Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.1 Эпос как род литературы (виды, жанры, особенности)

  • Объективное содер­жание

  • Технология изучения эпических произведений на уроках литературного чтения в начальной школе


    Скачать 88.42 Kb.
    НазваниеТехнология изучения эпических произведений на уроках литературного чтения в начальной школе
    Дата15.03.2021
    Размер88.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKursovaya_rabota_Strepetovoy.docx
    ТипКурсовая
    #184905
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

    1.1 Эпос как род литературы (виды, жанры, особенности)



    Проблема формирования первоначальных представлений о родах и жанрах литературы – одна из тех проблем, которым во ФГОС НОО уделяется значительное внимание. Решение этой проблемы осуществляется сразу по трём направлениям: формирование представлений об эпических произведе­ниях, о лирических произведениях, о драматических произведениях. Мы остановимся на проблемах изучения эпических произведений в начальной школе, так как они представлены в большом объеме в программах и учебных хрестоматиях по литературному чтению для младших школьников.

    М.П. Воюшина, Н.Л. Лейдерман в своих работах по литературному образованию младших школьников обращают внимание на формирование представлений об эпических произведениях в на­чальной школе. Авторами отмечается значимость таких произведений в культурно–нравственном воспитании младших школьников.

    Перед учителями начальных классов встает вопрос о технологиях, методах и приемах форми­рования представлений об эпических произведениях в начальных классах. Н.Л. Жмакиной отмечает­ся роль использования технологий обучения в целом и технологии группового и коллективного взаи­модействия в частности в повышении качества образования [Жмакина 2008]. С.А. Макаровой, Ф.С. Капицой, Т.М. Колядич. Т.В. Рыжковой определены структура анализа эпического произведений в школе, рас­сматривают способы, методы и приемы работы над эпическими произведениями.

    М.П. Воюшина отмечает, что литературное образование младших школьников – это важнейшее звено целостной системы литературного образования, основной целью которого является «литера­турное развитие школьников, понимаемое как двусторонний процесс, направленный на формирова­ние читателя, полноценно воспринимающего художественное произведение, с одной стороны, и на развитие литературного творчества, способности выразить себя в слове, с другой стороны» [Воюшина 2003].

    Современное литературное образование включает в себя изучение текстов художественных произведений и теории литературы. Школьники также получают знания о способах деятельности по освоению художественной литературы. Учащиеся обучаются приемам анализа и оценки литератур­ного произведения. Основными показателями литературного образования являются: начитанность учащихся в области художественной литературы, систематичность чтения, сформированность эсте­тического вкуса.

    По мнению А.С Макаровой эпическое произведение – это произведение, в котором автор пове­ствует о различных явлениях жизни, людях, их характерах, судьбах, поступках и т. д. Слово «эпос» пришло к нам из греческого языка, в переводе с которого оно означает «слово», «повествование». «Толковый словарь С.И. Ожегова» даёт следующее толкование:

    1. Повествовательный род литерату­ры (в отличие от драмы и лирики);

    2. Произведения народного творчества – героические сказания, песни [Ожегов 2015].

    Эпос это – литературный род, который наряду с драмой и лирикой; представлен такими жанра­ми, как предание, сказка, эпопея, разновидности героического эпоса, эпическая поэма, рассказ, повесть.

    По мнению С.П. Белокуровой эпос – один из трех основных родов литературы, в отли­чие от драмы и лирики, выдвигающий на первый план авторское описание событий, объективное изображение действительности, повествование о различных явлениях жизни, людях, их характерах,судьбах, поступках и т.д. [Белокурова 2007]. Особенности эпических произведений представлены в табли­це 1.1.

    По мнению Н.М. Муравьевой, А.Н. Таможниковой необходимо чтобы дети усвоили, что дан­ные произведения повествуют о герое, присущих ему качествах, проявляющихся в событиях с ним связанных.
    Таблица 1.1

    Особенности эпических произведений

    Вид

    Цель

    Предмет

    Содержание

    Язык

    Эпос

    Изображение чело­веческой личности во взаимодействии с другими людьми и событиями.

    Реальная действи­тельность: характе­ры, события, быто­вая и природная среда, в которой существуют и взаи­модействуют герои.

    Объективное содер­жание реальной дей­ствительности и ее творческая перера­ботка (художественно типизированные ха­рактеры и обстоя­тельства). Повество­вание о судьбе чело­века

    Описательно– повествовательная струк­тура, особо организован­ная система предметно– изобразительных деталей, раскрывающих характер.


    Позиция автора при этом в более частых случаях не высказывается явно – он выступает в роли очевидца событий, в некоторых случаях автором выбирается рассказчик – один из персонажей; ведущую роль особенно в детской литературе играет нравственная составляющая, автор открыто вы­ражает свои антипатии или симпатии. Идея произведения находится на поверхности, для ее выявле­ния необходимо приложить немного усилий. Основным в эпическом произведении всегда является повествование, рассказ [Муравьева 2016]. К жанрам эпической литературы относятся: сказки, басни, эпичес­кие стихи, рассказы, повести, поэмы, романы, мифы, былины (понятие жанров эпических произведений представлено в таблице 1.2).

    Таблица 1.2

    Определения жанров эпических произведений

    Название жанра

    Определение

    Источник

    Фольклор

    Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество.

    Фольклор // Большая российская энциклопедия. Том 33. — М., 2017. — С. 457.

    В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают всё народное творчество, проявления духовной (а иногда и материальной) культуры народа — язык, верования, обряды, ремёсла.

    Фольклор. — Литературная энциклопедия: В 11 т. — М., 1939. — Т. 11.

    Фольклор является предметом изучения фольклористики и этнологии.

    Аничков Е. В. Фолклор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

    Не сказочная проза

    Установка на достоверность – главный жанрообразующий признак жанров несказочной прозы.

    Веселова И. С. «Несказочная» проза: мифологические нарративы

    Все они невелики по объему, состоят из одного эпизода.

    Азбелев 1966 - Азбелев С. Н. Проблемы международной систематизации преданий и легенд // Специфика фольклорных жанров: Русский фольклор. X. М.; Л., 1966. С. 182 - 190.

    Сказки и несказочная проза имеют ряд сходных признаков, но их основное отличие в том, что в них по-разному решается вопрос о вымысле и достоверности. Если в сказке сказитель и слушатель знают, что им будет рассказана вымышленная, волшебная история, в которую не надо верить, то в несказочной прозе главное – установка на достоверность, желание внушить слушателю веру в реальность происходящего в рассказе. 

    Афанасьев 1914 - Афанасьев А. Н. Народные русские легенды. Казань, 1914.

    Легенда

    Произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

    Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 4 класс. 1 ч. – М.: «Вентана–Граф», 2014.

    Это жанр народных и литературных (авторских) про­изведений, в основе которых лежат случаи из жизни или исторические события.

    Климанова Л.Ф. Виноградская, Литера­турное чтение. 3 класс. Ч. 1. – М.: «Про­свещение», 2014.

    Поэтическое предание о героических событиях про­шлого

    Климанова Л.Ф. Виноградская, Литера­турное чтение. 4 класс. 1 ч. 9–е изд. – М.: «Вентана–Граф», 2014.

    Притча

    Малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

    Агранович С. З., Саморукова И. В. Гармония-цель-гармония: Художественное сознание в зеркале притчи. М., 1997. — С. 51

    Короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (мораль).

    Притча // Большая российская энциклопедия. Том 27. — М., 2015. — С. 529.

    Жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории. Широкое распространение получили притчи с религиозным содержанием («поучением»), например, «Притчи Соломона», новозаветные притчи о десяти девах, о сеятеле и др.

    Притча // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 808—809 — 1596 с.

    Рассказ

    Это повествование(часто реалистичное) написанное так, словно оно составлено на основе реальных со­бытий.

    Климанова Л.Ф. Виноградская Л.А. , Литературное чтение. 2 класс. Ч. 2. – М.: «Просвещение» 6–е изд., 2016.

    Это небольшое художественное произведение о ка­ком–либо событии или случае.

    Климанова Л.Ф. Виноградская Л.А. Го– рецкий В.Г. Литературное чтение. 2 класс. 2 ч. – М: «Просвещение», 6–е изд. 2016.

    Литературное произведение повествовательного ха­рактера и малого объема.

    Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. Для общеобр. Учрежд. – М.: Вентана–Граф, 2013.

    Пословицы

    Мзречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме.

    Пословица // Литературная энциклопедия. В 11 т. Том 9 / Гл. ред. А.В. Луначарский. — М.: Гос. ин-т «Советская энциклопедия», 1935. — Стб. 172—178

    Может иметь повествовательный («в гостях хорошо, а дома лучше») и побудительный характер («куй железо, пока горячо»).

    Пословицы // Литературная энциклопедия. В 2 т. Том 2 / Под. ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого и др. — М.-Л.: Л.Д. Френкель, 1925. — Стб. 617

    Малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

    В. И. Даль Пословицы русского народа. Cборник пословиц, поговрок, речений, присловий, чистоговорок, загадок, поверий и проч. — М., 1862.

    Сказка

    Это повествовательное произведение о вымышлен­ных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебства и фантастических сил. (Сл. Ожегова).

    Романовская З.И. Литературное чтение. Живое слово» 2 кл. Ч. 2. – 2014 г.

    Это произведение устного народного творчества, в котором изображаются чудесное, необычное.

    Климанова Л.Ф. «Литературное чте­ние». 3 класс. 2 ч. – М: «Просвещение», 2012. – 11 с.

    Один из жанров русского фальклора с вымышлен­ным сюжетом и героями.

    Климова Л.Ф., Горецкий, В.Г. Виноградская М.В. М.В. Литературное чте­ние». 3 класс. в 2–х частях. – М.: «Про­свещение», 2016.

    Басня

    Это короткий рассказ, чаще всего стихотворный. (В основе вместо людей действуют звери, птицы, вещи. Основная мысль (мораль) выражена в начале или в конце басни.

    Климанова Л.Ф. Виноградская Л.А. , Литературное чтение. 2 класс. Ч. 2. – М.: «Просвещение» 6–е изд., 2016.

    Это короткое, чаще всего стихотворное произведе­ние, где вместо людей действуют звери, птицы, дере­вья, вещи.

    Климова Л.Ф., Горецкий, В.Г. Вино­градская М.В.Литературное чтение. 2 класс. 1 ч. 9–е изд. – М.: «Просвеще­ние», 2018.

    Это поучительное произведение, написанное в про­заической или поэтической форме. В баснях высмеи­ваются глупость, жадность, трусость, и др. недостат­ки людей.

    Ефросинина Л.А. Литературное чтение 2 класс. 1 ч. 6–е изд. – М.: «Вентана– Граф», 2013.

    Быль

    Это произведение устного народного творчества, ко­торое имеют поучительный смысл.

    ЕфросининаЛ.А.. Литературное чтение. 2 класс. 1 ч., 6–е изд. – М.: «Вентана– Граф», 2013.

    Рассказ о том, что было или бывает на самом деле. Это народная мудрость.

    Климанова Л.Ф. Виноградская, Литера­турное чтение. 2 класс. Ч. 2. – М.: «Про­свещение» 6–е изд., 2016.

    Повесть

    1.Это история одной человеческой жизни, соприка­сающаяся с судьбами других людей, рассказанное от имени автора или самого героя.

    Климова Л.Ф., Горецкий, В.Г. Вино­градская М.В.Литературное чтение. 2 класс. 1 ч. 9–е изд. – М.: «Просвеще­ние», 2018.

    Это прозаический жанр литературы, менее разверну­тый, чем роман, повествующий историю одной чело­веческой жизни, рассказанный от имени самого авто­ра или героя.

    Климанова Л.Ф. Виноградская, Литера­турное чтение. 4 класс. Ч. 1. – М.: «Про­свещение», 2014.

    Один из видов эпического произведения. Повесть больше по объему и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

    Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 4 класс. 1 ч. М.: «Вентана–Граф»,2014г.

    Летопись

    Это исторический жанр древнерусской литературы, представляет собой запись событий за год по мере их происшествия.

    Климанова Л.Ф. Виноградская, Литера­турное чтение. 3 класс. Ч. 1. – М.: «Про­свещение», 2014.

    Это пометки исторической прозы Древней Руси. Один из основных жанров древнерусской литерату­ры.

    Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Лите­ратурное чтение. 3 класс. 1 ч. 9–е изд. – М.: «Просвещение», 2014 г.


    В учебных хрестоматиях для начальной школы в основном представлены такие виды эпических произведений, как художе­ственный рассказ, эпическое произведение в стихах (или эпиче­ское стихотворение), сказка, басня.

    Наиболее распространенным жанром художественных про­изведений в книгах для чтения является рассказ. Рассказ – это художественное произведение повествовательного характера, в котором изображается какой–либо случай из жизни людей, ка­кое–либо событие. В рассказе есть фабула, т.е. нить происше­ствий, развивающаяся в хронологической последовательности; могут включаться в рассказ также и художественные описания. Для рассказа характерны простой сюжет (обычно одно основное событие), небольшое количество персонажей, каждый из кото­рых тем не менее наделен автором определенным характером, раскрывающимся в описанном событии.

    Рассказ – один из наиболее доступных для понимания младших школьников литературных жанров, что обусловлено его повествовательным характером, событийностью, относи­тельно небольшим объемом. В то же время в силу возрастных особенностей восприятия художественной литературы дети, особенно ученики 1–2 класса, как правило, не способны при са­мостоятельном чтении рассказа полноценно и глубоко его по­нять, воспринимая лишь внешнюю сторону изображаемых со­бытий, не отличая художественный мир рассказа от реальности.

    В учебниках для младших школьников представлены разные по содержанию рассказы. Основные разновидности рассказов: исторические (главным становится раскрытие времени событий), социальные (главное – это обсуждение вечных проблем, таких как связь поколений, ценности жизни и т.д.; через социальные рассказы передается жизненный нравственный опыт), нравоопи­сательные (центральным звеном является решение нравственных проблем), научно–художественные (главное – сообщение каких– либо знаний в художественной форме). Методика чтения и ана­лиза рассказа определяется родо–жанровыми особенностями про­изведения, а также своеобразием конкретного рассказа, его со­держания и идейной направленности. Так, при чтении историче­ских рассказов важно привлечь информацию об исторических событиях, отображенных в произведении, о времени, когда они происходили, а нравоописательные рассказы требуют проблем­ного анализа, соотнесения с личным опытом учащихся.

    Уроки, на которых читаются рассказы, строятся по общей схеме и включают организацию первичного восприятия расска­за, его анализа и вторичного синтеза.

    Во время подготовки к первичному восприятию рассказа учитель вызывает в сознании учащихся необходимые для пони­мания текста представления и понятия; знакомит с жизнью пи­сателя, повышая интерес к писателю как к человеку, к его твор­честву; предлагает вспомнить что–либо подходящее из личной жизни и в связи с этим раскрывает лексическое значение самых важных слов, без понимания смысла которых усвоение содер­жания было бы затруднительно.

    Обычно работа над небольшим рассказом начинается с це­лостного его восприятия, которое часто организуется как слу­шание чтения учителя. Детям обязательно дается установка на прослушивание, во время чтения книги у учащихся закрыты, их внимание полностью направлено на слушание рассказа и сопе­реживание учителю–чтецу и героям произведения.

    Выбор такого приема первичного восприятия обосновывается несовершен­ством навыка чтения детей младшего школьного возраста, кото­рые при самостоятельном чтении будут сосредоточены на ре­шении технических задач и не смогут эмоционально включиться в ткань повествования.

    Однако на более поздних этапах исполь­зуются и другие приемы организации первичного восприятия: комбинированное чтение (учитель читает диалог, описательные отрывки, начало произведения, заключительные строки произ­ведения), самостоятельное чтение учащимися рассказа. При чтении крупнообъемных произведений допускается их первич­ное восприятие по законченным смысловым частям.

    При этом для обеспечения целостности восприятия обязательно побужде­ние к прогнозированию дальнейшего развития событий после обсуждения содержания прочитанной части, использование приемов, помогающих детям установить связи между частями текста (актуализация содержания прочитанной части при пере­ходе к чтению новой – пересказ значимых эпизодов, рассматри­вание иллюстраций в книге, обсуждение нарисованных детьми иллюстраций и т.п.).

    При проверке первичного восприятияпроводится короткая беседа, прежде всего направленная на выяснение и закрепление первичных читательских впечатлений (Понравился ли вам рас­сказ? Что особенно понравилось? Кто герои этого рассказа? Было ли вам жалко главного героя? и т.п.). Ответы детей указы­вают на качество восприятия рассказа и являются ориентиром при анализе произведения.

    В некоторых случаях беседа может завершиться проблем­ным вопросом, который позволяет выявить общий смысл произ­ведения. Такой вопрос может стать отправной точкой анализа всего рассказа, т.к. поиск ответа на него сделает анализ есте­ственным и необходимым процессом.

    Например, после первич­ного восприятия рассказа Л. Пантелеева «Честное слово» в бе­седе может прозвучать: Почему автор пишет в конце рассказа, что ему было приятно познакомиться с этим мальчиком? От­вет на этот вопрос не очевиден для учащихся, и они будут вы­сказывать разные версии или вовсе не смогут обоснованно на него ответить. Создавшаяся проблемная ситуация послужит толчком для повторного обращения к тексту и его внимательно­го, вдумчивого чтения.

    Анализ рассказа чаще всего проводится на основе его по­следовательного перечитывания по частям, соответствующим элементам сюжета. Это нужно для того, чтобы дети уловили логику развития действия, разобрались в структуре рассказа. Анализ текста обычно проводится сразу же после прочтения той или иной части, что помогает детям быстрее ориентироваться в тексте для поиска ответа на заданный учителем вопрос или для подтверждения собственных мыслей.

    На уроках в 3 и 4 классе, когда для первичного восприятия рассказа используется само­стоятельное чтение и объем текста не позволяет его перечитать целиком, возможно вести анализ на основе выборочного чтения: перечитываются и подробно анализируются только важные фрагменты текста.

    Часто анализ рассказа завершается составлением плана произведения и пересказом прочитанного: полным или выбо­рочным. Целесообразно также использование таких видов син­тетической работы, как развернутая характеристика героя или творческий пересказ от лица героя рассказа.

    Заключительным этапом урока чтения рассказа является обобщающая беседа, в которой учитель обращает внимание учащихся на характерные черты героев, подчеркивает идею произведения, сопоставляет прочитанное с окружающей детей действительностью, останавливает внимание на том, кому со­чувствует автор, кого осуждает, какие идеи отстаивает и т.д.

    Общие рекомендации по анализу эпических произведений: внимание к развитию действия и средствам создания образа– персонажа, определенная последовательность анализа образа– персонажа, обеспечивающая его целостное восприятие и фор­мирование личностного отношения к нему читателя, – применимы к чтению не только рассказа, но и эпических произ­ведений других жанров. Однако жанровое своеобразие сказки и басни обуславливает некоторые особенности методики их чте­ния и анализа на уроке.

    Главным отличительным признаком сказки является нали­чие в ней фантастического вымысла. В народных сказках всегда заключен глубокий нравственный и социальный смысл, поуче­ние; для них характерны динамичность сюжета, однозначность персонажей (добрые или злые); композиционные особенности (зачин, концовка, повторы); особый язык (постоянные эпитеты, присказки, фразеологизмы, пословицы и поговорки и др.).

    В содержание литературного образования младших школь­ников входит формирование представления о жанре сказки, ее признаках, разновидностях (народные: о животных, бытовые, волшебные; литературные). Поэтому и при анализе сказки мож­но находить приметы жанра и доказывать отнесение произведе­ния к этому жанру, его разновидности, сравнивать сказки автор­ские и народные с целью установления сходств и различий.

    Отличительные черты методики анализа сказок обусловле­ны необходимостью выявления фантастического в содержании сказки и наблюдения над композиционными и языковыми осо­бенностями народной сказки. Кроме того, в народных сказках всегда отражаются особенности культуры, быта создавшего их народа, животный и растительный мир той страны, в которой сказка появилась. Это требует специальной работы над понима­нием детьми даже предметного содержания сказки, так как у них может не быть соответствующих представлений.

    Даже при восприятии русских народных сказок у современных русских детей может не возникать адекватных образов в сознании, так как в сказке использованы названия утраченных уже предметов быта и одежды. Поэтому целесообразно использование иллю­страций как для объяснения значения отдельных слов, так и для создания национально окрашенных образов в целом.

    При анализе народных сказок о животных важно уделить внимание раскрытию аллегории, ведь в образах и повадках ска­зочных персонажей–животных отражаются человеческие харак­теры: Бывает ли так у людей? Какими качествами рассказчик наделил лису (зайца, волка...)? Какие черты характера, особен­ности поведения людей скрываются под маской животных? и т.п. Полезно сравнение образов животных в сказках разных народов, так как в них отражается национальная психология.

    Анализируя с детьми бытовые сказки, нужно подвести их к осознанию заключенного в этих сказках нравственного и соци­ального смысла, побуждая к обобщению: Какие человеческие качества ценит народ, какие – осуждает? Над чем смеется народ в этой сказке? и т.п. При чтении этого вида сказок осо­бенно важна, с одной стороны, работа над деталями народного быта, т.к. герои действуют в реальной обстановке, не всегда узнаваемой современными детьми, а с другой – над выделением фантастического допущения, также не всегда очевидного для младших школьников.

    В волшебных сказках главному герою, воплощающему народный идеал красоты, нравственной силы, доброты и спра­ведливости, помогают сверхъестественные силы, чудесные по­мощники, и это приводит его к победе над злом. Работа над этими сказками требует выделения чудесных событий (Какие испытания проходит герой? Какое чудо происходит? Кто его совершает? и т.п.), волшебных предметов и существ и опреде­ления их роли в сказке (Какие предметы (существа) помогают герою в беде? Какие волшебные существа творят зло? и т.п.).

    Поучительный характер народных сказок делает целесооб­разным использование таких приемов обобщения, как выделение главной мысли, сформулированной в тексте сказки; выбор под­ходящей по смыслу пословицы из нескольких предложенных или самостоятельный подбор пословиц, отражающих смысл сказки.

    При анализе басни учитываются такие признаки жанра, как нравоучительный характер (наличие морали), аллегоричность повествования, лаконизм и выразительность языка. В содержа­ние начального литературного образования входит формирова­ние представлений об особенностях басни как жанра, умения отличать басню от других литературных жанров, умения выде­лять основные структурные элементы басни, понимать их роль.

    Композиционно в басне выделяется обычно две части: по­вествование – короткая история, иллюстрирующая содержащее­ся в басне нравоучение, и само нравоучение, сформулированное в явном виде, – мораль. Анализ басни может подводить детей к осознанию морали через детальное рассмотрение конкретного содержания, т.е. сначала анализируется повествование (герои, их поведение, характер), а затем формулируется вывод и чита­ется мораль. Может быть и обратный путь анализа басни: от мо­рали к ее конкретизации в повествовании.

    Какой бы путь ни избрал педагог, важно обеспечить понима­ние аллегоричности повествования, для чего при подготовке к восприятию нужно оживить представления о животных– персонажах басни, выделяя в беседе те признаки животных, кото­рые являются ключевыми для понимания аллегории, при анализе текста выявить черты характера персонажей, а при обобщении помочь понять, что персонажи олицетворяют определенные че­ловеческие качества: Бывает ли так у людей? Какие черты ха­рактера, особенности поведения людей скрываются под маской животных? Какие человеческие пороки высмеиваются в басне?

    Учащиеся под руководством педагога должны выделить и понять мораль: В каких строчках заключена мораль басни? О чем предупреждает баснописец? Чему учит басня? Какая по­словица подходит?

    Целесообразно при чтении басен побуждение детей к соот­несению с личным опытом: К каким случаям из вашей жизни подходит мораль этой басни? Приведите примеры из жизни, когда люди вели себя так, как герои этой басни. Работая с баснями И. А. Крылова, необходимо особое вни­мание уделить языковому анализу, выделить крылатые слова, вошедшие в пословицу.

    Таким образом, методика чтения и анализа эпических про­изведений в начальной школе обусловлена событийным харак­тером этих произведений и возрастными особенностями их вос­приятия младшими школьниками, которым нужна помощь в осознании мотивации поведения и внутреннего состояния пер­сонажей, понимании авторской позиции и осмыслении идеи произведения.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта