шп по менеджменту. Тема Деятельность как социальная основа менеджмента Основные вопросы
Скачать 0.82 Mb.
|
Тема 7. Эффективность управленческой деятельности в сфере культуры Основные вопросы:
1. Важнейшей составляющей успеха любой организации является ее результативность и эффективность. Чтобы быть успешной в течение долгого времени, чтобы выжить и достичь своих целей, организация должна быть как эффективной (effective), так и результативной (effectiveness), т. е., выражаясь терминологией П. Друкера, результативность является следствием того, что «делаются правильные вещи» (doing the right things), а эффективность является следствием того, что «правильно создаются вещи» (doing things right). Эффективность менеджмента — сложное и многообразное понятие, оценивающее процесс управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности, по наименьшим издержкам или наибольшей результативности (производительности). Материальные, трудовые и финансовые ресурсы должны преобразовываться организацией в товары, услуги не только с выгодой для потребителя, но и для самой себя. Затраты на преобразование должны быть меньше, чем стоимость результата. Конечным результатом управления, осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом, является Эффект. Эффект управления складывается из трех составляющих:
Общий эффект можно условно принять за сумму трех эффектов. Условно, так как показатели эффекта измеряются по-разному, и напрямую сложить их не представляется возможным. Эффективность производства — результат, выраженный стоимостными показателями, является экономическим эффектом, характеризующимся приростом дохода, увеличением прибыли. Эффективность представляет собой соотношение эффекта или достигнутого результата и затрат на их получение. Эффект Эффективность = ————— Затраты При управлении стремятся к максимальному сокращению затрат и к максимальному повышению всех видов эффектов. Затраты в организации не однородны и не всегда являются в чистом виде деньгами (хотя всегда стараются перевести их в денежную форму). Обычно затраты подразделяют на:
Эффективность можно увеличить уменьшением любого из перечисленных ресурсов. Помимо эффективности, действия, направленные на достижение целей, характеризуются: выгодностью, т.е. получением определенного положительного результата, например прибыли и экономичностью, т.е. превышением результа над затратами. Между экономичностью и эффективностью нет однозначного соответствия. Высокоэкономичная деятельность может быть малоэффективной с точки зрения достижения самой цели, если уводит от нее в сторону, а эффективная — неэкономичной, если цель будет достигаться слишком дорогой ценой. На практике между ними должен обеспечиваться определенный компромисс, в основе которого лежит оптимальное для данных условий их соотношение. Эффективная деятельность характеризуется такими признаками, как результативность, простота и рациональность технологии и организации, точность, надежность всех элементов (оборудования, материалов и работников), высокое качество процессов и их результата, соответствие целям организации. Для сферы культуры — некоммерческой по преимуществу — важнейшей характеристикой является социальная эффективность:
Доминирование внимания на затратном аспекте эффективности чревато смещением акцентов в менеджменте на коммерческой стороне дела и ущемлением социальности миссии. Основные виды эффективности Э = Р/3 отношение затрат к полученным результатам, выражающее экономичность использования средств и ресурсов — эффективность тем выше, чем меньшие затраты позволяют получить один и тот же результат; Э = Р/Ц отношение результата к преследовавшимся целям, выражающее степень реализации целей деятельности — эффективность тем выше, чем в большей степени результаты соответствуют целям; Э = Ц/П отношение целей реальным потребностям, проблемам, выражающее степень рациональности выдвигаемых целей — эффективность тем выше, чем в большей степени цели решают реальные проблемы. 2. основные методики оценки эффективности
При анализе эффективности применяются как количественные с математическими расчетами, так и качественные (содержательные и неформальные) показатели с помощью экспертных оценок, анализа качества работы, мероприятий, четкости, ясности, оперативности руководства и т. п. Методика сравнения, разработанная Л. Э. Зелениной и Г. Л. Тульчинским, позволяет сравнивать различные организации и учреждения, вне зависимости от их типа, вида, категории и ведомственной принадлежности (например, библиотеку, музей, клуб, парк культуры и отдыха, книжный магазин, учебное заведение и т. д.). В основе сравнения - показатели результатов работы, специфичные для каждого вида учреждений. Этапы осуществления сравнения 1. Группировка по однотипной деятельности музейных, библиотечных, клубных, парковых, концертно-зрелищных и учебных организаций и учреждений. 2. Формирование показателей работы (количество их произвольное) для каждой группы учреждений (подразделений) в три группы: 1) показатели объема работы; 2) показатели качества работы; 3) показатели эффективности работы. 3. Каждой из групп показателей (объема, качества и эффективности работы) присваивается базовая сумма баллов – 50. Базовая сумма баллов распределяется внутри каждой конкретной группы по типам учреждений. Каждому конкретному показателю присваивается определенное количество баллов по степени важности. 4. Подведение итогов деятельности за определенный период по каждому показателю — например, процент выполнения плановых показателей. В приведенных таблицах — заполнение граф 3, 4, 5. 5. Определение фактически набранных баллов по каждому показателю — пропорционально выполнению плановых заданий (% от базовых баллов) – заполнение графы 7. Сумма набранных баллов каждым учреждением — его рейтинг (ранг) по сравнению с другими учреждениями вне зависимости от их типа. Примерные базовые показатели по музейным учреждениям
Примерные базовые показатели по группе клубных учреждений
3. Эффективность организации в целом складывается из эффективности управленческих решений, эффективности продукта предлагаемого потребителю, способности организации к ее созданию, высокого имиджа среди партнеров и потребителей. Эффективность управленческого решения (УР) — это результативность, полученная по итогам разработки или реализации управленческого решения в организации. В качестве ресурсов могут быть финансы, материалы, организация труда и др. Организационная эффективность УР — это факт достижения организационных целей меньшим числом работников или за меньшее время. Экономическая эффективность УР — это соотношение стоимости продукта, полученного в результате реализации конкретного УР, и затрат на его разработку и реализацию. Социальная эффективность УР может рассматриваться как факт достижения социальных целей для большего количества человек и общества за более короткое время меньшим числом работников, с меньшими финансовыми затратами. В состав качественных показателей эффективности разработки управленческих решений могут быть включены:
В деятельности организации необходимым условием эффективного функционирования является баланс интересов всех участников бизнеса: собственников, менеджеров. Управление эффективностью УР осуществляется через систему количественных и качественных оценок на базе реальных показателей, норм и стандартов эффективности создаваемого продукта и деятельности организации. Это:
Профессиональная управленческая культура в основном, деятельном звене иерархии управления (учреждения и организации социокультурной сферы) реализуется на уровне организационного, психологического климата и культуры организации. Специалисты, работающие в малочисленном коллективе учреждения культуры, всегда работают лучше, если руководствуются собственной мотивацией, а не только должностной инструкцией. Ставка на постоянный и жесткий контроль, следование жестким инструкциям лишает коллектив гибкости и творчества. Значительную роль в формировании культуры и климата в коллективе специалистов играет стиль его работы с населением. Как учреждение культуры изучает культурные потребности и запросы населения? Как реагирует коллектив на изменения в культурных предпочтениях населения и видоизменяет содержание и формы своей работы? Достаточно ли гибким и мобильным является коллектив и отдельный работник, чтобы адекватно реагировать на изменения культурных потребностей населения? Если учреждение культуры не в состоянии реагировать на изменения в предпочтениях населения, не может правильно прогнозировать сдвиги во внешней среде, оно обязано привести в соответствие этим изменениям свою кадровую и организационную политику, другие составляющие климата учреждения. 4. Социокультурный менеджмент предопределяет особые социальные и психологические отношения, формы сотрудничества и взаимодействия менеджера и коллектива. Менеджер культуры, направляя свои усилия на решение социокультурных задач, опирается не только на высокий уровень морально-этических мотиваций, но и на управленческо-педагогические основы, которые органично вплетены в специфику социокультурной деятельности. В каждой организации социокультурной среды профессиональная статусная позиция менеджера связана с осуществлением управленческого труда, но имеет разноуровневые и разнохарактерные микростатусные положения. При характеристике управленческого труда применяются понятия администратора, руководителя, управленца. Суть отличий этих понятий заложена в целенаправленности, заданности деятельности. Для администратора ее основа– полученная команда или распоряжение, действия в одном из сегментов организации, для руководителя – организация всей деятельности организации (или коллектива). Управленец – обобщенное, собирательное понятие, характеризующее сущность процесса труда, заключающаяся в принятии организационных решений . Статусное положение "администратор" обусловлено нижним пределом управленческих отношений в вертикальной иерархии. Его предметно-содержательная функция связана с репродуктивной практикой, ретрансляционных, передающих усилия, поскольку как содержание, так и методы реализации задач, а также способы получения результата практически предопределены полученным заданием. Привнесенная "сверху" задача не требует особого осмысления и, тем более, интерпретации, что не может быть допущено иерархической вертикалью управления. Для администратора предметно-ролевая функция сводится к выполнению полученной команды или распоряжения, которые могут быть постоянно закрепленными или разовыми, отклоняющимися от нормативных функций. Предметно-содержательная характеристика положения "руководитель" ориентирована на отношение к группе людей, объединенных выполнением определенных трудовых функций. Роль руководителя связана в основном с организацией деятельности коллектива, объединенного конкретной задачей в социокультурном процессе. Руководство осуществляется решением таких задач, как: - сплочение людей вокруг общих целей; - развитие профессиональных качеств и создание условий для их реализации; - подготовка членов коллектива к совместной деятельности; - стимулирование труда; - создание в коллективе атмосферы уважения, доверия, успеха. Руководитель является своеобразным "архитектором" социально-культурных процессов, изучая и формируя то, что называется "культурой организации", анализируя ценности и нормы организации, с помощью которых эти ценности могут быть привиты и переданы людям. Рассматривая профессиональную управленческую культуру менеджера в целом можно представить ее как интегрирующую модель специалиста с качествами администратора, руководителя и управленца. Высокий уровень профессиональной управленческой культуры дает возможность менеджеру: предвидеть результаты своей деятельности; прогнозировать развитие социокультурной деятельности; применять различные методы и технологии социокультурного управления; делать работу осознанно, творчески, инициативно; передавать свои знания и опыт исполнителям; выполнять гуманистическую миссию социокультурной деятельности, определять перспективы ее развития. Функции менеджера могут иметь следующую схему координации по видам деятельности: 1. Художественный аспект: а) приобретение соответствующих исходных художественных ресурсных материалов, б) приглашение творческого руководителя (режиссера, дирижера, художника-постановщика и т.д.) в) выбор актеров, музыкантов и других участников художественного действия г) приобретение костюмов, установка театральной техники. 2. Организационный аспект: а) аренда помещения, б) расписание репетиций, в) организационная работа по распространению билетов, г) организация премьеры. 3. Маркетинг: а) изучение потребностей определенного сегмента рынка культуры, б) связи с общественностью, в) организация рекламы, г) продажа билетов. 4. Финансовый аспект: а) определение сметы расходов, б) формирование бюджета, в) поиск спонсоров. Важно для руководителя быть полноценным лидером. Лидерство — это проявление власти, способность влиять на поведение других людей, это способность выстраивать баланс власти руководителя и подчиненных. При этом эффективное лидерство оказывается обусловленным добровольным признанием подчиненными авторитета руководителя. Реализация лидерства (властного влияния) может быть основана на принуждении (силой закона и распределения полномочий), на убеждении (разъяснении) и на участии (личном примере). Руководство как лидерство — многогранная деятельность. Однако в ней отчетливо прослеживаются две основные направленности:
Руководить означает не только приказывать, но и опекать, направлять, мотивировать и воспитывать. Специфическая форма контроля в виде творческого отчета – мероприятие, на котором демонстрируются образцы достигнутого уровня работы. Это могут быть концерты, выставки, спектакли, фестивали, комплексные мероприятия. Подобные творческие отчеты могут проводиться различного уровня: отдельных коллективов, мастеров и исполнителей, учреждений и организаций, могут быть отчетные акции регионального масштаба и даже республиканского уровня («дни культуры» или фестивали). Творческий отчет организации решает ряд задач:
По своим задачам творческий отчет переплетается с public relations и вполне может рассматриваться также как одна из форм PR. Чтобы мероприятие могло рассматриваться в качестве творческого отчета, оно должно отвечать нескольким требованиям:
• сценарий проведения должен предполагать возможность оценки демонстрируемых образцов работы (экспертный опрос, анкетирование посетителей или участников, книгу отзывов, проведение конференции и т. п.); • итоги и оценки творческого отчета должны стать предметом специального анализа (совещания, семинара) для определения перспектив дальнейшей деятельности. Тема 8. Зарубежный и отечественный опыт управления культурой Основные вопросы:
Термин политика [от греч. Politike – искусство управления государством] означает деятельность органов государственной власти и государственного управления, руководство социально-политическими процессами. В своем сущностном содержании политика — это реализация властных отношений. Политические системы и институты, через которые регулируются властные отношения, политическая воля, отражающая стремления тех или иных социальных слоев и элит, составляют политическую подсистему, взаимодействующую с хозяйственной системой, социальными структурами и культурной системой. Политика опирается прежде всего на политические акции и средства мобилизации, имеет в своем распоряжении партии, госаппарат, суд, полицию, службу безопасности и тюрьмы. Культура поддерживается через знания, нормы и ценности и действует преимущественно через систему образования, издательства, музеи и средства массовой коммуникации, произведения искусства, театра, празднества, язык и т.д. Специфика осуществления культурной политики определяется рядом социально-политических факторов: формой государственного устройства, типом политического режима, уровнем политической и общей культуры субъектов культурной политики, национальными и культурными традициями данного государства, культурными потребностями и интересами общества и отдельных составляющих его элементов. Государство как высшее проявление политической организации является основным внешним органом обеспечения общесоциальных функций (поддержание порядка, защита населения, регуляция важнейших систем функционирования общества), регулирования культурной деятельности, защиты от власти локальных сил и местных интересов. Государство выступает также как важный «заказчик» и «спонсор», поддерживая культурную деятельность материально или через предоставление привилегий. В странах развитого капитализма объем культурной политики, осуществляемой государством, заметно меньше, чем в развивающихся, — в силу того, что в первых сложилась налаженная система регуляции культурной деятельности со стороны бизнеса и институтов культуры, прежде всего системы образования и науки. В развивающихся странах государство является основным институтом компенсирования недостатков инфраструктуры, которая сама по себе не в состоянии обеспечить развитие культуры в соответствии с общенациональными требованиями. Цели культурной политики: 1.Утверждение общности культуры нации в целом, что означает уменьшение различий между городом и деревней, между различными этническими группами. 2. Согласование культурного и социоэкономического развития. 3. Утверждение самобытности культуры данной страны как важного фактора национального единства и солидарности. 4. Пропаганда принципа преемственности культуры, т.е. связи настоящего с прошлым — традициями и достоянием общества. 5. Учет и охрана культурного наследия, что влечет за собой также требование его изучения, распространение и использование его элементов в современной жизни. 6. Осуществление демократизации культуры, обеспечение участия всех слоев населения в культурной жизни общества. 7. Плодотворный диалог между интеллигенцией и большинством населения. 8. Содействие творческой активности и поддержание высокого уровня искусства. 9. Подготовка и совершенствование кадров в различных формах культурной деятельности. 10. Содействие интеграции науки в национальную культуру на основе изучения влияния науки и техники на культурные процессы в обществе. 11. Расширение сети культурных учреждений и их деятельности в целях распространения норм и навыков культурной жизни. 12. Содействие демонстрации достижений национальной культуры за рубежом. Культурная политика является сознательным регулированием в области культуры при принятии необходимых решений по всем вопросам, относящимся к культурному развитию общества в целом. Культурная политика существует как системный атрибут общегосударственной политики и выражает социально-политическую систему общества, вырабатывает социально-культурные ценностные ориентиры, создает возможности для культурного саморазвития личности, развития общественных движений и формирований в сфере культуры. Культурная политика обеспечивает: прогнозирование и проектирование основных тенденций культурных процессов в обществе, политические и экономические условия для формирования и развития саморегулирующихся и саморазвивающихся культурных институтов на основе творческой потребности общества, гарантии участия населения в культурных процессах, защиту культуры от негативных воздействий стихии рыночных отношений, внедрение новых научных технологий в культурную деятельность. Реализацию культурной политики государство осуществляет через систему социальных институтов, воспроизводящих собственными формами, методами и средствами культурные, образовательные, творческие и нравственные виды деятельности, соответствующие социально-ценностным ориентирам государства. 2. В настоящее время существует большое число типологий моделей политики в сфере культуры, что объясняется разным подходом к определению ее целей, механизмов реализации и результатов. Абрахам Моль предлагал в качестве основания для классификации социостатические и социодинамические характеристики. Социостатическая модель описывает устойчивые цели культурной политики и ее институты. Моль выделял три подгруппы такой политики: • «Популистская», или «демагогическая», целью которой является наибольшее удовлетворение культурных потребностей как можно большего числа людей. • «Патерналистская», или «догматическая», в соответствии с которой право и основные каналы распространения культурных ценностей принадлежат «административному совету», располагающему точной шкалой ценностей существующих и создаваемых культурных благ. • «Эклектическая», задачей которой является оснащение каждого человека индивидуальной культурой, представляющей собой неискаженное отражение, «хорошую» выборку из более общей гуманитарной и гуманистической культуры. Социодинамическая политика в сфере культуры соответствует непрерывным изменениям и отражает новое содержанию культуры в каждую эпоху; имеет два направления: «прогрессивное» (ускоряющее ход эволюции культуры) и «консервативное» (замедляющее). Милена Драгичевич-Шешич предлагает модели культурной политики на основе определения характера политического устройства государства и места государства и других акторов в реализации культурной политики. В модели либеральной культурной политики решающим является рынок культурных товаров и услуг. В модели государственной бюрократической, или просветительской культурной политики доминирует государство (с помощью аппарата законодательного, политического, идеологического и финансов). Такая модель была типичной для социалистических стран, также Франции и Швеции. Модель национально-освободительной культурной политики наиболее типична для бывших колоний и государств Восточной Европы. Основной чертой ее является развитие или утверждение оригинальных культурных традиций, что нередко ведет к таким последствиям, как «закрытая культура», национализм и даже шовинизм. Модель культурной политики переходного периода характеризует принятие демократических ориентиров, но через структуры государства, не способные отказаться от командно-бюрократических методов. Часто это приводит культурную политику к национализму. Руководитель исследовательского Института культурной политики (Бонн) Андреас Визанд выделяет две основные модели развития культурной политики. Основные характеристики культурной политики общественной поддержки: - Интерес власти сфокусирован на традиционно главных институтах культуры, таких, как музеи, театры, библиотеки и культурные центры, которые и получают финансирование. Творческие деятели часто выполняют роль миссионеров, несущих «истину», а экспериментальная культура считается малозначительной. - Главной целью является институциональный баланс в культуре и искусстве, который поддерживается течениями, получившими признание. - Основным источником финансирования считается государственный бюджет, инструментами государственного регулирования выступают планирование и составление программ. - Политика в основном осуществляется на общенациональном уровне; международные культурные связи происходят только в рамках дипломатических отношений. - Для контроля власть создает художественные советы. Подобная модель культурной политики порождает ряд проблем: минимальность условий для инноваций; предпочтение традиционным формам культуры и искусства; торможение гибкого планирования; влияние администраторов является чересчур значимым, а роль художников – ограниченной. Рыночно ориентированная модель культурной политики характеризуется следующими подходами: - Культура, как и другие секторы общественной жизни регулируется рынком. - Политика, в основном, ориентирована на экономическое развитие. - Традиционные барьеры между высокой культурой и массовой культурой становятся несущественными. - Основным термином культурной политики является «менеджмент культуры», основывающийся на идеях «смешанной культурной экономики» и коммерческого спонсорства, которые обещают больше, чем могут дать. - Особое внимание уделяется развитию культуры на местном уровне, хотя фактически усиливается транснациональная политика, например, в Европе. - Важную роль в формировании политики играет культурная элита, прежде всего – из мира искусства. Ее деятельность обеспечивают эксперты – маркетологи и бизнесмены. Ограничения рыночной модели: преобладает критерий рентабельности; свобода творцов часто подавляется, поскольку сами они не в состоянии найти спонсоров, то есть партнеров с совпадающими интересами; международная ориентация часто имеет отношение только к ограниченному числу стран (как в случае с ЕС) и затрагивает чаще всего индустрию развлечений, контролируемую транснациональными, большей частью – американскими корпорациями; интересы аудитории и паблисити нередко переоцениваются, а это может вести к разбалансировке рынка как экономически, так и в плане содержания продукции; экспертные органы часто выполняют формальные функции, а власть менеджеров, проявляющих не очень большой интерес к содержанию художественного творчества, может оказаться слишком велика. Получила широкое распространение модель финансирования сферы культуры исследователей Совета по искусству Канады Гарри X. Шартрана и Клэр Мак-Кафи. Они выделили четыре категории финансирования с условными названиями: государство-вдохновитель, государство-патрон, государство-архитектор и государство-инженер. Модели предложенной классификации не взаимоисключают друг друга и могут использоваться одновременно. В группе стран, относящихся к категории «вдохновителей», государство, само не слишком щедро субсидируя искусство, стимулирует общество вкладывать средства в некоммерческие организации отрасли культуры. Представителем государства-«вдохновителя» принято считать США, а традиции свободного рынка поощряли филантропию, где правительство всегда «вдохновляло» доноров, будь то коммерческий сектор, фонды или частные лица. Использовались не только сугубо экономические методы посредством налоговых льгот, но также создание в обществе соответствующей атмосферы, стимулирующей вклады в духовную сферу, а учреждения культуры – на поиск новых доноров. Государство-«патрон» финансирует культурную деятельность посредством управления «на расстоянии вытянутой руки» («the arms-length principle»). Оно определяет лишь общий уровень поддержки культуры, выделяя соответствующие финансовые средства. Их распределением между конкретными организациями ведают независимые от правительства посреднические организации, являющиеся своеобразным «буфером» между правительством и культурой. Классическим примером государства-«патрона» является Великобритания. В группе государств-«архитекторов», решение о поддержке культуры, размерах и адресности финансирования принимают государственные органы, чаще всего – Министерства культуры. Подобная практика произрастает из традиций, сложившихся в среде феодальной элиты Европы, когда поддержка искусства считалась добродетелью. Не случайно современные государства-«архитекторы» нередко называют «культурными монархиями». Сильной стороной политики «архитектора» является стабильное положение деятелей культуры. С другой стороны, их экономическое положение зависит от членства в официальных творческих союзах, превращая их в своего рода государственных служащих. Гарантия долгосрочного финансирования в свою очередь может стать причиной творческой стагнации. К государствам «архитекторам» обычно относят Францию, также можно включить и СССР в ранний период его истории. Практика свидетельствует об устойчивом дрейфе многих государств, ранее входивших в эту группу, в сторону политики государства-«патрона». Группа стран, где государство выступает в роли «инженера», относительно невелика. Ранее к ней относили все страны Восточной Европы. Как и «архитектор», государство-«инженер» принимает решение о распределении финансовых ресурсов, их получателях и контролирует целесообразность расходования посредством специальных государственных органов. Однако, творческая энергия творца подчинена в данном случае целям государственной идеологии. Ответом на тотальное огосударствление культуры стало широкое распространение культуры «андеграунда». 3. Каждый сфера социальной жизнедеятельности имеет соответствующие формы организации, т.е. институты, обеспечивающие как его поддержание, так и воздействие на общественную жизнь в целом. Экономика не может функционировать без определенных форм собственности на средства производства, производственных коллективов, организации предпринимателей и трудящихся и т.д. Политика получает свое выражение прежде всего в деятельности государства и политических партий. Институт всегда представляет собой ряд компонентов: а) некоторую внутренне слаженную систему функций, закрепленных предписаниями (нормы, уставы), оправдывающими данный институт и соотносящими его с другими сферами; б) материальные средства (здания, финансы, оборудование), обеспечивающие деятельность данного института; в) носителей (кадры), вербуемых в соответствии с принципами, соотнесенными с целями данного института (служители культа, различные слои интеллигенции). Социальные институты организуют и координирует деятельность людей в каждой сфере, без чего эта деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер. Основными органами, планирующими и принимающими решения по вопросам направленности культурной политики, являются органы государственной власти, а основными органами, реализующими культурную политику государства, являются культурные институты. Последние сравнительно четко делятся на институты, функционально привязанные к задачам культурной политики. Например, институтами, занимающимися вопросами сбора и сохранения культурного наследия, являются библиотеки, архивы, разнопрофильные музеи, государственные историко-культурные заповедники и т. п. Институтами, решающими вопросы развития художественной деятельности, являются творческие союзы и объединения, архитектурные, художественные и реставрационные мастерские, киностудии и кинопрокатные учреждения, театры (драматические и музыкальные), концертные структуры, цирки, а в идеале также — книгоиздательские и книготорговые учреждения, средние и высшие учебные заведения художественного профиля и др. Институтами досуговой работы являются клубные учреждения, а также туристические организации. Задачи социальной педагогики решаются преимущественно в системе образовательных учреждений, международное культурное сотрудничество осуществляется главным образом центральными управленческими органами культуры. Определенную роль в развитии культурной политики играют научно-исследовательские и учебные заведения культуры и искусства. В советский период в нашей стране культурная политика была неотделима от агитации и пропаганды, осуществлявшейся Идеологическим отделом ЦК КПСС, а Министерство культуры было лишь одним из частных исполнителей этой политики. В рамках советской системы существовало централизованное управление культурной деятельностью — через союзные и республиканские министерства, областные и районные управления, находившиеся в иерархической подчиненности центру. Территориально-административный принцип дополнялся функционально-ведомственным (Госкомиздат, Госкино, Гослит, Госцирк и т.д.), а также и творческими организациями, тоже созданными на бюрократических принципах. Весь этот механизм находился под постоянным жестким идеологическим и кадровым контролем со стороны КПСС с ее внутренним делением по соответствующим уровням (ЦК КПСС, обкомы, горкомы, райкомы, парткомы) и функциям (отделы пропаганды, отделы культуры и т.д.). В советском обществе исповедовался плановый подход к развитию культуры, который был призван обеспечить хотя бы минимум культурных благ максимально возможному числу людей при среднем качестве. К.П. в СССР понималась как совокупность практических мероприятий, проводимых государством с целью усовершенствовать культурное пространство и время жизнедеятельности населения. Так, сокращение рабочего дня и увеличение свободного времени было направлено на то, чтобы люди имели больше времени читать книги и газеты, посещать театры и кинотеатры, галереи и выставочные залы, путешествовать. Строительство новых культурных объектов — музеев, залов, парков, выставочных и концертных залов — направлялось для совершенствования пространственной среды обитания и организации культурного досуга. К.П. имеет два пласта: 1) совокупность провозглашаемых целей, ориентиров, идеалов и идей; 2) совокупность практических мероприятий, которые могут сильно отличаться от провоглашаемых целей. Оба пласта К.П. существуют в любом обществе, которое хоть как-то занимается регулированием культурной жизнью страны. Первый, декларативный пласт К.П. включает философские принципы и идеологические лозунги типа необходимости всестороннего развития личности, сохранения культурной самобытности страны, развития национального языка, равного доступа к культурным ценностям для всех социальных групп и народов. Второй, практический пласт К.П. содержит только те шаги и действия, которые реализуются практически. Между намерениями и реальными шагами может существовать значительное расхождение. Иногда лишь 30—40% из задуманного или пропагандируемого воплощается в жизнь. Так происходит в большинстве стран. Примером расхождения двух пластов К.П. может служить советское общество. Культурная политика в Беларуси заключается в сравнительно автономной и скоординированной деятельности учреждений культуры, имеющих отношение к охране культурного наследия, художественной деятельности, печати, библиотечному делу и т. п. Новая ситуация в культуре характеризуется тенденцией к децентрализации, многообразием и открытой состязательностью разных направлений развития культуры, переходом от директивных и административных к косвенным методам управления (расширение сети специальных школ, центров, фондов, подключение коммерческих механизмов и т.д.). 4. В культурной политике проявляются следующие виды субъектов: государственные органы, негосударственные экономические и деловые структуры и деятели культуры (интеллигенция); причем последние играют двоякую роль в культурной политике, являясь одновременно и ее субъектами и объектами. К объектам культурной политики (в данном контексте) относится сама сфера культуры и общество, рассматриваемое как совокупность потребителей создаваемых и распространяемых культурных ценностей. |