Главная страница

Курсовая Техницизмы 05.04.2021. Техницизмы в романе Айзека Азимова Сами боги


Скачать 0.81 Mb.
НазваниеТехницизмы в романе Айзека Азимова Сами боги
Дата01.08.2022
Размер0.81 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКурсовая Техницизмы 05.04.2021.doc
ТипКурсовая
#638833
страница4 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


2. ТЕХНИЦИЗМЫ В РОМАНЕ «САМИ БОГИ»

2.1. О жанре научной фантастики




На данный момент существует большое количество исследовательских и научных работ, которые посвящены научной фантастике. Для простого обывателя фантастика – простое понятие, но исследователи данного направления сталкиваются с некоторыми трудностями.

Характер художественной литературы данного направления построен на вымысле. Стоит обратить внимание на английский эквивалент «fiction», что в дословном переводе звучит как «выдумка».

Согласно теории античной литературы, существует две тенденции: «воссоздание действительности» и «пересоздание действительности», а также два вида вымысла: «вымысел относительно действительности» и «вымысел относительно сущности» [20, с.67,73].

Авторы-фантасты, в свою очередь, отдаляют описываемые в книге события от реальности. Именно это отделение одного вымысла от другого, отделение собственно фантастического от общего литературного и является главной проблемой определения фантастики.

На данный момент значение термина «научная фантастика» стало настолько обширным, что невозможно выявить его точную дефиницию. Некоторые исследователи высказывают мнение, что фантастическую литературу можно считать разновидностью современной мифологии [25, с.114].

Балашова Т.А. в своем исследовании «Художественные особенности серьезно-смеховой фантастики» выявляет истоки научной фантастики в национальных легендах, преданиях и эпосах. Вспомним о таких эпосах как «Беовульф» и «Песнь о Нибелунгах», которые обладают фантастическими чертами (сверхъестественные силы, мифические существа и т.д.).

Английский писатель Джонатан Свифт занимает в данном вопросе особое место: по мнению многих литературоведов, именно он создал первое научно-фантастичекое произведение.

Также одним из первых в этом жанре считается роман Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей».

Одним из родоначальников научной фантастики считается также Эдгар Аллан По (самый фантастический его рассказ - «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля», в котором описывается путешествие человека на Луну на воздушном шаре.

По мнению многих литературоведов, Э. По сформулировал главный закон научно-фантастического жанра: «попытка достигнуть этого правдоподобия, пользуясь научными принципами в той мере, в какой это допускает фантастический характер самой темы» [29, с.51].

Английский писатель Герберт Уэллс, чьи произведения относятся к научно-фантастическому жанру, добавил много новых тем, такие как инопланетная жизнь или путешествия во времени, которые стали неотделимой частью научно-фантастического жанра.

Промышленная революция 19 века – период расцвета фантастики как литературного жанра из-за внедрения технологий в повседневную жизнь, ведь изначально научная фантастика описывала лишь технические достижения и их развитие (например, произведения Герберта Уэллса и Жюля Верна) [27, с.63].

Хотя четкие границы этого жанра еще не обозначены, мы можем выделить его отличительные черты:

1) особый предмет изображения;

2) особая социальная роль и функция научной фантастики;

3) особый метод.

Под предметом научной фантастики мы обычно понимаем не только события будущего или появление новых технологий, но и последствия введения того или иного фантастического явления.

Американский писатель Роберт Хайнлайн называет научную фантастику литературой реалистичного предположения о возможных событиях будущего, которое основано на адекватном представлении реального мира, понимании сути и природы научного метода. Также он утверждал, что если исключить из его определения словосочетание «событие будущего», то данное определение можно использовать для любого произведения данного жанра [5].

Принципиально важным моментом для научно-фантастического жанра является восприятие читателем различий между реальным миром и выдуманным. Это акцент мы обнаруживаем во всех определениях жанра научной фантастики.

Интересным для нас представляется определение англо-американского историка и писателя Р. Конквеста: «научная фантастика – это литература возможностей, так как в ней описываются возможные изменения в будущем, позволяя людям подготовиться к ним» [4].

Отечественные исследователи ставят акцент на социальных последствиях, вызванных научным и техническим прогрессом. Например, И.А. Ефремов пишет: «Показ влияния науки на развитие общества и человека, отражение научного прогресса, овладения природой и познания мира в психике, чувствах, быту человека вот главный смысл, значение и цель научной фантастики» [30, с.14].

Многие литературоведы считают отличительной чертой данного жанра особую связь научно- фантастического жанра с наукой. К примеру, Е.В. Цветков указывает, что жанр научной фантастики находится на стыке между духовной культурой и наукой, поэтому развивается не только по законам литературы и искусства, но и по законам науки. Несмотря на то, что события, описываемые в произведениях этого жанра, относятся к вымыслу, авторы-фантасты опираются на достижения науки и техники, создавая иллюзию правдоподобия происходящего [27, с.63].

По мнению А.Н. Фетисовой, элементы фантастики в научно-фантастических произведениях не должны противоречить научной картине мира и должны соблюдать принцип художественной и научной достоверности [1].

Айзек Азимов, знакомый каждому любителю научной фантастики, говорил о важности научной методологии для произведений данного жанра и определял научную фантастику как вид литературы, описывающий влияние изменений в науке и технике на общество.

Приведем еще одно мнение исследователей: произведения данного жанра должны помочь читателям адаптироваться к возможным изменениям в будущем [12].

Перейдем к функциям научной фантастики:

  1. познавательно-объяснительная функция (описывает придуманный автором мир в рамках вымышленной теории);

  2. . мировоззренческая функция (позволяет читателю ориентироваться в различных системах ценностей - выстроенной автором или реальной);

  3. прогностическая функция (демонстрация возможных последствий научного и технического прогресса).

Подведем итог вышесказанному: научная фантастика отличается от обычной литературы, так как она подчиняется и литературным, и научным законам.

Роберт Реджинальд выразил мнение, согласно которому читатель должен понимать некоторые явления, такие как межзвездное пространство и путешествия во времени, для лучшего восприятия научной фантастики, то есть читатель должен обладать определенными знаниями о мире фантастики [3].

И.А. Ефремов в своем исследовании «Наука и научная фантастика» отмечает, что благодаря тому, что современные технологии проникают в повседневную жизнь человека и оказывают несомненно огромное влияние на общество, люди имеют представление о новых научных достижениях и теориях [13, с.46].

Профессор филологических наук И.В. Головачева дает следующее определение научной фантастики: «это литература когнитивного отстранения, которая рационально репрезентирует странный, но познаваемый мир, являющийся иным по отношению к миру, окружающему автора, и экстраполирует на новую реальность радикальные изменения, проистекающие из научно технического прогресса или регресса» [10, с.113].

Таким образом, наиболее существенными чертами научно-фантастических произведений являются следующие:

1)логически мотивированное и не противоречащее современной научной картине мира фантастическое допущение;

2)художественная значимость фантастического допущения, являющегося центральным элементом повествования;

3)когнитивное отстранение;

4)создание иллюзии достоверности с использованием научной методологии;

5)социальное и научно-техническое прогнозирование;

6)создание вымышленного мира на основе отобранных автором факторов и тенденций, имеющих широкое общественное значение;

7)преобладание глобальной проблематики над проблемами индивида;

8)особая фантастическая преемственность.

Выявив характерные черты научно-фантастического жанра, возможно отделить данный жанр от фантастической литературы, так как кроме научной фантастики она включает в себя такие жанры, как фэнтези, киберпанк, стимпанк, хоррор.

Характерной особенностью фантастической литературы является наличие в произведениях явно вымышленных явлений, событий. Такие фантастические явления обычно либо принимаются читателем без объяснения, либо объясняется при помощи каких-либо внешних факторов, к примеру, с помощью магии.

В отличие от этого, для жанра научной фантастики характерна иллюзия правдоподобности происходящего. Главной задачей автора научно- фантастического произведения является создание достоверной картины мира, построенной на основе реальных научных теорий или технологий, то есть автор пытается создать такие условия, при которых его фантастическое допущение воспринялось бы читателем как вполне возможное.

Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что научно- фантастический жанр стремится вытеснить все противоречия между миром фантазии и миром реальным, а также исключить все явления, которые невозможно было бы объяснить.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта