глоссарий по философии. Термины для составления глоссария. Тема 3 Западная философия периода Средневековья, Возрождения и Нового времени
Скачать 1.41 Mb.
|
Термины для составления глоссария по философии (семестровый курс) Тема 3: Западная философия периода Средневековья, Возрождения и Нового времени Монотеизм - единобожие; религия, признающая единого Бога Теоцентризм - философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, и подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни. Телеология- философская концепция, согласно которой развитие является осуществлением заранее предопределенных (богом или природой) целей. Теизм- религиозно-философское учение, считающее Бога абсолютной личностью, стоящей над миром, сотворившей мир и по своей воле управляющей им. Апологетика- 1. раздел богословия, в котором сформулированы доказательства истинности главных религиозных представлений. Цель апологетики – защита, обоснование вероучения с помощью рациональных доводов. В состав апологетики обычно входят: доказательства бытия Бога, бессмертия души, разбор возражений, направленных против религии и её отдельных догматов, а также критический анализ других вероисповеданий. 2. этап развития средневековой философии. Патристика- 1. Религиозная философия, опирающаяся на произведения «отцов церкви», в которых изложены основы христианского богословия и философии. 2. Этап развития средневековой философии. Догмат- в богословии - основное положение вероучения, обязательное для всех верующих.Патристика Ересь- сознательное отклонение от считающегося кем-либо верным религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению. Провидение-философское и богословское понятие, обозначающее божественное целеполагание миру и человеку. Креационизм- религиозное учение о творении мира Богом из ничего Теодицея- религиозно-философская проблема, решающая вопрос об ответственности Бога за существование зла в мире. Цель – доказать, что существование в мире зла не отменяет представлений о Боге как абсолютном добре. Эсхатология- религиозное учение о конечных судьбах мира и человека Исихазм- образ христианского подвижничества, имеющего целью победу над своими страстями и достижение – путём «умного делания» – покоя в душе, позволяющего беспрепятственно с любовью устремляться к Богу Универсалии- обозначение общих идей в средневековой философии Номинализм- направление в средневековой философии, согласно которому общие понятия являются лишь именами единичных предметов. Признается первичность вещей и вторичность понятий. Реализм- направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей. Концептуализм- философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей. доказательства бытия Бога-- обоснования истинности тезиса о существовании бытия Бога, практикуемые катафатической теологией. К классическим (базовым для апологетической теологии) относятся: онтологическое (Бог как воплощение всех возможных совершенств немыслим в качестве легитимного бытия), телеологическое (целесообразность мира с необходимостью предполагает наличие целеполагающего субъекта) и космологическое (наличие мира требует наличия своей причины). Калам- термин, который в средневековой мусульманской литературе имел три главных значения: слово Божье (в смысле «логоса» Филона Александрийского, христиан и неоплатоников); способ рассуждения, основанный на разуме (логика или диалектика); «спекулятивная теология» (илм ал-калам). восточный перипатетизм- термин, которым в средневековой мусульманской литературе обозначали арабскую античную философию и учения мыслителей, ориентировавшихся на античные модели философствования. Исмаилизм- одна из школ классической арабо-мусульманской философии, получившая развитие в среде шиитской секты исмаилитов Ишракизм- одно из направлений арабо-мусульманской философии в суфизме. Суфизм- учение арабской философии о трансцендентном единении с Богом, мистическое направление мусульманского богословия, развивающееся в духе аскезы и иррационального самопознания как познания Бога. Аверроизм- направление в западноевропейской средневековой философии, развивавшее аристотелизм в его интерпретации арабо-испанским перипатетиком 12 в. Ибн Рушдом. Сторонники аверроизма отстаивали философию как наивысшую мудрость, не заботясь о ее согласовании с христианским вероучением. С этой целью они выдвинули концепцию «двойственной истины», обосновывавшую независимость истин разума от истин. Гуманизм- мировоззрение, обосновывающее ценность человеческого существования, достоинство, права и свободы каждого человеческого индивида Свободомыслие- это широкое духовное течение, главной чертой которого является признание права разума на критическое рассмотрение религии и свободное исследование окружающего мира. Пантеизм- философское учение, отождествляющее Бога и природу. Ренессанс- Ренессанс или эпоха Возрождения – историческая эпоха в развитии культуры и философии в Западной и Центральной Европе XV-XVI в.в. Характеризуется сменой мировоззренческих ориентаций с теоцентризма на натуро- и антропоцентризм, уменьшением влияния церкви, относительным возвратом к античной культуре, и на этом фоне – развитием искусства, науки, обращением к обыденному опыту человека, пересмотром космологических теорий и т.д., Натурфилософия- философское изучение природы и физической вселенной, господствовавшее до развития современной науки. Утопия- 1.От названия сочинения английского гуманиста Т.Мора «Утопия» – модель идеального общественного строя. 2. В переносном значении – неосуществимый проект. Гелиоцентризм- научное представление о солнечной системе, выдвинутое великим польским астрономом Н. Коперником (1473-1543) и отвергнувшее антинаучные геоцентрические взгляды. Гелиоцентризм нанес сокрушительный удар по религиозно-идеалистическим представлениям, исходившим из признания геоцентризма как единственно истинного учения, полностью согласовывавшегося с религиозной картиной мира. Свобода воли- понятие европейской моральной философии, окончательно оформившееся у И.Канта в значении интеллигибельной (постижение, доступное исключительно уму или интеллектуальной интуиции) способности индивида к моральному самоопределению. Механистический материализм- одна из ступеней и форм развития материалистической философии. Механистический материализм пытается все явления природы объяснить при помощи законов механики и свести все качественно разнообразные процессы и явления природы (химические, биологические, психические и др.) к механическим. Метод познания- это творческая лаборатория субъекта познания, ориентированная на способы самодвижения и саморазвития объекта познания. Метод определяется природой объекта и уровнем его освоения. Посему можно выделить общелогические приемы познания, методы чувственного и рационального уровней познания. Рационализм- философское направление, признающее разум, логическое мышление ведущей познавательной способностью человека и главным источником истинного знания. Эмпиризм- философская позиция, признающая опыт единственным источником познания. Недооценка абстрактного мышления и теории. Идолы (по Ф.Бэкону)- препятствия на пути познания. Речь идёт о мороке, иллюзии — о том, чего нет на самом деле. Политическая философия- является областью знаний, которая изучает политику как целое, её природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью и разрабатывает идеалы, а также общие критерии оценки политики. Монада- неделимое несоставное единство, мера и прообраз числа. Абсолют- -это термин, используемый для обозначения предельного или самого высшего существа, обычно понимаемого либо как охватывающее "сумму всего сущего, действительного и потенциального", либо иным образом выходящее за рамки понятия "бытие" в целом. Естественнонаучный материализм - это особый вид материализма, получивший распространение в естествознании XIX — XX вв. и оформившийся, прежде всего как мировоззренческое обобщение учёными опыта своих исследований, на основе данных конкретных наук, и проявляющийся с одной стороны, в уверенности в объективном характере природы и её закономерностей, а с другой — в признании их познаваемости средствами естествознания Антиномии- ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование и их истинность или ложность нельзя обосновать в рамках принятой парадигмы, то есть противоречие между признаваемыми одинаково верными положениями, или, другими словами, противоречие. Вещь-в-себе- философский термин, вещь как таковая, вне зависимости от нашего восприятия. Категорический императив- это абсолютный моральный закон, который не сопряжен ни с какой целью, и, в отличие от гипотетического, выступает как совет предосторожности и может существовать только в определенных условиях Априорное знание- знание, полученное до опыта и независимо от него Апостериорное знание- это связанные понятия научно-философского дискурса, обозначающие соответственно знание, предшествующее опыту и независимое от него, то есть присущее сознанию изначально («доопытное» знание), и знание, получаемое из опыта и обусловленное им («опытное» знание). Абсолютная идея- термин из дисциплинарной области философии — гносеологии, связан с такими философскими понятиями, как абсолютное и относительное Дух народа- преобладающие особенности душевной деятельности составляющих его людей. Антропологический материализм- материализм, усматривающий в понятии человека основную мировоззренческую категорию и утверждающий, что только на ее основе можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении. Человеческая природа- философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия. Принцип эгоизма- принцип жизненной ориентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия. «антропологический поворот в европейской философии»- означает, по сути дела, тенденцию обосновывать не только все знание, но и весь мир, исходя из понимания человека. Позитивизм – филосойское направление 19—20 вв., подчеркивающее надежность и ценность положительного научного знания по сравнению с философией и иными формами духовной деятельности, отдающее предпочтение эмпирическим методам познания и указывающее на недостоверность и шаткость всех теоретических построений. Махизм (эмпириокритицизм)- направление в философии и методологии науки конца XIX — начала XX века, основано Э. Махом и Р. Авенариусом Сверхчеловек - понятие и теория, более всего представленные в философии Ф. Ницше (XIX в.). В интерпретации Ницше – это человек будущего, еще не имеющий места в реальности, хотя прообразы такого человека уже есть. Это люди, которых природа наделила особой "жизненной силой", "жизненным порывом" – "волей к власти". «жизненный порыв»- это жизнь в акте непрерывного творческого созидания своих бесконечных эволюционных линий и непредвидимых форм. Так Бергсон образовывает философию эволюции, в центре которой понятие жизненного порыва, целостного органического процесса, охватывающего весь мир, человека, общество, культуру. Диалектический материализм- философское направление, базирующееся на материализме и материалистическом понимании диалектики Гегеля Исторический материализм- сущность этого направления заключается в материалистическом понимании диалектического развития истории человеческих обществ, которая является частным случаем всеобщего естественного исторического процесса Материалистическое понимание истории- Подход, который считает движущими силами исторического развития объективные материальные факторы Социализм- политическая, социальная и экономическая философия, направленная на реализацию социальной справедливости. Коммунизм- философская, социальная, политическая и экономическая идеология и движение, целью которых является установление коммунистического общества, а именно социально-экономического порядка, построенного на идеях общей или социальной собственности на всю собственность и отсутствия социальных классов, денег, и государство. Тема 4: Западная философия XX – начала XXI в.в.. Сциентизм- мировоззрение, в основе которого лежит научное знание Антисциентизм- философско - мировоззренческая позиция, противостоящая сциентизму, заключающаяся в критическом отношении к науке, её положению в культуре и её возможностям познания, различающаяся по степени критичности от умеренного отношения до враждебного. Логицизм- одно из основных направлений обоснования математики и философии математики, ставящее целью сведе́ние исходных математических понятий к понятиям логики. Утилитаризм- направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Прагматизм- философское учение, разработанное в конце XIX века американскими философами Ч. Пирсом, У. Джеймсом и Д. Дьюи. С их точки зрения, истинность той или иной идеи или теории состоит не в их соответствии реальному положению дел, а в их полезности для решения практических задач. Феноменология- направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт. Экзистенциализм- не столько единое философское направление с общей системой категорий, исходных принципов и методологических установок, сколько выражение (достаточно пестрое) «духа времени» в определенной тональности. Европа после Первой мировой войны. Персонализм-одно из направлений современной философии. Оно основывается на утверждении того, что личное начало, личность как духовная определенность человека, есть первичная реальность и высшая духовная ценность Неотомизм- религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова Фомы (Томы) Аквииского (1225-1274). Неотомисты признают существование объективной реальности, но ставят эту реальность в зависимость от воли Бога. Мир есть воплощение «Божественного разума», а теология - высшая ступень познания. Абсурд- нелепость, противоречие. В логике под абсурдом обычно понимается противоречивое выражение. Пограничная ситуация— смерть, страдание, страх, вина, борьба — ставит человека на границу между бытием и небытием. Пограничная ситуация позволяет личности соприкоснуться с трансценденцией, богом. фрейдизм - это направление в философии ХХ века, в котором философское обобщение и развитие получили идеи и открытия в области психиатрии, сделанные австрийским ученым З.Фрейдом (1856 - 1939). неофрейдизм,- направление в психологии, развившееся в 20 — 30 -е годы XX века из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны, например, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека. архетип- прообраз, первоначало, образец. Юнг либидо- одно из основных понятий раннего психоанализа (З.Фрейд, К.Юнг). Это бессознательные стремления, желания, склонности, влечения, в основном, сексуального характера; это энергия бессознательного, оказывающая определяющее влияние на поведение человека и формирование культуры. Сублимация- понятие в психоанализе З.Фрейда, обозначающее процесс вытеснения и преобразования неиспользованной психополовой энергии в другие виды деятельности: творчество, интеллектуальный труд, занятия спортом и т.д «Я – Оно – сверх-Я»- Фрейд развертывает структурную концепцию психики, выводящую всю психическую динамику из взаимодействия трех инстанций – Я, Оно, Сверх-Я. Постмодернизм- это интеллектуальное явление, призванное отразить общефилософскую установку, умонастроение, современного философа, характеризующуюся радикальным пересмотром базисных, во многом толкуемых традиционно, концепций и понятий, что приводит к абсолютной плюральности, делающей возможным религию без Бога, мистику без сверхреального и т.п. Деконструкция- понятие современной философии и искусства, означающее понимание посредством разрушения стереотипа или включения в новый контекст. Тема 5: Русская философия XI – XXI в.в. Нестяжатели- представители одного из направлений русской религиозно-общественной мысли конца XV - первой половины XVI веков, которые, подчёркивая социальные аспекты монашеского обета нестяжания, выступали с критикой монастырского землевладения, а также кабальных форм подневольного труда крестьян на монастырских землях. Иосифляне- представители религиозно-политического направления в Русской православной церкви конца 15–16 в., сторонники и последователи Иосифа Волоцкого. Иосифляне боролись против попыток нестяжателей ликвидировать или ограничить церковное землевладение, подкрепляя свою позицию ссылками на необходимость богатством и процветанием содействовать укреплению позиции церкви. Со временем иосифлянство превратилось в официальную идеологию Русской православной церкви. Славянофилы- представители политически консервативного, философско-идеалистического течения русской общественной мысли XIX века, стремившиеся обосновать и доказать необходимость особого пути России, ее миссионерскую роль в историческом развитии. Западники- течение русской общественной и философской мысли 1840-х гг., выражавшее настроения либеральной и радикально настроенной интеллигенции, стремившейся к дальнейшей европеизации и модернизации России антропологический материализм- это вид материализма, который базируется на понятиях о человеке, как основной мировоззренческой категории. «философия сердца»- это исторически сложившаяся система взглядов на мир, побудившая субъективное сознание принять Сердце за Идеал Единства всего сущего. Софиология- совокупность идей, концепций, учений о Софии Премудрости Божией, сложившихся в рамках эллинистической, ветхозаветной и новозаветной традиций. Соборность- понятие русской философии, означающее свободное духовное единение людей как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви. Экуменизм- это концепция и принцип, в соответствии с которыми христиане, принадлежащие к разным христианским конфессиям, работают вместе, чтобы развивать более тесные отношения между своими церквями и способствовать христианскому единству. Евразийство- первоначально идейно-мировоззренческое, затем также общественно-политическое движение, возникшее в среде русской эмиграции 1920—1930-х годов. Космизм-- религиозно-философское и естественнонаучное течение. Естественнонаучное течение русского космизма отказывается от идеи природы-автомата и вводит жизнь в самую основу космоса, для него характерно целостное восприятие мира. Религиозно-философское направление русского космизма обеспокоено судьбой человечества, вовлеченного в ритм бесконечного становления истории. Тектология- научная дисциплина, разработанная учёным-экономистом А. А. Богдановым в 20-х годах XX века Русский марксизм- условное наименование несколькиз разительно несходных между собой доктрин и учений, рожденных в России в конце 19—начале 20 в. со специальной целью устроения ее жизни, авторы которых частью искренне считали себя последователями Маркса, частью же просто пользовались его именем и некоторыми — более или менее произвольно выбранными — идеями для придания веса себе и своим мнениям. Научный атеизм- система взглядов, рассматривающая вопрос существования богов и других сверхъестественных существ, явлений и сил как научную гипотезу. Научный коммунизм- одна из трёх основных частей марксизма-ленинизма, наряду с марксистско-ленинской философией и политической экономией, дающая наиболее прямое, непосредственное, социально-политическое обоснование исторической миссии рабочего класса, условий и путей её осуществления; наука об общих социально-политических закономерностях, путях, формах и методах коммунистического преобразования общества. Науковедение- исследовательская отрасль, занимающаяся изучением науки, её структуры, динамики, взаимодействие и связь с различными социальными институтами. Ноосфера- сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами "антропосфера", "социосфера", "биотехносфера"). Понятие "Н." было введено в начале 20 в. Э.Леруа, который трактовал ее как "мыслящую" оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Пассионарность- это внутренняя жажда деятельности, направленная на осуществление какой-то цели, которую, как правило, человеку сложно контролировать и объяснить самому себе. Она связана со способностью получать из внешней среды больше энергии, чем требуется для личного и видового выживания. |