Лекции огр проек деят заоч. Тема 1 Дизайн как проектная деятельность
Скачать 3.86 Mb.
|
Тема 2 Содержание и этапы проектной деятельности
Проектирование в дизайне — это сложный многоступенчатый процесс, который посвящен созданию (описанию, изображению) модели некоего еще не существующего явления, объекта, прибора с наперед заданными характеристиками или свойствами. В таком проекте обосновывается возможность осуществления задачи, описываются принципы ее реализации и предлагается «рабочая документация», рассказывающая, как это можно сделать практически. Дизайнерское проектирование (Д.п.) — соединение в целостной структуре и гармоничной форме всех общественно необходимых свойств проектируемого объекта. Чаще всего проектные работы ориентированы на достижение какого-либо одного результата — инженерного, технологического, социального. Особенности дизайнерского проектирования состоят в его двойном целеполагании — произведение дизайна призвано соединить в целостной конструкции (структуре, материально-физическом «теле») и утилитарно-практическое, и художественное начало. Поэтому «рабочими категориями» дизайнерского (художественного) проектирования являются:
Пр. задание 1: выписать определения образ, функция, морфология/ технологическая форма, эстетическая ценность. Все категории настолько переплетены, что заранее невозможно указать, что из чего следует: в реальном проектировании начинать работу «с любого конца», все равно без остальных не обойдется. Однако понимание природы конечного продукта художественного конструирования — дизайнерского образа — помогает увидеть некоторые закономерности этих переплетений. Д.п. базируется на научных основах моделирования объекта, которые применяются в других областях общественной деятельности, объединяя научные принципы с художественными в проектном образе. Суть дизайнерского творчества состоит в предчувствии, предвидении образа и в последовательном приближении к нему в ходе проектирования – «образном схватывании». Основой этого является проектное воображение, в глубине сознания оценивающее причины и обстоятельства её противоречий, прежде всего – через ожидаемое у будущего потребителя впечатление от реализации этих идей. Но впечатление это неоднозначно, оно зависит от множества слагающих его независимых структур, подчиненных – каждая – самостоятельному набору причин и следствий. Завершающая из них – визуальная организация – формируется по законам искусства, другие – материальная структура и технологические принципы её существования – отражают комплекс научно-технических знаний о работе данных приборов или механизмов, о свойствах материалов, из которых они сделаны, о способах их изготовления и т.д. Есть ещё одна структура, пронизывающая дизайнерское решение – эргономическая, привязывающая это решение к возможностям и особенностям человеческой натуры, в т.ч. социальным и психологическим, т.е учитывается комплекс знаний о человеке, о его медико-биологических запросах и вариантах развития личности. Так, успешное формирование всех этих структур, которые и образуют собой систему дизайнерского проектирования, зависит от двух групп факторов:
В самой общей форме они сводятся к четырем позициям:
Таким образом – дизайн это, действительно, система, которая соединяет множество наук и процессов. Интересно отметить, что эта относительно стройная система теоретических положений в жизни не выглядит столь определенно. Хотя бы потому, что в дизайнерском творчестве нет устойчивых предпочтений каких-либо средств выразительности — они легко подменяют друг друга. И при проектировании, скажем, светильника желательный автору эффект достигается и целенаправленным использованием оригинальной формы, и необычной раскраской его отдельных частей, и неожиданным выбором конструктивных материалов и т.п. Дизайнерское проектирование: единичного предмета – предмет интерьера; комплексного объекта – жилого интерьера Структура процесса проектирования Проектирование — это ещё и целенаправленная деятельность, которая обладает последовательностью процедур, ведущих к достижению эффективных решений. Принципиальная модель процесса дизайнерского проектирования (по Дж.Джонсу) включает в себя: функциональный анализ, композиционный анализ, процесс формообразования, композиционный поиск. Пр. задание 2: охарактеризовать функциональный анализ, композиционный анализ, процесс формообразования, композиционный поиск (можно на конкретных примерах). Соответственно, должна быть структура процесса решения задачи проектирования, которая помогает ответить на вопрос «Как это делать?». При проектировании необходимо учитывать следующие положения:
В настоящее время предложен ряд структур и алгоритмов проектирования, совпадающих в основных чертах и различающихся только в содержании или названии отдельных этапов. На рисунке 3 представлена обобщённая такая структура. Решение любой задачи начинается с её осмысления и уточнения исходных данных. ТТ - технические требования, которые выдаются заказчиком, формулируются на языке потребителя-неспециалиста и не всегда бывают технически чёткими и исчерпывающими. Перевести требования на язык предметной области, сформулировать задачу максимально полно и грамотно, обосновать необходимость её решения, то есть сформулировать техническое задание (ТЗ), — первый и обязательный этап работы. Исполнитель выполняет его в тесном контакте с заказчиком. Рис.3. Процесс решения задачи проектирования В машиностроении этот этап иногда называют внешним проектированием. Этим подчеркивают, что разработка объекта уже начинается с постановки задачи (ТТ) и формирования ТЗ и активно ведётся совместно с заказчиком. Важным результатом этапа является согласование целей разработки и назначения проектируемого объекта (его функций), системы показателей качества. Следующие этапы образуют внутреннее проектирование. Они нацелены на поиск решения задачи и выполняются разработчиком. Сюда входят этапы синтеза принципа действия, структуры и параметров проектируемого объекта:
Вследствие неполноты начальных знаний о задаче процесс проектирования — итерационен, что на рисунке 3 отражается стрелками обратных движений. С каждым циклом итерации цели проектирования всё более уточняются, появляется необходимость в дополнительных функциях и, как следствие, — потребность в разработке дополнительных частей и узлов. Решение частных проектных задач, дополняющих основное решение, также проводится в соответствии с представленной последовательностью. На каждом этапе внутреннего проектирования выполняются следующие процедуры:
Замечено, что эффективность проектируемого объекта определяется: в первую очередь — выбранным принципом действия, во вторую — предложенной структурой и в третью — соотношением параметров. Преимущества системного подхода к дизайну Дизайн, как очень обширный, многогранный вид деятельности строиться на основе не только интуиции, но и системе знаний целых наук. Все эти аспекты (а их огромное множество), благодаря которым рождается дизайнерский продукт, требуют системы, определенного порядка, выстроенности и логичности. Системный подход упрощает, ускоряет процесс проектирования, сводит к минимуму возможность ошибок, т.к. все систематические методы логически выстроены и имеют возможность контроля. Системный подход основан на творческом использовании достижений системотехники для разработки методики художественного конструирования. Исследователи этих методов стремятся осмыслить процесс проектирования, выявить в нем рациональную сторону и построить его логическую схему, с тем чтобы свести к минимуму затраты умственной энергии проектировщиков на решение интуитивным путем тех подпроблем проектной проблемы, которые можно решить логически. Логическая схема процесса проектирования дает также художнику-конструктору некоторый эталон проектного метода, пользуясь которым, он может контролировать свои действия, сокращая, таким образом, число возможных ошибок и упущений, а также помогает ему высвободить энергию для творческого процесса. Систематические методы позволяют более эффективно включать художника-конструктора в коллектив других специалистов проектировщиков и научно организовывать деятельность всего коллектива. Кроме того, эти методы позволяют широко применять в художественном конструировании вычислительную технику. Внедрением систематических методов в сферу художественного конструирования занимался Б. Арчер. Проектирование в понимании Б.Арчера, начинается с потребности, вслед за которой возникает проблема её удовлетворения. Три основные сферы, в которых существует предмет, - производство, сбыт и потребление - порождают целый комплекс требований, которые обусловливаются факторами проектирования. Проектируемый предмет рассматривается автором главным образом в сфере потребления, которая представляет собой систему «человек - предмет - работа – среда», где под средой подразумеваются условия эксплуатации изделия. Отдельные факторы вступают в противоречие друг с другом, поэтому задачей проектировщика является разрешение этих противоречий. Там, где обнаруживается взаимосвязь и взаимозависимость двух или более факторов, возникает подпроблема. Три основные сферы, в которых существует предмет, - производство, сбыт и потребление... Таким образом, каждая отдельная проектная проблема всегда может быть сведена к комплексу подпроблем. Проектировщиком определяется последовательность, в которой решаются подпроблемы. Хотя для каждой подпроблемы можно найти оптимальное решение или поле возможных решений, трудность заключается в том, чтобы совместить оптимальные или даже удовлетворительные решения нескольких подпроблем. В случае, если оптимальное решение одной подпроблемы обусловливает неудовлетворительное решение другой, приходится делать выбор - чему отдать предпочтение. Для этого подпроблемы располагаются в порядке их значимости, или ранжируются. Таким образом мы достигаем точной выверенной системы, которая дает нам качественный дизайнерский продукт, которым приближен к идеальному, т.к. каждый элемент и процесс в этой системе просчитывается и прорабатывается. Решение проектной проблемы происходит в два этапа:
Б. Арчер делит весь процесс художественного конструирования на шесть стадий:
Границы всех стадий проектной работы, намеченные Б. Арчером, достаточно подвижны: в зависимости от конкретных условий разработки отдельные операции могут проводиться раньше или позже либо исключаются совсем; главное здесь - сама логика решения проектной проблемы. Рассмотрим каждую стадию подробнее.
Если окажется, что для решения данной полпроблемы нужно сначала решить другие подпроблемы, пересматривается порядок зависимости подпроблем и строится новая схема. В результате несколько последовательных действий и оценок дизайнер получает комплекс сведений о желательных характеристиках нового изделия, а также все сведенья об ограничениях, накладываемых сферой производства, сбыта и потребления изделия. Эти сведенья могут быть расположены в виде списка в порядке их значимости. Эта спецификация желательных характеристик изделия и составляет программу дальнейшей проектной деятельности, или функциональную спецификацию нового изделия.
Результатом стадии синтеза является описание найденного решения проектной проблемы. Для этой цели используется наиболее абстрактные средства проектных описаний, например словесное описание, математические модели, схемы, эскизы. Результат этой стадии работы дизайнера приблизительно соответствует эскизному проекту. Тщательность разработки проектного замысла должна быть максимальной, так чтобы на следующей стадии проектировании не было серьезных отклонений от принятого решения.
Проверка и утверждение конструктивных решений производится проведение экспериментов при организации спец.исследований. В заключение проект оценивается в целом. Для этого берут функциональную спецификацию, список целей и список ограничений и формулируют гипотезы по проекту в целом. Для каждой гипотезы проектируется эксперимент, затем все предложенные эксперименты и исследования собираются вместе и составляют из них проверочную программу. Эта программа делиться на две части: эксперименты и исследования, которые должны производиться на промышленном образце или модели заводского изготовления. Художественно-конструкторским бюро выполняется первая часть программы, а во второй проектировщики готовят описание экспериментов и исследований, которые затем предаются фирме изготовителю.
Важно отметить, что исключение того или иного компонента из всей системы дизайн-процесса приводит к её разрушению. Даже самые основательные исследования, анализ, критика не в состоянии построить объект, а проектирование без исследований, анализа ситуации, критики и т.п. становятся беспредметными. Чтобы сохранить целостность и непрерывность, дизайн процесс должен на каждой своем моменте включать в себя все эти шесть стадий, составляющие единую систему проектной деятельности. Этапы проектной деятельности Первый этап дизайн проекта. Разработка технического задания Прежде, чем приступить к разработке дизайн проекта, архитектор или дизайнер должен точно представить основные цели и направления предстоящей работы. Поскольку каждая работа делается для заказчика и должна максимально соответствовать его желаниям и потребностям, то на стадии разработки технического задания происходит выяснение, формулировка и осознание этих желаний и потребностей. При оформлении дизайна жилого помещения учитываются особенности проживающей в нем семьи в целом и каждого члена этой семьи в отдельности. К таким особенностям относится количественный и возрастной состав семьи, предпочтения в быту и на отдыхе, отношение к различным стилям дизайна, уровень эстетических запросов и привычек, отношение к цветовому ряду, пристрастия к тем или иным оформительским деталям. Все эти данные учитываются для выработки стиля оформления дизайна помещения, его насыщенности деталями, яркости и оригинальности. Помимо эстетических и оформительских задач перед дизайнером стоит задача решения многих технических вопросов, для того, чтобы оформленное помещение было максимально удобным для проживания и отвечало всем потребностям семьи. К этим вопросам относятся количество и размер внутренних помещений, наличие или возможность установки бытовой техники, освещенность и т.д. В том случае, если речь идет о разработке дизайна офиса, также определяются оформительские и технические задачи для дизайнера. Общий характер дизайна зависит в первую очередь от вида деятельности самого учреждения или компании. Офис банка будет значительно отличаться от художественной мастерской, а магазин строительных материалов не может быть похож на бутик. Разрабатывая концепцию оформления дизайн общественного помещения, дизайнер учитывает, что он будет визитной карточкой учреждения и должен создавать у посетителей благоприятное представление о компании. Техническая сторона состоит из решения вопросов по удобному размещению служащих и посетителей и обеспечению выполнения функциональных задач, стоящих перед заказчиком. Ознакомившись и обсудив пожелания клиента, формируются и предлагаются несколько концепций будущего дизайна. Второй этап дизайн проекта. Согласование проекта с заказчиком На второй стадии создания проекта первоначальные предложения обсуждаются с клиентом, выслушиваются все предложения, претензии и пожелания к предложенным вариантам. В ходе обсуждения вносятся поправки, крупные и мелкие изменения и уточнения, иногда полностью меняется концепция будущего дизайна. После обсуждения наиболее крупных вопросов, переходят к обсуждению более мелких и мельчайших деталей и так до полного согласования всех частей дизайнерской концепции. Согласованное и утвержденное заказчиком планировочное задание отдается в разработку непосредственно проекта. Третий этап дизайн проекта. Непосредственное проектирование Основной этап проектирования – это оформление рабочих чертежей, планов, эскизов, карт подборки оформительских и строительных материалов, рабочих проектов по устройству коммуникаций, вентиляции и электроснабжения помещения, а также создание 3D видов помещения. При этом, рабочие чертежи и развертки предназначаются для строительных и инженерных работ, таких как электропроводка, водоснабжение, отопление, вентиляция, устройство потолков и отделка стен. На планах и эскизах отражается внешняя сторона оформительских дизайнерских работ, т.е. демонстрируется будущее размещение мебели, штор, осветительных приборов. Карты подборки предлагают все возможные и необходимые для осуществления дизайн проекта материалы, включая краски, обои, кафель, трикотаж и т.д. Четвертый этап. Авторский надзор После того, как вся проектная документация передается в руки строителей, дизайнер не прекращает свою работу над проектом. Он до полного окончания работ осуществляет авторский надзор, который заключается в отслеживании точности и полноты осуществления проектных решений на практике, а также контроле за поставкой всех предметов, составляющих будущий дизайн помещения. Создание дизайн-проектов состоит из следующих этапов:
Пр. задание 3: Структура дизайнерского проектирования (схема, алгоритм, опорный конспект и др) |