методич реком к теор. занятиям. Среднего профессионального образования красноярский медикофармацевтический колледж министерства здравоохранения и социального развития
Скачать 371.64 Kb.
|
Тема 1.2: Философия сестринского дела "Станем же твердо на основе сердца и поймем, что без сердца мы шелуха погибшая" Н. Рерих План лекции:
Философия (от греч. люблю и мудрость, любовь к мудрости) - это форма духовной деятельности человека, в которой находят свое отражение вопросы целостной картины мира, положения человека в мире, отношений между человеком и миром в результате этого взаимодействия. Необходимость философского осмысления сестринского дела возникла потому, что в профессиональном сестринском общении все чаще появлялись новые термины, которые уточнялись, развивались, обсуждались. Они обсуждаются и сейчас. Возникла необходимость нового качества знаний медсестры. В нашей стране существует ряд причин для осуществления перемен в сестринском деле. 1. Неблагоприятная демографическая ситуация. Смертность почти в два раза превышает рождаемость, при этом население России сокращается в первую очередь за счёт представителей трудоспособных возрастов, сверх смертности мужчин (алкоголизм, наркомания, травматизм, суициды, неблагоприятная криминальная обстановка). Одновременно происходит увеличение численности населения пожилого и старческого возраста. В стране 37 миллионов пенсионеров - пятая часть всего населения, а в некоторых областях центральной России доля лиц пенсионного возраста приближается к 50 %. По данным статистики, на долю стариков приходится 40% потребления услуг здравоохранения. Трудно переоценить роль сестринского персонала в медицинском обслуживании пожелых пациентов. Когда человек становится немощным, он нуждается в постоянном умелом уходе и поддержке. 2. Увеличение числа хронически больных и инвалидов, абсолютный рост онкологической заболеваемости. Здоровым рождается каждый пятый младенец, а среди выпускников школ здоров только каждый двадцатый! Другая сторона этой проблемы - объективное увеличение числа пациентов, нуждающихся в паллиативной помощи. ВОЗ определяет паллиативный уход как активный целостный уход за пациентами, чья болезнь не поддаётся излечению. В России первый хоспис был открыт в 1991 году, сегодня по стране их насчитывается более 100. Паллиативная помощь - прерогатива, главным образом, медицинских сестёр, осуществляется под девизом "Качественная жизнь до конца". 3. Экономическая ориентация медицины. Лечение в современном мире рассматривается как специализированная услуга, товар. В последние десятилетия для России характерно удорожание врачебной помощи и лекарств, "обвал платности" на рынке услуг здравоохранения. По данным статистических исследований три четверти населения не имеют средств для приобретения необходимых лекарств, посещения оздоровительных центров. Следует помнить, что сестринское дело - одна из форм социальной помощи бедным. Сестринская служба, дополняя услуги врача и являясь более доступной и дешёвой, позволяет повысить качество медицинской помощи и одновременно уменьшить расходы населения на лечение. Таким образом, если мы говорим о качестве и стоимости медицинских услуг, мы не можем игнорировать сестринский компонент. Достаточно привести одну цифру: при проведении операций на сердце 83% осложнений в послеоперационном периоде связано с дефектами ухода. Вывод: потребность населения в сестринской помощи растёт, сестринское дело - одна из тех редких профессий, которые не знают, что такое безработица. Ощущается постоянная нехватка данного контингента медработников. Сущность философии сестринскогоделав том, что она является фундаментом профессиональной жизни медсестры, выражением ее мировоззрения и лежит в основе ее работы с пациентом. Сестра, разделяющая принятую философию, принимает на себя следующие этические обязанности(правильно или неправильно мы поступаем): говорить правду; делать добро; не причинять вреда; уважать обязательства других; держать слово; быть преданной; уважать право пациента на самостоятельность. Согласно теории сестринской философии цели, к которым стремится сестра, т.е. результаты ее деятельности, называются этическими ценностями (идеалами): профессионализм; здоровье; здоровая окружающая среда; независимость; человеческое достоинство; забота (уход). Философия сестринского дела определяет и личные качества медсестры, которыми должна обладать хорошая медсестра - добродетели,определяющие, что является добром, а что злом в людях: знание; умение; сострадание. Этические принципы определяют Этический Кодекс медсестры в каждой из стран, в том числе и в России, и являются стандартами поведения медсестер и средством самоуправления для профессиональной медсестры. Этический Кодекс медсестер России принят на III Всероссийской конференции по медсестринскому делу в июне 1996 г., рассмотрен Этическим комитетом России и одобрен Минздравом в апреле 1997 года, вступил в действие. Президентом Ассоциации медсестер России является Валентина Саркисова, г. Санкт-Петербург. Цель сестринского дела - укрепление, сохранение здоровья и предотвращение заболеваний, планирование и оказание помощи во время болезни и реабилитации с учетом всех составляющих здоровья для обеспечения максимальной физической, психической и социальной независимости человека от болезни и окружающих. Цель современного сестринского дела - так организовать сестринскую помощь, включить в план своей работы такие мероприятия и так выполнить их, чтобы, несмотря на болезнь, человек и его семья смогли реализовать себя, повысить качество жизни. На медицинскую сестру возложены четыре служебные функции или задачи. Первая: состоит в обеспечении и руководстве сестринской помощью, будь то содействие, профилактика, лечение, реабилитация или поддержка отдельных лиц, семей или группы. Эти функции наиболее эффективны, если они осуществляются, как серия логических шагов, известных в качестве процедуры сестринского дела. Из этого следует: "пациентом" медицинской сестры являются не только конкретный человек, но семья и группы людей, а сестринская помощь эффективна и безопасна. Второй функцией является обучение больных, клиентов и персонала медико-санитарной помощи. Для успешного выполнения плана сестринской помощи медицинская сестра должна привлечь человека, семью и близких ему людей к активному участию в сестринском процессе. Она должна оценить уровень их знаний, желание к сотрудничеству, возможности и условия для обучения. Таким образом, медицинская сестра, выполняя вторую - обучающую функцию, выступает как учитель человека, семьи, групп людей принципам и соблюдению здорового образа жизни, профилактики заболеваний, приемам само и взаимопомощи. Как главная или старшая медицинская сестра она обучает других медицинских сестер новым методам сестринской помощи. Соблюдение медицинской сестрой принципов этики, не унижения достоинства тех, кого она обучает, является важным условием достижения положительного результата задач обучения. Третья функция медицинской сестры - работа в качестве эффективного члена бригады медико-санитарной помощи. Сотрудничество с больным, семьей, родственниками, персоналом своего подразделения при передаче смены, дежурства, при обсуждении состояния и проблем больного - важный компонент эффективной и безопасной сестринской помощи. Необходимо сотрудничество и с другими учреждениями и службами, например, социально-психологической помощи. Так, медицинские сестры больницы и поликлиники могут обсуждать план сестринской помощи при выписке больного домой, целесообразность подключения к выполнению плана социального работника, психолога и работника коммунальных служб, что способствует преемственности в работе, её качеству и безопасности. Четвертой функцией является развитие практики сестринского дела, что предполагает: научные исследования, использование новых методов работы, расширение знаний, развитие практики сестринского дела и образования, определение наиболее актуальных направлений научных исследований, использование при проведении научных исследований принятых культурных, этических и профессиональных стандартов. Направлениями исследований могут быть:
Однако сестринское дело в том виде, в каком оно существует сегодня в нашей стране, к сожалению, не отвечает современным требованиям, оставаясь вспомогательной дисциплиной. Сестра по своим обязанностям стоит скорее ближе к профессиональной группе санитарок, чем к врачам. В этой ситуации становится очевидной необходимость решения проблемы с традиционно низким уровнем российского сестринского дела. Каковы же причины, тормозящие развитие сестринского дела в нашей стране? Почему на протяжении десятилетий сестринское дело развивалось не как самостоятельная профессия, а следовало за развитием медицины, постоянно оставаясь в тени? Одна из основных причин - отсутствие чёткого разграничения между лечебным и сестринским делом, ясного понимания различия этих двух специальностей. Определение роли и конкретного вклада медицинских сестёр в здравоохранение абсолютно размыто, сестринское дело всё время сливается с лечебным делом. Исторически сложилось представление, что врачебное и сестринское дело - по сути одна и та же специальность, которая решает одними и теми же методами одни и те же задачи в области сохранения и укрепления здоровья. Однако врач в силу полученного им более фундаментального образования играет в этом тандеме ведущую роль, а сестра - вспомогательную, второстепенную роль его помощника. Именно в таком понимании в Большой медицинской энциклопедии 1972 года издания дано определение понятию «медицинская сестра» - лицо, имеющее специальное среднее медицинское образование, работающее под руководством врача и для помощи в его работе. Но по своей сути врачебное дело - это деятельность, направленная на диагностику и лечение заболеваний. Врач занимается диагностикой и лечением заболеваний, сестра помогает врачу в его работе, то есть помогает в диагностике и лечении заболеваний. Следует разделять понятия домашнего и профессионального ухода. Профессиональный уход - тщательно планируемая и научнообоснованная система мероприятий, обеспечивающих максимальную адаптацию каждого конкретного пациента к жизни в условиях болезни. Уход тогда является профессиональным, когда он отвечает трём необходимым требованиям: 1) научность, использование в сестринской практике научно обоснованных стандартов сестринского дела; 2) системность, то есть продуманность, спланированность, обязательная документация сестринской помощи; 3) индивидуальность предоставляемого ухода. Таким образом, сложившаяся в стране ситуация требует переосмысления сестринской специальности с учётом требований сегодняшнего дня. В августе 1993 года в подмосковном посёлке Голицыно состоялась первая Всероссийская научно-практическая конференция по реформе сестринского дела под девизом: "Новые медсёстры для новой России!". Сущность реформы заключается в стремлении сестёр обрести профессиональную самостоятельность, независимость и самодостаточность в ряду других медицинских профессий. Сёстры готовы принять на себя ответственность за результаты своей практики в области организации и исполнения профессионального ухода за пациентами. Врачи и медсёстры должны быть равноправными членами единой бригады медицинской помощи. У них общая цель - оптимальное здоровье и благополучие пациента, но каждый идёт к достижению кардинальной цели своим собственным путём: -врач через диагностику и лечение заболевания, -сестра - обеспечивая уход за пациентом. Изменившаяся ситуация требует воспитания медицинской сестры нового типа, равноправного и ответственного члена единой бригады медицинской помощи. Это медленный и болезненный процесс, осуществление которого невозможно без философского обоснования деятельности медицинской сестры. Тенденция философского осмысления основных понятий сестринского дела впервые появилась в США уже в 50-е годы ХХ столетия. Что такое философия вообще и философия сестринского дела в частности? Философия сестринского дела - выраженный в понятиях дух сестринского дела, определение его миссии в обществе, а также лежащей в его основе системы ценностей (А.Я.Иванюшкин). Программный документ "Философия сестринского дела в России ", принятый на I-й совместной российско-американской научно-практической конференции по теории сестринского дела (Голицыно, 1993 г.), отражает систему взглядов российских медицинских сестер на основные ценности и перспективы их профессии, раскрывает перед обществом профессиональное мировоззрение, идеал в медсестринском деле. Философия описывает сестринское дело таким, каким оно должно быть. Это описание не обязательно совпадает с тем, что мы встречаем в реальной жизни, но дает ощущение профессиональной перспективы. Нет движения, если нет четко осознанного идеала. Только определив для себя идеал и подвергнув критическому анализу нынешнее состояние отечественного сестринского дела, станет возможным поступательное движение. Другими словами, философия выполняет функции ориентира в сестринском деле, позволяющего наметить приоритетные направления в осуществлении реформы. Философия сестринского дела, включает ответы на следующие вопросы: - определение сестринского дела, его миссия, цели и задачи; - соотношение сестринского дела и медицины; - взаимодействие медицинской сестры и пациента; - профессиональная этика (ценности, личные качества и обязательства медицинской сестры); - характер взаимоотношений сестринского дела и общества. Сестринское дело сточки зрения профессиональной философии Существует более ста определений сестринского дела, что свидетельствует об отсутствии определения, исчерпывающего это понятие. Из материалов I-й Голицынской конференции по теории сестринского дела: - Сестринское дело - это наука и искусство диагностики и коррекции ответных реакций человека на существующее или потенциальное болезненное состояние. Почему сестринское дело одновременно является наукой и искусством? Сестринское дело как искусство есть искусство заботы, требующее врожденной доброты, творческого воображения и интуиции. Сестринское дело как наука есть организованная, систематизированная структура знаний, полученных и проверенных путем исследовательской деятельности. Научной основой профессиональной деятельности медицинской сестры является сестринский процесс. Философия сестринского дела в России Философия сестринского дела является частью общей философии и представляет собой систему взглядов на взаимоотношения между сестрой, пациентом, обществом и окружающей средой. Она основана на общечеловеческих принципах этики и морали. В центре этой философии человек. Сестринское дело основано на древней традиции, целью которой является удовлетворение человеческих потребностей в защите здоровья и окружающей среды. Основными принципами философии сестринского дела являются уважение к жизни, достоинствам и правам человека. Мы верим в священность дара жизни и в связи с этим рассматриваем каждую отдельную личность как единую целостность с внутренней возможностью к росту и развитию в физическом, философском, социальном, культурном, интеллектуальном и духовном планах. Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества. Эти принципы предусматривают ответственность сестры перед обществом (в том числе и перед пациентом) и ответственность общества перед сестрой. Общество признает важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентирует и поощряет его посредством издания законодательных актов. Целью сестринского дела является осуществление сестринского процесса. Сестра стремится выполнять свою работу профессионально, уважая и охраняя достоинство пациента, его автономию и гармонию с обществом и социальными потребностями. Современное сестринское дело является наукой и искусством. Успешное применение философии сестринского дела в России, развитие творческого потенциала сестер возможно только в том случае, если общество выполнит свои обязательства по отношению к ним. Сестра является специалистом, который обладает знаниями и умениями, несет ответственность за процесс ухода и проявляет милосердие. Сестра - уникальная, общественно активная личность, которая совершенствует свои профессиональные, психологические и душевные качества для того, чтобы обеспечить пациенту оптимальный уход. Сестра действует как независимо, так и в сотрудничестве с другими профессиональными работниками сферы здравоохранения с тем, чтобы удовлетворить потребности общества и отдельных пациентов в защите здоровья. Обязательства сестер включают в себя уважение к пациентам и право их на самоопределение. В соответствии с этим она действует, исходя из принципа: не причинить вреда, делать добро, уметь сотрудничать и быть преданной как профессии, так и пациенту. Сестринское дело не имеет ограничений по национальным, расовым признакам, возрасту, полу, политическим или религиозным убеждениям, социальному положению. Потребность в сестринском уходе универсальна, она необходима человеку от рождения до смерти. Оказывая помощь пациенту, сестра старается создать атмосферу уважительного отношения к его ценностям, обычаям и духовным убеждениям. Сестра сохраняет конфиденциальность, оберегая информацию в интересах пациента, если она не противоречит его здоровью и здоровью общества. Сестра принимает участие в разрешении экологических проблем. Современные сестры обращаются за вдохновением к опыту прошлого, опыту основоположников сестринского движения, подвижничеству легендарных личностей: Флоренс Найтингел, Екатерины Бакуниной, Дарьи Севастопольской и других. Этические ценности этой философии: обязанности, ценности и личные качества Обязанности (Правила, действия, команды) "Как я действую?" Обязательства включают в себя обязанности. Основная обязанность это быть умелым, компетентным профессионалом. Это учит сестру:
Эти действия находятся в рамках профессиональной компетенции сестер. Ценности (Идеалы) "К чему я стремлюсь?"
Это должно быть положительно отмечено, это то, что я лелею и хочу видеть. Личные качества "Кто я как личность?"
Эти личные качества должна иметь каждая сестра. Новые сестры для новой России Концептуальные определения терминов. Здоровье: динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации. Сестринское дело: часть медицинского ухода, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды. Человек: целостная, динамическая саморегулирующаяся биологическая система, совокупность физиологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой. Сестра: специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела, и имеющий право на сестринскую работу. Окружающая среда: совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, которые затрагиваются активностью человека. Личность: общественная сущность человека. Реформаторство в сестринском деле Исторически сложилось несколько базисных моделей сестринского дела. До XIX века сестры отличались пассивностью. Не имея возможности учиться, они выполняли указания врача и горячо молились за исцеление больного. Сама форма сестры милосердия - темное, длинное платье и покрывало (вуаль) обозначали скромность и смирение, послушание и готовность помочь. Со стороны сестер не было попыток активно повлиять на ход болезни, теоретически осмыслить свою деятельность, принять на себя ответственность за результат организации ухода за больным. С течением времени вспомогательный, "технический" характер сестринского труда, привел к отсутствию четкой дифференциации, то есть четкого разделения, между медициной и сестринским делом, слиянию этих понятий и формированию так называемой врачебной модели сестринского дела. В этой модели в центре сестринской работы находится главным образом врач, а не пациент. Цели и способы ухода определяются также докторами и чаще сводятся к выполнению врачебных назначений. Такой подход - абсолютная замкнутость на врача и его указания, сужает поле творческой деятельности сестры и обедняет ее помощь пациенту. Переворот во взглядах на сестринское дело произошел в конце ХIХ - начале ХХ веков во многом благодаря идеям английской сестры милосердия Флоренс Найтингейл). Флоренс Найтингейл является автором новой живой модели сестринского дела, создателем стройной системы ухода, позволившей сестринскому делу оформиться в качестве самостоятельной профессии. Сестринское и лечебное дело разделились, и Флоренс наглядно показала, что сестринское дело обладает достаточным потенциалом и является не менее значимым для больного, чем усилия врача. Флоренс Найтингейл выделяла уже две сферы ухода: -уход за больными; -уход за здоровыми. Уход за здоровым определялся ею как "поддержание у здорового человека состояния, при котором нет болезней", то есть впервые был сделан акцент на необходимость участия медсестры в профилактике заболеваний и сохранении общественного здоровья. Согласно модели Флоренс Найтингейл, ухаживая за больным, медицинская сестра должна: 1) пытаться активно влиять на течение болезни, "искусно манипулируя для этой цели двумя рычагами - внешней средой и ценностями пациента". В своих знаменитых записках об уходе Флоренс дала первое известное нам определение сестринского дела: "Сестринское дело есть действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению". Осмыслить, насколько это важно, помогает такой факт - смертность в ходе Крымской кампании среди раненых и больных прифронтовых госпиталей после появления на передовой Флоренс Найтингейл и ее сестер милосердия, обеспечивавших тишину, чистоту, свежий воздух, правильное питание, частые перевязки, снизилась с 50% до 2%. 2. Помочь человеку не просто выжить, но жить как можно более полноценной жизнью, приносящей удовлетворение. Медицинская сестра должна сделать все от нее зависящее, чтобы помочь пациенту как можно быстрее обрести независимость. При этом ей приходится решать целый комплекс проблем, стоящих перед пациентом - не только физических, но и социальных, духовных, психологических. Немецкий философ Мартин Хайдеггер говорил: "Тело человека - не столько материя, сколько форма души". По определению Европейского регионального Бюро ВОЗ, "миссия, то есть главная задача сестринского дела, заключается в помощи отдельным лицам, семьям и группам населения определить и реализовать их физический, психический и социальный потенциал с учетом часто неблагоприятных для человека условий жизни и работы". Медицинская сестра может виртуозно владеть манипуляционной техникой, но если она не умеет помочь пациенту адаптироваться к тому жестокому стрессу, которым всегда является болезнь, если она не умеет помочь пациенту психологически, не видит в нем живого страдающего человека - она не достигает целей ухода. Нет двух миров - мира духа и мира тела, есть один единственный мир, в котором происходят бесконечно сложные явления ... Отчаяние и органические нарушения взаимно порождают и питают друг друга. Наверное, Вы помните больную девушку в рассказе О. Генри "Последний лист"? Несмотря на уход любящих ее людей, она угасала на глазах, неотрывно глядя в окно на опадающий плющ, уверовав, что умрет вместе с последним облетевшим листочком. Но лист, вопреки всем законам природы, хотя и слегка пожелтел, но крепко держался на ветке, даруя девушке надежду, а вместе с ней и силу для выздоровления. Лишь когда кризис миновал, выяснилось, что это "чудо природы" было создано художником, сумевшим помочь врачу осуществить "немедицинский фактор". Сестринское дело должно стать для наших пациентов таким "немедицинским фактором". По удачному определению Вирджинии Хендерсон, "уникальной задачей медицинской сестры является оказание помощи человеку в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая для этого необходимыми силами, знаниями и волей". Следующая цитата иллюстрирует это положение: "Медсестра - это ноги безногого, глаза слепого, опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить ... ". Медсестра концентрирует свои усилия на том, что пациент должен был бы делать сам для себя, если бы был в состоянии или знал, как это делать; помогает пациенту справляться с ограничениями, вызванными болезнью или травмой. Таким образом, если медицина ориентирована на заболевание, диагностику и коррекцию конкретного патологического процесса, то сестринское дело концентрируется скорее на человеке, чем на его недуге, на выхаживании, на обеспечении комфорта, облегчении страданий. Врач отнимает ногу, а как человеку жить без ноги, как физически, психологически, социально приспособиться к этому новому мучительному состоянию - задача, решаемая медицинской сестрой. Конечная цель работы врача и медсестры одна и та же - оптимальное здоровье и благополучие их пациента. Однако на пути к той единой цели роли врача и медсестры должны быть строго дифференцированы. Задача врача - диагностика и лечение заболевания. Еще Авиценна писал: "Здоровье сохранить - задача медицины, болезней суть понять и устранить причины". Задача медсестры - организация и исполнение ухода за пациентами, если под уходом понимать не хаотическое нагромождение отдельных элементов ухода, а тщательно продуманную и научно обоснованную систему мероприятий, обеспечивающих максимальную адаптацию пациента и членов его семьи к жизни в условиях болезни, в условиях стесненной, ограниченной свободы. Другими словами, медицинская сестра должна обеспечить максимально возможный для пациента в его состоянии физический и психоэмоциональный комфорт, качество жизни в болезни. Значит сестринское дело представляет собой собственную, уникальную структуру отличных от врача знаний и умений. Концепция «новой» медицинской сестры Если в БМЭ 1979 г. определение "медицинская сестра" звучало как "специалист со средним медицинским образованием, работающий под руководством врача" и для помощи в его работе, то в современной модели сестринского дела медицинская сестра - личность, разделяющая философию сестринского дела, профессионально и творчески осуществляющая сестринскую практику. Окончательно определились четыре уровня деятельности медицинской сестры:
Медицинская сестра выступает в следующих ролях: - организатор ухода за пациентом; - исполнитель ухода за пациентом; - защитник интересов пациента; - консультант пациента и его семьи по вопросам ухода; - исследователь; - лидер; - активный член медицинской бригады. Не случайно Томас Льюис сравнивал медсестру с цементом, скрепляющим воедино сложную больничную систему. Профессиональная этика и ее основные элементы Проводником философии сестринского дела в повседневной сестринской практике служит этика. "Этика - это область философии, которая определяет, что правильно и что неправильно в профессиональном поведении, где добро и где зло" (М. Фаулер). В 1997 году Ассоциацией медицинских сестер России был утвержден Этический кодекс медицинской сестры России как система нравственных ориентиров, принятых всеми представителями данной профессии. В основе Кодекса лежат принципы общечеловеческой морали. Кодекс декларирует основные этические элементы философии сестринского дела, такие как профессиональные обязанности, ценности, личные качества. Почему так важно определиться с элементами профессиональной этики? Сестра, только что приступившая к трудовой деятельности, не может сразу оказаться на уровне профессиональных требований. Доктор философии Патриция Беннер вспоминает, как одна молодая медсестра сравнивала себя с полем битвы, где сражаются друг с другом, постоянно маневрируя, перегруппировываясь, нанося фланговые удары и обмениваясь мощными артиллерийскими залпами два войска - ценности, усвоенные во время обучения и ценности, познаваемые на практике. Приобщаясь к этой профессии, сестра вскоре замечает, как ее личностные, приобретенные в медицинском колледже и профессиональные ценности взаимодействуют между собой, постепенно объединяясь. В прошлом для характеристики медицинской сестры использовались такие эпитеты, как здоровая, набожная, чистоплотная, трудолюбивая, усердная, приветливая. Настоятельница Крестовоздвижинской общины сестер милосердия Екатерина Бакунина писала: "Сестры, о которых мы мечтаем - утешительницы больных, просительницы за них, сестры, вносящие в чужие госпитали горячие чувства любви, участия и добросовестности". Добродетели современной медицинской сестры существенно дополнены - ей потребуется умение мыслить, сотрудничать, руководить, преподавать, брать на себя ответственность в критических ситуациях и многое другое. Медсестра и общество Профессия медицинской сестры, как и любая профессия, несет этические обязательства перед обществом, и общество несет этические обязательства по отношению к представителям профессии. Врач лечит пациента, а выхаживает его медсестра. Можно сказать, что отношение общества к медсестре - это его отношение к человеку. Достижение гармонии здесь чрезвычайно важно. В основу своей профессиональной деятельности медицинские сестры закладывают обещание непрерывного прогресса в сестринском деле и защиту интересов пациента в любой возможной ситуации. Со своей стороны, долг общества перед медицинской сестрой - с помощью четко регламентированных законодательных актов обеспечить медицинской сестре социальную защищенность, возможность профессиональной карьеры и профессиональный престиж. Что потом? За короткое время медицинская сестра прошла путь от человека, который "питает, лелеет и защищает слабого" до всесторонне образованной профессиональной медицинской сестры, работающей и с людьми в критических для них ситуациях, и со сложным техническим оборудованием. Только сейчас мы постепенно осознали, каких глубин может достигнуть сестринское дело, воистину превратившись в еще одно "сердце нашего бессердечного мира". Но здесь в полный рост встает вопрос - возможность интеграции "новой" медицинской сестры в существующую систему российского здравоохранения с ее прочно укоренившимся институтом "технических сестер". Есть такая восточная мудрость: "Если вы в сокровищницу положите золото - золото и возьмете, если положите медь - медь и возьмете". Сестринское дело без фундамента профессиональной философии - это только медь. Философия сестринского дела - шанс российских медицинских сестер во благо профессии и всех россиян усовершенствовать отечественное сестринское дело. Приложение Голицыно, 1993 Cестринская деонтология Сестринская деонтология - наука о долге сестры перед пациентом и обществом, ее профессиональном поведении, является частью сестринской этики. Наш соотечественник А.П. Чехов писал: "Профессия медика - подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это". Сестре и врачу доверяется самое дорогое - жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответственность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством. К сожалению, и сейчас встречаются случаи безответственного отношения к пациенту, стремление снять с себя ответственность за него, найти предлог, чтобы переложить ответственность на другого. Эти явления недопустимы. Надо помнить: интересы пациента превыше всего. Медицинская сестра должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и оценить изменения в физическом и психическом состоянии пациента. Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную стабильность. Культуру поведения сестры можно разделить на два вида: 1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности. 2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид. Основными качествами сестры, причем качествами именно его внутренней культуры, являются: Скромность - простота, безыскусственность, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе. Справедливость - самая высокая добродетель медицинского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил, что два начала справедливости это: "Никому не вредить и приносить пользу обществу". Честность - должна соответствовать всем делам медицинского работника, стать основой его повседневных помыслов и стремлений. Доброта - неотъемлемое качество внутренней культуры хорошего человека. Хороший человек - это прежде всего такой человек, который относится доброжелательно к окружающим его людям, понимает их горести и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, помогает и словом, и делом. Что такое внешняя культура сестры? 1. Внешний вид. Основное требование к одежде - чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают личность сестры, степень ее заботы, внимания к пациенту. "Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо все это приятно для больных" (Гиппократ). Помните! Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгое исполнение профессиональных обязанностей. Не будет доверия у пациента к сестре, у которой взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение. Медсестра должна держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно. 2. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь сестры должна быть четкой, негромкой, умеренно эмоциональной, вежливой. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: "бабулька", "голубушка". Нередко приходится слышать, как о пациенте говорят: "диабетик", "язвенник", "астматик", так говорить неэтично. Бывает, что речь медицинских работников пересыпана модными, жаргонными словами, примитивна, пациент не проникается доверием к ним. Такие издержки речевой культуры как бы отгораживают сестру от пациента, отодвигают на задний план личность пациента, его индивидуальность, у пациента вызывают негативную реакцию. Основными принципами сестринской этики и деонтологии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России являются: 1. Гуманность и милосердие, любовь и забота. 2. Сострадание. 3. Доброжелательность. 4. Бескорыстие. 5. Трудолюбие. 6. Учтивость Пять фундаментальных принципов американской медицинской этики 1. Принцип философии, информированного согласия. Независимость пациента основана на праве и свободе пациента на информацию о своем состоянии, плане лечения, признается право пациента на сохранение тайны его заболевания. Под информированным согласием понимается добровольное принятие пациентом курса лечения и процедур после предоставления медицинским работником компетентной и адекватной информации и получения согласия. Врачу вменяется в обязанность информировать пациента: 1) о характере и целях предлагаемого ему лечения; 2) о связанном с ним риске; 3) о возможности альтернативы данному виду лечения. 2. Принцип милосердия - означает "делать добро". Он включает в себя доброе отношение к другим людям и отзывчивость к тем, кто в беде. 3. Принцип исключения должностных преступлений. Это принцип "не навреди", который обязывает медицинского работника защищать пациентов от опасности, снимать боль и страдания в меру своих знаний и сил. 4. Принцип справедливости. Включает в себя беспристрастность, уважение человеческого равенства и равное распределение дефицитных средств. 5. Принцип правдивости (сообщение правды пациенту). Он формирует основу открытых взаимоотношений между пациентом и лечебным учреждением и выполнение обязанности последним. Вопросы для самоподготовки
Литература для самоподготовки: Обязательная: Учебники
Лекция № 4 |