ТГП курс лекции. Тема Введение в теорию государства и права
Скачать 299.12 Kb.
|
Цивилизационный подход к типологии государствОсновоположниками данного подхода являются Тойнби, Ростоу и др. Основу данного подхода составляют такие факторы как культура, религия, наука и др. При цивилизационном подходе видовая принадлежность государств определяется духовно-нравственными критериями. Тойнби полагал, что культурный элемент представляет собой «душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, несущественными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации». В ходе исторического развития сложились более двадцати цивилизаций, которым соответствуют определенные типы (виды) государств. Цивилизация–относительнозамкнутоеилокальноесостояниеобщества,отличающеесяобщностьюрелигиозных,психологических,культурных, географических и иных признаков, причем религия и формы ееорганизации,атакжестепеньудаленностиоттогоместа,гдеданноеобществопервоначальновозникло–остаютсянеизменными.(А.Дж.Тойнби). В соответствии с цивилизационным подходом выделяют несколько классифицирующих признаков типологии государств: Историческиепериодыразвитияпозволяют выделить следующие виды: древне-локальные цивилизации (например, шумерская, древнеегипетская и др.); особенные цивилизации (например, православная, западноевропейская и др.); современныецивилизации (например, социалистические, тоталитарные, демократические и др.). Характер организации государственно-правовых институтовпозволяет выделить: Первичные цивилизации (характеризуются как политико-религиозные комплексы, в которых государственные институты тесно взаимодействуют, а порой переплетаются с религиозными структурами. Например, в Древнем Египте жрецы были непременными советниками фараонов. Жрецы готовили законопроекты, а также имели возможность толковать законы. Значение храмов в государстве было огромным. Храмы отправляли правосудие, осуществляли важную роль в товарно-денежных отношениях, а также были крупными землевладельцами). Вторичные цивилизации (характеризуются как светские государства, где религиозные объединения действуют в качестве самостоятельных и независимых структур в правовом поле, установленном государством. Государство не вмешивается во внутренние дела религиозного объединения, а они в свою очередь не имеют возможности осуществлять свою деятельность в государственных учреждениях и организациях, влиять на государственную политику, экономику, идеологию). Формационный подход является устаревшим и научно несостоятельным. Это доказывают многие исторические примеры, прежде всего, история Древнего Египта и США. Даже сами марксисты не смогли внятно объяснить, что такое формация и почему она является основой государственного и общественного развития. История показывает, что последовательная смена формаций и типов государства – фикция. В Древнем (первом) царстве Египта был строй, который соответствовал феодализму в Средневековой Европе, а рабов не было вообще, что справедливо подмечалось в литературе (например, Тураевым). Рабы появились там в Среднем или в Новом царстве (что более вероятно), и то это название условно, они были аналогами средневековых крепостных категорий. Они появились в результате нашествий, смут и военных действий. В американских колониях экономический строй не вписывается ни в один марксистский постулат, его очень сложно определить одним термином. Здесь были и капиталистические отношения, и что-то от феодализма, и натуральное хозяйство, и рабство. И рабство успешно существовало с диким, ничем не сдерживаемым капитализмом. |