Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Понятие социального пространства. Группа и семья в социальном пространстве воспитательного процесса.

  • 2. Семья, ее типы и задачи. Правовые основы семейного воспитания.

  • 02 ЛекцииПсихПед. Тема Введение в курс Основы педагогики


    Скачать 0.77 Mb.
    НазваниеТема Введение в курс Основы педагогики
    Дата21.10.2021
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла02 ЛекцииПсихПед.doc
    ТипРеферат
    #253103
    страница7 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    Тема 2.3.2.: Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание.
    1. Понятие социального пространства. Группа и семья в социальном пространстве воспитательного процесса.

    2. Семья, ее типы и задачи. Правовые основы семейного воспитания.

    3. Принципы и содержание семейного воспитания.

    4. Стили семейного воспитания. Основные типы ложного родительского авторитета.

    5. Типы семей и особенности их влияния на детей.

    6. Условия успешного воспитания в семье.
    1. Понятие социального пространства. Группа и семья в социальном пространстве воспитательного процесса.

    Социальное пространство – термин, введенный П. Бурдье в работе "Физическое и социальное пространство" (1990 г.) для обозначения абстрактного пространства, создаваемого ансамблем подпространств или полей, которые обязаны своей структурой неравному распределению отдельных видов капитала.

    Любое явление жизни разворачивается в пространстве, и для каждого свершения существует свое соответствующее пространство. Воспитательный процесс как социально-психологический феномен конструируется, располагается и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные рамки. В свою очередь, социум размещается в географическом пространстве, которое обладает большим влиянием на физическое, психическое самочувствие людей, а это значит, говоря о социальном пространстве, нельзя забывать и о пространстве вообще как некоторой протяженности предметов.

    Социальное пространство – это протяженность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед ребенком либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля, транспорта, аппаратов и прочего. Многоцветность социальных отношений содержит в себе опыт исторический, зафиксированный в традициях, материальных ценностях, искусстве, морали, науке; включает в себя достижения общечеловеческой культуры, отраженной в формах поведения, одеждах, достижениях цивилизации, произведениях индивидуального творчества, стиле жизни; хранит в себе реальный разворот складывающихся в настоящем новых отношений. И весь этот перелив социальных отношений данного — важного для растущей и входящей в мир личности – момента создает социальную ситуацию развития ребенка. Для каждого ребенка эта ситуация развития имеет свой индивидуальный вариант, содержа в себе в своем особом сочетании общечеловеческий, культурологический, исторический, национальный, семейный, групповой элементы, и разворачивается перед ребенком как микросреда, а для самого ребенка как единственно возможная и единственно существующая среда, как характеристика жизни, в которую он входит.

    Социум формирует представление (картинку) о существующих связях общества с миром и в обществе. Если связи традиционны, ребенок быстро осваивает эту картинку реальности и, так как у него пока нет иного варианта, принимает воспринимаемое за единственно возможное. Когда говорят «среда воспитывает», подразумевается, что ребенок прожил тот спектр социальных отношений, который ему предоставило социальное пространство. В социуме как в предназначенном для жизни человека пространстве ребенок проявляет и утверждает свое «Я», функционируя как социальное существо и в этом обретая свою социальную сущность. Когда говорят «среда воспитывает», понимают под сказанным, что только в социальной среде рождается «Я», только в единении с другими эмансипируется, автономизируется личность.

    Социальное пространство как таковое, не может выступать субъектом воспитательного процесса и ставить цель. Через слагаемые социального пространства социум оказывает формирующее и развивающее влияние. И, в первую очередь, через контактные повседневные группы, в которых протекает реальная жизнь ребенка. Семья, детский сад, двор, школа, дом творчества, спортивная секция, клуб, студия – вот основной перечень этих слагаемых социального пространства. Индивидуальна поочередность их влияния на личностное становление, но столь же индивидуальна и сила влияния на характер становления. Для малыша решающим будет семейное пространство. Его влияния первичны и во многом неисправимы, поэтому часто говорят, будто основы воспитания ребенок получает в семье.

    Школьная среда предоставляет ребенку большие возможности для личностного роста, так как в школе он непосредственно выступает членом группы равных и в этой роли связан множеством нитей социальной зависимости. К тому же, эмансипируясь с возрастом от родителей, он обретает в одноклассниках референтную группу и в ходе школьной жизнедеятельности играет новую для себя социальную роль.

    Сравним характеристики социального пространства семьи и социального пространства школы на простом эпизоде жизни ребенка, по-разному завершающемся в этих разных обстоятельствах.

    Игра «Горячо – холодно». Внук подглядывает, куда бабушка прячет предмет. Она это видит, но прощает такую слабость любимому внуку. Тот же ребенок в той же игре в школьных условиях при таком же поведении исключается из игры детьми: «Ты не будешь играть, ты нечестно играешь» Суровый закон социальной группы оснащает ребенка социально необходимым, чего не дает всепрощающая, любящая, всепринимающая семья.

    Группа по творческим интересам (шахматы, танцы, спорт, краеведение и другое) обладает своим особым влиянием. Во-первых, ребенка туда влечет интерес, и, значит, он очень дорожит правом состоять членом этой группы, что, в свою очередь, означает полное и беспрекословное принятие ребенком законов этой группы. Во-вторых, через данную групповую деятельность он утверждает свое индивидуальное «Я» в большей степени, чем в какой-либо другой социальной группе. И, наконец, в-третьих, творческая деятельность предоставляет ему возможность проживать счастье в высокой степени удовлетворенности жизнью. Вот почему дети в кружки, секции, спортшколы и клубы бегут, несутся, стремятся, торопятся, летят, как на крыльях.

    Для ранней юности, когда завершается интенсивное познание своего «Я» и формируется жизненная позиция, акценты воспитательные перемещаются на группу свободного общения. Здесь, в свободном диалоге с другим «Я», юность глядится в себя, а в общении с противоположным полом, выявляя мужское и женское начало, формирует свою социально-половую роль.

    Социальное пространство разворачивает перед подрастающим ребенком все более широкий спектр социальных отношений через присутствие его в различных социальных группах. При этом разнообразие микрогрупп вписано в общий контекст на улице, в транспорте, в общественных учреждениях, через радио, телевидение, кино, книги, аудио- и видеозаписи.

    Современная культура, благодаря своим научно-техническим достижениям, значительно и стремительно расширяет социальное пространство ребенка, который довольно рано покидает свой первый узкий мирок домашнего очага. Еще вчера зная только свой двор, район, город, село, сегодня он пересекает географические пояса, путешествуя по странам.

    Микрогруппы располагаются в макрогруппе. Через микрогруппу ребенок входит в макрогруппу – социальное пространство его развития расширяется.

    Осуществить воспитание в социальном пространстве – это значит признать все сферы жизни ребенка, перемещающегося из одной социальной группы в другую и попадающего в разновариативные системы социальных отношений, единой воспитательной идеей, ориентирующей воспитанника на наивысшие ценности общечеловеческой современной культуры.
    2. Семья, ее типы и задачи. Правовые основы семейного воспитания.

    В силу своей социальной значимости семья и семейные отношения были и остаются предметом пристального изучения таких наук, как философия, антропология, история, социальная психология, социальная статисти­ка и социология. Задачу определения роли и функций семьи ставили перед собой многие выдающиеся мыслители: Платон и Аристотель, Конфуций и Франческо Петрарка, Огюст Конт, Герберт Спенсер, Фридрих Энгельс. В своем историческом развитии семья и брак прошли ряд стадий, на которых они зародились, сформировались в самостоятельный социальный институт и преобразовались в соответствии с актуальными по­требностями общественной жизни, цивилизационными устоями и социокультур­ными нормами. Выделяют следующие исторически сменяемые типы брачно-семейных отношений:

    – первобытная орда с господством промискуитета (неупо­рядоченные половые связи, в которые могли вступать даже кровные родственни­ки); характерно для низшей, «дикой» ступени истории человечества: половые отношения между членами общества не регулировались никакими нормами, существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества;

    – кровнородственная семья (групповой брак, в котором половое общение разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры образуют одну семью, вступают в половое общение);

    – пуналуальная семья (групповой брак между людьми одного поколения, но принадлежащих к разным родам; брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода);

    – синдиасмическая семья (парная семья, котораявпервые возникает при сохранении матриархата и коллек­тивного брака, характеризуется выделением одного мужчины в качестве «главно­го мужа», вокруг которого начинает концентрироваться имущество семьи, проис­ходит разделение труда, зарождение ремесел и частной собственности; один мужчина живет с одной женщиной, но брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью, а многобрачие остается исключительным правом мужчины);

    – моногамная семья (устойчивая связь между мужчиной и женщиной, которая может быть расторгнута только по воле мужа; как патриархальная семья оформляется при переходе к патриархату, когда ли­дирующее положение в семье и общине начинает занимать мужчина, что закреп­ляется в мифологии и ранних религиях; разновидность парного брака, которая сопровождает весь период цивилизации от рабовладельческого строя до наших дней, имея свою собственную историю и множество вариантов заключения брака: от родительско­го выбора, воровства невест и сватовства до свободного выбора супругов по люб­ви; при патриархальной семье еще сохраня­ются пережитки коллективного брака в виде многоженства; от мужчины начинает вестись родословная, а женщина попадает в полную зависимость от мужчины);

    – полигамная семья: полигиния (брак одного мужчины с несколькими женщинами);

    – полиандрия (брак одной женщины с несколькими мужчинами; как форма брака редко встречается).

    Семья — это исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются:

    – гетеросексуальная связь;

    – система родственных отношений;

    – обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности;

    – осуществление определенной экономической деятельности;

    – совместное ведение домашнего хозяйства.

    Существуют различные типологии семейной организации: по формам наследования, по критерию власти и лидерства, по критерию состава (количество детей и родителей, количество поколений), по выбору места жительства и т. д.

    По формам наследования выделяют семьи:

    • патрилинеальные (наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу);

    • матрилинеальные (наследование ведется по матери).

    По критерию власти и лидерства выделяют семьи:

    • патриархальные (отец является главой семьи);

    • матриархальные (наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать);

    • традиционные (роль лидера принадлежит мужчине, который экономически обеспечивает жену и детей);

    • неотрадиционные, или эксплуататорские (характерно мужское лидерство, разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но мужчина экономически не обеспечивает семью, и жена вынуждена участвовать в общественном труде и полностью выполнять домашнюю работу);

    • эгалитарные семьи, семьи равных (нет выраженного семейного главенства, преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, справедливое распределение домашних обязанностей между членами семьи);

    • партнерские семьи (с совместным обсуждением семейных проблем и принятием решений).

    По критерию состава выделяют:

    • нуклеарные семьи (самые распространенные в настоящее время; состоят из родителей и их детей, из двух поколений; нуклеарные семьи могут быть двух типов: репродуктивная семья – состоит из родителей и несовершеннолетних детей; ориентационная семья – родительская семья, из которой вышли взрослые дети, имеющие свои репродуктивные семьи.);

    • расширенные семьи (состоят из трех и более поколений – родители, дети, дедушки, бабушки, прабабушки);

    • полные семьи (при наличии обоих родителей);

    • неполные семьи (дети живут с одним из родителей, чаще всего вследствии развода родителей);

    • повторные семьи (основаны на повторном браке; вместе с супругами живут дети от предшествующего брака и дети от данного брака).

    По критерию определяемого наличия количества детей выделяют:

    • малодетные семьи (с 1–2 детьми);

    • среднедетные (3–4 ребенка);

    • многодетные семьи (5 детей и более).

    По выбору места жительства семьи подразделяются на:

    • патрилокальные (когда молодожены живут с родителями мужа);

    • матрилокальные (когда молодожены живут с родителями жены);

    • неолокальные (когда молодожены живут отдельно от родителей).

    В Беларуси согласно статистическим данным в настоящее время 90% семей – малодетные, 9% – среднедетные, 1% – многодетные семьи, поэтому низкая рождаемость не компенсирует смертность. С 1998 г. уровень смертности в Беларуси превышает рождаемость.

    В каждом отдельном случае может вестись речь об устой­чивости и относительной стабильности семейного союза, либо о тенденциях и склонности к его распаду.

    Сущность семьи как социального института выражается в ее функциях, регулирующих отношения между членами семьи (мужем и женой, ро­дителями и детьми, родителями и прародителями и т.д.). Они служат укреплению семьи и определению ее места и роли в социальной структуре общества. В качестве основных выделяются следующие функции:

    • сексуально-репродуктивная (регулирует сексуальные потребности родите­лей, рождение детей и, как следствие, воспроизводство населения);

    • воспитательно-регулятивная (функция первичной социализации и социального контроля, выработка определенных моделей нравственного поведения);

    • аксиологическая (выработка определенной системы ценностей и норм, мировоззрения);

    • функция социализации (вовлечение в общественную жизнь, приобщение к проблематике общества; передача социального, житейского опыта из поколения в поколение);

    • хозяйственно-экономическая (выражаемая в ведении домашнего хозяйства и обеспечении нетрудоспособных членов семьи средствами существования);

    • эмоционально-коммуникативная (способствующая формированию устойчивой коммуникативной среды на основе родственных чувств, культивированию заботы о ближних, гордости за успехи каждого члена семьи и т. д.);

    • рекреативно-досуговая (выражающаяся в организации рационального до­суга и отдыха, укреплении и восстановлении здоровья и т.д.).

    Наличие указанных функций позволяет понять, что семья – это не только человеческий материал и отношения между членами семьи, но и само место прожи­вания, хозяйственная деятельность членов семьи, бытовые условия их существования.

    Каковы задачи семьи? В общем они состоят в том, чтобы:

    • создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

    • обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;

    • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

    • научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

    • воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

    Правовое регулирование брачно-семейных отношений осуществляется на основе законов семейного права или Семейного кодекса. Семейно-брачные отношения регулируются в соответствии со следующими принципами:

    • добровольность брачного союза мужчины и женщины;

    • равенство прав супругов в семье;

    • обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

    • запрет на ограничение прав граждан, вступивших в брак, по признакам социальной, расовой, национальной и религиозной принадлежности.

    Все большую популярность на Западе приобретает заключение брака на основе «брачного кон­тракта». В Республике Беларусь признается только брак, заключенный в государ­ственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГСах).

    В нашей стране для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины и достижение ими возраста 18 лет. Законодательство также регламентирует правила прекращения брака, признания его недействительным, регулирует
    имущественные отношения между членами семьи. Семейное законодательство придает юридическое значение только зарегистрированному браку. Регистрация брака установлена в государственных и общественных интересах, а также с целью охраны личных и имущественных прав и интересов супругов и детей.

    Заключение брака производится, как правило, публично, а по желанию вступающих в брак - в присутствии двух совершеннолетних свидетелей. По желанию лиц, вступающих в брак, государственные органы, регистрирующие акты гражданского состояния, обеспечивают торжественную обстановку регистрации заключения брака. Для заключения брака необходимы взаимное согласие лиц, вступающих в брак, достижение ими брачного возраста и отсутствие препятствий к заключению брака. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. При рождении совместного ребенка или при наличии справки о постановке на учет по беременности, а также в случае объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, может снизить установленный частью первой настоящей статьи брачный возраст, но не более чем на три года.

    В соответствии с Кодексом о семье и браке Республики Беларусь не допускается заключение брака: между лицами, не достигшими брачного возраста; между лицами, из которых хотя бы одно лицо состоит уже в другом зарегистрированном браке; между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными; между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта