Главная страница
Навигация по странице:

  • Упражнение 4. Танец хула

  • Упражнение 5. «Мать Земля»

  • Упражнение 6. Ритуальный танец североамериканских индейцев

  • Упражнение 7. «Прилив – отлив»

  • Упражнение 1. Заземление

  • Упражнение 2. Летка енка

  • Упражнение 1. Метафора «Одного шага»

  • Упражнение 2. «Морская водоросль»

  • Упражнение 3. «Бульдозер и Пеньки»

  • Упражнение 5. Восхождение к устойчивости (работа с «внутренним ребенком»)

  • Упражнение 1. Нарушение пространства

  • Упражнение 2. Внутреннее движение

  • Упражнение 3. «Броуновское движение»

  • _Малкина-Пых И.Г., Телесная терапия. Справочник практического психолога И. Г. Малкина Пых Телесная терапия предисловие


    Скачать 4.83 Mb.
    НазваниеСправочник практического психолога И. Г. Малкина Пых Телесная терапия предисловие
    Анкор_Малкина-Пых И.Г., Телесная терапия.doc
    Дата19.02.2018
    Размер4.83 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла_Малкина-Пых И.Г., Телесная терапия.doc
    ТипСправочник
    #15706
    страница51 из 60
    1   ...   47   48   49   50   51   52   53   54   ...   60


    Упражнение 3. Приседание

    Инструкция ведущего: «Поставьте стопы параллельно на расстоянии около 20 см. Попробуйте присесть на корточки, не отрывая пятки от земли, и удержать эту позицию без какой бы то ни было опоры.

    Если приседание начнет вызывать боль, опуститесь на колени, отведите стопы назад и сядьте на пятки. Это может оказаться болезненным, если голени и стопы напряжены. Если это так, присядьте снова, чтобы расслабить лодыжки».

    Упражнение 4. Танец хула

    Стопы параллельны на расстоянии около 30 см. Колени немного согнуты, ладони помещены на коленях. Целью упражнения является колебание тазом из стороны в сторону только при помощи ног и стоп. Верхняя часть тела расслаблена и неактивна.

    Инструкция ведущего: «Перенесите вес тела на передний отдел правой стопы, выпрямите правое колено и позвольте тазу отклониться вправо. Перенесите вес тела на левую стопу, надавите на нее, после чего легко выпрямите левое колено. Вы должны почувствовать, что таз передвигается влево. Сейчас переместите вес на правую ногу и повторите маневр, стараясь вызвать передвижение таза вправо без участия верхней половины тела. Продолжайте упражнение, перенося попеременно вес тела с одной стопы на другую, около 5 раз».

    Описанное упражнение похоже на основной шаг в традиционном гавайском танце хула.

    Упражнение 5. «Мать Земля»

    Ритмичное топанье по кругу под африканские ритмы в течение 7 10 мин.

    Основное движение – переменный приставной шаг друг за другом по кругу: шаг правой ногой вперед – левую приставить и т. д. При этом шаг выполняется на чуть согнутых ногах, всей стопой в пол, с топаньем. Важно, чтобы было ощущение плотного соприкосновения стопы с землей.

    Ритуалы древних племен, посвященные Земле, исполнялись на открытом твердом грунте. Когда исполнители танцевали, топая ногами в землю, поднималась пыль. Со стороны это выглядело так, будто источается сила земная; танцоры как бы купаются в ней и впитывают ее. Чем сильнее удары ног в землю, тем выше поднимается пыль, тем больше силы отдает Земля. Чем ниже приседают танцоры, тем ближе они к Матери Земле и тем сильнее становятся.

    Упражнение 6. Ритуальный танец североамериканских индейцев

    Участники располагаются общим кругом, лицом в центр, взявшись за опущенные руки. Основное движение – приставной шаг боком, влево по кругу: левой ногой шаг влево – правую приставить, левой шаг влево – правую приставить и т. д.

    Танец можно исполнять с закрытыми глазами.

    Упражнение 7. «Прилив – отлив»

    Участники подражают шуму волн. Они располагаются общим кругом, лицом вовнутрь. Начинают с небольших, спокойных качаний вперед назад (стоя на месте и переводя тяжесть тела с передних частей стоп на пятки и обратно). Постепенно увеличивают амплитуду и переходят на продвижение легкими шагами к центру – от центра. При этом движение вперед, к центру круга, сопровождается звуком «ш ш ш» и плавным выведением рук вперед, а отход – беззвучным вдохом и отведением рук вниз. Общий рисунок выглядит как многократное попеременное сужение и расширение круга. Постепенно исполнители увеличивают силу и амплитуду движений и одновременно – громкость своих голосов, переходя на звук «а а а» (озвученный вдох). Достигнув кульминации, они так же постепенно уменьшают амплитуду и силу движения, пока не перейдут на спокойное качание на месте вперед назад (как в начале), которое тоже затихает до полной остановки; одновременно с движением затихает звучание голосов («а а а» переходит в «ш ш ш»), пока окончательно не смолкнет.

    Примечание. Необходимо, чтобы качания и продвижения вперед назад выполнялись, как гармонические колебания (сходные с движением маятника). Иными словами, выход из крайней точки (где происходит смена направления движения) должен быть не резким рывком, а постепенным ускорением, так же как и приход в крайнюю точку – не резкой остановкой, а постепенным замедлением шагов. Выполнение упражнения требует, чтобы при продвижении к центру участники начали замедлять движение за несколько шагов до максимального сужения круга (когда соседи почти касаются друг друга плечами, но не сбиваются в кучу). Очень важно, чтобы движения выполнялись всеми участниками синхронно и чтобы целостность круга сохранялась на протяжении всего хода упражнения.
    БЫСТРАЯ ЧАСТЬ

    Состоит преимущественно из ритмичных прыжковых упражнений с обязательным приземлением на всю стопу и небольшим пружинистым сгибанием колен.

    Упражнение 1. Заземление

    Шаг на месте с правой ноги.

    2 раза мах правой левой ногой.

    Прыжок вперед на обе стопы.

    Прыжок назад и твист.

    Повторить 8 раз.

    Прыжок с выставлением ноги вперед на пятку: правая левая.

    Прыжок, ноги на ширине плеч, на всю стопу, колени чуть согнуты, и обратно.

    Прыжки, ноги в сторону вместе, с подниманием рук над головой.

    Повторить 8 раз.

    3 раза подъем колена левой ногой, 3 раза подъем колена правой ногой.

    1 раз подъем колена – правой левой.

    1 раз подъем колена – правой левой.

    Повторить 8 раз.

    3 раза подъем колена правой ногой, 3 раза подъем колена левой ногой.

    1 раз подъем колена – левой правой.

    1 раз захлест ноги – левой правой.

    Повторить 8 раз.

    8 выпадов правой ногой с одновременным подъемом левой руки влево вверх.

    8 выпадов левой ногой с одновременным подъемом левой руки вправо вверх.

    4 выпада правой ногой с одновременным подъемом левой руки влево вверх.

    4 выпада левой ногой с одновременным подъемом левой руки вправо вверх.

    2 выпада правой ногой с одновременным подъемом левой руки влево вверх.

    2 выпада левой ногой с одновременным подъемом левой руки вправо вверх.

    Выпад вправо влево, обе руки резко выбрасываем вперед вверх.

    Упражнение 2. Летка енка

    Участники выстраиваются в круг друг за другом и берутся за талию стоящего впереди.

    Подскок и мах правой ногой.

    Подскок и мах левой ногой.

    Прыжок вперед на обе стопы, ноги на ширине плеч.

    Прыжок назад и твист.

    Упражнение 3. Кантри

    Исполняется под музыку «Кантри».

    И. п. (исходное положение) – стойка прямо, пятки вместе, носки врозь, руки на талии, большие пальцы рук заложены за пояс.

    Шаг с правой ноги вправо, перекрестный шаг левой ногой сзади за правой, еще шаг правой вправо, левую приставить к правой (такты 1–4).

    Повторить в левую сторону (такты 1–4).

    Шаг правой ногой назад, левую приставить (такты 1–2).

    Прыжок ноги врозь – ноги вместе (такты 3–4).

    Скольжение (slide) по диагонали вперед влево с левой ноги (такты 1–2).

    Скольжение (slide) по диагонали вперед вправо с правой ноги, левую приставить (такты 3–4).

    Шаг левой по диагонали вперед влево с одновременным двукратным покачиванием левым бедром влево (такты 1–2).

    Двукратное покачивание правым бедром вправо (такты 3–4).

    Одно покачивание правым бедром вправо – левым влево (такты 1–2).

    Шаг с правой ноги с поворотом вправо на 90°, левую приставить (такты 3–4).
    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    Упражнение 1. Метафора «Одного шага»

    (http://www.chart.ru/

    bodywork/games.htm)

    Принципы:

    перетекание веса тела по синусоиде от 100 % на одной ступне к 100 % на другой ступне;

    чувствительность:

    а) во время несения «пустой» ноги над поверхностью пола – есть ли место для опоры?

    б) стопы и колени проходят рядом друг с другом параллель 

    но, но не соприкасаясь;

    в) опорная ступня «распластывается» на полу (женщинам

    можно вспомнить ощущение «раскатывания теста»).

    в любой момент положение тела является стабильным (устойчивым), т. е. по команде «стоп» тело не заваливается (принцип покоя в движении).

    Пошаговое выполнение упражнения.

    Стоя на полусогнутых в коленях ногах (ступни соприкасаются внутренними сторонами, руки вблизи живота), приседаем, опуская прямой позвоночник вниз. Когда мы почувствуем свои ноги «сжатыми пружинами», начинаем плавно и медленно скользить правой стопой параллельно земле на 1–2 см выше уровня пола (ощущаем, достаточно ли надежна поверхность, на которую собираемся поставить ногу, нет ли «обрыва в пропасть»), пока колено не окажется практически выпрямленным. Все это время вес на 100 % на левой ноге и, соответственно, центр тяжести тела в пределах площади опоры (устойчивое положение).

    Опускаем правую стопу с пятки на носок (вес все еще на левой ступне). Переносим вес на правую ногу, живот опускается, макушка находится на том же уровне, глаза смотрят прямо. Вес переносится с «полной» ноги на «пустую» плавно, важно прочувствовать моменты этого перетекания со 100 % до 0 %. Корпус не наклонять.

    Левая нога подтягивается к ступне правой только после установления опоры на правой ноге.

    Цикл повторяется.

    Упражнение 2. «Морская водоросль»

    Инструкция ведущего: «Представьте, что вы водоросль, растущая на морском дне. Ваши стопы, являясь корнями, не могут сдвинуться с места, но голова, руки, плечи, туловище, бедра и колени являются стеблями водоросли и непрерывно колеблются под воздействием морского течения, которым в данном случае являются движения рук вашего партнера. Закройте глаза и двигайтесь, повинуясь „течению“, с той же скоростью и в том же направлении. Не следует забывать, что стопы должны быть надежной опорой, сильной и одновременно гибкой».

    Партнер, который играет роль морского течения, может использовать различные виды воздействия на второго участника, варьируя скорость и интенсивность.

    Упражнение 3. «Бульдозер и Пеньки»

    Это упражнение можно выполнять как в парном, так и в групповом варианте.

    Парный вариант

    Один из участников исполняет роль Бульдозера, который должен выкорчевать Пенек – своего партнера. Пенек должен, укоренившись, стоять на месте и не сходить с него. Бульдозер пытается стащить партнера с этого места всеми способами – хватаясь за руки, толкая или спихивая его. Через какое то время партнеры меняются ролями.

    Групповой вариант

    Если в эту игру играют три человека, один становится Пеньком, а двое других – Бульдозерами, а затем меняются ролями.

    Упражнение 4. Падение

    Выполняется в несколько этапов, с постепенным усложнением. Каждый вариант упражнения выполняется по нескольку раз. Когда освоен более простой вариант, можно переходить к следующему, более сложному.

    а) Стоя в полный рост, раскружиться на месте так, чтобы расслабленные руки отлетели в стороны, а кисти налились тяжестью. Затем резко остановиться и упасть, куда «поведет тело».

    Как правило, падение идет с закручиванием, по спирали. Упражнение очень похоже на то, как играют (кружатся) дети.

    б) Встать в полный рост. Полностью расслабив тело, упасть на пол мягко, с закручиванием (так, как это получалось после кружения в предыдущем варианте упражнения).

    в) Встать в полный рост. Подпрыгнуть вверх и мягко упасть на пол (приземлившись на ноги с последующим перекатом на бок и спину).

    г) Встать в полный рост на опоре, приподнятой над землей.

    Оттолкнувшись от нее, подпрыгнуть вверх и с высоты упасть на пол (мягко приземлившись на ноги с последующим перекатом на бок и спину).

    Примечание.Отношение человека к падению на пол отражает его восприятие жизненных «падений», т. е. неудач: насколько он их боится и насколько тяжело из них выходит. Важно понять, что травмирует не само падение, а сопротивление ему, ограничивающее естественную телесно психологическую адаптацию к ситуации.

    Упражнение 5. Восхождение к устойчивости (работа с «внутренним ребенком»)

    Упражнение направлено на то, чтобы дать опору другому человеку.

    Работа в парах. Один участник (клиент) лежит, другой (ведущий) стоит и своими ногами упирается в его ступни. Надо позволить лежащему своими ногами перемещаться вверх, «идти» по ногам стоящего. Это и есть путешествие к устойчивости. Стоящий дает опору ногам лежащего. Затем «благодарность животом», т. е. стоящий удерживает недолго ноги партнера на своем животе. Потом следует плавный выход из контакта, стоящий понемногу отходит назад, пока ноги лежащего не лягут на пол. Затем стоящий берет лежащего за стопы – на вдохе надавливает на стопы, на выдохе – отпускает. Ведущий дышит в ритме клиента – это ассимиляция энергии.

    Затем следует обсуждение: почувствовал ли лежащий состояние устойчивости, почему это было трудно. Когда было максимально удобно? Если на подъеме было трудно, а на животе удобно (т. е. как бы в утробе матери) – это хороший признак. Легко ли было выйти из контакта? Эта процедура демонстрирует сложности с матерью. Если клиент не может выйти из контакта, то это неблагоприятный знак. Если контакт разрывается очень резко, это свидетельство плохих отношений с матерью.

    Поменяться ролями.

    Техника 2. Работа с границами

    Упражнения данного раздела позволяют: 1) выяснить, каковы твои границы и как их устанавливают; 2) расширять и устанавливать границы, адекватные ситуации.
    РАЗМИНКА

    Упражнение 1. Нарушение пространства

    Исследование, как человек ведет себя в ответ на внешнее воздействие, сколько пространства позволяет себе занимать в этом мире. Выполняется в парах, один участник, активно действующий, – ведущий, другой, пассивно наблюдающий, – ведомый.

    Ведомый определяет «свое пространство», а ведущий нарушает его. Ведомый ложится в удобную позу на полу. Ведущий должен его осмотреть – в какую сторону перекос и асимметрия. После этого ведущий начинает понемногу сдвигать (компактно складывать) руки и ноги партнера. А ведомый должен оценивать, насколько каждая следующая поза (более компактная, чем предыдущая) для него удобна и комфортна. Ведущий складывает руки партнера на груди, кладет ногу на ногу – до тех пор, пока ведомый не начинает активно сопротивляться.

    Затем то же самое проделывается, когда ведомый исходно сидит (лежит) в позе эмбриона, а ведущий начинает его «разворачивать». Ведомый должен отслеживать, как реагирует тело («удобно неудобно»).

    Что ведомый разрешает с собой делать, а что нет? Если ведомый давно хотел сопротивляться, но терпел, то это говорит о приспособляемости.

    Затем участники меняются ролями.

    Упражнение 2. Внутреннее движение

    Это упражнение позволяет измерить персональное пространство каждого.

    Инструкции ведущего: «Мы попробуем представить себе свою границу и показать, как мы ее охраняем. Мы садимся парами и определяем оптимальное расстояние между нашими телами. Затем один начинает медленно приближаться, а другой должен телом попытаться его остановить, когда почувствует дискомфорт. Отслеживать, какие при этом ощущения в теле.

    Теперь в парах, на расстоянии 1 0 метров: один участник стоит, другой начинает медленно к нему приближаться. Он должен приближаться до тех пор, пока не почувствует, что дальше двигаться тяжело. Тот, к кому приближаются, должен отметить про себя, когда ему захотелось сказать «стоп». Какие ощущения это вызвало в теле и где?

    В другом варианте упражнения участник, к которому приближаются, стоит с закрытыми глазами.

    Кто как чувствует психологическую дистанцию? Кто пересек границу персонального поля, не почувствовав ее? Кто не дошел? Кто верно почувствовал? Кто кого и на какое расстояние подпустил к себе? Кто ближе, кто дальше, и почему?»

    Упражнение 3. «Броуновское движение»

    Инструкция ведущего: «Изображаем броуновское движение, ходим по комнате, не вступая ни в какой контакт. Потом, по сигналу, можем вступать или не вступать в контакт. Попробуйте отследить, что с вами происходит, когда с вами пытаются идти на контакт, и что происходит, когда вы пытаетесь идти на контакт, а вам идут или не идут навстречу. Задача на здоровый эгоизм – чего хочет мое тело.

    Теперь давайте двигаться с закрытыми глазами и пытаться опознать друг друга».

    Упражнение 4. Близость

    Близость здесь понимается не как отсутствие дистанции между телами партнеров, но как созвучие, соприкосновение душ. Порой общение без прикосновений гораздо ярче выявляет подобную близость.

    Ведущий взаимодействует с партнером на некотором расстоянии от него: не дотрагиваясь до его тела, но как бы прикасаясь к его «ауре». Ведомый (стоя на месте с закрытыми глазами) реагирует на эти «прикосновения» непроизвольно, т. е. так, как «просит его тело» (мускулатура напрягается или расслабляется, дыхание становится свободным, глубоким или сдавленным, поверхностным и т. п.).

    Задача ведущего – попытаться выявить то расстояние, на котором удается воздействовать на партнера, вызывая его непроизвольные реакции, а также характер прикосновений, порождающий те или иные реакции. Задача ведомого – отследить, ощущает ли он «прикосновения» ведущего, и понаблюдать за собственными ощущениями в процессе выполнения упражнения.

    Упражнение 5. Границы

    Вариант 1

    Упражнение помогает участникам повысить чувствительность к границам членов группы, с которыми им бывает трудно находить общий язык.

    Инструкция ведущего: «Мне хочется предложить вам упражнение, которое поможет вам научиться стать чувствительнее к границам, с помощью которых каждый человек защищает свою индивидуальность.

    Посмотрите на всех членов группы и выберите кого нибудь, с кем вам по какой либо причине трудно общаться. Сядьте друг напротив друга и задумайтесь на минуту о том, как вы в это мгновение можете представить себе ту невидимую психологическую границу, которую проводит вокруг себя ваш партнер. Как вам кажется, насколько близко он позволит вам подойти к себе? Каким образом? При каких условиях? Как он скажет вам: «стоп!» или «подойди поближе»?

    Я хотел бы, чтобы вы сейчас молча поэкспериментировали друг с другом. Встаньте лицом друг к другу и вытяните руки перед собой. Коснитесь ладонями и кончиками пальцев ладоней партнера так, чтобы ваши руки были мягко прижаты одна к другой. Смотрите друг другу в глаза и начинайте осуществлять соприкасающимися ладонями и пальцами различные движения. Экспериментируя с движениями, постарайтесь узнать что либо новое о партнере.

    Что выражают движения партнера? Кто из вас чаще оказывается инициатором движений, а кто чаще проводит разведку? Кто чаще говорит «стоп!»?

    Теперь исследуйте ту индивидуальную границу, которую партнер очерчивает вокруг своего тела и которую он готов защищать. Приближайте руки к партнеру разными способами и выясните, в какой мере он позволяет вам приблизиться к нему в разных местах. Как вы сами себя чувствуете, приближаясь к его границам? Насколько вы уверены в себе и в какой мере позволяете партнеру подойти к вашим границам? Будьте внимательны к сопротивлению с обеих сторон. Где проходит ваша собственная граница и как вы ее защищаете?

    Теперь остановитесь и сядьте вместе со своим партнером. Поделитесь вашими наблюдениями о том, какую «политику границ» использует каждый из вас и как вы можете использовать понятое для того, чтобы в будущем лучше ладить друг с другом».

    Вариант 2

    Это упражнение помогает двум конфликтующим участникам проанализировать важные аспекты возникших между ними трудностей. (В продвинутых группах можно изменить упражнение, разделив группу на четверки так, чтобы в каждой подгруппе было двое конфликтующих участников, один посредник и один носитель адекватного поведения.)

    Цель упражнения состоит в том, чтобы выявить те правила, по которым каждый из нас определяет, как именно должны с ним обращаться другие люди, и чтобы выработать индивидуальный стиль защиты своих границ. Эффективный контроль над границами – предпосылка самоуважения.

    Инструкция ведущего: «Прежде всего убедитесь в готовности обеих конфликтующих сторон работать со своими трудностями.

    1. В первой части упражнения в центре внимания находится один из участников конфликта (А), другой (Б) наблюдает. Попросите А выйти на середину и сосредоточиться на своем индивидуальном пространстве, которое его окружает и защищает.

    2. Пусть А опишет, насколько велико это пространство и какой оно формы; затем спросите его, может ли он выходить из своего личного пространства и насколько далеко.

    3. Спросите А, кому и при каких условиях он позволяет заходить в свое личное пространство.

    Здесь могут помочь другие участники группы (но не Б!). Они могут, исполняя различные роли (мужчины – женщины, знакомого – чужого и т. д.), вступать в личное пространство А, при этом никто не должен произносить ни слова. Вы также можете попросить войти в личное пространство А нескольких человек одновременно, чтобы А мог выяснить, как он к этому относится. На каждом из этих этапов помогите А разобраться, как он открывает и закрывает свои границы, и подчеркните, что только он сам отвечает за определение своих границ и их защиту.

    4. Теперь спросите А, каким образом он приглашает другого войти в свое личное пространство. Пусть он снова без слов пригласит к себе помощников, исполняющих различные роли, причем исполнители должны выражать различную степень заинтересованности. Здесь следует выяснить, насколько гибко этот человек может настраиваться на различные ситуации и устанавливать контакт.

    5. Пусть теперь Б войдет в личное пространство А, причем именно таким образом, как он обычно делал это раньше. В заключение пусть Б вступит в личное пространство А так, как он это хотел бы сделать, учитывая только что полученную информацию.

    6. Повторите всю процедуру с участником Б.

    Обсудите упражнение».
    БЫСТРАЯ ЧАСТЬ
    1   ...   47   48   49   50   51   52   53   54   ...   60


    написать администратору сайта