Главная страница
Навигация по странице:

  • Особенности технологии креативного лоскутного шитья

  • Примечание.

  • Критерий диагностики Показатели критерия диагностики Метод оценки показателя у обучающегося

  • реабилитация молодых инвалидов. ШЕВКУНОВА Г.В. ВКР, бак. Теоретические основы социальной реабилитации молодых инвалидов


    Скачать 2.2 Mb.
    НазваниеТеоретические основы социальной реабилитации молодых инвалидов
    Анкорреабилитация молодых инвалидов
    Дата04.05.2023
    Размер2.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаШЕВКУНОВА Г.В. ВКР, бак .pdf
    ТипРеферат
    #1108841
    страница6 из 6
    1   2   3   4   5   6
    Общие основы технологии лоскутного шитья
    Технология – совокупность методов обработки, изготовления, измерен состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. В лоскутном шитье – это поэтапный изготовления изделия из лоскутов ткани. В неё входит: изготовление шаблонов (рис 1); выкраивание лоскутных деталей; соединение лоскутных деталей; влажно-тепловая обработка.
    Изготовление шаблонов можно осуществить в следующем порядке:
    1)
    Выполнить эскиз орнамента на миллиметровой бумаге в масштабе 1:1 (в 2-х экземплярах).

    94 а) б) в) г)
    Рисунок 1 – Примеры шаблонов для лоскутного шитья
    2)
    Пронумеровать все отличающиеся друг от друга детали, указать их количество.
    3)
    Разрезать эскиз на детали или аккуратно перевести на кальку контуры всех отличающихся деталей и вырезать их. Это будут выкройки деталей.
    4) наложить выкройку детали на картон, обвести тонкой линией. С каждой стороны выкройки прибавить величину припуска на шов перпендикулярно границе, выкройки. Через полученные точки провести
    Припуск на шов 1 см

    95 линии, параллельные линиям выкройки, до их взаимного пересечения.
    Полученный второй контур детали обозначает границу шаблона для этой детали.
    Далее пронумеровать шаблоны для конкретного рисунка. Указать на них количество деталей, размеры выкроек, название и габаритные размеры блока. Шаблоны можно использовать многократно. Желательно все однотипные детали одного блока или изделия, состоящего из нескольких одинаковых блоков, выкраивать по одному и тому же шаблону.
    Перед тем как начать выкраивать лоскутное полотно необходимо подготовить ткани к работе, от этого будет зависеть дальнейший успех в работе. Новые ткани желательно декатировать. Это в особенности относится к тканям, входящим в те изделия, которые впоследствии будут подвергаться стирке.
    Декатировка это дополнительная влажно тепловая обработка с обильным увлажнением материала, которая производится для первичной усадки ткани. Декатировке подвергаются: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, из натурального шелка, смесовой ткани.
    Во избежание окрашивания не рекомендуется декатировать ткани разного цвета совместно.
    Хлопчатобумажные ткани в расправленном состоянии следует на некоторое время поместить в ёмкость с горячим мыльным раствором. Затем слегка отжать ткань и высушить. Так повторить ещё раз и прополоскать ткань. После второй обработки раствором ткань не отжимать, а повесить для стекания воды. Полувлажную ткань высушить прессовыми движениями утюга, то есть верх–вниз без скольжения (поставить утюг на ткань, подержать несколько секунд, поднять утюг так продолжать до полного высыхания ткани).

    96
    Для шерстяных тканей процедура декатировки та же, что и для хлопчатобумажных, но температура воды не должна превышать 40°С. При высушивании шерстяных тканей регулятор утюга необходимо установить на символ «шерсть».
    Тонкие шерстяные и шелковые ткани декатируются только утюжкой через влажную ткань, без замачивания. Влажно–тепловая обработка для таких тканей, как бархат, вельвет проводится на мягких подушках или щётках, предупреждающих смятие ворса.
    Смесовые ткани, то есть ткани, состоящие из различных видов волокон (например, лён с лавсаном), декатируются по типу натурального волокна, входящего в эту ткань.
    Очень маленькие обрезки тканей разделяют по цвету и помещают в марлевые мешочки, а затем просто стирают[45].
    Некоторые виды тканей желательно подкрахмаливать. Перед раскроем ткань сбрызгивают крахмальным раствором и отутюживают.
    Выполнение лоскутного изделия, как правило, представляет собой последовательный, поэтапный процесс. Такой подход обеспечивает технологичность на протяжении всей работы, а в итоге высокое качество изделий из текстильного лоскута.
    Для выкраивания лоскутных деталей надо разложить ткань по ровной поверхности лицевой стороной вниз (если не имеет значение расположение рисунка на ткани). Наложить на ткань шаблон, обвести его мелом, мылом на тёмных тканях, карандашом на светлых. Затем передвинуть шаблон, совместив одну из его сторон с границей предыдущей детали. Обвести вторую деталь. И так продолжать до тех пор, пока не будут нанесены контуры всех деталей.
    Выкроить все шаблоны. Шаблоны накладывать на ткань с учётом направления долевой нити. Если выполняется полотно, состоящее из

    97 нескольких повторяющихся блоков, то вначале следует выкроить детали для одного блока, сшить его или наколоть на детали на схему рисунка. Если готовый блок соответствует задуманному решению, выкроить детали для всего изделия; если нет заменять цвет, форму деталей, их расположение до тех пор, пока не реализуется замысел.
    Соединение лоскутных деталей возможно на руках, но, как правило, его осуществляют на швейной машинке.
    Соединение лоскутков на руках выполняется с помощью ручных швов: шов «вперёд иголку», шов «назад иголку», или «за иголку».
    При сборке изделия на швейной машинке используются следующие машинные швы: стачной шов, шов «в край», подрубочный шов.
    Влажно-тепловая обработка.
    Прострочив ткань, надо проутюжить шов, что уменьшает толщину деталей и снимает напряжение шва, которое привносится в ткань с каждой новой строчкой. Проутюживание делают с изнаночной стороны ткани прямо по шву. Затем разутюживают запасы на швы или заутюживают их на сторону. Готовый блок лучше отпаривать с лицевой стороны через влажный проутюжильник прессовыми движениями, без скольжения утюга.
    Чтобы определиться с орнаментом и правильным оформлением композиции, необходимо знать различные техники лоскутного шитья.
    Особенности технологии креативного лоскутного шитья
    Разнообразие техник по лоскутному шитью очень велико. Подробно рассмотрим те, которые интересны своей непредсказуемостью, живописностью, технологически не очень сложны, но внешне эффектны.
    Термин «конвергенция» происходит от латинсокго convergo – перекладывание, прикладывание, приближаться, сходиться. Смысл его применительно к лоскутному шитью понятен: ткани разных расцветок словно пронимают друг в друга, давая необычные цветовые композиции.

    98
    Для техники конвергенции можно используют самые разные ткани – и с мелким рисунком, и абстрактной раскраской и с крупными принтами. С крупными рисунками получаются очень необычные работы.
    Квилты создаются из двух и более тканей, раскроенных на полосы и сшитых вместе, а затем разрезанных и собранных вновь. Можно использовать бесконечное множество вариантов такого дизайна и каждый квилт в этой технике будет уникален.
    Эта техника может быть с успехом использована для шитья покрывал, настенного панно, чехлов на подушки, салфеток (рис. 2).
    Рисунок 2 – Элемент покрывала, выполненного в технике «конвергенция»
    В таблице 1 представлена технологическая карта выполнения панно в стиле «конвергенция».
    Таблица 1 – Технологическая карта панно в технике «конвергенция»

    Последовательность изготовления изделия в технике «конвергенция»
    Рисунки
    1 2
    3 1
    Приготовить шаблон и раскроить согласно нему ткань. Необходимы: четыре квадрата ткани одного размера, роликовый нож и большая подложка для раскроя, маркеры для ткани и швейная машина.
    Ткань
    1
    Ткань
    2
    Ткань
    3
    Ткань
    4

    99 2
    Наложить лоскуты ткани попарно ткань 1 с тканью 3 и ткань 2 с тканью 4 лицевыми сторонами, сшить между собой. Развернуть, тщательно разгладить его. Сложить получившиеся лоскуты вместе, как на рисунке.
    Продолжение таблицы 1

    Последовательность изготовления изделия в технике «конвергенция»
    Рисунки
    3
    Начиная от центра, разрезать полотна ткани на полосы разной ширины, 1, 2, 3 и 4 см. Нарезать удобно специальным дисковым ножом для квилтинга. Если такого ножа нет, нарезать ткань можно ножницами, по предварительно начерченным линиям.
    Сложите полосы как на рисунке.
    4
    Пронумеруйте полученные полоски, начиная от центра, как показано на рисунке. Это можно сделать мелком или при помощи стикеров. Слева у вас будет нечётные номера, справа чётные.
    5
    А теперь разложите плоски по порядку номеров и так же последовательно стачайте между собой.
    6
    Аналогично разметьте и нарежьте ткань в поперечном направлении. Пронумеруйте полоски
    Тань 1
    Ткань
    2
    Ткань
    3
    Ткань
    4
    1
    3 5 7
    2 4 6
    8

    100 7
    Разложите по номерам и сшейте между собой.
    Выполните окантовку из подходящего материала.
    Возможны и иные варианты цветового решения (рис. 3). а) б) в)
    Рисунок 3 – Цветовые решения для изделия в технике «конвергенция».
    В таблице 2 представлена технологическая карта выполнения панно в стиле «отражение».
    Таблица 2 – Технологическая карта изготовления панно в стиле
    «отражение»

    Последовательность изготовления изделия в технике «отражение»
    Рисунки

    101 1
    Для создания квилта в этой технике «понадобятся
    4 прямоугольных (или квадратных) заготовки одинаковых по рисунку и по размеру. Размер каждой заготовки 32×36 см определился размером принта. Взят ситец с большими розами и проклеен тонким флизелином.
    2
    Наносим линии, по которым будем разрезать сделанные заготовки.
    Выбор места и ширины полос зависит от рисунка и его размера, то есть места разрезов определяются опытным путём.
    На одной из заготовок (на рисунке она справа)
    Продолжение таблицы 2

    Последовательность изготовления изделия в технике «отражение»
    Рисунки проводим горизонтальную линию через середину центрального цветка. Затем вверх и вниз от нее проводим через 5 см каждую следующую линию.
    На второй заготовке (слева) ставим метку в том месте, где проходит первая линия через центральный цветок на первом принте. Отступив от этой метки 2,5 см вниз и вверх, проводим линии на втором принте. Все остальные линии наносим также через 5 см от предыдущих, то есть со смещением на 2,5 см относительно линий на первой заготовке.
    3
    Складываем заготовки попарно, подложив вниз не расчерченные. Разрезаем все заготовки по нанесённым линиям.
    Чтобы не запутаться при перекладывании полос, на каждую прикалываем метку с номером.
    Нумерация идёт сверху вниз. Обе правые заготовки нумеруем цифрами (1, 2, 3,…) левые цифрами и буквами (1а, 2а, 3а,…). Получилось 2 пары заготовок, разрезанных по горизонтальным линиям.

    102 4
    Следующий этап объединение полос из разных заготовок в одно полотно. На рисунке видна последовательность, в какой необходимо их разложить.
    Все полосы сшиваем между собой, соблюдая одинаковый припуск (я сшивала лапкой на 1/4 дюйма). В такой же последовательности сшиваем и вторую пару заготовок.
    Примечание: сразу не заметила, что полосы под номерами 1 и 7 оказались шире 5 см, увидела это только на завершающем этапе, поэтому рекомендую в таких случаях заранее выравнивать крайние полосы до нужной ширины, в моём варианте до 5 см.
    Продолжение таблицы 2

    Последовательность изготовления изделия в технике «отражение»
    Рисунки
    5
    У нас теперь два новых полотна, которые готовы для следующего разрезания по вертикальным линиям

    103 6
    На одной из заготовок (рисунок слева) необходимо по середине центрального цветка провести первую вертикальную линию. Затем по обе стороны от нее на расстоянии 5 см необходимо провести следующие линии. А теперь на второй заготовке (рисунок справа) так же через 5 см проводим линии со сдвигом на 2,5 см вправо и влево, относительно линий на левой заготовке
    7
    Разрезаем заготовки по нанесенным линиям, прикалываем метки на каждую полосу на одну заготовку с цифрами, на вторую с цифрами и буквами
    8
    Перекладываем полосы, как показано на рисунке. Крайние полосы, в данном случае с номерами 1 и 6, получились шире 5 см, поэтому перед сшиванием их подравниваем до нужной ширины. Сшиваем полосы, соблюдая тот же припуск.
    Родолжение таблицы 2

    Последовательность изготовления изделия в технике «отражение»
    Рисунки

    104 9
    То, что основная картинка уже получилась, здесь видно
    10
    Припуски разутюживаем. Это вид с изнанки.
    11
    Для превращения заготовки в панно пришиваем разделительные полосы, кайму, простегиваем и окантовываем по своему усмотрению. Примечание.
    Необходимо учитывать, что не из всех рисунков ткани могут получиться эффектные «отражения» и это, прежде всего, зависит от размера самого рисунка и размера нарезанных полос.
    Варианты панно по принту, цвету и ширине полос – на рис. 4. а) б)
    Рисунок 4 – Варианты панно в технике «отражение»

    105
    Приложение3
    Диагностический инструментарий [6]
    Критерий диагностики
    Показатели критерия
    диагностики
    Метод оценки показателя
    у обучающегося
    Знания в области моделирования и конструирования одежды, других изделий из ткани, в том числе из лоскутков, а также знаний по их презентации
    Наличие достаточного уровня знаний по образовательной программе
    Беседа, фронтальный опрос, контрольные срезы
    Способность реализовать в практической деятельности имеющиеся знания
    Наблюдение за использованием знаний в реализации учащимися данных видов деятельности
    Умения и навыки творческой деятельности по моделированию, конструирования одежды, других изделий из ткани, в том числе из лоскутков, а также умений и навыков презентации
    Степень реализации знаний в практической деятельности.
    Наблюдение за реализацией учащимися индивидуальных и групповых проектов
    Скорость и частота исполнения швейной и декоративно-прикладной деятельности
    Учет количества исполненных работ
    Качество продуктов деятельности
    1) эстетический вид модели;
    2) приемлемая конструкция модели;
    3) качество пошива и обработки деталей модели;
    4) профессионализм презентации моделей
    Метод шкалирования
    Учет места, занятого в конкурсах по профилю деятельности, а также х количества
    Личностные особенности, позволяющие осуществлению индивидуальной и групповой творческой деятельности по профилю обучения
    Степень участия в общественной жизни группы
    Метод шкалирования
    Социальный статус личности молодого инвалида
    Социометрия
    Соотношение мотивационного
    (желание), когнитивного
    (отношение к профессии) и практического (умения) компонентов
    Опрос (с использованием опросника профессиональной готовности, Л.Н.
    Кабардовой)
    Интерес к декоративноприкладному творчеству, профессиональный интерес
    Посещаемость занятий, активность на занятиях
    Наблюдение.
    Ведение журнала учета
    Желание осуществлять соответствующую деятельность по окончанию обучения.
    Опрос

    106
    Профессиональные предпочтения к типу профессий «человек – художественный образ»
    Опрос (с использованием опросника профессиональной готовности, Л.Н.
    Кабардовой)
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта