Главная страница

Иран в современных политических отношениях. Иран в современных международных отношениях готов. Теоретические основы изучения внешнеполитического курса Ирана в смо 5


Скачать 255.88 Kb.
НазваниеТеоретические основы изучения внешнеполитического курса Ирана в смо 5
АнкорИран в современных политических отношениях
Дата06.04.2021
Размер255.88 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИран в современных международных отношениях готов.docx
ТипРеферат
#192052
страница2 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Глава 1. Теоретические основы изучения внешнеполитического курса Ирана в СМО


1.1. Подходы отечественных и зарубежных авторов к оценке места и роли Ирана в СМО



На современном этапе сочетание двух факторов, географическое положение и энергетические ресурсы, превратило Иран в стратегически важный объект для конкуренции великих держав, которая наложила глубокий отпечаток на историю Ирана. Это обстоятельство не только сформировало внешнюю политику Ирана, но и привело к экономическим и общественным преобразованиям в стране.

Исламская революция 1978-1979 г. явилась определяющим фактором, вызвавшим необходимость для Ирана формирования нового курса взаимоотношений с мировым сообществом. Это было обусловлено неоднозначной оценкой смены шахского режима, как в странах Запада, так и в регионе Персидского залива. В лагерь сторонников сдерживания исламского государства попали отдельные нефтяные монархии Залива, обеспокоенные укреплением шиитских общин на своих территориях и ростом исламского фундаментализма. К ним же следует отнести большинство, так называемого «цивилизованного мира» увидевшего в новом политическом образовании угрозу своим сырьевым (нефтяным) и стратегическим интересам в регионе. Особое беспокойство вызывали идеи мирной «культурной революции» и выбора третьего пути, выраженного в независимости от держав Запада и выборе ислама, как движущей силы развития государства[Агаев С.А. Иран: внешняя политика и проблемы независимости 1925- 1941 гг. - М., Наука, 1971 c. 78-80].

Тревожным звонком для европейских держав, и особенно США стали события 1979 г. в Королевстве Саудовская Аравия, являющимся для американской бизнес и политической элиты важнейшим коммерческим и военно-стратегическим партнером. В Саудовской Аравии, где действовало множество шиитских группировок, праздник Ашуры в декабре 1979 г. привел к массовым протестам и демонстрациям.

Конечно, внешнеполитический курс Ирана во многом определяется все теми же геополитическими, историческими и экономическими факторами, что существовали в дореволюционную эпоху. Вместе с тем, поскольку создание исламской формы правления было нацелено на повышение благосостояния и качества жизни народа, Исламская Республика Иран стремится добиваться своих целей с учетом существующей международной обстановки и посредством применения общепринятых норм.

Ориентация на международное право является конкретным отражением приверженности Ирана исламским ценностям. Хотя внешняя политика Тегерана – это результат долгосрочного внегосударственного действия шариата, международное сообщество и международное право оказывают влияние не только на нее, но и на формирование того, что исламская форма правления предлагает миру. Иран поддерживает требование международного сообщества пересмотреть некоторые действующие нормы, а также устранить последствия, связанные с господством интересов и предписаний великих держав[ Агаев С.Л. Иранская революция, США и международная безопасность: 444 дня в заложниках. - М., Наука, 1986 c.46-48].

Рассматривая политическую идеологию имама Хомейни в контексте международного права, необходимо учитывать несколько моментов. Во-первых, преследуя свои цели, исламская революция в Иране во многих случаях оказывалась под внешним давлением, однако имела возможность использовать к своей выгоде трения между различными международными игроками.

Следовательно, необходимо проводить различие между некоторыми идеями исламской революции, которые не могут быть материализованы в силу господствующих международных отношений (на самом деле сегодня, спустя много лет после победы исламской революции, иранское правительство не заинтересовано в том, чтобы вспоминать о подобного рода устремлениях, например об установлении глобального исламского правления), и некоторыми другими внутренними задачами Ирана в рамках закона. Такими, которые были институциализированы и могут проводиться на международном уровне с помощью действующих норм (например, первоочередное внимание к исламскому миру).

Во-вторых, следует учитывать влияние революционного пыла и внутренней борьбы за власть на ход исламской революции в ранние годы и на разных ее этапах. Естественно, революционное возбуждение, возникающее при любой смене общественного строя, ограничивается постреволюционной эпохой. После этого периода, особенно в течение второго десятилетия революции, мы были свидетелями того, что цели преследовались в основном с соблюдением норм международного сообщества и на основе прагматичного подхода. Кроме того, при формировании политики национальным интересам уделялось должное внимание и придавался должный вес. В течение этого периода исламские законы и задачи исламской революции стали более институционализированными.

В-третьих, исламскую революцию можно считать примером того, как исламский мир или, шире говоря, страны Третьего мира требуют пересмотра правил, норм и ценностей международного права.

Интересы этих акторов и связанные с ними исламские ценности оказывают явное давление на существующие модели структур, соглашений и договоренностей в рамках международной системы. Как показал опыт французской и русской революций, некоторые новые структуры в итоге находят новое постоянное место на международной арене. Время покажет, останутся ли и на этот раз следы на песке, когда от берега отхлынут волны послереволюционного шторма.

Требование исламской революции, настаивающей на том, чтобы международные отношения строились на более глубоком понимании различий в ценностях, созвучно концепции диалога цивилизаций, подразумевающей, что международное сообщество учитывает разнообразие ценностей, принципов и культур. В соответствии с концепцией диалога (в отличие от теории столкновения цивилизаций Самюэла Хантингтона) общие принципы и фундаментальные основы мировых цивилизаций настолько переплетены и взаимосвязаны, что конфликт между ними невозможен. Источником же происходящих столкновений или имеющихся разногласий являются доминирующий ныне порядок и попытки добиться мирового господства со стороны некоторых держав.

Правители из династии Пахлави, пытаясь уравновесить влияние русских и англичан, выбрали политику сближения и союза с третьей силой (Германией или Америкой). Сближение с Германией привело к оккупации Ирана во время Второй мировой войны Россией и Англией, а с Америкой — к полной зависимости Ирана от этой страны во времена холодной войны.

Движущие силы Исламской революции выступили против вмешательства великих держав во внутренние дела Ирана. Они требовали независимости, сохранения национальной и исламской идентичности. Поэтому после революции страна полностью изменила свой курс. Политика «Ни Восток ни Запад» означала, что с прекращением иностранного влияния Иран преследует цель осуществления независимой политики и устранения всякого рода зависимости.

Так, взаимоотношения Ирана и США из союзнических превратились во враждебные. Изменилась и региональная политика. Враждебный настрой по отношению к США привел к сближению с Сирией и Ливией.

Уже в 1984 внутри руководства Ирана проявились расхождения в подходах к внешней политике. Поражение в войне с Ираком и подписание в августе 1988 соглашения о прекращении огня вызвали суровую критику внешнеполитического курса. Тем не менее, сторонникам жесткой экстремистской линии удалось помешать кардинальным сдвигам в отношениях с западными странами, прежде всего с США, и предотвратить разрыв тесных контактов с экстремистскими исламистскими группировками [www.mid.ru 16.03.17].

В 1989 появилось еще одно препятствие на пути улучшения отношений с Западом - т.н. дело Рушди. Негативные внешнеполитические последствия имели убийства ряда лидеров иранской оппозиции, живших в изгнании в Европе, например, последнего премьер-министра шахского правительства Шапура Бахтияра. Тем не менее, движение в сторону прагматизма продолжилось, что выразилось в нейтральной позиции, которую занял Иран во время войны в Персидском заливе в 1991, и в соблюдении страной режима эмбарго, введенного ООН на торговлю с Ираком. Иран в постсоветский период. Распад СССР изменил внешнеполитическую обстановку на Среднем Востоке. Война в Персидском заливе продемонстрировала усиление позиций западных государств, особенно США. Соединенные Штаты стали придерживаться стратегии сдерживания Ирана. США также воспрепятствовали тому, чтобы экспорт нефти и газа из стран Центральной Азии и Закавказья направлялся через иранскую территорию [Агаев С.Л. Иран между прошлым и будущим. События, люди, идеи. - М., Наука, 2017c. 55-59]. Отношения с арабскими государствами Ближнего Востока и Персидского залива остаются напряженными, хотя и в меньшей степени, чем в 1980-е годы. Основная причина трений заключалась в негативной реакции Ирана на арабо-израильский мирный процесс и поддержке воинствующих мусульманских группировок среди арабов. Попытки Ирана укрепить отношения с государствами Персидского залива были подорваны возобновившимся многолетним спором с Объединенными Арабскими Эмиратами из-за суверенитета над островами Абу-Муса, Томбе-Бозорг и Томбе-Кучек. В постсоветский период ухудшились услвия диалога Ирана с Турцией и Пакистаном, соперниками за влияние в среднеазиатском регионе и Афганистане [www.politcom.ru. 12.04.18]. Избрание в мае 1997 президентом Мохаммеда Хатами открыло новую страницу во внешней политике страны. В декабре 1997 Иран в качестве председателя Организации Исламская Конференция проводил совещание на высшем уровне, в котором приняли участие ведущие лидеры арабских стран. В 1990-е годы, с подъемом политического сознания масс, их разочарованием в результатах правления исламистов и усилением противоречий внутри правящих кругов, в частности между т.н. умеренными и сторонниками жесткой линии, начал дискутироваться вопрос о создании партий, которые отражали бы новую социальную и политическую структуру общества. Появилось несколько новых политических организаций, например, объединение технократов Служители реконструкции и Исламский фронт участия Ирана, поддержавший президента Сайеда Мохаммеда Хатами.

Таким образом, важным аспектом внешней политики Исламской Республики Иран в 90-е годы являлся отход на второй план курса на экспорт революции. В начале 90-х годов происходит трансформация внешней политики ИРИ. Иран отходит от «экспорта революции» и переходит к исламской пропаганде. Внешняя политика ИРИ направлена на поддержание дружественных отношений с соседними странами. Важнейшим остаѐтся борьба Ирана за главенствующую роль в регионе Персидского залива, за которую он борется на протяжении всей своей истории. Дружественные отношения с монархиями Залива жизненно необходимы для Исламской Республики Иран, поскольку это важно для обеспечения безопасности, как самого Ирана, так и региона в целом.

Но поскольку Иран активно стремится усилить свои позиции в Заливе, его действия встречают недоверие со стороны арабских монархий, поскольку они не могут соперничать в военной мощи с Исламской Республикой Иран. Кроме того они вынуждены прибегать к вмешательству западных государств, в частности США, которые сохраняют военное присутствие в регионе, а ИРИ борется за их вывод из Залива, считая что только страны Персидского залива должны обеспечивать свою безопасность [Агаев С.А. Рухама Хомейни. // Вопросы истории № 6, 2019, с.79- 90].

Можно добавить, что важным аспектом внешней политики Исламской Республики Иран в 90-е годы являлся отход на второй план курса на экспорт революции. В начале 90-х годов происходит трансформация внешней политики ИРИ. Иран отходит от «экспорта революции» и переходит к исламской пропаганде. Внешняя политика ИРИ направлена на поддержание дружественных отношений с соседними странами. Важнейшим остаѐтся борьба Ирана за главенствующую роль в регионе Персидского залива, за которую он борется на протяжении всей своей истории. Дружественные отношения с монархиями Залива жизненно необходимы для Исламской Республики Иран, поскольку это важно для обеспечения безопасности, как самого Ирана, так и региона в целом.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта