Лекции огр проек деят заоч. Тема 1 Дизайн как проектная деятельность
Скачать 3.86 Mb.
|
Тема 5 Методы проектирования Следующим этапом дизайн проектирования выступает определения метода проектирования. Метод (от греч. methodos — путь исследования, познания, теория, учение) — совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Метод— это прием или способ действия с целью достижения желаемого результата. Основной метод дизайна — это художественно-образное моделирование объекта посредством композиционного формообразования. Оно базируется на результатах анализа утилитарных и эстетических запросов и предпочтений определенных групп потребителей с учетом ситуации и среды использования и восприятия объекта, а также анализа всех прогнозируемых функций объекта. Сегодня дизайн — это комплексная междисциплинарная проектнохудожественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные злания с инженерным и художественным мышлением, направленная на создание предметного мира в наиболее современном его понимании. Дизайн не только проектирует новые товары — он служит гармонизации и эстетизации материальной культуры, формируя прототип новой предметной среды человеческого обитания. Одна из целей дизайна — синтез красоты и пользы. Современные дизайнеры выработали свой негласный «кодекс чести», который звучит примерно так: Десять правил хорошего дизайна:
В дизайнерском творчестве метод представляет собой совокупность приемов, способов, целесообразных действий, поправленных на упорядочение проектного процесса. Метод отражает повторяемость приемов и путей дизайнерской деятельности, в последствии становятся закономерности создания проектной модели правилами работы дизайнера. Его выбор зависит не только от вида решаемой задачи, но и индивидуальных черт разработчика (его характера, организации мышления, склонности к риску, способности принимать решения и нести за них ответственность и т. п.), условий его труда и оснащенности средствами оргтехники. Применение метода проектирования позволяет найти то или иное решение и, в итоге, выбрать окончательное. В настоящее время известно множество методов, как универсальных, так и предназначенных для решения узкого круга задач. В зависимости от объёма и вида сведений о решаемой задаче методы проектирования можно подразделить на эвристические, экспериментальные и формализованные. Эвристические методы оперируют понятиями и категориями (абстрактными, отвлеченными, конкретными). Формализованные— конкретными параметрами или их группами. Экспериментальные— физическими объектами и их характеристиками. Обычно задачи с полностью формализованным решением перестают интересовать человека, их относят к разряду рутинных. Поскольку экспериментальные и формализованные методы используются человеком, то в них в той или иной степени присутствует элемент эвристики. Человек может, как усиливать эффективность решения благодаря творческому началу, так и вносить ошибки и искажать результаты (осознанно или неосознанно) в силу субъективности. Метод художественно-образного моделирования
Моделирование в дизайне Принцип проектного моделирования, т.е. возможность отображения, воспроизведения одного объекта или явления (оригинала) через его аналог-модель органично встроен в дизайн процесс. Принцип моделирования - эффективный метод разработки дизайнерского решения, отличающийся инновационностью, технологическим реализмом, эргономической обоснованностью. В настоящее время широко применяются новые проектно-технологические возможности, предоставленные компьютером. Базовый принцип дизайнерского моделирования вытекает из двух уровней функционирования: основополагающего методологического и конкретно методического. Соответственно обозначаем два блока этих принципов. Первый блок охватывает четыре фундаментальных принципа:
Второй блок охватывает методические принципы:
В дизайн-процессе из базовых принципов моделирования вытекают соответствующие правила профессионального проведения работы, обеспечивающие достижение цели, оптимальные решения художественно-проектных задач. Многоаспектность рассмотрения дизайнером объекта разработки приводит к появлению в дизайн-процессе типологически- различных по содержанию и форме проектных моделей. Содержательно различают художественно-проектное моделирование:
По форме различают проектное моделирование:
математическое (в т.ч. геометрическое и знаковое или символическое);
В проектной работе дизайнера акцент делается на графопластической форме моделирования. Моделируя проектное решение, дизайнер неизменно соотносит его с проектным идеалом, культурными нормами, ценностными ориентирами и оценочными критериями. В проектном моделировании (также как и в процессе проектирования) неизменно сохраняется единообразная, унифицированная, трехступенчатая стратегия, предопределяющая соответствующее творческое содержание дизайн-процесса. Трехступенчатая общая стратегия дизайн-процесса формирует его творческое содержание как триединое: смысло-структурно-формообразующее (схема). По Б. Г. Бархину - проектная стратегия охватывает «подготовительный этап (творческий поиск) и творческую разработку»; по ВЛ.Глазычеву - это движение «от функции к конструкции и форме» с этапами «проектная идея», «генеральное решение-проект», по Е. Н. Лазареву - это «форэскиз - предложение- проект».По ЕСКД - «эскизный проект - технический проект - рабочий проект»), С позиции методистов ВНИИТЭ, содержание дизайн-процесса формируется фазами: проектирование, исследование, критика. По Дж. К. Джонсону процесс проектирования последовательно проходит стадии: «анализа (дивергенции) - синтеза (трансформации) - и оценки (конвергенции)»,т. е., декомпозиции задачи-трансформации элементов (синтеза решения) и контрольно- оценочную стадию, на которой автором рассматриваются последствия проектного синтеза. Исходя из характера формируемых свойств объекта, структура дизайн-процесса охватывает «функциональное, технологическое и морфологическое проектирование», а движение проектной мысли идет по линии: «функция (аксиология, общественная ценность вещи) - структура (морфология) - и форма (композиция)». На этом пути формируется оптимальное проектное решение, совершенное с утилитарно-функциональной, конструктивно - технологической и эстетической точек зрения. Тем самым, при согласованном решении разноплановых задач обеспечивается целостность и результативность дизайн - процесса. При этом «аналитический (познавательный) аспекты творчества в совокупности Близкое по содержанию определение стратегии и творческой сути дизайн-процесса исходит от ВНИИТЭ: «смыслообразование –структурообразование - формообразование» (поз. 10). Это наиболее распространенное ныне и весьма емкое содержательное определение. Художественно-образное моделирование Основной метод дизайна определяется как «художественно-образное моделирование объекта дизайн-проектирования посредством композиционного формообразования». Одним из главных принципов дизайна является системный подход к проектированию, заключающийся в рассмотрении объекта (объектов) дизайн-проектирования не изолированно, а в системе «человекпредметсреда». Из этого принципа следуют закономерности связи формы и содержания, структуры и функции объекта дизайна. В процессе дизайна образная идея всесторонне обдумывается: она конкретизируется, проверяется на уместность и своевременность в сложившейся ситуации — именно это и придает свободному образу, фантому реальную социально-культурную осмысленность. Происходит ее материализация — сначала в виде проекта, разработки его с помощью приемов композиционного формообразования, а потом — и самой новой вещи, нового элемента предметного мира. Еще древний философ Платон полагал, что где-то «в умном месте» существуют идеи всех вещей, какие только могут возникнуть в этом мире, в котором они воплощаются по мере надобности. А материализуются они в сегодняшней действительности через сознание проектировщика. Художественно-образное моделирование, в отличие от логического, основывается не на рациональном, беспристрастном и последовательном учете всех необходимых факторов, а прежде всего на эмоциональном, интуитивном и целостном видении конечного результата творчества. Профессиональная интуиция дизайнера, конечно, должна быть поддержана его культурным кругозором и опытом активной проектной практики — без этого она останется неразвитой. Дизайнер силой своего воображения моделирует ситуацию потребления создаваемого им объекта, характер и тип самого потребителя (адресата), его ожидания, связанные с проектируемым объектом, и т. д. Успеху этой операции способствует методика образного подхода, содержащая эвристический потенциал. Художественно-образное моделирование дизайн-проекта происходит не в мастерских и не на компьютере, оно разворачивается в сознании дизайнера — в его фантазии, его воображении, совмещающем в себе энергию созидания нового с интуицией предвиденья и способностью отражать и систематизировать наблюдаемое. В дизайне сложилось естественное разделение на инновационное и аналоговое проектирование. Между двумя этими профессиональными установками (возникшими по объективной необходимости или в силу дарованных природой возможностей) есть принципиальное различие в методе работы (табл. 1). Таблица 1 - Принципиальное различие логики инновационного и аналогового проектирования
Факторы композиционного формообразования Композиционное (художественно-конструкторское) формообразование – это процесс пространственно-пластически-колористической организации элементов структуры и формы изделия, средства и методы которой нацелены на решение задачи привнесения человеческой меры в объекты промышленного производства, выявления культурного смысла проектируемой вещи для человека в определенной среде и сфере жизнедеятельности. Формообразующие факторы (факторы, определяющие процесс целенаправленного созидания целостной, целесообразной, эстетически совершенной формы изделия, в которой образно отражаются все составляющие его сущности) – это предпосылки гармонизации формы посредством средств и приемов композиции на основе ее принципов и закономерностей. Следует выделить две группы факторов. Система факторов первой группы определяет формообразование конструкции как результата технической реализации рабочей (инструментальной) функции изделия, его утилитарного назначения и способа использования изделия, предусматривающего определенные виды действий человека с изделием. Безусловно, в конструкции отражаются уровень достижений в соответствующих областях науки и техники, технология изготовления изделия, применяемые материалы, производственно-технические и экономические возможности предприятия, внедряющего конструкторскую разработку. Система факторов второй группы определяет композиционное формообразование как результат гармонизации структуры и формы изделия. В композиции объекта проектирования учитываются и отражаются такие факторы:
Гармонизация структуры и формы вещи средствами и приемами композиции предполагает отражение и воплощение в них как социально-культурной, так и утилитарно-технической сторон сущности (содержания) объекта разработки. Это достигается в художественном конструировании интегрированием конструкции и композиции, слиянием утилитарного и эстетического начал (пользы и красоты) в целостной форме произведения дизайна. Это этапы творческого процесса разработки и восприятия гармоничной формы изделия, образно отражающей единство утилитарно-технической и социально-культурной сторон его сущности (рис.1). Методические приемы художественно-образного моделирования Метод художественно-образного моделирования основывается на воображаемом помещении проектируемого объекта в различные смысловые контексты, на расширении смыслового поля заявленной проблемы, то есть на дивергенции. По замыслу, это должно привести к расширению и семантического поля возможных решений. Вот как самими же дизайнерами на основании анализа ряда крупных разработок были в свое время осознаны и сформулированы основные из таких методических приемов:
|