Практикум ЭБ. Тесты для самоконтроля, список рекомендованной литературы. Практикум предназначен для подготовки к практическим занятиям студентов очной формы специальности 38. 05. 01 Экономическая безопасность
Скачать 333.78 Kb.
|
4. Прочтите тексты, определите, какие законы диалектики в них выражаются: 1.1. Более точный смысл и выражение, которые бытие и ничто получают, поскольку они стали теперь моментами, должны выявиться теперь при рассмотрении наличного бытия, как единства, в котором они сохранены. Бытие есть бытие и ничто есть ничто лишь в их отличии друг от друга; но в их истине, в их единстве, они исчезли как эти определения и суть теперь иное. Бытие и ничто суть теперь одно и то же; именно потому, что они одно и то же, они уже не бытие и ничто и имеют различное определение: в становлении они были возникновением и прехождением; в наличном бытии как по-иному определённом единстве они опять-таки по-иному определённые моменты. Это единство остаётся их основой, которую они уже больше не покинут, чтобы не возвращаться к абстрактному значению бытия и ничто. Г.В.Ф. Гегель, «Наука логики». 1.2. Aufheben имеет в немецком языке двоякий смысл: оно означает сохранить, удержать и в то же время прекратить, положить конец. Само сохранение уже заключает в себе отрицательное в том смысле, что для того, чтобы удержать нечто, его лишают непосредственности и тем самым наличного бытия, открытого для внешних воздействий. Таким образом, снятое есть в то же время и сохранённое, которое лишь потеряло свою непосредственность, но от этого не уничтожено. <…> Нечто снято лишь постольку, поскольку оно вступило в единство со своей противоположностью; для него, взятого в этом более точном определении …, подходит название момента. Г.В.Ф. Гегель, «Наука логики». 1.3. Но по своей сущности граница есть также и небытие иного; таким образом, нечто в то же время есть благодаря своей границе. Будучи ограничивающим, нечто, правда, низводится до того, что само оно оказывается ограничиваемым, однако его граница как прекращение иного в нём в то же время сама есть лишь бытие этого нечто: благодаря ей нечто есть то, что оно есть, имеет в ней своё качество. - Это отношение есть внешнее проявление того, что граница есть первое отрицание, иное же есть в то же время отрицание отрицания, внутри-себя-бытие [данного] нечто. Нечто как непосредственное наличное бытие есть, следовательно, граница в отношении другого нечто, но оно имеет её в самом себе и есть нечто через её опосредование, которое в той же мере есть его небытие. Г.В.Ф. Гегель «Наука логики». 1.4. Диалектически снятая сущность отменена в том, что в ней было случайного, лишенного смысла, «ума-лишенного», она упраздняется как «непосредственная» природная данность, но в ней сохранено все существенное, значимое и значительное, — она опосредована отрицанием, облагорожена или возвышена до некоторого более «содержательного» и вразумительного состояния, нежели просто налично-данная позитивная и статичная непосредственная реальность, которая не была результатом творческого, т. е. отрицающего данность, действия. А.Кожев «Введение в чтение Гегеля». 5. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы. Одним из основоположников синергетики считается уроженец России, с 10-летнего возраста живущий в Бельгии, Илья Романович Пригожин (род. 1917) – авторитетнейший физик и химик конца ХХ ст., лауреат Нобелевской премии (1977), автор работ по философско-методологическим проблемам науки. Свою синергетическую концепцию он попытался в научно-популярном виде изложить в книге «Порядок из хаоса». 1. Укажите крупнейшие изменения в классической картине мира, которые привносит с собой синергетика. 2. Каков принцип действия механизма «порядок из хаоса», положенного в основу синергетического подхода к миру? 3. Почему И. Пригожин считает возможным говорить о пересмотре сложившихся взаимоотношений природы и человека? На каких принципах должен быть создан новый «союз» человека и природы? 4. Находит ли И. Пригожин в тысячелетнем культурном опыте человечества образцы, которые могут быть использованы в создании новой картины мира? 5. Какое место в самоорганизующемся мире отводит И. Пригожин человеку? Какие положительные и отрицательные последствия для человека будет иметь это новое мировидение? 6. Выскажите свою точку зрения: подтверждает ли синергетическая теория И. Пригожина традиционную установку всей европейской культуры на «познание и преобразование мира», или же наоборот предлагает новую модель взаимоотношения человека и мира. Наше видение природы претерпевает радикальные изменения в сторону множественности, темпоральности [временности. – Авт.] и сложности <…>. Мы искали общие, всеобъемлющие схемы, которые допускали бы описание на языке вечных законов, но обнаружили время, события, частицы, претерпевающие различные превращения. Занимаясь поиском симметрии, мы с удивлением обнаружили на всех уровнях – от элементарных частиц до биологии и экологии – процессы, сопровождавшиеся нарушением симметрии <…>. Долгое время в западной науке доминировала механистическая картина мироздания. Ныне мы сознаем, что живем в плюралистическом мире… Ясно, что, помимо детерминированных процессов, некоторые фундаментальные явления, такие, например, как биологическая эволюция или эволюция человеческих культур, должны содержать некий вероятностный момент. Даже ученый, глубоко убежденный в правильности детерминистских описаний, вряд ли осмелится утверждать, что в момент Большого взрыва, т.е. возникновения известной нам Вселенной, дата выхода в свет нашей книги была начертана на скрижалях законов природы… Мы все глубже осознаем, что на всех уровнях – от элементарных частиц до космологии – случайность и необратимость играют важную роль, значение которой возрастает по мере расширения наших знаний <…>. На наших глазах возникает новое единство: необратимость есть источник порядка на всех уровнях. Необратимость есть тот механизм, который создает порядок из хаоса <…>. Материя – более не пассивная субстанция, описываемая в рамках механистической картины мира, ей также свойственна спонтанная активность <…>. Отличие нового взгляда на мир от традиционного столь глубоко, что… мы можем с полным основанием говорить о новом диалоге человека с природой <…>. Мы считаем, что находимся на пути к новому синтезу, новой концепции природы. Возможно, когда-нибудь нам удастся слить воедино западную традицию, придающую первостепенное значение экспериментированию и количественным формулировкам, и такую традицию, как китайская, с ее представлениями о спонтанно изменяющемся самоорганизующемся мире. Каждый великий период в истории естествознания приводит к своей модели природы. Для классической науки такой моделью были часы, для ХІХ в. – периода промышленной революции – паровой двигатель. Что станет символом для нас? Наш идеал, по-видимому, наиболее полно выражает скульптура – от искусства Древней Индии или Центральной Америки доколумбовой эпохи до современного искусства. В некоторых наиболее совершенных образцах скульптуры, например в фигуре пляшущего Шивы или в миниатюрных моделях храмов Герреро, отчетливо ощутим поиск трудноуловимого перехода от покоя к движению, от времени остановившегося к времени текущему. Мы убеждены в том, что именно эта конфронтация определяет неповторимое своеобразие нашего времени <…>. Идеи, которым мы уделили в книге достаточно много внимания, – идеи о нестабильности флуктуаций – начинают проникать и в социальные науки. Ныне мы знаем, что человеческое общество представляет собой необычайно сложную систему, способную претерпевать огромное число бифуркаций, что подтверждается множеством культур, сложившихся на протяжении сравнительно короткого периода в истории человечества… Это вселяет в нас одновременно надежду и тревогу: надежду на то, что даже малые флуктуации могут усиливаться и изменять всю их структуру (это означает, в частности, что индивидуальная активность вовсе не обречена на бессмысленность); тревогу – потому что наш мир, по-видимому, навсегда лишился гарантий стабильных, непреходящих законов. Пригожин И., Стенгерс И. «Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой». 6. Прочитайте внимательно следующий текст Постарайтесь вспомнить представления о материи, характерные для эпохи средневековья, Нового времени, современности. Не могли бы ВЫ выяснить, какой дух выявился в этих представлениях (в частности, в известном ленинском определении)? Насколько важен выбор имени (слова) для обозначения понятия «материя»? Характерен ли такой выбор (мастерство выбора) для философии «диалектического материализма»? Продемонстрируйте на историко-философском материале многообразие в выборе имени для «материи». «Другой простой пример – аристотелевское понятие материи. Говоря теперь «материя», мы, конечно, неимоверно далеки от понимания того, что, собственно, хочет сказать своим понятием Аристотель. На самом деле, первоначально лес, который применяется для мелких работ в строительстве, понимается Аристотелем как онтологический принцип. В том, что греки подняли это слово на одно из центральных мест в философии, выявился их технический дух. Они видят в форме (эйдасе) выход технического достижения, которое преобразует нечто неоформленное. Но мы недооценили бы Аристотеля, решив, что такое массивное понятие существующего в себе и для себя материала… будто и есть аристотелевский смысл. Этим массивным понятием из сферы ремесла Аристотель хотел описать онтологические взаимоотношения, структурный момент бытия, который выполняет свою функцию во всяком мышлении и познании истинного. Он хотел показать, что познавая и определяя нечто как нечто, мы всегда имеем ввиду пока что не определенную вещь, которую мы только отграничиваем путем дополнительной детерминации от всего другого…». 7. Сравните следующие положения, высказанные представителями одного итого же философского направления. Во всем ли совпадают взгляды авторов на «материю» (судя по приведенным выше высказываниям)? Если допустить, что перед Вами не два высказывания, а одно (одного автора, на один и тот же предмет), то не найдете ли Вы в нем каких-нибудь противоречий? Не кажется ли Вам внутренне противоречивым второе (ленинское) положение? а) «Материя, как таковая, - это чистое сотворение мысли и абстракция. Мы абстрагируемся до качественных отличий вещей, когда «объединяем их, как телесно существующие, под понятие материи. Материя как таковая, в отличие от вполне существующих материй, не является таким образом, чем-то чувственно существующим». Энгельс Ф. «Диалектика природы». б) «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Ленин В.И. «Материализм и эмпириокритицизм» 8. Определите соответствие между разными эпохами и взглядами на проблему материи.
9. В таком случае аналогом теории времени кого из философов можно посчитат взгляды В. Гейзенберга? «Время возникло вместе с миром, оно, стало быть, принадлежит миру, и поэтому в то время, когда не существовал Вселенной, не было и никакого времени»,— говорит один и создателей квантовой механики В. Гейзенберг. 10. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы: 1. Как трактует сущность сознание Гегель? Почему такая трактовка называется абсолютным идеализмом? 2. Как соотносятся между собой всеобщее сознание (дух) и индивидуальные сознания конкретных людей? 3. В чём отличие сознания и самосознания? Тем самым дух существует как абсолютная свобода; он есть самосознание, которое проникается тем, что его достоверность себя самого есть сущность всех духовных масс как реального, так и сверхчувственного мира, или, наоборот, что сущность и действительность есть знание созна ния о себе. - Оно сознаёт свою чистую личность в ней - всю духовную реальность, и всякая реальность есть только духовное; мир для него есть просто его воля и эта его воля есть общая воля. И притом эта воля - не пустая мысль о воле, которая усматривается в молчаливом или выраженном через представительство согласии, а реально общая воля, воля всех отдельных лиц как таковых. Ибо воля есть в себе сознание личности или «каждого», и она должна быть этой подлинной действительной волей, обладающей самосознанием сущностью всех и каждой личности, так что каждый всегда всецело участвует во всяком действии, и то, что выступает как действование целого, есть непосредственное и сознательное действование каждого. Гегель Г.В.Ф. «Феноменология духа». 12. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы: 1. В чём заключается принципиальное несогласие Маркса с Гегелем в трактовке сознания и идеального? Как понимает сознание Маркс? 2. Как Марксом определяется идеальное и его отношение к сознанию и материи? Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в са- мостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составля- ет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Маркс К. « Капитал» 13. Прокомментируйте в этой связи хрестоматийное высказывание Маркса: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет сознание». 14. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы: 1. В чём отличие кантовского понимания идеального от марксовского? 2. Как, согласно Канту, идеальное относится к сознанию и материальному миру? 3. В чём преимущества и недостатки позиций Канта и Маркса по сравнению друг с другом? 4. Поразмышляйте над вопросом: сознание определяется бытием или небытие определяется сознанием? Приведите аргументы, примеры. Под идеей я разумею такое необходимое понятие разума, для кото- рого в чувствах не может быть дан никакой адекватный предмет. Следова- тельно, чистые понятия разума, о которых мы говорим, суть трансцен- дентальные идеи. Это понятия чистого разума, так как в них всякое опыт- ное знание рассматривается как определённое абсолютной целокупностью условий. Они не вымышлены произвольно, а даны природой самого разу- ма и потому необходимо имеют отношение ко всему применению рассуд- ка. Наконец, эти понятия трансцендентны и выходят за пределы всякого опыта, в котором, следовательно, никогда не бывает предмета, адекватно- го трансцендентальной идеи. Можно сказать, например, что абсо- лютное целое всех явлений есть только идея, так как мы никогда не мо- жем образно представить это целое, и потому оно остаётся проблемой без всякого разрешения. Кант И. «Критика чистого разума». 15. Опираясь на текст, сформулируйте определение интенциональности и ответьте на вопросы. 1. В чём проявляется творческая активность сознания по отношению к предмету? 2. В чём состоит отличие предметности как содержания сознания (конституируемого самим сознанием) от предметности «вне» сознания? Почему первая оказывается «более реальной», чем последняя? 3. С каким подходом к трактовке сознания ведётся спор в двух последних предложениях? Для понимания интенциональности необходимо, прежде всего, иметь в виду принципиальное различие, которое устанавливается здесь между сознанием и объектом его направленности. Предмет существует «вне» сознания, и его свойства не привходят в сознание извне; сознание лишь «мнит», «интендирует» (впоследствии Гуссерль скажет: «конституирует») его, и в самом этом акте имеет дело не с эмпирическивещественной природой его, а со смысловой структурой, которую само же образует. Интенциональное переживание идентично предмету, но сам предмет при этом берется «умно», т.е. в эйдосе, непреходяще и неуничтожимо; в этом отношении интенциональное переживание, скажем, «Сикстинской Мадонны» более реально, чем само полотно, реальность которого предоставлена на милость случая. Сводить предмет к восприятию, к совокупности образов и впечатлений, значит не понимать ни предмета, ни впечатлений. Оставлять его вовне и добиваться от сознания чисто внешнего его усвоения – нонсенс, осмыслить который не под силу даже специалистам по части абсурда. Свасьян К.А. «Феноменологическое познание». 16. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы: 1. В каком отношении сознание находится к данному (сущему, предмету)? 2. В чём состоит принципиальное отличие сознания и данного? 3. Почему сознание не может быть данным? Напрасно было бы думать, что сознание могло бы существовать без данного; оно было бы тогда сознанием самого себя как ничто, то есть абсолютное ничто. Но если сознание существует исходя из данного, это вовсе не значит, что данное его обусловливает; оно есть простое отрицание данного и как влечение к определённой ещё не существующей цели. И, кроме того, это внутреннее отрицание может быть лишь делом бытия, которое находится в постоянном отходе, отступлении от себя. Если бы оно не было своим отрицанием, оно было бы тем, чем оно является, то есть простым данным; отсюда следует, что оно не имело бы связи со всяким другим данным…, потому что по природе данное есть только то, чем оно является. Таким образом, всякая возможность появления мира была бы исключена. Сартр Ж.П. «Бытие и ничто». 17. Составьте сопоставительную таблицу основных способов представления сознания в различных видах идеализма и материализма. Сопоставление проведите по следующим пунктам: сущность и происхождение сознания; отношение сознания к материи; отношение сознания к человеку; динамика сознания; место и роль сознания в социальной жизни. 18. Прокомментируйте высказывание Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». Правомерно ли отождествлять сознание и мышление? Для какого типа метафизики характерно такое отождествление? Что, кроме мышления, может включать в себя сознание? Чем отличаются друг от друга сознание и знание? 19. Прочтите притчу. Согласны ли Вы с утверждением К.Г. Юнга, что цель человечества - прогресс самосознания? Почему? — Что такое осознанность? — Это управление своей речью, мыслями, поведением. — Невозможно следить сразу за всем. — Возможно. Кто понял, что без этого он не начнёт жить, добьётся осознанности. — Сколько же времени уйдёт на достижение осознанности? — Это зависит от твоей жажды жизни. Когда человек хочет пить, все его мысли направлены на поиск воды. Он больше ни о чём не думает. Если ты действительно желаешь стать осознанным, думай только об этом. — Если я буду думать только об осознавании себя, я упущу столько возможностей! Так и жизнь пройдёт мимо. — Ты не понимаешь одного: сейчас ты не живёшь, а спишь. Ты видишь сон о жизни. Осознанность — это пробуждение. Жизнь итак уже идёт и мо тебя. Ты не в состоянии определить, что есть жизнь, а что — сон. — Получается, я должен поверить тебе, что я сплю. А вдруг ты не прав? — Тебе не нужно верить мне. Сначала постарайся увидеть разницу между нами. — Ты такой же человек, как и я, разве что более мудрый. Чем же ещё мы отличаемся? — Ты постоянно задаёшь вопросы, а ко мне приходишь за ответами. — Учитель, но ведь может быть и наоборот: ты будешь задавать вопросы! — У меня их нет. — Учитель, если у тебя нет вопросов, значит ли это, что ты знаешь всё? — Это означает, что меня ничего не беспокоит. — Тебя устраивает то, что творится в мире?! Да это же ад! — Меня устраивает то, как Творец спланировал свою игру. — Похоже, что Его план не сработал. Здесь всё поставлено с ног на голову! — Ты видишь этот мир перевёрнутым. Я же вижу его совершенным. 20. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы: 1. Чем отличаются друг от друга сознание и бессознательное? Что является содержание личного бессознательного, а что - содержанием коллективного? 2. Сравните изначальные образы (архетипы) Юнга с идеями Платона, трансцендентальными идеями Канта и эйдосами Гуссерля. Выявите сходства и отличия. 3. Подумайте, почему в ХХ веке за сознанием начинают выделяться более глубокие и фундаментальные пласты бессознательного? Как данное явление связано с отождествлением сознания и мышления в «метафизике познания»? Это открытие означает дальнейший шаг вперёд в развитии нашей концепции, а именно признания наличия двух слоёв в бессознательном. Дело в том, что мы должны различать личное бессознательное и не или сверхличное бессознательное. Последнее мы обозначаем также как коллективное бессознательное именно потому, что оно отделено от личного и является абсолютно всеобщим, и потому, что его содержания могут быть найдены повсюду, чего как раз нельзя сказать о личностных содержаниях. Личное бессознательное содержит утраченные воспоминания, вытесненные (намеренно забытые) тягостные представления… Изначальные образы - наиболее древние и наиболее всеобщие формы представления человечества. <…> [Это] сокрытый клад, из которого вседа черпало человечество, из которого оно извлекло своих богов и демонов и все те сильнейшие и могущественнейшие идеи, без которых человек перестаёт быть человеком. Юнг К.Г. «О психологии бессознательного». 21. Определите соответствие философского направления и позиции к проблеме сознания:
Тесты для самоконтроля 1. Человеческое сознание есть процесс… Пассивный; Индифферентный; Активный; Механический. 2. Принцип философского мышления, направленный на осмысление собственных предпосылок, обращение на самого себя, есть … Субъективность; Познание; Рефлексия; Мышление. 3. По Фрейду, человеческие поступки определяются … Религиозностью; Экономикой; Бессознательным; Политикой. 4. Автором суждения: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» является … И. Кант; Гегель; К. Маркс; Э. Фромм. 5. Формами бессознательного выступают … Умозаключение; Сновидение; Интуиция; Суждение; Озарение. 6. Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» к социальным предпосылкам возникновения человека и его сознания относит … Освобождение руки; Общественную жизнь; Прямохождение; Появление языка; Труд; Мышление. 7. Функцией сознания не является …. Преобразующая; Моделирующая; Отражательная; Художественная. 8. Следующий ряд: раздражимость, возбудимость, психика, сознание можно охарактеризовать как … атрибуты человеческого мозга; ступени развития отражения в неорганической природе; свойства любых живых существ; атрибуты органической природы. 9. Впишите ключевое слово: «Противоположное осознанию внешнего мира осознание человеком своих стремлений, мотивов поведения, идеалов, ценностная оценка самого себя как чувствующего, понимающего и действующего существа, есть ________». 10. С позиции религии сознание по своей сущности … материально; идеально; трансцендентально; биологично. 11. Философское понимание материи связывает ее с… частицами микромира; понятием, посредством которого обозначается многообразие природных явлений и процессов; волнами, испускаемыми атомами; 12. Каждый из трех основных законов диалектики отражает… а) отдельный этап, ступень развития; разный уровень проявления; всеобщность развития; объективность содержания мышления. 13. Понятия, относящиеся к закону единства и борьбы противоположностей, – это… а) развитие; качество; эволюция; разрешение. 14. Метафорическое выражение, правильно описывающее диалектическую категорию движения, – а) «В одну реку нельзя войти дважды» (Гераклит); «Летящая стрела покоится» (Зенон); Любая вещь устойчива и неизменна; «В одну и ту же реку нельзя войти и единожды» (Кратил). 15. Главный вопрос онтологии – о логике мышления; об иллюзии восприятия; о вероятности событий; о сущности и причинах бытия. 16. Движение материи следует понимать как… а) прогресс в развитии; регресс в развитии; развитие вообще; изменение вообще. 17. Пара категорий, представленная корректно, – причина – случайность; необходимость – следствие; причина – следствие; сущность – действительность. 18. Атрибутами материи являются: звук; цвет; вкус и запах; движение, пространство, время. 19. Категория меры выражает… а) единство скептицизма и иронии; взаимопроникновение (борьбу) противоположностей; единство тождества и отрицания; диалектическое единство качества и количества. 20. Какие формы отражения выделяются в процессе развития материи? пассивное отражение в неживой материи, активное отражение в живой материи, психическое отражение, сознание(правильно) механическое, физическое, химическое, биологическое движение материальное производство, социальное действие Вопросы для самоконтроля 1. 1. Что включается, и что не включается в понятие «бытие»? Существуют ли более широкие и сопоставимые с ним понятия? 2. В чем различие между философскими и физическими понятиями «материя» и «движение»? 3. Чем именно в Вашем представлении обеспечивается единство мира? 4. Всеобщие формы существования распространяются, по определению, на все феномены действительности. Пространство и время-суть, всеобщие формы существования. Как они распространяются друг на друга. 5. Можно ли представить себе покой абсолютным, а движение -относительным? 6. Чем категории философии отличаются от категорий конкретных наук? 7. Как вы можете философски объяснить парность категорий (бытие-сознание, абсолютное - относительное, частное - общее) 8.Какие системы сознания Вы можете назвать? 9. Как соотносятся объективное и субъективное в нашем сознании при отражении субъектов реальности? 10. Какую роль играет бессознательное в жизни человека? 11. Что такое воля? Элемент сознания? Чувство? Самостоятельный феномен? 12. Можно ли рассматривать чувство, рассудок и разум как образец гегелевской триады? 13. Как Вы понимаете высказывание « Я мыслю - следовательно существую»? 14. По каким направлениям идет развитие психоанализа З. Фрейда? 15. Какова зависимость причины и мотива от сознания? 16. Чем функциональный принцип соотношения сознания и бессознательного отличается от субстанционального (фрейдовского)? 17. Чем понятия субъективного пространства и времени отличаются от объективных понятий пространства и времени? 18. Назовите известные концепции о соотношении сознания и самосознания. 19. Чем является философская деятельность для нашего сознательного опыта? 20. Раскройте содаржание третьей фундаментальной абстракции «практики». |