Главная страница

Курсовая Техницизмы 05.04.2021. Техницизмы в романе Айзека Азимова Сами боги


Скачать 0.81 Mb.
НазваниеТехницизмы в романе Айзека Азимова Сами боги
Дата01.08.2022
Размер0.81 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКурсовая Техницизмы 05.04.2021.doc
ТипКурсовая
#638833
страница9 из 13
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Выводы к главе 2



Айзек Азимов брал известные слова и придавал им новый смысл.

Отдельно отметим слова, придуманные Айзеком Азимовым:

- роботика / robotics (в упомянутом выше рассказе), что часто переводиться как «робототехника»;

- психоистория / psychohistory - дисциплина, изучающая поведение больших групп людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Данное исследование посвящено вопросу определения понятия техницизм, определения научной фантастики как литературного жанра, а также способам образования новых лексических единиц в произведениях научно-фантастического жанра.

В проведенном исследовании мы решили все поставленные задачи:

Рассмотрены особенности профессиональной лексики.

Изучено использование профессионализмов в литературном языке.

Изучен термин «техницизм».

Выделены техницизмы в романе А.Азимова «Сами боги»

Сделаны выводы.

Несмотря на то, что фантастика кажется простым для толкования понятием, авторы, исследующие данный жанр, сталкиваются с трудностями при его определении.

Во-первых, сам характер художественной литературы построен на вымысле.

Во-вторых, авторы- фантасты отдаляют описываемые в книге события от реальности. Именно это отделение одного вымысла от другого, отделение собственно фантастического от общего литературного и является главной проблемой определения фантастики.

Техницизмы, которые используются в произведениях научной фантастики для обозначения ранее неизвестных, несуществующих объектов, образуются на основе уже закрепленных в языке словообразовательных моделей.

Поскольку научная фантастика описывает возможные фантастические миры, то большая часть новых слов призвана называть объекты быта, технические и научные достижения, географические объекты.

Это объясняется тем, что авторы стремятся достичь эффекта достоверности, правдоподобия изображаемого, что возможно в том случае, когда читатель не испытывает сложности в восприятии информации.

Некоторые термины из его произведений — robotics (роботехника, роботика), positronic (позитронный), psychohistory (психоистория) — прочно вошли в английский и другие языки.

Данная работа не исчерпывает всех возможностей исследования способов образования новых лексических единиц в произведениях научно-фантастического жанра, изучение которого может быть продолжено в последующих работах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ





  1. A Celebration of Isaac Asimov: A Man for the Universe // Carl Sagan, Feature — Volume 17.1, Fall 1992

  2. Gunn James. Style of Asimov. –Kansas: University Press, 2009. –P.18, 70

  3. James E. Mooney, Anne Epstein. Asimov, Isaac // The Encyclopedia of New York City / Kenneth T. Jackson, Lisa Keller, Nancy Flood. — 2. — Yale University Press, 2010. — P. 69—70. — 1584 p. — ISBN 0300182570.

  4. McCormick R. Isaac Asimov was investigated by the FBI for potential Communist ties. // The Verge (8 марта 2021). Дата обращения: 18 марта 2021.

  5. Heinlein Robert A. Science Fiction: Its Nature, Faults and Virtues // R. Heinlein // The Science Fiction Novel : imagination and social criticism / Davenport B. – New York: Harper and Row, 1977. – 303p. – (Antiques and Collectibles) с 63

  6. Авербух К.Я. Общая теория термина. М.: Изд-во МГОУ, 2006. 252 с.

  7. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. Учебник для ин-тов и фак. иностр. яз. — М.: Высш. шк., 1986. — 295 с.

  8. Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: сб. ст. / Науч. ред. бухаркин п. е. Спб. : Изд-во с. петерб. ун-та, 1999. 44 с

  9. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику: учебное пособие. Изд-е 2-е, исправленное. М.: Эдиториал УРСС, 2003. 360с.

  10. Балашова Т.А. Художественные особенности серьезно-смеховой фантастики: На материале научно-фантастического романа Великобритании; дисс. … канд. филол. наук: 10.01.03 / Т.А. Балашова. – Балашов, 2003. – 188с

  11. Бочкова О.С. Некоторые тексто-лингвистические особенности научной фантастики / О.С. Бочкова // Социально-экономическое развитие России: проблемы, поиски, решения: сб. науч. тр. по итогам НИР СГСЭУ в 2001г. – Саратов, Саратовский гос. социально-экономический ун-т, 2002. – С. 8-10

  12. Браунинг У. О стандартах антиутопического жанра. //Журнал Cithara №10, 1990. –C.19

  13. Ефремов И. А. Наука и научная фантастика / И. А. Ефремов // Природа. – Издательство Академии Наук СССР. – 1961. – № 12. – С. 41-47. С 46

  14. Ващилко Ю.А. Обучение английскому языку как иностранному: словарь-справ. терминов и определений для студ. яз. спец. Барановичи: РИО Бар-ГУ, 2008. 65 с.

  15. Гарбовский Н.К. Сопоставительная стилистика профессиональной речи.М.: МГУ, 1988. 141 с.

  16. Гринев-Гриневич С.В. Терминоведение: учеб.пособие / С.В. Гринев-Гриневич. – М.: Академия, 2008. – 303 с

  17. Даниленко В.П. Русская терминология: опыт лингвистического описания / В.П. Даниленко. – М.: Наука, 1977. – 243 с.

  18. Иванова Е.В. Лексикология и фразеология современного английского языка: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Академия, 2011. 352 с.

  19. Ина Рае Харк. Сами боги Азимова. // Журнал SFS, сб.6, часть 3/. – Ст.Ф.: 1999. –C.69

  20. Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? - М.: Художественная литература, 1974.

  21. Калинин А.В. Лексика русского языка. М.: Наука, Флинта, 2012. 450 с.

  22. Клёстер А.М. Профессиональная лексика в дискурсе инженерной психологии (на материале немецкого языка) // Функционально-когнитивный анализ языковых единиц и его аппликативный потенциал: материалы II Междунар. науч. конф. / АлтГПА. Барнаул, 2014. С. 110–112.

  23. Лейчик В.М. Терминоведение: предмет, методы, структура: учеб.пособие /В.М.Лейчик.- Изд. 3-е. –М.: Издательство ЛКИ, 2007. – 256 с.

  24. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. №8, 1968. –C.69 8. Фридман, Карл. Критика и теория научной фантастики. –В.: Веслян Юниверсити Пресс, 2000. –C.63

  25. Невский Б. Жанры. Твердая научная фантастика // Мир фантастики и фэнтези. - 2007. - №47.

  26. Сердобинцева Е.Н. Профессиональная лексика русского языка. М.: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2012. 355 с.

  27. Фридман, Карл. Критика и теория научной фантастики. -В.: Веслян Юниверсити Пресс, 2000. -C.63

  28. Шанский Н.М., Иванов В.Д. Современный русский язык. М.: Академия, 2002. 45 с.

  29. Черная Н. И. В мире мечты и предвидения. Научная фантастика, ее проблемы и художественные возможности. – Киев: Наукова думка, 1972.

  30. Элкинс Ч. Романы об Основании Азимова. // Журнал SFS, сб. 3, часть 1/. –Ст.Ф.: 1996. –C.14 10.

Серия романов «Основание» американского писателя-фантаста Айзека Азимова

по своей проблематике, тематике и необычной концепции весьма отличается, стоит

особняком и от мэйнстрима художественной литературы, и от американской научной

фантастики времен её расцвета в середине XX века. Футуристические умозрительные

конструкции, которые для научно-фантастической литературы обычно являются

содержанием, для серии «Основание» являются необходимым фоном, формой подачи

необычного содержания. «Научно-фантастический антураж необходим хотя бы для

того, чтобы иметь возможность в жестких рыночных условиях заняться

художественным исследованием совсем иных проблем – поиском психологических

оснований исторических процессов» (9). В «Основании» первоначально принимаемый

читателем за антураж набор описаний общественного устройства различных миров и

декораций, сопровождающих диалоги персонажей, становится центральным звеном в

понимании идеи произведения.

Именно эволюция историософских взглядов Азимова по ходу написания книги

является подлинным содержанием серии. Однако прописана эта сквозная линия

сравнительно скупыми художественными средствами, характерными для американской

научно-фантастической литературы начала XX века. Это отражено даже в жанровом

своеобразии данной серии произведений. При определении их литературного жанра,

возникают сразу несколько трудностей, главной из которых является необычный

подход к научно-фантастической литературе самого Азимова. В большинстве

произведений писателя переплетаются признаки и свойства сразу нескольких жанров.

Известный российский знаток зарубежной научно-фантастической литературы,

писатель и критик И.А. Ефремов определил жанр «Основания» как космическая

социальная научная фантастика с элементами героической эпопеи. Однако другой

видный специалист в этой сфереДмитрий Байкалов, а также его зарубежный коллега

Дж. Т. Бьюкенен, считают, что «Основанию» также присущи черты таких

литературных жанров, как фэнтези и эпос. По своим жанровым признакам серия

Электронный научный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 36 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2012/004.pdf

«Основание» близка также к социально-философской утопии и антиутопии. Эта черта

сознательно подчеркивается Азимовым, который хотел дать новый вариант научной

фантастики – не европейский, уэллсовский, пессимистический, а другой, основанный

на вере в светлое будущее человечества. Подобное смешение жанров само по себе

является характерным для творчества Азимова. Этот приём позволяет автору удержать

своих читателей в рамках как художественного восприятия текста, так и в атмосфере

чисто научного спора.

Кроме того, сам Азимов всегда стремился к упрощению стилистики текстов своих

произведений. В результате, разглядеть ее под типичными для твёрдой научной

фантастики картинами «звездных войн» и «технических новинок» так же непросто, как

графический эскиз большого мастера на картине, раскрашенной подмастерьями для

невзыскательного, но богатого заказчика. Азимов явно не хочет отпугивать массового

читателя излишней философией, однако для читателя, способного к самостоятельному

мышлению, заданные автором реперные точки достаточно легко соединяются между

собой в схематический рисунок. Такими точками опоры являются, согласно авторскому

замыслу, последовательность «селдоновских кризисов» и сама изначальная

конструкция развития Первого Основания.

Поэтому можно утверждать, что главное (для Азимова и для нас) содержание

серии «Основание» содержится в самой форме серии, разбитой на цепь

взаимосвязанных эпизодов. Однако и в самом тексте есть неяркая, но устойчивая

сквозная линия, связанная с желанием самых умных людей Первого Основания понять,

реконструировать замысел Селдона и методы психоистории. Эта линия весьма точно

отражает интеллектуальный интерес самого Азимова в период написания сериипоиск

оснований и гипотетической методологии будущей науки или науки будущего

«психоистории».

В этом состоит определённая параллель серии «Основание» Азимова с «Романом»

Булгакова. Причем у Булгакова тоже
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


написать администратору сайта