шп по менеджменту. Тема Деятельность как социальная основа менеджмента Основные вопросы
Скачать 0.82 Mb.
|
Тема 3 производство культурных благ и особенности управления
Виды услуг Культурное богатство человеческого общества с экономической точки зрения представляет собой массу продуктов культуры, а отдельный продукт его элементарная форма. Эти продукты имеют специфические, чувственно воспринимаемые свойства, благодаря которым они могут удовлетворять особые человеческие потребности культурные (познавательные, нравственные, эстетические, коммуникативные). В экономике культуры рассматриваются культурные блага как материальные и нематериальные продукты общественного труда, затраченного на их создание, творческое воспроизведение, обработку и хранение. Они обладают общественной потребительной стоимостью и являются одним из способов усвоения человеческой жизни. Наибольшее влияние на динамику культурного развития оказывают продукты, которые отличаются своей исключительностью, нестандартностью, неповторимостью, созданные особо талантливыми мастерами Создание продукта личного творчества для удовлетворения личных культурных потребностей имеет важное значение для повышения культурного уровня членов общества, оказывает влияние на структурные преобразования в сфере культуры, на направления и темпы развития отдельных подсистем в сфере культуры; может также рассматриваться с точки зрения экономических предпосылок и условий, необходимых для личного творчества. В процессе культурной деятельности образуются либо культурные блага (в узком смысле слова плоды общественно не организованной или общественно организованной непрофессиональной культурной деятельности), либо продукты сферы культуры (плоды профессионально организованной культурной деятельности), либо культурные товары (предметы купли-продажи).
Культурные блага по своему характеру неоднородны и различаются: по степени материализации; способу удовлетворения культурных потребностей; по выполняемой ими функции Классификация культурных благ
Сравнительная производственная и потребительная характеристика
Регулирование предложения и спроса на продукты скд В соответствии с общественными культурно-политическими целями государство устанавливает иерархию предложений по социально-культурным приоритетам Закон Республики Беларусь «О культуре в Республике Беларусь» Ст.10 Приоритетами государственной политики в сфере культуры являются:
Государство осуществляет регулирование предложения предметов культурных потребностей (культурных благ) и формирование спроса на них. Долгосрочное стратегическое регулирование предложения предметов культурных потребностей на основе:
Долгосрочное формирование спроса осуществляется главным образом с помощью:
Краткосрочное и среднесрочное регулирование предложения предметов культурных потребностей осуществляется на основе действия всех долгосрочных инструментов экономической политики. Особое значение имеют:
Краткосрочное и среднесрочное регулирование спроса осуществляется с помощью:
Тема 4 Понятие и цели управления и регулирования культурных процессов Основные вопросы
1. Мы всегда находимся в социальном пространстве, где кто-то до нас уже принимал множество решений (часть которых зафиксирована в регламентирующей документации). Принятые ранее решения задают структуру этого пространства, представляют собой основу порядка, т.е. отлаженного, организованного состояния общества. Находясь в пространстве принятых кем-то решений, будучи внутри этой овеществленной регламентации, мы вынуждены принимать свои решения не в пустом пространстве, а с учетом предыдущей регламентации. Возможность правильно, без ошибок и излишних трудозатрат передать вниз (подчиненным) постоянные управленческие воздействия через регламентацию – основа эффективного управления. Регламентация — это совокупность норм, правил, стандартов и процедур, ограничивающих и определяющих формы деятельности в обществах с развитым разделением труда. В обществах с неразвитым разделением труда регламентация не нужна: там социальную солидарность обеспечивает так называемое общее сознание: имеется шаман или вождь-жрец, транслирующий волю Неба. К регламентации относятся не только юридические нормы и правила, т.е. свод государственных законов, подзаконных актов (указов и пр.), но и разнообразные внутриотраслевые инструкции, положения, оргструктуры, регламенты предприятий и организаций, промышленные стандарты. Дюркгейм был первым, кто оценил значимость проблемы регламентации, рассмотрел ее в качестве фундаментального понятия социологии еще в 1895 г. в работе “О разделении общественного труда”. Он указал на качественно новый предмет деятельности современных менеджеров, то есть (используя термины самого автора) лиц, занятых совершенствованием разделения труда в корпорациях современного типа. Этот предмет – регламентация. Вопрос, положивший начало этому труду Дюркгейма, касается отношения между индивидуальной личностью и социальной солидарностью. По Дюркгейму, существуют четыре проблемы регламентации, которые должен решать каждый менеджер: во-первых, регламентация должна быть скоординирована (то есть в ней не должно быть противоречий); во-вторых, надо сделать так, чтобы эта регламентация не ограничивала исполнителей, а, наоборот, создавала им поле свободы; в-третьих, нужно решить проблему самоорганизации, ведь есть всякие механизмы типа “невидимой руки рынка”, и для того, чтобы не делать все вручную, нужно существенно использовать эти механизмы; и, в-четвертых, Дюркгейм считал, что регламентация не выполнит свою функцию обеспечения солидарности, если она не будет справедлива. После того как Дюркгейм призвал заниматься регламентацией, наступила пауза. Общество переваривало эту мысль лет 50. Однако уже с конца 40-х гг. наблюдается бурный рост интереса к этой сфере. На Западе возникает форма деятельности под названием “системы и процедуры” (Systems and Procedures). Системы регламентации все чаще становятся предметом серьезных прикладных исследований и разработок. С начала 60-х возникают крупномасштабные человеко-машинные методы и системы работы с регламентирующей документацией. Сейчас уже многие могут видеть частные проявления этой работы. Есть компьютерные программы доступа к законодательству, регламентирующему работу в той или иной сфере экономики. И каждый раз, когда издается новый закон, подзаконный акт, все это немедленно появляется в компьютере. Подобного рода системы возникли и стали бурно развиваться в 60-е гг. Итак, Дюркгейм обнаружил предмет и указал на его важность, заявив, что этот предмет имеет ключевое значение как для рассмотрения вопросов развития человека и выбора его пути, так и для решения проблем стабильности современных обществ. 2. Госрегулирование и взаимодействие с рынком. Регулирование [лат. regulare - приводить в порядок, упорядочивать] — направлять в нужное русло. Экономический словарь раскрывает понятие «регулирование» как обеспечение функционирования управляемых процессов в рамках заданных параметров. Государственное регулирование осуществляется через правила и законы, изменяющие или контролирующие деятельность в определенных сферах общества. Государство распределяет ресурсы, принимает решения, приводящие к сдвигам в работе отраслей, устанавливает отношения между организациями или условия этих отношений, обладает контролем над сообществом экономических организаций. Управление и регулирование культурных процессов соответствует целям, задачам, средствам и принципам культурной политики. В Республике Беларусь основные цели и приоритеты государственной политики в отрасли культуры изложены в статье 10 «Закона о культуре Республики Беларусь» (май 2004). Культура признается в качестве одного из главных факторов самобытности белорусского народа, иных национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь, преемственности поколений, а также в качестве основы развития и саморазвития личности, образования и воспитания детей и молодежи. Теория культуры определяет культурную политику как совокупность научно обоснованных взглядов и мероприятий по всесторонней социокультурной модернизации общества и структурным реформам по всей системе культуропроизводящих институтов, как система новых принципов пропорционирования государственной и общественной составляющих в социальной и культурной жизни, как комплекс мер по заблаговременному налаживанию научного и образовательного обеспечения этих принципов, по целенаправленной подготовке кадров для квалифицированного регулирования социокультурных процессов завтрашнего дня, а главное — как осмысленная корректировка общего содержания отечественной культуры. В первые годы после революции в стране не было стройной культурной системы. Более всего она походила на разорванные, мало связанные друг с другом "острова". Инструментария для их объединения и связи тоже не было. Связующим началом стали партия и государство. Соотношения "культура партия", "культура государство" в прошлом были жестоко регламентированы. Все или почти все вопросы диктовались из "центра". Партия-государство создавала жесткую авторитарную систему управления культурой, царило администрирование. В планово-административной экономике такие инструменты рыночного хозяйства как налоговые льготы и благотворительность фактически не имели места. Практически все финансовые ресурсы культуры складывались за счет двух источников: бюджетного финансирования и поступлений от реализации культурных благ. При этом органы государственной власти определяли абсолютно все: от художественных задач до способов их практического воплощения. Отказ от командной идеологии и формирование рыночной экономики должны были (как ожидалось) привести в действие стандартные рыночные механизмы поддержки культуры (налоговые льготы, благотворительность и т.д.) в реальной практике этого не произошло. При движении в сторону рынка во многом была сохранена прежняя структура финансовых ресурсов культуры, когда бюджетные ассигнования составляют их основу, а налоговые льготы и благотворительность представлены лишь в незначительной степени Основной принцип формирования культурной политики государства практическое признание универсальной гармонизирующей роли культуры, является прямым отражением интересов общества в отношении культуры и культурной деятельности. Это диктует необходимость решать проблемы всего спектра видов культурной деятельности, от сохранения культурного наследия до оказания поддержки отдельным деятелям культуры, что обуславливает многоуровневую структуру культурной политики. В связи с этим возникает принцип субсидиарности в культурной политике: делегирования полномочий непосредственным исполнителям некоммерческим организации культуры, выполняющие социальную миссию в обществе, правила взаимодействия в котором определяются государством. Вне зависимости от экономической идеологии государства, некоммерческие организации требуют государственной поддержки, обусловленной объективными причинами реализации социальной миссии, которая невозможна в чисто рыночных условиях. В этой связи возникает принцип взаимодополняемости, который предполагает эффективное сочетание поддержки культуры из бюджетных и внебюджетных источников. Анализ культурной политики зарубежных стран дает возможность сделать заключение, что одним из наиболее эффективных примеров воплощения принципа взаимодополняемости является политика налогового протекционизма. Дня реализации принципов субсидиарности и взаимодополняемости в культурной политике государства, при хроническом недостатке финансовых средств, является диверсификация источников поддержки организаций культуры. Особенностью экономических характеристик культурной деятельности являются положительные социальные эффекты, которые не учитываются рынком, а также хроническая убыточность организаций культуры. Это служит предметом особого экономического внимания государства, так как рыночные институты по своей природе направлены на удаление неконкурентноспособных производств и видов деятельности, к которым в частности относятся многие важные виды культурной деятельности. Российский исследователь Кривошеев М.И. пишет, что возникает необходимость изменения идеологии участия государства в рыночном обмене и рассматривать государство в качестве полноправного рыночного агента, преследующего свои интересы и удовлетворяющего «социальные потребности общества». Это позволяет вывести проблему экономического бытования культуры из тени и более эффективно искать ее решения, перевода в институциональную область. Роль государства в управлении социально-культурной сферой предполагает использование ряда управленческих рычагов. Собственность (учредительство)— создание и деятельность собственной сети учреждений культуры, учредителями которых выступают государственные органы. Контроль и администрирование— деятельность государственных органов управления и контроля со стороны учредителей и вышестоящих инстанций, а также вневедомственный контроль (налоговая инспекция, пожарный и санитарный надзор и т. д.). Культурная политика— выработка приоритетных направлений развития сферы культуры на республиканском и местном уровнях. Финансирование— выделение средств из республиканского и местных бюджетов как на содержание государственных учреждений культуры соответствующего уровня, так и на реализацию «госзаказа» — программ и проектов. Организационная поддержкаорганизаций, проектов, программ. Воспроизводство профессиональной среды— подготовка и переподготовка специалистов и работников сферы культуры в государственных образовательных учреждениях (вузах, средних специальных учебных заведениях, курсах повышения квалификации), а также контроль за соблюдением в них соответствующих государственных образовательных стандартов (лицензирование, аккредитация). Стимулирование — налогообложение и прочие действия, побуждающие к поддержке и развитию культуры и искусства. Информация— информационное обеспечение выработки решений, деятельности, анализа ее результатов. В зависимости от использования тех или иных рычагов складываются определенные роли государства по отношению к культуре и искусству. Широко известна модель финансирования сферы культуры, предложенная исследователями из Канады Гарри X. Шартраном и Клэр Мак-Кафи. Они выделили четыре категории финансирования с условными названиями: государство-вдохновитель или помощник, государство-патрон, государство-архитектор и государство-инженер. Модели предложенной классификации не взаимоисключают друг друга и могут использоваться одновременно. 1. «Помощник» — поддержание и развитие государством разнообразия как в некоммерческом профессиональном, так и в любительском творчестве через поддержку культурной деятельности в целом (прежде всего — законодательно и налоговой политикой), а не каких-то отдельных стилей и направлений. Пример «помощника» — государственная поддержка культуры в США. 2. «Патрон» — обеспечение государством стандартов профессионального творчества и деятельности. Поощряется художественное мастерство с помощью стипендий, пример — Великобритания. 3. «Архитектор» — помощь культуре и искусству со стороны государства является частью его программы повышения благосостояния общества и выражается исключительно в долгосрочном прямом государственном финансировании. Пример — Франция. 4. «Инженер» — государство владеет и распоряжается средствами осуществления культурной деятельности и художественного творчества. Например, оно поддерживает то искусство, которое отвечает его политическим целям и стандартам. Пример — бывший СССР. 3. Управленческий цикл. С точки зрения социологии управление культурой определяется как сознательное, планомерное и целенаправленное воздействие на культуру как целостную систему производства, распределения, обмена и потребления знаний, ценностей и норм, образцов жизнедеятельности в соответствии с объективными закономерностями их развития в интересах общества и каждой отдельной личности.Такое воздействие проходит ряд этапов и составляет управленческий цикл. Первый этап — сбор и обработка социокультурной информации, изучение состояния объекта в данный момент. Второй этап — анализ обработанной социокультурной информации, ее систематизация и на этой основе — постановка целей и задач. Третий этап — учет социокультурной информации, целей, задач и построение идеальной модели развития. Четвертый этап — разработка путей передачи социокультурной информации соответственно модели, создание программ развития с целью получения финансовой поддержки. Пятый этап — непосредственная реализация программы развития. Шестой этап — контроль по каналу обратной связи с использованием социологических исследований. Изучать необходимо не только социокультурные процессы, но и все элементы культурной среды в совокупности с социально-экономическими особенностями данного конкретного региона. Седьмой этап — осуществление корректирующих воздействий на основе контрольных исследований развития культуры при наличии негативных последствий. Последний, восьмой этап — оценка результатов деятельности и планирование нового управленческого цикла. 4. Культура — явление саморегулирующееся, обусловленное внутренними психологическими особенностями личности. Саморегулирование – важнейшее свойство самоорганизации индивидов и общностей. «Самоорганизация – способность системы самостоятельно, без воздействия извне, изменять свою структуру, совершенствовать организацию работ по управлению производством. Саморегулирование – 1. способность системы самостоятельно, без воздействия извне, реагировать на внешние воздействия, нарушающие ее нормальное функционирование. Саморегулирование достигается с помощью обратной связи и осуществляется в форме самонастройки и самоорганизации; 2. механизмы саморегуляции экономики, действующие как результат индивидуального поведения каждого хозяйствующего субъекта при отсутствии сторонних вмешательств». Культурный процесс в своей совокупности это производство, хранение, распространение и освоение культурных ценностей. Саморегулирование занимает в культурном процессе значительное место. Производство культурных ценностей — это творчество, причем творчество не только специалистов, но и всего общества. В сущности своей творческая деятельность представляет самовыражение, исключающее вмешательство извне, но нуждающееся в соответствующих условиях общества. Регулирование предполагает создание условий для творчества — материальных, организационных, технологических, социально-психологических. Последнее во многом имеет выход на защиту творческой личности, свободы ее самовыражения, так как творческий процесс индивидуален и неповторим. Хранение культурных ценностей предполагает не только регулирование, но и управление, направленное на реставрацию памятников истории и культуры, создание условий для хранения произведений искусства, книг, различных материалов, техники и других предметов. Процесс хранения знаний, ценностей, норм, образцов поведения и деятельности глубоко личностный, индивидуальный, хотя он и подвержен влиянию социальных групп и общностей. Преобладающую роль в нем играет саморегулирование. Распространение, распределение ценностей — предполагает трансляцию знаний, ценностей, норм и образцов жизнедеятельности. В этот процесс включены социокультурные институты, деятельность которых еще в недавнем прошлом подвергалась жесткому управлению через идеологические установки и предписания. Сейчас преобладает регулирование с помощью финансовых рычагов при создании благоприятных условий свободы деятельности средств массовой коммуникации, в выборе ими программ, их содержания, методов подачи информации. Эта свобода имеет и негативные проявления, так как часто транслируются низкопробные элементы культуры. Знания, ценности, нормы и образцы распространяются не только в организованных структурах, но и стихийно от индивида к индивиду, внутри социальных групп и общностей и между ними в процессе повседневной жизнедеятельности. Этим нельзя управлять, это невозможно и регулировать. Происходит саморегулирование, характер и содержание которого могут измениться в соответствии с социальной и культурной средой. Однако преобладающий процесс саморегулирования в распространении ценностей культуры оказывает сегодня не самое благоприятное влияние на все общество. Освоение культурных ценностей – принятие, приверженность и предпочтение ценностной ориентации, убежденность; процесс также не поддающийся жесткому управлению. Он может быть индивидуальным, групповым или массовым, организованным или неорганизованным. Социокультурные институты организовывают какое-либо мероприятие по передаче населению знаний, ценностей, норм и образцов, но не могут продиктовать, куда человеку пойти, что посмотреть или послушать. Создается ситуация выбора через предложение различной социокультурной информации. Основой потребления является регулирование процессов развития потребностей и интересов личности в условиях социокультурных институтов. Это предполагает ненавязчивое постепенное их вытеснение и «замещение» другими; изменение мотивов, установок, ценностных ориентации личности. Изменение окружающей среды также развивает потребности личности в определенных знаниях, ценностях, нормах, образцах жизнедеятельности и в соприкосновении с теми или иными предметами культуры. Культура – явление саморегулирующееся, обусловленное внутренними психологическими особенностями личности. Регулирование ее развития осуществляется через создание материальных, организационных, технологических условий и благоприятного социально-психологического климата. Оно предполагает решение стратегических вопросов и исключает вмешательство во внутреннее содержание. |