Главная страница
Навигация по странице:

  • Предпроектное исследование

  • Дизайн-концепция как развернутое дизайнерское исследование

  • Поэтому составление дизайн - концепции есть самая ответственная и креативная фаза проектного процесса в средовом дизайне

  • Предпроектный анализ состоит из следующих 4-х этапов: Обследование, знакомство с ситуацией

  • Проблематизация задания

  • Лекции огр проек деят заоч. Тема 1 Дизайн как проектная деятельность


    Скачать 3.86 Mb.
    НазваниеТема 1 Дизайн как проектная деятельность
    АнкорЛекции огр проек деят заоч.doc
    Дата15.02.2018
    Размер3.86 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции огр проек деят заоч.doc
    ТипДокументы
    #15558
    страница3 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Тема 3 Предпроектное исследование
    Проектирование начинается с формирования информационной базы и решения аналитических задач. Здесь реализуется исследовательская функция проектирования - составить исчерпывающее знание об объекте проектирования и представить это знание в пригодном для проектного использования виде. В проектной практике эта работа иной раз сводится к громоздким томам описаний, из которых лишь малая часть используется при проектировании. Исследование и анализ в дизайне - предпроектное изучение задач и обстоятельств проектирования, осмысление промежуточных и конечных результатов работы. Данная стадия проектирования носит название «предпроектный анализ», «предпроектное исследование».

    Предпроектное исследование осуществляется с целью параметризации проекта. Это этап сбора необходимых данных и их анализа. Предпроектные исследования позволяют выбрать оптимальный вариант реализации проекта, что позволяет рассчитать необходимые ресурсы, сроки проектирования и повысить эффективность производства. Отдельным этапом работы является изучение функциональности продукта с целью выявления достоинств и недостатков эксплуатации изделия. В ходе предпроектных исследований необходимо продумать несколько основных моментов: для какого сегмента рынка будет выполняться производство, насколько удобно будет использовать данный продукт, что ему необходимо, а что нужно оставить без изменений. Учитываются факты, которые дают понимание того, чем лучше продукт конкурента, и те ошибки, которых нужно избежать в воплощении новой версии продукта. На основе полученных данных формируется техническое задание, строится дизайн-концепция (фор-проект).

    • Анализируется полное и формализованное описание существующей проблемы заказчика.

    • Проводится анализ состоятельности бизнес-идеи в контексте реальной ситуации на рынке и возможностей организации — заявителя проекта. Четкая постановка целей и задач проекта.

    • Проводится экспресс-диагностика ресурсов и потенциала проектной организации, определение стратегических перспектив по совокупности внешних и внутренних факторов компании.

    • Определяется социально-культурная потребность целевой аудитории, т.е. предпочтения потребителей.

    • Проводится фотофиксация и зарисовки, необходимые обмеры исходной ситуации или прототипа, хронометраж операций пользователя, строятся специальные соматографические схемы, проводит опрос потребителей и многое другое.

    • Ведется патентный поиск, работа с архивами, библиотеками и информационными центрами по изучению аналогов и ознакомлению с передовым отечественным и зарубежным опытом в этой области.

    Итак, предпроектные исследования перед подготовкой масштабного дизайн-проекта должны включать в себя:

    • анализ конструктивного решения;

    • экспертизу аналогов;

    • анализ технологических возможностей и условий потребления;

    • исследование тенденций развития в этом классе продукции;

    • внесение предложений по изменению и расширению ассортимента.

    Методы исследования

    В проектной деятельности целесообразно использовать следующие методы исследования: эксперимент, анкетирование, интервью, наблюдение, дизайн-анализ, а также методы научного познания – метод вживания, эвристических вопросов и др.

    Дизайн-концепция как развернутое дизайнерское исследование
    Выработка творческой концепции в средовом проектировании выливается в особую очень емкую фазу предпроектного анализа, далеко выходящую по содержанию за рамки аналогичных работ в ортодоксальной архитектурной методологии.

    Качество концепции можно оценить только по одному критерию – ее полезности для проекта. Если в Техническом Задании требования к дизайну строго описаны, и с Заказчиком достигнуто полное взаимопонимание и доверие, то формализованная концепция будет лишней. Бессмысленно делать концепцию и в недорогих проектах.

    Концепция дизайна – документ, который содержит описание того, как Ваш дизайн будет выглядеть и работать, какие там будут элементы, как они примерно будут располагаться, где будет графика, а где текст, что будет подаваться ярко, а что фоном, как будут расставлены смысловые маркеры и при помощи каких инструментов дизайн будет подталкивать пользователя к требуемым действиям (заказу, звонку, запоминанию и т п.)

    В понятие «дизайн - концепции» входит визуальное и смысловое единство предлагаемых услуг, всех составляющих элементов внутреннего оформления.

    Дизайн - концепция включает в себя стилистическое и цветовое решение интерьера, выбор мебели, светильников и отделочных материалов на этапе эскизного предложения. Дизайн-концепция неразрывно связана как с общим планировочным решением, так и с решением каждой отдельной зоны жилого помещения в частности.

    Можно сказать что дизайн-концепция - это эмоционально-пространственная идея, которая объединяет вокруг себя все решения в проекте, выраженная средствами архитектуры.
    В дизайне среды предпроектные исследования рассчитаны не на появление одного, но «самого верного» решения, а сравнивают действенность разных предметных и пространственных средств для выполнения сверхзадачи проектирования - формирования атмосферы среды.

    И это концептуально: эра «простых» одноплановых подходов к архитектурно-пространственной организации средовых объектов и систем заканчивается. Мы не можем себе позволить ориентироваться только на умелое использова­ние «естественных» источников их благоустройства (прямой или рассеянный солнечный свет, «натуральная» аэрация, непосредственный сток ливневых вод или самоуничтожение отходов и т.д.). На смену этой традиции идет эпоха «политех­нического» многофакторного формирования параметров среды, где природные данности (которых сегодня просто не хватает на всех) постепенно замещаются или дополняются ресурсами искусственного происхождения. В т.ч. такими, которые не подчиняются доводам здравого смысла или интуитивным регламентациям (как это происходит с большинством нынешних эстетических норм и установлений).

    Более того, в некоторых случаях «искусственные средства» преобладают, особенно при дефиците ресурсов или в экстремальных ситуациях (городская теснота, пустыня, кос­мос), где они проходят всестороннюю проверку на эффектив­ность и надежность. Но глобальная тенденция однозначна - искусственные источники создания реальности, как бы они ни казались дороги, становятся обыденностью, всеоб­щим достоянием. Даже там, где полвека назад они считались непозволительной роскошью: в массовой застройке.

    Главный инструмент проектировщика в этом деле - разработка дизайн-концепции будущего решения - идеи совместной работы (существования и развития) в пределах единой организационно-художественной системы (средового комлекса) трех внешне самостоятельных «самоцельных» функционально-пространственных структур:

    • средового процесса (который можно представить как физически необходимую функционально-эргономическую схему);


    • *

      4


      131
      компонентов оборудования

    этого процесса (материализующих в пространстве порядок осуществления процессуальных действий);

    • места для размещения процесса и его оборудования (объемно- пространственного «тела» среды}.

    Все три структуры тесно взаимосвязаны: переставьте оборудование или измените форму пространства - изменится процесс, усовершенствуйте его технологию - потребуются другое оборудование и другое пространство. А в результате их интеграции появляется «допроектное» предложение, которое обеспечивает комплексное и «бесконфликтное» взаимодействие слагаемых среды.

    Дизайн-концепция в средовом проектировании резко отличается от художественного замысла в архитектурном творчестве: в последнем превалируют собственно пространственные идеи.

    Понимание термина «дизайн - концепция» предполагает решение задач средоформирования через синтез предложений и технических, и организационных» и пространственных одновременно. Только тогда обеспечиваются условия для идеального удовлетворения требований к среде ее отдельных «заказчиков» при обязательном выполнении тех запросов, которые предъявляет к ней заказчик «генеральный» - эстетические взгляды общества.

    Окончательное оформление предметно-пространственных характеристик, олицетворяющих эти условия, выходит за рамки составления дизайн -концепции и является содержанием следующей фазы проектных действий - собственно проектирования архитектурно-дизайнерских форм. Но эффективность этих действий подготавливается предварительными аналитическими исследованиями. Поэтому составление дизайн - концепции есть самая ответственная и креативная фаза проектного процесса в средовом дизайне

    УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЙ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЖИЛИЩА зависят от ряда факторов, отражающих как сложность строения жилой среды, так и обилие задач, которые ей приходится выполнять в жизни человека.

    1. Прежде всего разные уровни организации среды выдвигают свои темы для поиска таких концепций:

    • дизайн-концепция отдельных помещений и их блоков нацелена на оптимизацию разместившихся здесь «частных» функциональных процессов; поэтому тут особенно сильна роль специфического (для данной деятельности) оборудования и предметного насыщения;

    • дизайнерские идеи ячейки в целом больше опираются на «организационные» принципы пространственного формирования композиции квартиры;

    • общественная зона здания снова обращается к «техническим» формам решения свойственных ей эксплуатационных задач;

    • для структуры жилого корпуса важнее веет идеи пространственного взаимодействия слагаемых его «тела» - внутридомовых коммуникаций и наборов жилых ячеек; кроме того, на этом уровне вступают в силу приемы обеспечения интерьеров здания природными богатствами (солнцем и воздухом), принадлежащими внешней среде района;

    • в планировочных образованиях доминирует роль организационно-пространственных предложений, но возникновение их параметров активно инициируется «техногенными» идеями обустройства процессуальных сторон жизни открытых пространств: ориентация пользователя в среде, размещение ландшафтных компонентов, устройство функциональных зон и т. д., из-за чего общая дизайн-концепция «внешней» среда жилища есть своего рода интеграция ряда «частных» концепций формирования ее отдельных архитектурно-дизайнерских подсистем.


    Пример: Дизайн-концепция ресторана:

    -Требования к разработке торговой марки ресторана;

    -Принципы организации внешнего оформления;

    -Дизайн, стиль интерьера;

    -Мебель;
    -Требования к персоналу;

    -Униформа персонала;

    -Меню;
    -Логистика;
    -Работа с поставщиками;

    -Принципы ценообразования

    -Организация рекламно-маркетинговых мероприятий

    Создание концепции позволяет рассматривать ресторан с точки зрения единой маркетинговой системы, осуществляющей продажи, где все системы ресторана выполнены в соответствии с единой стратегией, определяемой концепцией.


    Причем каждому уровню отвечают свои средства формообразования: первая позиция концентрируется на работе с оборудованием процесса, вторая занята организацией пространственных характеристик, третья сосредоточена на решении проблем движения в пространстве, четвертая озабочена построением объемной структуры, пятая соединяет в пространстве технологии реализации отдельных функций городской среды.

    А все вместе они составляют комплекс дополняющих друг друга пространственных, процессуальных и дизайнерских решений, обнимающих по сути всю палитру возможных приложений архитектуры и дизайна к проблемам формирования жилища.
    Таблица 1 Приоритеты средств разработки дизайн-концепции жилой среды

    Виды проектных средств

    Уровни структуры

    Помещение

    Ячейка

    Общественное ядро

    Корпус

    Квартал

    Дизайнерское оборудование

    *

    *

    +

    +

    +

    Организационные приемы




    *

    +

    *

    *

    Пространственные решения




    +

    +

    *

    *

    Экологические принципы










    +

    *


    * и + показывают зоны преимущественного и обязательного использования данного средства.
    2. Другой комплекс условий формирования дизайн - концепции связан с учетом источников ее возникновения. Их - три: прототипы (прямые образцы для подражания), аналоги (явления или объекты, подобные задуманным, но взятые из других сфер человеческой деятельности), новации и открытия, не использовавшиеся ранее в проектировании.

    Первый источник - прототипы - самый распространенный и для массового проектирования весьма плодотворный. Во-первых, потому что позволяет решать «типовые» задачи самым эффективным способом — применяя многократно проверенные практикой решения. Во-вторых - поскольку в реальной работе отношение к проекту всегда связано с творческой модернизацией принятого за основу, его приспособлением к специфике данного заказа. Поэтому «хорошее» внедрение прототипа обязательно ведет к накоплению разного рода новых предложений, совершенствующих и развивающих первоначально привлеченную идею.

    Но для художника невзыскательного наиболее опасный: следуя протоптанными ранее путями, очень легко скатиться к шаблону, тривиальному результату.

    В сфере жилищного строительства прототипов (уже готовых сооружений, изделий, схем или форм) накопилось великое множество. И структурно-пространственных (типологических), например, дом меридиональный, коридорный, галерейный и т.д.; и связанных С устойчивыми приемами организации функции («нормали» лестничного узла без лифта, с лифтами для домов до 9 этажей, до 12 и выше), и эргономических (стандартный блок оборудования кухни}, и конструктивных - каркасная, панельная система. И, конечно, художественных - демонстрирующих особенности тех или иных эстетических примеров - от ордерных построений до излюбленных приемов известного мастера.

    Обычно примеры, выбранные в качестве прототипов, являются своего рода эталоном, классикой целесообразности решения какой-либо частной задачи неким определенным набором средств и годятся чаще всего только в тех узких пределах, ради которых появились. Но, как правило, их практическая ценность столь велика, а сами он» так привлекательны, что проектировщики, почти не рассуждая, многократно расширяют области их применения, из-за чего эталоны превращаются в скучноватые, а то и надоедливые «повторения пройденного. Сохраняющие лишь часть своих достоинств - прежде всего конструктивно утилитарных или низменно бытовых.

    Другими словами, если дизайн - концепция строится на применении какого-то прототипа, главная задача проектировщика - не нарушая нужных ему качеств, предложить такую деформацию остальных, чтобы идея приобрела вид нового, индивидуального решения.

    Второй источник - использование аналогов и ассоциаций, Это явление более сложное: автор «прикладывает» к поставленной ему цели идеи и причины, взятые из других областей человеческой деятельности, из мира природы, науки и т.д.

    Метод «синектика»

    Наиболее важным и нужным для средового формотворчества является третий путь - поиск еще неизвестных предложений, адекватных действию или существованию физических и художественных законов или явлений, управляющих состоянием среды.

    Средовые объекты и их компоненты, возникшие а результате такого поиска - наверное, самое интересное и перспективное из того, что создано в наши годы. Световоды в облике инженерных сооружений, искусственные «почвы», питание и полив растений, «одевающих» фасады зданий, эскалаторы и консольные панорамные) лифты для вертикальных коммуникаций и траволаторы для горизонтальных, трансформирующиеся конструкции, кондиционеры, строительные и отделочные материалы, меняющие свои свойства в зависимости от условий, в которых они находятся, отражатели. солнечные батареи, электронные информационные системы - каждая из этих, по сути, технических инноваций может и должна найти свое место при формировании разных качеств среды., В первую очередь - ее пространственных характеристик, которые служат генератором ее собственной эстетики и обрамлением художественного смысла привязанных к среде процессов. Чаще всего - за счет совершенствования условий для осуществления этих процессов.

    Разумеется, дизайн-концепция, выстроенная таким образом, далеко не всегда связана с высшими технологиями или другими достижениями сегодняшней научной и технической мысли: многие секреты «дизайнерской» организации архитектурной формы давно и успешно реализованы в произведениях народного зодчества
    Предпроектный анализ состоит из следующих 4-х этапов:

    1. Обследование, знакомство с ситуацией:

      1. контекст размещения объекта

        • что мы имеем в качестве объемов (какие именно площади — квадратные метры, количество окон, несущие «привязки», характерные (и не очень) технические особенности  и прочее)

        • идеология  — в чем заключается именно основная идея (вспомните, почему вы покупали именно эту квартиру или дом (если это новая квартира) и для чего вы затеваете новый переворот в своей жизни и жизни своих близких — если вы затеяли дизайнерский ремонт в уже давно существующем жилье).

      2. перечень его будущих свойств

        • мы составляем техническое задание на проектирование дизайна интерьера. Учитываем все, что можем вспомнить сами, что подсказывают домочадцы (в качестве своих необходимостей, потребностей, прихотей и проч.), что когда-то у кого-то подсмотрели и понравилось, решили, что вам это также крайне необходимо.

      3. изучение аналогов

        • для нас сейчас — это все! Это те самые идеи, которые должны придти нам в голову ну просто срочно! Перекапываем (практически лопатой) Интернет, пачками листаем журналы, просматриваем передачи по теме… Впрочем, я думаю, что какое-то время вы уже этим занимаетесь… Кстати, очень неплохо приходят идеи в путешествиях по новым странам (видимо, именно от смены привычной культуры). А на стыке культур (если задаться целью совместить одно с другим) — так вообще рождаются шедевры!!! А вообще, — красота — она повсюду, просто обратите внимание на то, на что раньше его не обращали.

    2. Проблематизация задания:подходим к решению задачи (восприятию ситуации) проектирования дизайна интерьера, как к решению проблемы столкновения противоречий:После того, как творческие мысли уже «зароились» в голове, вы сталкиваетесь с ужасающим фактом того, что все уже мысленно было хорошо, а тут, как назло,  — начинается!… Оказывается, королевство маловато, и разгуляться вообще негде… Вопиющая несправедливость! Что с этим делать? И вообще, интересно, — другие люди с этим живут?… Поднимаете информацию и понимаете — живут. И что самое удивительное — большинство. И даже  — хорошо! Хорошо. Значит, — реально… Значит, тоже надо думать…
      Рассмотрев ситуацию именно с такого ракурса, вы сможете уловить массу нюансов и подробностей, важных для вас. Диалектика разрешений этих противоречий служит содержанием следующего этапа.

    3. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта