Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Образование как способ вхождения человека в мир культуры.

  • 2. Основные функции образования.

  • 3. Образование как система и как процесс.

  • 4. Основные исторически сложившиеся модели образования.

  • 5. Виды образования.

  • 6. Тенденции развития образовательной системы в современном мире.

  • 02 ЛекцииПсихПед. Тема Введение в курс Основы педагогики


    Скачать 0.77 Mb.
    НазваниеТема Введение в курс Основы педагогики
    Дата21.10.2021
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла02 ЛекцииПсихПед.doc
    ТипРеферат
    #253103
    страница3 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    Тема 2.2.2.: Образование как социокультурный феномен
    1. Образование как способ вхождения человека в мир культуры.

    2. Основные функции образования.

    3. Образование как система и как процесс.

    4. Основные исторически сложившиеся модели образования.

    5. Виды образования.

    6. Тенденции развития образовательной системы в современном мире.
    1. Образование как способ вхождения человека в мир культуры.

    Образование – это не только культурный феномен, но и социальный институт, одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время – это переход от индустриального общества XX в. к постиндустриальному или информационному XXI в. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими. Вместе с тем цель образования – развитие человека, отвечающего требованиям того общества, в котором он живет, что находит свое отражение в связи образования и культуры.

    Связь образования и культуры является наиболее тесной, уже самые ранние стадии становления института образования связаны с культом, ритуалом, так как культура требовала постоянного воспроизводства. Это не просто обуславливание, это сущностная взаимозависимость, что проявляется, в частности, в том, что одним из основных принципов существования и развития образования является "культуросообразность". При этом образование рассматривается, прежде всего, как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе. Данный принцип пришел на смену выдвинутому Я.А. Коменским положению "природосообразности" обучения. Как полагал Я.А. Коменский, учиться можно легко, только "идя по стопам природы", в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты обучения, отражающие принципиальные законы природы и человека как ее части.

    Принцип "культуросообразности", императивно сформулированный еще А. Дистервегом: "Обучай культуросообразно!", означает обучение в контексте культуры, ориентацию образования на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие. Культура понимается как воспроизводящаяся при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества.

    Продуктивным является понятие типа культуры (например, архаичной, современной) и положение, что само определение типа культуры может быть соотнесено с характером обучения, образования.

    Известный этнограф М. Мид по этому основанию выделяет три типа культуры.

    Постфигуративный тип культуры(примитивные общества, маленькие религиозные сообщества, анклавы и т.д.). Дети, прежде всего, учатся у своих предшественников и взрослые не могут вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь чувство неизменной "преемственности жизни", прожитое взрослыми – это "схема будущего для их детей". Этот тип культуры, согласно М. Мид, тысячелетия характеризовал человеческие сообщества вплоть до начала цивилизации. Проявление этого типа культуры встречается и в наше время в диаспорах, анклавах, сектах; в традициях, национальных укладах.

    Кофигуративный тип культуры предполагает, что и дети, и взрослые учатся у сверстников, более широко – у современников. Однако этот тип культуры включает в себя постфигуративную в смысле следования старшим в нормах, поведении и т.д. В чистом виде кофигуративная культура может проявляться в сообществе, которое остается без старших. На примере анализа жизни иммигрантов в США, Канаде, Австралии, Израиле М. Мид показывает, что новые условия жизни требуют новых методов воспитания. В этих условиях возникает ситуация объединения сверстников, идентификации со сверстником - ситуация, когда референтными, значимыми для подростка, являются не взрослые, не родители, а именно сверстники.

    Префигуративный тип культуры, "где взрослые учатся также у своих детей", отражает то время, в котором мы живем, отмечает М. Мид. Это культура, которую предвидят, это мир, который будет. Образование и должно подготовить детей к новому, сохраняя и преемствуя то ценное, что было в прошлом, ибо связь поколений есть история цивилизации.

    Очевидно, что разные подходы к проблеме внутренней связи культуры (ее типов, парадигм, тенденций) и образования вскрывают накопившиеся в истории цивилизации противоречия между сложившимся "образовательным" стереотипом общественного сознания и накапливаемыми человечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире. Современное образование и характеризуется поиском решения этого противоречия, раскрываемого в реализации функций образования.
    2. Основные функции образования.

    Функция (от лат. – исполнение, осуществление) – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому. Образование в современном мире, благодаря осуществляемым функциям, играет интегративную роль при формировании социальных общностей, социальных институтов общества, формировании взаимодействующей личности. Образование является единственным институтом общества, на котором строится наибольшее количество взаимоотношений между социальными общностями и их представителями.

    В научной литературе имеют место различные точки зрения относительно содержания функций образования и их систематизации. Некоторые исследователи берут за основу результат влияния системы образования на личность и поэтому поводу называют такие их виды как социализация личности, снабжение ее соответствующими знаниями и навыками и многие другие. Так, например, Л.М. Коган выделяет трансляцию знаний и социального опыта от поколения к поколению (трансляционная), ценностно-ориентировочную, гуманистическую (человекообразующая), адаптационную функции. Иные исследователи акцентируют внимание на роль образования в структуре общества и потому выделяют функции, направленные на реализацию социальных программ в рамках общностей и общества. П.О. Кенкманн выделяет такие функции: социальную (воспроизведение социальной структуры общества), профессиональную (подготовка членов общества к выполнению определенной профессиональной деятельности), гуманистическую (передача знаний и культуры новым поколениям), идеологическую (формирование у подрастающего поколения идейной направленности, жизненной позиции). В.Т. Лисовский помимо отмеченных выше, выделяет еще и моральную, направленную на освоение норм морали, и политическую, что состоит в воспитании политической культуры, умения анализировать. Исследователи выделяют также функции, влияющие на экономику, социальную структуру, духовную культуру общества в целом. В основном они выделяют экономическую, которая еще именуется профессионально-экономической либо профессионально-образовательной, и социальную.

    В целом основные функции образования можно условно поделить на следующие:

    – социально-культурные, направленные на развитие духовной жизни общества, где высшей школе принадлежит решающая роль, ибо она не только непосредственно влияет на формирование личности, но и закладывает чувство социальной ответственности, позволяет сохранить, развить, транслировать духовное наследие;

    – социально-экономические, связанные с формированием и развитием интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества, с социальной стратификацией;

    – социально-политические, реализация которых позволяет обеспечить безопасность общества в самом широком ее понимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества, его интернационализацию и включенность в общецивилизационные процессы.

    При этом необходимо отметить, что взаимодействие и переплетение вышеназванных функций достаточно высоко.
    3. Образование как система и как процесс.

    Образование как воспроизведение культуры не могло не сформироваться как определенная система, внутри которой дифференцируются (в зависимости от возраста обучающихся, цели обучения, отношения к церкви, к государству) разные подсистемы. В первую очередь подчеркнем, что образование как социальный институт есть сложная система, включающая разные элементы и связи между ними: подсистемы, управление, организацию, кадры и т.д. Эта система характеризуется целью, содержанием, структурированными учебными программами и планами, в которых учитываются предыдущие уровни образования и прогнозируются последующие. Системообразующей составляющей образовательной системы является цель образования, т.е. ответ на вопрос, какого человека требует и ожидает общество на данном этапе его исторического развития. В каждой стране, начиная с древних времен, образование как система формировалось в соответствии с теми конкретными общественно-историческими условиями, которые характеризовали каждый конкретный временной период ее развития. Специфичной является и история становления образования в различных его ступенях (школьном, профессиональном, вузовском) в разных странах.

    Образование как система может рассматриваться в трех измерениях:

    • социальный масштаб (образование в мире, определенной стране и т.д.),

    • ступень образования (дошкольное, школьное, высшее),

    • профиль образования – общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональное, дополнительное.

    С этих позиций образование как систему в целом можно характеризовать следующим образом:

    – образование как система может быть светским или клерикальным, государственным, частным, муниципальным или федеральным;

    – образование как система характеризуется уровневостью, ступенчатостью, в основе чего преимущественно лежит возрастной критерий.

    – образование вариативно, так как во всех странах при достаточно больших вариациях есть дошкольное образование, затем школьное с тремя ступенями (начальное, среднее, старшее), где формами могут быть гимназии, лицеи, и высшее образование: институты, университеты, академии. Каждая ступень имеет свои организационные формы обучения: урок, лекцию, семинар и т.д., а также специфические формы контроля: опрос, зачет, экзамен и т.д.;

    – образование как система может характеризоваться преемственностью уровней, управляемостью, эффективностью, направленностью;

    – образовательная система имеет качественную и количественную характеристику, специфическую для своих подсистем;

    – образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе обучения и воспитания человека, конкретнее – в учебно-воспитательном процессе.

    Еще в конце XIX в. П.Ф. Каптерев отмечал, что образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями и представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, нельзя. По П.Ф. Каптереву, сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма, а передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего – это только внешняя сторона этого процесса.

    Образование — это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных образовательных уровней.

    По сути, в таком определении образовательного процесса подчеркивается, что на всем его протяжении основной задачей образования является развитие и саморазвитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, формам. Непрерывность образования в настоящее время, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в качестве основной черты. От стратегии образования «образование на всю жизнь» к стратегии образования «образование через всю жизнь».
    4. Основные исторически сложившиеся модели образования.

    Цели образовательной системы состоят в конкретном описании программы развития человека средствами образования, описании системы знаний, тех норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения. Данные цели реализовывались в рамках тех или иных исторически сложившихся моделях образования.

    1. Модель образования как государственно-ведомственной организации. В этом случае система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится она по ведомственному принципу с жестким централизованным определением целей, содержания образования, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин в рамках того или иного типа образовательной системы. При этом учебные заведения однозначно подчиняются и контролируются административными или специальными органами.

    2. Модель развивающего образования (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.). Эта модель предполагает организацию образования как особой инфраструктуры через широкую кооперацию деятельности образовательных систем разного ранга, типа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать и удовлетворять потребности различных слоев населения страны в образовательных услугах; быстро решать образовательные задачи и обеспечивать расширение спектра образовательных услуг. Образование также получает реальную возможность быть востребованным другими сферами – впрямую, без дополнительных согласований с государственной властью. В этом случае сфера образования выступает в качестве звена социальной практики.

    3. Традиционная модель образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Д. Равич, Ч. Финн и др.) – это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культур прошлого, роль которого сводится в основном к воспроизведению культуры прошлого. Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодому поколению элементы культурного наследия человеческой цивилизации. Прежде всего под этим подразумевается многообразие знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка. В соответствии с концепцией традиционализма образовательная система должна преимущественно решать задачу формирования базовых знаний, умений и навыков (в рамках его сложившейся культурно-образовательной традиции), позволяющих индивиду перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого ранга по сравнению с освоенными.

    4. Рационалистическая модель образования (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др.) предполагает такую его организацию, которая прежде всего обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. В рамках данной модели обеспечивается передача-усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют молодому человеку безболезненно вписываться в существующие общественные структуры. При этом любую образовательную программу можно перевести в "поведенческий" аспект знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть учащемуся.

    В идеологии современной рационалистической модели образования центральное место занимает бихевиористская (от. англ. behavior - поведение) концепция социальной инженерии. Рационалисты исходят из сравнительно пассивной роли учащихся, которые, получая определенные знания, умения и навыки, приобретают, таким образом, адаптивный "поведенческий репертуар", необходимый для адекватного жизнеустройства в соответствии с социальными нормами, требованиями и ожиданиями общества. В рационалистической модели нет места таким явлениям, как творчество, самостоятельность, ответственность, индивидуальность, естественность и др. Таким образом, поведенческие цели вносят в образовательный процесс дух узкого утилитаризма и навязывают учителю негибкий механический образ действий, что снижает его ценность. Идеалом в этом случается становится точное следование предписанному шаблону, и деятельность учителя, превращается в натаскивание учащихся (например, на выполнение тестов). И вследствие этого такие проблемы, как творческий характер не только учения, но и преподавания, даже не обсуждаются.

    5. Феноменологическая модель образования (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др.) предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на "образовательный конвейер". Образование они рассматривают как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее полно и адекватно соответствовало подлинной природе человека, помогло ему обнаружить то, что в нем уже заложено природой, а не "отливать" в определенную форму, придуманную кем-то заранее, априори. Педагоги данной ориентации создают условия для самопознания и поддержки уникального развития каждого ученика в соответствии с унаследованной им природой, предоставляют как можно больше свободы выбора и условий для реализации ребенком своих природных потенциалов и самореализации. Сторонники данного направления отстаивают право индивида на автономию развития и образования.
    5. Виды образования.

    В зависимости от целей и содержания подготовки учащихся различают общее, политехническое и профессиональное образование.

    Общее образование – это процесс и результат овладения учащимися основами наук, необходимыми для формирования научного мировоззрения и важнейших качеств личности, подготовки к участию в общественной и трудовой деятельности, к получению профессионального образования. Основными путями получения общего образования являются: обучение в средних общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях, средних профессионально-технических училищах и самообразование. Различают следующие уровни общего образования: начальное, неполное среднее и среднее.

    Начальное образование покрывает первые несколько лет обучения. В разных странах оно начинается в возрасте от пяти до семи лет и занимает до семи лет. В настоящее время не менее 70 % детей в мире получают начальное образование. Усилиями ЮНЕСКО предполагается ввести всеобщее начальное образование в большинстве стран мира к 2015 году. Возраст окончания начального образования в разных странах различен, но в среднем это 11-12 лет. В некоторых странах учреждения начального и среднего образования разделены.

    В развитых странах среднее образование, как и начальное, начиная с XX века, является обязательным и всеобщим. Возраст окончания среднего образования обычно приближен к наступлению совершеннолетия, после чего образование либо завершается, либо продолжается в высшей школе, учреждениях профессионального образования и других образовательных учреждениях, обучение в которых не является обязательным для всех. Обычно среднее образование получают в подростковом возрасте, и его основной целью является подготовка к продолжению образования.

    Политехническое образование (техническое обучение) знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает учащемуся навыки обращения с простейшими орудиями всех производств.

    Профессиональное образование (также профессионально-техническое образование) – система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путем обучения на производстве.

    Ускорение темпов развития экономики (в частности – промышленности, строительства, высокотехнологичных отраслей) уже сейчас вызывает определенный кадровый дефицит. Работодатели ощущают нехватку квалифицированных рабочих. Устранение кадрового дефицита – одна из задач модернизации системы профессионального образования. Среди основных направлений данной модернизации можно выделить: усовершенствование материальной базы, создание ресурсных центров, привлечение бизнес-структур (потенциальных работодателей) в образовательный процесс, формирование системы «социального заказа».

    В отличие от начального и среднего, высшее образование даже в развитых странах не является всеобщим. В наиболее развитых странах через систему высшего образования проходит до половины населения. Она сама по себе является значимой отраслью экономики, как источник научных знаний и образованных работников для прочих отраслей.

    Традиционно высшее образование разделяется на два этапа: бакалавриат и магистратура/аспирантура, но в Беларуси до присоединения к Болонскому процессу такое разделение относится только к аспирантуре, а вместо бакалавров и магистров ВУЗы готовят специалистов. Основными учреждениями высшего образования являются университеты и институты. Выпускники ВУЗов обычно получают диплом, а аспирантам по итогам защиты кандидатской диссертации может быть присуждена ученая степень. На последнем этапе обучения студенты и аспиранты обязаны не только получать образование в обычном смысле этого слова, но и принимать непосредственное участие в научных исследованиях, а получение диплома или ученой степени зависит от результатов научной работы.
    6. Тенденции развития образовательной системы в современном мире.

    Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А.А. Вербицкий выделил следующие тенденции в образовании, которые проявляются и будут проявляться в разной степени до конца XX века.

    1. Осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственности не только между школой и вузом, но и, учитывая задачу повышения профессиональной подготовки студентов, – между вузом и будущей производственной деятельностью студентов. Это, в свою очередь, ставит задачу моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций, что легло в основу формирования нового типа обучения – знаково-контекстного, по А.А. Вербицкому.

    2. Индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.

    3. Переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся. Другими словами, как метафорично отмечает А.А. Вербицкий, тенденция перехода от "школы воспроизведения" к "школе понимания", "школе мышления".

    4. По А.А. Вербицкому, с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым. Это предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой, самостоятельной деятельности обучающихся. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

    5. Организация взаимодействия обучаемого и преподавателя при необходимости организации обучения как коллективной, совместной деятельности, где акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность обучаемого.

    Тенденции изменения общей ситуации образования в конце XX столетия совпадают с общими принципами его реформирования в мире и в Беларуси. Это следующие основные принципы:

    – интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений;

    – гуманизация – усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

    – дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого обучающегося;

    – демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие учителей и учащихся, широкое участие общественности в управлении образованием.

    Существенно, что эти принципы реформирования образования, судя по материалам ЮНЕСКО, соотносимы с основными направлениями реформирования образовательных систем мирового сообщества. К этим направлениям были отнесены:

    – общепланетарный глобализм и гуманизация образования;

    – культуроведческая социологизация и экологизация содержания обучения;

    – междисциплинарная интеграция в технологии образования;

    – ориентация на непрерывность образования, его развивающие и гражданские функции.

    Рассмотренные принципы и направления образования отражают глобальные тенденции современного мира, выявляющиеся в процессах демократизации, глобализации, регионализации, поляризации, маргинализации и фрагментаризации. Очевидно, что меняющиеся в образовательном пространстве тенденции отражают общие направления изменения в мире, и наоборот, эти направления суть отражение складывающихся тенденций в образовании.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта