Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка- аттестационная работа. Развитие творческих способностей младших шк.. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках русского языка
Скачать 92.18 Kb.
|
Оглавление Введение…………………………………………………………………..............3 Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках русского языка………………………….......................5 1.1. История вопроса………………………………………………………….….5 1.2. Психолого-педагогические основы развития речи младших школьников в процессе выполнения творческих письменных работ………………………8 Глава 2. Методические основы проведения творческих письменных работ в процессе обучения русскому языку…………………..…….............................13 2.1. Методы и приемы по развитию творческих способностей на уроках русского языка………………………………………….……………………….13 2.2. Виды творческих письменных работ на уроках русского языка……….25 2.3. О развитии речи на уроке русского языка……………………………….32 Заключение………………………………………………………………..…….36 Список использованных источников информации…………………..……….38 Введение Одной из актуальных задач, стоящих перед современной школой, является развитие связной речи младших школьников. Обогащение речи оказывает положительное влияние на развитие памяти и мышления, которое не может успешно развиваться без языкового материала. Основное в языковом образовании учащихся начальных классов заключается в том, чтобы научить детей осмысленно пользоваться литературным языком. Вместе с овладением чтением и письмом дети овладевают особенностями письменной речи, ее стилями и жанрами. Особо остро встает вопрос формирования языковой и речевой компетенции учащихся. Эта задача имеет широкое социальное значение: развитая связная речь ребенка позволит ему свободно общаться с окружающими его людьми, что немаловажно для успешного формирования социально активной языковой личности младшего школьника. В связи с этим в современной методике утвердился коммуникативно-деятельностный подход к обучению, направленный на формирование коммуникативной компетенции учеников, под которой понимается «способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения» [Мещеряков, 1985]. Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения русскому языку. Одним из путей решения данной проблемы видится, на наш взгляд, является использование творческих заданий с целью последовательного изучения разделов и тем русского языка. Для решения указанных задач нужна систематическая работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках русского языка на начальном этапе обучения. Анализ учебно-методической литературы показал, что, несмотря на немалое количество работ, посвященных развитию связной речи младших школьников, данная проблема еще далека от решения: имеется широкий круг вопросов, нуждающихся в дополнительных методических и лингвистических исследованиях, а также в теоретическом и экспериментальном обосновании. В связи с этим актуальность нашей работы заключается в необходимости формирования творческих способностей младших школьников, применения эффективных приемов организации и проведения творческих упражнений на уроках русского языка. Такая работа не только обогащают словарный запас ребенка, но и воспитывают у детей внимательное отношение к слову и языковое чутье. Объектом является учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие связной речи учащихся начальных классов в ходе выполнения разных видов творческих работ. Предметом исследования являются виды творческих письменных работ на уроках русского языка в начальных классах. Цель исследования – описать проведение различных видов творческих письменных работ на уроках русского языка, способствующих развитию речи младших школьников. Цель работы определила ее конкретные задачи: 1) изучить лингвистическую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме; 2) показать методику работу по развитию связной речи учащихся в процессе выполнения различных видов творческих письменных работ; 3) описать виды творческих письменных работ на уроках русского языка. Методы исследования: изучение научно-методической литературы, обобщение опыта передовых учителей, анализ работ учащихся. Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования можно использовать на уроках русского языка в начальных классах. Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения. Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках русского языка 1.1. История вопроса Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации является актуальным с древних времен и до нашего времени. Лишь грамотные действия учителя способны разглядеть в ребенке талант и создать благоприятные условия для его развития, могут помочь развиться творческим способностям. Так, к примеру, Современный толковый Словарь русского языка под редакцией С.А. Кузнецова трактует понятие «творчество» как «то, что создано в результате деятельности, совокупности сделанного, сотворенного кем-либо». [Кузнецов, 2000, с. 756]. Понятийный словарь дает следующее определение педагогическому творчеству - «это высшее проявление индивидуальности педагога, его опыта, дарования, способностей и личности, воображения и интуиции. Это высшая мера профессионализма и мастерства». Дополняя это определение, хотелось бы сказать, что педагогическая деятельность – процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание чего-то социально ценного, нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда является развитие личности. Автор многочисленных работ по педагогике В.А. Сухомлинский считает, что творческий подход учителя к учебному процессу способно пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты. Больше всего мне близка точка зрения К.Д. Ушинского, который утверждал, что самостоятельность учащихся в добывании знаний принесёт больше плодов, чем готовый материал, предоставленный наставником. Активность и самостоятельность учащихся – один из основных принципов его дидактической системы. Великий педагог считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества. Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала. К.Д. Ушинский обращал особое внимание на практическое овладение речью в процессе аудирования и говорения в школьном возрасте, вместе с тем отмечал, что развитие заложено в самом языке, не только в его структуре и логике, но и особенно в его использовании, т.е. в речи, в понятном другому человеку изложении своих мыслей. Ученый конструировал такое обучение, в котором знание «притягивало бы новые знания», при этом констатировал, что нужно развивать наблюдательность, память, мышление, творчество. Продолжение методической программы ученого, сформулированной в середине ХIХ века, можно найти в трудах Д.И. Тихомирова, Н.Ф. Бунакова, Ф.И. Буслаева, А.И. Власенкова, Л.В. Занкова, М.Р. Львова, М.С. Соловейчик и др. В середине ХХ века в методике присутствует тенденция в пользу развития речи, что признается главной задачей обучения родному языку, усиливаются позиции творческого направления, возникает коммуникативное направление и методика конструирования текста. В.Н. Мясищев дает следующее определение творческим способностям: «Способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней». Если рассмотреть данное определение в контексте творческой деятельности, то возможно вывести следующее определение творческих способностей. Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым. [Мясищев, 1962]. Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников, выделяет следующие творческие способности: 1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие. 2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы. 3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой. 4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части. 5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия. 6. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки. 7. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний. [Лук, 1978, с. 6-36]. Перечисляя основные черты творческой личности, В.И. Андреев выделяет основные блоки: 1. Мотивационно-творческая активность и направленность личности (любознательность, творческий интерес; чувство увлеченности, эмоциональный подъем; стремление к творческим достижениям; стремление к лидерству и др.). 2. Интеллектуально-логические способности личности (способность анализировать, сравнивать; способность выбирать главное, отбрасывать второстепенное; способность давать определения; способность к систематике и классификации). 3. Интеллектуально-эвристические способности личности (способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы; способность к фантазии; ассоциативное мышление; независимость суждений; критичность мышления, способность оценочного суждения). 4. Коммуникативно-творческие способности (способность аккумулировать и использовать творческий опыт других, способность к сотрудничеству, способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других). [Андреев, 1988, с. 77-86]. Говоря о психологических основах творчества, стоит сказать о сознательном начале творчества, которое является немаловажным. И хотя доля творческого процесса, приходящаяся на разум, возможно, количественно не преобладает, качественно она определяет многие существенные стороны творчества. Сознательное начало контролирует его главную цель и организует весь опыт творящего человека вокруг нее. Сознательное начало обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль человека, помогает ему самокритично проанализировать и оценить свою работу и сделать выводы, способствующие дальнейшему творческому росту. Творческий подход в обучении русскому языку поступательно развивает личность ученика, развивает воображение, наблюдательность, образное и критическое мышление учащегося. Нестандартный, креативный подход учителя стимулирует активность учеников, вызывает у них желание самостоятельно и плодотворно работать, что способствует их личностному развития и успешному усвоению основ языковой теории. 1.2. Психолого-педагогические основы развития речи младших школьников в процессе выполнения творческих письменных работ Учащиеся овладевают нормами языка через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Психологи пришли к выводу, что речь тоже является своеобразной деятельностью человека, речевой деятельностью. Признание этого факта и научный анализ соответствующего понятия положили начало новому подходу к развитию речи учащихся – с позиций теории речевой деятельности. Сначала этот подход определился применительно к обучению русскому языку как иностранному (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя), а позднее стал разрабатываться в методике обучения русскому языку (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, В.И. Капинос). Реализация названного подхода должна обеспечить более успешную работу по развитию речи школьников. И.А. Зимняя отмечает, что «речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения приема или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой (друг с другом)» [Зимняя, 1989, с.133]. Прежде всего речевая деятельность характеризуется как процесс, который осуществляется в ходе общения людей, значит этот вид деятельности всегда предполагает наличие партнеров. Сущность процесса состоит для одного в создании (выдаче) сообщения, для другого (других) в его восприятии (приеме), поэтому речевая деятельность – процесс активный. Целенаправленным он является потому, что, вступая в речевое общение, каждый из партнеров движим определенными намерениями. Процесс речевого общения осуществляется с помощью языковых средств, на его характер всегда накладывает отпечаток ситуация общения (задачи, условия, особенности партнеров), т.е. это процесс, обусловливаемый ситуацией общения. Можно сказать, что речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. М.С. Соловейчик подробно описывает содержание речевой деятельности, ее структуру и виды [Соловейчик, 1998, с. 226-233]. Предметом речевой деятельности является мысль, чувство, поэтому важно помогать детям всматриваться в окружающий мир, накапливать впечатления, наблюдения, обобщения. Если ученикам нечего сказать, нечем поделиться, то никакая языковая подготовка не обеспечит появление интересных высказываний, а, следовательно, не обеспечит интересного общения. Речевое общение осуществляется с помощью языка, который выступает в качестве средства речевой деятельности. Отбор содержания для высказывания, использование языковых средств для выражения этого содержания или для его понимания, т.е. речь – это способ, применимый в речевой деятельности. Продуктом этой деятельности при создании высказывания будет само высказывание – одно предложение, если нужно выразить мысль, или текст, если мысль получает развитие. Результатом речевой деятельности можно считать ответную реакцию или понимание–непонимание мысли, выраженной автором текста, собеседником. Поскольку речевая деятельность представляет собой процесс создания и восприятия, она может быть охарактеризована с точки зрения тех этапов, по которым этот процесс развертывается. «В любой деятельности, – пишет А.А. Леонтьев, – можно выделить одинаковые структурные компоненты. В ней есть четыре этапа: 1) этап ориентировки в условиях деятельности; 2) этап выработки плана в соответствии с результатами ориентировки; 3) этап осуществления этого плана; 4) этап контроля, т.е. проверке соответствия продукта замыслу, достигнутого результата запланированному» [Леонтьев, 1972, с. 5]. По этим же этапам осуществляется и речевая деятельность. Поэтому, работая над совершенствованием речевой деятельности школьников. Важно учитывать наличие этих этапов и оттачивать, а иногда и корректировать действия на каждом из них. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Слова сочетаются в синтаксических конструкциях, позволяя выражать связи, отношения между понятиями, выражать мысль. Логическое мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. К.Д. Ушинский правильно говорил: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка» [Ушинский, 1949, т.2, с. 560]. Вот почему ученый называл родное слово «величайшим народным наставником», «удивительным педагогом», «лучшим истолкователем окружающей его природы и жизни» [там же, с. 558, 559, 563]. Автор «Родного слова» рисует состояние ученика, который не умеет передать свои знания на уроке: « … он не может заменить ни одного слова другим, не может переставить свободно двух строчек, и язык его точно в цепях тех строчек, которые он выучил» [Ушинский, 1949, т.6, с. 263-264]. Л.П. Федоренко правильно утверждает, что «ученик, у которого недоразвиты грамматические навыки, учится плохо не только по русскому языку, но и по всем остальным школьным предметам» [Федоренко, 1973, с. 13]. Мысль человека облекается в языковые формы, которые выработаны многовековым развитием языка. Как бы ни было сложно содержание мысли человека, оно находит стройное воплощение в синтаксических конструкциях и морфологических формах языка. По выражению Л.С. Выготского, «мысль не выражается в слове, но совершается в слове» – такая тесная связь существует между языком и мышлением [Выготский, 1968, с. 330]. При помощи языка образуются понятия, слово обобщает и абстрагирует, участвует в аналитико-синтетической познавательной деятельности человека. Поэтому К.Д. Ушинский считал, что развивать дар слова у ребенка почти то же, что развивать логичность мышления» [Ушинский, 1949, т.5, с. 340]. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления. Психолог Н.И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта... Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания» [Жинкин, 1969, с. 104]. Знания, факты, т.е. информация, – материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления. В процессе овладения родным языком учащиеся не всегда умеют связно и последовательно выражать свои мысли и пользоваться нужными языковыми средствами в соответствии с целью и содержанием высказывания, не видят связи между отдельными разделами русского языка. Решить эти проблемы помогает работа с текстом, в частности, его анализ. С помощью анализа текста можно решить задачу развития речевой грамотности – умения связно выражать свои мысли, строить коммуникативно-целостное высказывание в устной и письменной формах. Важно, чтобы учащиеся прошли через этап «совмещения» двух задач: выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать при этом орфографические нормы. Для этого учитель должен организовать квалифицированную работу, планомерную работу с текстом, которая помогла бы формировать грамотную, творчески мыслящую личность, способную не только воспринимать письменные тексты, но и создавать свои. Работа с текстом включает в себя: смысловой анализ, цель которого – проверить навыки чтения и понимания (определение темы, идеи, смысла); речеведческий анализ, цель которого – определение стиля, типа речи, способов и средств связи, изобразительно-выразительных средств, существенных для данного текста; языковой анализ, целью которого является проверка знаний учащихся по фонетике, орфографии, словообразованию, лексике, морфологии и синтаксису. Полную четкость мысль приобретает лишь тогда, когда человек может выразить ее в ясной и понятной другим людям языковой форме. Правильность речи оценивается с точки зрения ее соответствия современным языковым нормам. Способствовать ознакомлению учащихся с действующими языковыми нормами, воспитывать у них необходимые речевые навыки в данном отношении – одна из насущных задач школьного обучения языку. Сделаем выводы. 1. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы уточнили, что понимается под речевой деятельностью, какова ее структура и виды, а также какие ее характеристики существенны для практики речевой работы в школе. 2. Творческая активность ученика регулируется рядом психических функций (память, внимание, функция контроля и оценки), которые способствуют развитию личности и определяют уровень ее развития. На уроках русского языка важно создавать условия для успешного развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения русскому языку. 3. Творческие виды работ на уроках русского языка способствует развитию речи, совершенствует мыслительную деятельность, воображение, эмоциональную сферу младшего школьника. |