Главная страница
Навигация по странице:

  • В нашей стране применяется термин «н ациональная экономика».

  • Миссия учреждений культуры

  • Миссия клубного учреждения

  • (в) Косвенное экономическое влияние

  • (г) Косвенное социальное влияние

  • 80-х годов

  • шп по менеджменту. Тема Деятельность как социальная основа менеджмента Основные вопросы


    Скачать 0.82 Mb.
    НазваниеТема Деятельность как социальная основа менеджмента Основные вопросы
    Анкоршп по менеджменту.doc
    Дата24.02.2018
    Размер0.82 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлашп по менеджменту.doc
    ТипДокументы
    #15887
    страница3 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    Тема 5. Место и роль отрасли культуры в обществе
    Основные вопросы:

    1. Отрасль культуры как самостоятельная часть народного хозяйства

    2. Миссия учреждений культуры

    3. Вклад культуры и искусства в развитие современного общества

    4. Инновационные и традиционные подходы в управлении сферой культуры


    1. Мы рассматрели социокультурную сферу как часть системы общественного воспроизводства и принадлежность всеохватывающей суперсистемы – общества, состоящего из взаимосвязанных, но самостоятельных систем (или сфер) деятельности: эко­номико-хозяйственной, социальной, духовной и политической. Это общефилософский, культурологический подход. Наряду с ними существует общестатистический, экономический подход в практике применения понятия «отрасль экономики».

    В нашей стране применяется термин «национальная экономика». Это хозяй­ственная система страны, обладающая признаками суверенности, целостности, соци­альности и национальной ориентации.

    Отрасль культуры – часть народного хозяйства, пространство социокультурной практики, совокупность организаций и учреждений, обеспечивающих функционирование культуры (народной и профессиональной) и приобщение населения к культурным ценностям. Цель – направленность на создание продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей особым способом, с использованием особых средств, вос­приятие которых осуществляется добровольно, с учетом интересов лич­ности (в свободное время). Культурные потребности могут не иметь систематического характера (человек может вообще не ходить в театр). Иначе в сфере образования, которую отличает систематическая, обще­ственно санкционированная деятельность, направленная на профессиональную подготовку человека. Это специфический вид «трудовой» дея­тельности.

    Подтверждением отраслевой самостоятельности является также включение культурной деятельности в процесс затрат общественного труда и закрепление в качестве постоянного элемента в системе общественного разделения труда и об­мена деятельностью.

    Кроме этих основных особенностей отрасли культуры существует и ряд специфических черт, с экономической точки зре­ния вторичных:

    1) создаваемый продукт, предназначенный для удовлетворения потреб­ностей других людей, во многих подсистемах деятельности в отрасли куль­туры может иметь непосредственное отношение к формированию и удов­летворению культурных потребностей самого субъекта деятельности (и в этом смысле процесс создания продуктов культуры есть специфический процесс затрат общественного труда);

    2) в отрасли культуры деятельность осуществляется на профессиональной и любительс­кой основе (в сво­бодное время и получаемый в ее результате продукт может быть также предназначен для других людей).

    Отрасль культуры как система имеет экономические множественные связи с макроэконо­мической системой в целом. К входнымвоздействиям на систему отрасли культуры относятся не только непосредственные экономические условия развития отрасли куль­туры (административные, организационные, кадровые и другие), но и гло­бальные политические и социально-экономические условия жизни обще­ства, которые детерминируют культурные процессы. На выходах системы отрасли культуры представлен экономический эффект, рассматриваемый в различных формах: материально-физичес­кой, восстановительно-компенсирующей, информационной, социально-интегрирующей, инновационной, воспитательно-образовательной и политической.

    Сфера культуры ныне рассматривается не только как производитель и хранитель культурных ценностей, но и как важный сектор экономики, обеспечивающий рост занятости, развитие наукоемких отраслей, значительный приток доходов от туризма и новых налоговых платежей в государственные бюджеты. Наряду с традиционными, в основном некоммерческими отраслями (исполнительское и изобразительное искусство, литература, библио­теки, музеи и архивы, государственное эфирное вещание), прочное место в ней заняли высокоприбыльные новейшие отрасли (кабельное и спутниковое телевидение, производство аудио- и видеопродукции, реклама, мода, фотография, промышленный дизайн), качественно изменившие рынки товаров и услуг культурного назначения. Их тес­ная связь с соответствующими отраслями электронного машиностро­ения привела к расширенному толкованию сферы культуры. В нее стали включать производство аудио- и видеооборудования.

    Государственная политика в сфере культуры все в большей мере увязывается с социальной, промышленной и внешнеэкономической политикой.
    2. Всемирно известный специалист в области маркетинга Филип Котлер утверждает, что любая фирма должна сформулировать свою программу не с точки зрения узкого товарного подхода, а в рамках широкого социального. «Когда фирма определяет свою общественную миссию, ее персонал испытывает большое удовлетворение от работы и яснее видит направление своей деятельности».

    В сфере предпринимательства, казалось бы, главная цель организации (фирмы), залог ее выживаемости – получение максимальной прибыли. Однако без клиента это не возможно, поэтому как подчеркивает другой знаменитый ученый Питер Друкер, существует только одно обоснованное определение цели предпринимательства – создание клиента. Получение прибыли является исключительно внутренней проблемой организации (фирмы) и, поскольку организация является открытой системой, она может выжить в конечном счете, если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, необходимую для выживания, организация должна постоянно следить за средой, в которой функционирует. Формулируя миссию (культурную или социальную), руководство фирмы прежде всего отвечает на два вопроса: «Кто наши клиенты? Какие их потребности мы готовы удовлетворить?». А для некоммерческих организаций эти вопросы являются первостепенными, так как они производят свои услуги исключительно для клиентов и полностью зависят от них, в том числе и в ресурсном обеспечении.

    На всех этапах менеджмента миссия организации находит свое выражение в глубокой убежденности участников в общественной значимости своего замысла, в правильном выборе и ориентации на потребности своего клиента. Четкость, конкретность этих целей в значительной степени зависит от того, насколько менеджер способен всесторонне объяснить самому себе и обществу причины возникновения организации (фирмы), характер ее деятельности.

    Становление менеджмента в культуре исследователи связывают с формированием национальных, а затем и международного рынков искусства. Как только продукт культуры перестает быть непосредственным товаром (сам себя продавать), возникает необходимость в организации особых процедур по его реализации, т. е. того, что на современном языке именуется маркетингом. С расширением рынка культурных благ и услуг маркетинг приобретает специализированный характер и требует профессиональных знаний. Ограниченные финансовые возможности государства в сфере культуры вынуждают менеджеров искать внебюджетные источники и больше внимания уделять поиску новых организационных форм и концептов менеджмента. В этом им помогает четко сформулированная социальная миссия.

    Социальная миссия – это общая, комплексная цель организации (фирмы), раскрывающая обществу смысл ее возникновения и деятельности. Миссия – основной ориентир деятельности организации, в соответствии с которым ее руководитель принимает свои решения. Все последующие цели фирмы вырабатываются для осуществления принятой миссии.

    По существу, ради социальной миссии создаются самые разнообразные организации (фирмы) в культурной сфере. Поэтому менеджмент начинается с формулирования этой миссии, с определения содержательно-организационных целей.

    Множество организаций (фирм) культуры, являясь некоммерческими по своему характеру, выживают в условиях рынка исключительно благодаря привлекательности своей миссии, которая становится существенной частью их менеджмента. Генри Минцберг подчеркивал, что «ключ к развитию идеологии организации, новой или уже существующей,  – это руководство с искренней верой в миссию и честное служение людям, которые должны ее выполнять».

    Важность миссии состоит в том, что она должна иметь общественную значимость, «задевать общественный нерв», служить для менеджеров вдохновляющим стимулом в их стремлении к поиску новых творческих возможностей, своего рода побудительным мотивом к созданию инновационно ориентированной организации (фирмы). Четкое определение целей такой организации, путей их достижения, вера в свои собственные возможности – все это помогает организациям (фирмам) добиваться успеха. Формулировка миссии должна соответствовать следующим основным требованиям: быть лаконичной, содержать уникальные и узнаваемые цели, акцентировать внимание на их общественно значимом характере как вдохновляющем побудительном мотиве деятельности. В миссии детализируется статус организации (фирмы), выражена стратегия ее деятельности.

    Понятие миссии учреждения, организации вводит в конкретную систему, которая образуется тогда, когда понятно, ЧТО она должна из себя представлять – ЧТО есть ее ядро, в ЧЕМ ее суть. То есть отвечая на вопрос «что?, для чего?».



    Миссия – это философия организации, она определяет ценности и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Миссия – это посыл обществу, в котором наиболее рельефно раскрывается деятельность учреждения, что дает ему возможность найти партнеров, единомышленников, спонсоров.

    Миссия учреждения культуры формируется как объективное, крат­кое и желательно вдохновляющее высказывание о смысле его деятель­ности и предназначении. Она должна отвечать на вопрос: зачем людям нужен это учреждение культуры? Формулировка миссии заставляет задуматься о его необходимости и перспективах существования. Она — ос­нова его долгосрочной политики.

    Миссия учреждений культуры – создание продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей (познавательные, моральные, эстетические, коммуникативные) с использованием особых образно-символических средств и творческого восприятия в соответствующих видах искусства

    Миссия учреждений культуры определяется стратегическими интересами общества в области культуры, культурной политики государства.

    Это закреплено в статье 1.4. Закона о культуре: государственная политика в отрасли культуры – комплекс мер, которые принимаются государственными органами Республики Беларусь по сохранению, развитию и распространению культуры, организационному, правовому, финансовому, материально-техническому, кадровому, информационному и другому обеспечению культурной деятельности;

    Миссия клубного учреждения – развитие и приумножение духовно-нравственного и художественно-эстетического потенциала населения, сохранение традиционной культуры, развитие народного творчества и любительского искусства, создание достойной среды обитания для сельских жителей, организация межличностного общения и отдыха, эстетическое воспитание людей, формирование и удовлетворение культурных потребностей населения.

    Миссия театра – забота о духовном и нравственном здоровье зрителей любого возраста с помощью выразительных театральных средств. Осмысление классического наследия в свете духовных запросов обновляющегося общества, введение отечественного зрителя в мировой театральный контекст, способствование формированию эстетических приоритетов в театральном искусстве.

    Миссия музея – популяризация идеи культурного многообразия и культурного плюрализма, сохранение материального и нематериального культурного наследия. Например, миссия Областного музея состоит в сохранении исто­рии и творческого духа людей, живших на этой территории от первых поселений до наших дней, а также рассказывать о них жителям области и приезжим.

    3. О вкладе культуры и искусства в развитие современного общества неоднократно говорил Глава нашего государства. В принятом правительственном документе «Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.» подчеркивается, что переход к устойчивому развитию страны связан не только со сбалансированием экологических и экономических требований, но и зависит от состояния культуры, создания новой системы нравственно-духовных и социально-этических ценностей общества.

    Стратегической целью государственной политики в области культуры провозглашается развитие и эффективное использование культурного потенциала страны, обеспечение преемственности развития белорусской культуры наряду с поддержкой культурных инноваций. Для ее реализации требуется решение следующих задач:

    • сохранение и развитие культурного наследия, национально-культурной самобытности белорусского народа, белорусского языка, расширение сферы его применения;

    • обеспечение условий для свободного развития культур всех социально-этнических групп, проживающих в Беларуси;

    • создание условий для свободного творчества;

    • достижение здорового нравственного климата в обществе;

    • обеспечение доступности культурных ценностей для всех социальных слоев населения;

    • усиление роли деятелей и учреждений культуры в решении социально-экономических задач, формировании гражданской позиции и социально активной личности;

    • интеграция белорусской культуры в систему мировой культуры как равноправного участника глобальных социокультурных процессов.

    Главной целью развития культуры традиционно всегда было развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечивающей доступ граждан страны к культурным благам и информационным ресурсам государственных музейных, библиотечных и других фондов культуры.

    В научных исследованиях сложилось определение нескольких уровней роли (вклада) культуры и искусства в развитие современного обще­ства.

    (а) Прямой вклад сферы культуры в экономику: создание конкретных ра­бочих мест, наличие собственных автономных рынков, обладающих инвестиционным потен­циалом, вклад в раз­витие экономики конкретного региона; основной источник развития образования, СМИ, туризма, индустрии раз­влечений.

    (б) Прямое социальное влияние: аккумулирование и трансляция базовых цен­ностей общества, образов, которые также используются в коммерческой и некоммерческой деятельности; обеспечение социально-зна­чимых видов деятельности, организация отдыха, по­зитивное влияние на сознание людей, отношения меж­ду ними, способствование духовному развитию личнос­ти и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала; наличие разнообразия возможных образцов и моде­лей социального поведения в элитарной, массовой культурах, андерграунде.

    (в) Косвенное экономическое влияние: использование в современных технологиях бизнеса и менедж­мента (реклама, public relations, работа с персо­налом, реинжиниринг корпораций, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля) – традиционных форм социально-культурной деятельности, сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры; повышение ценности окружаю­щей среды, например, посредством украшения товаров, помещений, зданий, художественное оформление города, материаль­ной среды производства и отдыха.

    (г) Косвенное социальное влияние: взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудниче­ство делового мира и сферы культуры, коммерческой и некоммерческой социально значимых сфер, их социальное партнерство как важнейший механизм и инструмент формирования гражданс­кого общества, способного к саморазвитию; обогащение социальной среды различными привлекательными культурными событиями, повышение способности общества к восприятию и поиску нового, преодолению застарелых стереотипов сознания и поведения; воздействие на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей, способствование профилак­тике и сокращению девиантного и асоциального поведения; возрастание роли культуры и искусства в социальной коммуникации, в том числе — с использованием со­временных технологий [Тульчинский].

    Правомерно делать вывод, что культура вносит значительный вклад в цивилизационное развитие, является системообразующим фактором консолидации и развития общества в национальном и региональном масштабе.

    4. Развитие и сочетание инновационных и традиционных подходов в системе управления сферой культуры возможно наблюдать в исторической ретроспективе управленческих отношений в культуре на примере Советского Союза, частью которого являлась Беларусь.

    Формирование управленческих систем происходило под влиянием складывающегося в каждый конкретный отрезок истории понимания культуры и ее задач. Каждый из этих отрезков по отношению к предыдущему имел определенный инновационный (в современной терминологии) характер. Однако не исключались и частные регрессивные тенденции, которые снимались в общем направлении общественного прогресса.

    1918-1941 гг. – закладывание основ институциализации, упорядочения общественных связей и отношений в культуре в соответствии с концепцией партийности культуры и подчиненности всей ее сферы классовым интересам; в коллективных формах организовывалась культурная активность. Создавалась соответствующая структура культурных институтов, в том числе профессионально-образовательных: открывались средние специальные учебные заведения, первое высшее учебное заведение в сферы культуры – Белорусская государственная консерватория. Формирование разных типов объектов культуры происходило с определением их главной функции - политико-воспитательной с опорой на командно-бюрократические методы управления, подчас принуждения и насилия над творчеством и личностью. 1944-1975 гг. – интенсивно возрождалась и совершенствовалась культурно-просветительская система, развертывалось профессиональное искусство, образовательная подсистема культуры. Открытие Белорусского театрально-художественного института, Минского института культуры завершило создание системы высшего образования в культуре. Развивалась структура среднего специального образования сферы культуры в областях, осуществлялась массовое открытие детских школ искусств; сформирована система управления отраслью: в 1953 г. создано Министерство культуры, а тоже соответствующие органы территориального управления культурой. Работа культурно-просветительских учреждений предусматривала, прежде всего, политическую пропаганду, организацию политического самообразования, научно-просветительскую деятельность, развитие художественной самодеятельности. С развенчанием культа личности культурная политика сделала поворот от принципов принуждения к добровольности, сознательности. 1976-1990 гг. – в контексте социально-экономических реформ культурно-просветительская работа органично переросла в составную часть социально-культурной деятельности; ставилась задача эстетического обслуживания людей, активного развития самодеятельных форм организации досуга. Сформировалась единая система непрерывного профессионального образования в отрасли культуры: в 1988 г. были переданы в подчинение Министерству культуры высшие и средние специальные учебных учреждений культуры. Были заложены единые организационно-методические основы для совершенствования всех уровней системы профессиональных учебных заведений культуры, углубления их творческих связей. В 60-е годы происходит постепенное изменение взглядов на природу культуры. На первый план выдвигаются уже не идеологические, воспитательные, жизнестроительные взгляды, а представления о культуре как культуре обслуживания. Феномен потребления культуры просуществовал до начала 80-х годов, когда происходит переосмысление функции культуры в обществе: не идеологическое воспитание, не культурное обслуживание, а создание условий для развития культуры и человека, выдвигается задача создания материальных условий для реализации процессов воспроизводства и развития культуры, условий для культурного общения, художественного творчества, осмысления эстетических ценностей – задача создания необходимой культурной среды. Период 1991-2009 гг. связан с принятием Декларации о государственном суверенитете страны, приобретением политической и экономичной независимости. В принятой в 2004 г. Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь – 2020 центральным элементам единого сбалансированного комплекса "человек - окружающая среда - экономика" обозначено культура как основа для новой системы нравственно-духовных, социально-этических ценностей общества. Государственная политика в сфере культуры направляется на создание условий развития и укрепления инфраструктуры отрасли, обеспечение доступа граждан страны к культурным благам и информационным ресурсам, поддержку научного осмысления культурных процессов. Профессиональное образование в сфере культуры приобретает ключевую роль в обеспечении преемственности культурного процесса, воспитания творческих личностей, способных двигать вперед культуру.

    Новая ситуация в культуре характеризуется тенденцией к децентрализации, многообразием разных направлений развития культуры, пере­ходом от директивных и административных к косвенным мето­дам управления (расширение сети специальных школ, центров, фондов, подключение коммерческих механизмов и т.д.). Переход от организационной иерархии, бюрократии и автократии к формированию гетероструктур, демократии и всеоб­щему самоуправлению на основе сотрудничества.

    В любой системе управления всегда присутствует сочетание «технологического» и «личностного» подходов в организации деятельности. Соотношение их различно в зависимости от целей и функционального содержания организации. В меньшей степени личностный подход характерен для организаций материального производства с ориентацией на массовый выпуск продукции: высокая степень технологизации – основа производственных отношений, построенная на репродуктивности (работе по заданному шаблону или схеме). Иное – в учреждениях культуры. Чем больше личностного (т.е. творческого, оригинального) в содержании деятельности художественных руководителей, тем больше креативного, связанного с ин­терпретацией и реинтерпретацией уже существующего, созданного ранее.

    Всякий акт деятельности че­ловека происходит при конкретном стечении некоторой суммы внешних об­стоятельств (условий) – природных, социальных, исторических и пр., причем эта совокупность в своем роде уникальна в каждом конкретном случае. Та­ким образом, рассматриваемый акт деятельности (практической, интеллек­туальной, символической и т.п.) – неизбежно адаптирован к этой сумме об­стоятельств и является вариацией общепринятой технологии достижения преследуемой цели в имеющихся условиях. Такой факт вариа­ции, импровизации безусловно является элементом творческого подхода к де­лу, преодоления стереотипов сознания и поведения.

    Феномен двойственности в деятельности социокультурных учреждений заложен многообразием подходов в определении понятия самой культуры, где точки зрения исследователей сконцентрированы на двух вариантах культуры.

    Одна группа ученых трактует ее как технологию, способ человеческой деятельности, другие – как личностный аспект человеческого бытия, в котором пребывают "сущностные силы человека", "творчество", "духовное богатство".

    Несмотря на внешнюю противоположность подходов - "технологического" и "личностного" нельзя не видеть в них сходство и наличие точек соприкосновения, что говорит о том, что культура есть сложное и многогранное общественное явление.

    "Технологический" аспект культуры, связанный с "обработкой природы людьми", с большой вероятностью можно соотнести с социально-нормативной функцией учреждений культуры, а "личностный" как "обработку людей людьми" – с функцией социокультурной самоорганизацией личности.

    Желаемая тенденция развития "двух культур" состоит в сближении "технологической" культуры (как способа человеческой деятельности) с личностной гуманизированной культурой, формировании субъекта и объекта социально-нормативной (технологической) культурной деятельности высокого духовного и интеллектуального потенциала.

    Таким образом, функции массовых учреждений культуры могут быть представлены двумя крупными блоками, характеризующими основные направления их деятельности:

    - функциями социокультурной самоорганизации - развития интереса ко всему многообразию культуры человечества, духовного и интеллектуального обогащения, преодоления национальной, конфессиональной, социально-политической отчужденности; развития духовно-ценностного потенциала, производства гуманитарного знания как рационального компонента гуманитарной культуры; формирования научного мировоззрения, ценностных ориентаций, оценок и норм; развития художественно-творческой активности, сохранения и развития традиционных народных культур, исторической памяти;

    - социально-нормативными функциями – интеграции, объединения людей, формирования общественно-нормативных социальных поступков и действий, развития коммуникативной культуры, образования и воспитания, развития социально-общественной активности, системы социально-ценностных ориентаций человека.

    Итак, функции социокультурных учреждений, охватывающие виды деятельности, связанные с социокультурной самоорганизацией личности, развиваются, в основном, в модели субъект-субъектных отношений, в которой специалист культуры как субъект выключен из системы взаимоотношений этой модели.

    Его функции развернуты в сторону объекта – учреждения культуры, через которое специалист создает условия взаимодействия субъектов.

    Другими словами, специалист культуры как субъект участвует в культурном процессе опосредованно, воздействуя лишь на объект культуры, в котором осуществляется культурная самоорганизация субъектов-личностей.

    Функции, связанные с социально-нормативными видами деятельности, развиваются в модели субъект-объектных отношений, где личность "потребляет" культуру: занимается в коллективах художественного творчества, обучается в творческих студиях, классах и т.д.

    В этом случае специалист культуры выступает в роли педагога, режиссера, руководителя, то есть в роли субъекта, а личность уже выступает в роли объекта влияния.

    Функционирование массовых учреждений культуры представляет собой уникальную и неповторимую область деятельности, которая отличается как широким разнообразием связей с действительностью, так и особой сложностью взаимоотношений компонентов своей внутренней структуры. Возникающие здесь художественно-творческие и “человекотворческие” начала принимают весьма тонкие и сложные формы.

    Кроме того, индивидуальный и коллективный характер общения в процессе деятельности, предопределяющий в сочетании с большим духовно-интеллектуальным напряжением и высоким, как правило, эмоциональным тонусом работы необходимость глубоких личностных контактов специалиста и его субъекта, формирует обобщенное представление об уникальности деятельности менеджера социокультурной деятельности.

    Таким образом, социокультурная деятельность управляется субъектами – республиканскими, областными, районными органами управления и выступает в роли объекта управления.

    Одновременно с этим, как саморегулирующаяся система, как продукт и результат деятельности людей, социокультурная деятельность выступает в роли субъекта управления, как внутри всей социокультурной системы, так и социальных институтов.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта