Главная страница

Иран в современных политических отношениях. Иран в современных международных отношениях готов. Теоретические основы изучения внешнеполитического курса Ирана в смо 5


Скачать 255.88 Kb.
НазваниеТеоретические основы изучения внешнеполитического курса Ирана в смо 5
АнкорИран в современных политических отношениях
Дата06.04.2021
Размер255.88 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИран в современных международных отношениях готов.docx
ТипРеферат
#192052
страница4 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11





1.3. Основные направления внешнего курса Ирана



Политическая доктрина Хомейни и сегодня продолжает играть опре-деляющую роль во внутренней и внешней политике Ирана [Имаков Т.З., Семедов С.А. Хомейнизм – идеология политического ислама // Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 2010, № 4, с. 170]. Для того чтобы понять концептуальные основы внешней политики Ирана на современном этапе, необходимо рассмотреть доктринальные принципы идеологии хомейнизма. В основе этой идеологии лежит представление имама Хомейни об исламе как о всеобъемлющем «учении, которое охватывает все стороны бытия – личностные и общественные, материальные и духовные, а также его культурные, политические, экономические и военные аспекты, не пренебрегая ничем, даже самым малым и ничтожным, имеющим отношение к воспитанию человека и общества, материальному и духовному развитию» [Конституция Исламской Республики Иран от 1979г. с.29].

В статье 4 Конституции Ирана сказано, что все экономические, финансовые, политические и другие законы в обязательном порядке основаны на нормах ислама. Соотношение законов и обычаев имеет приоритет законодательства. Судебные власти должны применить норму закона даже если последняя не соотвествует нормам обычая. Правовая норма обычаев применяется лишь в том случае, когда отсутствует правовая норма закона. Судебные решения применяются Верховным судом и считаются обязательными к исполнению законодательными органами власти страны [Конституция Исламской Республики Иран от 1979г. с.27].

Согласно концепции Хомейни, мир делится на «угнетенных», «обездоленных» (мостадафин) и «угнетателей» (мостакбирин). При этом «угнетатели» процветают за счет «угнетенных» посредством эксплуатации последних и неравномерного распределения материальных благ. Необходимо отметить, что имам относил термин «мостадафин» ко всем «обездоленным планеты», а не только к мусульманам. Хомейни говорил об актуальности ислама в качестве революционной идеологии борьбы всех «угнетенных» народов мира против империалистов – «угнетателей». По мнению имама, исламское вероучение изначально было нацелено на борьбу с несправедливостью. Хомейни утверждал, что война пророка Мухаммеда с язычниками Мекки являлась не чем иным, как «классовой борьбой» против эксплуататоров, а имам Хусейн погиб в Кербеле, пытаясь избавить «угнетенных от власти сатанинских деспотов [Abrahamian E. Khomeinism: Essays on the Islamic Republic. – Berkeley: University of California Press, 1993, р. 48]. Исламская Республика Иран имеет свою богатую историю возникновения и развития. Иран стремится развивать вою внешнюю политику и в некоторых моментах даже открывается странам запада. Это объясняется желанием Ирана развивать свою промышленность и структуру торговых отношений. Для этого Иран готов налаживать новые контакты с прогрессирующими странами чтобы все больше и больше расширять свое влияние на международной арене.

Принцип противопоставления исламской концепции миропорядка Хомейни капиталистической и коммунистической моделям общественного развития нашел свое отражение в одном из лозунгов Исламской революции: «Не Восток, не Запад, а ислам!». В дальнейшем этот лозунг был закреплен в качестве одной из концептуальных основ внешнеполитической доктрины Исламской Республики Иран в условиях биполярной системы международных отношений [Вартанян А.М. Трансформация внешнеполитической доктрины ИРИ в 1979–2005 гг. // Афганистан, Иран, Пакистан: время выборов и перемен / отв. ред. М.Р. Арунова. – М., ИВ РАН, 2006, с. 94].

Важное место в политической доктрине Хомейни занимает концепция «экспорта исламской революции». Имам утверждал, что «иранская революция является началом великой (исламской) мировой революции». В своих выступлениях он призывал своих сторонников «приложить все усилия для экспорта принципов исламской революции» в целях поддержки «всех угнетенных мира». Концепция «экспорта исламской революции» получила свое правовое оформление в преамбуле иранской Конституции 1979 г. в качестве одной из приоритетных задач, стоящих перед Исламской Республикой Иран во внешнеполитической сфере. Таким образом, концепция «экспорта исламской революции» дополнила другую внешнеполитическую установку иранского руководства – «не Восток, не Запад, а ислам» [Лукьянов А.К. Исламская революция. Иран – опыт первый. 1979–2009. – М., 2010, с. 198].

Таким образом, можно сделать вывод и сказать что нормативно-правовая база внешнеполитической линии Ирана со времен правления имама Хомейни нацелена на изменение системы международных отношений путем формирования исламской концепции миропорядка, в котором мусульманскому миру отводилась ведущая роль. После установления в Иране теократического режима внешнеполитические взгляды имама Хомейни были юридически закреплены в Конституции Исламской Республики Иран 1979 г. в качестве концептуальных основ внешней политики Исламской республики, которые сводятся к таким основам как продолжение исламской революции в стране и за ее пределами поддержка справедливой борьбы «угнетенных» против «угнетателей» во всем мире, защита прав всех мусульман и образование единой мировой исламской Преамбулы. Данные внешнеполитические принципы сохраняют свою актуальность для иранского руководства и в настоящее время.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта