Главная страница
Навигация по странице:

  • Объект, предмет, функции социологии.

  • Структура социологии, социологического знания.

  • Законы и категории социологии.

  • Место социологии в системе общественных наук.

  • Основные этапы развития социологии. О. Конт и три стадии развития народной мысли.

  • Классический период развития социологии (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс).

  • «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера.

  • Отечественная социология до 1917 года ( Н. Михайловский и др.)

  • Марксистская социология в России (

  • Ответы на вопросы по социологии. Ответы.. Тесты вопрос 1 Что является предметом социологии Варианты ответа


    Скачать 223.13 Kb.
    НазваниеТесты вопрос 1 Что является предметом социологии Варианты ответа
    АнкорОтветы на вопросы по социологии
    Дата09.05.2023
    Размер223.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы..docx
    ТипТесты
    #1117657
    страница2 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Социология как наука. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Понятие социального.

    Социология — наука об обществе, составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

    Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в начале XIX в. под влиянием определенных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX в. вело к быстрому росту городов – урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные проблемы общества», а с другой – объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

    Особенно интенсивно развитие капитализма происходило в Англии и Франции. Видимо, этим объясняется, что именно в этих странах появляется наибольшее количество работ, посвященных социальным проблемам развития общества. Среди этих работ особо следует отметить «Статистическое описание Шотландии» Джона Сиклера (21 том), «Положение рабочего класса в Англии» Фридриха Энгельса, «Жизнь и труд людей в Лондоне» Чарлза Бута, «Сводка физического и морального состояния рабочих на бумажных, шерстяных и шелковых мануфактурах» Луи Виллерме, «Очерки моральной статистики» Андре Герри, «Европейские рабочие» Фредерика Ле Пле. (6 томов).

    Одним из первых решился поставить философские суждения на твердый фундаент эмпирических фактов французский мыслитель Огюст Конт в начале XIX века. Он предложил метод, с помощью которого можно соединить абстрактную теорию общества и данные о поведении людей. О. Конт дал имя новой науке, поэтому его считают родоначальником социологии. История свидетельствует, что это произошло в 40-х годах IXI в. после опубликования О. Контом (1798-1857) третьего тома (всего 6 томов 1830-1842гг.) его важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия – поставить учение об обществе на научную основу – и явилось тем отправным фактом. Который привел к формированию и развитию социологии.

    О. Конт поставил социологию в один ряд с фундаментальными науками, создал эволюционную теорию социального развития, оригинальную концепцию социальной статики, социальной динамики, систему законов и принципов социологии. Эволюционная теория О. Конта сняла противоречие между «социальным прогрессом » и «социальным порядком»: отказ О. Конта от революционной теории, постановка на ее место эволюционного принципа в социальном развитии давали возможность не уничтожать, а реформировать, эволюционно изменять существующий в обществе порядок.

    1. Объект, предмет, функции социологии.

    Объект: само общество во всём его проявлении. Предмет: О.Конт: общество это особое, Дюргейм: социальные факты, Вебер: социальное поведение, Маркс: общество как социальная система.

    Функции социологии: Гносиологическая, практическая, социальный прогноз и контроль, гуманистическая, прогностическая, идеологическая, функция социального контроля, управленческая, пропогондистская, регулятивная

    1. Структура социологии, социологического знания.

    Структура социологического знания — это определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как совокупность взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней.

    Социология — сложноструктурированная отрасль научного знания об общих и специфических тенденциях и закономерностях развития и функционирования, различных по масштабам, значимости, особенностям и формам проявления социальных систем.

    В современной методологии — и в нашей стране, и за рубежом — научное знание принято понимать иерархически и представлять его в виде «здания» социологической науки, состоящего из пяти этажей (рис. 1.1):

    верхний этаж — это научная картина мира (философские предпосылки);

    четвертый - общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня;

    третий — частные, или специальные, теории;

    второй этаж представлен эмпирическими исследованиями;

    нижний этаж — прикладные исследования.

    Четыре верхних этажа социологического «здания» занимает фундаментальная социология, а последний - прикладная социология. Три верхних этажа - теоретическая социология. Два нижних — эмпирические и прикладные исследования — принято относить к эмпирическим знаниям.

    Выделенные пять уровней и типов знания различаются двумя параметрами — степенью обобщенности (абстрактности) понятий, используемых на данном уровне, и степенью распространенности знаний данного уровня — иными словами, количеством проведенных исследований или созданных теорий.

    1. Законы и категории социологии.

    Социологические категории – это основные понятия, которые составляют базу в терминологическом словаре социологии, в которых отражена социальная реальность, как определенная целостность в становлении и развитии науки. Вместе с тем, в этих понятиях выражается сущность непосредственно процессов социологического знания, совместно с его методами и механизмами реализации. 

    В основе терминологического словаря социологии находятся три группы категорий: 

    • общенаучные категории, которые интерпретируются социологическим знанием (Например: социальная структура, социальное развитие, социальная система и прочие). 

    • непосредственно социологические категории (Например: социальный институт, социальный статус, социальная стратификация и прочие). 

    • категории смежных с социологией дисциплинами (Например: личность, культура, власть, государство и прочие). 

    В общем смысле, социальные законы принято разделять на пять групп: 

    1. Законы, в которых отражается сосуществование социальных явлений. В контексте понимания данных законов, при наличии явления А, обязательно должно быть явление Б. Например, процессы урбанизации и индустриализации в обществе отражают снижение числа экономически активных граждан, которые заняты в области сельского хозяйства. 

    2. Законы, в которых отражаются тенденции развития. За счет их деятельности происходят изменения в структуре социальных объектов, совместно с переходом от одной установленной формы порядка к другой. В качестве примера можно привести тот факт, что при изменении особенностей в производительных силах необходимо реализовывать изменения и в производственных отношениях. 

    3. Законы, благодаря которым устанавливается функциональная зависимость между различными социальными явлениями. Например, чем больше индивид склонен участвовать в политической общественной жизни, тем выше показатели его внутренней культуры. 

    4. Законы, с помощью которых происходит фиксация причинных связей между социальными явлениями. В качестве примера можно привести то, что значимым и нужным условием реализации процессов социальной интеграции выступает рациональное комбинирование личностных интересов с общественными. 

    5. Законы, в которых утверждается вероятность, или возможность взаимосвязи и влияния между различными социальными процессами. Например, количество процессов по бракоразводным делам в разных странах зависит от экономического цикла страны. 



    1. Место социологии в системе общественных наук.

    Социология занимает особое место в системе общественных наук. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, социология в отличие от большинства других общественных наук изучает общество в целом как единую социальную систему. Во-вторых, социология выступает в качестве теоретической и методологической основы для специальных общественных наук. В-третьих, социология разрабатывает методы социального измерения, технику и методику изучения жизнедеятельности человека, которые используются другими общественными и гуманитарными науками. В то же время социология не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками.

    Особенно тесные связи сложились у социологии с философией, историей, политологией, экономической наукой.

    1. Основные этапы развития социологии. О. Конт и три стадии развития народной мысли.

    Основные этапы – вопрос 28

    Выделяя взгляды, идеи, мышление, сознание людей как главные силы развития общества, О. Конт делит историю общества на три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную.

    Критерий такого деления – характер господствующих идей.

    1. Теологическая стадия в развитии общества, вплоть до XVII – XVIII веков, когда в нем господствовала религия.

    2. Метафизическая. В обществе господствуют олицетворенные абстракции, метафизические концепции – революционные теории, материалистическая философия.

    3. Позитивная стадия. Обществу нужен такой этап, когда развивалась бы только позитивная наука. Должны господствовать естественные науки, социология.

    1. Классический период развития социологии (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс).

    С именем французского мыслителя Огюста Конта (1798- 1857), его учеников и последователей связан так называемый классический период развития социологии, когда она институционализировалась как наука; возникли ее основные школы, направления. О. Конт не только предложил термин «социология» для обозначения новой науки об обществе, но и доказывал необходимость его изучения как на теоретическом уровне, так и эмпирически, опираясь на практические исследования, на строгий отбор социальных фактов. Исходя из этого, О. Конт предложил и основные методы исследования - наблюдение и эксперимент.

    Для развития социологии как науки, для более глубокого и научного познания общества большое значение имело предложение О. Конта рассматривать его как организм (систему) со своей структурой. Он же исследовал и отдельные его элементы - государство, семью, церковь. Эту часть своей социологии он называл социальной статикой. Но О. Конт также считал, что в обществе постоянно происходят и социальные изменения; отдельные элементы общества взаимодействуют между собой, порождают социальные действия и изменяются сами. Эту часть социологии О. Конт определял как социальную динамику. Он считал, что социология должна быть позитивной, т.е. добытые наукой знания обязаны служить благосостоянию общества. Как ученый, О. Конт при изучении общества исходил из единства людей и общественных явлений. Вместе с тем в изучаемом обществе он видел и разнообразие процессов, происходящих в нем и более того, обосновывал это разнообразие; он делал вывод о том, что случайности революций или насилие не обеспечивают порядка в обществе.

    Один из самых влиятельных социальных мыслителей XIX в. - немецкий ученый К. Маркс (1818-1883) рассматривал общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся по своим законам социальную систему. К. Маркс считал главным видом общественных отношений экономические и которые, в первую очередь, определяют социальную структуру общества. Ее основа - те или иные классы, формирование которых связано с их отношением к средствам производства. Владение или невладение ими определяют социальный статус класса, его отношение (доступ) к власти и т.д. По Марксу, все изменения в обществе обусловлены борьбой классов за средства производсгва и эта борьба должна привести к созданию бесклассового общества, в котором отсутствует частная собственность на средства производства и торжествует социальная справедливость.

    Социологическая теория английского ученого Герберта Спенсера (1820-1903) позволила ему заложить фундамент тидо- огизации обществ, принципиально отличающийся от марксистского и в основе которого находятся не социоэкономические, этические положения. В теории Г. Спенсера обосновывался тезис о том, что развитие общества не должно поглощать отдельную личность и что, по его убеждению, может произойти при реализации социалистических и коммунистических идей.

    Фактически Г. Спенсер предложил несколько позже широко распространенный метод структурно-функционального анализа. Он же способствовал распространению понятий «социальный институт», дав ему научное описание и выделив домашние, обрядовые или церемониальные, политические, церковные, профессиональные промышленные институты.

    В историю социальных учений Г. Спенсер вошел как основатель школы социального дарвинизма. Он первым применил структурно-функциональный анализ к изучению общества, разрабатывал подход к описанию общественных систем, получивший впоследствии название общей теории систем.

    Становление социологии как науки тесно связано и с именем французского ученого Эмиля Дюркгейма (1858-1917). Он обосновал особое место социологии среди других наук об обществе; стремился к ее автономии, к более полному и ясному определению того, что она должна изучать.

    Большое место в научном наследии ученого занимает разработанный им метод структурно - функционального анализа социальных явлений. Он считал общество определенным целым, но состоящим из взаимозависимых частей (структур) со своими функциями. А под социальной функцией Э. Дюркгейм понимал соответствие того или иного явления определенной потребности социальной системы. Этот метод позволил ученому дать глубокий анализ социальных связей в различных типах обществ (как традиционных, так и современных); показать, что функционирование какой-либо структуры может быть нарушено и это побуждает человека на поступки, не совместимые с общепринятыми правилами и нормами (аномия). Введенное Э. Дюркгеймом понятие аномии прочно вошло в современную социологию.

    Его же теория социальной солидарности (работа «О разделении общественного труда») в методологическом отношении оказалась социологической основой идеологии социал - реформизма, в центре которой - идея государства как организации, решающей проблемы социального противостояния в интересах всего общества. Ученый отвергал идею К. Маркса о революции как способе разрешения конфликтов.

    1. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера.

    Согласно этой теории, в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимание) намерений и целей действий друг друга. Основоположник Макс Вебер

    1. Отечественная социология до 1917 года ( Н. Михайловский и др.)

    Первым свидетельством становления в России социологии как автономной научной дисциплины является появление в печати статей «Позитивизм и его задачи» (1868) и «Исторические письма» (1869) П.Л.Лаврова, и одновременно с ними работы Н.К. Михайловского «Что такое прогресс?» (1869). К этому же времени относится и публикации Н.И. Зибера, одного из основателей марксистского направления в русской социологии, а также выход в свет трудов А.И. Стронина, сторонника органицизма. Затем начинается регулярное издание в России социологической литературы.

    Характер становления научной социологии в России предопределял ряд особенностей. Наиболее существенная из них заключалась в том, что, будучи обязана своим происхождением прогрессивному течению собственной общественной мысли, она совершала самостоятельный синтез разнообразных научных идей, возникавших у других народов.

    Первым широким течением научной социологической мысли, как и на Западе, в России явился позитивизм. Позитивистская социология получила свое развитие в трудах отечественных ученых разных поколений, среди которых П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Е.В. де Роберти, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев и другие. Всех этих исследователей, вслед за О.Контом, воодушевляли приемы познания, заимствованные у точных наук, и их способность с помощью конкретных методов преодолевать идеализм и мистику в трактовке научных фактов. Привлекательной стороной позитивизма представлялась его нацеленность на поиски такого теоретического знания, которое поможет человечеству найти оптимальные средства решения практических задач и встать на путь процветания.

    В то же время позитивистская социология в России представляла собой явление оригинальное, самобытное и весьма разноликое. Уже к концу 60-х гг. XIX столетия в позитивистской социологии в России сформировались первые научные направления:

    1) натуралистическое, объединявшее органицистские и механицистские подходы к социальным явлениям (представители - Н.Д. Ножин, А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, П.А. Кропоткин, Я.А. Новиков);

    2) географический детерминизм, согласно которому первичным и определяющим при объяснении социальных процессов считается фактор окружающей природной среды (представители Л.И. Мечников, А.П. Щапов);

    3) субъективная школа, положившая в основу изучения общества содержание духовной жизни составляющих его индивидов.

    Именно субъективная школа стала играть наиболее заметную роль в отечественной социологии на рубеже 60-70-х гг. XIX века. В научной литературе она известна под несколькими названиями - одни социологи предпочитали называть ее субъективной школой или этико-социологическим направлением, другие - субъективным методом. Некоторыми исследователями использовался термин «русская социологическая школа». В каждом из названий подчеркивался один из наиболее характерных признаков этого богатого содержанием, яркого, самобытного направления в социологии.

    1. Марксистская социология в России (ортодоксальный марксизм, «легальный марксизм»).

    К концу XIX века в России, в рамках марксистской социологии, сформировалось два подхода - радикальный (революционный марксизм) и легальный марксизм.

    Выдающимися представителями революционного подхода были Г.В.Плеханов (1856 - 1918) и В.И.Ленин (Ульянов) (1870 - 1924).

    Революционер и ученый, основатель социал-демократического движения в России, Георгий Валентинович Плеханов оценил учение К. Маркса как новый этап в развитии философии и социологии. В своих работах «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Очерки по истории материализма», «К вопросу о роли личности в истории» и многих других, он блестяще изложил марксистскую теорию общества. Вслед за К.Марксом Г.В.Плеханов обосновал материалистическое понимание истории, показал сложность отношений общественного бытия и общественного сознания; подчеркнул роль общественной психологии в той идейной борьбе, которую ведут различные социальные группы.

    Революционер и социальный мыслитель, основатель советского государства Владимир Ильич Ленин в ряде работ активно исследовал общественный строй в России и роль различных классов в грядущей революции. Исключительную роль в развитии марксистской социологии в нашей стране сыграла его работа «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» (1894). В ней В.И.Ленин субъективной социологии противопоставил марксистскую диалектику, в частности, учение о конкретности истины, материалистическое понимание закономерностей развития общества, роли народных масс, классов и личности в истории.

    Значительное место в работах В.И. Ленина, вышедших накануне Октябрьской революции 1917 года и сразу после ее победы занимает анализ марксистской теории государства, классовой сущности и функций различных видов демократии и диктатуры особенностей советов как государственной формы диктатуры пролетариата, перспектив и условий «отмирания государства».

    Однако, несмотря на то, что В.И. Ленин многие теоретические и методологические вопросы, относящиеся к сфере социологического знания, поставил и разработал впервые, в его работах нельзя найти законченной концепции социологии. Тем не менее, он внес крупный вклад в развитие марксистской мысли на социологическом уровне. Прежде всего, он заключается в дальнейшей разработке марксистской теории общества и применении этой теории для анализа различных сфер жизни российского общества. Кроме того, В.И. Лениным были проведены систематические исследования прикладного характера, в ходе которых он использовал разнообразные приемы сбора социальной информации. Замечательным примером тому служит его работа «Развитие капитализма в России».
    В отличие от радикальных марксистов, легальным марксистам в принципе была чужда идея о диктатуре пролетариата, их вполне устраивало то, что марксизм обосновывал прогрессивность капитализма по сравнению с феодализмом, доказывал закономерный характер смены феодализма капиталистической общественно-экономической формацией. Социологию марксизма легальные марксисты истолковывали в духе экономического материализма, ставя изменения в обществе, особенно правовые, в непосредственную зависимость от экономики.

    Так, главные представители легального марксизма в России – П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев, С. Франк поддерживали лишь экономическую теорию К.Маркса. Они выступали в легальных журналах «Новое слово», «Начало», «Жизнь», использовали положения марксистской экономической теории для обоснования необходимости развития капитализма в России, выступали за демократические свободы, развивали либеральные концепции реформирования общества.

    Следует отметить, что В.И. Ленин критиковал легальных марксистов за стремление «взять из марксизма все, что приемлемо для либеральной буржуазии и отбросить «только» живую душу марксизма, «только» его революционность». По В.И. Ленину, легальные марксисты – «буржуазные демократы, для которых разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму, а к буржуазному либерализму»

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта