Лекции огр проек деят заоч. Тема 1 Дизайн как проектная деятельность
Скачать 3.86 Mb.
|
Тема 6 Типы проектно-графических изображений. Макетирование
В качестве основных типов проектно-графического изображения могут быть выделены наброски, поисковые рисунки, эскизы и демонстрационные рисунки. Набросок представляет собой обобщенное изображение, выполняемое за короткий промежуток времени и минимальным количеством графических средств. Для него характерны условность и лаконичность, передача только основного. Наброски носят в основном информационный характер и необходимы при переходе к более тщательному композиционному рисунку, предназначенному для демонстрации. Наброски условно подразделяются на три группы: 1) контурные наброски, основное изобразительное средство контурного наброска - линия; 2) контурно-тональные, где наряду с контуром используется тон в виде штриха или заливки. Тон помогает полнее отобразить объем, пространство, цвет и фактуру; 3) живописно-тональные, здесь наибольшее значение приобретает объем, светотень и цвет. Контур как граница формы практически исчезает и играет второстепенную роль. Изображение отрывается от плоскости листа, развивается в глубину. Формы становятся более реальными и ощутимыми. Это, однако, не означает, что необходима тщательная проработка. Легкость, лаконизм и быстрота изображения должны сохраняться. Такой набросок выполняется по принципу живописных работ. Поисковый рисунок - это часто монохромное обобщенное изображение проектируемого объекта, его деталей и отдельных частей, выполняемое за короткий промежуток времени и с привлечением минимума изобразительных средств. Как правило, поисковые рисунки содержат в себе лишь основные части объекта, поскольку в зависимости от задач проекта не исключается их перекомпоновка. Обычно выполняется несколько вариантов отражающих различные принципы размещения основных элементов. Эскизы тоже связаны с творческим анализом, но несколько в ином плане. Их назначение - представить определенную стадию поиска в более законченном виде. В эскизах, которые выполняются более продолжительное время, творческий процесс переплетается с самим процессом рисования. По мере выражения первоначального замысла возникают новые варианты решения, уточняется и совершенствуется форма объекта. Примерные этапы работы над эскизом:
Первичное эскизирование связано с поисками цельности и формированием, в самых общих чертах, художественно-пластического образа. Когда приступают к проверке реальных соотношений, то работа ведется путем набрасывания вариантов уже в ортогональных проекциях. В отличие от стадии изучения и сбора материалов эскизный этап должен быть выражен графически так, чтобы по нему можно было судить о существе проекта. Эскиз зачастую предназначен для показа, по нему составляется мнение о проекте и принимаются некоторые решения, поэтому он должен быть наглядным и нести необходимую информацию. Работа над эскизом характерна разнообразием графических приемов и материала. Эскизирование ведется теми же средствами, что и станковая графика, рисунок и живопись: карандашом, углем, пером, акварелью, гуашью, темперой и т.д. Демонстрационный рисунок специально предназначен для представления в завершенной и наглядной графической форме художественно-конструкторского решения. Отличие его от эскиза заключается в более высокой точности построения, в законченности и реалистичности изображения. Если в эскизах для поиска решения ориентируются на черновую компоновку и собственный глазомер, то демонстрационный рисунок выполняется уже по уточненной компоновке с помощью методов перспективного построения. Для выполнения демонстрационного рисунка могут привлекаться все виды изобразительных средств. Макетирование Макетирование - проектно-исследовательское моделирование, направленное на получение наглядной информации о свойствах проектируемого изделия в форме объемного изображения. Макет, объемное изображение,дает сведения о пространственной структуре, размерах, пропорциях, пластике (топологии) поверхностей, цветофактурном решении и других особенностях изделия. В процессе работы дизайнеру неминуемо приходится принимать важное и мотивированное решение относительно масштаба выполняемых макетов. При этом принимаются во внимание:
В архитектуре макетирование – это процесс создания, как правило, из бумаги (картона) уменьшенную версию строения или сооружения. Результат этого процесса – макет, визуальная, объемная композиция по чертежам будущего строения. Необходима такая работа для того, чтоб устранить какие-либо неточности, неудобства будущего объекта еще на первом этапе его создания. Именно макетирование обеспечивает точный перенос объекта с листов, с чертежей в реальное пространство. Макетирование бывает 5 видов: архитектурное, планировочное, промышленное, подарочное, концептуальное. Рис.1 - Макет объекта (архитектурное макетирование) Функции макетов В дизайн-процессе практически реализуется комплекс рабочих функций макетов. Проектные функции макетов связаны со становлением и реализацией замысла, трансформацией, детализацией и обоснованием дизайнерских решений, с конструктивным переформированием объекта и приведением его в соответствие с идеалом формы, с выбранной системой мышления. Их исследовательская функция проявляется в экспериментальном вариантном проектном поиске, апробировании разных направлений преобразования объекта, различного композиционного соотношения и пластического решения его частей и элементов, попытках реализации ряда рациональных принципов (унификации, агрегатирования, модульно-комбинаторного формообразования и др.). Тем самым создается база для анализа, сравнительной оценки, выводов и корректировок, уточнения стратегии и тактики проектирования. При этом именно макет является средством, которое позволяет осуществлять проектные действия и в то же время исследовать их результаты - устанавливать осуществимость идей и предположений, определять совместимость различных требований. Он указывает на необходимые изменения в намечаемом решении и дает возможность свести к минимуму ошибки, в чем проявляется его корректирующая функция. Главное назначение поисковых макетов - нести в себе новое знание, способствовать рождению новых, оригинальных идей. Речь, следовательно, идет об эвристической функции, в основе которой - традиционное наличие обратной связи между мысленными и наглядными, иконическими образами. Эту важнейшую продуктивную функцию макетов связывают с их способностью стимулировать процесс творчества дизайнера, побуждать к изобретательству, умению преодолевать традиционные подходы к решению проектных задач. С эвристической функцией стыкуется прогностическая - как продуцирование в структуре проектного решения элемента новизны, перспективно ориентированного на определенный временной период. Под «прогнозом» обычно имеют в виду вероятностные утверждения о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Ориентирующий идеал формируется в дизайн-процессе при участии художественно-образного компонента профессионального мышления и под влиянием художественно-культурных образцов. Немалую роль при этом может играть и творческая индивидуальность автора, его стилистический почерк. Как носители эсте художественные, включенные в контекст культуры. Иначе говоря, художественно-идеологическая функция также характерна для них, если они создаются дизайнером. Через характеристики макета дизайнер выражает свое отношение к культуре, художественным традициям и новациям, к потенциальному потребителю дизайн-продукта. Изготовляя объемные модели различного назначения, дизайнер моделирует мышление и действия специалистов и потребителей, а при разработке сложных системно-средовых объектов - диалог оператора и среды. Так макеты становятся инструментом психологического моделирования, в чем можно усмотреть их немаловажное назначение. В них характеристики объекта разработки находят материальное воплощение, диктуемое характером авторского замысла. В композиционном макетировании воспроизводятся, прежде всего, планировка и объемно-пространственная структура объекта, его тектоника, ритмический и пластический строй, пропорции основных частей, доминанты. При исполнении далее макетом доводочной функции он обогащается деталями, уточняются пропорции частей и элементов, их образно-пластический характер, цветографика, текстура и гармоничные пластические переходы поверхностей, определяются точные пространственно-размерные Организационно - методически всегда необходимо фиксировать, закреплять промежуточные и конечные результаты процесса проектирования также транслировать их во времени и пространстве, передавать заказчику, производству. С этой задачей успешно справляются макеты, сокращающие графическую документацию и улучшающие взаимопонимание между проектировщиками и заказчиками. При этом реализуются их репродуктивная и коммуникативная функции, демонстрационная (выставочная) или презентативная (проявляется в специфических постпроектных условиях, например, в выставочных экспозициях, при съемке видеоклипов или в обстановке публичной защиты студентом дипломной работы). Учебная функция макетов может иметь разноплановое конкретное проявление. Прежде всего отметим, что включенные в академический дизайн-процесс, они призваны научить мыслить и проектировать в трехмерном пространстве, развивать воображение и чувство геометрической, пластической и пропорционально-ритмической гармонии. Типология макетов Проектные макеты различают по назначению (в связи с задачами этапа работы), масштабу, материалу, технологии, структурной сложности, мере условности и детализации, степени завершенности, цветографическим особенностям, трудоемкости, прочности, долговечности и качеству исполнения. Внутреннее устройство объекта разработки они обычно не моделируют. Жесткой системы связей между видами, классами и типами макетов нет, поскольку в зависимости от складывающейся проектной ситуации один и тот же макет можно классифицировать по-разному. Исследователи проектной методики выделяют, во- первых, два вида макетов - черновые и чистовые или рабочие и выставочные. Черновые (рабочие) макеты - называют также предварительными. Во-вторых, в зависимости от выполняемых функций они классифицируются на поисковые, доводочные и демонстрационные, причем первые и вторые рассматриваются как разновидности черновых, а термины «чистовой», «выставочный» и «демонстрационный» - синонимы. Поисковые макеты иногда называют проективными, а доводочные - коррективными или проверочными. Поисковый макет - однородное по материалу и цвету объемное изображение, обладающее максимальными обобщенностью и выразительностью при минимальном использовании изобразительных средств, выполненное в короткий срок с возможно меньшими затратами труда. С помощью доводочного макета отрабатывается оптимальный вариант решения из числа полученных в процессе поиска и определяются окончательные характеристики создаваемого изделия, его композиционного решения. Эта процедура используется не только для уточнения внешнего вида, но и для разработки чертежей деталей и узлов технологической оснастки; распространенный вид доводки - геометрическая систематизация поверхности изделия с учетом условий зрительного восприятия и с целью обеспечения технологичности формообразующих элементов. Процесс доводки - система последовательных действий: от. макета к чертежу и от чертежа - к макету. Рис. 11-4. Демонстрационные макеты: а - мини-фермы для кроликов; б - сервировочный столик Демонстрационные (чистовые, экспозиционные, выставочные) макеты дают полное и законченное представление об эстетическом (художественном) уровне дизайн-объекта, исчерпывающую информацию о его структуре, объемно-пространственном решении и цветофактурных характеристиках формы. В демонстрационных макетах фиксируется в твердом материале (оргстекле, полистироле, гипсе, металле, дереве) решение, найденное накануне в мягком, податливом материале при поиске и доводке его. Демонстрационный макет должен быть достаточно прочным и транспортабельным, он не подлежит переделке и означает момент, когда проектирование завершено; хранится или передается производству он в качестве эталона внешнего вида будущего промышленного изделия. Рис. 2 - Демонстрационный макет сервировочного столика Особую классификационную группу представляют собой исследовательские, экспериментальные макеты, специально предназначенные для испытаний аэродинамических, гидродинамических, прочностных или для эргономических анализов. Планировочные макеты, используемые при создании комплексных объектов, сооружаются с целью определить и показать рациональное размещение компонентов на определенной площади. Рис. 3 - Планировочный макет «Детская игровая площадка» Рис. 4 - Планировочный макет «Комплект мебели для студенческого общежития» М1:5 Макеты интерьеров имеют свою специфику. Они выполняются в масштабах от 1:10 до 1:50; стены помещений либо отсутствуют, либо ограничены двумя-тремя; форма предметов, наполняющих пространство, моделируется условно - из пенопласта очень схематично вырезается мебель, станки и др. В учебных условиях макеты из бумаги вполне удовлетворяют требованиям методики проектирования. Для выставок они нередко выполняются в твердом материале (оргстекло, пластмасса) с последующей окраской их структурных элементов. Планировке оборудования помещений обычно предшествует вспомогательное эскизно-графическое моделирование комплексной проектной ситуации. Классификация художественно-проектных макетов по структурно-технологическим показателям и материалу
Для макетных работ практически используются любые конструкционные, отделочные и вспомогательные материалы: мягкие (глина, пластилин, воск, ткани),твердеющие (гипс, компоненты стеклопластика, стоматологическая пластмасса, папье-маше) и твердые (листовая и блочная пластмасса, дерево, металл, картон, оргалит и др.). К отделочным относятся различные лакокрасочные и гальванические покрытия, древесный шпон и материалы на мягкой основе, самоклеящиеся. К вспомогательным: вода (для затвердения гипса),различные разбавители, грунтовки и шпатлевки, разнообразные клеи и крепежные детали проволока, шурупы, гвозди и т.п. Рис. 5 – Примеры макетов из различных материалов: бумага, металлическая сетка, лоза, пластик Все производство макета, происходит по 5 этапам. Первый - компьютерная обработка проекта: десятки программ способные создать по введенным параметрам здание или сооружение в 2 D или 3D формате. Второй этап - разработка конструкций и прилегающего устройства макета. Непосредственная «лепка» макета. На третьем этапе раскраивают детали, а на 4м их собирают. Завершающий этап предусматривает художественное оформление макета. Практически полный проект включает следующие основные компоненты: план, развертку и перспективу. В отдельных случаях эти компоненты могут быть заменены цветным макетом. К методу макетной разработки проекта обращаются на всех стадиях проектирования. Макет позволяет проверить объемно-пространственные композиции с разных сторон и при различном освещении. Макет, как правило, дополняется комплексом графических фрагментов или перспективами. Макет показывает конструктивную сущность проекта, архитектурную систему и принцип графического решения. Изображение совмещенных проекций дает возможность, не прибегая к перспективе или аксонометрии, показать целые ансамбли, связать ортогональные проекции отдельных элементов с пространством, а также совместить на одном чертеже ортогональную проекцию с изображением окружающей среды. Имеет принцип размещения на чертеже. Например, показ одного плана на всем листе подчеркнет его значение как главного элемента проекта. Включение фотографий с макетов в композицию проектной графики значительно повысит ее убедительность. Проработка художественного оформления. Изображение окружающей среды - важный прием проектной графики. Оно не должно быть «многословным». Например, для показа растительности достаточно условного намека. Здесь не нужны подробности. Необходимо лишь соблюдать масштаб и показать характер среды с учетом проектируемого объекта. Рис. 6 - Примеры работ по пластическому моделированию Система виртуального макетирования Virtual Mockup Сегодня виртуальная реальность - одно из наиболее перспективных и успешно развивающихся направлений машинной графики. Технология виртуальной реальности обеспечивает высокореалистичное моделирование трехмерного пространства и поддерживает динамическое интерактивное взаимодействие с пользователем, создающее эффект погружения в моделируемое киберпространство. В данной статье рассматривается одно из применений виртуальной реальности, связанное с автоматизированным проектированием, а именно средства виртуального макетирования и их реализация в системе EDS Unigraphics Fly-Through. Начало развитию средств виртуальной реальности было положено в исследованиях, проводившихся в рамках создания летных тренажеров. Соответственно первые приложения новой компьютерной технологии были связаны с имитацией функционирования летательных аппаратов, космических кораблей, автомобилей и других сложных систем. Довольно быстро методы виртуальной реальности нашли применение и в сфере развлечений. Однако высокая стоимость соответствующих аппаратных и программных средств сужала круг их возможных практических применений. Сегодня ситуация заметно изменилась. Интенсивное развитие аппаратных средств, их общее удешевление способствовали более широкому распространению систем виртуальной реальности. Сегодня наряду с тренажерами, компьютерными играми, кино и анимацией виртуальная реальность используется в системах автоматизированного проектирования, медицине, здравоохранении, маркетинге, обучении и других областях. По существу, технология виртуальной реальности представляет собой новый тип интерфейса, который качественно меняет способы взаимодействия человека с компьютером. И это, надо полагать, окажет влияние на все без исключения сферы компьютерных приложений. Система UG представляет собой интегрированный комплекс CAD/CAM/CAE, который обеспечивает автоматизированную поддержку всех этапов разработки сложных изделий и конструкций, включая проектирование, инженерный анализ и подготовку к производству. Каждому из этапов соответствует свой набор функциональных модулей. Модули объединены общим интерфейсом и базой данных, в которой хранится полное описание проектируемого изделия - главная или мастер-модель. Уже на начальных стадиях проектирования происходит уточнение и детализация конструкции, необходимые при переходе от одного этапа к другому. Пакет Unigraphics поддерживает параллельное проектирование - все этапы разработки деталей, узлов и сборок могут выполняться одновременно группой специалистов различных профилей. Система обеспечивает актуальность главной модели и параллельный доступ к базе данных в распределенной среде проектирования. Как известно, параллельный режим разработки изделий способствует существенному сокращению сроков внедрения новой продукции. Однако узким местом в создании новых изделий может оказаться заключительный этап, связанный с изготовлением и тестированием опытных образцов или макетов. Изготовление физического макета начинается только после завершения всех предыдущих этапов проектирования и подготовки производства. Вполне возможно, что в результате тестирования опытного образца могут обнаружиться ошибки и недочеты, которые были допущены на ранних этапах разработки. Исправляя такие ошибки, приходится возвращаться назад, и это может заметно затормозить процесс выпуска новых изделий. Одним из эффективных средств решения данной проблемы является применение систем виртуального макетирования. Bиртуальный прототип - это интегрированное цифровое представление изделия и его cвойств, которое отражает пространственное взаимодействие компонентов и позволяет оценить работоспособность конструкции в целом. Виртуальный макет формируется по данным главной модели. Программное обеспечение виртуального макетирования, основанное на современных технологиях виртуальной реальности, позволяет заменить физический прототип изделия его виртуальным аналогом и в процессе компьютерного анализа электронного образца решать те задачи, для выполнения которых раньше требовались натурные испытания. В отличие от физического макета, который может быть изготовлен только после завершения всех этапов проектирования и подготовки производства, виртуальный прототип создается сразу после выработки основных требований к изделию и формирования его концептуальной модели. Далее при детализации главной модели модифицируется и виртуальный прототип. Таким образом, процесс проектирования нового изделия сопровождается виртуальным макетированием, что позволяет проводить тестирование параллельно с разработкой и тем самым своевременно обнаруживать и исправлять возможные ошибки. Еще на этапе концептуального проектирования использование виртуального макета позволяет провести анализ альтернативных подходов и выбрать наиболее верное решение. При конструировании виртуальное макетирование помогает оценить внешние формы частей, их стыковку и согласованность друг с другом в рамках единого изделия. Применение виртуальных макетов повышает наглядность и упрощает процесс управления проектированием изделий в распределенной среде корпоративной сети. В рамках подготовки производства средства виртуального моделирования позволяют в реальном времени проконтролировать все технологические этапы изготовления узлов и сборок, оценить качество разработанной оснастки. Виртуальное макетирование расширяет возможности использования мастер-моделей изделий, распространяя их применение также на сферу маркетинга, продаж, сопровождения и обучения. Заказчик получает возможность использовать макет не только в маркетинговых, но и в инженерных целях в тех случаях, когда приобретаемый узел или изделие является частью его собственной продукции. |