ЛЕКЦИИ ОКК. Тема Сущность и особенности общения. Основные функции общения
Скачать 451.5 Kb.
|
Тема 10. Этикет как компонент коммуникативной культуры личности. Культура коммуникативного общения. Следует исходить из общего понимания феномена культуры как: а) способа созидательной деятельности (не только «чем», но и «как» она осуществляется); б) уровня совершенства, степени развития этой деятельности (где главный критерий — творчество); в) результата этой деятельности (артефакты, мемы, смыслы, символы, коды); г) степень гуманистичности содержания деятельности и ее результатов (человеколюбие, толерантность, уважение достоинства другого Коммуникативная культура общения включает знание о приемах (способах), нормах и правилах данного вида общения. При этом, конечно, подлинно культурное коммуникативное общение — то, которое опирается на нормы этики, морали, нравственности которое осуществляется в рамках общепринятых правил этикета. Нетрудно заметить здесь и то обстоятельство, что коммуникативная культура находится в прямой зависимости от направленности личности, т.е. от ее ценностных ориентаций, потребностей, устремлений, что составляет своеобразное духовное поле коммуникаций. Это поле формирует, в свою очередь, феномен «позитивного» или «непозитивного» сознания как стержня успешного или неуспешного коммуникативного общения. Коммуникативное общение подлинно культурно, когда оно как деятельность осуществляется свободно и демократично, когда оно наполнено креативностью (творчеством), т.е. изобретательно, не загнано в прокрустово ложе штампов, идеологем, политических догм, корпоративных шор, социально-групповых интересов. Коммуникативность общения людей связана с их вербальной культурой, которая органично отливается в культурные формы вербальных коммуникаций. В связи с этим обратим внимание на необходимость расширения личностного запаса слов, понятий, категорий. Современная «Эллочка-людоедка» просто не сможет участвовать в современном коммуникативном диалоге. Следует, наверное, сказать о том, что мат — есть свидетельство и бедности языка, и «опущения» информационного ряда, и «моветон» (дурной тон) в общении. Это и проникновение в информационное поле этики насилия, морали неуважения к человеческому достоинству. Коммуникационная культурность связана с широтой и разнообразием используемых средств — носителей информационного смысла, с мастерством владения ими и их использованием. Это касается не только человеческой речи, но и невербальных, и технических (СМИ) средств коммуникативных связей. Коммуникативная культура — это гуманизм коммуникаций. В данном аспекте речь идет и о «тональности» передачи сообщений, и самого содержания информации, которое должно учитывать «живое в человеке», его психическую жизнь; учитывать обстоятельства человеческого бытия, осуществляться с чувством такта. Вовсе не случайно метафорическое суждение о том, что словом можно вдохновить, вылечить, ранить и убить. Коммуникативная культура — это обеспечение в общении «семантически значимой информации»1. О чем здесь речь? При общении, в особенности через системы невербального взаимодействия, используются определенные знаковые системы, которые можно рассматривать как коды. Проблема состоит в том, что система кодификации и декодификации должна быть известна всем участникам коммуникативного процесса. Семантически значимая информация — это та, что дается на входе, а фиксируется на выходе системы, т.е. которая только и «срабатывает». Она-то как раз и влияет на изменения в поведении, т.е. имеет смысл. В противном случае прибавки к вербальной коммуникации не будет. Наконец, культура коммуникативности — это установка коммуникатора и реципиента на положительное друг в друге, это доброжелательность, но самое главное — это общение, которое в основе содержит «позитивное мышление», ведущее к благоприятному общению. Позитивное мышление охватывает положительное оценивание человеком мира, явлений, событий, людей и, конечно, самого себя. В наиболее общем плане коммуникативная культура есть степень творчества в средствах, технике и технологии осуществления коммуникаций, уровень совершенства и гуманности его содержания, упорядоченность коммуникативных отношений. Вместе с тем коммуникативный процесс может протекать и спонтанно (хаотично). Ведь это — системный акт. И здесь могут быть случайности, парадоксы, несоразмерности, попятные явления и т.п. Однако, последнее — тоже сфера культурного процесса, если вести речь об общении как о динамическом действии. В данном случае следует выделять «устойчивые» и «неустойчивые» формы коммуникативности — относительно параметров культуры как результата, как момента коммуникации. Разумеется, в контексте исследуемого аспекта культура личности связывается и с общим, и со специфическим. Так, например, «образованность» связана в большой мере именно со сферой «коммуникаций», однако важна культура личности и в целом. Ну, а говоря о нравственности личности, нельзя не различать специфики ее технологического проявления в коммуникациях, с которыми связаны этикетные нормы. Еще одна сторона коммуникативности — субъекты общения. Их культурные параметры тоже являются составной частью коммуникативной межличностной культуры. В этом смысле мы должны выделить такие личностные показатели, как: а) гуманистическая направленность; б) включенность в созидательную деятельность; в) образованность; г) инкультурированность; д) воспитанность; е) духовность; ж) наличие нравственно регулирующей рефлексии С детства мы усваиваем определенные нормы и правила поведения. Воспитанного человека отличает то, что правила культурного поведения стали нормой его жизни. Известные истины нужно говорить как можно чаще, именно поэтому мы еще раз обращаемся к ним, чтобы, читая их, вы оценили себя, насколько им следуете. Правило 1. Обращайтесь с людьми так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами. Уважение других начинается с уважения себя, а уважение себя с уважительного отношения к другим. Проявляйте к людям искренний интерес, помните, что одобрение, похвала —эффективные средства самореализации. Правило 2. Хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбайтесь чаще себе и окружающим. добрая шутка сближает людей. Оптимист вселяет в окружающих убежденность успехе самого трудного дела. Правило 3. Старайтесь сохранять спокойствие во всех ситуациях. Помните, что со спокойными людьми общаться гораздо приятнее. Спокойная атмосфера повышает чувство собственного достоинства, создает комфортные условия для труда, учебы, творчества. Правило 4. Справедливо оценивайте людей, а если критикуете, то делайте это умело, сохраняя честь и достоинство критикуемого. Лучше всего замечание делать с глазу на глаз- Помните, что ничто так не деморализует людей, как постоянные упреки. Правило 5. В общении стремитесь к диалогу, тогда вы не только расскажете о своей точке зрения, но и узнаете мнение окружающих, что может оказаться гораздо ценнее. Правило 6. Соблюдайте культуру речи, которая заключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают общению. Критериями культуры речи, определенными еще с древнейших времен, являются: правильность, коммуникативная целесообразность, точность, логичность, ясность и доступность изложения, чистота и выразительность речи, разнообразие средств выражения, эстетичность и уместность. То, какие слова человек употребляет, говорит о его внутренней культуре, духовном богатстве. Правило 7. Помните о культуре одежды. Эффект первого впечатления оказывает влияние на последующее общение. Сначала человек видит, а уже потом слышит и воспринимает смысл сказанного. Симпатия к человеку возникает первоначально от внешнего восприятия. Учитесь располагать к себе людей. Правило 8. Будьте благодарны. Человек, умеющий благодарить, получает во много раз больше. Когда дают совет, следует поблагодарить, а уже потом решать: следовать этому совету или нет. Правило 9. Стремитесь к развитию и совершенствованию. Как только вы поймете, что причина жизненных неудач внутри, а не вне вас, вы начнете прогрессировать.
Культура делового общения. Психологи выделяют пять параметров, которые характеризуют эмоциональную удовлетворенность человека жизнью. В общих чертах они выглядят следующим образом:
Трудовой процесс, взаимоотношения людей в трудовом коллективе, перспективы творческого развития личности играют важную роль в жизни каждого человека. Необходимо иметь в виду, что от того, как осуществляется служебное общение, во многом зависит и продуктивность нашей деятельности, и реальная отдача, и умение правильно решать задачи межличностных отношений. Возьмем такой аспект — взаимоотношения руководителя и подчиненного. Здесь наиболее рельефно проявляется именно служебный аспект взаимоотношений. В социальной психологии выделяют сегодня такие стили руководства: автократический, демократический, либеральный. Первый и третий — в психологическом плане малоперспективны, демократический же дает наиболее значительный и производственный и психологический эффект. Можно выделить следующие виды общения руководителя. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Здесь в качестве важнейшего генератора общения руководителя с подчиненными выступает непосредственный творческий процесс, умение увлечь им людей. Именно само творчество становится эпицентром постоянного общения. Это стабилизирует психологическую обстановку в коллективе, люди заняты делом, им некогда отвлекаться на ненужные межличностные обсуждения. Общение на основе дружеского расположения. Здесь в качестве важнейшего регулятора отношений выступает именно дружественность, которая располагает людей друг к другу, как бы взаимно раскрывает их. Доброжелательность, внимание, деликатность, расположенность к собеседнику, умение говорить с людьми — все это необходимо в общении руководителя с трудовым коллективом. Многие руководители нередко используют такой стиль общения, как дистанция.Он характерен для начинающих. Спору нет, элемент дистанции в какой-то мере необходим в системе взаимоотношений руководителя и подчиненных, но он должен осознаваться самими членами коллектива, как логично вытекающий из общей системы отношений. Дистанция должна скорее выступать как показатель авторитета руководителя — производственного, нравственного, личностного. Превращение дистанции в доминанту служебного общения влияет на взаимоотношения между сотрудниками. Дальнейшее развитие и углубление общения-дистанции ведет к формированию такого стиля, как общение подавление,которое фактически разрушает всю психологически целесообразную ткань взаимоотношений и охватывает всю их сферу. Наблюдения показывают, что общение-подавление в конечном счете не влияет на формирование авторитета руководителя. По мнению психологов, такой стиль общения не способствует самореализации личности каждого труженика, а наоборот, регламентирует весь процесс его деятельности. Иногда можно слышать: «Руководителя должны бояться, тогда и работа будет. С таким взглядом трудно согласиться. Иной руководитель видит в такой системе общения свою силу. Это глубокое заблуждение, и благополучие дел в таком коллективе носит ситуативный характер. В системе общения руководитель — подчиненный мо возникнуть и такой эмоциональный мотив, как заигрывание. Руководитель постоянно как бы заигрывает с подчиненными, добиваясь их расположения, любви и др. По существу, это способ формирования ложного авторитета, который недолговечен и, в конечном счете, ведет к разрушению благоприятного психологического микроклимата. Руководителю нередко приходится быть участником конфликтных ситуаций, поэтому рекомендуем ему придерживаться следующих психологических правил, которые сформулировал А. А. Ершов:
Выполнение этих элементарных правил способствует формированию взаимопонимания, создает Факторы, влияющие на внутреннее состояние человека. Чем отличается воспитанный человек от невоспитанного: умением управлять своим настроением. У каждого человека есть совершенно точное понимание того, какое настроение способствует его благоприятному общению с другими людьми, а какое нет. Ни у кого не вызывает сомнения, что необходимо управлять своим внутренним состоянием. И все же люди признают, что даже зная способы и приемы улучшения настроения, им иногда не хватает психофизических сил это осуществить. В процессе жизнедеятельности человек сталкивается с определенными людьми, событиями и явлениями, которые оказывают на него как положительное, так и отрицательное воздействие. Эти факторы жизни «ударяют» прежде всего по эмоциональной сфере личности как наиболее подвижной. В свою очередь новые эмоции изменяют внутреннее состояние человека. Боль, страдание, обида способствуют тому, что человек порой не осознает свои поступки и действия. Спасти его в таком состоянии могут только волевые усилия самого человека и осознание случившегося. Это означает возвращение человека к рациональному мышлению, к способности здраво мыслить и рассуждать. Основу мышления составляют мировоззрение личности, нравственно-психологические установки на те или иные явления жизни, убеждения личности. «Когда два человека, один счастливый, а второй угнетенный, смотрят на один и тот же предмет, то первый видит в нем все лучшее, а другой — все худшее. В депрессии человек видит в мире и в людях только отражение своего собственного внутреннего состояния». Исследования показали, что люди с низкой самооценкой одновременно портят отношения с другими и из кожи лезут вон, чтобы повысить собственную значимость. Ещё одним фактором, влияющим на отношения с другими, является система ценностей. Она усваивается личностью в результате воздействия объективных условий существования и факторов жизнедеятельности, в которых эти ценности в той или иной мере воплощаются. Все факторы в конечном итоге определяются уровнем культуры самосознания личности. Понятие «самосознание» обозначает выделение человеком себя из объективного мира, осознание себя как личности, понимание своего места в окружающей действительности и отношения к ней, своих поступков, мыслей, интересов. Этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений определяет всю жизнь человека; его места в жизни, выбор смысла жизни, выработку жизненной позиции Сложность трактовки самого понятия (сущности) самосознания связана с тем, что имеются другие близкие понятия: «самореализация», «самоактуализация». Кант рассматривает три основных «блока» внутреннего движения личности к самореализации: когнитивный, поведенческий, регулятивный. Когнитивный блок включает самоощущение, самонаблюдение, самопознание, самооценку. Поведенческий блок предполагает самоподготовку, самообразование, самовоспитание и саморазвитие как определенный этап формирования личности, ее деятельности, направленной на становление себя как субъекта деятельности. Регулятивный блок 1) выступает целью когнитивного и поведенческого блоков, т.к. формируется на их основе и отражает надежду и цель личности на пути к себе; 2) оказывает регулирующее действие на первых два блока и стимулирует самодеятельность личности (самоконтроль, саморегуляция, самодисциплина). В свою очередь А. Маслоу рассматривает самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может. По Маслоу, большинство людей нуждаются в совершенствовании, но лишь некоторые этого достигают, т.к. многие просто не видят своего потенциала, не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования. По К. Юнгу, конечная жизненная цель есть полная реализация «Я», т.е. становление единого, неповторимого и целостного индивида. Итог осуществления и есть самореализация. По В. Франклу, определение полноценности человеческой жизни осуществляется через его способность «выходить за пределы самого себя», а главное — находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни. По И.С. Кону, самоопределение — это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором выделяют несколько аспектов, связанных с задачами общества, которые оно выдвигает перед формирующейся личностью; с процессом формирования индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность; с принятием решений, в которых должен быть установлен баланс личных предпочтений и склонностей существующей системы разделения труда. По В.Ф. Сафину, самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (личностные и физические свойства), что он может (возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество. Движущей силой самоопределения личности, утверждает ученый, выступает противоречие между «хочу» — «могу» — «есть» — «ты обязан», которые трансформируются в «я обязан», «иначе не могу». Психологическое содержание самоопределения личности, в котором отражена её активность, составляют процессы самопознания, самооценивания, саморазвития. Учитывая то, что в плане социального формирования человека особо важную роль играют межличностные отношения, рассмотрим самоопределение коллективное. Это особая форма самоопределения личности, выражающегося в принятии индивидом одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредующих факторов — оценок, убеждений, идеалов, групповых норм, ценностей. Эта проблема связана и вытекает из проблемы саморазвития и самовоспитания личности. Самовоспитание представляет собой сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, совершенствование себя в различных направлениях развития в соответствии с интересами общества и самой личности в духе общечеловеческих ценностей. Приемы и способы управлять своим внутренним состоянием. В.И. Сперанский описывает разнообразные методы саморегуляции: 1. Метод расслабления (релаксации) применяется для снятия . напряженных, стрессовых состояний и реализуется посредством: — изометрических упражнений, основанных на чередовании напряжения и расслабления отдельных групп мышц в равномерном ритме; — аутогенной тренировки, основанной на определенной зависимости между состоянием мышечной и сосудистой систем, с одной стороны, и психической — с другой; вызывая, например, чувства тяжести и тепла в теле, можно достичь состояния психического покоя; — медитации (от лат. meditatio — размышление) — интенсивного, проникающего вглубь размышления, мысленного погружения в предмет, идею и т.д.; — имаготерапии — мысленного воспроизведения положительных образов с целью вытеснения неблагоприятных переживаний (образов людей для подражания, приятных моментов из прошлой жизни, своего благополучного будущего и т. д.); — зоотерапии — размещения, например, в учебных комнатах аквариумов с декоративными рыбками, созерцание которых помогает избавиться от стрессов, снижает артериальное давление; — юмора, который превращает потенциально-отрицательную энергию в противоположность, в источник положительных эмоций. 2. Метод подкрепления: — положительное воздействие на самочувствие оказывает чашка чая, если есть такая возможность, неплохо бы выйти из помещения на свежий воздух, немного пройтись, набраться кислорода, что позволит снова обрести бодрость тела и духа. 4. Метод внешних изменений — многочисленные формы воздействия человека на внешние условия, которые посредством обратных связей оказывают стимулирующий или тормозной эффект на его деятельность. Сюда относятся все виды ритуального поведения людей, регулирующее воздействие на состояние человека таких внешних раздражителей, как музыка и цвет. 5. Метод «сравнительной терапии» основан на изменении сравнительного фона, на котором человек осознает и переживает свои неудачи. «...Для того, чтобы ощущать в себе счастье без перерыва, — писал А. Чехов в шуточном рассказе «Жизнь прекрасна!», — даже в минуты скорби и печали нужно: уметь довольствоваться настоящим 6. Метод предвосхищения означает предварительное «проигрывание» в уме возможной неудачи и ее последствий. Превентивное осмысление возможной неудачи позволяет избежать возникновения стрессового состояния. 7. Метод эмоционального сдерживания можно сформулировать так: делать вид, что все хорошо, и действительно станет лучше. «Ничто так не передает ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие. Наибольшую разрушительную силу для личности несет в себе конфликтная ситуация. Используя методы саморегуляции, человек получает возможность спокойно и рационально ее проанализировать. Обнаружение скрытых причин конфликта и многочисленных подспудных интересов может потребовать от него некоторого времени, но затраты эти необходимы, так как именно разнообразие источников и причин предоставляет множество возможностей разрешения конфликта с обоюдной выгодой. |