Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Творчество как психолого-педагогическое явление.

  • 2. Структурные элементы и функции творчества.

  • 3. Творчество в структуре профессиональной деятельности.

  • 4. Факторы мотивации творческой деятельности.

  • 5. Методы активизации творческого потенциала личности.

  • 02 ЛекцииПсихПед. Тема Введение в курс Основы педагогики


    Скачать 0.77 Mb.
    НазваниеТема Введение в курс Основы педагогики
    Дата21.10.2021
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла02 ЛекцииПсихПед.doc
    ТипРеферат
    #253103
    страница10 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    Тема 2.4.2.: Личность и творчество.
    1. Творчество как психолого-педагогическое явление.

    2. Структурные элементы и функции творчества.

    3. Творчество в структуре профессиональной деятельности.

    4. Факторы мотивации творческой деятельности.

    5. Методы активизации творческого потенциала личности.
    1. Творчество как психолого-педагогическое явление.

    Творчество есть признак совершенства бытия, вид функционирования как форма реализации основополагающих сущностных потребностей и способностей человека. «Творческое движение есть признак совершенства бытия» (Бердяев Н.А.). Мы подходим к исследованию творчества в контексте его личностной обусловленности. Творчество в общем смысле – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.

    Творчество как дух свободы человека; свобода как творчество духа человека; дух как свобода творчества человека. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) – уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придает продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

    Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

    Универсальность личности как важнейшая основа творчества.

    В творчестве воплощается потенциальная универсальность человека. Наши исследования позволили выявить связь творческой деятельности, ее особенностей и успешности с типом ценностности. Высшие уровни успешности творческого процесса, проявление творческой потребности характерны для людей с универсальным типом ценностности и прежде всего сочетанием ценностности деятельности, отношений, дознания. Интересно, что люди, у которых в стихийном развитии или при специально направленном воспитании, либо в результате психокоррекционной и психотерапевтической работы формируется универсальность ценностной сферы, как правило, сами «выходят» на творческий уровень, и это иногда их самих удивляет (например, начинают писать стихи, музыку, увлекаются живописью, проявляют творческую направленность или совершенствование творческих возможностей в профессиональной деятельности). Необходимой основой воспитания человека как творческой личности является формирование универсальности ценностной сферы.

    Как и игра, творчество не насыщаемо, внутренне спонтанно мотивировано (что не всегда совпадает с профессиональной принадлежностью к творческому виду деятельности). И это обусловлено тем, что в творчестве личность максимально реализует себя, свои сущностные (и потому не насыщаемые) потребности и возможности.

    В творчестве находит свое максимальное воплощение неконечность личности. Выход за пределы привычного, знаемого, конечного – главная характеристика творческого процесса. Однако неконечность, способность преодоления привычных представлений о мире и о себе мы рассматриваем как более широкое качество, как свойство личности4, которое воплощается в творческом процессе, но не сводится лишь к операциональной характеристике данного процесса (что типично для большинства исследований творчества). При таком подходе, в частности выявляется связь способности преодоления конечных представлений, знаний, способов, относящихся к внешнему миру с неконечностью своего Я, направленностью на самосовершенствование, саморазвитие5. Полученные нами данные показали, что формирование такой направленности оказывается важнейшей основой и условием творческого развития. «Творчество было для меня погружением в особый иной мир, — пишет Н.А. Бердяев, — в мир, свободный от тяжести, от власти ненавистной обыденщины».

    Личностный подход к творчеству делает возможным проникновение в специфические, личные механизмы творчества. Способность «быть собой и другим» опредмечивается в творческом процессе как слияние субъекта и объекта творчества, что является одним из важнейших механизмов инсайта. Наличие в творчестве механизма отождествления, слияния объекта творчества и субъекта подтверждают некоторые данные, которые можно найти в ряде описаний творчества великих творцов. Так, например, мы узнаем, что П.И. Чайковский плакал, ему было страшно, когда он писал известную сцену в «Пиковой даме». Ф.М. Достоевский терял сознание, описывая наиболее тяжелые переживания своих героев.
    2. Структурные элементы и функции творчества.

    Для каждого из видов творчества характерны определенные функции и получаемый результат (художественное творчество – создание новых эмоций –произведения (искусства); научное творчество – создание новых знаний –теории, открытия, изобретения; техническое творчество – создание новых средств труда – процессы, механизмы; спортивное творчество – создание (достижение) новых результатов – сила, скорость, выносливость)

    Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дали французский исследователь Анри Пуанкаре (1908 г.) и англичанин Грэм Уоллес в 1926 г. Выделяют четыре стадии творческого мышления:

    1) Подготовка – формулирование задачи; попытки ее решения.

    2) Инкубация – временное отвлечение от задачи.

    3) Озарение – появление интуитивного решения.

    4) Проверка – испытание и/или реализация решения.

    С.Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или прием, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».

    П.М. Якобсон (1934 г.) выделял следующие стадии осуществления изобретения:

    1) Период интеллектуальной готовности.

    2) Усмотрение проблемы.

    3) Зарождение идеи – формулировка задачи.

    4) Поиск решения.

    5) Получение принципа изобретения.

    6) Превращение принципа в схему.

    7) Техническое оформление и развертывание изобретения.
    3. Творчество в структуре профессиональной деятельности.

    Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

    Профессиональная деятельность является одновременно преобразующей и управляющей. Для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности специалиста выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм

    Содержание профессиональной компетентности специалиста той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетентности специалиста, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика – это, по существу, свод обобщенных требований к специалисту на уровне его теоретического и практического опыта. Содержание профессионального образования как целое может быть рассмотрено поэтому как единство знаний и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к профессиональной действительности. Взаимосвязь этих компонентов не противоречит их линейности, когда предшествующие элементы могут до определенного предела существовать отдельно от последующих, но последующие невозможны без предшествующих.

    Творчество как деятельность специфично. Здесь в отличие от игры есть цель, продукт, но такой, который не задан жестко и однозначно. Характерна в большей или меньшей степени неопределенность конечного (и конечности) продукта творческой деятельности. Известно, что для творческого человека зачастую более значим, привлекателен сам процесс творчества, нежели конечный продукт.

    Творческая деятельность специалиста осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в процессе профессиональной деятельности ситуациям и разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми специалист уже имел дело ранее. На своей первой стадии творческий процесс представляет собой установление новых связей и комбинаций известных ранее понятий и явлений и может быть реализован на основе специальной методики. Оптимальные пути его осуществления возможно определить посредством алгоритма или при помощи эвристической системы правил, следуя которым легче найти решение. Предписания к профессиональной деятельности, нормы этой деятельности – необходимое научно обоснованное руководство для специалиста. Выполнение этих предписании (если они принимаются именно как руководство, а не как догма) открывает специалисту простор для подлинно творческой работы.

    Область проявления профессионального творчества определяется структурой профессиональной деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в профессиональной деятельности необходим ряд условий:

    - временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;

    - сопряженность творчества с творчеством других специалистов:

    - отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;

    - атмосфера публичного выступления;

    - необходимость постоянного соотнесения стандартных приемов и нетипичных ситуаций.

    В современной литературе творчество понимается как процесс решения профессиональных задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, специалист так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.

    Следовательно, опыт творческой профессиональной деятельности – возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею (гипотезу), обнаружение способа воплощения замысла и идеи – приобретается при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих действительность, и организации профессионально-ориентированной деятельности будущих специалистов.

    Творческий характер профессиональной деятельности нельзя свести только к решению профессиональных задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее решение, специально подобранных задач, направленных на развитие тех или иных структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является важнейшим условием развития творческого потенциала личности специалиста.
    4. Факторы мотивации творческой деятельности.

    В основе мотивации творческой деятельности лежит сложный и непрерывный процесс психологического выбора человеком того или иного типа поведения, механизмов его «запуска» и оценки результатов. Это означает, что человек постоянно находится в состоянии ситуационного выбора, взвешивая ценность (полезность, выгоду) своих действий, ожидаемого результата и затрат на их достижение. Стоит ли вкладывать свои сбережения в рубли или в доллары, на банковский депозит или в собственное дело, в недвижимость (имущество) или «в чулок». Продолжать ли учебу в вузе или прервать ее в связи с необходимостью зарабатывать на жизнь. Платить налоги или укрываться от них, увеличивать или уменьшать процентную ставку. Выбирать либерально-рыночную или иную модель общесистемного развития. Эти и многие другие, и альтернативные задачи возникают перед каждой системой (человеком) постоянно.

    Потребность в творчестве возникает в том случае, когда оно нежелательно или невозможно из-за внешних обстоятельств, т.е. сознание в этой ситуации провоцирует активность бессознательного. Таким образом, сознание в творчестве пассивно и лишь воспринимает творческий продукт, а бессознательное активно порождает творческий продукт. Отсюда творческий акт является слиянием логического (анализ-синтез в процессе воображения) и интуитивного (инсайт) уровней мышления.

    Для проявления творческих способностей необходима своеобразная обстановка – креативная среда, характеризуемая следующими признаками:

    – оптимальной мотивацией, предполагающей средний уровень мотивации достижения (закон Йоркса – Додсона: максимальная продуктивность деятельности возможна лишь при поддержании мотивации достижения на среднем уровне), а также отсутствие соревновательной мотивации и мотивации социального одобрения;

    непринужденной обстановкой, характеризуемой отсутствием угрозы и принуждения, принятием и стимулированием любых идей, свободой действий и отсутствием критики.

    Важными факторами творческой деятельности является: очевидность мотивов и изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действие отдельных потребностей. Поэтому даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, мотивов его действия могут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия.

    Важными факторами, делающими мотивационный процесс непредсказуемым, является различие инновационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей и различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.

    Фактор активизации творческой деятельности – самомотивация. Важно, чтобы сотрудник осознавал себя в своей сфере деятельности частью компании. Нельзя забывать об азарте от околопредельной нагрузки и удовольствии от получения результатов. При достижении результатов появляется и ощущение собственной значимости от профессиональных побед, понимание того, что ты попал в команду лучших. А постоянное повышение результатов автоматически ведет к повышению статуса в глазах коллег и окружающих. Есть одна хорошая английская пословица о всемирно известных британских клубах: «Клуб известен не теми, кто туда входит, а теми, кто туда не попал». Именно желание попасть в клуб профессионалов является одним из наиболее сильных мотивирующих факторов для специалиста.

    Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации.

    Руководитель, хорошо знающий уровень потребностей своего подчиненного, может предвидеть, какой тип потребностей будет доминировать у него в обозримом будущем, и использовать соответствующий мотиватор для повышения эффективности его деятельности.

    1) Физиологические потребности. К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, сне, отдыхе, сексе и т.п. Их удовлетворение необходимо для поддержания жизни, выживания. Применительно к производству они проявляются как потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, перерывах в работе, благоприятных рабочих условиях, освещении, отоплении, вентиляции и т.п. Работники, поведение которых детерминируется этими потребностями, мало интересуются смыслом и содержанием труда, их заботит, главным образом, его оплата и условия.

    2) Потребности в безопасности. Имеются в виду и физическая, и экономическая безопасность. Они отражают желание сохранить положение, которое уже достигнуто, в том числе уровень зарплаты и различные льготы, защитить себя от опасности или лишений. В организациях эти потребности выражаются в форме борьбы трудящихся за стабильную занятость, безопасность работы, создание и (или) сохранение профсоюзов, социальное страхование, выходное пособие и т.п.

    3) Потребности в причастности. Ориентируются на общение и эмоциональные связи с другими: дружбу, любовь, принадлежность к группе. Будучи существами социальными, коллективными, люди испытывают желание нравиться другим и общаться с ними. В организации это проявляется в том, что они входят в формальные и неформальные группы, или сотрудничают с товарищами по работе. Мотивированный социальными потребностями человек рассматривает свой труд как частичку деятельности всего коллектива. Руководство такими людьми должно иметь характер дружеского партнерства.

    4) Потребности в уважении. К ним относятся потребности, как в самоуважении, так и в уважении со стороны других, в том числе потребности в престиже, авторитете, власти, служебном продвижении. Самоуважение обычно формируется при достижении цели; кроме того, оно связано с наличием самостоятельности и независимости. Потребность в уважении со стороны других людей ориентирует человека на завоевание и получение общественного признания, репутации, статуса внутри группы, внешними проявлениями которых могут выступать выражение признания, похвала, почетные звания, продвижение по службе и т.д.

    5) Потребности в самореализации (самовыражении). Они включают в себя потребности в творчестве, в осуществлении собственных замыслов, реализации индивидуальных способностей, развитии личности, в том числе познавательные, эстетические и т.п. потребности. По своему характеру потребности в самореализации более индивидуальны, чем другие. Они характеризуют наиболее высокий уровень проявления человеческой активности.

    В качестве практических рекомендаций для менеджеров можно назвать следующие:

    1) сотрудники должны регулярно узнавать о позитивных и негативных результатах своей работы;

    2) им необходимо создать условия для роста собственной самооценки и уважения (психологического роста);

    3) им следует предоставить возможность самостоятельно составлять расписание своей работы;

    4) они должны нести определенную материальную ответственность;

    5) они должны иметь возможность открытого и приятного общения с руководителями всех уровней управления;

    6) они должны отчитываться за работу на доверенном им участке.

    Для эффективной мотивации творческой деятельности менеджер должен установить твердое соотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением. Последнее необходимо давать только за эффективную работу. При этом у работников надо формировать понимание высокого, но реалистичного уровня ожидаемых от них результатов. Производительность труда работников напрямую зависит от уровня ожиданий менеджера. Если уровень ожиданий менеджера высок, то производительность чаще всего будет также высокой, и наоборот.

    Но при этом следует помнить, что работник сумеет достичь уровня производительности и результативности, необходимого для получения вознаграждения, в том случае, если делегированные ему полномочия и профессиональные навыки достаточны для выполнения функций или поставленных задач. В организации необходимо создать подходящий климат для мотивации посредством реализации ожиданий.
    5. Методы активизации творческого потенциала личности.

    Огромное количество периодически возникающих нестандартных проблем, с одной стороны, и вечное стремление человека к инновациям, с другой, объясняют многочисленные разработки методов активизации творческого мышления. Данные методы можно сгруппировать по следующим основаниям:

    А) Методы, направленные на организацию креативной среды. К этой группе относятся:

    Мозговой штурм – это групповой метод творческой деятельности при отсутствии всяких критериев оценки и направлений поиска идей. Он делится на этапы:

    – спонтанная генерация любых идей (обычно 60 – 80 идей за 40 мин);

    – экспертиза идей (отбор 1-2 наиболее удачных).

    Основной недостаток метода – малая производительность при больших затратах времени.

    Синектика – это вид мозгового штурма при допущении обсуждения (отсеивания) идей на стадии их выдвижения и определении приемов генерирования идей. В процессе генерирования могут использоваться различные вербальные техники:

    а) прямая аналогия – анализ того, как в других областях решается сходная проблема;

    б) личная аналогия – вживание в образ объекта (проблемы) и понимание его на основе собственных ощущений;

    в) символическая аналогия – краткое символическое описание проблемы в форме парадокса или метафоры (живой труп, горячий снег, тягучее состояние и пр.);

    г) фантастическая аналогия – поиск решений в мифах, сказках, фантастике и пр.

    Основной недостаток метода – для синектической группы необходима высокая сплоченность и хорошая предварительная обученность, иначе в погоне за продуктивностью творческой деятельности возрастает критичность группы и нарушается гармония креативной среды, что, в свою очередь, резко снижает продуктивность генерации идей.

    Б) Методы оптимизации накопления и структурирования знаний о проблеме. К данной группе относятся различные структурные схемы сбора и анализа предварительной информации, построения гипотез, проверки интуитивных идей. Назовем и охарактеризуем некоторые из этих методов:

    – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Эта методика является комплексной структурно-логической программой по выявлению и устранению противоречий проблемы, ориентированной на идеальный конечный результат. Данные по анализируемой проблеме заносятся в специальную таблицу по предлагаемому алгоритму;

    – структурно-логические схемы процесса воображения. Воображение как рациональный мыслительный процесс представления результата труда до его начала (построение образа продукта, создание программы получения продукта, моделирование процесса получения продукта) может быть активизировано посредством структурно-логического моделирования.

    В) Способы тренировки интуитивного мышления.

    Таким образом, указанные выше группы методов активизации творческого мышления направлены на создание креативной среды и оптимизацию стадии накопления (структурирования) знаний о проблеме.

    Классические примеры использования практик выполнения упражнений на сайте http://dvo.sut.ru/libr/soirl/i136star/2.htm
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта