ЛЕКЦИИ ОКК. Тема Сущность и особенности общения. Основные функции общения
Скачать 451.5 Kb.
|
Тема 7. Основные психологические механизмы процесса общения. дать собеседнику время и пространство для высказывания; силу нервных процессов, определяющую уровень выносливости нервной системы, работоспособности человека, способность переносить различной степени нагрузки на нервную систему; уравновешенность, характеризующую соотношение процессов возбуждения и торможения; подвижность, определяющую быстроту появления и переключения нервных процессов.
подавать соответствующие невербальные сигналы: поддерживать зрительный контакт, держать руки с раскрытыми ладонями впереди, улыбаться, поддакивать; быть положительно настроенным по отношению к собеседнику; организовывать и обустраивать пространство так, чтобы оно способствовало говорению (и слушанию); исключать внешние помехи: телевизор, радио, телефон; задавать вопросы. Виды слушания В зависимости от нашего собеседника и от той информации, которую получаем от него, мы применяем различные виды слушания. К ним относятся: активное, пассивное и эмпатическое слушание. Активное слушание предполагает: заинтересованное отношение к собеседнику, уточняющие вопросы по типу: «Правильно ли я вас понял, что...?» (со знаком вопроса в конце фразы). Зрительный контакт глазами является важным элементом коммуникации. Если вы смотрите в глаза собеседнику, тем самым вы показываете, что вам важно и интересно то, что говорит собеседник. Если вы рассматриваете собеседника «с ног до головы», тем самым вы сообщаете ему, что для вас важен в первую очередь сам собеседник, а то, что он говорит – вторично. Если в то время, как собеседник что-то говорит, вы рассматриваете предметы в комнате, тем самым вы сообщаете, что вам не важен ни собеседник, ни то, что он говорит, по крайней мере в этот момент. Главный элемент активного восприятия —умение дать человеку понять, что вы его внимательно слушаете. Это можно сделать, сопровождая речь собеседника киванием головы, произнесением сопровождающих слов типа «да», «понимаю вас...» и т. п. Важно реагировать на слова собеседника, но не следует переусердствовать. Гротескное реагирование и внимание могут вызвать напряжение и могут разрушить взаимодействие (раппорт-отношения взаимодоверия.).
(означает попытку уточнить смысл высказывания собеседника посредством повторения говорящему его же сообщения, но своими словами. Кроме проверки правильности понимания, перефразирование дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понимают.) Фразы «Я понимаю ваше состояние...»; «Я понимаю, что вам нелегко говорить об этом» и т. п. — показывают собеседнику, что его состояние понимают, ему сопереживают. При этом акцент делается не на содержании сообщения, как при перефразировании, а на отражении чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния. Пассивное слушание. Общение заключается не только в обмене словами, оно в большой степени происходит на невербальном уровне. В обыденном общении бывает достаточно внимательно выслушать, т.е. показать средствами "языка тела": я здесь, я осознаю - значит, я слушаю и слышу. Это адекватная смыслу высказывания мимика лица, кивки головой, установление и поддержка зрительного контакта, использование паралингвистических звуков и слов, подтверждающих, что мы слушаем ("угу", "ага", "да-да", "надо же!", "ты хочешь сказать что-то еще?"). Для разделения эмоциональных переживаний собеседника используйте эмпатическое слушание - это сопереживание другому человеку, "вчувствование" - способность чувствовать то же, что и собеседник, понимать его не "умом", а "сердцем". Оно предполагает: настрой на слушание; создание доверительной атмосферы; отражение переживаний чувств, стоящих за высказываниями собеседника; выдерживание паузы, необходимой человеку для того, чтобы он разобрался в своих переживаниях. Когда мы проявляем эмпатию, мы пытаемся понять или испытать то, что понимает или испытывает другой человек. Чтобы добиться этого, необходимо отстраниться от своих чувств, мыслей и установок и «включиться» в чувства, мысли и установки другого, реагировать в соответствии с ним. Слушание публичного выступления. При слушании выступления необходимо более четко определить для себя ту цель, с которой вы будете слушать. Принципы эффективности слушания основываются на готовности и желании слушать. На отношение слушателя могут влиять его знания и опыт по обсуждаемому вопросу. Хороший слушатель постоянно ищет ценное в сообщении, даже если он считает способ исполнения плохим, а предмет глупым, он должен стараться понять и отказаться от критики недостатков выступающего. В качестве вспомогательных средств, улучшающих навыки слушания, можно назвать следующие: 1) умение концентрироваться; 2) умение анализировать содержание; З) умение слушать критически; 4) умение конспектировать. Основное правило, которое рекомендуется соблюдать при конспектировании, заключается в следующем: важнее понять логику изложения в целом, чем записать несвязные, обрывочные фрагменты. Конспект устного выступления (лекции) должен представлять собой расширенный план, отражающий его структуру и основные положения, содержащий конкретные примеры и цитаты. При конспектировании устного выступления рекомендуется придерживаться следующих общих принципов: 1. Используйте неформальную систему записи, чем более простую, тем лучше, и упрощенную форму структурирования текста, которая включает короткие абзацы, предложения, части предложений, отдельные слова. Записи должны быть понятными для вас. 2. Делайте короткие записи. Записывайте только выдающиеся моменты и фактический материал. З. Используйте сокращения и символы. Постарайтесь свести время на запись к минимуму. 4. Делайте разборчивые записи. Убедитесь, что они понятны для вас. Тогда, если позже вы захотите их прочесть, вы сможете их расшифровать, записав подробно. 5. Помечайте важные идеи. Подчеркивайте или маркируйте важные мысли. При просмотре записей такие пометки помогут быстро освежить содержание написанного, найти нужные места и т.п. 6. Периодически просматривайте записи. В процессе учебы несколько раз. Сопоставляйте новые записи со старыми. Перед экзаменом изучите все тщательно. Тема 9. Речь в системе средств общения. Целевые установки речи.
Ритуальная речь В любом речевом акте, как уже говорилось, происходит передача информации. "А для чего человек передает информацию?" Анализ целевых установок речи есть анализ того, почему этот человек передает данную информацию именно этим людям именно в это время. Обычно говорят: "Доброе утро!" Или: "Здравствуйте!" Так как человек ничего не делает просто так, каждый его поступок мотивирован, и речевой поступок тоже, следует проанализировать, для чего мы здороваемся. Очевидно, что не для осознанного пожелания добра или здоровья ("здравствуйте" — это императив от глагола "здравствовать"), так как мы здороваемся и с теми людьми, к которым относимся недоброжелательно. Рассмотренный смысл не вкладывается обычно в приветствие. Человек здоровается потому, что так принято, и если он этого не сделает, то вызовет к себе негативное отношение со стороны людей, которые его окружают. В каждой цивилизации в любую историческую единицу времени существует специальная система обрядов (или ритуалов), которые навязывают человеку определенное поведение в определенных условиях. Это система "правил игры", которые приняты среди данной группы людей. Все правила, выработанные человечеством, делятся на две группы: 1) законодательство и 2) этикет. Первая группа правил — правила запрещающие, т.е. те, которые накладывают запрет на деятельность определенного типа; вторая группа — правила предписывающие, т.е. те, которые рекомендуют в определенной ситуации совершать или не совершать какие-то поступки. Правила законодательства и этикета выработаны человечеством для удобства и регламентации совместного бытия. При невыполнении правил законодательства человека из сообщества перемещают и территориально, и духовно в другое человеческое пространство (ссылка, тюрьма и т. д.). При нарушении правил этикета человек никуда физически не перемещается, происходит другой процесс: люди вокруг него исчезают сами. Оказывается, что выход из человеческого пространства, в которое любой индивидуум помещен, для него критичен, это приводит к состоянию глубокой депрессии, нервного стресса. Почему? Потому что человек рожден на свет эгоцентриком. Он воспринимает мир как нечто, функционирующее вокруг него. Он в конечном итоге работает только на себя, и как производное от этой деятельности, работает на других. Но можно ли быть эгоцентриком, если вокруг никого нет? Можно ли, вообще, говорить о категории эгоцентризма (эгоизма) на острове, где живет один человек? Диалектическое представление о мире приводит к пониманию того, что человек может быть эгоистом, только если вокруг него есть другие люди. Он "выдвигается" на некотором человеческом пространстве, и если этого пространства нет, нет и психологической основы для такого выдвижения. И человек с его врожденной эгоистической сущностью как бы теряет почву под ногами, и ему нечего больше делать, потому что вся его деятельность связана с внутренней конкуренцией с другими людьми. Эта конкуренция есть источник его совершенствования и совершенствования всех людей, т.е. каждого по отдельности и всего общества в целом. Таким образом, человек может быть эгоцентриком, только если он член общества. Это парадокс, но парадокс диалектический. Перемещаясь в другое человеческое пространство, он это пространство вокруг себя должен заново формировать. Тип речи, к которому относится приветствие, это речь в соответствии с правилами этикета, а так как понятие этикета соотносимо с понятиями обряда или ритуала (от лат. ritualis — обрядовый, ritus -— религиозный обряд), сама речь называется ритуальной. Ритуальная речь произносится для того, чтобы не выйти из социума, —-ив этом ее целевая установка: "Я помню правила игры и по ним играю". Человек, который отвечает на приветствие, делает то же самое. Это обмен знаками принадлежности к одному сообществу, т.е. напоминание о себе как о члене этого сообщества. Так как кроме фиксации индивида как члена сообщества больше никакой информации приветствие не несет, то, следовательно, тексты типа "Доброе утро" потеряли свое непосредственное значение. Это лингвистическое явление носит название десемантизация. "Semasia" (греч.) — значение, смысл (от того же корня происходит и слово "семантика" — область лингвистики, изучающая смыслы слов и словесных конструкций); "де" — латинская приставка со значением движения в обратном направлении. Десемантизация — это распад, уменьшение или редукция смысла. Десемантизация — процесс, в соответствии с которым определенный текст начинает частично или полностью терять свое значение. Говорящий это значение (скажем, пожелание добра в первой половине дня) не передает, а слушающий его не воспринимает. Процесс десемантизации происходит с любым текстом в одной и той же ситуации: когда он часто произносится. Если текст многократно повторяется, он начинает терять свой смысл, а не увеличивать его. И это одно из немногих универсальных коммуникативных правил, которые практически не знают исключений. Незнание явления десемантизации часто приводит к педагогическим провалам при использовании методики многократного повторения одних и тех же положений с целью их лучшего понимания и запоминания. С научной точки зрения, эта методика — самая неэффективная из всех возможных. Берется текст, возможно блистательный, и постоянно цитируется. Попробуйте любое гениальное стихотворение Пушкина прочесть вслух пятнадцать раз подряд, и вы увидите эффект: начиная с третьего раза его никто не будет слушать и никто не будет воспринимать со смысловой точки зрения. Чуть позднее у слушателей возникнет психологическое отторжение текста как такового. Десемантизация является фактом как устной, так и письменной речи. Если вы неудачно высказались или написали и смысл вашего текста не дошел до сознания человека, повторение, как правило, только ухудшает ситуацию. Надо суметь произнести его так, в такое время, в таком месте и в такой психологической ситуации, чтобы оно осталось в сознании другого человека. В этом и заключается ораторское искусство. Другое дело, что в коммуникации часто возникает непонимание или недопонимание. В этой ситуации повторение оправданно: до тех пор, пока понимание не наступило, мозг будет анализировать информацию. Но как только говорящий ощутил, что его поняли, больше ничего повторять не следует. Важно понять что десемантизация — это не результат, а процесс, и, как любой процесс, она бывает частичной, значительной, почти полной и т.д. В каждом конкретном случае десемантизация достигает определенного уровня, полной десемантизации почти не встречается, Уровень десемантизации в ритуальной речи очень значителен за счет постоянного ее повторения. Существуют правила этикета и законодательства, универсальные для всего человечества, и правила которые единичны для конкретной цивилизации, этноса или национальности. Итак важная заповедь этикета: играйте по правилам, которые приняты на той территории на которой вы находитесь. Поэтому перед тем, как ехать в другую страну выучите правила этикета этой страны. Номенклатура ритуальных речей очень разнообразна, так как она включает в себя все типы коммуникации, определенной жестким регламентом и строгими правилами; приветствия, поздравления извинения, благодарность, соболезнование и т.п. Более сложные виды ритуальной речи: телефонные переговоры, официальные обращения, речевые обряды. К ритуальным относятся обряды: церковные, фольклорные и гражданские. Одним из видов ритуальной речи является протокольная речь, которая обладает высокой степенью десемантизации, тоже разворачивается по определенному сценарию, четко сконструирована и малоинформативна. Примерами ритуальной речи в жанрах письменной словесности являются разнообразные деловые бумаги, приказы, нормативные инструкции и пр. Провокационная речь. Провокационная речь - это особый тип речи рассчитанньий внутренне на получение некоторой ответной информации или известной тому, кто провоцирует, или неизвестной (в этом случае говорят о “выпытывании” информации). Сама вопросительная конструкция является общеязыковой, или лингвистической, универсалией. Лингвистические универсалии – это языковые явления (свойства характеристики), встречающиеся во всех (или почти во всех) языках мира. Разумно предположить, что лингвистические универсалии связаны с общепсихическими особенностями человеческого сознания. Проявляться в речи любого носителя любого языка, т.е. всех людей вне зависимости от места и времени коммуникации, может только то, что присуще человеку от природы, т.е. заложено генетически. Провокационная речь существует для прямого воздействия на других людей, причем воздействия подчиняющего: вы человека вынуждаете помимо его воли передать некоторую информацию. А значит, потребность вынудить другого человека на что-то является составляющей человеческой сущности. Мы так устроены, что нам необходимо вынуждать других людей в определенных ситуациях действовать в соответствии с нашей волей. Примеры провокационных фраз: «Хотел бы я знать, где ты вчера была.». «Кто не любит красивых женщин?». «Ты не сможешь выиграть этот матч». Анализируя классические философские тексты можно заметить, что нередко заголовки отдельных частей представляют собой вопросительные конструкции. Почему выбрана такая форма? Потому что вопрос не просто провоцирует внимание, он провоцирует потребность в размышлении. Как только человек слышит вопросительную интонацию, ему интуитивно хочется ответить, а для этого требуется, как правило, раздумье и формирование точки зрения. Даже если по смыслу это утверждение все равно стимулируется размышление на заданную тему. Итак, утвердительная по смыслу и вопросительная по форме конструкция решает дополнительную задачу: заставить человека подумать и почувствовать интерес к тому, о чем говорят. Попытка получить информацию может быть реализована не только через вопрос задаваемый обычно, если говорящий рассчитывает легко получить ответ, который, таким образом, предполагается как неконфиденциальный для слушателя. Однако очевидно, что не всякой информацией человек хочет делиться. В этом случае провокационная речь приобретает особые черты: ее основой становится коварство, желание переиграть” собеседника, взять власть в свои руки, для чего существуют специальные приемы. Для любого умнейшего человека можно найти того, кто будет его умней, лучше обучен, будет находиться в лучшей психологической форме в данной ситуации, больше подготовлен к разговору и переиграет своего собеседника. Об этом следует помнить, прежде чем пытаться спровоцировать кого-нибудь: провокация может обернуться для вас публичным позором, если вы будете разоблачены в своих намерениях и вызовете тем самым злые чувства в собеседнике. С вами могут обойтись очень грубо, тем более что наше общество воспитано в речевой разнузданности: подчас мы позволяем говорить друг другу то, что в принципе запрещается говорить в приличном обществе. С психологической точки зрения, грубость есть следствие трех разных причин. Во-первых, она свидетельствует о личности человека: он дурно воспитан, так как рос в неинтеллигентной среде, ему не повезло, Во-вторых, человек находится в состоянии внутренней агрессивности. В-третьих человек недостаточно умен. Для тех, кто хочет одержать речевые победы, всякая грубость должна быть исключена. Ситуация, при которой вы обращаетесь к человеку, провоцируя его сообщить вам информацию, о которой он говорить не хочет, и установка у вас при этом негативная, а он это понял и ответил вам грубостью, представляет собой коммуникативную ситуацию без победителя: в ней оба проиграли. Много людей на уровне больших властных структур борются за место под солнцем, и одним из лучших средств в этой борьбе является провокация. Не вы говорите о человеке что-то плохое, чтобы его дискредитировать; вы ставите его в такое положение, что он сам себя дискредитирует Провокация - это жесткое, изысканное, силовое воздействие, ведь человек обычно не предполагает, что его собираются спровоцировать на поступок, для него невыгодный и нецелесообразный. Провокационная речь необязательно несет в себе негативную цель, а только в тех случаях, когда затребованную информацию человек передавать не хочет. Только в этом случае в провокации присутствует злонамеренность. Человек внутренне может относиться к вам вполне лояльно, но ему очень нужна информация, которой вы владеете Почему провокационная речь так часто используется в социальной сфере? Потому что в общественной иерархии в привилегированном положении обычно оказывается тот кто узнал информацию первым. Одно из важнейших средств получения информации — оперативность. Это хорошо знают журналисты и бизнесмены. Естественно, чем больше человек знает, тем шире его информационное пространство для принятия оптимальных решений. Императивная речь. Когда мы обращаемся к человеку, т.е. являемся инициатором речи, чаще всего хотим воздействовать на его эмоциональное состояние: понравиться ему, польстить, унизить разозлить и т.п., т.е. вызвать эмоции. В первую очередь хочется вызвать ту эмоцию, которую человек испытывает сам. Это явление косит название конгруэнтности (подобие). Почувствовать конгруэнтную эмоцию это значит почувствовать то же, что ощущает говорящий. Почему, испытывая сильное чувство, нам хочется поделиться им с окружающими? Потому что сама по себе эмоция трудна, она представляет собой немалую нагрузку на центральную нервную систему. В тот момент, когда человек «разряжается», т.е. передает ее во внешний мир другим людям, напряжение спадает, и нервная система приходит в более уравновешенное состояние. Таким образом, у человека существует психофизиологическая потребность в разрядке. И это касается всех, а не только людей с определенным характером — открытых, откровенных. Причем надо сказать, что как существует потребность в том, чтобы эмоции демонстрировать, так и существует способность легко воспринимать чужие эмоции и на них отвечать аналогичными. В этом заложена немалая коммуникативная опасность, поскольку эмоции вам навязываются помимо вашей воли (императивным способом); подчас они для вас нежеланны, и вы к ним не готовы. Первая эмоция, которую мы рассмотрим, эмоция любовная. Человек. испытывая страсть, передает эту эмоциональную информацию разными способами. Очень часто энергетическим способом; кроме того, через мимику, жесты и выражение лица, глаз и. конечно, речевым способом. По мнению Зарецкой Е. Н., как любая сильная эмоция, она очень хорошо принимается тем человеком, на которого направлена и если вы, поначалу ничего не испытывая, находитесь в долгой коммуникации с человеком, который вас любит, то через некоторое время, как правило, начинаете на это чувство отвечать. Это одна из причин многих неожиданных браков, когда, например, очень интересная, богатая, респектабельная женщина выбирает себе в мужья малопривлекательного человека. И если вы психологически не готовы отвечать на эту эмоцию, есть только один путь — выйти из коммуникации вообще, Потому что если вы будете часто общаться с этим человеком, будете на него смотреть, будете улавливать всю многоканальную информационную сеть, которую он будет на вас направлять, а не делать этого он не может, вы вынуждены будете рано или поздно ответить на это чувство. Провокация конгруэнтной эмоции — очень распространенный механизм человеческих отношений. Оратор, находясь в нервном, перевозбужденном состоянии, обращается с пламенной” речью к публике и через некоторое время «заражает» ее. В более простом случае человек заражает всех окружающих своим дурным настроением, таким образом вызывая конгруэнтную эмоциональность. Чаще делятся отрицательными эмоциями. Негативная эмоция легче и лучше усваивается. Потребность поделиться отрицательной эмоцией часто бывает бессознательной. Заставить почувствовать можно не только конгруэнтную эмоцию, но и любую специально заданную говорящим на сознательном или бессознательном уровне. Очень распространенной является осознанная провокация в человеке чувства стыда. Эмоция стыда вызывается обычно на речевом уровне, т.е. словесно. Существует еще одна очень сильная эмоция — эмоция страха. В случае, если ребенка позорят перед родителями, эмоции стыда и страха комбинируются: страх перед наказанием, или страх, что выгонят из школы, или страх перед стыдом в присутствии людей, которые имеют у ребенка авторитет. Эмоции, вызываемые человеческой речью, могут быть разделены на несколько типов. 1. Базовой эмоцией является именно страх, который мы испытываем перед речью как таковой: любой человек боится сообщения о несчастье. Резко прерванная или специально построенная речь может вызвать противоположные чувства неприязнь или даже ненависть, 2.Стыд относится к эмоциям этическим, которые связаны с переживанием чувства долга или духовного удовлетворения, Чувство ответственности, снисхождение к слабому, уважение также относятся к этическим эмоциям. Эмоции связанные с интеллектуальньм удовлетворением относятся к так называемым 3. рациональным эмоциям формирование которых есть основное назначение в частности педагогической речи. 4. Последний тип эмоций — физиологические. С помощью речи можно вызвать боль, жажду, голод т.п. Очень эффективным при этом оказывается прямое словесное указание на определеннос явление, например чтобы вызвать чувство голода, следует подробно рассказать о праздничном ужине. Искусная речь может вызывать в слушателе или читателе самые тонкие оттенки переживаний, одновременно принадлежащих ко всем семи типам эмоций: страху, состраданию, любви (или Ненависти), этическим, рациональным, эстетическим или физиологическим чувствам. И точно так же речь другого может лишить человека эмоции, которую он испытывал, т.е человека можно заставить не чувствовать: вывести из определенной эмоции. Классификация целевых установок речи. Среди всех целевых установок выделяются такие, которые могут быть признанными общечеловеческими универсалиями: создание собственного авторитета; совершение речевого поступка во благо другим людям, передача своего духовного «Я» в будущее; формирование интеллектуальных союзников и др. По способу реализации в речи целевые установки делятся на три большие группы. Императив, составляющий основу авторитарной речи —силовой способ речевого воздействия (приказ, угроза, словесный садизм и тд). Убеждение, составляющее основу демократической речи, которое связано с попыткой через аргументацию навязать сознанию другого человека собственную систему взглядов (доказательство, объяснение и тп). Провокация, составляющая основу либеральной речи, которая связана с потребностью в получении информации (организация дискуссии, вопрошающая речь и т.п). В соответствии с воздействием на разные аспекты сознания слушающих целевые установки речи могут формировать определенные сферы эффективности к которым относятся: 1) провокация эмоции; 2) привлечение внимания; З) распространение знаний; 4) создание намерений; 5) побуждение к действию; б) формирование навыков. Все речи могут быть разделены на однократные (ораторика) и продолжающиеся (гомилетика). Основу ораторики составляют (по Аристотелю) речи: совещательные (о будущем), судебные (о прошлом) и эпидейктические, или показательные (о связи прошлого с будущим). «Есть три вида риторики, потому что есть столько же родов слушателей. Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя). Таким образом, естественно является три рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидейктические(восхваляющие) Дело речей совещательных -- склонять или отклонять, потому что как люди, которым приходится совещаться в частной жизни, так и ораторы, произносящие речи публично, делают одно из двух (или склоняют, или отклоняют). Что же касается судебных речей, то их дело обвинять или оправдывать, дело эпидейктической речи хвалить или порицать. У каждого из этих родов речей различная цель, и так как есть три рода речей, то существуют и три различные цели: у человека, дающего совет, цель польза и вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривает, отклоняя от худшего; остальные соображения, как-то: справедливое и несправедливое, прекрасное и постыдное здесь на втором плане. Для тяжущихся целью служит справедливое и несправедливое, но и они присоединяют к этому другие соображения. Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное и постыдное, но сюда также привносятся другие соображения (Аристотель). Гомилетика(проповедь) с точки зрения убеждения и воздействия —самый сильный вид речи, так как оратор выступает с одной темой перед теми же людьми много раз. Основная цель ораторической речи — эффективность воздействия, основанная на необходимости «выиграть» речь. Главная же цель гомилетической речи – влиятельность, которая состоит в завоевании доверия и авторитета на будущее. Жанрами ораторики, кроме судебной, совещательной и показательной речей являются диалог, молва и фольклор. Гомилетика включает проповедь, учебную речь и пропаганду. Ораторика и гомилетика вместе составляют устную словесность. Письменную словесность составляют следующие основные жанры: документы, рукописи, художественная литература, научная литература и публицистика. Средства массовой информации (радио, кино, телевидение, пресса) относятся к смешанному устно-письменному роду словесности. Каждый жанр речи имеет свои сферы эффективности, те, главные целевые установки, обусловленные природой этого жанра. Таблица разных речевых жанров Ю. В. Рождественского |