Главная страница
Навигация по странице:

  • Диагностика зрительных агнозий

  • Протокол экспериментально-психологического исследования больной В., 43 г.

  • Трошин,Жулина А4. Теоретические основы логопсихологии


    Скачать 0.5 Mb.
    НазваниеТеоретические основы логопсихологии
    АнкорТрошин,Жулина А4.doc
    Дата27.05.2017
    Размер0.5 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТрошин,Жулина А4.doc
    ТипДокументы
    #8086
    страница6 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Цветовая агнозия

    Цветовая агнозия — наименее изученная форма нару-i пения зрительного восприятия. Однако имеются данные о расстройствах восприятия цвета при поражении правого полушария мозга. Они проявляются трудностями в дифференцировке смешанных цветов (коричневый, фиолетовый, оранжевый, пастельные тона). Кроме того, можно отметить нарушение узнавания цвета реальных предметов мо сравнению с сохранностью узнавания цветов, предъявляемых на отдельных карточках.

    В заключение описания синдромов нарушения зритель­ной перцепции следует сказать, что, несмотря на доста­точно тонкий их анализ в клиническом нейропсихологическом аспекте, в этой области существует достаточно белых пятен», главным из которых является определение факторов, нарушение которых при локальных поражени­ях мозга приводит к формированию столь разнообразных расстройств зрительно-перцептивной деятельности.

    Диагностика зрительных агнозий

    История учения об агнозиях и их механизмах глубоко прослежена А.Р. Лурией в монографии «Высшие корковые функции», где анализ этого явления проводился в основ­ном в связи с проблемой локализации функций и поиска­ми их нейрофизиологических механизмов. Для выявления нарушений восприятия можно попросить больного назвать предметы обстановки, указывая на них, предложить опре­делить их сравнительную величину, описать форму, распо­ложение в пространстве, цвет; то же самое следует прове­рить на рисунках и фотографиях, в пробах Попельрейтера.

    Диагностически полезными могут оказаться задания на выполнение рисуночных проб, чтение текста, списыва-11ие и письмо под диктовку. Учитывая системный и интегративный характер любого психического акта, следует иметь в виду, что изолированно нарушения восприятия при психических отклонениях не встречаются. Как прави­ло, они сопровождаются другими видами отклонения от нормы, такими, например, как синдромы деперсонализации и дереализации.

    У ряда больных (с органическими поражениями мозга различного генеза) явления агнозии проявлялись в то что пациенты выделяли то один, то другой признак воспринимаемого объекта, но не осуществляли синтеза. Так, изображение гвоздя один больной описывает как что-то кругленькое, говоря: «Наверху шапочка, внизу палочка что это такое — не знаю»; другой больной описывает ключ как «кольцо и стержень». При этом больные верно определили конфигурацию предмета, могли даже точно скопировать его, но это не облегчало их узнавание.

    В качестве иллюстрации приведем данные патопсихологического исследования и историю болезни больной В. которая была описана Б.В. Зейгарник совместно с Г.В. Биренбаум в 1935 г.

    Больная В., 43 года. Диагноз: эпидемический энцефалит (доктор Э.Г. Кагановская). Патопсихологическое исследование выявило грубые нарушения узнавания предметов. Больная часто не узнавала (40%) предъявленных е изображений. Так, нарисованный гриб она называет «сто сена», спички — «кристаллами». Сюжет картины больная улавливает не сразу, а лишь после длительных фиксаций на отдельных деталях. Процесс восприятия носит характеру отгадывания: чтобы это могло быть — расческа? На чем она сидит — на кресле, стуле? При показе известной картины «Смертница» больная говорит: «Что это за женщина, о чем она задумалась? На чем она сидит? На кровати?» (см. Протокол экспериментально - психологического исследования больной В.)

    При таком выраженном нарушении узнавания рисунков больная прекрасно идентифицировала геометрические формы, дополняла незаконченные рисунки согласно струк­турным законам. Не узнавая предмет на рисунке, женщи­на прекрасно описывала его форму. Причем было выявле­но, что реальные предметы больная всегда хорошо узна­вала и затруднялась при узнавании моделей из папье-маше (например, больная не узнавала самолета, с трудом узна­вала собаку, мебель).

    Таким образом, создавалась как бы некоторая ступен­чатость расстройств. Больная хорошо узнавала предметы, хуже — их модели, еще хуже — рисунки предметов. Осо­бенно плохо она узнавала те изображения, которые были нарисованы схематически, в виде контуров. Больная со­вершенно не узнавала пунктирные, несколько лучше, но все же очень плохо — силуэтные изображения.

    Протокол экспериментально-психологического исследования больной В., 43 г.

    Предъявленный рисунок (карточка – лото)

    Описание больной

    Щетка зубная

    Щетка, вероятно, половая. А это что? Желтенькая палочка, вероятно бахрома

    Пионерский барабан

    Горшок с кисточкой. Экспериментатор: Может быть, что-нибудь другое? Больная: Булка, которую кладут в кастрюлю, а это – кренделек (на палочку). Похоже и на шапку

    Кнопки

    Внутри треугольники, вероятно, протоплазмовая клетка

    Перья

    Перья

    Книга

    Книга с бисерным почерком

    Спички

    Свечи горящие, это не может быть; а это не могут быть кристаллы в лампе?

    Два барабана

    То же самое, что и раньше, только две штуки: знакомое и незнакомое. Экспериментатор: Детская игрушка. Больная: Может быть, круг­лая губка для стола?

    Перья для туши

    Факелы, носят в театрах или длинные ручки с пером

    Карандаш

    Свеча, тут уж ясно, что свеча

    Кисточка

    Кисточка

    Пионерская труба

    Музыкальный инструмент, флейта или труба

    Стручки

    Растение, морковка по форме, а по хвостику — вот не знаю


    При предъявлении картинок: шляпа (пунктирное изо­бражение), шляпа (черный силуэт), шляпа (цветное кон­кретное изображение), пресс-папье (пунктирное изобра­жение), пресс-папье (силуэтное изображение), пресс-па­пье (конкретное изображение) — больная, улавливая структурную оформленность рисунка, как бы не осмыс­ливает то, что она видит, не в состоянии отнести схема­тичный рисунок к определенной категории вещей. Об этом говорит и отгадывающий характер ее узнаваний, поиск

    опорных деталей («Что это за точки, что они означают?» вопросительная форма высказываний («Неужели это 6 забор?», «Неужели это расческа?»). Как указывает А.Р. Лурия, «процесс зрительного анализа превращался в серию речевых попыток расшифровать значение воспринимаемых признаков и синтезировать их в зрительный образ Больная не могла «с глаза» воспринять рисунок, процесс восприятия приобрел характер развернутого дезавтоматизированного действия.

    Приведенные данные показали, что восприятие нарушается в своей специфически человеческой характеристике как процесс, обладающий функцией обобщения и условности. Поэтому можно говорить о нарушении o6o6l щей функции восприятия. Об этом свидетельствуют способы, с помощью которых можно было компенсировать этот дефект. Так, если экспериментатор просил указать определенный предмет («укажите, где шляпа» или «где ножницы»), то больные узнавали его правильно. Таким образом, включение предъявляемого объекта в определенный круг значений помогало узнаванию. Называние же приблизительного круга предметов, к которому относится данный объект («покажите мебель, овощи»), помогало меньше.

    Задание

    Раскройте специфику видов зрительных агнозий.

    Тест 6

    1. Агнозия — это:

    а) расстройство памяти;

    б) нарушение речи;

    в) нарушение процессов узнавания.

    2. Отделы мозга, поражение которых вызывает различные нарушения зрительно-перцептивной деятельности:

    а) затылочно-теменные;

    б) височной доли доминантного полушария;

    в) нижней теменной доли левого полушария.

    3. Зрительная агнозия, при которой больной не может одновременно воспринять несколько зрительных объек­тов или ситуацию в комплексе:

    а) предметная;

    б) символическая;

    в) симультанная.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта