Практикум ЭБ. Тесты для самоконтроля, список рекомендованной литературы. Практикум предназначен для подготовки к практическим занятиям студентов очной формы специальности 38. 05. 01 Экономическая безопасность
Скачать 333.78 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова С.В. Бацанова ФИЛОСОФИЯ Практикум Утверждено ученым советом университета в качестве учебного пособия для студентов очной формы специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность» Белгород 2017 УДК 1(07) ББК 87я7 Б 31 Рецензенты: Кандидат философских наук, доцент Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова Л.В. Рязанцева Кандидат философских наук, доцент кафедры философии и теологии Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ») С.В. Резник
В практикуме представлен теоретический материал по основным разделам дисциплины,задания по анализу первоисточников, вопросы и тесты для самоконтроля, список рекомендованной литературы. Практикум предназначен для подготовки к практическим занятиям студентов очной формы специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность». ISBN 978-5-361-0059-3 ISBN 978-5-361-0057-9 УДК 1(07) ББК 87я7 © Белгородский государственный технологический университет (БГТУ) им. В.Г. Шухова, 2017 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Изучение курса «Философия» - необходимое условие программы высшегообразования. Философия закладывает основы научного мировоззрения, формирует культуру мышления. Практикум по курсу «Философия» для студентов очной формы обучения составлен в соответствии с тематикой рабочей программы и требованиями федеральных государственных стандартов третьего поколения. На страницах практикума собраны задания и отрывки из классичесих произведений, помогащие лучше освоить курс. Философия как учебная дисциплина принадлежит к сфере гуманитарного знания. Философия – это, прежде всего, знание о человеке, его месте в мире, смысле жизни и его предназначении. Изучение философии в самом начале университетского образования призвано сформировать у студента целостную и непротиворечивую научную картину мира, содействовать его стремлению к самостоятельной научной и исследовательской деятельности. Философия является областью человеческого знания, охватывающей многие сферы нашего бытия, вместе с тем, представляет собой наиболее общую область знания о мире, человеке, познании и их взаимосвязи. Общностью, рациональностью и фундаментальным характером знания философия отличается от таких форм человеческого познания как мифология, религия, наука, искусство и др. Философия способствует формированию у студентов знаний о наиболее общих и фундаментальных проблемах бытия и наделяет их методологией, помогающей в решении различных проблем, имеющих как теоретический, так и практический философский характер. Одной из наиболее важных задач курса философии является расширение горизонта видения студентом современного мира, формирование гражданственности и патриотизма, воспитание чувства собственного достоинства, осознания ценности бытия человека. Благодаря своим особенностям, философия является базовой дисциплиной для изучения как гуманитарных, так и многих иных вузовских дисциплин. Раздел I. История развития философской мысли Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе (2 часа лекционных, 4 часа семинарских занятий, 5 часов самостоятельной работы) Понятие и структура мировоззрения. Мировоззрение и его историко-культурный характер. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Философия как исторический тип мировоззрения. Современные концепции происхождения философии: мифогенная, гносеогенная, «теория качественного скачка». Философия и миф, философия и религия, философия и наука. Предмет и методы философии. Диалектика и метафизика. Структура философского знания. Функции философии. Место философии в культуре. Основные понятия темы: Агностицизм (греч. непознаваемый), философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Аксиология (от греч. axia — ценность и logos — учение) — философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Гносеология (греч. gnosis — знание, logos — учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания. Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: а) законы, б) категории, в) принципы. Диалектический материализм философское направление, изучающее наиболее общие закономерности и сущность бытия, отношение человека к миру и исторические изменения этого отношения в процессе предметно-практической и духовно-теоретической деятельности. Догматизм – это разновидность некритического способа мышления, оперирующего догмами, т.е. неизменными положениями, принимаемыми на веру без доказательств, без учета конкретных обстоятельств места и времени, на основе слепого подчинения авторитету. Дуализм — (от лат. dualis двойственный) философская теория, допускающая в любой данной области два независимых и несводимых друг к другу начала; 2) снованное на признании равноправными двух начал духа и материи, идеального и материального (противоп. монизм). Идеализм – направление в философии, сторонники которого исходным (первичным) считают сознание (идею, дух). Категория – предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения бытия в мире; форма и организующий принцип мышления. Материализм – древнейшее философское учение об объективном бытии мира, т.е. независимости его от воли, духа, сознания. Материализм не отвергает духовные явления и ценности, но рассматривает их как свойства и отношения, определяемые материальной субстанцией на высших уровнях ее развития. Гносеологической основой и корнем материализма является практика. Учение, противоположное материализму, носит название идеализм. Материя – (лат. вещество) философская категория, являющаяся центральной для различных материалистических систем, прежде всего диалектического материализма, где она трактуется как объективная реальность, данная человеку в ощущениях и существующая вне и независимо от человеческого сознания. Ей присущи такие атрибуты, как субстанциальность, всеобщность, абсолютность. Понятие материи не следует отождествлять с каким-то конкретным видом или свойством. Метафизика – (от греч. meta ta physika - после физики), – 1) Метод познания, противоположный диалектике, рассматривающий явления обычно вне их взаимной связи, противоречий и развития. 2). Философское учение о сверхчувственных, недоступных опыту и познанию началах бытия (Боге, душе, воле и т.п.). Метод – путь исследования, ориентированный на истину. Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а так же обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры. Мироотношение - совокупность ценностных установок человека, его убеждений, определяющих позицию по жизненно важным вопросам, его готовность к определенному типу действий и способам достижения целей. Мироощущение — эмоционально-чувственное отношение индивида или группы людей к законам и ценностям материального мира. Мироощущение определяет эмоциональную окраску восприятия человеком окружающей действительности и основывается на эмоциональном опыте. Миропонимание система идей и знаний о происхождении и структуре мира, о факторах, создающих и поддерживающих наблюдаемые в нем связи, отношения, о причинах и характере мировых изменений и месте человека в мире. Монизм – (от греч. monos один, единственный) рассмотрение многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего. Объективный идеализм – одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т.п.). Онтология (новолат. Ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее, то, что существует и λόγος — учение, наука) — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальныепринципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Рационализм направление в философии, считающее, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. Основоположник рационализма Р. Декарт. Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Скептицизм – (от греч. skeptikos рассматривающий, исследующий) философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины. Сознание – высшая форма психической активности человека как социального существа отражение реальности в форме чувственных и умственных образов и проектирование (творчество) на этой основе новой реальности. Социальная философия — раздел философии, определенным образом описывающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов. Субъективный идеализм – одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает её как нечто полностью определяемое его активностью. Философия – это особый способ постижения и освоения мира, выходящий за рамки конкретных наук; специфическая форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и относительное решение коренных мировоззренческих вопросов и проблем, связанных с выработкой целостного взгляда на мир, на его сущность и его смысл; а также взгляд на человека в его отношении к миру, определение места, роли и значения человека, смысла его бытия. Философия – это особый способ постижения и освоения мира, выходящий за рамки конкретных наук; специфическая форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и относительное решение коренных мировоззренческих вопросов и проблем, связанных с выработкой целостного взгляда на мир, на его сущность и его смысл; а также взгляд на человека в его отношении к миру, определение места, роли и значения человека, смысла его бытия. Философия истории — раздел философии, занимающийся проблемами смысла истории, ее закономерностями, основным направлением развития человечества и историческим познанием. Философия науки — раздел философии, занимающийся проблемами природы научного знания, его структурой и функции, методами научного познания, способами обоснования и развития научного знания. Философская антропология — раздел философии, занимающийся проблемами сущности и сущностной структуры человека, о его основных отношениях: к природе, обществу, др. людям, самому себе, его происхождением, о социальными и метафизическими основаниях его существования, основными категориями и законами его бытия. Эклектика (от греч. eklektikos способный выбирать, выбирающий) соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей и т.д. Эмпиризм – направление в философии, считающее, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения. Основоположник эмпиризма Ф.Бэкон. Эпистемология (греч. episteme - знание, logos - учение) - философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Традиционно отождествляется с теорией познания. Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — философская дисциплина об эстетически важном и его действительности, его законах и нормах, его формах и типах, его отношении к природе и искусству, его происхождении и роли в художественном творчестве и наслаждении. Этика — (греч. ethos – привычка, обычай) – философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность, ее принципы и механизмы действия. Основная литература Голубинцев В. О.Философия для технических вузов: учебник / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. ― 6-е изд., стер. ― Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 504 с. Миронов В. В. Философия: учебник / В. В. Миронов; МГУ им. М. В. Ломоносова. ― М.: Проспект, 2011. ― 240 с. Бучило Н.Ф. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие / Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н.— Электрон. текстовые данные. — М.: Пер Сэ, 2001. — 448 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7468. — ЭБС «IPRbooks», по паролю. Дополнительная литература Монастырская, И. А. Философия: учеб. пособие для бакалавров очной формы обучения специальностей 120401, 120700, 270100, 270300, 270800,271101. Белгород: Изд-во БГТУ им. В. Г. Шухова, 2013. 251 с. Ратников В.П. Философия [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов/ Ратников В.П., Островский Э.В., Юдин В.В. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 671c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21009. — ЭБС «IPRbooks», по паролю Мартынов М.И., Кравченко Л.Г. Философия [Электронный ресурс]: курс интенсивной подготовки — Электрон. текстовые данные. — Минск: ТетраСистемс, 2012. — 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28275. — ЭБС «IPRbooks», по паролю. Семинар 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе Понятие и структура мировоззрения. Мировоззрение и его историко-культурный характер. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Философия как исторический тип мировоззрения. Современные концепции происхождения философии: мифогенная, гносеогенная, гносеомифогенная. Философия и миф, философия и религия, философия и наука. Предмет и методы философии. Диалектика и метафизика. Структура философского знания. Функции философии. Место философии в культуре. Задания и упражнения 1. Какие особенности философии указывает Аристотель в приведенном ниже фрагменте? «… и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например, о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной. Но недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим (поэтому и тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создается на основе удивления). Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это; а именно: когда оказалось в наличии почти все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя» Аристотель «Метафизика». 2. В чем отличие философии от обыденного познания? Попробуйте дать ответ на основе приведенного фрагмента: «Философия, как мне кажется, играет ныне среди людей ту же роль, какую, согласно преданию, в седой древности играли хлебные злаки и вино в мире вещей. Дело в том, что в незапамятные времена виноградные лозы и хлебные колосья лишь кое-где попадались на полях, планомерных же посевов не было. Поэтому люди питались тогда желудями и всякий, кто осмеливался попробовать незнакомые или сомнительные ягоды, рисковал заболеть. Подобным же образом и философия, т.е. естественный разум, врождена каждому человеку, ибо каждый в известной мере рассуждает о каких-нибудь вещах. Однако там, где требуется длинная цепь доводов, большинство людей сбивается с пути и уклоняется в сторону, так как им не хватает правильного метода, что можно сравнить с отсутствием планомерного посева». Гоббс Т. «О теле». 3. Какие отличия философии от частных наук раскрывает Л.И. Шестов в приведенном фрагменте? «Много говорят о том, чем отличается философия от других наук, но, по-видимому одно отличие – и самое существенное, то, что делает философию философией, т.е. наукой совершенно не похожей ни на какую другую науку, - умышленно всегда игнорируется /…/ Так пошло еще с древнейших времен. Уже греки подметили, что философия иначе устроена, чем другие науки, и уже греки всячески старались доказать, что философия во все не иначе устроена, чем другие науки. Даже больше того – непременно хотели убедить себя, что философия есть наука из наук и что ей особенно свойственно разрешать единым способом все подлежащие ее ведению вопросы. У других наук есть только мнения, философия же дает истину, говорил уже Парменид. /…/ Мнения людей об обыденных вещах если и бывают ошибочны, то только на время /…/ К примеру: есть ли люди на Марсе? Одни думают, что есть, другие – что нет. Но при дет время, и все перестанут «думать» и убедятся либо в том, что люди на Марсе есть, либо в том, что людей на Марсе нет. Совсем иначе обстоит дело с вопросами чисто философскими. Парменид думает, что мышление и бытие тождественны. Я думаю, что это не так. Одни согласятся с Парменидом, другие со мною. Но никто не вправе утверждать, что в его суждении заключается подлинная истина. Последняя, подлинно достоверная истина, на которой рано или поздно согласятся люди, заключается в том, что в метафизической области нет достоверных истин». Шестов Л. «MementoMori». 4. Прочтите отрывок и ответьте на вопросы. 1. Что такое метафизика? 2. Что познаётся в метафизике? 3. Какие вопросы о сущем ставит метафизика? 4. Можно ли охарактеризовать рассмотренные выше отрывки из диалогов Платона как метафизические по своему содержанию? Почему? Метафизикой называется теперь познание того, что располагается за сферой чувственного, наука о сверхчувственном и познание сверхчувственного. Вопрос ставится так: что присуще сущему, поскольку оно сущее, независимо от того, каково оно и где оно? Что ему присуще, поскольку оно вообще есть сущее? Этот вопрос о сути и о природе сущего ставит первая философия. Но вместе с тем она ставит также и вопрос о сущем в целом, сводя его далее к вопросу о высшем и последнем, о том, что Аристотель называет первейшим сущим, именуемым также «божественное» Главное в том, что предметом первой философии (метафизики) является теперь определенное, хотя и сверхчувственное сущее. Выясняя средневековое понимание метафизики, мы интересуемся теперь не вопросом о правомочности познания сверхчувственного и не во- просом о возможности познания бытия Божия или бессмертия души. Все это вторичные вопросы. Речь скорее идет о принципиальном обстоятельстве, о том, что сверхчувственное, метафизическое оказывается одной обла- стью сущего среди других. В результате метафизика ставится на одну плоскость с другими формами познания сущего, будь то в науках или в сфере технической практики, с тем лишь различием, что ее сущее – высшее. Оно располагается за…, по ту сторону, trans … , как переводится на латинский язык греческая приставка «мета». «Мета» указывает уже не особый характер мышления и познания, не своеобразный, отличающийся от повседневного оборот мышления и вопрошания, оно означает только место сущего, располагающегося по порядку за другим сущим или поверх него. Хайдеггер М. «Основные понятия метафизики». 5. Прочитайте рассуждение Б. Рассела и определите, какие вопросы он считает философскими. «Разделен ли мир на дух и материю, и если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному, — крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой второстепенной планете? Или же человек является тем; чем он представляется Гамлету? А может быть он является и тем и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни, или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как его достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели. Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, — дело философии» Рассел Б. «История западной философии». 6. Определите принадлежность философа к тому или иному типу философствования (идеализм – материализм): I. Тайными рычагами, которыми пользуется природа, чтобы приводить в движение духовный мир, являются подлинные атомы; неожиданная и в то же время необходимая встреча этих неразличимых глазом молекул, их соединение, сочетание, их пропорция, их брожение, модифицируя мало-помалу человека, - часто без его ведома и вопреки ему самому, - заставляют его мыслить, желать, действовать определенным и необходимым образом... Излишек едкости в жёлчи фанатика, разгоряченность крови в сердце завоевателя, дурное пищеварение у какого-нибудь монарха ... являются достаточными причинами, чтобы заставить предпринимать войны, чтобы посылать миллионы людей на бойню, чтобы разрушать крепости, превращать в прах города, чтобы погружать народы в нищету и траур. Гольбах П. «Система природы, или о законах мира физического и мира духовного». II. Анаксимен же и Диоген считают, что воздух первее (proteron) воды, и из простых тел преимущественно его принимают за начало; а Гиппас из Метапонта и Гераклит из Эфеса - огонь, Эмпедокл же - четыре элемента, прибавляя к названным землю как четвертое. Эти элементы, по его мнению, всегда сохраняются и не возникают, а в большом или малом количестве соединяются в одно или разъединяются из одного. Аристотель «Метафизика». III. Что, кроме духа, нет субстанции, в которой могли бы существовать идеи, - это для меня очевидно. Что непосредственно воспринимаемые объекты суть идеи, находит согласие со всех сторон. А что чувственные качества суть объекты, непосредственно воспринимаемые, никто не может отрицать. Совершенно очевидно, что не может быть никакого субстрата этих качеств, кроме духа; в нем они существуют не как модификация или свойство, но как вещь, воспринимаемая в том, что ее воспринимает. Я отрицаю поэтому, что существует какой-либо немыслящий субстрат чувственных объектов, и отрицаю в этом смысле существование какой-либо материальной субстанции. Беркли Д. «Три разговора между Гиласом и Филонусом» IV. Этот космос, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в полную меру воспламеняющимся и в полную меру погасающим. Гераклит. «О природе» . V. Лишь согласно общепризнанному мнению существует цвет, сладкое, горькое, в действительности же существуют только атомы и пустота. Демокрит. VI. Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному самому по себе в высшей степени подобна наша душа, а человеческому, смертному, постигаемому не умом, многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и несходному с самим собою подобно - и тоже в высшей степени - наше тело. Платон «Федон». VII. Ведь не очень давно то время, когда считали, что невозможно газообразное и невидимое состояние материи! А еще ближе время, когда наполняющий пространство мировой эфир не считали материей, под которою понимали непременно чувственное или видимое... Мы знаем теперь, что она обладает физическими, химическими и электромагнитными свойствами, тогда как не так давно о них лишь едва догадывались. Мы знаем также, что она может производить все сложные явления, называемые «жизнью», тогда как раньше полагали, что их можно объяснить только с помощью «жизненной силы»... Бюхнер Л. «Сила и материя». VIII. Движение есть способ существования материи, следовательно, нечто большее, чем просто ее свойство. Не существует и никогда не могло существовать материи без движения. Движение в мировом пространстве, механическое движение менее значительных масс на отдельном небесном теле, колебание молекул в качестве теплоты, электрическое напряжение, магнитная поляризация, химическое разложение и соединение, органическая жизнь вплоть до ее высшего продукта, мышления, – вот те формы движения, в которых – в той или иной из них – находится каждый отдельный атом вещества в каждый данный момент. Всякое равновесие либо является лишь относительным покоем, либо само представляет собой движение в равновесии, каким, например, является движение планет. Абсолютный покой мыслим лишь там, где нет материи. Итак, нельзя отделять от материи ни движения как такового, ни какой-либо из его форм, например механической силы; нельзя противопоставлять материи движение как нечто особое, чуждое ей, не приходя к абсурду. Энгельс Ф. «Диалектика природы». IX. Дух существенно есть только то, что он знает о самом себе. Первоначально он есть дух только в себе; его становление для себя составляет его осуществление. Но духом для себя он становится только через то, что он себя обособляет, определяет себя, или делает себя своим предположением, своим другим, прежде всего относя себя к этому другому как к своей непосредственности, но в то же время и снимая его как другое. До тех пор, пока дух находится в отношении к самому себе как некоему другому, он является только субъективным духом, - духом, берущим свое начало из природы, и первоначально только природным духом. Но вся деятельность субъективного духа сводится к тому, чтобы постигнуть себя в себе самом, раскрыть себя как идеальность своей непосредственной реальности. Гегель Г.В.Ф. «Феноменология духа» X. Итак, не слишком ли уже заняты древностью своего происхождения те, которые говорят нам: Что же делал бог до сотворения им неба и земли? Если он оставался в праздности и совершенном покое, то почему не остался в таком же состоянии и навсегда? Если же в боге произошло новое какое-либо движение и новое произволение создать то, чего прежде не творил, то как согласить c непреложною его вечностью появление этой воли, которой до того времени в нем не было? Воля божия присуща богу и предваряет всякое творение; никакого творения не могло бы быть, если бы не предшествовала воля - творца. Воля божия принадлежит к самой сущности (substantia) божественной. Августин. «Исповедь». XI. Таким образом, рассудок есть источник всеобщего порядка природы, так как он подводит все явления под собственные законы и только этим a priori осуществляет опыт …, в силу чего всё, что познаётся на опыте, необходимо подчинено законам рассудка. Мы имеем дело не с природой вещей самих по себе, которая независима от условий нашей чувственности, и от условий рассудка, а с природой как предметом возможного опыта; <…> Своими идеями чистый разум не имеет целью особые предметы, которые находились бы за пределами опыта, он требует лишь полноты применения рассудка в контексте опыта. Кант И. «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука» 7. Заполните таблицу, систематизирую свои знания о мировоззрении.
Тесты для самоконтроля Кто впервые рассматривает философию как особую область теоретического знания? Аристотель Пифогор Платон Парменид Протогор 2. Что изучает аксиология? сущность и природу человека, специфику его бытия, смысл его жизни познание, источники и формы знания, методы и границы познания сущность и природу ценностей, их место и значение в жизни людей бытие, формы и способы бытия мира, его первооснову и сущность природу как целостность, ее первооснову, специфику бытия 3. Как называется раздел философии, изучающий бытие, его формы, сущность мира, его первооснову? гносеология антропология аксиология онтология праксиология 4. В чем состоит отличие философии от мифа и религии? отображение внутреннего мира человека рационально - логические методы исследования экзистенциальная направленность отображения мира аксиологический характер знаний отображение мира в отношении к человеку 5. Как называется раздел философии, изучающий сущность и природу человека, специфику его бытия? антропология онтология гносеология аксиология праксиология 6. В чем состоит сущность мифологического мировоззрения? форма мировоззрения, разделяющая мир на сверхъестественный и земной и ставящая земной мир в зависимость от божественного теоретическая форма мировоззрения, отображающая мир в понятиях и обоснованных знаниях синкретическая форма мировоззрения, отображающая мир в чувственно-наглядном образе синкретическая форма мировоззрения, отображающая мир в художественном образе форма мировоззрения, отображающая мир в эмпирических знаниях 7. Что такое метафизика как философский метод? рассматривает мир в изменении и развитии рассматривает мир как нечто неизменное и неподвижное сводит развитие к качественным изменениям рассматривает противоречия как источник развития рассматривает развитие как поступательное движение от низшего к высшему 8.Какая функция философии проявляется в выработке знаний о мире? методологическая эвристическая познавательная мировоззренческая критическая 9. Какая функция философии проявляется в изучении и обосновании ценностей? аксиологическая познавательная методологическая эвристическая критическая 10. Как называется направление в философии считающее первоосновой мира сознание? идеализм материализм дуализм гилозоизм агностицизм Вопросы для самоконтроля 1. Что такое мировоззрение? 2. Какова структура мировоззрения? 3. Какие существуют исторические типы мировоззрения? 4. В чем заключаются особенности мифологического мировоззрения? 5. Что представляет собой религия как тип мировоззрения? 6. Что изучает философия? 7. Каковы особенности философского мировоззрения? 8. Какие разделы существуют в структуре философии? 9. Какие направления возникли в философии в решении вопроса о первоначале? 10. Какие подходы существуют в философии к пониманию вопроса о познава мости мира? 11. В решении какого вопроса сложились такие направления в философии, к материализм и идеализм? 12. Чем различаются субъективный идеализм и объективный идеализм? 13. В чем заключается мировоззренческая функция философии? 14. В чем состоит методологическая функция философии? |