Курсовая Техницизмы 05.04.2021. Техницизмы в романе Айзека Азимова Сами боги
Скачать 0.81 Mb.
|
автора превращает романы серии «Основание» в литературные провозвестники будущего. Опубликование в 1951-1952 годах трех первых романа серии стало символичным, ведь началась новая, космическая эра. Но трилогия опередила время и получила широкий резонанс только к концу шестидесятых годов. Т.е., во многих моментах «Основание» Азимова несло в себе элементы предвидения, что также является характерной чертой произведения НФ. Электронный научный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 42 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2012/004.pdf Наличие в романах серии фантастической идеи (теория психоистории) и попытка объяснить её основы с позиций современной автору наук (социологии, философии, экономики, физики, биологии) на материале художественного текста свидетельствует о принадлежности «Основания» к научной фантастике. При анализе предметно-психологического пласта произведения Азимова, как способа создания научно-фантастической ауры, выясняется, что он характеризуется наличием специальной лексики, связанной с освоением космоса, экстраполяцией в будущее, научными открытиями. Например, в «Основании» фигурируют такие понятия, как «астероидный пояс», «звездолёт», «гравитатор», «магнитный отсек», «гиперпространство», «Три Закона робототехники» и другие, которые позволяют отнести данный текст к научно-фантастическому. Научно обоснованное (но не обязательно научно-истинное) допущение берётся в «Основании» как исходная точка сюжета, в котором развёртываются коллизии психологические, социальные, философские и другие. Естественно, в таком произведении поэтическая сома, художественный организм не может быть выведен из естественнонаучной посылки. Здесь более важную роль начинает играть обычная реалистическая поэтика. Однако и её организует научное мышление, но уже – в гуманитарной области. Телепередатчики, видеофоны, синтезаторы вещества и прочие атрибуты технической фантастики здесь поглощены стихией историко-философского повествования. Последнее хотя и заимствует кое-что из стиля исторического романа, однако сцементировано социально-фантастическим началом, и фантастическое развёртывание социальной гипотезы окрашивает всю серию в совсем другие тона, чем исторический роман. Действия и переживания героев, схожий со средневековым бытом колорит – всё подчинено фантастической задаче «психоисторического развития». Смысл её в том, что не оружие, а гуманистическое знание – главное мотиватор движения истории. Это – очень современно, и в то же время фантастично, так как писатель пытается показать последствия абсолютизации мирного воздействия на исторический процесс. Отношение романов серии «Основание» к научной фантастике обусловлено созданием Азимовым, наряду с другими писателями-фантастами, особого типа хронотопа с изменением ряда характерных свойств времени: непрерывности, линейности, необратимости. В рамках данного жанра это обусловлено существованием параллельных миров со своими законами пространства и времени, с возможностью изменения скорости движения времени и исчезновения-появления объектов в пространстве. Единственным, но часто используемым, проявлением пространственно- Электронный научный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 43 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2012/004.pdf временного нарушения в романах «Основания» является гиперпространство. Находясь в нём, человек может перенестись на огромные расстояния за ноль времени. Теория гиперпространства описывается в романе достаточно подробно и упоминается часто (сам термин употреблен в 44 эпизодах), что также является одним из показателей «твердой» научной фантастики. «Это путешествие, несомненно, было пока что наиболее ярким событием в совсем недолгой жизни молодого ученого Гааля Дорника. Правда, он немного напрягся перед скачком через гиперпространство. Скачок был и, наверное, навсегда останется единственным практически возможным способом межзвездных путешествий. Как известно, в обычном пространстве скорость движения любого объекта не может превышать скорости света (это одна из основополагающих истин, открытых еще в далеком прошлом, на самой заре человеческой истории) - и это означает долгие годы, необходимые, чтобы долететь даже до ближайшей обитаемой звездной системы. Но скачок через гиперпространство, этот непостижимый для человека континуум, не являющийся ни пространством, ни временем, ни материей, ни энергией - этот скачок давал возможность пересечь Галактику за минимальный отрезок времени между двумя соседними мгновениями» (1). В тексте научно-фантастических романов фантазия, как компонент творческой деятельности, реализующей эстетическую функцию языка, активизируется одновременно с логикой научного мышления. Серия романов об Основании может считаться образцом особой соотнесенности этих компонентов творческого, мыслительного процесса в сознании автора, поскольку специфика социально- философской научной фантастики заставляет автора не только хорошо понять новый для американской научной фантастики круг проблем, но и описать его подробно и правдоподобно как нечто реально существующее. Таким образом, концепция науки будущего в «Основании» находит своё отражение уже на уровне пространства, времени и модальности, которые являются одними из основных категорий языка, текста вообще и текста художественного в особенности. Более того, элемент научного конструирования также проявляет жанровое своеобразие серии романов «Основание». Необходимость для Азимова по ходу дела исправлять саму концепцию будущей науки дает нам право еще раз говорить о постоянном самосовершенствовании Азимова. Азимов вынужден, чтобы иметь свободу для дальнейшей работы, как можно быстрее опубликовать каждую новую часть своей первой книги, вскоре – трилогии, а затем – серии. Соответственно, исправить и тем более переработать начальные главы у него Электронный научный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 44 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2012/004.pdf нет возможности. Можно будет лишь за счет развития контекста, написания «Прелюдии к Основанию» сделать попытку переосмысления первых романов серии. В результате, Азимов получает возможность несколько раз переработать весь текст, добиваясь при этом все большей глубины и содержательности. Форма и содержание «Основания» хотя и существуют автономно, как мастерство и дух в одной творческой личности, но неразрывны и пронизаны сотнями взаимосвязей друг с другом и с массой первоисточников. Влияние первоисточников придало определенный блеск драматической форме. Согласно некоторым результатам исследования видного ученого, критика и литературоведа Джеймса Ганна, «главной темой серии романов об Основании является столкновение человека с неведомым» (10). Если иметь в виду не узкопсихологический, а более широкий смысл этого высказывания, то оно определяет главное направление всего творчества Азимова и |