Главная страница
Навигация по странице:

  • Экспертная оценка дизайнерского уровня изделий

  • 2 Эстетические показатели объектов дизайна

  • Пр. задание

  • Тема 7 Сохранение интеллектуальной собственности в дизайне

  • Международная защита интеллектуальной собственности Развитием и защитой интеллектуальной собственности

  • Способы защиты объектов интеллектуальной собственности объектов интеллектуальной собственности

  • Палате по патентным спорам.

  • Арбитражном суде.

  • Лекции огр проек деят заоч. Тема 1 Дизайн как проектная деятельность


    Скачать 3.86 Mb.
    НазваниеТема 1 Дизайн как проектная деятельность
    АнкорЛекции огр проек деят заоч.doc
    Дата15.02.2018
    Размер3.86 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции огр проек деят заоч.doc
    ТипДокументы
    #15558
    страница10 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Тема 6 Экспертная оценка результатов проектной деятельности


    1. Экспертная оценка дизайнерского уровня изделий

    Выявление дизайнерского уровня изделий начинается с типологического деления объектов разработки на две основные группы.

    Первая группа — поисковые дизайнерские разработки, проекты, макеты, промышленные образцы, изделия, выделяющиеся среди остальных оригинальностью, новизной и художественно -образным решением. Своим видом они демонстрируют новый взгляд дизайнеров на изделия, функцию, эстетику формы.

    Новизна дизайнерского решения в этом случае характерна прежде всего для принципиально новых изделий, выполненных по прогрессивной технологии или из новых материалов. Техническое совершенство и потребительская ценность таких изделий, естественно, должны соответствовать мировым требованиям.

    Вторая группа — изделия массового промышленного производства, имеющие высокую потребительскую ценность (техническое совершенство, полезность, удобство и безопасность пользования, экономичность и т.п.) и эстетически совершенную форму (художественная выразительность, рациональность и целостность композиции). Эти изделия конкурентоспособны на мировом рынке и пользуются устойчивым спросом у потребителя.

    Определив таким образом объекты разработки, можно представить общие требования к дизайну каждой группы изделий.

    Допустим, речь идет о дизайнерских разработках или реальных изделиях, в которых превалирует формально-образное решение, характеризуемое оригинальной композицией и новизной компоновки, ориентированное на эмоционально-чувственное воздействие и опирающееся на использование знаково-символических и метафорических средств формообразования. В этом случае, естественно, на первый план выходят требования новизны, оригинальности, художественной образности. Они становятся определяющими критериями оценки дизайнерского уровня разработок и реально воплощаются или в систему эстетических вкусов, взглядов, норм, художественно-ценностных установок и ориентиров, или в экспериментальные работы, выставочные, конкурсные или рекламные экспонаты, перспективные предложения. Подразумеваемый при этом как обязательный высокий технический и потребительский уровень разработок отходит на второй план.

    Дизайн серийной и массовой продукции, форма которой стремится максимально следовать функционально-конструктивному решению изделия, а ее образные характеристики ориентированы на раскрытие и выявление полезности, удобства, целесообразности вещи, оценивается совокупностью требований ко всем группам свойств, определяющих потребительскую ценность изделия. Эти требования обычно материализуются в виде системы (ряда) культурных образцов, выделяемых из совокупности изделий-аналогов, упорядоченных по дизайнерскому уровню и разделенных на группы.

    В настоящее время действуют два основных подхода к определению дизайнерского уровня изделий. Первый выявляет новизну и художественно-образную выразительность дизайнерских разработок в сравнении с лучшими мировыми достижениями, второй оценивает дизайн изделий массового производства.

    Сама процедура оценки новизны и художественной выразительности дизайнерских разработок включает три этапа: подготовительный, основной, заключительный

    На первом этапе члены экспертной комиссии знакомятся с дизайнерскими разработками и документацией к ним (назначение изделия, технические характеристики, потребительские свойства и т.д.). При необходимости они консультируются со специалистами по интересующим их вопросам. Члены комиссии получают также необходимую информацию об этапах и процедурах проведения оценки, обсуждают и уточняют порядок работы комиссии.

    На основном этапе каждый член комиссии анализирует представленные разработки, оценивает их достоинства и недостатки. Цель анализа — выявление мнений и позиций экспертов по каждой представленной разработке. В зависимости от вида изделий и реализуемого в проекте авторского замысла в качестве основной темы (проблемы) дизайнерского решения может выступать какой-либо ведущий критерий, например идея новизны функции или формы, оригинальность ассоциативного образа, своеобразие стилевой трактовки и др. В этих случаях представленные разработки целесообразно подразделять на группы в соответствии с ведущим критерием оценки.

    Безусловно, процесс оценки у каждого эксперта имеет индивидуальные черты, поэтому рекомендации по ее проведению носят обобщающий характер. На практике эксперты применяют несколько приемов такой оценки.

    Один прием — эксперт с первого взгляда на представленную разработку эмоционально и интуитивно-убежденно определяет ее дизайнерский уровень (высокий, средний, низкий). Основание — предшествующий опыт, профессиональные навыки и развитый художественный вкус эксперта. Ему остается лишь уточнить некоторые детали и аргументированно сформулировать обоснованность выносимой оценки. Такой метод можно назвать методом «целостной интуитивной оценки».

    Другой прием — эксперт не может сразу установить действительный дизайнерский уровень представленной разработки. В этом случае он может использовать два способа оценки, хорошо зарекомендовавшие себя на практике. Первый способ — способ «проектной продукции» — заключается в том, что эксперт ставит перед собой вопрос, как бы он сам вел разработку такого проекта, исходя из заданных требований и условий, и к какому бы результату в итоге пришел.

    Второй способ можно назвать способом «метаморфозы» или «сценарного перевоплощения». Цель эксперта — более глубокое и последовательное проникновение в авторский замысел проектной разработки. Эксперт сознательно встает на позицию автора проекта и, как бы следуя за ним по этапам разработки, стремится раскрыть основную идею автора, а затем анализирует, какими средствами и методами эта идея-замысел воплощается в проекте.

    Пройдя весь «авторский путь», можно или согласиться с автором, или критически оценить его проект, или, посчитав этот путь ошибочным, воссоздать в своем воображении иной подход к решению дизайнерской задачи, более приемлемый и эффективный с точки зрения эксперта.

    Возможны и другие приемы выработки экспертом принципиальных критериев и методов оценки. Например, метод сравнительной оценки, если имеются разработки-аналоги, или метод комбинированной оценки, совмещающий элементы указанных приемов. Однако от эксперта не требуется раскрытия используемых приемов и средств. Необходимо лишь, чтобы он занял обоснованную позицию и мог ее защитить. И поэтому очень важно на данном этапе коллективное обсуждение достоинств и недостатков представленных работ.

    Цель такого обсуждения — выявить различия (сходства) подходов и позиций экспертов к представленным разработкам. Оно позволяет экспертам выслушать все аргументы «за» и «против» и сопоставить свое мнение с мнениями коллег, чтобы окончательно убедиться в своей правоте или внести необходимее коррективы.

    Завершается основной этап экспертизы голосованием (открытым или тайным) членов комиссии по представленной разработке.

    На заключительном этапе эксперты обсуждают результаты голосования, принимают согласованные решения о дизайнерском уровне разработки в сравнении с лучшими мировыми достижениями.

    Процедура определения соответствия дизайнерского уровня изделий массового производства лучшим мировым достижениям также может быть подразделена на три этапа.

    На подготовительном этапе эксперты знакомятся с объектами анализа и материалами к ним. Если объекты требуют более пристального изучения, из состава комиссии выделяют ведущих экспертов, которым поручают детально рассмотреть представленные разработки и доложить выводы на заседании экспертной комиссии. Сбор информации о лучших образцах оцениваемой продукции осуществляют также эксперты.

    Важнейшая операция предварительного этапа — определение требований дизайна к объекту:

    к потребительским свойствам — социальным, функциональным, эргономическим, эстетическим, безопасности и надежности потребления, экологическим;

    к структуре и форме изделия (комплекса) — типологической новизны, оригинальности компоновки, типизации и унификации, фактурно-цветового эталонирования материалов.

    Требования типологической новизны, предъявляемые к структуре и форме сложных объектов, служат основанием типологических характеристик для деления их на группы, виды и типы по признакам их связи с человеком.

    Требования оригинальности компоновки — это соблюдение принципов функционального блочного членения объекта, которые обеспечивают поиск композиционных решений; последние же позволяют реализовать замысел дизайнера с максимально полным учетом потребительских ориентаций.

    На разработку базовых моделей и типологических рядов направлены требования типизации и унификации, реализуемые проектными методами. Типизация и унификация элементов позволяют найти оригинальные компоновочные решения, дающие высокий экономический эффект. И наконец, требования фактурно-цветового эталонирования материалов учитываются при создании системы материалов и покрытий с типовыми фактурно-цветовыми характеристиками и функциональными свойствами, позволяющими получать разнообразные оригинальные фактурно-цветовые сочетания.

    На основном этапе процедуры эксперты формулируют критерии оценки, а затем определяют соответствие дизайнерского уровня изделия заданным критериям.

    Что же служит реальным критерием дизайнерской ценности изделий массового производства? Это базовые образцы данного вида продукции, в которых воплотились мировые достижения в инженерном и дизайнерском проектировании аналогичных изделий, пользующихся устойчивым спросом и являющихся конкурентоспособными на внешнем рынке.

    Важнейшая операция основного этапа — оценка дизайнерского уровня изделия в сравнении с лучшими мировыми достижениями, зафиксированными в базовых образцах. Оценочные суждения экспертов основываются на анализе структуры и формы изделий, их потребительских свойств, эстетической ценности. В зависимости от задач оценки устанавливается метод ее проведения: дифференциальный или комплексный. Комплексная оценка может применяться в двух вариантах: целостная и с использованием средневзвешенного показателя. Каждый член комиссии выносит оценку по каждому показателю и передает бланк с результатами и указанием весомости показателей в рабочую группу.

    На заключительном этапе оценки обрабатывают и получают обобщенное суждение экспертной комиссии. Рабочая группа обрабатывает результаты индивидуальных оценок, при необходимости определяет обобщенный показатель и докладывает итоги на заседании комиссии. Результаты оценки считаются предварительными, так как после проведенного обсуждения представленных на рассмотрение материалов эксперты имеют право внести поправки в свои оценки. Лишь после этого принимается и утверждается решение о степени соответствия дизайнерского уровня изделия лучшим мировым образцам.
    2 Эстетические показатели объектов дизайна

    1. Художественная выразительность:

    2. образная выразительность;

    3. оригинальность;

    4. стилевая определенность;

    5. соблюдение требований моды;

    6. соответствие окружающей среде.

    7. Рациональная организация формы:

    • функциональная обусловленность.

    1. Композиционная целостность:

    • соответствие эстетически значимой формы конструктивному и технологическому решению;

    • соответствие эстетически значимой формы эргономическим требованиям;

    • гармоничность объемно-пространственной структуры;

    • тектоничность;

    • пластичность;

    • упорядочность графических изобразительных элементов;

    • цветофактурное решение – цвет, фактура, орнамент.


    Пр. задание: Заполнить таблицу: (объекты дизайна – на выбор студентов).

    «+» - показатели, важные для объектов данного вида;

    «++» - особо важные показатели.

    Эстетические показатели качества

    Объекты дизайна

    Комплексные

    Единичные

























    Анализ и оценка потребительских свойств товаров народного потребления –М.: ВНИИТЭ, 1985
    Тема 7 Сохранение интеллектуальной собственности в дизайне


    1. Определение понятия интеллектуальная собственность

    2. Законодательство и Интеллектуальная собственность

    3. Условия патентноспособности

    4. Процедура патентного поиска

    5. Реестры патентов

    6. Патентный центр «Бренд Урала»


    Интеллектуальная собственность- собственность на результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальный продукт, входящий в совокупность объектов авторского и изобретательского права.

    Законодательство, которое определяет права на интеллектуальную собственность, устанавливает монополию авторов на определенные формы использования результатов своей интеллектуальной, творческой деятельности, которые, таким образом, могут использоваться другими лицами лишь с разрешения первых. Согласно учредительным документам ВОИС, «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к:

    • литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам,

    • изобретениям во всех областях человеческой деятельности,

    • научным открытиям,

    • промышленным образцам,

    • товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям,

    • защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.


    Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, заключенная в Стокгольме 14 июля 1967 г.; статья 2.

    Позднее в сферу деятельности ВОИС были включены исключительные права, относящиеся к географическим указаниям, новым сортам растений и животных, интегральным микросхемам, радиосигналам, базам данных, доменным именам. К интеллектуальной собственности часто причисляют законы о недобросовестной конкуренции и о коммерческой тайне, хотя они и не представляют по своей конструкции исключительных прав. Cловосочетание «интеллектуальная собственность» в юриспруденции, является единым термином, входящие в него слова не подлежат толкованию по отдельности. В частности, «интеллектуальная собственность» является самостоятельным правовым режимом (точнее даже — группой режимов), а не представляет собой, вопреки распространенному заблуждению, частный случай права собственности.

    Международная защита интеллектуальной собственности

    Развитием и защитой интеллектуальной собственности во всем мире занимается Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), основанная при ООН в 1967 году. ВОИС оказывает содействие подписанию новых международных соглашений и модернизации национальных законодательств, способствует административному сотрудничеству между странами, предоставляет техническую помощь развивающимся странам и удерживает службы, которые облегчают международную защиту изобретений, знаков и промышленных образцов. При ВОИС действует центр по арбитражу и посредничеству. С 1999 года ВОИС предоставляет услуги по урегулированию споров, которые возникают при регистрации и использовании наиболее распространенных типичных названий доменов в Интернете (.com, .net, .org). ВОИС осуществляет управление 21 соглашением, которые охватывают основные аспекты интеллектуальной собственности.

    Ключевыми соглашениями являются Парижская конвенция об охране промышленной собственности (1883), Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (1886), Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации (1958), Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов (1934), Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности ТРИПС.

    Способы защиты объектов интеллектуальной собственности

    объектов интеллектуальной собственности

    Защата объектов интеллектуальной собственности В Палате по патентным спорам. Здесь рассматриваются вопросы, связанные со столкновением интересов в области товарных знаков и патентования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. Охрана интересов патентообладателя или владельца товарного знака или иного объекта интеллектуальной собственности. Защита объектов интеллектуальной собственности в Арбитражном суде. Осуществляют подготовку, подачу иска и представление интересов в суде (оспаривание решений ППС).

    Коммерческое использование интеллектуальной собственности

    Интеллектуальная собственность имеет немало общих черт с реальной и личной собственностью. Например, интеллектуальная собственность является активом, и в этом качестве ее можно покупать, продавать, лицензировать, обменивать или отдавать безвозмездно, как любую другую форму собственности. Кроме того, владелец интеллектуальной собственности имеет право запретить неправомочное использование или продажу данной собственности. При этом различие между интеллектуальной собственностью и другими формами собственности заключается в том, что интеллектуальная собственность является неосязаемой, то есть не может быть определена или идентифицирована по своим физическим параметрам. Для того чтобы стать охраноспособной, она должна быть выражена неким различимым способом.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта