Главная страница

Курсовая Техницизмы 05.04.2021. Техницизмы в романе Айзека Азимова Сами боги


Скачать 0.81 Mb.
НазваниеТехницизмы в романе Айзека Азимова Сами боги
Дата01.08.2022
Размер0.81 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКурсовая Техницизмы 05.04.2021.doc
ТипКурсовая
#638833
страница6 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
, благодаря психологическим произведениям,

уже не удивляемся. В каждой творческой личности сочетается сознательная ипостась

мастерства с тем или иным духом-наставником, который неспешно направляет

творчество и духовный рост мастера.

Чтобы закончить с начальным картезианским этапом философской эволюции

Азимова, процитируем еще пассаж из шестой главы первой книги: «Дело в том, что

психоисторическая направленность населения даже одной планеты имеет

Электронный научный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 38 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2012/004.pdf

колоссальный запас инерции. Для того чтобы направленность изменилась, она должна

столкнуться с чем-то, имеющим сходный запас инерции. С такой же массой людей,

например. А если их мало, должен пройти солидный промежуток времени» (1).

Именно с этой целью Азимов охватывает в серии огромный временной

промежуток. Более того, в «Основании» Айзек Азимов создает несколько (около

двадцати) моделей миров, каждый из которых обладает своей спецификой и

своеобразием. И здесь нас интересует следующая проблема: следует ли относить

данное произведение писателя к утопии или антиутопии.

Согласно Ю.М. Лотману и Д.С. Лихачёву, любой мир текста фантастики

моделируется автором, он основан на некотором наборе предположений, которые не

являются тривиально-истинными (хотя и могут быть возможными) для мира читателя

(6) (7). В силу этого восприятие научно-фантастического текста затруднено: читатель

может не до конца осознать этот набор предположений и либо просто не понять

вымышленного мира, либо воспринять его как мир тривиальный, тождественный

окружающему его. В связи с этим перед автором встаёт непростая задача: создать при

помощи текста смысловую конструкцию, которая заметным образом не будет

тривиальной, но в то же время будет доступна читательскому восприятию. Возможные

способы решения этой двойной задачи представлены в жанровой специфике

«Основания» и представляют особый интерес для исследователя.

Как говорилось выше, жанр «Основания» определялся различными критиками по-

разному. О. Лазаренко и В. Браунинг говорят о близости серии к утопическому жанру,

в то время как А. Шишкин и П. Фиршоу – к антиутопическому.

Согласно определению Браунинга в утопической литературе отразилась

общественная потребность в гармонизации отношений между личностью и обществом,

в создании таких условий, когда бы интересы отдельных людей и всего человеческого

сообщества были слиты, а раздирающие мир противоречия разрешились бы всеобщей

гармонией. Браунинг объясняет свой выбор тем, что Азимов в «Основании» пытается

создать идеальный мир, который является отличительной чертой произведений

утопического жанра. У Азимова идея безупречного мира строится на гармонии между

рациональным, научным (Первое Основание) и нерациональным, сверхъестественным

(Второе Основание).

Особого внимания заслуживают отразившаяся в «Основании» утопическая

модель, в основу которой легла идея «творческой эволюции», то есть осознанного

изменения человеком собственной природы, направления собственной эволюции в то

или иное желаемое русло (концепция «психоистории»). Это в некоторой степени

Электронный научный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 39 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2012/004.pdf

отражено в философском споре (интерпретационном диалоге) между Хари Селдоном и

Юго Амарилем (1).

В целом социальные утопии первых десятилетий XX века в значительной степени

предполагали непосредственную взаимосвязь между правом человека на достойную

жизнь - и его коренным изменением (как правило, при этом оказывается допустимой и

социальная селекция). В значительной степени подобная двойственность утопического

сознания в контексте базовых ценностей гуманизма и легла в основу сознания

антиутопического. И эта же двойственность утопии определила и некоторую

размытость антиутопического жанра. По самому определению жанр антиутопии

предполагает не просто негативно окрашенное описание потенциально возможного

будущего, но именно спор с утопией, то есть изображение общества, претендующего на

совершенство, с ценностно-негативной стороны. При определении более частных

базовых черт антиутопии можно в определенном приближении руководствоваться

характеристикой жанра, данной В. Браунингом (4). С его точки зрения, для антиутопии

характерны:

1) Проекция на воображаемое общество тех черт современного автору общества,

которые вызывают его наибольшее неприятие (у Азимова – милитаризм, невежество).

2) Расположение антиутопического мира на расстоянии - в пространстве или во

времени (у Азимова – разные планеты и звездные системы).

3) Описание характерных для антиутопического общества негативных черт таким

образом, чтобы возникало ощущение кошмара (у Азимова – доведение до крайности

некоторых человеческих свойств или общественных явлений).

Однако в реальных произведениях антиутопического жанра - именно в силу

двойственности утопии - зачастую общество, представленное как в целом

антиутопическое, одновременно раскрывается и со стороны своих обретений. В равной

степени и произведения утопического жанра могут содержать в себе антиутопический

элемент. Так «Основание» Азимова посредством антиутопических элементов (описание

нескольких «крайне негативных» миров, как этапов мировой эволюции) стремится к

утопическому жанру (образование идеального мира). Но так как описанию идеального

мира уделено намного меньше внимания (упоминаются только отдельные его

элементы), то более разумным кажется считать «Основание» ближе к антиутопии.

В большинстве романов из серии «Основание» «антиутопические» общества

показаны в период своего расцвета – и, тем не менее, дальнейшая селекция

человеческого материала во имя высших целей в этих обществах продолжается.

Антиутопическая линия в творчестве Азимова неразрывно связана с его

Электронный научный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 40 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2012/004.pdf

оптимистической концепцией мира, с его идеей возможности познания объективной

действительности вообще и объективной основы любой ценности в частности.

Объективное и субъективное содержание любой ценности в художественном мире

Азимова едино. Отсюда – абсолютная вера в объективность общечеловеческого

характера, в реальную ценность человеческого самосознания.

Таким образом, атрибут «социально-философский» имеет достаточно оснований

для своего применения в данном случае. Но невозможно четко определить

«Основание» как утопия или антиутопия, так как элементы обоих присутствуют в

романах данной серии.

В общем, гражданин Селдон продолжает свой псевдонаучный эксперимент, но

судя по всему - вполне искренне со стороны автора. А поскольку читатели склонны

доверять популярным авторам и не все любят думать сами, придется привести

контрпример из жизни одной обитаемой планеты. В ХХ веке масса людей на Земле

возросла многократно, однако это не привело к возрастанию инерции развития, а

наоборот - динамика социального развития, число качественных изменений лишь

нарастает параллельно демографическому росту. Кроме того, другая идея Селдона

изолировать на отдаленной периферии учёное меньшинство, чтобы ускорить

преодоление темного «переходного периода» для всей «галактики» - явно

противоречит публичному разъяснению самого Селдона. Из этого мы не делаем

никаких далеко идущих выводов, кроме признания всех этих пассажей Азимова о

формах и методах будущей науки чистой воды условностью, необходимой для

развития фантастического сюжета.

Однако уже в третьей части первой книги, при описании приближения Основания

ко второму кризису Азимов привносит критику своих изначальных взглядов: «Потому

что даже фундаментальная психология Селдона имела свои ограничения. Она не могла

учесть слишком большое число независимых переменных. Он не мог предусмотреть

действия отдельных людей на коротких отрезках времени... Он брал в расчет массы,

население целых планет. Причем только слепые массы, которые не ведают, что творят,

и тем более не видят, к чему приведут их действия» (1).

Во-первых, здесь теория Селдона названа уже не разделом математики, а

«фундаментальной психологией». То есть Азимов исправил одну из фундаментальных

ошибок. Во-вторых, дезавуирована статистическая природа «психоистории», в которой

не могут не учитываться сознательные действия наиболее влиятельных групп и даже

отдельных личностей.

Электронный научный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 41 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2012/004.pdf

Ответ на последний вопрос может подсказать вот эта цитата из той же главы: «У

меня появились вот какие соображения... Видимо, внешние и внутренние силы должны

войти в резонанс» (1).

Это уже обсуждение условий приближения очередного кризиса. Это тезис о

параллельном развитии общества как внешне (развитие общества как единого целого),

так и внутренне (развитие отдельно взятой личности).

Критик, специалист в области социальной фантастической литературы Карл

Фридман считает, что «эволюция концепции психоистории в романах об Основании

Айзека Азимова имеет множество идейных и временных параллелей с трудом

Арнольда Тойнби «Постижение Истории», опубликованном в полном объеме в

университетском издательстве Оксфорда в 1946 году» (8). Если учесть, что Азимов

начал писать «Основание» в 1942 году, то момент его «прозрения» в конце первой

книги вполне коррелирует с этим фактом. Влияние Тойнби, описавшего взлеты и

падения исторических цивилизаций, вполне можно ощутить в драматических сюжетах

всех последующих частей и книг серии «Основание».

Взаимодействие исторического, научного и фантастического составило основу

поэтики творчества Азимова. Уже первые три романа Азимова – «Основание»,

«Основание и Империя», «Второе Основание» показали, насколько самостоятельны его

«космические романы», насколько сильна связь их тематики с проблемами,

интересовавшими Азимова-ученого. Этот синтез проявил себя во всех крупных

произведениях писателя, даже в тех, где тематика, казалось бы, привычно узка,

например, в психоисторических повестях и рассказах. Концепция психоистории

возникает в повести как результат интереса автора к социологии и истории. Но здесь,

по замечанию Джеймса Ганна «художественный домысел преобладает над

зарегистрированными фактами... Реконструкция воображаемой картины мира,

намеченной учеными Основания, сближает психоисторический роман Азимова с

историческим и психологическим романом. Как бы ни был велик... авторский домысел,

он не вступает в противоречие с научной достоверностью" (10).

Сочетание научного подхода с ярким художественным воображением автора

превращает романы серии «Основание» в литературные провозвестники будущего.

Опубликование в 1951-1952 годах трех первых романа серии стало символичным, ведь

началась новая, космическая эра. Но трилогия опередила время и получила широкий

резонанс только к концу шестидесятых годов. Т.е., во многих моментах «Основание»

Азимова несло в себе элементы предвидения, что также является характерной чертой

произведения НФ.

Электронный научный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 42 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2012/004.pdf

Наличие в романах серии фантастической идеи (теория психоистории) и попытка

объяснить её основы с позиций современной автору наук (социологии, философии,

экономики, физики, биологии) на материале художественного текста свидетельствует о

принадлежности «Основания» к научной фантастике.

При анализе предметно-психологического пласта произведения Азимова, как

способа создания научно-фантастической ауры, выясняется, что он характеризуется

наличием специальной лексики, связанной с освоением космоса, экстраполяцией в

будущее, научными открытиями. Например, в «Основании» фигурируют такие

понятия, как «астероидный пояс», «звездолёт», «гравитатор», «магнитный отсек»,

«гиперпространство», «Три Закона робототехники» и другие, которые позволяют

отнести данный текст к научно-фантастическому.

Научно обоснованное (но не обязательно научно-истинное) допущение берётся в

«Основании» как исходная точка сюжета, в котором развёртываются коллизии

психологические, социальные, философские и другие. Естественно, в таком

произведении поэтическая сома, художественный организм не может быть выведен из

естественнонаучной посылки. Здесь более важную роль начинает играть обычная

реалистическая поэтика. Однако и её организует научное мышление, но уже – в

гуманитарной области. Телепередатчики, видеофоны, синтезаторы вещества и прочие

атрибуты технической фантастики здесь поглощены стихией историко-философского

повествования. Последнее хотя и заимствует кое-что из стиля исторического романа,

однако сцементировано социально-фантастическим началом, и фантастическое

развёртывание социальной гипотезы окрашивает всю серию в совсем другие тона, чем

исторический роман. Действия и переживания героев, схожий со средневековым бытом

колоритвсё подчинено фантастической задаче «психоисторического развития».

Смысл её в том, что не оружие, а гуманистическое знание – главное мотиватор

движения истории. Этоочень современно, и в то же время фантастично, так как

писатель пытается показать последствия абсолютизации мирного воздействия на

исторический процесс.

Отношение романов серии «Основание» к научной фантастике обусловлено

созданием Азимовым, наряду с другими писателями-фантастами, особого типа

хронотопа с изменением ряда характерных свойств времени: непрерывности,

линейности, необратимости. В рамках данного жанра это обусловлено существованием

параллельных миров со своими законами пространства и времени, с возможностью

изменения скорости движения времени и исчезновения-появления объектов в

пространстве. Единственным, но часто используемым, проявлением пространственно-

Электронный научный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 43 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2012/004.pdf

временного нарушения в романах «Основания» является гиперпространство. Находясь

в нём, человек может перенестись на огромные расстояния за ноль времени. Теория

гиперпространства описывается в романе достаточно подробно и упоминается часто

(сам термин употреблен в 44 эпизодах), что также является одним из показателей

«твердой» научной фантастики.

«Это путешествие, несомненно, было пока что наиболее ярким событием в совсем

недолгой жизни молодого ученого Гааля Дорника. Правда, он немного напрягся перед

скачком через гиперпространство. Скачок был и, наверное, навсегда останется

единственным практически возможным способом межзвездных путешествий. Как

известно, в обычном пространстве скорость движения любого объекта не может

превышать скорости света (это одна из основополагающих истин, открытых еще в

далеком прошлом, на самой заре человеческой истории) - и это означает долгие

годы, необходимые, чтобы долететь даже до ближайшей обитаемой звездной

системы. Но скачок через гиперпространство, этот непостижимый для человека

континуум, не являющийся ни пространством, ни временем, ни материей, ни энергией

- этот скачок давал возможность пересечь Галактику за минимальный отрезок

времени между двумя соседними мгновениями» (1).

В тексте научно-фантастических романов фантазия, как компонент творческой

деятельности, реализующей эстетическую функцию языка, активизируется

одновременно с логикой научного мышления. Серия романов об Основании может

считаться образцом особой соотнесенности этих компонентов творческого,

мыслительного процесса в сознании автора, поскольку специфика социально-

философской научной фантастики заставляет автора не только хорошо понять новый

для американской научной фантастики круг проблем, но и описать его подробно и

правдоподобно как нечто реально существующее.

Таким образом, концепция науки будущего в «Основании» находит своё

отражение уже на уровне пространства, времени и модальности, которые являются

одними из основных категорий языка, текста вообще и текста художественного в

особенности. Более того, элемент научного конструирования также проявляет

жанровое своеобразие серии романов «Основание».

Необходимость для Азимова по ходу дела исправлять саму концепцию будущей

науки дает нам право еще раз говорить о постоянном самосовершенствовании Азимова.

Азимов вынужден, чтобы иметь свободу для дальнейшей работы, как можно быстрее

опубликовать каждую новую часть своей первой книги, вскоре – трилогии, а затем

серии. Соответственно, исправить и тем более переработать начальные главы у него

Электронный научный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 44 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2012/004.pdf

нет возможности. Можно будет лишь за счет развития контекста, написания

«Прелюдии к Основанию» сделать попытку переосмысления первых романов серии. В

результате, Азимов получает возможность несколько раз переработать весь текст,

добиваясь при этом все большей глубины и содержательности. Форма и содержание

«Основания» хотя и существуют автономно, как мастерство и дух в одной творческой

личности, но неразрывны и пронизаны сотнями взаимосвязей друг с другом и с массой

первоисточников. Влияние первоисточников придало определенный блеск

драматической форме.

Согласно некоторым результатам исследования видного ученого, критика и

литературоведа Джеймса Ганна, «главной темой серии романов об Основании является

столкновение человека с неведомым» (10). Если иметь в виду не узкопсихологический,

а более широкий смысл этого высказывания, то оно определяет главное направление

всего творчества Азимова и прежде всего, конечно, его романа «Основание». А

использование ёмкой романной формы позволяет всесторонне охватить

взаимодействие человека и общества с «неведомым» научно-технического прогресса,

охватить то и другое в целостном единстве. А наука будущего рассматривается автором

как ключ к прогрессу человечества. Вера в науку автора непоколебима. Именно роману

дана возможность затронуть всё многообразие психологических, моральных,

экономических и других последствий прорыва в неведомое пространство на стыке

наук. Вот почему при потенциальном разнообразии выбора, Азимов останавливается на

эпическом жанре повести, романа, цикла романов.

Литература

1. Азимов А. Академия. Первая трилогия. - М.: Эксмо, 2009. –C.1-32

2. Азимов А. Академия и Империя. – Рига: Полярис, 2002. –С.201

3. Азимов А. Законы науки о человеке. Сборник эссе. –М.: Эксмо, 2002

4. Браунинг У. О стандартах антиутопического жанра. //Журнал Cithara 10, 1990.

–C.19

5. Ина Рае Харк. Сами боги Азимова. // Журнал SFS, сб.6, часть 3/. – Ст.Ф.: 1999. –

C.69

6. Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 томах. Т.1. –Таллин: 2003. –C.34

7. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы

литературы. 8, 1968. –C.69

8. Фридман, Карл. Критика и теория научной фантастики. –В.: Веслян Юниверсити

Пресс, 2000. –C.63

Электронный научный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 45 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2012/004.pdf

9. Элкинс Ч. Романы об Основании Азимова. // Журнал SFS, сб. 3, часть 1/. –Ст.Ф.:

1996. –C.14

10. Gunn James. Style of Asimov. –Kansas: University Press, 2009. –P.18,70

Серия романов «Основание» американского писателя-фантаста Айзека Азимова

по своей проблематике, тематике и необычной концепции весьма отличается, стоит

особняком и от мэйнстрима художественной литературы, и от американской научной

фантастики времен её расцвета в середине XX века. Футуристические умозрительные

конструкции, которые для научно-фантастической литературы обычно являются

содержанием, для серии «Основание» являются необходимым фоном, формой подачи

необычного содержания. «Научно-фантастический антураж необходим хотя бы для

того, чтобы иметь возможность в жестких рыночных условиях заняться

художественным исследованием совсем иных проблем – поиском психологических

оснований исторических процессов» (9). В «Основании» первоначально принимаемый

читателем за антураж набор описаний общественного устройства различных миров и

декораций, сопровождающих диалоги персонажей, становится центральным звеном в

понимании идеи произведения.
Анализируя данный роман, хочется отметить следующее:

Во-первых, противостояние между учеными, интриги и коварные планы, устранение конкурентов достойные рыцарей плаща и кинжала; научные идеи способные осчастливить или погубить Вселенную; реалистичные характеры и конфликты.

С «другой» стороны — захватывающая идея паравселенной. Айзеку Азимову в этом произведении удалось дальше всех фантастов уйти от антропоморфизма иномирцев, они действительно в достаточной мере непохожи на людей, насколько это вообще возможно для писателя-человека. Но в тоже время читать о них интересно, их проблемы вызывают эмоциональную реакцию.

С третьей — борьба колонии с метрополией за свою независимость. Не сказать что б «лунный» сепаратизм был такой уж новой идеей. Но очень продумано описан быт и физиология колонистов; их ксенофобия, как результат поиска своей идентичности.

В романе представлена научно-фантастическая версия возникновения Вселенной с характеристиками, пригодными для зарождения жизни, высказаны предположения о механизме Большого взрыва, дана картина множественности миров, разнообразия условий и форм жизни. Герои романа сами не боги, их возможности даже в отдаленной перспективе вряд ли приближаются к уровню божественного творения, но подходят к нему очень близко.

Действие романа охватывает небольшой отрезок времени — лет двадцать или двадцать пять. Но временные интервалы взаимодействия физических законов Вселенных поражают — Азимов сумел охватить все время мира, причем так, что оно легко уложилось даже в гуманитарной читательской голове. Научные теории — самый волнующий элемент произведений Азимова, и данного романа тоже. Они увлекают безотносительно к героям и сюжету, ведь речь идет об основах основ мироздания. Автор подводит нас к краю совершенно не мистической бездны, в которой мы и живем, как выясняется.

В плане идеологическом роман также весьма глубок. Он показывает склонность человечества отбрасывать от себя проблемы, решение которых требует ограничения материального благополучия, даже если на другой чаше весов лежит существование Вселенной. Он показывает также весьма любопытную нравственную коллизию: если ради сохранения жизни своей и своих детей нужно подвергнуть риску и в конечном счете уничтожить кого-то другого и чужих детей, как поступить?

Данная этическая проблема постепенно нагнетается и доводится до точки принятия решения: кому жить, своим или чужим, при том, что эти чужие — не агрессоры, они не создают проблему и даже ничего о ней не знают. В какой-то момент кажется, что разрешение этой коллизии является главным в романе. Книгу читаешь с напряженным ожиданием, какое же решение примут герои, смирятся ли с судьбой одни, сумеют ли защититься другие [19].

Предельно обострив конфликт и поволновав читателя, Азимов выводит миры из кризиса. Сделано это красиво, можно сказать, виртуозно. Компромиссный вариант основывается на логическом развитии научных теорий, представленных в романе изначально. Стрелка переводится на безжизненную Вселенную и максимально растягивается во времени. Фактор безжизненности возможной жертвы в какой-то момент воспринимается как маленькая хитрость Автора. Но это быстро проходит, поскольку фактор этот укладывается в философскую концепцию развития жизни, которая где-то начинается, а где-то уже завершила свой цикл, заложив основы стартового взрыва новой Вселенной. От прикосновения к таким мыслям-образам захватывает дух [24].

Роман «Сами боги», состоящий из трех лаконичных частей «Против глупости», «Сами боги», «Бороться бессильны», описывает контакт физика-ядерщика с миром паралюдей из параллельной вселенной с целью спасения последнего от взрыва материнской звезды их родного мира. Азимов специально разбил произведение на части, чтобы показать разные миры, наш, привычный человеческий, и мир паралелльной вселенной, где разумные существа бывают трех полов и двух состояний. Вторая часть вызывает наибольший интерес, потому что писатель полностью абстрагировался от человеческой точки зрения на некоторые вопросы, оставив в образе паралюдей лишь стиль человеческого мышления. В итоге читатель имеет шикарную возможность представить себя в облике амебоподобного существа из разреженной материи, способного проходить свкозь твердые предметы [2].

Интерес в романе вызывает не столько сюжет о контакте и научном открытии – к слову, здесь вы сможете подучить основы ядерной физики и астрофизики – сколько сама смелая попытка уйти от традиционного антропогенного фактора, то есть влияния человеческого мышления на всю картину внешнего мира. Азимов максимально проработал физику и социальное устройство трехполых, уже самим фактом их отличия от нашего показав, что они тоже имеют право на существование. И такие структуры возможны в реальности, и ничего с этим не сделаешь, и нужно воспринимать Иное таким какое оно есть, а не таким, каким нам бы хотелось его воспринимать. Принцип научной объективности!

Что касается сюжета и персонажей, писатель не стал выдумывать велосипед и в качестве главного героя поставил ученого-бунтаря, как обычно, не принимаемого всерьез в научных кругах, но имеющего верных сторонников и идущего против системы. Ясное дело, талант побеждает посредственность, а добро – зло. Даже в параллельной вселенной. Плюс фирменная научная достоверность писателя. И вот, именно в этих точках параллельные Азимова в его геометрии миров пересекаются.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта