Главная страница

Практикум ЭБ. Тесты для самоконтроля, список рекомендованной литературы. Практикум предназначен для подготовки к практическим занятиям студентов очной формы специальности 38. 05. 01 Экономическая безопасность


Скачать 333.78 Kb.
НазваниеТесты для самоконтроля, список рекомендованной литературы. Практикум предназначен для подготовки к практическим занятиям студентов очной формы специальности 38. 05. 01 Экономическая безопасность
АнкорПрактикум ЭБ
Дата19.09.2022
Размер333.78 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПрактикум ЭБ.docx
ТипТесты
#683975
страница10 из 12
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
Тема 8. Познание, как предмет фиолософского анализа

(2 часа лекционых занятий, 4 часа семинарских занятий, 5 часов самостоятельной работы)

Основные подходы в понимании познания в истории философии. Скептицизм и агностицизм. Знание и вера.

Структура познавательной деятельности: субъект и объект познания, понятие деятельности. Понятие практики. Уровни познания: чувственный и рациональный, их формы. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма. Проблема истины в философии и науке. Основные концепции истины.

Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки: особый вид знания, когнитивная деятельность, социальный институт, особая сфера культуры. Этапы и уровни научного познания. Рост научного знания.
Основные понятия темы

Дедукция – выведение частного из общего, движение мысли от общего к частному, от общего положения к особенному.

Знание результат процесса познавательной деятельности, который обладает непреходящей истинностью, может быть логически или фактически обоснован и допускает эмпирическую или практическую проверку.

Индукция – наведение, приращивание знания в направлении от части к целому, от отдельного к всеобщему, закономерному.

Интенция – (интенциональность) способность сознания, выражающаяся в направленности на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Предметом же сознания являются окружающий мир и духовный мир человека.

Интуитивизм – идеалистическое течение, в котором рациональному познанию противопоставляется непосредственное постижение действительности, основанное на интуиции, т.е. особой способности сознания, несводимой к чувственному опыту и логическому мышлению.

Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, процесс движения от приблизительного знания к полному.

Метод – путь исследования, ориентированный на истину.

Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

Проблема – противоречие, возникшее в процессе познания и требующее разрешения, так как представляет научный и практический интерес.

Рефлексия – (лат. обращение назад); способность человеческого мышления познавать свои собственные формы и содержание, критически анализировать предпосылки и методы познания.

Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как субъекта познавательной, нравственной, религиозной, политической и пр. деятельности; осознание своего нравственного облика, интересов, идеалов, мотивов поведения. Самосознание всегда личностно.

Сознание – высшая форма психической активности человека как социального существа отражение реальности в форме чувственных и умственных образов и проектирование (творчество) на этой основе новой реальности.

Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Факт – (от лат. factum — сделанное, совершившееся) — особого рода

Язык – знаковая система хранения и передачи информации, выполняющая социальную и коммуникативную функцию в процессе человеческой деятельности. Язык – специфически социальное явление. Благодаря языку возможно существование и развитие абстрактного мышления. Различают языки естественные и искусственные.
Основная литература:

  1. Голубинцев В. О.Философия для технических вузов: учебник / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. ― 6-е изд., стер. ― Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 504 с.

  2. Миронов В. В. Философия: учебник / В. В. Миронов; МГУ им. М. В. Ломоносова. ― М.: Проспект, 2011. ― 240 с.

  3. Бучило Н.Ф. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие / Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н.— Электрон. текстовые данные. — М.: Пер Сэ, 2001. — 448 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7468. — ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Дополнительная литература:

  1. Монастырская, И. А. Философия: учеб. пособие для бакалавров очной формы обучения специальностей 120401, 120700, 270100, 270300, 270800,271101.  Белгород: Изд-во БГТУ им. В. Г. Шухова, 2013.  251 с.

  2. Ратников В.П. Философия [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов/ Ратников В.П., Островский Э.В., Юдин В.В. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 671c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21009. — ЭБС «IPRbooks», по паролю


Семинар. Основные подходы к познанию в истории философии

  1. Познание как предмет философского анализа.

  2. Основные подходы в понимании познания в истории философии: рационализм, эспиризм, сенсуализм.

  3. Скептицизм и агностицизм.

  4. Знание и вера: соотношение понятий.

  5. Уровни и методы познания.

  6. Структура познавательной деятельности: субъект и объект познания, понятие деятельности.

  7. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма

  8. Проблема истины в философии и науке. Основные концепции истины.

  9. Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности.

  10. Аспекты бытия науки: особый вид знания, когнитивная деятельность, социальный институт, особая сфера культуры.

  11. Этапы и уровни научного познания. Рост научного знания.


Задания и упражнения

1. Определите, к какому направлению в решении проблемы познаваемости мира принадлежат высказывания. Ответ аргументируйте.

1.1 Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости; если ты к ней обратишься, то хотя и не будешь мудрым, пока живешь (ибо мудрость у бога и человеку доступна быть не может), однако если достаточно утвердишь себя в любви к ней и очистишь себя, то дух твой после этой жизни, т.е. когда перестанешь быть человеком, несомненно, будет владеть ею.

Августин А.

1.2. Всякая вещь есть «это» не в большей степени, чем «то». Мы должны воздерживаться от каких-либо суждений обо всем, существующем в этом мире.

Пиррон.

1.3. Все, что ты знаешь, состоит в том, что у тебя в твоем собственном уме есть известное представление или образ. Но что это по сравнению c действительным деревом или камнем? Я говорю тебе, что цвет, форма и твердость, которые ты воспринимаешь, не есть действительная природа этих вещей или хотя бы подобие ее. То же самое можно было бы сказать обо всех других реальных вещах или телесных субстанциях, составляющих мир. Ни одна из них сама по себе не имеет ничего подобного тем чувственным качествам, которые мы воспринимаем. Мы не должны поэтому претендовать на утверждение или познание чего-нибудь, касающегося их собственной природы.

Беркли Д.

1.4. Сомнение могло бы служить мягким изголовьем для умной головы. Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться... В начале всяческой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом - незнание.

Монтень М.

1.5. Близко к изложенным здесь взглядам и сказанное Протагором, а именно: он утверждал, что человек есть мера всех вещей, имея в виду лишь следующее: что каждому кажется, то и достоверно. Но если это так, то выходит, что одно и то же и существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны, ибо часто одним кажется прекрасным одно, а другим - противоположное, и что то, что кажется каждому, есть мера.

Аристотель.

1.6. Разум есть дух, так как достоверность того, что он - вся реальность, возведена в истину; и разум сознаёт себя самого как свой мир, а мир - как себя самого. - Становление духа показано в непосредственно предшествующем движении, где предмет сознания, чистая категория, возвысился до понятия разума.

Гегель Г.В.Ф.

1.7. Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука, основанная на божественном откровении; это было необходимо прежде всего потому, что человек соотнесен c богом как c некоторой своей целью. Между тем цель эта не поддается постижению разумом; в соответствии со словами Исайи (гл. 64, ст. 4): «Око не зрело, боже, помимо тебя, что уготовал ты любящим тебя». Между тем должно, чтобы цель была заранее известна людям, дабы они соотносили c ней свои усилия и действия. Отсюда следует, что человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение.

Фома Аквинский.

2. Определите принадлежность высказывания к эмпиризму или рационализму. Ответ аргументируйте.

2.1 Чувства сперва вводят единичные идеи и заполняют ими еще пустое место, и, по мере того как разум постепенно осваивается c некоторыми из них, они помещаются в памяти и получают имена. Затем, подвигаясь вперед, разум абстрагирует их и постепенно научается употреблению общих имен. Так разум наделяется идеями и словами, материалом для упражнения своей способности рассуждения. С увеличением материала, дающего разуму работу, применение его c каждым днем становится все более и более заметным.

Локк Д.

2.2 Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне.

Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока наконец не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный.

Бэкон Ф.

2.3. Чистая наука, стало быть, предполагает освобождение от противоположности сознания [и его предмета]. Она содержит в себе мысль, поскольку мысль есть также и вещь сама по себе, или содержит вещь самое по себе, поскольку вещь есть также и чистая мысль. В качестве науки истина есть чистое развивающееся самопознание и имеет образ самости, [что выражается в том], что в себе и для себя сущее есть осознанное (gewusster) понятие, а понятие, как таковое, есть в себе и для себя сущее.

Гегель Г.В.Ф.

2.4. Все, что мы достоверно знаем, состоит или в доказательствах, или в опытах. И в том и в другом правит разум. Ведь самое искусство постановки эксперимента и пользования опытами покоится на точных основаниях, разумеется в той мере, в какой оно не зависит от случая, или фортуны.

<…> Даже имея уже поставленные опыты, которые, бесспорно, и при благоприятной фортуне требуют затрат, оборудования и времени, говорить об усовершенствовании наук можно, лишь поскольку они обосновываются разумом. (Лейбниц, Г.В.).

2.5. Все перцепции [восприятия] человеческого ума сводятся к двум отличным друг от друга родам, которые я буду называть впечатлениями (impressions) и идеями. Различие между последними состоит в той степени силы и живости, c которой они поражают наш ум и прокладывают свой путь в наше мышление или сознание. Те восприятия [перцепции], которые входят (в сознание] c наибольшей силой и неудержимостью, мы назовем впечатлениями, причем я буду подразумевать под этим именем все наши ощущения, аффекты и эмоции при первом их появлении в душе (soul). Под идеями же я буду подразумевать слабые образы этих впечатлений в мышлении и рассуждении…

Юм, Д.

2.6. То обстоятельство, что одно имя может быть общим многим вещам, привело к тому, что некоторые люди полагают, будто сами вещи универсальны. Эти люди серьезно уверяют, что сверх Петра, Ивана и всех остальных людей, которые существуют, существовали или будут существовать в мире, есть еще нечто другое, что мы называем человек или человек вообще. Ошибка этих людей состоит в том, что они принимают универсальные, или всеобщие, имена за вещи, которые этими именами обозначают. И в самом деле, если кто-либо предлагает художнику нарисовать человека или человека вообще, то он имеет в виду лишь то, что художник волен выбрать того человека, которого он будет рисовать, причем, однако, художник вынужден будет рисовать одного из тех людей, которые существуют, существовали или будут существовать и из которых никто не является человеком вообще.

Гоббс Т.

2.7. Мы обладаем некоторыми априорными знаниями, и даже обыденный рассудок никогда не обходится без них

Кант И.
3. Прокомментируйте высказывание Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю».

К какому варианту решения проблемы познаваемости мира можно отнести данное утверждение?

4. Заполните таблицу

Гносеологические концепции

Метод

Что является

источником

истины?

Из чего выво-дится всеобщий и необходимый характер знания?

«Слабые места»

(затруднения) в

концепции

Эмпиризм

Ф. Бэкона










Сенсуализм Д. Локка










«Феноменологизм»

Д. Беркли










Скептицизм Д. Юма










Рационализм

Р. Декарта










Трансцендентализм

И. Канта











5. Познакомьтесь с отрывками работы Ж. Лакруа «Марксизм, экзистенциализм, психоанализ» и ответьте на вопросы.

1. Объясните, в ответ на какие затруднения в гносеологических концепциях Лакруа обращается к концепту «вера».

2. На основе приведенного текста прокомментируйте, что такое «вера» согласно Лакруа.

4. Сопоставьте взгляды Лакруа со взглядами представителей «философии жизни» (Ф. Ницше, А. Бергсон) и экзистенциализма (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер).

«Только вера одновременно выражает первичность субъекта и тотальную встречу с объектом. Верить – это значит быть вовлечённым в объект, совместно с другими субъектами... Сейчас много говорят о вовлеченном мышлении, но не отмечают, что вовлечённое мышление имеет старое и прекрасное имя, которое точно называется верой...

Весь предшествующий анализ нас привёл к выводу: то, что раньше называлось теорией познания должно стать теорией веры. Исходя из веры, нельзя процесс познания описывать в исключительно интеллектуалистских терминах, ибо существенный атрибут субъекта – его воля. А воля содержит в себе или, в конце концов, предполагает аффективность. Отсюда можно сделать вывод, что вера требует не только рациональности, воли, но бытия целиком. Вера есть в высшей степени сложное психологическое состояние, которое связывает воедино идеи, чувства и действия. Она есть результат тотального взаимопроникновения субъекта и объекта.

Однако простое соединение субъекта и объекта не означает ещё истинной веры, а только способность к суждению. Для того чтобы возникла вера необходимо, чтобы суждение было целиком соединено с нашим быти-ем, с нашей личностью... По существу, вера – это тотальное вовлечение, которое можно было бы определить как персоналистичность суждения.

Вера – это нераздельность духа. Верить – значит вовлекаться целиком, значит соединяться тотально с самим собой, с другими, с миром и Богом. Вера – это сама личность.

Вера выражает утвердительную силу духа, одобрение. Утверждение [одобрение] может иметь корни [основания]. Оно зависит от результатов процесса мышления. Но между выводным знанием и одобрением имеется принципиальное различие. Одобрение [утверждение] не есть прямое следствие вывода, а представляет собой нечто другое. Между основаниями, на которые опирается вера, и вовлеченность личности. Следовательно, персональная вера и интеллектуальные аргументы, на которые она опирается, различны по своей рироде. Вовлечённость личности невыразима в механизме доказательства. Это означает, что конечный критерий веры принадлежит к высшему по отношению к логике порядку и его следует более точно назвать этико-религиозным.

Аутентичная вера это не субъективизм в уничижительном смысле этого слова, её нельзя сводить ни к чисто психологическим, ни волевым крайностям.

Она есть интимная связь, временное проникновение субъекта и объекта, прогрессирующее развитие субъекта, который открывается перед миром, другими и Богом. Моя вера – это движение моей души. И я не верил бы только в том случае, если бы не существовал. Вся трудность человеческого познания проистекает от того, что оно одновременно выступает как движение, помещённое в нашу психологическую историю, и имеет отношение к универсальной и вечной истине».
6. Прокомментируйте высказывание Маркса. Как практика может выступать критерием истины? Приведите примеры.

«Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью,- вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос».

Маркс К. «Тезисы о Фейербахе».

7. Прочитайте отрывок и ответьте на вопрос.

Почему проблема истины является ведущей в философии познания?

«Понятие истины. Аспекты истины Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного и др.), либо форм существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и т. п.), форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т. п. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее.

Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни».

От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, – зависит зачастую и жизненная позиция человека, понимание им своего назначения. Примером тому может служить свидетельство нидерландского физика, создателя классической электронной теории X. А. Лоренца о развитии своей научной деятельности, приведшей к электронной теории, он, в частности, заявил, что видел в квантовом атоме неразрешимое противоречие, которое приводило его в отчаяние. «Сегодня, – признавал он, – утверждаешь прямо противоположное тому, что говорил вчера; в таком случае вообще нет критериев истины, а, следовательно, вообще неизвестно, что значит наука. Я жалею, что не умер пять лет тому назад, когда этих противоречий не было (цит. по: Иоффе, А. Ф. Развитие атомистических воззрений в XX веке // Памяти В. И. Ленина. М. ; Л., 1934. С. 454). Этот факт показывает то драматическое положение, в котором порой оказываются ученые, переживающие смену одной теории другой и сталкивающие с необходимостью отказа от прежних теорий, считавшихся истинными».

П. В. Алексеев А. В. Панин. «Философия».
8. Прочитайте отрывок и ответьте на вопрос.

В чем заключается диалектика абсолютной и относительной истины?

«Тезис о том, что истина всегда конкретна, как раз и означает в данном случае требование выявлять меру адекватности теории, т. е. фиксировать практические критерии и теоретически выявляемые из исходных допущений предпосылки, так или иначе задающие интервал гносеологической точности теории, внутри которого истинность знаний имеет абсолютный характер и получает безусловное практическое подтверждение. Именно потому, что мы познаем относительное, мы познаем его абсолютно. Частичный и относительный характер всякой истины, однако, выявляется тотчас же, как только мы переходим к более универсальной теории и можем посмотреть на истину не «изнутри», а «извне», находясь в другой познавательной позиции. Но поскольку относительность в природе всегда есть лишь аспект более широкого целого, то такой переход от частного к общему, от «проекции» к «инварианту» в процессе поступательного движения познания оказывается неизбежным. Научная истина, таким образом, диалектична: она выражает относительность всякого знания и абсолютное содержание в каждом шаге познания вперед».

«Теория познания. Социально-культурная природа познания»: в 4 т. / под ред. В. А. Лекторского, Т. И. Ойзермана.
9. Прочитайте отрывок и ответьте на вопрос.

В чем суть проповедуемого автором подхода к пониманию науки и научной истины?

«Наука представляет собой, по сути, анархистское предприятие: теоретический анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его альтернативы, опирающиеся на закон и порядок… Единственным принципом, не препятствующим прогрессу, является принцип допустимо все (anything goes).

Не существует идеи, сколь бы устаревшей и абсурдной она ни была, которая не способна улучшить наше познание. Вся история мышления конденсируется в науке и используется для улучшения отдельной теории.

Нельзя отвергать даже политического влияния, ибо оно может быть использовано для того, чтобы преодолеть шовинизм науки, стремящейся сохранить status quo…

Вненаучные идеологии, способы практики, теории, традиции могут стать достойными соперниками науки и помочь нам обнаружить ее важнейшие недостатки, если дать им равные шансы в конкурентной борьбе…

Превосходство науки можно утверждать только после многочисленных сравнений ее с альтернативными точками зрения».

Фейерабенд П. «Избранные труды по методологии науки «
10. Известно, что цвет, который большинство людей воспринимает как красный, дальтоники воспринимают как зелёный.

Как Вы думаете, какие выводы из этого факта могли бы сделать агностики и сторонники диалектического материализма?

Познаваем ли, по Вашему мнению, цвет, который разные люди воспринимают по-разному?

Обоснуйте свой ответ.
11. Приведите примеры тех истин, которые, на Ваш взгляд, являются относительными. Смогут ли такие истины когда-либо стать абсолютными?
12. Возможно ли существование вечной истины? Подтвердите свой ответ примерами.
13. Дайте оценку приведенным высказываниям. Соотнесите их с существующими теориями истины.

    1. Истина — интуитивно ясное и самоочевидное положение;

    2. Истина — идея, руководство которой приводит к успеху;

    3. Истина — знание, которое соответствует показаниям органов чувств;

    4. Истина — знание, которое является адекватным отражением объективного мира;

    5. Истина — логически непротиворечивое знание;

    6. Истина — экономная логическая схема, в которую укладываются данные опыта.


14.Прочитайте помещенные ниже отрывкы из книги К. Поппера «Логика и рост научного знания» и ответьте на вопросы.

1. В чем видит К. Поппер принципиальное отличие философской позиции «современных позитивистов» от позиции «позитивистов прежних времен»?

2. Дайте определение фальсифицируемости. Каков механизм осуществления фальсификации тех или иных положений ­науки?

3. Укажите на значение критерия фальсифицируемости для развития науки.

Позитивисты прежних времен склонялись к признанию научными или законными только тех понятий (представлений, идей), которые, как они выражались, «выводимы из опыта», т. е. эти понятия, как они считали, логически сводимы к элементам чувственного опыта – ощущениям (или чувственным данным), впечатлениям, элементам визуальной или слуховой памяти и т.д. Современным позитивистам удалось выработать более ясный взгляд на науку. Для них наука – не система понятий, а система высказываний. В соответствии с этим они склонны признавать научными или законными только высказывания, сводимые к элементарным (или «атомарным») высказываниям об опыте <…>.

…можно предположить, что не верифицируемость, а фаль­сифицируемость системы следует рассматривать в качестве критерия демаркации. Это означает, что мы не долж­ны требовать возможности выделить некоторую научную систему раз и навсегда в положительном смысле, но обязаны потребовать, чтобы она имела такую логическую фор­му, которая позволяла бы посредством эмпирических проверок выделить ее в отрицательном смысле: эмпирическая система должна допускать опровержение путем опыта.

(В соответствии с этим критерием высказывание «Завтра здесь будет дождь или завтра здесь дождя не будет» нельзя считать эмпирическим просто потому, что его нель­зя опровергнуть, тогда как высказывание «Завтра здесь будет дождь» следует считать эмпирическим) <…>.

…законы природы фальсифицируемы. Если мы признаем истинным некоторое сингулярное [единичное, элементарное, «атомарное». – Авт.] высказывание, которое нарушает запрещение и говорит о существовании вещи (или события), устраняемой законом, то этот закон опровергнут (примером может служить следующее высказывание: «В таком месте существует аппарат, представляющий собой вечный двигатель») <…>.

…несколько случайных базисных высказываний, противоречащих теории, едва ли заставят нас отвергнуть ее как фальсифицированную. Мы будем считать ее фальсифицированной только в том случае, если нам удалось открыть воспроизводимый эффект, опровергающий теорию. Другими словами, мы признаем фальсификацию только тогда, когда выдвинута и подкреплена эмпирическая гипотеза низкого уровня универсальности, описывающая такой эф­фект. Подобные гипотезы можно назвать фальсифицирующими гипотезами.

Поппер К. «Логика научного исследования».
Тесты для самоконтроля

1. Укажите, какие виды знания являются предметом рассмотрения в гносеологии.

  1. а) научное

  2. обыденное

  3. религиозное

  4. эстетическое

  5. философское

2. На какой из перечисленных периодов в философии приходится «гносеологический поворот»?

  1. а) Древний Восток

  2. Античность

  3. Средние века

  4. Новое время

  5. е) Новейшее время

3. Каким из перечисленных философов принимается концепция познания как «отражение»?

  1. а) Р. Декартом

  2. Д. Беркли

  3. Д. Локком

  4. Г. В. Лейбницем

  5. В. И. Лениным

4. Философская позиция, воздерживающаяся от вынесения окончательного суждения в вопросе о познаваемости мира (или тех или иных уровней реальности), называется

  1. а) скептицизмом,

  2. агностицизмом,

  3. догматизмом,

  4. релятивизмом.

5. Как соотносятся материалистическая философия и гносеологические взгляды?

  1. материалистическая философия обязательно является в то же время и рационалистической

  2. материалистическая философия обязательно является в то же время и эмпирической

  3. между материализмом как философской позицией и выбором между рационализмом и эмпиризмом нет обязательного соответствия

6. Как называется истина, содержание которой не зависит от человека?

  1. объективная истина;

  2. субъективная истина;

  3. относительная истина;

  4. абсолютная истина;

  5. интуитивная истина.

7. Что марксистская философия считает критерием истины?

  1. практика;

  2. разум;

  3. чувства;

  4. интуиция;

  5. вера.

8.Как называется процесс непосредственного взаимодействия субъекта с объектом познания?

  1. опыт;

  2. созерцание;

  3. абстракция;

  4. интуиция;

  5. воображение.

9. Какое из названных утверждений совпадает с позицией релятивизма:

  1. истина – это знание, которое является верным всегда и при любых обстоятельствах;

  2. истина – это знание, которое является полезным для человека и которое может успешно применяться на практике;

  3. все наши знания только относительны, в них нет ничего абсолютного;

10. Теория истины, рассматривающая истину как результат условного соглашения:

  1. когерентная

  2. корреспондентская

  3. прагматическая

  4. конвенциалистская


Вопросы для самоконтроля

  1. Раскройте смысл понятий: «сознание», «познание», «знание».

  2. В чём заключается специфика философского подхода к сознанию?

  3. Каковы основные разновидности агностицизма?

  4. В чём заключается особенность агностицизма Д.Юма?

  5. В чём заключается особенность агностицизма И.Канта?

  6. Каковы основные положения диалектико-материалистической теории познания?

  7. В чем отличие эмпиризма от сенсуализма?

  8. Познаваем ли мир? Доступна ли сущность вещей для человеческого разума? В чем причины скептицизма и агностицизма?

  9. В какую эпоху гносеологическая проблематика выдвигается в центр философского дискурса?

  10. В чем суть гносеологических позиций оптимистов, скептиков, агноиков и догматиков?

  11. Какие существуют виды интуиции?

  12. В чем особенности рационализма как одной из гносеологических парадигм философии Нового времени?

  13. В чем особенности эмпиризма как одной из гносеологических парадигм философии Нового времени?

  14. Может ли объективно истинное значение с течением времени стать ложным? Если да, то приведите примеры подтверждающие это.



Тема 9. Человек как предмет философского исследования

(2 часа лекционных занятий, 4 часа семинарских занятий, 6 часов самостоятельной работы)

Проблема человека в историко-философском контексте. Объективистские (природно-объективная, идеально-заданная, социо-логическая) и субъективистские концепции человека (психоаналитическая, экзистенциальная и др.). Сущностная природа человека. Проблема взаимосвязи биологического и социального в человеке. Специфика человеческой деятельности. Жизнь, смерть и бессмертие. Понятие смысла жизни в русской философии. Человеческая судьба. Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, способность к творчеству, свобода.

Творчество и его разновидности. Понятие свободы и его эволюция. Свобода «внешняя» и «внутренняя», свобода «от» и свобода «для». Свобода и необходимость, свобода и ответственность, свобода выбора. Человек, индивид, личность, индивидуальность. Личность и массы.
Основные понятия темы

Архетип (др.-греч. ἀρχέτυπον — первообраз) — в аналитической психологии, основанной Карлом Юнгом, — универсальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений.

Биологические потребности — класс потребностей, связанный с необходимостью осуществления жизненно важных функций, прежде всего для поддержания постоянства внутренней среды организма (гомеостаз).

В́оля — Способность человека сознательно управлять своими действиями, преодолевать трудности для достижения поставленных целей.

Гендер – социально-культурный конструкт по средством, которого формируются представления о мужском и женском в культуре.

Гендерная идентичность - базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует.

Индивид  единичная особь Homo sapiens, отдельное человеческое существо, единство социального и биологического, в котором определяется уникальным сочетанием генетически запрограммированного и социально приобретенного индивидуального набора черт, свойств, качеств.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека.

Коллективное бессознательное термин, введенный психиатром Карлом Ютом для обозначения одной из форм бессознательного (частипсихики, содержащей воспоминания и импульсы, не осознаваемые индивидом бщей для человечества вцелом и являющейся продуктом наследуемых структур мозга. 

Культура – в широком смысле это понятие обозначает совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа; способ социальной жизни, который объединяет все виды человеческой деятельности. Это система надприродных механизмов, которые программируют деятельность человека.

Личность – термин, обозначающий целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. Это человек со своими социально обусловленными индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, волевыми, эмоциональными. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации.

Любовь — интимное и глубокое чувство, устремленность на др. личность, человеческую общность или идею.

Массовая культура – характеристика разновидности культуры, сформировавшейся на западе, Ее синонимы: популярная культура, индустрия развлечений, коммерческая культура и т.д. Массовая культура ориентируется на усредненный уровень массовых потребителей. Ее функции: компенсаторная (снятие стрессов), нивелирующая (стандартизация мыслей и чувств), манипулятивная (внушение определенных идей). Массовая культура демократична, однообразна, тривиальна, играющая на примитивных чувствах публики.

Нравственность – категория этики, обозначающая особую форму общественного сознания вид общественных отношений, цель которого – сформировать способы нормативной регуляции поведения и действия людей в обществе. Золотое правило нравственности: не поступай с другими так, как ты бы не хотел, чтобы они поступили с тобой.

Онтогенез человека (англ. ontogenesis; от греч. on, ontos сущее и genesis зарождение, развитие) индивидуальное развитие организма, совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни.

Разум – в философии Канта высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи: идея Бога, идея души, идея сущности мира.

Свобода личности возможность человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а невследствие внутреннего или внешнего принуждения. 

Смысл жизни — понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества.

Творчество – сознательная деятельность человека, преобразующая мир бытия в соответствии с потребностями человека и с учетом объективных законов бытия, проектирующая и создающая нечто новое.

Филогенез человека (от греч. phylon род, племя и genēs происхождение, возникновение) качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с внешней средой.

Ценности – характеристики объектов и процессов мира, имеющих положительное значение для жизни человека, которые возникают по мере включения того или иного объекта в сферу интересов человека. Они могут быть материальными, духовными, выступать в форме идей добра, справедливости, красоты и т.д.
Основная литература:

  1. Голубинцев В. О.Философия для технических вузов: учебник / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. ― 6-е изд., стер. ― Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 504 с.

  2. Миронов В. В. Философия: учебник / В. В. Миронов; МГУ им. М. В. Ломоносова. ― М.: Проспект, 2011. ― 240 с.

  3. Бучило Н.Ф. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие / Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н.— Электрон. текстовые данные. — М.: Пер Сэ, 2001. — 448 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7468. — ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Дополнительная литература:

  1. Монастырская, И. А. Философия: учеб. пособие для бакалавров очной формы обучения специальностей 120401, 120700, 270100, 270300, 270800,271101.  Белгород: Изд-во БГТУ им. В. Г. Шухова, 2013.  251 с.

  2. Ратников В.П. Философия [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов/ Ратников В.П., Островский Э.В., Юдин В.В. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 671c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21009. — ЭБС «IPRbooks», по паролю

  3. Мартынов М.И., Кравченко Л.Г. Философия [Электронный ресурс]: курс интенсивной подготовки — Электрон. текстовые данные. — Минск: ТетраСистемс, 2012. — 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28275. — ЭБС «IPRbooks», по паролю.


Семинар. Человек как предмет философского исследования

  1. Проблема человека в историко-философском контексте.

  2. Объективистские (природно-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистские концепции человека (психоаналитическая, экзистенциальная и др.).

  3. Сущностная природа человека.

  4. Проблема взаимосвязи биологического и социального в человеке.

  5. Специфика человеческой деятельности. Жизнь, смерть и бессмертие.

  6. Понятие смысла жизни в русской философии.

  7. Человеческая судьба. Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, способность к творчеству, свобода.

  8. Творчество и его разновидности.

  9. Понятие свободы и его эволюция. Свобода «внешняя» и «внутренняя», свобода «от» и свобода «для».

  10. Свобода и необходимость, свобода и ответственность, свобода выбора.

  11. Человек, индивид, личность, индивидуальность. Личность и массы.


Задания и упражнения

1. В чем Н.А. Бердяев видит специфику человеческого бытия?

«Проблема человека есть основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке. В познании бытия человека есть совсем особая реальность, не стоящая в ряду других реальностей. Человек не есть дробная часть мира, в нем заключена цельная загадка и разгадка мира. Тот факт, что человек, как предмет познания, есть вместе с тем и познающий, имеет не только гносеологическое, но и антропологическое значение…

Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя перерастать. Самый факт существования человека есть разрыв в природном мире и свидетельствует о том, что природа не может быть самодостаточной и покоится на бытии сверхприродном. Как существо, принадлежащее к двум мирам и способное преодолевать себя, человек есть существопротиворечивое и парадоксальное, совмещающее в себе полярные противоположности…

Человек не есть только порождение природного мира и природных процессов, и вместе с тем он живет в природном мире и участвует в природных процессах. Он зависит от природной среды, и вместе с тем он гуманизирует эту среду, вносит в нее принципиально новое начало.

Творческий акт человека в природе имеет космогоническое значение и означает новую стадию жизни космической. Человек есть принципиальная новизна в природе…»

Бердяев Н.А. «О назначении человека»
2. Подберите афоризм, наиболее точно, на Ваш взгляд, выражающий сущность человека. Свой выбор обоснуйте.

Определите принадлежность выбранного Вами афоризма

а) к типу идеализма или материализма;

б) к метафизике (если да, то к какому типу); в) к направлению в истории философии.

3. Прокомментируйте высказывание Б. Паскаля: «Человек - это мыслящий тростник».

Согласны ли Вы с данным утверждением?

В чём, на Ваш взгляд, сущность человека?

Возможно ли окончательное и исчерпывающее определение этой сущности?

4. Сопоставьте тезис Паскаля с высказыванием Бердяева:

«Человек и очень ограничен и бесконечен, и мало вместителен и может вместить вселенную. Он потенциально заключает в себе все и актуализирует лишь немногое. Он есть живое противоречие, совмещение конечного и бесконечного».

Бердяев Н.А.

1. Почему, потенциально заключая в себе всё, человек актуализирует лишь немногое?

2. Что даёт основание рассматривать человека как совмещение конечного и бесконечного? Что в человеке является конечным, а что - бесконечным?

3. Сопоставьте предложенную Бердяевым характеристику человека с тезисом экзистенциализма: «Человек никогда не есть то, что он есть, но всегда есть то, чем он может быть».
5. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы:

1. Что ограничивает свободу выбора человеком своего бытия? К чему они относятся: к существованию или к сущности?

2. Почему эти ограничения не являются доводом против свободы человека? Что является источником этой свободы? Как проясняет мысль автора пример со скалой?

3. Что же может выбирать человек?

Свобода есть выбор своего бытия, но не основание его. <…>

Как бы ни казалось, что человек «делает себя», он представляет собой «бытие сделанное», сделанное климатом и почвой, расой и классом, языком, историей общности, частью которой он является, наследственностью, индивидуальными обстоятельствами своего детства, приобретёнными привычками, большими и малыми событиями своей жизни. Этот довод никогда глубоко не затрагивал защитников человеческой свободы. Декарт первый одновременно признал, что воля бесконечна и что нужно «стараться победить скорее себя, чем фортуну». Именно здесь нужно провести различия; многие из фактов, приводимые детерминистами, не могут быть приняты в расчёт. Коэффициент враждебности вещей в особенности не может быть признан аргументом против нашей свободы, так как именно нами, то есть предварительной позицией цели, вызывается этот коэффициент враждебности. Так, скала, которая оказывает огромное сопротивление, если я хочу её переместить, будет, напротив, мне ценной опорой, если я хочу на неё забраться, чтобы любоваться пейзажем. Сама по себе скала… нейтральна, то есть она ожидает быть прояснённой целью, чтобы обнаружиться или как противник или как помощник.

Сартр Ж.П. «Бытие и ничто».

6. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы:

1. Что является аргументом против бессмертия человека?

2. Какой контраргумент, могущий обосновать существование бессмертия, предлагает Кант? В чём метафизичность такой позиции?

3. Сравните кантовскую трактовку бессмертия с религиозной. Выявите сходства и различия.

4. К каким негативным последствиям для общества, культуры и индивида привела бы возможность физического бессмертия?
Случайность рождения, зависящая у человека, так же как и у неразумных тварей, от побочных обстоятельств… даёт основание для серьёзных возражений против мысли о вечной продолжительности существа, жизнь которого началась при столь незначительных и столь целиком зависящих от нашей воли обстоятельствах. <…> Однако против этого вы можете предложить трансцендентальную гипотезу, а именно, что вся жизнь, собственно, лишь умопостигаема, что она вовсе не подвержена изменениям во времени и не начинается рождением и не заканчивается смертью; что земная жизнь есть только явление, т.е. чувственное представление о чисто духовной жизни, и что весь чувственно воспринимаемый мир есть лишь образ, который мерещится нашему теперешнему способу познания и, подобно сновидению, не имеет сам по себе никакой объективной реальности; что если бы мы созерцали вещи и самих себя так, как они существуют, мы увидели бы, что находимся в мире духовных существ, единственно истинное общение с которыми не началось рождением и не прекратится со смертью нашей плоти (так как рождение и смерть суть лишь явления), и т.д.

Кант И. «Критика чистого разума».
7. Прочтите отрывок и ответьте на вопросы.

1. Согласны ли Вы с утверждением автора, что «без страдания и смерти человеческая жизнь не может быть полной»? Почему?

2. Как тяжёлые жизненные обстоятельства способны раскрыть подлинную сущность личности? В чём она?

3. Как связаны между собой личность, судьба и смысл жизни?

4. Согласны ли Вы со словами Ф. Ницше: «Тот, кто имеет зачем жить, может вынести почти любое как»?
Достоевский как-то сказал: «Есть только одно, чего я страшусь: быть недостойным своих страданий.» <…> «Если в жизни вообще есть смысл, то должен быть смысл и в страдании. Страдание - неотделимая часть жизни, как судьба и смерть. Без страдания и смерти человеческая жизнь не может быть полной. То, как человек принимает свою судьбу и доставленные ею страдания, то, как он несет свой крест, дает ему полную возможность - даже в самых тяжелых обстоятельствах - придать более глубокий смысл своей жизни. Он может остаться мужественным, полным достоинства и бескорыстным. Или в жесточайшей битве за самосохранение он может забыть свое человеческое достоинство и стать не более чем животным. Здесь у человека есть шанс либо воспользоваться этой возможностью, либо забыть о ней. И это решает, будет ли он достоин своих страданий или нет».

Франкл В. «Человек в поисках смысла».
8. В чем специфика человеческой практики освоения мира, в отличие от животных (животные так же осваивают мир, добывая пищу и преобразуют его, создавая ульи, коралловые рифы, плотины)?
9. Заполните таблицу

Проблема антропогенеза

Концепция

Автор

Суть

Ваша оценка достоинств и недостатков концепции

Эволюционная










Символическая










Игровая










Пассионарная










Трудовая










Теологическая










10. Проанализируйте приведенные ниже определения сущности человека. В какой мере они раскрывают содержание этого понятия?

«Человек – это существо политическое».

Аристотель.

«Человек – это животное, способное изготавливать орудия труда»

Б. Франклин.

«Человек – не статичный центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции»

П. Тейяр де Шарден.
11. Объясните различие понимания ведущих факторов антропосоциогенеза в рамках концепции трудовой природы (Ч. Дарвин, К. Маркс) и культурной природы (Э. Кассирер, Л. Мэмфорд) этого процесса.
12. Как понимал сущность человека Э. Фромм?

1. В чем он увидел проблемы современной цивилизации?

2. Почему отсутствует видимый прогресс в совершенствовании человека?

«Никогда еще человек не подходил так близко, как сегодня, к осуществлению своих самых заветных надежд. Наши научные открытия и технические достижения приближают время, когда стол будет накрыт для всех голодных, когда человечество преодолеет разобщенность и станет единым. <…> Но что он скажет в отношении самого себя? Приблизился ли он к осуществлению другой мечты человеческого рода – совершенству самого человека? – Человека, любящего ближнего своего, справедливого, правдивого? Неловко даже задавать этот вопрос – ответ слишком ясен. <…> В нашей жизни нет братства, счастья удовлетворенности; это – духовный хаос и мешанина, близкие к безумию, – причем не к средневековой истерии, а скорее к шизофрении, когда утрачен контакт с внутренней реальностью, а мысль отделилась от аффекта».

Фромм Э. «Психоанализ и религия»
13. Проинтерпретируйте позицию С.Н. Булгакова в отношении человека.

«Человек – сын вечности, брошенный в поток времени, сын свободы, находящийся в плену у необходимости, в зависимости от законов естества, от видного, природного мира. Он творит историю, лишь постольку он свободен, постольку служит идеалу, возвышается над необходимостью»

С.Н. Булгаков.

Тесты для самоконтроля

1. Философская антропология – это обобщающее философское учение о…

  1. а) человеке;

  2. обществе;

  3. культуре;

  4. цивилизации.

2. Целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение общественных потребностей, именуется…

  1. общественным развитием;
  2. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


написать администратору сайта