Главная страница
Навигация по странице:

  • Общение

  • 2.Функция общения – регулятивно-коммуникативная функция (Общение как взаимодействие – интерактивная сторона общения).

  • Разновидности конфликтов

  • 3.Функция общения – аффективно-коммуникативная функция (Общение как восприятие людьми друг друга).

  • Рефлексия

  • Тема 2. Основные виды и типы общения. Виды общения. Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются по специфике обратной связи. 1

  • Диалогическое и монологическое общение

  • Монологическое общение

  • ЛЕКЦИИ ОКК. Тема Сущность и особенности общения. Основные функции общения


    Скачать 451.5 Kb.
    НазваниеТема Сущность и особенности общения. Основные функции общения
    АнкорЛЕКЦИИ ОКК.doc
    Дата21.09.2018
    Размер451.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛЕКЦИИ ОКК.doc
    ТипДокументы
    #24915
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    Тема 1. Сущность и особенности общения.

    Основные функции общения.

    Проблема общения в последние годы стала предметом изучения многих наук. Ею занимаются философы, социологи, экономисты, психологи и педагогики. Общение – необходимое условие формирования каждой личности. Без общения не возникло и не могло бы существовать человеческое общение.

    Общение, по мнению Е. В. Руденского, определяется как форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Его можно рассматривать в двух главных аспектах: как освоение личностью социокультурных ценностей и как ее самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми.

    Каждый из нас живет и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с ними какое-то общее дело, занимаемся спортом и т.д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, знакомыми и незнакомыми. При этом мы любим, к другим относимся нейтрально, третьих ненавидим.

      • Взаимодействуя с другими людьми, воспринимаем и оцениваем их;

      • Часто с интересом воспринимаем различные слухи;

      • Обмениваемся переживаниями со своими знакомыми или случайными людьми;

      • Испытываем на себе влияние других людей, изменяя свое поведение, подражая им;

      • Принимая решения, в большинстве случаев учитываем мнение окружающих;

      • Находимся под воздействием средств массовой информации;

      • С одними людьми легко и продуктивно работаем, с другими у нас возникает разногласия;

      • Замечаем, что нам бывает скучно работать в одиночку, а в хорошей компании быстро и весело выполняем самое трудное дело.

    Можно сказать, что человек существует и развивается в об­ществе, в окружающей его группе людей, в соответствии с ее
    требованиями изменяет свои мысли и поведение, переживает
    какие-либо чувства под влиянием взаимодействия с другими уча­стниками группы. Однако все это происходит, благодаря тому,
    что, обмениваясь информацией и переживаниями с другими людь­ми, лучше узнавая их, каждый из нас так или иначе участвует
    в общении. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности.

    Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, шко­ле, на улице. Это так называемая микросреда. Благодаря обще­нию в микросреде и происходящим здесь контактам каждый из нас познает более широко социальный мир и общается с ним, т. е. испытывает воздействие макросреды. Макросреда — это общество со своей наукой, культурой, идеологией, законами, об­щественными нормами и т. д. Местом встречи микро- и макро­среды, гранью, на которой они взаимодействуют, является малая группа, где протекает жизнь каждого из нас

    Именно в малых группах (семье, классе, на улице), в своей микросреде человек усваивает специфические проявления макросреды: опыт и знания предшествующих и современных поко­лений. Личность взаимодействует с обществом не напрямую, а с помощью своего круга общения.

    А. «Общение выступает в качестве одного из важнейших условий выявления и раскрытия лучших сторон личности, формирования ее сознания и самосознания, стимулятором ее развития: общаясь с другими людьми, анализируя отношения других людей, анализируя отношения других людей к себе, рефлексируя, человек обнаруживает потребность в самосовершенствовании и реализует эту потребность в процессе самовоспитания».

    Б. Как любая деятельность, общение целенаправленно, нормативно (подчиняется нормам) и результативно (имеет тот или иной эффект). Целью общения является планирование и координация совместной деятельности индивида или общества в целом. Эта продуктивная деятельность может иметь как материальный, так и духовный характер. Для достижения этих целей общение служит инструментом, результативность определяется тем, насколько достигнута цель.

    Объективными факторами человеческой деятельности являются: конкретные условия места и времени действия, совокупность социально-исторических факторов, расстановка политических сил.

    Субъективными факторами являются: целенаправленность, планомерность, организованность, активность – в процессе которой человек преобразует окружающую действительность, тем самым удовлетворяя материальные и духовные потребности.

    В. Культура общения является отражением процессов духовного развития общества, личности; оказывает влияние на общественные отношения; зависит от культурных традиций; способствует продуктивному общению, сотрудничеству, взаимопониманию.

    Формированием культуры общения занимаются педагогические системы (семья, учреждения дополнительного образования, школа, институт) которые влияют на поведение, программируют взаимоотношения, формируют стиль поведения субъектов общения.

    Культура общения это:

    - взаимодействие человека с окружающими его людьми;

    - культура поведения;

    - организация личного времени человека;

    - инструменты, средства, способы человеческого общения;

    - традиции общекультурные, национальные, религиозные.

    Общение весьма сложный и многогранный процесс. Он может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного понимания друг друга, отмечает Б. Д. Парыгин. Определение Б. Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу. Таким об­разом, в процессе общения мы можем обмениваться информа­цией, взаимодействовать с другими людьми, познавать их и испытывать переживания, возникающие в ходе общения.

    Давайте, опираясь на собственный опыт общения и на те теоретические и экспериментальные разработки, ко­торые сегодня имеются, попытаемся определить, что же включает в себя этот чрезвычайно важный процесс, каковы его функции в нашей жизни.

    1.Функция общения —информационно-коммуникативная

    (общение как обмен информацией).

    В коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Особую роль играет для каждого участника общения значимость информации, потому что люди не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечает А. Н. Леонтьев, стремятся выработать общий смысл. Это возможно при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена.

    Посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Следовательно, при обмене информацией осуществляется двунаправленный процесс – изменение самого типа отношений между участниками коммуникации, возникновение\невозникновение доверия между ними, чего не происходит «чисто» информационных процессах.

    Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. («все должны говорить на одном языке»).

    В условиях коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры (носят социальный или психологический характер)

    Социальные (политические, религиозные, профессиональные) различия, которые не только порождают разную интерпретацию, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение. Психологический характер. Возникает вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость).

    Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие.

    2.Функция общения – регулятивно-коммуникативная функция (Общение как взаимодействие – интерактивная сторона общения).

    Направлена на организацию взаимодействия между людьми, а также на коррекцию человеком своей деятельности или состояния. Эта функция призвана соотносить мотивы, потребности, намерения, цели, задачи, предполагаемые способы деятельности участников взаимодействия, корректировать ход выполнения намеченных программ, регулировать деятельность. В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую стратегию.

    Показатель эффективности реализации этой функции общения служит степень удовлетворенности совместной деятельностью и общением, с одной стороны, и их результатами – с другой.

    Типы взаимодействий.

    • Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Атрибутами кооперации являются такие процессы, как взаимопомощь участников, их взаимовлияние, их включенность во взаимодействие. Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности. Две основные черты: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности.

    • Конкуренция отождествляется с негативными характеристиками этого процесса даже с враждой, но более внимательный анализ позволяет наделить его и позитивными чертами. В ряде исследований вводится понятие продуктивная конкуренция, характеризуемая как гуманная, честная, справедливая, в ходе которой у партнеров возникает конкурентно-созидательная мотивация. В этом случае во взаимодействии хотя и сохраняется единоборство, но оно не перерастает в конфликт, а обеспечивает лишь подлинную состязательность.

    Различают несколько степеней продуктивной конкуренции:

    а) соревнование, когда партнер не несет угрозы и проигравший не гибнет;

    б) соперничество, когда только победитель оказывается безусловно выигравшим, а другой партнер в оказывается в абсолютном проигрыше;

    в) конфронтация, когда со стороны одного участника взаимодействия возникает намерение нанести другому ущерб.

    Границы между этими степенями, конечно, условны, но важно, что последняя степень непосредственно может перерасти в конфликт.

    Конфликт иногда рассматривается как особая форма (или вид) взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях. Процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции. Основные элементыконфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта

    Разновидности конфликтов:

    а) Деструктивный. Именно такого типа конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение количество вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение негативных установок, выражаемых в адрес друг друга.

    б) Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения.

    3.Функция общения – аффективно-коммуникативная функция (Общение как восприятие людьми друг друга).

    Представляет собой процесс внесения изменений в состояние людей, что возможно и при специальном (целенаправленном), и при непроизвольном воздействии. В первом случае сознание и эмоции изменяются под влиянием заражения (процесса передачи эмоционального состояния другими людьми), внушения или убеждения.

    В отечественной литературе также весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека». Это более широкое понимание термина обусловлено специфическими чертами восприятия другого человека, к которым относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, формирования представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д.

    Анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию, рефлексию и каузальную атрибуцию.

    Идентификация буквально обозначает отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека – уподобление себя ему.

    Рефлексия означает осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

    Каузальная атрибуция – процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Потребность понять причины поведения партнера по взаимодействию возникает в связи с желанием интерпретировать его поступки.

    При любом подходе принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью. В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности, так как любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее.

    Тема 2. Основные виды и типы общения.

    Виды общения.

    Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются по специфике обратной связи.

    1. Общение может быть непосредственным и опосредованным.

    Непосредственное общение – это прямое естественное общение «лицом к лицу», когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи и паралингвистических средств. Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию. Они видят человека, с которым разговаривают, могут правильно оценить не только содержание сказанного, но и отношение к нему говорящего. Если один человек стремится обмануть другого, то ему это не так просто сделать при непосредственном общении, когда он должен подтвердить свою информация невербальными средствами.

    Непосредственное общение может быть формальным и межличностным. Оно может также осуществляться между двумя субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе.

    Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут друг другу письма. Опосредованное общение представляет собой неполный психологический контакт. Обратная связь здесь затруднена или отдалена. Опосредованное общение, так же как и непосредственное, может осуществляться между двумя субъектами и в группе.

    2. Массовое общение.

    Представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит на различных митингах, больших собраниях, демонстрациях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории, массе. Многочисленные контакты в общественном транспорте также могут быть отнесены к непосредственному массовому общению.

    Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации. Почти каждый цивилизованный человек включен в поток мировой информации благодаря прессе, радио, телевидению, компьютерной связи.

    Многие средства массовой коммуникации создают иллюзию общения. Работа за компьютером или просмотр вечерних телевизионных программ способствует развитию ощущения взаимодействия с другими. Так, например, социологи определили, что средний городской современный человек проводит у телевизора около 5 часов в день. Это весьма опасная тенденция, поскольку у субъекта, смотрящего интересную для него информационную программу, создается иллюзия присутствия другого человека и общения с ним, но на самом деле никакого общения не происходит.

    Это квазиобщение, т. е. мнимое общение, воображаемое, кажущееся. Приставка квази (от лат. quasi) употребляется перед словом для выражения сомнительности, мнимости обозначаемого явления. Увеличение доли квазиобщения во взаимодействии человека с окружающим его миром – также одна из особенностей современного общения.

    Уровни общения.

    Чем же может определяться качество общения?

    1. Уровнем, на котором происходит взаимодействие;

    2. Количеством потребностей, которые человек удовлетворяет в процессе общения с другими людьми;

    3. Возможностями саморазвития личности.

    Уровни общения определяются, в свою очередь, общей культурой взаимо­действующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации и многими другими факторами.

    Самый примитивный уровень общения - фатический(от лат. fatuus - глупый). Он предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Такое общение носит некий характер автоматизма и ограничен­ности. Его примитивность заключается не в том, что реплики просты, а в том, что за ними нет глубокого смысла, содержания. Иногда это уровень обозначают как конвенциональный (конвенция -соглашение). Особенность данного уровня общения заключается также и в том, что субъект не полу­чает никакой новой информации.

    Следующий уровень общения - информационный.На этом уровне происходит обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником каких-либо видов актив­ности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой). Информационный уровень общения носит обычно стимулирую­щий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей. Часто уров­ни общения меняются в процессе одного разговора.

    Личностныйуровень общения характеризует такое взаимодей­ствие, при котором субъекты способны к самому глубокому са­мораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Данный уровень взаимодействия воз­никает в особых ситуациях и при определенных условиях, когда у человека появляется вдохновение, озарение, чувство любви, ощу­щение единения с миром, ощущение счастья и т.д. Это особые си­туации духовного подъема и развития личности, поэтому такой уровень может быть еще определен как духовный.

    Личностный или духовный уровень характеризует только та­кое общение, которое нацелено на активацию позитивного отно­шения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом. Поэтому личностный уровень явля­ется просоциальным уровнем, т.е. полезным для общества, ибо побочным эффектом такого общения выступает нравственное со­вершенствование людей. Что касается фатического и информаци­онного уровней, то они могут иметь социально-положительный (просоциальный) и социально-отрицательный (антисоциальный) контекст.

    Следу­ет также добавить, что информационный уровень бывает либо деловым, либо эмоциональным, либо эмоционально-деловым. При этом, каждый из трех подвидов данного уровня может быть как, просоциальным, так и антисоциальным.

    Основные типы общения.

    Уникальным феноменом социальности человека является его общение с самим собой. Но это общение носит особый индивиду­альный характер.

    Общение с собой проявляется в функции-самосознания: пока человек сознает себя, он способен к самоизменению. Причем диалог с самим собой происходит постоянно, поскольку подлинная жизнь личности со­вершается в точке несовпадения с самим собой. Человек как бы выходит за пределы самого себя и смотрит на себя со сто­роны с точки зрения своего «идеального Я». При этом «реальное Я» и «идеальное Я» взаимодействуют на равноправных позициях.

    Диалогическое и монологическое общение рас­сматривается социальной психологией как типы общения. Диалогическое общение осуществляется тогда, когда собеседни­ки позитивно настроены по отношению друг к другу и восприни­мают себя в качестве равноправных партнеров. При диалогиче­ском общении каждый собеседник воспринимает другого как че­ловека, имеющего право на собственное мнение, хотя не означает полного согласия общающихся. В то же время диалог по­зволяет решать проблемы совместными усилиями общающихся. Это общение по существу. Изначально диа­лог как уникальный метод познания мира и нахождения истины был предложен великим греческим философом Сократом. По­скольку Сократ не вел никаких записей, его диалоги были пред­ставлены в работах его не менее знаменитого ученика - Платона. Вслед за Сократом Платон считал, что с помощью диалога можно определить сущность вещи. Чтобы познать истину, человек должен уметь ставить вопросы и давать на них ответы. Педагогическая сущность диалогического общения по Сократу и Платону заключа­ется в том, что оно должно побуждать в других стремление к исти­не

    Монологическое общениереализуется при неравноправных по­зициях партнеров. Монологическое общение может быть императивным и манипулятивным. Императивное общениепроявляется в стремле­нии одного из общающихся доминировать над другим, принуж­дать его к определенным действиям, контролировать его поступ­ки. При императивном общении один из субъектов считает, что он имеет право или даже обязан управлять поведением другого. Такие отношения можно встретить в семье, если преобладают ав­торитарные модели воспитания. Диктат родителей проявляется в их стремлении принимать решения за своего ребенка и навязы­вать их ему в категоричной форме. Иногда императивное обще­ние проявляется при формальных отношениях на уровне «начальник - подчиненный».

    Если же субъект же­лает скрыть стремление подчинить своей воле другого человека во время взаимодействия, то такое общение уже приобретает манипулятивный характер. Манипулятор стремится использовать партнера в качестве объекта таким образом, чтобы тот этого не заметил, прибегая к игре, притворству, лицемерию и т.д. Самому манипулятору весьма важно, чтобы ему доверяли, ведь только в этих условиях он способен достичь своей цели. Е.Л.Доценко, исследуя психологию манипуляции, выделил ее ос­новные признаки: стремление и умение психологически воздейст­вовать на других людей; отношение манипулятора к другому че­ловека как к средству достижения собственных целей; стремление получить односторонний выигрыш; скрытый характер воздейст­вия; использование психологической силы, игра на слабостях; мастерство и сноровка в осуществлении манипулятивных дейст­вий (см.: Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 1996). При этом человек, на которого направлена манипуляция, не понимает скрытой игры.

    Э.Шостром, описывая манипуляторов, отмечал их стремле­ние к постоянному контролю своего поведения и поведения дру­гих людей, отсутствие искренности, желание произвести впечат­ление, цинизм, деформацию эмоциональной сферы (см.: Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. - Минск, 1992).

      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта