Главная страница

Курсовая Техницизмы 05.04.2021. Техницизмы в романе Айзека Азимова Сами боги


Скачать 0.81 Mb.
НазваниеТехницизмы в романе Айзека Азимова Сами боги
Дата01.08.2022
Размер0.81 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКурсовая Техницизмы 05.04.2021.doc
ТипКурсовая
#638833
страница5 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

2.2. Роман А.Азимова «Сами боги»


Серия романов «Основание» американского писателя-фантаста Айзека Азимова

по своей проблематике, тематике и необычной концепции весьма отличается, стоит

особняком и от мэйнстрима художественной литературы, и от американской научной

фантастики времен её расцвета в середине XX века. Футуристические умозрительные

конструкции, которые для научно-фантастической литературы обычно являются

содержанием, для серии «Основание» являются необходимым фоном, формой подачи

необычного содержания. «Научно-фантастический антураж необходим хотя бы для

того, чтобы иметь возможность в жестких рыночных условиях заняться

художественным исследованием совсем иных проблем – поиском психологических

оснований исторических процессов» (9). В «Основании» первоначально принимаемый

читателем за антураж набор описаний общественного устройства различных миров и

декораций, сопровождающих диалоги персонажей, становится центральным звеном в

понимании идеи произведения.

Именно эволюция историософских взглядов Азимова по ходу написания книги

является подлинным содержанием серии. Однако прописана эта сквозная линия

сравнительно скупыми художественными средствами, характерными для американской

научно-фантастической литературы начала XX века. Это отражено даже в жанровом

своеобразии данной серии произведений. При определении их литературного жанра,

возникают сразу несколько трудностей, главной из которых является необычный

подход к научно-фантастической литературе самого Азимова. В большинстве

произведений писателя переплетаются признаки и свойства сразу нескольких жанров.

Известный российский знаток зарубежной научно-фантастической литературы,

писатель и критик И.А. Ефремов определил жанр «Основания» как космическая

социальная научная фантастика с элементами героической эпопеи. Однако другой

видный специалист в этой сфереДмитрий Байкалов, а также его зарубежный коллега

Дж. Т. Бьюкенен, считают, что «Основанию» также присущи черты таких

литературных жанров, как фэнтези и эпос. По своим жанровым признакам серия

Электронный научный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 36 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2012/004.pdf

«Основание» близка также к социально-философской утопии и антиутопии. Эта черта

сознательно подчеркивается Азимовым, который хотел дать новый вариант научной

фантастики – не европейский, уэллсовский, пессимистический, а другой, основанный

на вере в светлое будущее человечества. Подобное смешение жанров само по себе

является характерным для творчества Азимова. Этот приём позволяет автору удержать

своих читателей в рамках как художественного восприятия текста, так и в атмосфере

чисто научного спора.

Кроме того, сам Азимов всегда стремился к упрощению стилистики текстов своих

произведений. В результате, разглядеть ее под типичными для твёрдой научной

фантастики картинами «звездных войн» и «технических новинок» так же непросто, как

графический эскиз большого мастера на картине, раскрашенной подмастерьями для

невзыскательного, но богатого заказчика. Азимов явно не хочет отпугивать массового

читателя излишней философией, однако для читателя, способного к самостоятельному

мышлению, заданные автором реперные точки достаточно легко соединяются между

собой в схематический рисунок. Такими точками опоры являются, согласно авторскому

замыслу, последовательность «селдоновских кризисов» и сама изначальная

конструкция развития Первого Основания.

Поэтому можно утверждать, что главное (для Азимова и для нас) содержание

серии «Основание» содержится в самой форме серии, разбитой на цепь

взаимосвязанных эпизодов. Однако и в самом тексте есть неяркая, но устойчивая

сквозная линия, связанная с желанием самых умных людей Первого Основания понять,

реконструировать замысел Селдона и методы психоистории. Эта линия весьма точно

отражает интеллектуальный интерес самого Азимова в период написания сериипоиск

оснований и гипотетической методологии будущей науки или науки будущего

«психоистории».

В этом состоит определённая параллель серии «Основание» Азимова с «Романом»

Булгакова. Причем у Булгакова тоже завлекательная внешняя форма книги служит

вовлечению и массового, и мыслящего читателя, но историософская линия пролегает

намного глубже.

Взаимодействие с первоисточниками и с последователями заложено на

бессознательном уровне древних символов. Азимов же начинает свои художественные

поиски на основе сознательного, рационального освоения первоисточников. Этому

освоению наличного интеллектуального пространства фактически посвящена вся

первая книга серии «Основание». В ходе работы над нею писатель успевает освоить

весь доступный историософский задел современной мысли, начиная от Канта.

Электронный научный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 37 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2012/004.pdf

Азимов начинает свой поиск с сугубо картезианской позиции социально-

экономического детерминизма, которая объединяет большинство ведущих идеологий

ХХ века - либерализм, капитализм и другие. Разница между идеологиями состоит лишь

в провозглашении «авангарда» социального развития. «Само определение Азимовым

«психоистории» как раздела высшей математики восходит к картезианскому

детерминизму. Это проявляется не только в «Основании», но и других произведениях

писателя, в том числе в романе «Сами боги» (5).

Вот как определяется "Психоистория" в "Галактической Энциклопедии" в

четвёртой главе первой книги серии: «...как раздел математики, изучающий реакции

человеческих сообществ на определенные социальные и экономические стимулы.

...Основное во всех этих определениях - безоговорочное принятие того, что

человеческое сообщество велико для того, чтобы статистическая обработка данных

давала достоверные результаты» (1). Но здесь следует отметить, что молодой магистр

химии сам признается своим читателям, что в начале пути не был силён в математике,

и тем более в социальных науках. Но лишь талантливый дилетант, не отягощенный

грузом чужих ошибок и заблуждений, и может взяться за решение задачи такого

масштаба.

Соответственно изначальному уровню понимания автора даже сам

основоположник Гэри Селдон выглядит шарлатаном от науки: «Мое предсказание

основано на математических расчетах. Здесь нет никаких личных суждений...» (2).

Другое дело, что подобное несоответствие реальных научных фактов с данными

художественной книги можно истолковать как нежелание Селдона раскрывать не

только имперскому следствию, но и коллегам по Первому Основанию сам факт

обладания фундаментальной моделью, проверенной на практике. А практической

проверкой как раз и стало влияние Селдона на решение имперских властей. Эти

выводы неявно вытекают из реперных точек художественного исследования, но не из

явного описания.

Впрочем, наличию двух уровней понимания в одной личности - сознательного

внешнего и интуитивного внутреннего мы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта