда скульптура закончена, по команде ведущего все участники «оживают»: на счет «Раз!» делают одно или несколько простых движений и замирают снова, на счет «Два!» снова оживают на мгновение и снова замирают.

    Упражнение 4. Групповая динамическая скульптура

    Инструкция ведущего: «Найдите свое место среди остальных. Почувствуйте личное присутствие каждого и свое неповторимое присутствие среди других. Прислушивайтесь к своим ощущениям от близости того или иного человека, воспринимайте впечатления, даже самые тонкие, от других, от каждого присутствующего в каждый момент. Пусть ваши движения будут созвучны вашим чувствам».

    Упражнение 5. Скульптура «Доверие», «Недоверие», «Опасность»

    Группа разбивается на три подгруппы. Каждый участник одновременно и скульптор и глина. Подгруппы создают скульптуры «Доверие», «Недоверие», «Опасность» и вступают друг с другом во взаимодействие, например: «Я доверял тебе, но потом почувствовал опасность и перестал доверять».

    Техника 4. Работа с излишним контролем

    Приводимые ниже упражнения учат в первую очередь тому, как можно освободиться от зажимов контроля на уровне тела.
    РАЗМИНКА

    Упражнение 1. Ладушки

    Вспоминаем детство. Садимся напротив друг друга. Хлопаем в ладоши и обеими своими руками ударяем по обеим ладоням партнера. Опять хлопаем в ладоши и ударяем своей правой ладонью по правой ладони партнера. Хлопаем в ладоши и делаем то же, но левой рукой. А теперь убыстряем темп насколько возможно. Если не снять контроль, не «отпустить тело», вы проиграете.

    Упражнение 2. «Муха в плену»

    Участники лежат на полу. Им нужно представить себя мухой, приклеившейся к полу. Руки, ноги, плечи и голова стремятся вверх. Нужно оторваться от пола, для этого руки и ноги совершают мелкие вибрационные движения, импульс исходит из ступней и кистей, колени прямые. «Отклеиваться» нужно не менее 3 мин.

    В результате упражнения сильно напрягаются все мышцы одновременно, прекращение движения ведет к сильнейшему (пропорционально напряжению) расслаблению. Тело «растекается» по полу подобно медузе. Чтобы увеличить время напряжения мышц, можно предложить участникам другой объект (кроме мухи), другую цель, например путешествие по Литейному проспекту с рассматриванием домов и вспоминанием их последовательности. Это до определенного момента отвлечет внимание от изнуренных мышц, но главное, что при этом наступает и «изнурение» сознания. Поэтому состояние расслабления будет сопровождаться безмыслием. Это и есть полная релаксация, ведущая к снятию хронических мышечных напряжений.

    Упражнение 3. «Пластилиновый человек»

    В отличие от других упражнений, действующих по принципу «напряжение – расслабление», упражнение усложняет предлагаемые обстоятельства. Участники сидят на корточках, голова на коленях, глаза закрыты.

    Инструкция ведущего: «Представьте, что каждый из вас – ком пластилина, в котором „зародилась жизнь“; попробуйте вылепить из себя человека, преодолевая сопротивление своего материала – пластилина.

    Последовательность такая: вначале постарайтесь выпрямиться во весь рост, это требует большого напряжения в позвоночнике, шее, ногах; теперь «лепите» руки от плеча, напряжение распространяется в руки, затем кисти, пальцы. Ощущайте плас тилиновость пальцев: они все время норовят склеиться друг с другом. Этими пальцами нужно вылепить лицо – глаза, нос, рот. Какое выражение лица получилось? Какой человек вылепился? Посмотрите вокруг. Куда это вы попали? Все тело остается напряженно пластилиновым. Попытайтесь двигаться, отрывая пластилиновые ступни от пола. Куда и зачем вы пошли?»

    Возможно взаимодействие участников: знакомство и т. д. В какой то момент вы оказались лежащими на полу, не можете отклеиться, стараетесь это сделать, напряжение во всем теле увеличивается. Вдруг теплая, почти горячая волна накатывает на ноги, они «тают», пластилин растекается в лужу, следующая волна доходит до паха, потом до груди, шеи, последняя волна покрывает все тело, пластилиновое тело растеклось в лужу. Сильный эффект расслабления достигается длительным напряжением, предлагаемые обстоятельства помогают «занять» внимание, а следовательно, увеличить время напряжения, добавляют элемент всегда желанной игры.
    1   ...   49   50   51   52   53   54   55   56   ...   60


    написать администратору сайта