Главная страница

Технология изучения эпических произведений на уроках литературного чтения в начальной школе


Скачать 88.42 Kb.
НазваниеТехнология изучения эпических произведений на уроках литературного чтения в начальной школе
Дата15.03.2021
Размер88.42 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаKursovaya_rabota_Strepetovoy.docx
ТипКурсовая
#184905
страница6 из 6
1   2   3   4   5   6

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II



В заключении практической части исследования можем сделать ряд выводов:

Задача эксперимента: выявить сформированные представления о богатырях.

В констатирующем эксперименте принимали участие 22 ученика 3 «Е» класса.

Исследование показало, что у детей не верно сформированы представления о богатырстве. Однако факт существования эпических героев-богатырей в разных культурах вызвало большой интерес у учащихся, некоторые задались вопросом, что их объединят. И тут мы видим, что на этом материале можно дать понимание об общечеловеческих ценностях, объединяющих разные национальные культуры и народы.

Изучение художественных произведений на уроках чтения в соответствии с особенностями рода и жанра дает возможность обратиться к духовной сфере обучающихся, поэтому важное значение приобретает выбор таких методов и форм обучения, заданий, которые способствовали бы развитию не только познавательной активности школьников, направленной на изучение основ теории литературы в доступной для младших школьников форме, но и на их литературно-творческую деятельность, социальную активность, самостоятельность, то есть на овладение определённым набором универсальных учебных действий .

К тому же, совершенствование приёмов изучения произведений в их родовой и жанровой специфике предполагает развитие эстетических чувств, формирует способность видеть в литературе произведение искусства, произведение, сочетающее в себе художественную целостность и индивидуальную неповторимость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В теоретической части исследования раскрываются особенности эпических произведений, проведен анализ программ по литературному образованию младших школьников, даны определения основных жанров эпических произведений.

Аналитический обзор научно–методической литературы позволил выделить большое количество подходов к изучению эпического произведения в школе. Как видно, многие пути анализа дополняются и видоизменяются учеными. Другими ученые соединяют некоторые пути анализа и создают комплексный подход.

Анализ научных исследований в данной области позволил определить неопределенность в классификации и выделении путей, методов и технологий анализа и изучения эпического произведения. На наш взгляд, такая тенденция вызвана, прежде всего, многоплановостью и большим объемом эпического произведения.

В рамках практической части исследования был проведен констатирующий и формирующий эксперименты.

Задача эксперимента: выявить сформированные представления о богатырях.

В констатирующем эксперименте принимали участие 22 ученика 3 «Е» класса.

Исследование показало, что у детей не верно сформированы представления о богатырстве. Однако факт существования эпических героев-богатырей в разных культурах вызвало большой интерес у учащихся, некоторые задались вопросом, что их объединят. И тут мы видим, что на этом материале можно дать понимание об общечеловеческих ценностях, объединяющих разные национальные культуры и народы.

Изучение художественных произведений на уроках чтения в соответствии с особенностями рода и жанра дает возможность обратиться к духовной сфере обучающихся, поэтому важное значение приобретает выбор таких методов и форм обучения, заданий, которые способствовали бы развитию не только познавательной активности школьников, направленной на изучение основ теории литературы в доступной для младших школьников форме, но и на их литературно-творческую деятельность, социальную активность, самостоятельность, то есть на овладение определённым набором универсальных учебных действий .

К тому же, совершенствование приёмов изучения произведений в их родовой и жанровой специфике предполагает развитие эстетических чувств, формирует способность видеть в литературе произведение искусства, произведение, сочетающее в себе художественную целостность и индивидуальную неповторимость.

.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (новая редакция).

  2. Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Паритет, 2017. – 320 с.

  3. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников//Методические основы языкового образования и литературного развития./Под ред. Т.Г. Рамзаевой – М.: Высш. шк.,2003.  

  4. Грахова С. И., Скворцова Л. В. Образ одаренной личности в русской народной волшебной сказке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 4 (34): в 3-х ч. Ч. I. C. 65-67.

  5. Дергунова Т.А. Технологии литературного развития младших школьников // Вестник Нижневартов­ского государственного университета. – 2013. – № 4. – С. 19–24.

  6. Дергунова Т.А. Технология формирования читательской деятельности младших школьников //Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО–Югры, НВГУ: Материалы Всерос­сийской научно–практической конференции (г. Нижневартовск, 26 марта 2014 г.) / Отв. ред. Ю.В. Безбородова. – Нижневартовск: изд–во Нижневарт. ун–та, 2014. – С. 341–345.

  7. Жмакина Н.Л. Технология группового и коллективного взаимодействия как средство повышения ка­чества образования// Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 6.– С. 29–31.

  8. Карпов И. П. Литературно-художественное произведение (Методика анализа) // Открытый урок по литературе (планы, конспекты, материалы): пособие для учителей. М.: Московский Лицей, 1998. С. 328-333.

  9. Колова, С. Д. Школьный анализ литературного произведения: интеграция традиционных и инновационных технологий / С. Д. Колова, Т. В. Мардаева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2012. – № 3. – С. 139–148.

  10. Лопаткина А. К. Этическое воспитание младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей начальных классов. Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. 103 с.

  11. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. – В 2 ч. Ч. 1.–М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – 288 с.

  12. Муравьева Н.М., Таможникова А.Н. Формирование первоначальных представлений об эпических произведениях в начальной школе (на материале сказки П.П. Ершова «Конек–горбунок») // Материалы научной сессии 2016 Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «ВГУ». – 2016. – 90 с.

  13. Никитченков А. Ю. Теория и практика преподавания фольклора в начальной школе. М.: МПГУ, 2011. 188 с.

  14. Никонова, Н. И. Система использования приемов театрализации при изучении эпических произведений / Н. И. Никонова // Перспективы науки и образования. – 2013. – № 5. – С. 134–138.

  15. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: ИТИ Технологии; Издание 4–е, доп., 2015. – 944 с.

  16. Петров Н.В. Русский эпос. Что такое былина? [Электронный ресурс]. URL: http://arzamas.academy/

  17. Плотникова Л. А. Героический эпос народов СССР. Сборник. Л.: Лениздат, 1979.

  18. Подругина, И. А. Типология школьного анализа эпических произведений в старших классах: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.02. / И. А. Подругина. – Москва, 2000. – 417 с.

  19. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. М.: МГУ, 1976. 208 с.

  20. Пропп В.Я. Русская сказка (Собрание трудов В.Я. Проппа). М.: Лабиринт, 2000. 413 с.

  21. Путилов Б. Н. Героический эпос и действительность. Л.: Наука, 1988.

  22. Русская народная словесность / авт.-сост. Н. Н. Костатян. М.: Просвещение, 1994. 256 с

  23. Стеблин-Каменский М.И. Заметки о становлении литературы (к истории художественного вымысла) // Проблемы сравнительной филологии. Сб. ст. к 70-летию В.М. Жирмунского. М., Л., 1964. С. 401 – 407.


ПРИЛОЖЕНИЕ



Диагностика, направленная на выявление уровня сформированности литературоведческих понятий у младших школьников при работе над эпическим произведением

Прочитайте отрывок из произведения В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Над Енисеем солнечно мерцало. Сквозь это мерцание едва проглядывали красные жерла известковых печей, полыхающих по ту сторону реки. Тени скал лежали недвижно на воде, и светом их размыкало, рвало в клочья, будто старое тряпье. Железнодорожный мост в городе, видимый из нашего села в ясную погоду, колыхался тонким кружевцем, и, если долго смотреть на него, — кружевце истоньшалось и рвалось.

Оттуда, из-за моста, должна приплыть бабушка. Что только будет! И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских?

Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чем не думай. А теперь что? Надеяться теперь не на что. Разве что на нечаянное какое избавление. Может, лодка опрокинется и бабушка утонет? Нет уж, лучше пусть не опрокидывается. Мама утонула. Чего хорошего? Я нынче сирота. Несчастный человек. И пожалеть меня некому. Левонтий только пьяный жалеет да еще дедушка — и все, бабушка только кричит, еще нет-нет да поддаст — у нее не задержится. Главное, дедушки нет. На заимке дедушка. Он бы не дал меня в обиду. Бабушка и на него кричит: «Потатчик! Своим всю жизнь потачил, теперь этого!..»

«Дедушка ты дедушка, хоть бы ты в баню мыться приехал, хоть бы просто так приехал и взял бы меня с собою!»

— Ты чего нюнишь? — наклонился ко мне Санька с озабоченным видом.

— Ничего-о-о! — голосом я давал понять, что это он, Санька, довел меня до такой жизни.

— Ништя-ак! — утешил меня Санька. — Не ходи домой, и все! Заройся в сено и притаись. Петровна видела у твоей матери глаз приоткрытый, когда ее хоронили. Боится — ты тоже утонешь. Вот она как запричитает: «Утону-у-ул мой дитятко, спокинул меня, сиротиночка», — ты тут и вылезешь!..

— Не буду так делать! — запротестовал я. — И слушаться тебя не буду!..
А) Где здесь повествование или описание от лица рассказчика, а где не собственно-прямая речь героя? По каким признакам вы это определили?

Б) Зачем писатель использует не собственно-прямую речь? Какими языковыми средствами она создана и в чем ее отличие от прямой речи? Покажите это на примерах из отрывка.

В) Покажите, как детали описания и повествования помогают нам увидеть происходящее глазами мальчика. Как характеризует героя и его внутреннее состояние увиденный им пейзаж?

Г) Каково отношение автора к изображаемому?
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта