Главная страница

Технология изучения эпических произведений на уроках литературного чтения в начальной школе


Скачать 88.42 Kb.
НазваниеТехнология изучения эпических произведений на уроках литературного чтения в начальной школе
Дата15.03.2021
Размер88.42 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаKursovaya_rabota_Strepetovoy.docx
ТипКурсовая
#184905
страница3 из 6
1   2   3   4   5   6

1.2 Методика изучения эпических произведений на уроках литературного чтения в начальной школе



На современном этапе развития методики преподавания литературы сложился большой опыт в разработки подходов и путей изучения эпического произведения в школе.

Так, в методической литературе выдвигают разные подходы к анализу эпического произведения. Рассмотрим их подробнее.

В. Г. Маранцман в своих трудах предлагает такие пути анализа:

1 «Пообразный». Такой путь заключается в анализе системы образов: образы–персонажи, образы–символы, образы–описания.

2 «Вслед за автором». Данный метод заключается во внимательном перечитывании всего произведения и последовательном разборе в деталях на разных уровнях анализа.

3 «Проблемно–тематический» заключается в рассматривании произведения в выбранном проблемном или тематическом аспекте [Маранцман 1994].

В свою очередь, И. А. Подругина предлагает такие типы школьного анализа эпического произведения:

1. Текстуальный. Целью такого анализа является создание у обучающихся представлений об особенностях поэтики автора, развитие представлений об идейно– художественном своеобразии произведения. Вместе с этим, задачей текстуального анализа является выявление через «сцепление» различных идейно–художественных элементов произведения авторскую позицию, взгляд на мир.

2. Образный. При обзорном анализе произведение не рассматривается так подробно и тщательно, обычно рассказывается об основных героях, сюжете и обращается внимание на особенности авторских взглядов в то время, когда оно было написано.

3. Ознакомительный. Задача такого анализа – дать представление о своеобразии художественного произведения [Подругина 2000].

О. Ю. Богданова выделяет следующие подходы к изучению эпического произведения:

1. Анализ композиции. Данный прием помогает глубокого и многогранно раскрыть авторскую позицию в художественном произведении. Основные приемы изучения композиции заключаются в сопоставлении частей и структурных, сюжетных элементов художественного произведения, сравнении образов героев, анализ словесных пейзажей, портретов и определении и роли в тексте.

2. Анализ стиля. Данный прием заключается в наблюдении над стилем писателя, а именно поиск и обоснование использованных автором средств художественной выразительности и тропов. При этом такой вид анализа требует соблюдение этапности.

3. Изучение творческой истории произведения. Данный прием заключается в сопоставлении художественного произведения с его реальной основой, в более частном виде – героя с прототипом, всегда обнаруживает авторские намерения, показывает, как «заострил» писатель жизненный материал. Вместе с эти выделяются и другие приемы.

Так, сопоставление художественного произведения и жизненного сюжета, реального характера и, героя, созданного писателем, заключается в осознании того, что искусство представляет собой отражение жизни, что отражение жизненных ситуаций представляет собой авторскую обработку. Сопоставление разных редакций, вариантов текста выявляет развитие авторской мысли в процессе создания произведения.

4. Сопоставление одного произведения с другими произведениями писателя заключается в изучении общих основ его миросозерцания и художественного метода.

5. Сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов заключается в изучении общности нравственной коллизии, художественной ситуации, сходства героев произведения и их различия.

6. Претворение литературных произведений в других видах искусства. Данный прием позволяет выразить позицию читателя. Задача приема заключается в создании обобщенного и личностно окрашенного образа текста [Богданова 1994].

В свою очередь, Н. И. Никонова [Никонова 2013] предлагает изучение эпического произведения через прием театрализации. Ученым отмечается, что процесс театрализации эпического произведения требует большой подготовки.

Наряду с этим, С. Д. Колова и Т. В. Мардаева [Колова 2012] в своей работе обобщают методический опыт и приводят классификации подходов к анализу художественного произведения.

Так, в зависимости от характера отношения к художественному тексту различают выборочный, подробный, сжатый, целиком. В зависимости от способа организации: анализ учителем, интерпретация учащимися (читательская, научная, художественнотворческая). В зависимости от целей аналитической работы: композиционный, стилистический, сопоставительный, целостный, комплексный.

Необходимо отметить, что методической литературе выделены также и технологии анализа эпического произведения. Так, выделяется технология мотивного анализа, которая рассмотрена в трудах Б. М. Гаспарова. Суть данной технологии заключается в том, что в основе анализа лежит мотив, который характеризуется вариацией, повтором и взаимосвязью с другими мотивами. Так мотив создает поэтику текста. Необходимо отметить, что мотив материализуется в ключевых понятиях, символах, мифологемах.

Вместе с этим, ученые выделяют филологический анализ, который соединяет в себе лингвистический и литературоведческий анализ художественного произведения. По мнению С. Д. Коловой и Т. В. Мардаевой такой подход в изучении эпического произведения «позволяет не только отрабатывать навыки осмысленного чтения, внимательного наблюдения за особенностями функционирования языковых единиц в тексте, их вдумчивого анализа, но и нацелить учеников на подлинно творческую работу, отражающую их личностное восприятие; является основным приемом реализации интеграции русского языка и литературы» [Колова 2012].

Среди современных методов изучения эпического произведения выделяется также культуроведческий анализ, который описан в работах М. В. Черкезовой, С. А. Голубкова. Согласно такому подходу, в эпическом произведении автор задает культурные и народные пласты.

В процессе работы над эпическим произведением происходит раскрытие особенностей, содер­жащихся в эпических произведениях, ознакомление с произведениями разных типов, чтение произ­ведений вслух и «про себя», ответы на вопросы по содержанию, структуре, особенностях произведе­ния, определение главного замысла автора, ключевых идеях, эмоционального отклика на произведе­ние.

При формировании умения определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей используются приемы: словесное рисование, творческий пересказ, графическое рисование, выбороч­ное чтение, чтение самого красивого места в стихотворении, чтение отрывка, к которому можно по­добрать пословицу, нахождение предложения, с помощью которого можно исправить ошибку [Дергунова 2014].

Проанализировав различные программы авторов Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. УМК «Шко­ла России», программу Ефросининой Л.А УМК «Начальная школа XXI века», и программу Кубасо­вой О.В. УМК «Перспектива», можно сказать, что в каждой программе уделяется достаточно много времени на изучение эпических произведений.

В программе авторов Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. УМК «Школа России», изучаются раз­нообразные эпические жанры (сказка, рассказ, басня, миф) произведения подобраны с учетом психо­лого–педагогических особенностей детей. Хрестоматии содержат большое количество произведений классиков отечественной литературы.

Внимание обучающихся обращается на то, что перед ними не обычные познавательные тексты, а произведения словесного искусства, которые раскрывают богат­ство человеческих отношений и окружающего мира. В первом классе изучаются народные сказки (сказки о животных) и авторские сказки, во втором классе изучаются народные сказки (бытовые, о животных, волшебные) и авторские сказки, рассказы и басни И.А. Крылова. В третьем и четвертом классе изучаются в основном авторские сказки, так же обучающиеся читают басни И.А. Крылова, древнегреческий миф «Храбрый Персей» и большое количество рассказов Л. Толстого, К. Паустов­ского и т.д.

В программе Ефросининой Л.А УМК «Начальная школа XXI века», изучаются такие жанры как (сказка, рассказ, басня, былина), но не уделяется времени на изучение мифов. В первом классе изу­чаются народные сказки (волшебные) и авторские сказки, рассказы, во втором классе изучаются, три вида народных сказок (бытовые сказки, волшебные сказки, сказки о животных) и авторские сказки, басни И. Крылова и Л. Толстого, рассказы, былины «Как Илья из Мурома богатырем стал», «Три по­ездки Ильи Муромца». В третьем классе изучаются три вида сказок, очень много сказок народов Рос­сии (бытовых) и авторских сказок, басни Эзопа и И.А. Крылова а также былины «Илья Муромец и Соловей–разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т.д.

В программе Кубасовой О.В. УМК «Гармония», в первом классе изучаются сказки народов Рос­сии и народов мира о животных (армянская сказка, ингушская, американская), так же обучающиеся изучают басни. Во втором классе дети не изучают басни, но изучают рассказы, сказки народов Рос­сии (бытовые), сказки народов мира (бытовые и о животных), авторские сказки. В третьем и четвер­том классе изучаются народные сказки России и народные сказки мира, относящиеся к виду бытовых сказок (персидские сказки, африканские сказки, индийские сказки и т.д.), и авторские, большие по объему рассказы.

Методические решения, предлагаемые учителем в данном направлении, должны опираться и на предшествующий педагогический опыт, и «на некоторые положения фольклористики, определяющие природу данного жанра» [Никитченков 2011]. Итак, рассмотрим, как может быть организован процесс литературного чтения сказок и былин в начальной школе.

I. Методика анализа народного эпического произведения. Процесс анализа сказки и былин в начальной школе есть своеобразная форма деятельности, в которой «объективируются личные качества и учителя и учащегося. Учитель должен занять позицию не всезнающего «мэтра», предлагающего свои знания учащемуся, но позицию соавтора единого акта интерпретации» [Карпов 1998].

В процессе анализа народного произведения учитель и ученики «соприкасаются» лишь в двух моментах: когда берут за основу единые текст и теоретико-методологическую базу. При этом и учителю, и учащемуся необходимо принять следующие установки:

1) учащийся должен усвоить теоретические понятия и овладеть первичными навыками анализа текста;

2) в процессе анализа произведения исключить обращение к учебнику, к «чужому мнению»;

3) ученик должен осознать, что «он не просто «готовит задание», но именно реализует себя как личность, что он может внести что-то новое в понимание известного произведения. В этом случае задача учителя – помочь учащемуся почувствовать, осознать себя творцом, начинающим литературоведом» [Карпов 1998].

Анализ народного эпического произведения рекомендуем строить по следующему алгоритму:

1) жанр;

2) тема;

3) идея;

4) композиция;

5) хронотопическая + субъектная организация (как выражение народного сознания);

6) сюжет;

7) конфликт;

8) образы-персонажи;

9) художественные особенности;

10) эстетическая и нравственная ценность народного произведения.

Последовательность анализа, представленная в алгоритме, позволяет следовать двум важнейшим методологическим принципам: осуществлять анализ произведения в единстве формы и содержания; рассмотреть содержание произведения в движении.

Особое внимание следует уделить образу-персонажу, так как в школьном преподавании часто допускается ошибка: герой характеризуется по социологическому шаблону, называется его положение в обществе, род деятельности (профессия), отношения с другими персонажами. Важным представляется выявление художественных особенностей создания образа-персонажа (например, в статье «Образ одаренной личности в русской народной волшебной сказке» раскрывается, как «старинная русская народная волшебная сказка создала свою «версию» образа героя, одаренного Природой гибким умом, доброй душой, созидательным оптимизмом. В статье предпринята попытка интерпретации любимого героя волшебных сказок – Ивана-Дурака – с позиции «одаренной личности». Раскрывается поэтика фольклорного образа, символика прозвища героя» [Грахова 2014]).

Приведем пример анализа.

«Сивка- Бурка».

 Русская народная сказка (волшебная)

Тема: Говорится о Иване-дураке, который с помощью своего волшебного друга (Сивки-Бурки) превращался в молодца, чтобы снять перстень с Елены Прекрасной.

Идея: Борьба добра и зла, не на жизнь, а на смерть

Сказка волшебная, т.к. присутствуют волшебные персонажи с волшебными способностями.

Характеристики главных героев:

Иван-дурак: Третий сын в семье, самый младший. В семье его не любят, высмеивают: «Куда тебе , дурню! Людей, что ли, хочешь смешить? Сиди себе на печи да золу пересыпай!»

Исполнительный: «Пришел в поле, сел на камень.Сидит не спит,пирог жует, вора дожидается».

Далеко не дурак, смекалистый, добрый, смелый:

«Отпустил Иванушка коня и взял с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать».

 «Ударил тут Иванушка Сивку-бурку по крутым бокам... Фыркнул конь, заржал, прыгнул — только на три бревна до царевны не допрыгнул.»

Скромный: Приехали братья на пир к царю а «Иванушка забрался за печку, в уголок, и сидит там».

В сказке «Сивка-Бурка» Елену Прекрасную совсем не волнует, как выглядит Иванушка и похож ли он на красавца-богатыря, выполнившего испытание. Её волнует именно наличие связи героя с волшебным миром, т.е. обладание волшебным предметом – перстнем.

Сивка-Бурка:

Волшебный персонаж: «В самую полночь прискакал на пшеницу конь –одна шерстинка серебряная другая золотая; бежит - земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.»

 Исполняет все приказы своего хозяина:

- Что угодно, Иванушка?

- Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка

- Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай 

 Иванушка пролезает сквозь коня, чтобы превратиться в добра молодца. В этом действии прослеживаются представления древних людей о строении  мира и связано оно с одним из моментов обряда посвящения подростков в мир взрослых, а именно  с пребыванием внутри тотемного зверя, с прохождением сквозь него. Иванушка влезает в ухо коня со стороны земного мира, который находится справа, а вылезает из левого уха – входя в зону волшебного, сказочного мира. Чтобы превратиться снова в Иванушку, надо из волшебного мира, то есть с левой стороны, войти в коня, и вылезти справа.!

Художественные приёмы:

1. Традиционное начало: «Жил-был старик, и было у него три сына.»

«Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали.

Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то ту пшеницу мять да топтать.

Вот старик и говорит сыновьям:

Милые мои дети! Стерегите пшеницу каждую ночь по очереди, поймайте вора!»

2. Троекратное повторение: (3 ночи, 3 брата, 3 свиста) «Настала первая ночь. Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра….

На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.

На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти...».

Три раза звал Иванушка к себе коня ,три раза прыгал за перстнем  Елены Прекрасной: «..свистни три раза молодецким посвистом. гаркни богатырским покриком…»

- «Сивка –Бурка ,вещий каурка, стань передо мной ,как лист перед травой.»

3. Волшебные слова: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»

5. Диалоги: «Что угодно, Иванушка. –

- Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка.

 - Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай!»

6. Описание: «А он за печкой сидит, одежонка на нем худая, лаптишки рваные, одна рука тряпкой обвязана…. Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом, прямо и не узнаешь!»

7. Концовка: И, наконец, как в любой сказке, герой торжествует, получает за свои труды, верность, доброту и бескорыстие награду: Иванушка-дурачок получил жену – царскую дочь Елену Прекрасную.

«Я на том пиру был, мед, пиво, пил…»

Характеристика языка:

Просторечный: «Иззяб», «братнины»

Эмоциональный: «Эва,какие грибки хорошие!»

 «Куда тебе, дурню! Людей, что ли, хочешь смешить?»

Разговорный: «экий», «дурень»

Устаревший: «Воротились», «потчует», «черед»

Преувеличение (гипербола): «Народу видимо–невидимо»

Алгоритм может быть расширен в зависимости от структуры фольклорного произведения и глубины анализа. Предлагаем примерные схемы анализа сказок и былин.

Сказка

1. Источник фольклорного текста.

2. Название сказки.

3. Вид сказки (сказка о животных, волшебная, бытовая).

4. Тема и идея (главная мысль) сказки; проблемы, затронутые в ней.

5. Взаимосвязь сюжета и композиции.

6. Персонажи сказки. Для волшебной сказки:

а) персонажи «первого» ряда. Герой (героиня). Происхождение образа, функции;

б) персонажи «второго» ряда:

− «помощники» героя (героини). Происхождение образов, функции;

− «противники» / антагонисты. Происхождение, функции.

7. Поэтические особенности сказки.

Былина

1. Источник фольклорного текста.

2. Название былины.

3. Определить принадлежность по сюжетной классификации (былина древнейшего периода о «старших» богатырях, Киевского или Новгородского цикла).

4. Определить принадлежность по тематической классификации: воинская / героическая или социально-бытовая / новеллистическая былина.

5. Тема и идея (главная мысль) былины; проблематика; пафос

6. Взаимосвязь сюжета и композиции.

7. Поэтика и архитектоника былины.

8. Картина мира:

− поэтика пространства (центр – «окраина» – периферия);

− поэтика времени;

− предметный мир.

9. Система персонажей былины.

10. Средства художественной выразительности.

II. Методика работы над образом-персонажем. Выше мы уже отмечали важность работы над образом-персонажем. Для понимания темы и идеи любого эпического произведения, будь то фольклорное или литературное, необходима аналитическая деятельность, направленная на раскрытие образов главного или второстепенных героев.

Чтобы сделать работу над образом более логичной и последовательной, предлагаем алгоритм (план), по которому учащиеся самостоятельно или совместно с учителем смогут составить характеристику любого из персонажей прочитанного произведения. Заметим, что предложенная схема – рабочая. Она является только отдельным моментом в многоступенчатом и критико-индивидуальном процессе анализа образной системы произведения.

Характеристика образа-персонажа (рабочая схема).

1. Персонаж в системе образов произведения.

2. Положение в обществе (социальное и материальное).

3. Портретная характеристика.

4. Характер.

5. Мировосприятие и мировоззрение.

6. Отношение к окружающим.

7. Мир чувств.

8. Отношение народного сказителя к персонажу.

9. Художественные приемы раскрытия образа.

10. Значение данного образа в раскрытии художественно-тематического содержания произведения.

Характер персонажа на протяжении событий может меняться, поэтому важно проследить его развитие.

Например, Василиса в сказке «Баба Яга» совершает переход от личной неуверенности к цельности, силе, уверенности.

«Василиса была первая на все село красавица; мачеха и сестры завидовали ее красоте, мучили ее всевозможными работами, чтоб она от трудов похудела, а от ветру и солнца почернела; совсем житья не было!

Василиса все переносила безропотно и с каждым днем все хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости, несмотря на то, что они всегда сидели сложа руки, как барыни. Как же это так делалось? Василисе помогала ее куколка. Без этого, где бы девочке сладить со всею работою! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчевает ее, приговаривая:

На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?»

Поведенческая манера, мировоззрение значительно меняются у Ивана-царевича в сказке «Иван-царевич и Серый Волк» («Царевна-лягушка»).

«Иван-царевич тихонько подполз к яблоне и поймал птицу за хвост. Жар-птица встрепенулась и улетела, осталось у него в руке одно перо от ее хвоста.

Наутро приходит Иван-царевич к отцу.

Ну что, дорогой мой Ваня, не видал ли ты похитника?

Дорогой батюшка, поймать не поймал, а проследил, кто наш сад разоряет. Вот от похитника память вам принес. Это, батюшка, Жар-птица.

Царь взял это перо и с той поры стал пить, и есть, и печали не знать. Вот в одно прекрасное время ему и раздумалось об этой об Жар-птице.»

Говоря о характере героя, необходимо понять и показать способ раскрытия образа (народная характеристика, самохарактеристика, оценка другими персонажами, через сопоставление с другими образами и пр.). Важно показать, как предполагаемый повествователь или певец передают народное отношение к сказочному или былинному герою.

Например, «Как был Садко-купец, богатый гость» [Русская народная словесность 1994], «Идолище поганое», «Соловей-разбойник, злодей-разбойник», или: «…Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын, Сиднем сидел цело тридцать лет» [Русская народная словесность 1994], «Как выпил-то чару питьица медвяного, Богатырское его сердце разгорелося, его белое тело распотелося…», «Бил челом Илья. Калик поздравствовал: «Слышу в себе силушку великую»…» [Русская народная словесность 1994].

Имеет большое значение не только анализ образа героя, но и личная интерпретация, выражение собственного отношения к нему. Это возможно лишь при условии хорошего владения текстом, когда ученик видит, в каких ситуациях оказывается герой, как он с ними справляется. Анализируя «движение героя по тексту», учащиеся соглашаются / не соглашаются с ним, одобряют / порицают его поступки и пр. Важно, чтобы личное восприятие героя четко отражалось в высказываниях учащихся, как устных, так и письменных.

Итак, в представленной предложены схемы анализа сказок и былин, план высказывания о герое. Анализ рассказа. Трудность в использовании этих алгоритмов состоит в том, чтобы увидеть содержательность формы, авторской мысли. Затруднения видятся и в том, что «живое движение произведения» порой трудно дифференцировать, например, выделить «персонаж» из «конфликта», так как говорить о персонаже – значит анализировать организующий его действия конфликт. Напомним, что предложенные схемы – рабочие. Они могут быть расширены в зависимости от структуры фольклорного теста и глубины анализа.

Задача учителя – помочь учащимся преодолеть эти трудности. Кроме того, учителю необходимо донести до сознания детей особенности фольклора и народных жанров, раскрыть понятия «коллективности», «устной формы бытования», «вариативности», «установки на обобщенность» и пр. Все это будет способствовать продуктивной самостоятельной интерпретирующей деятельности учащихся.


1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта