Главная страница
Навигация по странице:

  • 5.Час общения на тему "Мимика, эмоции, чувства" Ход занятия

  • Беседа ”У всех есть чувства" Ключевые идеи

  • Самостоятельная работа по закреплению основных идей

  • Теория и практика работы классного руководителя

  • Работа в статических парах

  • Задание Составить цветограмму на неделю: «Я дома», «Я в школе», обозначив основные чувства цветом. Приложение 2 Классные собрания

  • Пять минут с искусством

  • Лекция 1. лекция 1. Теория и практика работы классного руководителя


    Скачать 1.8 Mb.
    НазваниеТеория и практика работы классного руководителя
    АнкорЛекция 1
    Дата17.06.2022
    Размер1.8 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлалекция 1.pdf
    ТипДокументы
    #600266
    страница9 из 15
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15
    Теория и практика работы классного руководителя
    Веденеева О.А.
    Савва Л.И.
    Сайгушев Н.Я. http://izd-mn.com/
    76 a) Упражнения и игры для закрепления.
    1)
    Упражнение " Приветствие ".Ребята по кругу предлагают свой вариант приветствия в социальном общении.
    2)
    Упражнение " Прощание ". По кругу предлагаются свои варианты прощания.
    3)
    Работа в парах. Ребята придумывают, а затем разыгрывают ситуа- цию по определённому виду общения и приёмов их обслуживающих.
    Зрители : 1) оценивают, соответствует ли сцена цели задуманного;
    2) как удалось разыграть сцену, что понравилось.
    Примечание: данный "Час общения" можно провести для детей 7-8 классов.
    5.Час общения на тему "Мимика, эмоции, чувства"
    Ход занятия:
    1. Беседа "У всех есть чувства".
    2. Самостоятельная работа по закреплению основных идей.
    3. Работа в статических группах.
    4. Домашнее задание.
    Беседа ”У всех есть чувства"
    Ключевые идеи:
    1) у всех есть самые разные чувства (приятные и неприятные);
    2) каждый должен контролировать и нести ответственность за проявление своих чувств;
    3) мы можем и должны контролировать свои чувства;
    Вопросы в ходе беседы:
    1) какие чувства вы знаете?
    2) с помощью чего человек проявляет чувства?
    3) можно ли контролировать свои чувства?
    Самостоятельная работа по закреплению основных идей:
    1.
    Выбери из таблицы " Что ты чувствуешь? " приятные и неприятные чувства.
    2.
    Опиши, какие чувства ты испытываешь чаще всего:

    среди знакомых людей;

    Теория и практика работы классного руководителя
    Веденеева О.А.
    Савва Л.И.
    Сайгушев Н.Я. http://izd-mn.com/
    77

    в школе;

    дома.
    3.
    Пользуясь предложенными картинками, обозначь, какие эмоции здесь изображены.
    Работа в статических парах
    Упражнение 1." Чувство по заказу ".
    Задание: Один заказывает - другой изображает мимикой чувство.
    Упражнение 2.
    Задание: угадать, какое чувство изображает другой.
    Упражнение 3.
    Задание: скажите фразу с различной интонацией, показав разницу испытываемых чувств.
    Упражнение 4." Зеркало".
    Упражнение 5." Окно ".
    Задание
    Составить цветограмму на неделю: «Я дома», «Я в школе», обозначив основные чувства цветом.
    Приложение 2
    Классные собрания
    Классное собрание тему «Что такое сотрудничество?»[43]
    Тема занятия: «Что такое сотрудничество?»
    Цель: объяснить значение сотрудничества в жизни класса и отдельного учащегося.
    Задачи:
    1. Развить познавательную активность учащихся, навыки анализа различных ситуаций.
    2. Выработать навыки группового обсуждения и выработки решения вопросов.
    3. Воспитать у учащихся чувство взаимовыручки, навыки сотрудничества.
    Форма занятия: классный час-диспут.
    Длительность занятия: 45 минут.

    Теория и практика работы классного руководителя
    Веденеева О.А.
    Савва Л.И.
    Сайгушев Н.Я. http://izd-mn.com/
    78
    Рассматриваемые вопросы:
    1. Понятие сотрудничества.
    2.Значение сотрудничества в жизни людей.
    3. Возможные варианты сотрудничества в классе.
    Литература:
    1. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. - М.: Вербум-М, 2001. - 64 с.
    2. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы, от А до Я. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256 с.
    Метод: рассказ, дискуссия, «мозговой штурм».
    Оборудование: классная доска, мел.
    Основные понятия: сотрудничество, совместная работа, помощь в решении проблем.
    Ход занятия
    1. Понятие сотрудничества
    Вопрос к классу: «Как вы понимаете сотрудничество? Что означает это слово?»
    (Используется метод «мозгового штурма». Любой ответ принимается и записывается на доске. Когда закончена запись, обсуждаются с учениками наиболее понравившиеся им идеи).
    Итак, «сотрудничество» можно определить так: «совместный труд»;
    «совместная работа двоих или большего числа людей для достижения общей цели».
    Вопрос к классу: «Что вы думаете о пословице «Ум хорошо, а два лучше»?
    Вы согласны? Не согласны? Объясните».
    Итак, мы с вами убедились, что совместное обсуждение помогает найти ответ на вопрос.
    А сейчас будем работать в парах. Припомните время, когда вы работали вместе с кем-нибудь, чтобы сделать что-то общее. Поделитесь своими воспоминаниями с соседом по парте.
    (Когда обсуждение в парах закончено, желающие могут рассказать об этом классу).
    Обсуждение:

    Было просто или непросто вспомнить об этом?

    Почему?

    Теория и практика работы классного руководителя
    Веденеева О.А.
    Савва Л.И.
    Сайгушев Н.Я. http://izd-mn.com/
    79

    Что вы делали вместе? При каких обстоятельствах? Какой был результат?

    Чем вам понравилось работать вместе?

    Чем не понравилось?

    Испытывали ли вы какие-нибудь трудности, работая с кем-либо еще?
    В чем состояли трудности?

    Как их преодолеть, избежать?

    Есть ли такая работа, которую лучше делать одному?
    Приведите примеры сотрудничества:
    ● между членами вашей семьи;
    ● между людьми, живущими в вашем городе;
    ● между людьми, живущими в вашей стране;
    ● между людьми, живущими в разных странах;
    ● между учеными, рабочими и т.д.
    Что, по вашему мнению, способствует успеху сотрудничества? Можете ли вы привести примеры успешной совместной работы в нашем классе?

    Как можно расширить сотрудничество в классе?

    Как сделать совместную работу в классе более интересной?
    (На доске записываются все предложения ребят. После обсуждения отбираются наиболее интересные соображения, которые можно применить на практике).
    Существует мнение: «Сотрудничество дает возможность ленивым ученикам «проехаться» за счет трудолюбивых». Правильно ли это утверждение, как вы считаете?
    (Ученики высказывают свое мнение, обсуждаются разные точки зрения).
    2. Сотрудничество на практике.
    А теперь опять поработаем в парах. Вспомните случаи, когда вы помогали кому-нибудь выйти из затруднительного положения или справиться с какой-либо проблемой.
    (После того как каждый ученик имел возможность рассказать об этом в течение 2-3 минут своему собеседнику, желающие могут поделиться своими историями с классом).
    Обсуждение:

    Что это была за ситуация (проблема)? Как вы помогли выйти из нее
    (решить ее)?

    Теория и практика работы классного руководителя
    Веденеева О.А.
    Савва Л.И.
    Сайгушев Н.Я. http://izd-mn.com/
    80

    Что вы чувствовали после этого?

    Было ли это трудно? Легко? Объясните, почему.
    А теперь вспомните, когда у вас была проблема, с которой вы не могли справиться самостоятельно, и кто-то помог вам.
    Обсуждение:

    Что это была за ситуация (проблема)? Как вам помогли выйти из нее
    (решить ее)?

    Что вы чувствовали после этого?

    Часто ли вам бывает нужна помощь?

    Получаете ли вы ее?
    Итак, сегодня мы с вами обсудили, что такое сотрудничество, какую роль оно играет в нашей жизни. Мы увидели, что совместный труд приносит больше радости, что вместе легче решать трудные задачи.
    Приложение 3
    П
    р
    и
    м
    е
    р
    ы
    г
    р
    у
    п
    п
    о
    в
    ы
    х
    в
    о
    с
    п
    и
    т
    а
    т
    Волшебный стул
    Психологизация воспитательного процесса в школе, обусловленная новой педагогической позицией отношения к личности школьника как субъекту жизни, вывела педагогическую практику на ряд простых форм групповой деятельности, которые позволяют развивать у школьников интерес к человеку как таковому и содействовать формированию достоинства как черты личности.
    «Волшебный стул» - одна из таких форм. В ней сочетаются ценностно- ориентационная и игровая деятельность. На «волшебный стул» приглашается один из участников игры: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства; присутствующие громогласно объявляют то, что видят их глаза; предполагается, что при этом ни один недостаток не способен
    «высветить» «волшебный стул», зато все положительные стороны личности ярко представлены для глаз присутствующих.
    Педагог предлагает в тишине проверить свои впечатления, а потом произнести вслух все, что видят глаза. Дети называют качества («умный»,
    «нежный», «добрый»…) или указывают на поведенческие характеристики («он всегда помогает», «у него можно попросить что-то, он дает»…), иногда выделяют

    Теория и практика работы классного руководителя
    Веденеева О.А.
    Савва Л.И.
    Сайгушев Н.Я. http://izd-mn.com/
    81 характерологические черты («веселый», «общительный»…), иногда сообщают о случаях, во время которых проявилась личность («когда я болел, он ко мне приходил…», «никто не остался убирать класс, а он остался…»). Для группы старших подростков и юношества чрезвычайно важны провозглашения достоинств внешнего портрета («красивая», «грациозная», «он сильный», «у него красивые волосы»…).
    «Волшебный стул» как бы отстраняет товарища от группы, набрасывает игровой флер таинственности («эта дама, сидящая перед нами…», «этого господина мы видим…», «у этого юноши»…), на него смотрят как бы впервые. И обычно дети легко идут на такие игровые условия, потому что слишком близкие отношения мешают взглянуть на товарища с социально-ценностной позиции.
    Отстраненная же позиция снимает смущение, позволяет произносить то, что пока нетрадиционно для нашего общения, - говорить комплименты друг другу сейчас и теперь, не дожидаясь смерти, похорон и траурных митингов. Такого рода упражнения не бесследны, они помогают обрести уверенность в себе, подымают школьника к осознанию себя как носителя достоинств, изменяют его положение в группе, развивают эмпатию у детей, смягчают психологический климат в группе и, в итоге, переориентируют внимание детей с «недостатков» на «достоинства».
    Полезной оказывается такая групповая игра и для педагога: он начинает принимать новую точку зрения на «достойного человека», который отличен не тем, что у него нет недостатков, а тем, что у него есть достоинства.
    «Волшебный стул» проводится неоднократно, так, чтобы через момент возвышения прошел каждый ребенок группы. Педагог должен жестко фиксировать (в памяти или на бумаге) тех ребят, которые не успели пройти через игровую ситуацию «волшебного стула», и серия игры не завершается, пока все до единого ученика не побывают в роли «дамы, достоинства которой мы видим» или
    «господина (сударя), чьи достоинства обнаруживают волшебные силы».
    Решающим в воспитательном влиянии этого группового дела является тональность протекающего маленького события. Тон, конечно же, задает педагог.
    Его педагогическая техника (голос, мимика, пластика) как бы лепят эмоциональную ауру, вовлекая детей в добрую расположенность к каждому, кто находится в комнате, и желание сказать любому ободряющее и возвышающее его как личность.
    Не следует боятся пауз, тишины, когда дети молчат, не находя ответа на вопрос, какие достоинства они видят. Надо предупреждать возможность затруднений, отмечая, что необходимо увидеть то, что не лежит на поверхности, что без усилий не удается увидеть, но что неизбежно предстает перед нами, если мы начнем вглядываться в человека. После таких слов успокаивается и сидящий на стуле, он позволяет себе улыбнуться, и группа, в свою очередь, улыбаясь в ответ, свободно сообщает о своих впечатлениях.

    Теория и практика работы классного руководителя
    Веденеева О.А.
    Савва Л.И.
    Сайгушев Н.Я. http://izd-mn.com/
    82
    «Волшебный стул» может быть внесен как часть в какое-то другое, более масштабное групповое дело, но может проводиться и изолированно от других видов групповой деятельности.
    Разброс мнений
    «Разброс мнений» - это организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по какой-либо проблеме или теме. Предполагается, что суждения могут быть самыми разными, неожиданными как по форме, так и по содержанию. Никаких границ для выражения мнений не существует, каждый имеет право сказать то, что хочется, что «приходит в голову».
    Методическим ключом такого группового дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами самого общего характера. Их прочтение и произнесение вслух инициирует мышление, как бы провоцируя на нечаянное высказывание, которое рождается тут же, в момент чтения и произнесения. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого вступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый момент беседы иметь что сказать, потому что определяет подход к теме и ракурс взгляда на поставленный вопрос.
    Педагог предлагает детям высказать свое мнение по определенный теме:
    «Что вы думаете о…» либо ставит вполне конкретный вопрос: «Считаете ли вы, что…» Источником таких тематических дискуссий являются чаще всего актуальные проблемы жизни школьников – тогда обсуждаемые вопросы принимают примерно следующий характер: «Человек и его одежда», «Что такое хорошая жизнь и хороший человек в ней?», «Нужна ли мне книга?», «Как человек проводит каникулы», «Когда я очень разозлюсь», «Родители и я», «Красота, меня окружающая». При высоком уровне интеллекта школьников предметом дискуссии могут стать философские вопросы о жизни как таковой, о бессмертии, совести, счастье, времени, разуме и чувствах, духовном и материальном.
    Возможен такого рода разговор о только что происшедшем в классе, школе, обществе.
    Методическая сторона группового дела «разброс мнений» предельно проста, сводится к выдвижению интересного для детей вопроса и подготовке карточек. Число карточек непременно равняется числу участников дискуссии. На карточке (плотный картон, лучше – цветной, четкий текст фразы) – первые слова, с которых начинается высказывание. Условия игры следует соблюдать, и, если доставшаяся фраза не нравится участнику, он ее может поменять, но не нарушать условий.

    Теория и практика работы классного руководителя
    Веденеева О.А.
    Савва Л.И.
    Сайгушев Н.Я. http://izd-mn.com/
    83
    Перечислим вероятностные формы первоначальных инициирующих мыслительную активность детей недописанных фраз: «Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что…», «Мне кажется, что в этом вопросе главным является…», «Ежедневно с данной проблемой сталкивается человек, когда…», «Меня в этом вопросе больше всего смущает…», «Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что…».
    Педагогическая трудность заключается в технологической стороне организации дела. Необходимо создать благоприятный психологический климат в группе, чтобы каждый участник был психологически свободен и чтобы мнение каждого воспринималось как предмет интереса. Тональность разговора, максимальная доброжелательность, психологическое
    «поглаживание», подбадривающие реплики и подкрепляющие положительные оценки в адрес личности, ритмичность построения беседы и даже расположение всех членов группы относительно друг друга – все это имеет огромное значение в успешности задуманного дела. И центральное условие: принимается мнение каждого как некоторая ценность, не подлежащая оценке «правильно – неправильно», содержащая в самой себе ценность лишь потому, что она имеет место среди людей.
    «Разброс мнений» - очень оперативная и гибкая форма организации группового дела, удобная для обсуждения конфликтных ситуаций, для выявления группового общественного мнения. В случае напряженных ситуаций, сложных проблематичных взаимоотношений педагог может обратиться к этой форме, в ходе такой дискуссии обычно снижается агрессивность к инакомыслящим, громче и увереннее звучат «тихие голоса» группы, становится очевидным характер группового мнения. Но и в бесконфликтный период «разброс мнений» интересен, не утомителен для детей, плодотворен для их личностного развития.
    Сам ход школьной реальной действительности приводит часто к проведению
    «разброса мнений»: кто-то поссорился; кто-то выдвинул оригинальную идею; кто-то не доволен учебой; кому-то пришла в голову мысль о резкой перемене режима; кто-то предлагает провести оценку происходящему и т. д. Плодотворным является проведение предварительного «разброса мнений» - перед тем, как приступить к большому и важному делу. Но полезен и итоговый «разброс мнений», когда дело уже завершено.
    Пять минут с искусством
    Приобщение детей к искусству сопряжено сегодня с некоторыми трудностями. Во-первых, субкультура, грязным потоком изливающаяся на детей по всем каналам массовой коммуникации, извратила их художественный вкус еще до того, как он мог бы сложиться. Во-вторых, в обществе не сложились традиции повседневного общения с искусством, а сложилось напротив странное представление о том, что минуты общения с искусством – это строгая, серьезная

    Теория и практика работы классного руководителя
    Веденеева О.А.
    Савва Л.И.
    Сайгушев Н.Я. http://izd-mn.com/
    84 работа, связанная с «пониманием» художественного произведения – нечто вроде разгадки ребуса «что хотел сказать художник?». В-третьих, в школе мало и плохо используются технические средства (диапроектор, магнитофон, эпидиаскоп), а без обращения к ним невозможно представить себе широкого поля произведений искусства, доступных общению. В дополнение к названному, повсеместная художественная непросвещенность окружающих школьника людей порождает ложное мнение, будто общение с искусством есть лакомое блюдо, роскошь, допускаемая после решения насущных воспитательных задач.
    Не вступая в дискуссию по затронутым вопросам, отметим, что практика создала как будто бы в противовес такому неблагополучному положению гибкую, легкую форму приобщения детей к искусству – эта форма получила название
    «Пять минут с искусством». В ней реализуется, прежде всего, исходный принцип
    «малой дозировки»: коль скоро отлученные от искусства дети не приучены к художественному мышлению, первоначальное организуемое общение с искусством должно быть недолговременным и малообъемным в имя предотвращения утомленности и отстраненности от демонстрируемого поведения.
    Название говорит само за себя: дети в течение коротких, но сгущенных по эмоциональному напряжению минут воспринимают одно или несколько
    (согласно замыслу) произведений. Ни анализа, ни оценок не производится.
    Свободное общение и свободное впечатление – без попытки навязать какую-либо точку зрения, даже если речь идет о всемирно известном художественном гении.
    Методически такой миг общения основательно продумывается. Здесь важно все: интерьер, расположение стульев, демонстрационное место, момент предъявления произведения, вступительное слово для психологического настроя, расположение педагога, видимого детьми в момент восприятия художественного произведения, заключительный аккордно-финальный момент. Очень важна и поставленная перед детьми перспектива будущей «пятиминутки»: «В следующий раз мы с вами…».
    Содержание организованной художественной деятельности детей зависит целиком от запасника школы: наличия репродукций, фонозаписей, слайдов, художественных альбомов, скульптурных копий, фотографий и, возможно, оригинальных художественных творений. Отбор художественного произведения для демонстрации настолько индивидуален, что вряд ли допустимы какие-либо методические советы. Принципы отбора могут быть самыми разными: «в связи с юбилейной датой», «в связи с протекающими событиями», «в связи с учебным материалом», «в соответствии с настроением», «в связи с погодой»,
    «хронологический», «тематический», «жанровый» и т. д.
    Наилучшим методическим решением на данный момент педагогической ситуации в школе является двойной художественный ряд (аудиовизуальный ряд), когда одновременно демонстрируются разновидовые произведения и одно из них

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15


    написать администратору сайта